Происхождение пиратского флага: Веселый Роджер. Пиратские «символы» (прозвища, названия кораблей, флаги, татуировки, «Веселый Роджер», амулеты) Что означает пиратский флаг

«Почему наш флаг черный? Черный — оттенок отрицания. Черный флаг — отрицание всех флагов. Это — отрицание статуса государственности, который помещает человеческое состояние против себя и отвергает единицу всего человечества. Черный цвет — настроение гнева и произвола во всех отвратительных преступлениях против гуманности, совершенного от имени преданности одному государству или другому».

Howard J. Ehrlich (ed.)-Reinventing Anarchy, Again.

Точная дата появления пиратского флага неизвестна, хотя его история и может быть прослежена с некоторой долей уверенности. Определение возможного проявления враждебности встречных кораблей на протяжении долгих веков было сложной проблемой. В 16 столетии с развитием корабельной артиллерии необходимость идентификации судов стала особенно актуальна. Исторически первыми кораблями, несущими символы их национальной принадлежности, стали крупные военные суда, входящие в состав королевских флотов . Англичане стали использовать паруса с розой — эмблемой королевского дома Тюдор, испанцы — красный католический крест. Вместе с тем для торговых и одиночных кораблей никакая символика не применялась. Позднее, когда национальные флаги и гербы стали общеприняты, специальная раскраска парусов стала использоваться на всех судах. Но в дальних плаваниях нередко оснастка приходила в негодность, а гербовые паруса были недешевы, и для обозначения принадлежности кораблей все чаще стали использоваться кормовые флаги, которые могли иметь огромные размеры. Это было обусловлено не только необходимостью обеспечить высокую дальность определения принадлежности корабля, но и в связи с общепринятым в то время явлением с подменой флага на вражеский. Лучшая стратегия тогда должна была предполагать, что все встречные суда были враждебными.

Появившиеся в то время корсары не имели права использовать национальные флаги, и поэтому они стали применять специальные символы совместно с государственными вымпелами . Так, в 1694 году английское адмиралтейство ввело обязательный знак для обозначения английских корсарских кораблей — красный флаг, названный по аналогии с государственным флагом Великобритании «Красный Джек». В то время по морской терминологии красный вымпел означал предупреждение об опасности, и в данном случае сигнализировал встречному кораблю о бесполезности сопротивления. Но вместе с тем пираты, не находящиеся на службе какого либо государства, стали также использовать сигнальные вымпелы в качестве меры устрашения противника. Поднятый ими черный флаг означал приказ немедленно остановиться и немедленно капитулировать. Значительно реже использовались флаги желтого цвета, которые символизировали смертельное заболевание или безумие экипажа . После окончания испанской экспансии на море многие корсары, покинувшие государственную службу, просто сохранили свои флаги, продолжая заниматься морским разбоем. Как ни удивительно, но согласно некоторым сведениям, темы американского красно-белого флага и красного флага революций 20 века были заимствованы именно у корсарских вымпелов.

Согласно действующей в то время морской системы обозначений черный вымпел означал, что атакуемое судно должно прекратить сопротивление и немедленно остановиться. Если жертва продолжала движение, поднимался красный флаг, символизирующий невозможность проявления милосердия . Примерно тогда же появилось и название пиратского флага. Предположительно оно пошло от французского словосочетания «Jolie Rouge» — » Красный знак», что в английской транскрипции превратилось в Веселого Роджера — «Jolly Roger». Кроме того, действовавший в Англии того времени закон о бродяжничестве назывался Rouge, а самих бродяг и жуликов на жаргоне звали Роджерами. В Голландии корсаров, действовавших в районе Ла-Манша называли privateers, или морские нищие, что также могло оказать влияние на появление самого слова «пираты» и название их флага. Другое возможное толкование исходит из факта, что дьявол иногда упоминался как «Старый Роджер», и таким образом флаг символизировал гнев дьявола.

Согласно общепринятому мнению, на пиратском флаге должны быть изображены череп и перекрещенные кости либо мечи. В действительности каждый корабль имел свой уникальный знак и эти знаки были весьма разнообразны . Первое упоминание «классического» пиратского флага связано с французским пиратом Emmanuelle Wynne в 1700 году, который использовал изображение черепа с пересеченными под ним костями с песочными часами на красном или черном фоне. Примерно таким же был флаг пирата Henry Every, но череп на нем был обращен в профиль. Это означало, что хозяин данного флага больше не являлся наемным корсаром, а стал вольным пиратом. Аналогичные по смыслу эмблемы на черном или красном фоне вскоре стали появляться у многих пиратов, причем наиболее распространенной символикой стало изображение черепов, костей и скелетов как символов смерти. Эти изображения должны были оказать дополнительно психологическое давление на противника, вызывать ощущение неминуемой смертельной опасности и бессмысленности сопротивления, к тому же на надгробных плитах того времени нередко присутствовали аналогичные знаки. Кроме того, использовались приметы неумолимо утекающего времени, силы, безумства и отваги.

Все эти изображения песочных часов, сабель, крыльев в самых различных сочетаниях встречались на пиратских флагах. Так, знаки на флаге Bartholomew Roberts («Black Bart») символизировало презрение к смерти («пьющий за смерть»), беспощадность и силу (скелет с копьем), да и все пиратские флаги как правило несли оттенок фатализма. Кроме того, пираты, активно поддерживающие контакты с различными государствами, нередко использовали сразу два флага — как, например, Charles Vane, который в своих плаваниях 1718 года поднимал красный пиратский флаг на фок-мачте, черный на гроте, а английский крест на кормовом флагштоке. Изображения на пиратских флагах были весьма грубыми, так как их изготовлением обычно занимались простые члены команды, владеющие иглой и ниткой. Нередко флаги можно было просто купить в портовой таверне за бутылку бренди, так что большинство корабельных символов не отличалось большим изяществом и выдумкой . Так, на одном из флагов все то же «Черного Барта», когда тот плавал в районе островом Мартиника и Барбадос, был изображен пират, стоящий на головах барбадосца (АВН — «A Barbadian’s Head»), и мартиниканца (АМН — «A Martiniquan’s Head»). Угроза была ясна — моряки этих колоний не могут ожидать никакого милосердия, если они попытаются оказать малейшее сопротивление. Если пират мог запугать врага, чтобы победить без оказания сопротивления, то опасность для пиратского экипажа была бы устранена, и корабль жертвы захватывался неповрежденным, таким образом сохраняя свою ценность. Изображения на флаге часто связывалась с известным пиратом и, следовательно с его репутацией, что вызывало более явную угрозу.

Фантазия разбойников была достаточно приземленной, но богатой, и чуждые вычурности пираты охотно наделяли своих собратьев всевозможными незатейливыми кличками. За прозвищами могли скрываться люди самые разные. Одни предпочитали сохранить в тайне свои подлинные имена, другие — особые любимчики пиратского мира — гордо носили прозвища как почетный титул, а некоторые пираты обладали столь необычными физическими особенностями, что оставить их без внимания было просто невозможно.

Нередко прозвища получали по географическому признаку. Нетрудно понять, откуда родом Гассан Венеииано, знаменитый алжирский корсар XVI в. Легендарный Жан Франсуа Но, известный как Олоне и прославившийся своей жестокостью, родился в местечке Сабль д"Олон. Прозвища Пьера Пикардийца, Мигеля Ле Баска, Рока Бразильца или Бартоломео Португальца также выдают их национальную принадлежность или напоминают о странах, с которыми так или иначе были связаны эти люди.

Вряд ли нуждаются в особых пояснениях и прозвища, связанные с физическими особенностями их носителей. Например, Длинный Бен, Пьер Длинный, Красавчик, Тич Черная Борода, два рыжебородых брата Арудж и Хайраддин, вошедшие в историю как Барбаросса I и II. Широко распространено было прозвище Деревянная нога. Знакомый всем пират Джон Сильвер из «Острова сокровищ», возможно, обязан своим появлением известности двух реально существовавших героев пиратских баталий в Испанском Мейне — французу Франсуа Леклерку и голландцу Корнелису Елу. В других случаях фантазия пиратов была изощреннее. Если прозвище флибустьерского главаря Александра Железная рука наводит на мысль, что его носитель обладал всесокрушающим мощным ударом и огромной физической силой, то Пьер Легран (фр. «grand» — «большой», «великий»), вероятно, был просто высоким человеком, а может быть, и обладал великим умом. Некий флибустьер Вест-Индии носил прозвище Крепкозубый, а другой был известен как Легкий На Ногу. Трудно определить, какими качествами прославился пират по прозвищу Попутный Ветер. Вполне может статься, что для своих товарищей он был чем-то вроде талисмана, и его присутствие на корабле сулило нужное направление ветра, а возможно, он заслужил прозвище из-за постоянной готовности поучаствовать в славной драке и лихой попойке. Явно шутливое прозвище было придумано одному известному алжирскому разбойнику — Мертвая Голова. Его абсолютно лысая голова напоминала безводную мертвую пустыню, где не было места живой растительности.

Более замысловатые прозвища давались за особые «отличия». Мир Карибского моря сохранил несколько довольно типичных кличек — например, Проныра или Гроза Приливов. Наибольшую известность приобрело прозвище Истребитель, полученное шевалье де Монбаром за всепоглощающую страсть к истреблению испанцев.

Наконец, были и таинственные прозвища-псевдонимы. К таким относится имя, взятое известным пиратом Генри Эвери, или Джоном Авери. Подлинная фамилия его была Бриджмен, и он происходил из семьи честных законопослушных моряков. Чтобы не запятнать своих родственников, он придумал для себя странное Эвери (англ, «every» — «любой, каждый»). Непросто по такому прозвищу распознать, как же по-настоящему зовут его владельца.

Весьма показателен пример пирата Джеймса Келли. На протяжении своего бурного жизненного пути, наполненного авантюрами и плаваниями, он несколько раз менял имя и либо выступал под собственной фамилией, либо становился Сэмпсоном Маршаллом или Джеймсом Гиллиамом. Невозможно с точностью определить, на каких этапах происходили перевоплощения этого ловкача. Его деятельность на ниве пиратства и приватирства продолжалась почти двадцать лет. Она началась в 1680 году, когда молодой англичанин оставил родную страну и на работорговом судне двинулся к западному побережью Африки. Здесь судно было захвачено пиратами капитана Янки, и Келли решил сделаться разбойником. Несколько лет он грабил в Испанском Мейне, переходя с одного судна на другое. В конце концов он оказался на пиратском корабле Джона Кука. Весной 1683 года судно пришло к берегам Виргинии в залив Чезапик, где был набран экипаж и закуплена провизия. Отметим, что среди новых членов команды оказались знаменитые впоследствии Уильям Дампир и Эмброз Коули, оставившие записки об этом плавании. В апреле корабль Кука отправился в плавание. В Атлантике он перехватил голландское торговое судно. Команде Кука понравились его осадка, крепость, и пираты перебрались на него, прихватив ценный груз (шестьдесят черных невольниц) и оставив голландцу в обмен свое судно. Теперь корабль, на котором поплыл Келли, стал называться «Бечелос Делайт» («Услада холостяка»). Пираты пошли в Тихий океан, но, пройдя мыс Горн, попали в ужасный шторм. После тяжелых испытаний в южных широтах, они наконец выбрались к чилийскому побережью. Здесь они повстречались с другими пиратскими судами, и солидная англо-франко-голландская компания продолжила совместную охоту за испанскими галионами. Никаких особых успехов не было достигнуто, экипажи рассорились, и сообщество развалилось. Келли оказался в группе под командованием Эдварда Дэвиса (Кук к этому времени умер), которая ушла обратно в Карибское море. Здесь Келли направился на Ямайку и принял амнистию Вильгельма I, став приватиром. Однако официальный статус ему вскоре надоел, и он вернулся к пиратству. Захватив шлюп «Даймонд» («Бриллиант»), Келли, уже в качестве капитана, направился в Индийский океан, где и пропал за несколько лет. Предполагают, что он провел немало времени на острове Мадагаскар, а возможно, и находился в плену. Кончилось тем, что Келли, под именем Маршалла, с экипажем известного Роберта Каллифорда пришел на остров Сен-Мари. Здесь он встретился с капитаном Киддом и вернулся с ним в Вест-Индию, но уже под именем Джеймса Гиллиама. Но Келли не остался в Америке, а, возвратившись в Англию, поселился в Лондоне со своей семьей. Он умер как респектабельный господин, окруженный любовью и уважением.

Какими бы причинами ни руководствовались авторы прозвищ, все прозвища несли определенную психологическую нагрузку, придавая пиратской жизни загадочность, необычность. Порой эти клички превращались в своеобразные визитные карточки, от которых потенциальные жертвы их владельцев содрогались от страха.

* * *

Важную роль психологического воздействия на противника играли названия пиратских судов. Исследователь морского разбоя М. Редикер, проанализировав названия сорока четырех пиратских кораблей, установил: в восьми случаях (18,2%) упоминалась слово «месть» (вспомним знаменитый бриг Тича «Месть королевы Анны» или судно Стеда Боннета «Месть»), в семи (15,9%) присутствует слово «бродяга» («ranger») или «скиталец» («rover»), в пяти случаях название судна упоминает о королевской власти .

Самым знаменитым символом пиратства является зловещий флаг «Веселый Роджер» («Jolly Rodger»). Его впервые зафиксировал «Oxford English Dictionary» в 1724 году. Он получил очень широкое распространение и был известен в различных вариантах. На черном поле помещался излюбленный знак морских разбойников — череп с перекрещенными костями или целый скелет в полный рост. Использовалась различная атрибутика морской жизни, вооружение и другие предметы, в зависимости от фантазии и пристрастий команды. В большинстве случаев это было оружие — от абордажных клинков и шпаг до ножей и стрел. Так, например, над кораблем капитана Спригсса развевался черный флаг, в середине которого был изображен белый скелет. В одной руке он зажал стрелу, пронзающую сердце, с которого стекали три капли крови, в другой находились песочные часы, указывающие встретившемуся кораблю, что смертный час пробил. Ранее такой же флаг, но под названием «Старый Роджер», был зафиксирован у пирата Джона Куэлча, пришедшего в Бразилию в 1703 году. У Бартоломью Робертса жуткий скелет стоял на двух черепах, под которым были выведены буквы «АВН» и «АМН» . Конечно, власти островов Барбадос и Мартиника, заклятые враги Робертса, зная про эти буквы под мертвыми головами, не могли забыть об особой «привязанности» разбойника к их владениям.

Известен рапорт о черном флаге со скелетом, который держит в одной руке чашу пунша, а в другой — шпагу. Иногда цвета варьировались, и тогда черный скелет выступал на белом поле.

С «Веселым Роджером» связано немало спорных вопросов. Во-первых, известно, что это название было не единственным для пиратских флагов. Применялись и «Черный Флаг», и «Роджер», и уже упоминавшийся «Старый Роджер». Во-вторых , цвет пиратского флага далеко не всегда был черным . Собственно, первое упоминание о черном цвете относится лишь к 1700 году, и такой фон имел флаг французского пирата Эммануэля Дюна.

Ранее же черный цвет (равно как и черные платки) широко использовали испанские пираты. В одном из правил, определяющих порядок оформления катафалков для похорон испанского короля, записано: «Не следует ни на вершине, ни на одном из этажей траурной башни вывешивать черный флаг. Несмотря на то, что он является знаком и цветом короля, этот флаг опозорен (разрядка наша), как флаг, употребляющийся на пиратских кораблях. Поэтому надлежит ограничиться флагом темно-фиолетовым или кардинальским пурпуром».

Возможно, испанские разбойники издевались не только над монархом — черный цвет носили и флаги испанских военных эскадр (в том числе они были и на «Непобедимой Армаде»). Кроме того, черный костюм испанского аристократа служил отличительным признаком принадлежности к высшим классам и знаком «высокой моды» XVI в. Нет ничего удивительного, что пиратам захотелось «приобщиться» к высшему свету.

Однако излюбленным у бандитов (особенно англичан и французов) был красный, или кровавый, флаг, цвет которого, по-видимому, символизировал кровопролитие, готовность выбросившего этот флаг пролить кровь и находиться в постоянной боевой готовности. Не случайно красный флаг был сигналом опасности, возвещал тревогу и стал впоследствии флагом восстаний. В судовом журнале капитана Массерси приводится рассказ о том, как отряд флибустьеров повстречался на дороге к городу Капоне в Западной Мексике с индейцами, находящимися на стороне испанцев: «Когда они увидели нас, то испугались… Мы сразу же спустили белый флаг и подняли красный с черепом и скрещенными костями белого цвета». Вспомним и знаменитое наступление 1680 года на Панаму Первой Тихоокеанской волны буканьеров. Пять отрядов из семи шли под красными флагами: авангард (первый отряд) капитана Бартоломью Шарпа под красным флагом с белыми и зелеными лентами; главные силы — второй отряд Ричарда Соукинса под красным флагом с желтыми полосами, третий и четвертый отряды (команды Питера Харриса) под зелеными флагами, пятый и шестой отряды под красными флагами; арьергард (седьмой отряд) Эдмонда Кука под красным флагом с желтой полосой, изображением обнаженной руки и меча.

Красный флаг разбойников повторял кровавый боевой флаг военных флотов. Приказом № 1 лорда Адмиралтейства в 1596 году было установлено «на время ведения боя поднимать вместо постоянного носового флага боевой флаг красного цвета». В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» герой вспоминает одно столкновение с противником и рассказывает, что вначале на его корабле был поднят белый флаг переговоров, а с началом сражения на мачте взвился красный флаг. Близким к красному был и светло-оранжевый цвет, в который было выкрашено полотнище Тича Черной Бороды.

Заметим, что в XVII в. морские разбойники предпочитали плавать под своим национальным флагом или пользовались флагом того государства, которое предоставило им каперскую лицензию. Но уж если при встрече с противником на мачте взмывало кровавое знамя, то его появление говорило о том, что пощады никому не будет (то же и на суше). Бескомпромиссный, тотально враждебный характер красного флага был зафиксирован свидетелями. Так, капитан Ричард Хоукинс, захваченный пиратами в 1724 году, рассказывал, что если пираты сражаются под «Веселым Роджером», они как бы дают возможность намеченной жертве поразмыслить, стоит ли сопротивляться, и готовы принять добровольную сдачу, но уж если появляется красный флаг, значит, дело дошло до крайней точки, и схватка предстоит не на жизнь, а на смерть. Ту же функцию кровавый флаг играл, например, у Эвери. Этот грабитель плавал под крестом Св. Георга, используя собственную символику — четыре серебряных шеврона на красном поле. Появление этого флага означало, что Эвери готов вступить в переговоры о сдаче, но когда на флагшток взлетал простой красный флаг, экипажу купеческого судна следовало готовиться к рукопашной. Возможно, что черный флаг, используемый, как и красный, с целью устрашить противника, нес в себе некий миролюбивый подтекст. Символика выбора могла опираться на то, что черный цвет считался цветом траура, скорби и смерти, в то время как красный рассматривался как цвет восстания и мятежа, знак беспощадной войны и смерти.

В-третьих, остается открытым вопрос о происхождении самого названия «Веселый Роджер». Если это связано со свирепым оскалом черепа, то вполне вероятно, что пираты («в шутку») могли назвать этого жуткого монстра «веселым». Но при чем здесь Роджер? Исследователь Патрик Прингл предложил несколько объяснений. Одно из них отмечает то обстоятельство, что французские флибустьеры и буканьеры называли красный флаг «joli rouge». Произнося первое слово, пираты нарочито акцентировали конечную гласную, добавляя призвук «е». Английские флибустьеры привнесли свое прочтение в название, и в ходе эволюции «joli» превратился в «jolly», a «rouge» стал «Roger». Причем все это соединилось воедино в черном флаге. По другой версии, термин получил происхождение в зоне Индийского океана. Предводитель местных пиратов, плававших под красными флагами, имел титул Али Раджа (Аli Raja). Он назывался «королем моря». У пришедших сюда англичан слово «Raja» превратилось в «Roger», a Ali стал принадлежностью любого Роджера — Ally, Old или Jolly. Впрочем, возможно, что английское «rоgеr» этимологически связано со словом «rogue» («жулик», «бродяга») и обозначало начало независимой бродяжнической жизни.

Что же касается черепа, то его появление на флаге, по-видимому, уходит в историю распространения и применения этого знака как символа смерти. И это вовсе не было изобретением пиратов. Череп как эмблема смерти был принят уже давно и распространился в европейских армиях XVI в. Капитаны же торговых судов применяли череп с костями при записях в судовых журналах, констатируя смерть кого-либо из членов экипажа.

* * *

Особый колорит пиратству придавало использование символов и атрибутов «личного характера», без которых невозможно представить разбойничий мир моря. Можно ли говорить о моряке и не сказать о татуировке? Морские знаки, талисманы, символы, таинственные письмена, буквы — изощренная фантазия подсказывала тысячи и тысячи различных вариаций. На портовых улочках Старого и Нового Света, Ост-Индии моряки находили специальные «салоны», где мастера наносили татуировки, позволявшие их владельцам не только красоваться перед другими членами команды, но и… скрываться от правосудия. Дело в том, что татуировка — признак принадлежности к морской касте, помимо эстетического, психологического подтекста, несла дополнительную функцию: с ее помощью разбойники прятали вечные, несмываемые следы правосудия — «стигмат позора» (по определению кардинала де Ришелье), клеймо. Наносимые раскаленным железом лилии и короны стереть и уничтожить было невозможно — и тогда преступники прятали их среди множества татуировок и рисунков (черепа, скелеты с косами, сабли, ножи, кресты, монограммы Христа, Мадонна), наносимых на плечи и предплечья .

Приведем несколько примеров таких «заретушированных» клейм.

Рис. 1 — 3 иллюстрируют варианты сокрытия знаков французского правосудия — лилий Бурбонов. На рис. 1 «царственный» цветок прикрыт пучком молний, олицетворяющих бесстрашие и могущество (XVII в.). Клеймо на левом плече (вторая четверть XVIII в.) спрятано: на рис. 2 — нанесенными черепами; на рис. 3 — изображением обнаженной красавицы. На рис. 4а — 4б показана трансформация, которую претерпело клеймо испанской инквизиции (буква «Р», от «praedo» (лат.) — «разбойник», «пират», «грабитель», увенчанная знаком королевской короны), выжигаемое на правой стороне груди, — полученная печальная композиция состоит из виселицы с повешенным и сидящей на ней птицей.

Любопытнейший образец демонстрирует татуировка на рис. 5 — испанское клеймо (старый герб королевства Кастилия), дополненное в нижней части якорем, превратилось в герб XVII в. испанского Адмиралтейства. На рис. 6 и 7 изображены характерные татуировки морских разбойников XVII — XVIII вв. В первом случае (рис. 6) — это татуировка, приносящая удачу (роза ветров, сердце, якорь и два магических треугольника); во втором (рис. 7) — татуировка, сулящая удачу (солнце над кораблем).

Надежду на фортуну, богатую добычу, счастливое плавание и удачу в бою любой разбойник, не слишком образованный, суеверный человек, связывал также с наличием амулетов, различных талисманов, священных тотемов и отправлением магических культов. Известно испытание — своеобразный обряд посвящения, инициации, — которое Тич Черная Борода проводил для новых членов команды. Их помещали в тесное помещение (как правило, в трюм) и окуривали серой, выясняя, по тому времени, которое матрос мог выдержать, сколь «силен» новоприбывший. Можно вспомнить и чарующее действо «лунных заточек» — заточек холодного оружия о лунный свет, происходившее обычно накануне военных походов. Одурманенные наркотическими зельями (чаще всего использовался «пейотль» — наркотическое вещество, добываемое из кактуса) разбойники с обнаженными клинками собирались в круг и ждали восхода луны; когда свет падал на оружие, они наносили друг другу легкие раны и не стирали кровь с лезвия. Широко распространены были и запреты, основанные на суеверных представлениях, — плевать за борт во время плавания, сбривать или подстригать волосы во время похода, брать еду и питье левой рукой.

В том же ряду стоят и амулеты, неразделимо связанные с морским разбойным промыслом. Число их бесконечно. Вот несколько примеров (XVI — XVIII вв.):

1) Амулет, предохраняющий от предательского выстрела. Сделан из свинцовой пули, расплющенной о панцирь или металлическую часть такелажа: ее оправляли в серебро или в золото и носили на шейной цепочке.

2) Астрологический, с гороскопом владельца.

3) Амулет, гарантирующий счастливое возвращение домой, — медвежий зуб (знак земли).

4) Навигационный амулет, обещающий хорошее плавание, — якорь Нептуна.

5) Амулет дружественных духов — лавовый кружок с геральдическими и астрологическими знаками и буквами.

6) Амулет, предохраняющий от индейских и негритянских чар, — нефритовая черепаха со знаком креста; носилась на шнурке, сплетенном из конского волоса (старинный амулет конкистадоров).

7) Амулет от колдовства, обмана и злых чар — цыганский амулет в форме цехина.

8) Амулет, обеспечивающий победу в бою, — боевой топорик с магической пентаграммой.

9) Амулет безопасности плавания в Южном полушарии — скорлупа моллюска с выжженными знаками Луны и Южного креста.

10) Амулет, снимающий колдовство, распространенный в Средиземноморье.

11) Амулет, гарантирующий верность жены и удачу в любовных приключениях, — пучок волос черного козла.

12) Амулет от ранений и смерти от огнестрельного оружия — лук с тетивой (должна быть сплетена из волос павшего в бою).

13) Амулет, приносящий горе врагу, — кусочек коралла в форме человеческой головы (нельзя было обрабатывать материал).

  1. Амулет, предохраняющий от мщения убитых, — череп со знаками зодиака владельца (на рис. — Рыбы) и острием, символизирующим ранение.

15) Амулет, обеспечивающий победу в перестрелке, — огненный меч.

16) Амулет безопасности — фигурка дьявола, вырезанная из кусочка черного дерева.

Назовем еще несколько магических талисманов и амулетов. Обломок холодного оружия (ножа, кинжала, стилета, рапиры и т. д.), извлеченный из раны, гарантировал победу в бою (его носили в кожаном кармашке у пояса). У йеменских пиратов был распространен талисман в форме «руки фатьмы» (любопытно, что в Марокко это был женский талисман), у мавританских пиратов — клыки льва, у алжирских пиратов — уши леопарда.

В заключение вспомним еще один амулет, на наш взгляд, ярко характеризующий специфический характер пиратского сообщества. Это так называемый побратимский амулет. Пираты-побратимы, сделав надрезы на левом предплечье, собирали несколько капель крови в сосудики, изготовленные из выдолбленного кактуса, и добавляли в них немного земли с того места, где происходила вся процедура. Сосудики покрывали воском, и «братья» обменивались талисманами. Если когда-нибудь один из них получал такой сосудик, он должен был бросить все свои дела и идти на помощь другу-побратиму.

Мрачная символика была средством, с помощью которого разбойники устрашали свои жертвы. Флаг смерти, мести, свирепости и обреченности, развеваясь над морями, бросал вызов всему миру. Подобная атрибутика была неотъемлемой частью пиратского мира, мира самостоятельного, осмелившегося бросить вызов цивилизованному обществу. Пиратство как обособленная система, пытаясь замкнуться на собственной исключительности, превратилась в общество обреченных людей, объединенных непривычными для цивилизации отношениями. Дикость, свирепость, жестокость и обреченность этих изгоев соединялись с осознанием ими своей преступной исключительности, некоей избранности людей, пошедших против принятых законов породившего их общества. И, понимая это, цивилизованный, добропорядочный мир объявил грабителям безжалостную войну: трупы повешенных на перекрестках дорог и на набережных усугубляли мрачную тональность пиратского промысла, напоминая о непримиримом противостоянии двух миров.

Мир преисподней темным призраком поднимался над морями. Он нес предупреждение о том, какая роковая разрушительная сила затаилась в недрах человеческого сообщества. «Защитники справедливости», эти пиратские Робины Гуды, устрашая своих врагов, не принимая «систему», казалось, заведомо обрекали себя на уничтожение. Но сами они смотрели на жизнь другими глазами. Отвергая общество, основанное на знатности и богатстве, пираты рисовали себе принципиально иную картину устройства их замкнутого социума. На пиратских кораблях, в разбойничьих поселениях царствовали свои порядки. Взяв на себя миссию мщения за несправедливость, пираты не ограничились призывами к разрушению. Пиратский корабль стал символическим котлом, в котором вываривался особый общественный продукт, своего рода попытка воздвигнуть общество социальной альтернативы. Его составляющими стали демократические принципы народовластия и уравнительные идеи распределения собственности. Над новым сооружением взвился белый флаг Либерталии.

Либерталия

Белый флаг чистоты и свободы с надписью «За Бога и свободу» впервые взвился над французским кораблем «Виктуар» («Победа»). Произошло это в начале 90-х годов XVII в. во время Войны Франции против Аугсбургской лиги. В сражении с английским приватирским судном «Винчестер» в районе Мартиники «Виктуар» одержал верх.

За победу была заплачена высокая цена — погибли почти все офицеры и около половины экипажа. Остался в живых лишь один офицер-дворянин из Прованса лейтенант Миссон. Со своим приятелем, молодым итальянским монахом-расстригой Караччиоли, он обратился к матросам с предложением стать пиратами. Но это будет не простой грабеж, говорил бунтовщик, интеллектуал Миссон, мы понесем по миру свет идей равенства, людского братства и избавим человечество от власти золота. Ему вторил Караччиоли: «Мы не пираты. Мы, свободные люди, боремся за право человека жить по законам Бога и природы. У нас нет ничего общего с пиратами, кроме того, что мы ищем счастья на море». Ошеломленные матросы согласились. Пиратский корабль направился в освободительный вояж. На судах, которые разбойники захватывали по пути, не могли прийти в себя от изумления. Пираты не «грабили», а лишь забирали необходимые им снаряжение и продовольствие. Золото, найденное на захваченных судах, шло в казну будущего государства. Серьезно пострадало лишь голландское судно с грузом рабов — невольников из Африки. Все захваченные ценности были разделены поровну, освобожденных негров объявили свободными, переодели в платье убитых голландцев и доставили на родину. Всех недовольных странными порядками пираты отпускали восвояси. Долго странствовал корабль свободы в Атлантике и Индийском океане, пока в 1694 году не вошел в безлюдную пустынную бухту Диего-Суарес, расположенную На северо-восточной оконечности острова Мадагаскар. На скалистых берегах залива пираты построили селение и объявили о новоявленной республике справедливости Либерталии (Стране свободы). Мир равных людей, расовое равенство, справедливое устройство общества, в котором «сильный не будет забивать слабого» — такими «разумными законами» руководствовались его творцы. Свободный город отправлял свои корабли в океан и приглашал всех пиратов идти в царство справедливости. Призывы из Либерталии не оставались без ответа. Так, экипаж пирата Кидда бросил своего капитана и отправился на Мадагаскар. Одним из лидеров нового государства стал карибский пират Томас Тью, прибывший в город Свободы со своим кораблем.

Жители Либерталии именовали себя либеры. Была отменена частная собственность. Город имел общую казну, пополняемую за счет пиратства. Отсюда черпались средства, необходимые для освоения окружающей местности, городского строительства и обеспечения нетрудоспособных. Деньги не имели хождения. В соответствии с легендой, гражданство Либерталии предоставлялось вне зависимости от национальной и расовой принадлежности. Здесь жили в равных условиях и англичане, и голландцы, и французы, и африканцы, и арабы. Были запрещены азартные игры, пьянство, ругань и драки. Управлял городом Совет старейшин, переизбираемый раз в три года. Во главе государства был поставлен Хранитель — Миссон, государственным секретарем выбрали Караччиоли, а великим адмиралом, командующим военно-морскими силами Республики, — Тью. «Флибустьерская республика равенства» постепенно закреплялась на острове. Было отбито нападение португальской эскадры, материальное благосостояние города росло за счет удачных грабежей и успешной колонизации окрестностей. Однако прекрасной мечте пришел конец, когда флот Либерталии во главе с Миссоном отправился в очередной рейд. Воинственные местные племена внезапно напали на город, разграбили его, захватили казну и перерезали всех жителей, оставив на месте коммуны дымящиеся развалины. Лишь горстка либеров сумела улизнуть и, уплыв на маленьком боте, добралась до эскадры и рассказала о катастрофе. Миссон и Тью (Караччиоли погиб при нападении на Либерталию) отправились в Америку, чтобы все начать сызнова. Но по дороге их корабли разлучились. Шлюп Миссона разбился у мыса Доброй Надежды, и вся команда утонула. Тью плавал еще несколько лет и был известной фигурой в мире пиратского бизнеса. О том, как закончилась его жизнь, доподлинно мы не знаем — по одной версии, он погиб у берегов Аравии в бою с кораблем Великого Могола, по другой — был повешен англичанами.

Историю об утопической пиратской республике Либерталии поведал нам загадочный капитан Джонсон. Неизвестно, что легло в основу легенды о пиратском государстве, — талантливая мистификация, навеянная социальными проблемами и надеждами на обновление человеческой цивилизации, или реальные события, приведшие к созданию общества, казалось, воплотившего идеалы справедливости и равенства. Так или иначе, но принципы пиратства, представления морских разбойников о социальном идеале вполне могли обернуться попыткой создать подобное «общество гармонии».

Морскими путями пролегала дорога из общества неравенства и частной собственности — «преступного общества» — к обществу преступников, врагов правящих добропорядочными людьми законов. Несправедливость современной цивилизации толкала тысячи искателей приключений на поиски «правды». Разбойное пиратство под черным флагом устрашения превратилось в жуткое пугало для всего мира. Но стал ли белый флаг разбойников-мстителей предостережением для мира частной собственности?

Д. Н. Копелев

Из книги «Золотая эпоха морского разбоя»

Примечания

В других случаях использовались: географические названия («Ланкастер»), женские имена («Мэри Энн»), названия животных («Блэк Робин» — «Черная малиновка») и т.д. Любопытно и упоминание холостяцкой жизни — уже встречавшийся нам ранее «Бечелос Делайт» («Услада холостяка») и «Бечелос Эдвенче» («Холостяцкая авантюра»). В этом нет ничего странного, так как у большинства пиратов не сложилась личная жизнь. Десятки пиратских судов с подобными названиями не оставляли торговцам никаких надежд на безнаказанность. Свирепые предупреждения, несущиеся с бортов пиратских кораблей, превращали океан в настоящий ад, населенный мрачными мстителями.

АВН (A Barbadians Head — Голова барбадосца; АМН (A Martinician Head) — Голова мартиниканца.

В вопросе о происхождении черных флагов у исследователей также нет единства. Вряд ли это связано с черными парусами корабля Тесея, возвращавшегося с Крита после победы над Минотавром, — сомнительно, что пираты изучали древнегреческие мифы и знали секрет договоренности героя с царем Афин. Вероятнее всего, на наш взгляд, предположение, что черный цвет позволял разбойникам маскироваться в пасмурную погоду и в ночное время.

В XVII в. чиновники Французского королевства сталкивались с ситуациями, когда клеймо было просто некуда ставить — все тело приговоренного было покрыто замысловатыми орнаментами и татуировками. Не случайно они раздумывали, не ставить ли клеймо на лбу. Справедливости ради подчеркнем, что в Московском государстве подобная проблема перед правосудием не стояла, и заклейменный преступник всегда обнаруживал себя, когда «бил челом» (снимал шапку).

Пиратский флаг - одно из самых загадочных и неоднозначных явлений в истории. На протяжении долгих веков для мореплавателей всего мира составляло достаточно сложную проблему определение дружественности или враждебности со стороны встречных судов.

В XVI веке с началом интенсивного развития корабельной артиллерии необходимость идентификации кораблей встала особенно остро.

Первая корабельная символика

Исторически сложилось так, что первыми судами, которые несли на себе символы их родного государства, стали военные корабли, входящие в состав королевских флотилий. Как правило, для обозначения принадлежности к тому или иному флоту использовались паруса, однако ввиду немалой стоимости их изготовления стали применяться кормовые флаги.

Корсары, которые появились на море после XV века, стали применять специальную символику вместе с общепринятыми государственными символами. Но тем пиратам, которые не находились на службе у какой-либо страны, приходилось пользоваться сигнальными вымпелами, которые выполняли задачу устрашения вероятного противника.

Черный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции, желтый - символизировал смертельное заболевание на борту или безумие экипажа корабля. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший невозможность проявления милосердия. Интересным историческим фактом является заимствование темы американского красно-белого знамени и красного революционного флага XX века у корсарских и других пиратских вымпелов.

Происхождение «Веселого Роджера»

Примерно в середине XVI века появилось общеизвестное название пиратского флага - «Веселый Роджер» (Jolly Rodger). Первое упоминание, связанное с ним, касается известного французского пирата Эммануила Вина. Именно он в 1700 году впервые использовал изображение черепа с перекрещенными под ним костями и песочными часами на черном или красном фоне.

Примерно так же выглядел флаг Генри Еври, однако череп на нем был обращен в профиль, что означало принадлежность владельца судна к вольным пиратам. После этого аналогичные эмблемы стали появляться на многих пиратских суднах того времени с некоторыми различиями, но одним общим смыслом - враждебности к противнику.

Стоит отметить, что пиратский флаг черного и красного цвета стал государственным знаменем Либерталии, в состав которой входил остров Эспаньола (современный Гаити). Это государство возникло именно благодаря пиратам, занимавшимися своими черными делами в Карибском архипелаге. В XIX же веке черный цвет пиратского флага возродился как некий символ анархизма и беспощадности к любому врагу.

Золотая эпоха морского разбоя Копелев Дмитрий Николаевич
Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

Корабельные кладбища, пиратские сокровища, плавучие гробы Братское кладбище на глубине 3720 метров В ночь с 14 на 15 апреля каждого года, попеременно, то в Европе, то в Америке, в зале одного из отелей собирается на своеобразную вечеринку компания, состоящая преимущественно

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.1.1. Символы созвездий и другие символы на зодиаке «LV» Созвездия, как это часто бывает на старых зодиаках, узнаются сразу и без труда. В частности, Рене Менар в книге правильно назвал все созвездия на зодиаке «LV» .На рис. 1.3 зодиак «LV» разбит на четыре полосы.

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

7.14.1. Символы созвездий и другие символы на зодиаке «LV» Созвездия, как это часто бывает на старых зодиаках, узнаются сразу и без труда. В частности, Рене Менар в книге правильно назвал все созвездия на зодиаке «LV» , с.258...259.На рис.7.97 зодиак «LV» разбит на четыре полосы.

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Знаки и символы Можно составить перечень многочисленных знаков (некоторые напоминают упрощенные египетские иероглифы), использовавшихся средневековыми алхимиками для обозначения применявшихся субстанций, а также для сообщения друг другу сведений о реализуемых

Из книги Военные загадки Третьего рейха автора Непомнящий Николай Николаевич

11 Зловещие символы Берлин, 1945 год. Война уже практически закончена. Только безумная сила «железной воли» Гитлера продолжает сопротивляться наступлению союзников. Но даже это сопротивление представляет собой лишь жалкий осколок того, чем оно было раньше. Могущественная

Из книги Русские пираты автора Широкорад Александр Борисович

Глава 7. Пиратские будни 19 мая 1772 г. Россия и Турция заключили перемирие, которое действовало в Архипелаге с 20 июля. В это время дипломаты попытались заключить мир, но условия сторон были явно несовместимы. Согласно условиям перемирия, турецкие военные корабли формально

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Символы Церковь, гласит сирийский гимн VII в., это отражение божественных таинств. Параллелепипед с куполом на вершине - это Космос, три одинаковых фасада символизируют Троицу, как и свет трех окон, а многочисленные проемы, пронизывающие три стены - это апостолы, пророки и

Из книги Сокровища и реликвии Британской короны автора

Символы На гербе Соединённого Королевства красуются три растения. Каждому - своё: Англии - бело-алую розу Тюдоров, Шотландии - чертополох, Ирландии - трилистник, а Уэльсу - порей. Эти растения-символы издавна ассоциируются со своими краями, и у каждого - своя

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

МИСТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ СС Сам Гиммлер твердо веровал в созданную им теорию «арийской расы господ». Одновременно он был занят строительством империи и поэтому был готов при необходимости слегка поступиться принципами, лишь бы только добиться усиления власти ивлияния.

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Из книги Древние зодиаки Египта и Европы. Датировки 2003–2004 годов [Новая хронология Египта, часть 2] автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.1. Символы созвездий и другие символы на зодиаке «LV» Созвездия, как это часто бывает на старых зодиаках, узнаются сразу и без труда. В частности, Рене Менар в книге правильно назвал все созвездия на зодиаке LV , с. 258–259.На рис. 2.4 зодиак LV разбит на четыре полосы.

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

Глава третья. ПИРАТСКИЕ СОКРОВИЩА «ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР» РЕЕТ НАД МОРЯМИ Историки считают, что пираты появились одновременно с морским торговым судоходством. Еще до нашей эры легендарный Одиссей сталкивался в ними во время своих странствий. Настоящий «золотой век»

Из книги Сокровища британской монархии. Скипетры, мечи и перстни в жизни английского двора автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Символы На гербе Соединенного королевства красуются три растения. Каждому, как говорится, свое; Англии – бело-алую розу Тюдоров, Шотландии – чертополох, Ирландии – трилистник, а Уэльсу – порей. Эти растения-символы издавна ассоциируются со своими краями, и у каждого,

Из книги Книга II. Новая география древности и «исход евреев» из Египта в Европу автора Саверский Александр Владимирович

Символы евреев Не так давно египетский историк Абдель-Рахман Рейхан заявил, что археологические находки доказывают, что шестиконечная звезда является мусульманским символом, а семисвечник, менора, позаимствован у римлян. Израильский историк и археолог Михаил Шенкарь

Из книги Из глубины веков и вод автора Бреттшнейдер Э

ПИРАТСКИЕ КЛАДЫ И СУДОВЫЕ СЕЙФЫ Остров погибших кораблейНа одной из самых оживленных трасс Атлантики, на пути из Гамбурга в Нью-Йорк, в 250 километрах к востоку от канадского порта Галифакс корабли подстерегает опасная ловушка: огромная, скрытая обычно в густом тумане

Весёлый Роджер (Jolly Roger) - знаменитый пиратский чёрный флаг с человеческим черепом и перекрещенными костями. Это устрашающее знамя, наряду с десятками других, использовалось корсарами в XVII-XVIII веках. И хотя единого пиратского флага никогда не существовало, именно Весёлый Роджер стал самым узнаваемым и чаще всего ассоциировался в мировой культуре с пиратством.

Первая корабельная символика

На протяжении долгих столетий для мореплавателей всего мира составляло достаточно сложную задачу определение дружественности или враждебности со стороны встречных судов. С началом интенсивного развития корабельной артиллерии в XVI веке необходимость идентификации кораблей встала особенно остро.

Исторически сложилось так, что первыми судами, которые несли на себе символы их родного государства, стали военные корабли, входящие в состав королевских флотилий. Как правило, для обозначения принадлежности к тому или иному флоту использовались паруса, однако ввиду немалой стоимости их изготовления стали применяться кормовые флаги.

Корсары, которые находились на службе у какой-либо страны, обычно использовали общепринятые государственные символы. Но тем морякам, которые разбойничали в море сами по себе, приходилось пользоваться сигнальными вымпелами, которые выполняли задачу устрашения вероятного противника.

Чёрный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший намерение взять корабль на абордаж и невозможность проявления милосердия. Но затем эти флаги начали усложняться и приобретать индивидуальность…

Споры о терминологии

По одной из версий, «Весёлый Роджер» происходит от французского «Joyeux Rouge» (ярко-красный). Это был флаг кроваво-красного цвета, - цвета войны. Возможно, впоследствии англичане переделали «Rouge» в более привычное для них слово «Roger», а «Joyeux» в «Jolly», то есть «Весёлый».

Не менее правдоподобной выглядит иная версия. Во время эпидемии чумы, холеры или иной смертельной болезни, на кораблях поднимали специальный флаг - две диагональные белые полосы на чёрном фоне. Это был знак другим кораблям держаться подальше, и пираты нередко использовали его для устрашения, чтобы избежать нападения со стороны мощных военных кораблей. Со временем белые полосы могли трансформироваться в скрещённые кости.

Третья версия возникновения Весёлого Роджера связана с тамильскими пиратами. Они промышляли в водах Индийского и Тихого океанов и называли сами себя «али раджа» - властители моря. Это словосочетание также созвучно английскому «Jolly Roger».

Четвёртая версия гласит, что пиратский флаг получил свое название от словосочетания «Old Roger», которое было одним из имен дьявола. В дальнейшем слово «Old» могло превратиться в «Jolly», или же оскал зубов черепа воспринимался как зловещая улыбка.

Согласно пятой версии, это название произошло от имени короля Рожера II Сицилийского (1095-1154), который прославился многочисленными победами на суше и на море. Флаг Рожера II Сицилийского представлял собой изображение двух скрещённых костей на красном фоне.

Знаменитые флаги

Так или иначе первое упоминание, связанное со знаменитым изображением, касается известного французского пирата Эммануила Вина. Именно он в 1700 году впервые использовал флаг в виде черепа с перекрещёнными под ним костями на чёрном фоне. Его знамя также включало в себя изображение песочных часов, что означало «ваше время истекает».

Английский корсар Стид Боннет, также известный под псевдонимом «джентльмен пиратов», использовал модификацию этого флага: в его варианте кость была одна, а по бокам от черепа добавлялись сердце и кинжал. Примерно так же выглядел флаг и мятежного авантюриста Генри Еври, однако череп на нем был обращен в профиль, что означало принадлежность владельца судна к вольным пиратам. Аналогичные эмблемы стали появляться на многих пиратских суднах того времени с некоторыми различиями, но одним общим смыслом – враждебности к противнику.

В случае встречи с более сильным или многочисленным противником пираты не использовали Весёлого Роджера. Они просто поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации. Например, атакуя «испанца», пираты могли поднять морской флаг Англии. А чтобы уклониться от дотошных английских боевых судов, можно было поднять флаг Голландии, которая была лояльна к британской короне.

Весёлый Роджер в ХХ веке

Весной 1907 года адмиралом британского флота стал Сэр Артур Вильсон – заносчивый и, как впоследствии выяснилось, некомпетентный аристократ. Он пробыл на этом посту всего четыре года, однако успел «отличиться» забавными высказываниями. Например, что субмарины (которые только начинали использоваться) - это жульничество и не достойно англичан, и что пленников с вражеских подлодок нужно вешать как пиратов.

Помня эти слова, командир английской субмарины E9 после затопления немецкого крейсера в начавшейся Первой Мировой войне поднял пиратский флаг «Весёлый Роджер» и вошёл в порт. Эту традицию подхватили другие командиры - в обеих мировых войнах, в военном конфликте с Аргентиной 1982 года и даже недавней войне с Ираком английские подлодки, возвращаясь на базу после успешной атаки, поднимали Весёлого Роджера.

В наше время Весёлый Роджер по-прежнему популярен - такие флаги используют современные пираты в Карибском море, у берегов Сомали, в Индийском океане и акватории Индонезии. Несмотря на то, что морские территориальные воды каждой страны тщательно охраняются, ситуация на море с каждым годом становится все более напряжённой и опасной, а разбойники – всё лучше вооружёнными и подготовленными.

А самый старый пиратский флаг, сохранившийся до наших дней, хранится в британском национальном музее военно-морского флота, расположенного в Портсмуте. Этот Весёлый Роджер был захвачен в 1780 году у берегов Африки. На нём хорошо сохранились следы пороха и маленькие пулевые отверстия, обугленные по краям. Благодаря Винчестерскому текстильному центру сохранения предметов искусства в 2007 году этот редкий экземпляр был восстановлен, и сейчас этот флаг выглядит точно так же, как он выглядел 300 лет тому назад.



Просмотров