Процедура финансового оздоровления. Финансовое оздоровление должника. Новая версия

В конце мая Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " " (далее – закон о банкротстве), направленные на расширение возможностей по восстановлению платежеспособности должника.

Законодателю было предложено изложить наименование закона о банкротстве в следующей редакции: "О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)", добавить указание на новую цель финансового оздоровления – сохранение хозяйствующего субъекта – и полностью обновить посвященную финансовому оздоровлению . Разработанный Минэкономразвития России механизм финансового оздоровления сводится к следующему.

Инициировать процедуру финансового оздоровления согласно законопроекту вправе как сам должник, так и конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы. При этом у должника в рамках процедуры финансового оздоровления сохраняется право предлагать суду на утверждение кандидатуру арбитражного управляющего.

Предполагается, что обязательным документом для введения финансового оздоровления станет отчет о финансовом состоянии должника, в котором в обязательном порядке будут указаны сведения о перечне имущества должника и его рыночной стоимости, данные о соотношении рыночной стоимости активов и обязательств должника, бухгалтерская отчетность за последние три года и т. д. Обязанность по составлению отчета возложена на должника, причем он может подкрепить достоверность приведенной в отчете информации заключением аудитора. Сведения из данного отчета признаются конфиденциальными. В случае их необоснованного разглашения с нарушителя могут быть взысканы убытки либо компенсация в размере от 1 тыс. до 5 млн руб. При предоставлении суду указанного отчета процедура финансового оздоровления может быть введена без введения промежуточной процедуры наблюдения.

Финансовое оздоровление может вводиться на срок до пяти лет (на сегодняшний день – не более двух лет в соответствии с ).

Согласно законопроекту в ходе данной процедуры органы управления должника сохраняют свои полномочия с учетом установленных законом о банкротстве ограничений. В случае удовлетворения судом ходатайства арбитражного управляющего об отстранении руководителя должника от должности учредители вправе представить суду кандидатуру исполняющего обязанности руководителя, а если они этой возможностью не воспользуются, обязанности руководителя возлагаются арбитражным судом на одного из заместителей руководителя или работника должника.

На разработку плана финансового оздоровления законопроект отводит должнику четыре месяца. В течение указанного срока конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, арбитражный управляющий и учредители (участники) должника вправе предложить свой вариант плана, который может быть одобрен должником. План может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств должника путем предоставления отступного и т. д. В числе прочего в плане обязательно должен быть расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по обязательствам, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве.

Законопроект предусматривает возможность отстранения конкурсных кредиторов от голосования по вопросу об утверждении плана финансового оздоровления, если планом предусмотрено погашение просроченной задолженности в срок не более трех месяцев и дальнейшее исполнение обязательств по изначальным условиям. Остальные кредиторы голосуют в соответствии с классами (видами) требований, если такое деление предусмотрено планом. План считается одобренным кредиторами, если в каждом классе за утверждение плана проголосовало более 50% кредиторов. Однако и в случае неодобрения плана кредиторами должник вправе просить суд ввести финансовое оздоровление при соблюдении некоторых условий – в частности, в соответствии с планом кредиторы в итоге должны получить не меньше, чем могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве и не менее 30% от суммы не обеспеченных залогом требований.

План финансового оздоровления может быть изменен, досрочно исполнен или прекращен с одновременным введением внешнего управления или конкурсного производства.

Приведенное описание является довольно кратким и тезисным – законопроектом же предусмотрена весьма детальная регламентация процедуры. Каких-либо спорных и неоднозначных положений на первый взгляд в данной части не просматривается.

Плюсы предлагаемых правил для должника заключаются в том, что ввести финансовое оздоровление можно и без согласия кредиторов. Но есть и минус: процедура финансового оздоровления довольно сложная и к тому же ее введение подразумевает реальную возможность "реанимации" должника – а когда речь идет о банкротстве, денег и имущества у него, как правило, уже крайне мало. Будет ли широко применяться на практике новая версия финансового оздоровления – вопрос в большей степени носит экономический, чем юридический характер. Пока же конкурсное производство с последующей ликвидацией должника – намного менее сложный и затратный путь, чем восстановление платежеспособности, а потому и самый популярный. Так что новая процедура может остаться в разряде научно-фантастической литературы.

На текущий момент трудно предсказать, какому количеству кредиторов придется столкнуться с новой процедурой финансового оздоровления в случае ее одобрения. Однако другая предлагаемая законопроектом поправка – новая ст. 9.1 закона о банкротстве – способна затронуть многих.

Данной статьей предлагается запретить контрагентам должника отказываться в одностороннем порядке от исполнения обязательства и/или изменять его условия в связи с изменением финансового состояния должника, нарушением графика платежей и (или) введением в отношении должника процедуры банкротства, если это влечет неблагоприятные для последнего последствия. При этом подчеркивается, что введение в отношении должника процедуры банкротства не может считаться существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и являться основанием для изменения или расторжения договора по требованию стороны по договору. Досрочное наступление сроков исполнения обязательств или иные неблагоприятные для должника последствия в связи с теми же обстоятельствами не допускаются.

Казалось бы, данная норма преследует благую цель – обеспечить возможность восстановления платежеспособности должника. Но в то же время она существенно ограничивает свободу договора.

Если сейчас кредиторы, предвидя финансовый крах должника, могут применить распространенное договорное правило "ой, всё" и прекратить взаимоотношения с должником во избежание дальнейших финансовых потерь, то в случае введения ст. 9.1 закона о банкротстве "избавиться" от неплатежеспособного контрагента и не стать ответчиком по иску об убытках станет намного труднее. Особенно сильно данная норма ударит по предпринимателям, работающим по системе постоплаты, то есть получающих деньги по договору после поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ: с одной стороны, вероятность получения денег от должника в процедурах банкротства стремится к нулю, с другой – найти убедительные основания для прекращения обязательств будет не так-то просто.

Полагаю, можно прогнозировать увеличение популярности работы по предоплате во избежание кассовых разрывов и связанных с этим последствий. Тенденцией станет также проявление все большей осмотрительности при заключении сделок. Иначе рисков злоупотреблений со стороны должника вроде требований о предоставлении товаров, работ и услуг при заведомо низкой вероятности их оплаты, а так же риска предъявления должником исков об убытках избежать будет непросто. Юристам, ведущим договорную работу, предлагаемая норма даст немало пищи для размышлений.

Вместе с тем на арбитражных управляющих ляжет дополнительная нагрузка, связанная с необходимостью принятия решений по каждому договору должника. Хотя в порядке конкурсный или внешний управляющий и вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств должника, данный отказ не должен повлечь для должника негативных последствий, иначе иск об убытках может настигнуть уже самого арбитражного управляющего.

Таким образом, предлагаемая к введению ст. 9.1 закона о банкротстве представляется весьма неоднозначной. Чего она принесет больше – пользы или вреда, покажет практика.

Продолжение следует.

Понятие финансового оздоровления определено в . является частью признания юридического лица банкротом, дает возможность должнику восстановить свою неплатежеспособность и погасить задолженность.

Федеральная служба рассматривает финансовое оздоровление, как комплекс мер, которые способны противостоять кризису, уже сложившемуся в результате хозяйственной деятельности. Вывод из кризиса с помощью финансового оздоровления с применением добанкротных мер помогает предприятию продолжить работу и не быть .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура имеет две важные особенности:

Характер мероприятия

Процедура включает составление плана, на основании которого должнику предстоит действовать в течение этого периода, чтобы восстановить свою платежеспособность.

Мероприятия, которые предусматриваются планом, должны быть:

Экономического характера Они могут включать ликвидацию убыточного производства или его перепрофилирование. Также может быть выдвинуто предложение о продаже некоторой части имущества.
Организационно-управленческого или административного характера Ходатай может предложить новую модель управления хозяйственной деятельностью. С этой целью необходимо будет привлечь профессионалов в области менеджмента и управления производством.
Финансового характера В этом направлении есть необходимость определить источники финансирования и формы инвестиций, которые использует предприятие. А также выработать новую концепцию по использованию поступающих средств.
Информационного характера На протяжении 2 лет предприятию необходимо усиленно рекламировать свои услуги или продукцию. Провести анализ спроса на продукцию или услуги, определить уровень их качества и преимущества, которые получает потребитель.

План мероприятий, в зависимости от их характера должен соответствовать графику погашения, который обязан удовлетворить все финансовые претензии.

Правила

Процедура, согласно , должна быть проведена по всем правилам, которые касаются порядка введения данного этапа признания несостоятельности и комплекса мероприятий, способных вывести организацию из кризиса.

Порядок проведения

Максимально оздоровление может продлиться в течение 2 лет .

Есть общее правило: процедура может начаться только после решения собрания кредиторов, но в некоторых случаях она инициируется без их согласия:

Отсутствие решения собрания кредиторов Поэтому на основании закона о банкротстве арбитражный суд может отложить дело о несостоятельности. Закон предусматривает отсрочку на 7 месяцев , она начинается с момента подачи заявления в арбитраж об объявлении банкротства, но суд все равно обяжет кредиторов вынести решение.

Если отложить дело невозможно, то суд сам выносит решение о введении этапа оздоровления, но необходимо, чтобы:

  • о начале процедуры перед судом ходатайствовал учредитель, собственник, уполномоченный орган или третье лицо;
  • суду были представлены обеспечения, которые помогут исполнить финансовые обязательства по графику, их размер на 20% должен быть больше, чем задолженность перед кредиторами.
Суд имеет право выносить требование о начале процедуры без участия кредиторов Причинами для такого постановления может стать ходатайство кредиторов:
  • о банкротстве;

Судом решение о введении оздоровления принимается:

  • по ходатайству учредителей, собственников, государственного органа или третьего лица;
  • при обеспечении, которое дает банковская гарантия в размере не менее 120% от размера долгов предприятия.

В письменном виде ходатайство вместе с планом и графиком платежей по долгам, сведениями об обеспечении выполнения и другими документами подается на рассмотрение первого собрания кредиторов. Если ходатайство подает сам должник в лице руководителя, то ему не надо информировать кредиторов об обеспечении. Решение учредителей о том, что финансовое оздоровление, как процедура банкротства необходимо предприятию, будет основанием должнику для обращения к кредиторам.

Для большинства юрлиц уполномоченным органом выступает собрание участников, у других существование такого органа невозможно, потому что отсутствуют члены и участники. Такие юридические лица не могут принимать решение на основании решения учредителей. В этом случае решение о введении финансового оздоровления принимается компетентным органом, который предусмотрен документами.

Лицом, которое имеет право действовать от имени предприятия-должника, также является его руководитель, в других случаях должник обязан назначить это лицо. Учредители могут обращаться к кредиторам только совместно. Решение о ходатайстве принимается большинством голосов участников общего собрания.

Если ходатайство отправляет третье лицо, ему необходимо информировать об обеспечении долговых обязательств предприятием-должником.

Комплекс мер

Этап оздоровления можно назвать комплексом мероприятий, которые помогают спасти бизнес и выйти из кризисной ситуации. Эти мероприятия, помогающие погашать долги, оговариваются в плане и имеют сроки выполнения. Их цель – восстановление былого материального положения, продолжение хозяйственной деятельности и обеспечение выплат кредиторам.

Например, к основным мерам можно отнести:

  • смену администрации предприятия (при необходимости);
  • полную инвентаризацию;
  • погашение дебиторской задолженности;
  • уменьшение издержек производства;
  • продажу филиалов и частей в капитале сторонних организаций;
  • реализацию незавершенных строительных объектов;
  • сокращение штата с обеспечением социальных льгот при увольнении;
  • максимальную реализацию готовой продукции, которая находится на складах;
  • продажу лишнего оборудования;
  • конверсию долговых обязательств через преобразование краткосрочных долгов в долгосрочные займы;
  • внедрение в производство современных технологий;
  • улучшение условий труда;
  • проведение капремонта, смену устаревшего оборудования на новое;
  • покупку дополнительных ОФ.

Финансовое оздоровление, как процедура банкротства

Наблюдение, как первоначальный этап процедуры банкротства, должно предшествовать финансовому оздоровлению. Оно, как и оздоровление, относится к пассивным процедурам признания предприятия банкротом, но основная роль отводится контролю за графиком погашения. Основные нагрузки по выполнению порядка оздоровления возлагаются на руководителя и участников предприятия.

Сложнее всего предоставить гарантии выплаты долгов по графику, без чего кредиторов трудно убедить принять решение о финансовом оздоровлении. Чаще всего оно рассматривается ими, как отсрочка погашения задолженностей. Высокие требования предъявляются также к плану мероприятий, он должен быть обоснованным и показывать реальную возможность выхода из сложившейся ситуации, хотя ограничения по его разработке отсутствуют.

Ограничения

Этап финансового оздоровления накладывает определенные ограничения на хозяйственную деятельность предприятия-должника, его органы управления. Например, руководитель вправе выполнять свои обязанности, но если план мероприятий по оздоровлению ситуации не будет выполняться надлежащим образом, интересы кредиторов тем самым будут нарушаться, то собрание кредиторов или управляющий, который будет назначен, могут ходатайствовать перед арбитражем о его устранении с занимаемой должности.

Во время хозяйственной деятельности предприятие может совершать сделки, которые одобряются кредиторами, т. е. заключаются с их согласия, и административным управляющим или по согласованию с ним.

К ним можно отнести сделки, которые:

  • могут повлиять на имущество предприятия, их результатом может стать его приобретение или отчуждение, но только на стоимость менее 5% активов;
  • предполагают новые займы под поручительство;
  • влекут за собой введение доверия на управление имуществом предприятия.

Антикризисная программа

Восстановительные процедуры, которые регламентирует закон в отношении предприятий-должников, являются простыми в исполнении, но они позволяют сохранить предприятие, а не ликвидировать его, признав банкротом. Во время работы любого предприятия могут периодически возникать те или иные трудности, что будет свидетельствовать о неверно выбранной стратегии хозяйственной деятельности.

Но для опытного антикризисного специалиста они будут решаемы, он всегда скажет, что необходимо лишь время на отсрочку долговых обязательств. Это дает восстановительной программе огромное преимущество, поэтому несмотря на сложности ее введения, цели достичь реально.

На комплекс мер по оздоровлению можно смотреть с двух позиций:

  • они могут быть вынужденной мерой спасения бизнеса, проблемы раньше не решались, поэтому кредиторы обратились в арбитражный суд;
  • в другом случае его можно рассматривать, как плановый элемент антикризисной программы, который вводится преднамеренно.

Эффективность процедуры оздоровления, как инструмента борьбы с кризисной ситуацией, очевидна, особенно когда необходимо отсрочить выполнение финансовых обязательств или ввести временный мораторий на погашение задолженностей.

Управление и долги

Арбитражный суд утверждает административного , он получает полномочия на весь период финансового оздоровления, пока процедура не закончится или суд не вынесет решение о его освобождении. Прекращение полномочий происходит по окончании дела о банкротстве, потому что требования кредиторов выполнены.

Если суд принимает решение о введение новой процедуры банкротства, административный управляющий выполняет свои обязанности до того момента, пока не будет судом назначен внешний или конкурсный управляющий.

Должен предусматривать весь перечень долгов перед кредиторами. Их требования должны быть выполнены за месяц до окончания срока финансового оздоровления. Требования кредиторов 1 и 2 очередей должны быть удовлетворены в течение 6 месяцев после утверждения процедуры оздоровления.

Обязательные платежи должны быть погашены в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах. Требования кредиторов могут выполняться пропорционально, что должно быть оговорено в графике, но в соответствии с очередностью, которая предусмотрена.

Если финансовые обязательства погашаются досрочно, о чем будет свидетельствовать отчет должника, то суд может принять решение о закрытии дела о банкротстве.

Когда должник не вносит платежи согласно срокам и размерам, установленным в графике, учредитель, собственник, третье лицо могут обратиться к кредиторам с просьбой о внесении изменений в график погашения или потребовать погасить задолженность немедленно.

Кредиторы вправе изменить график платежей на новый, но только после утверждения его арбитражным судом. Если кредиторы решат отказать, то они вправе подать прошение в суд, чтобы он вынес решение досрочно прекратить процедуру оздоровления. Тогда будут введены другие процедуры.

Отчет о выполнении своих обязательств должник предоставляет административному управляющему за месяц до окончания срока оздоровления.

Если предприятие не исполняет свои обязательства по графику, административный управляющий обращается к лицам, которые предоставили обеспечение с требованием исполнить обязательства должника. Обеспечитель перечисляет финансы на расчетный счет должника, который направляет их на счета кредиторов.

Когда должник рассчитается со своими кредиторами, по окончании дела о банкротстве или во время процедуры конкурсного производства он рассчитывается с обеспечителями, потому что они считаются кредиторами 3 очереди. Все споры между , решаются в арбитражном суде.

Условия введения

Финансовое оздоровление, как процедура банкротства (несостоятельности) может быть проведено на определенных условиях. Так, должник обязан предоставить кредиторам гарантию на обеспечение, оно должно составлять сумму на 20% большую, чем претензии кредиторов.

Гарантией должны выступать:

  • залоговое имущество;
  • банковское поручительство или третьих лиц, которые берут на себя долговое обязательство;
  • удостоверение государственного или муниципального органа.

К отчету о проделанной работе в ходе процедуры оздоровления, предоставляются бухгалтерские документы. После проведения анализа деятельности предприятия административный управляющий составляет заключение, которое направляется кредиторам, они принимают решение о реабилитации бизнеса.

Последствия

Введение процедуры оздоровления вызывает в деятельности предприятия определенный резонанс:

  • все требования по долговым обязательствам, кроме текущих, должны быть предъявлены к предприятию на основании закона о несостоятельности;
  • меры, которые были предприняты ранее для выполнения требований кредиторов, должны быть отменены;
  • арест на имущество и другие ограничения на должника могут быть возложены только арбитражем;
  • все исполнительные документы в отношении должника, утвержденные ранее, приостанавливаются;
  • доля участия должника в этот время выделяться не может;
  • должник не может выкупать собственные акции, выплачивать дивиденды и совершать иные платежи по ценным бумагам;
  • обязательства должника не могут быть прекращены встречными требованиями;
  • штрафы, пени, неустойки и другие финансовые санкции по ранее заключенным договорам в это время не начисляются;
  • обязательные платежи и кредиты на период выздоровления облагаются процентом по ставке, предусмотренной Центробанком;
  • все штрафные санкции погашаются только после удовлетворения кредиторов;
  • передача имущества в безвозмездную аренду должнику разрешается;
  • реорганизовать предприятие можно по одной из 5 установленных форм, на что требуется согласие кредиторов;
  • основные полномочия возлагаются на административного управляющего.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Процедура финансового оздоровления - одна из процедур, применяемых в ходе банкротства юридических лиц. Она предполагает восстановление платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 , ).

Как вводится процедура финансового оздоровления

Рассмотрев указанное ходатайство, первое собрание кредиторов вправе принять решение о введении процедуры финансового оздоровления предприятия и обратиться в суд с соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 73 Закона № 127-ФЗ). По общему правилу на основании этого решения суд выносит определение о введении финансового оздоровления и в нем же утверждает административного управляющего (п. 1 ст. 52 , п. 1 ст. 75 , п. 1,2 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). При этом в решении собрания, а также в определении суда должен быть указан предполагаемый и график погашения задолженности (п. 1 ст. 74 , п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). Кроме того, в решении собрания также должен содержаться утвержденный план финансового оздоровления, если обеспечение должнику для исполнения им своих обязательств предоставлено не было (п. 1 ст. 74 , п. 1 ст. 84 Закона № 127-ФЗ).

Что происходит после введения финансового оздоровления

Введение финансового оздоровления ведет к определенным последствиям для лиц, участвующих в деле о банкротстве. Так, с даты вынесения судом соответствующего определения (п. 1 ст. 81 Закона № 127-ФЗ):

  • меры по обеспечению требований кредиторов, принятые до финансового оздоровления, отменяются;
  • аресты и иные ограничения в отношении имущества должника могут быть наложены только в рамках арбитражного процесса;
  • выплата дивидендов и иных платежей по ценным бумагам должника не допускаются;
  • и другие.

Вместе с тем, главное, что должен делать должник в ходе финансового оздоровления - это расплачиваться с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2 ст. 84 Закона № 127-ФЗ). При этом органы управления компании продолжают действовать и исполнять руководящие функции, но вместе с тем должны соблюдать некоторые ограничения (п. 1 ст. 82 Закона № 127-ФЗ). К примеру, они не могут без согласия кредиторов (их собрания или комитета) совершать сделки по выдаче займов, кредитов, а также предоставлять поручительства или гарантии (п. 3 ст. 82 Закона № 127-ФЗ).

Основные функции административного управляющего в этот период следующие (п. 3 ст. 83 Закона № 127-ФЗ):

  • вести реестр требований кредиторов;
  • контролировать исполнение должником текущих требований;
  • следить за ходом выполнения плана финансового оздоровления (при его наличии) и графика погашения задолженности;
  • контролировать своевременность и полноту перечисления средств в погашение долгов кредиторам;
  • изучить отчет должника о выполнении графика погашения задолженности, составить по этому поводу заключение и представить его собранию кредиторов, и т.д.

Отчет об итогах проведения финансового оздоровления должник обязан направить административному управляющему не позднее чем за месяц до истечения срока процедуры. А если обязательства перед кредиторами погашены ранее, то должник сразу после этого может подать отчет о досрочном окончании финансового оздоровления (

Любая частная фирма в силу различных причин рискует оказаться на грани экономического краха. Чтобы не допустить развала предприятия со всеми вытекающими последствиями, можно применить зарекомендовавшую себя схему - финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление - это ряд мероприятий по спасению от банкротства, которые предполагают постепенный расчет по долгам на основании утвержденного плана и предоставленным гарантиям.

На грани банкротства нередко оказываются весьма успешные фирмы. Среди них можно назвать итальянскую авиакомпанию Alitalia, сеть ресторанов «Сбарро», нашумевшее банкротство туроператоров в России. Однако грамотные действия по выходу из кризиса позволили многим предприятиям не просто выжить в сложном и изменчивом мире, но и создать более успешные фирмы. Примеров тому много.

Когда необходимо бить тревогу

Если фирма идет ко дну, первым, по сути, происходящее должен заметить руководитель и, разумеется, учредители фирмы. И чем раньше на это обратят внимание, тем лучше будет как для собственников, так и для фирмы в целом. Падение прибыли, растущие долги, дисбаланс между кредиторской и дебиторской задолженностями - это уже запущенная «болезнь». А первые тревожные звоночки можно определить после грамотного анализа и диагностики конкурентоспособности фирмы в данный период времени и в перспективе.

Так как экономическая ситуация во всем мире переживает большие изменения, регулярные аналитические наблюдения за изменчивостью рынка особенно важны. И процедуру финансового оздоровления нужно разработать и ввести в действие как можно раньше. Тогда и восстановление платежеспособности предприятия будет куда успешнее. Анализируя финансовое положение фирмы, грамотные специалисты могут также задуматься над тем, как изменить ситуацию, что предпринять. Всегда есть выход из положения, даже если придется вносить радикальные изменения. Как показывает опыт многих, безвыходных ситуаций практически не бывает.

Тревога: что делать в первую очередь?

Итак, если все признаки надвигающегося банкротства, как говорится, налицо, что делать в первую очередь по спасению фирмы? Многолетний опыт многих руководителей, справившихся с финансовым пике, говорит о том, что необходимо выполнить три условия:

  • срочно продать все предприятия, не приносящие прибыль;
  • прекратить отток денежных средств;
  • все силы и внимание направить на выживание предприятия;
  • усилить контроль за необходимыми расходами и поступлением денежных средств;
  • выявлять причины потери прибыли.

Кто инициирует спасательную операцию

Итак, если положение фирмы неустойчиво, то инициаторами начала мероприятий по финансовому оздоровлению имеют право выступать:

Сам владелец имущества фирмы;

Участники или учредители (в зависимости от организационно-правовой формы частной организации);

Третьи лица.

Все перечисленные представители располагают правом провести проверку, а потом предоставить итоги первому собранию учредителей с ходатайством. Далее дело за арбитражным судом, который выносит решение о введении финансового оздоровления на основании решения первого собрания учредителей, независимо от этого решения, или даже ему вопреки. Обязательным мероприятием в таком случае считается предоставление финансового обеспечения. Оно подразумевает:

- поручительство;

Государственные или муниципальные гарантии;

Банковские гарантии;

Залог (ипотека).

Необходимо в то же время предоставить арбитражному суду план финансового оздоровления предприятия и оформленное документом обязательство о поэтапном возврате долгов. План разрабатывается по определенной схеме. А даты возврата долгов согласовываются со всеми кредиторами.

Гарантии и обязанности

Механизм спасения предприятия от банкротства в том виде, что есть сегодня, применяется только в России, хотя имеет что-то общее с немецкой моделью самоуправления. Он имеет цель реабилитировать предприятие, а не прекратить его деятельность. То есть такая процедура спасения от финансового краха имеет цель восстановить платежеспособность и репутацию должника. И предоставить ему возможность использовать собственные силы, знания и опыт.

Есть четкие обязательства и временные ограничения, права и гарантии. Например, срок финансового оздоровления ограничен двумя годами. За это время необходимо по всем пунктам выполнить план выхода из кризиса, погасить все долги фирмы. А еще обеспечить финансовую устойчивость фирмы. Вразрез с прежней моделью спасения предприятия от банкротства при помощи внешнего управления, как это было до 2002 года, новая модель выхода из сложного финансового положения позволяет должнику самому решить проблему. Действительно, кто, как не он сам, лучше разбирается в данной сфере деятельности. И кто, как не он сам, наиболее эффективно может учесть предыдущий печальный опыт, ошибки и промахи. Должник берет на себя все риски. Впрочем, есть и минусы. Иногда к экономическому краху ведет именно неумелое руководство, ошибочная стратегия. А значит, надеяться на прежнее руководство в такой ситуации бесполезно. Лучше доверить план спасения от долговой бездны более опытным руководителям.

Какие цели преследуются

Финансовое оздоровление - это возможность рассчитаться с долгами и сохранить доброе имя, а одновременно продолжить любимую работу, сохранить людям рабочие места. Вернуть финансовую состоятельность фирме способны грамотные шаги руководящего звена. Впрочем, финансовое оздоровление может вводиться необязательно тогда, когда предприятие практически банкрот. Есть для этого и ряд других причин. Это:

Начало потери платежеспособности, когда предприятие еще не является банкротом, но уже на грани этого;

Предприятие уже банкрот, но еще есть шанс провести грамотную реорганизацию и уйти от необходимости распродать имущество и закрыть фирму;

Цель финансового оздоровления выражается в росте рыночной привлекательности предприятия и поиске новых инвестиций.

Кстати, в современных условиях привлечение новых инвестиций на предприятие становится наиболее распространенной целью введения процедуры финансового оздоровления. Необходимость подстраиваться к изменчивому рынку заставляет руководителей фирм вкладывать немалые средства в реконструкцию производства, обеспечивая его рыночной привлекательностью на перспективу.

Изменение условий диктует особые правила

После начала внедрения мероприятий по выходу предприятия из кризиса происходит следующее:

  • Кредиторы располагают правом спросить с задолжавшего исключительно то, что ограничено рамками закона о проведении процедуры финансового оздоровления.
  • Прежние претензии кредиторов аннулируются.
  • Арестовывать имущество допустимо исключительно на основании судебного решения.
  • В течение срока финансового оздоровления выплата дивидендов и распределение прибыли между учредителями недопустимы.
  • Пени, штрафы, проценты за неуплаченные ранее долги, за невыполнение финансовых обязательств не начисляются, принимаются только текущие платежи.
  • Собственник не располагает правом изъять имущество у должника - унитарного предприятия.
  • Невозможно отчуждение доли (пая) на основании выхода из состава учредителей.
  • Запрещен выкуп доли (пая) задолжавшим и скупка им выставленных на реализацию акций.

Необходимые ограничения

Из сказанного видно, что финансовое оздоровление - это схема выхода из кризиса, требующая исполнения двух наиболее значимых мероприятий: плана выхода из экономического застоя и графика расчета по долгам. Арбитражный суд назначает административного управляющего. Правила отражены в Законе о банкротстве. Тем временем управляющий состав должника продолжает работать. Он предпринимает меры по выходу из сложного положения.

Но внешнее управление по финансовому оздоровлению фирмы накладывает ряд ограничений на деятельность задолжавшего и его команды. К примеру, должник теряет возможность совершать действия, последствиями которых становятся:

  • рост свыше 5 % кредиторской задолженности по отношению к той сумме, что отражена в реестре требований кредиторов;
  • распродажа помещений и оборудования, разрешается продавать только готовую продукцию предприятия;
  • изменение очередности выполнения требований;
  • использование новых средств, взятых в кредит.

Действовать планомерно

Чтобы план финансового оздоровления реализовать наиболее успешно, он обязан содержать следующие разделы:

  • краткое содержание самого порядка действий;
  • анализ экономического положения фирмы;
  • конкретные шаги по спасению фирмы от экономического коллапса, повышению ее платежеспособности;
  • анализ рынка и конкурентоспособности;
  • план производства;
  • финансовый план;
  • четкие мероприятия в сфере маркетинга фирмы.

Разработкой поэтапных шагов обязана заниматься команда опытных стратегов. От этой работы зависит, пожалуй, 90 % успеха. Остальное - за исполнителями. И конечно, необходим постоянный контроль за выполнением плана.

Меняем курс

Конечно, первое, что обычнопроисходит на предприятии, оказавшемся на грани банкротства, - это сокращение издержек производства. Иногда приходится сокращать штат сотрудников, менять управленческий состав, уменьшать заработную плату, продавать дочерние предприятия или незавершенное строительство.Да, в каких-то ситуациях эффективно сокращение бизнеса, реструктуризация производства, продажа части акций.

Тем не менее этого, как правило, недостаточно. Мерами финансового оздоровления могут стать радикальные изменения, требующие глубокого анализа и понимания роли данного производства в быстро меняющемся мире. Например, производство совершенно новой продукции, более востребованной на рынке и конкурентоспособной. Другой радикальной мерой может стать изменение организационно-правовой формы предприятия. Другими мерами могут выступать завоевание новых рынков сбыта, создание новых структур внутри отрасли, приобретение фирм-продавцов, фирм-поставщиков. Таким образом, финансовое оздоровление - это, безусловно, восстановление ликвидности фирмы, которой надо адаптироваться в новых условиях, чтобы соответствовать новому времени.

Нюансы законодательства

Законодательство в сфере банкротства и механизм финансового оздоровления скрывают ряд тонкостей, о чем нелишне будет знать любому руководителю. Например, зачастую задолжавший просто не в состоянии исполнить одномоментные требования всех кредиторов. А именно они сообща решают, кого назначить арбитражным управляющим, что именно из имущества распродать, заключить ли мировое соглашение и так далее. Поэтому важно заручиться поддержкой не категорически настроенных кредиторов.

И надо учесть, что до начала мероприятий по банкротству манипуляции с имуществом могут быть признаны незаконными в судебном порядке. Поэтому еще один совет от знатоков: не стоит рассчитываться по долгам с каким-то одним кредитором. Поскольку это может оказаться медвежьей услугой для него.

Арбитражный управляющий наделен правом выявлять те сделки, которые были совершены вразрез с интересами кредиторов. Отсюда очередной вывод: отказаться от подобных сделок. Их все равно придется аннулировать. Это касается сделок, совершенных за три года до возникновения критического положения в фирме.

Надо также понять, что банкротство не может быть равной защитой от всех кредиторов как для задолжавшего, так и для зависимых от него лиц. Важно понимать и то, что руководство компании в ответе за все свои действия и рискует ответить перед законом, если общий долг перешагнул размер активов общества.

Когда все шаги впустую

При умелых, грамотных решениях финансовое оздоровление должника имеет все шансы завершиться до указанного срока. Показателем для этого служит полный расчет по всем долгам, отсутствие претензий со стороны кредиторов, экономическая стабильность фирмы.

Но может произойти и диаметрально противоположная ситуация, когда арбитражный суд приостанавливает реализацию финансового оздоровления по веским причинам. Речь может идти о непредоставлении в арбитражный суд сведений о расчете по долгам, согласно утвержденному графику. Либо регулярное или длительное (более 15 дней) игнорирование претензий кредиторов, утвержденных графиком погашения задолженности, согласно плану по финансовому оздоровлению организации.Суд имеет право признать должника банкротом со всеми вытекающими последствиями.

Ликвидация не выход

Ликвидировать фирму не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Конечно, можно провести добровольную ликвидацию, процедуру банкротства, ликвидацию через оффшор. Но правильным и перспективным решением все же будет грамотное выведение предприятия из финансовой ямы путем процедуры финансового оздоровления. К счастью, такая возможность есть, и все могут ею воспользоваться.

Санация должника может быть введена судом на основании ходатайства. Подобная мера предпринимается ради восстановления нормальной платежеспособности организации и в целях погашения всех долгов. На какой срок вводится процедура финансового оздоровления? Допускается ли досрочное прекращение санации? Обо всех нормативных нюансах - далее.

Общий срок финансового оздоровления

Финоздоровление может быть введено арбитражем самостоятельно (п. 2, 3 стат. 75 Закона) или же согласно принятому кредиторским собранием решению (п. 1 стат. 80). Одновременно выбирается кандидатура управляющего (административного). При этом финансовое оздоровление вводится на срок, указанный в соответствующем определении суда, где дополнительно приведен график погашения долгов, а также содержится информация об обеспечении.

В соответствии с п. 6 стат. 80 максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года, то есть может быть меньше, но не больше. Первоначально предполагаемый период санации должника обозначается в ходатайстве участников (учредителей), подаваемому к первому кредиторскому собранию. Затем при согласии собрания данные о сроке санации фиксируются в решении первого кредиторского собрания (п. 1 стат. 74), после чего точные даты утверждаются судебными органами в определении о применении процедуры (п. 3 стат. 80).

Обратите внимание! Наступающие с момента введения финоздоровления последствия для должника и кредиторов поименованы в стат. 81 Закона . Это, к примеру, отмена принятых ранее обеспечительных мер; запрет на изъятие имущества собственниками УП; на выплату дивидендов, выдел долей и паев, распределение прибыли и т.д.

Когда финоздлровление завершается досрочно

Мы выяснили, что срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Согласно п. 1 стат. 88 Закона не позже, чем за 1 мес. до завершения санации фирма-должник обязана подать управляющему отчет о результатах проведенных мероприятий. К форме прилагаются финансовые балансы и платежные документы в части исполнения обязательств. После рассмотрения всех данных управляющий составляет заключение, где приводятся сведения о погашении долгов. В том случае, если все обязательства исполнены, дело о банкротстве прекращается. Если же возможности рассчитаться у должника нет, вводится внешнее управление или конкурсное производство.

Досрочно закончить санацию можно при полном погашении юрлицом своих обязательств перед кредиторами, включенными в реестр (п. 1 стат. 86). В этой ситуации компания-должник также обязана предоставить отчет с подробными данными об исполнении обязательств и приложением подтверждающей расчеты документации. После рассмотрения данных и с учетом поданных кредиторами жалоб суд вправе вынести определение о прекращении дела о неплатежеспособности или отказе в его прекращении. Для второго варианта развития событий должно быть обоснование - наличие неисполненных требований или жалоб кредиторов.

Вывод - мы разобрались, на какой срок вводится финансовое оздоровление. По законодательным нормам этот период максимально составляет 2 года. Однако в отдельных ситуациях срок оздоровления может быть сокращен. Отчет о результатах санации подается за месяц до официального завершения этой стадии, а досрочное завершение возможно только при полных расчетах с кредиторами и отсутствии обоснованных жалоб со стороны последних.



Просмотров