Проблема сознания в философии Р. Декарта. Р. Декарт о психофизической и психофизиологической проблемах исследования психики

Автором психофизической проблемы (т.е. проблемы соотношения психического, духовного и телесного, физического) считается Р.Декарт. Он поставил ее как проблему соотношения двух субстанций (мыслящей субстанции - души - и протяженной субстанции - тела), не имеющих между собой никаких общих свойств. Никто из предшествующих мыслителей не доходил до такого противопоставления физического и психического, и поэтому в его творчестве тут же встала проблема соотнесения между собой этих разделенных миров, которые тем не менее каким-то образом в человеке взаимодействуют1. Взаимодействие двух названных субстанций, по Р.Декарту,

1 Тем самым Р.Декарт противоречит сам себе: взаимодействовать могут лишь вещи (субстанции), имеющие хотя бы одно общее свойство. Субстанции, не имеющие никаких общих свойств, взаимодействовать не могут.

Можно наблюдать при возникновении в человеке страстей, т.е. эмоциональных явлений. С одной стороны, это страсти именно души (т.е. чувствует и страдает душа), однако, с другой - при возникновении любой из страстей как страдательных состояний души огромную роль играют сугубо телесные процессы (мельчайшие частицы крови - «животные духи»1), которые, пробегая мимо «шишковидной железы» (эпифиз), где в наибольшей степени, по мнению Р.Декарта, проявляет свое действие душа, раскачивают ее и заставляют душу чувствовать страсти. Впрочем, и сама душа заставляет двигаться эту самую железу и направляет тем самым духи «куда ей нужно». Значит, при возникновении душевных состояний, подобных страстям, душа главным образом пассивна, а их возникновение объясняется практически полностью порождающими их действиями тела; наоборот, во втором случае речь идет об активных действиях души, называемых Р.Декартом волевыми, которые практически полностью могут быть объяснены только «свободной волей», которая до такой степени свободна, что ее никогда нельзя принудить .



Таким образом, решая психофизическую проблему в духе психофизического взаимодействия, Р.Декарт тем самым считает психическое (к тому же отождествляемое им с сознанием) находящимся «по ту сторону» материального мира, никак с ним не связанным, разве что провоцируемым в душе «животными духами» (причем в этом последнем случае речь идет о самых примитивных психических, т. е. душевных, процессах - восприятиях и страстях). Высшие же психические процессы истоком своим имеют только саму душу и ведут себя согласно свободе воли души, т.е. непредсказуемо и необъяснимо с позиций детерминизма, который, как мы говорили, является принципом научного познания мира. Тем не менее в позиции Р.Декарта есть своя «правда»: он справедливо полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним (отождествлены с ними).

16. Психофизическая проблема в историческом контексте: основные варианты ее решения

Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать влияние на физические явления? В узком смысле: как связаны идеальное сознание и материальные процессы человеческого мозга?

Само наличие связи между физиологическими процессами в нервной системе и изменениями в психике человека известно с древности. Но главная трудность состоит в том, чтобы объяснить, как идеальные явления психики (образы, мысли, желания, фантазии, не обладающие ни массой, ни энергией) могут вызвать в нашем теле материальные (физические, химические, физиологические) изменения? Например, интоксикация мозга алкоголем, наркотиками вызывает изменения в сознании и наоборот, идеальный образ (любимой) может вызвать покраснение кожи, учащенное сердцебиение, расширение зрачков и т.п.

Взаимосвязь мозга и сознания давно обсуждается в философии:

1. Один из вариантов решения психофизической проблемы был предложен в ХVII в. Рене Декартом. Согласно его концепции психофизического взаимодействия сознание и тело существуют в двух различных сферах – духовной и материальной. Тело – своеобразная машина, сознание через особый участок мозга может управлять этой машиной при волевом усилии и само ощущать воздействие тела.

2. Иной вариант предложил Г.В. Лейбниц (1646-1716), сформулировавший концепцию психофизического параллелизма. Он утверждал, что в силу своего духовного и внепространственного характера психические явления не могут быть причиной физических и наоборот. Психические и физические процессы протекают параллельно, независимо друг от друга, а соответствие между ними устанавливается благодаря "предустановленной гармонии". Некоторые современные ученые (например, канадский нейрохирург У.Пенфилд) считают, что разум развивается независимо от нейронных процессов внутри мозга. Мозг является, с их точки зрения, всего лишь сложным биокомпьютером, управляемым Разумом.

3. Однако в указанных концепциях не объясняется реально наблюдаемая связь между психикой и телом. Поэтому некоторые современные ученые и философы пытаются доказать материальность мысли. "Вульгарные" материалисты XIX века Бюхнер, Фохт, Молешотт считали, что мозг выделяет мысль, как печень – желчь.

Французский философ Рене Декарт (1596-1650), работе «Правила для руководства ума», первым поставил и рассмотрел проблему сознания в рамках философии и разработал особый метод, позволивший сделать сознание предметом анализа. Его логику можно представить следующим образом.

Согласно традиции Декарт рассматривает сознание как знание. В качестве предмета исследования оно должно быть представлено в виде содержания знания о сознании. И это знание должно быть истинным (истиной). Поэтому, прежде всего, Декарт пытается решить вопрос о возможности существования истинного знания. Его анализ приводит к выводу о том, что истинное знание может быть получено лишь путем универсального сомнения.

Сам Декарт логику представления сознания как объекта размышления строит следующим образом. Вначале он допускает, что из всех вещей, некогда признававшимися истинными, нет ни одной, относительно которой было бы недопустимо сомневаться; к такому выводу он приходит не по опрометчивости и легкомыслию, но опираясь на прочные и продуманные основания. Поэтому, как он считает, он должен тщательно воздерживаться от одобрения не только вещей явно ложных, по точно так же и от того, что прежде мнилось истинным.

Итак, Декарт допускает, что все видимое ложно; он предполагает никогда не существовавшим все, что являет обманчивая память; тело, очертания, протяженность, движение и место – химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного… и существует некий неведомый обманщик, чрезвычайно могущественный и хитрый, который всегда намеренно вводит в заблуждение. Но, тем не менее, после более чем тщательного взвешивания всех «за» и «против» Декарт приходит к убеждению, что всякий раз, как он произносит слово «Я ЕСТЬ», оно по необходимости будет истинным.

Тут его осеняет, что мышление существует, ведь лишь оно не может быть отторгнуто. Но сколько долго человек существует? Столько, сколько он мыслит (Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом//Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1994. – С.19-24).

Прочтите внимательно этот фрагмент и ответьте на вопросы:

На что ориентирует в процессе получения истинного знания метод универсального сомнения Декарта.

Какое допущение он использует в своих рассуждениях?

Какое утверждение Декарта, в качестве его вывода, доказывает возможность существования истинного знания, в котором невозможно сомневаться?

Таким образом, выявление сознания как предмета исследования у Декарта связано с тремя, вытекающими друг из друга, шагами анализа. Во-первых, существование всего Декартставит под сомнение. Во-вторых, отсюда следует, чтосам сомневающийся существует. В-третьих, становится ясно, что сам сомневающийся существует лишь тогда, когда он мыслит. Ведь сомнение – это акт мышления. Так Декарт приходит к своей фундаментальной идее «Cogito ergo sum» (Мыслю – следовательно сущест-вую) и тем самым Декарт показывает опосредованный характер нашего знания о сознании. Сознание как предмет исследования у него предстает в виде того, что лежит в основании его как вещи мыслящей.


Декарт не останавливается на этапе выделения сознания в качестве предмета анализа и попытается создать содержательное учение о нем. В качестве сущностной характеристики сознания Декарт называет его субстанциональность. Под субстанцией традиционно понимается некое основание чего-либо, все определяющее, но ни от чего не зависящее и являющееся основанием самого себя. Декарт выделяет две субстанции – мыслящую (духовную) и протяженную (телесную), не зависящие друг от друга. Но эти субстанции являются относительными. Абсолютной субстанцией является Бог. При этом Бога Декарт понимает не в религиозном смысле, а как символ первопричины всего существующего. Телесная субстанция лежит в основании всякой вещи и природы в целом. Духовная – является основанием только такого сущего, существование которого определено мышлением. В качестве модусов мышления Декарт рассматривает волю и чувства человека. Интуиция («пристальное всматривание»), как фундаментальный способ достижения истинного знания путем непосредственного усмотрения истины, также определяется духовной субстанцией, мышлением. Нужно обратить внимание на то, что интуиция у Декарта понимается исключительно как интеллектуальное действие мышления. Под интуицией он подразумевал понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не должно остается совершенно никакого сомнения относительно того, что человек понимает, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и отчетливого ума, которое порождается одним лишь светом разума.

Согласно учению Декарта идеи ума возникают из трех источников: образованные самим человеком, приобретенные и врожденные. Учение о «врожденных идеях» занимает в его теории особое место, так как разъясняет и усиливает идею духовной субстанции. Под «врожденными идеями» Декарт понимал, не содержание мыслей (хотя, приводя примеры врожденных идей, он называет следующие: идеи о субстанции, о боге, о фигуре, о прямой линии, целое больше части и др.), а их формы, путем непрерывного восприятия которых мы осознаем содержание мыслей. То есть термин «идея» здесь обозначает саму способность мыслить. Источником врожденных идей является Бог. Он определяет способность человека мыслить по правилам, логически расчлененно. Поэтому способность человека мыслить согласно универсальным формам, независящим от индивида, Декарт представляет как «врожденные идеи». Разъясняя это понятие, он подчеркивал, что, обладая мыслями, полученными не от внешних объектов и не благодаря самоопределению воли, но исключительно благодаря присущей человеку способности мышления, необходимо отличать идеи, или понятия, которые являются формами этих мыслей, от других, внешних, или образованных. Именно первые их этих идей Декарт и называл врожденными (Декарт Р. Замечания на некую программу//Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т.1.- С.472).

На критику оппонентов, утверждавших, что, например, у младенцев не может быть никаких идей, тем более идей о Боге, геометрической фигуре и т.д., Декарт разъяснял, что речь идет не о человеке и его разуме как телесной способности, а о сущем, которое своим основанием имеет мыслящую субстанцию.

Таким образом, Декарт, в своем философском учении о сознании, наметил все основные проблемы и направления его исследования. Дальнейшее развитие понимания природы сознания шло по трем направлениям. Первое исходило из понимания сознания как субстанции бытия (Гегель), второе – выводило сознание из материи, доказывало его вторичность и в онтологическом, и в гносеологическом смыслах (Маркс), третье – рассма-тривало сознание как особую сферу бытия (Гуссерль).

Даёт первое определение сознания, как отображение связей простых и сложных в объективной действительности; понимание того, что происходит с другими людьми; суть изучаемых явлений. Через сознание мы это понимаем.

Р.Декарт(1596-1650), француз мыслитель, философ - представитель рационализма. Хотя он признавал роль чувств и опыта в познании, но в отличие от Ф. Бэкона, приоритет отдавал разуму, считая, что чувства и опыт основной источник ошибок и заблуждений. . Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т.е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности; душа же обладает свойством мышления. Так, "новая психология", восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

Рефлекторная схема Декарта. Декарт первым ввел понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следующему: внешний импульс приводит в движение частицы, называемые «животными духами». Далее посредством этого внешнего импульса «животные духи» заносятся в мозг по «трубкам», из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторнуюприроду поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписываласьосновная причина движений и поведения человеческого организма у большинства

Дуализм Р. Декарта. Дуализм – учение признающее материю и сознание, природу и дух двумя независимыми началами.

Материя и сознание, природа и дух обладают разными свойствами(атрибутами). Атрибуты – неотъемлемое свойство, существенный признак. Атрибут материи – протяжённость(размеры), духа – мышление.

Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Декарта), а источником опыта всегда являются ощущения и рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, доставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внутренние ощущения) доставляются до сознания с помощью рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размышлений ума. Этот процесс получил название интроспекции и стал основным методом практического изучения содержаний сознания в интроспективной психологии. Понятие души. Принцип наблюдения применялся и к изучению души. Душа, как и все в сознании человека, является «чистым листом», и все содержания души возникают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, божественных идей. Душа рассматривается как пассивная, но способная к восприятию среда.

Понятие ассоциации. Ассоциации - это неверное соединение идей, которые, будучи изначально никак между собой не связаны, в сознании некоторых людей соединяются и начинают работать как единое целое, сопровождая друг друга. Примером такой связи, т. е. механизма ассоциации, могут являться симпатии и антипатии, вызванные теми или иными людьми. Причиной установления такой связи может являться сила воспитания и привычки, т. е. внешний источник, прошедший через сознание, а способом избавления от ассоциации.

Дополнительно-

Р. Декарт (1596–1650) – крупнейший мыслитель Нового времени, вошедший в историю науки как «отец современной философии», основоположник научной психофизиологии. Он был создателем аналитической геометрии, развил алгебру, занимался психологией и физиологией, выступил, наряду с Ф. Бэконом, как родоначальник философии нового времени. Р. Декарт считается представителем рационализма. Он признавал роль чувств и опыта в познании, но в отличие от Ф. Бэкона, приоритет отдавал разуму, считая, что чувства и опыт основной источник ошибок и заблуждений. «Поскольку чувства иногда нас обманывают, я рискнул предположить, что ничто не является таким, каким оно представляется нашим чувствам». Истина открыта только разуму: «Только один интеллект способен познать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти». Р. Декарт говорит о безграничных возможностях разума в познании истины, считает, что поиск истины – главная ценность и ничто не может сравниться с ним по красоте. Решая задачу создания достоверной системы знания, Р. Декарт, опираясь на традицию скептицизма, обосновывает философию сомнения как основу методологии научного исследования. Р. Декарт ставит задачу преодоления скептицизма путем выявления того исходного положения, которое не вызывает никаких сомнений. Для этого необходимо последовательное проведение скептической точки зрения, превращение сомнения в подлинный инструмент познания. Он призывает сомневаться всегда и во всем, прежде всего – во власти и влиянии авторитетов. Возникший при этом вопрос о критериях истинности решался следующим образом – в основе очевидности и достоверности знания лежит интуиция, или бесспорная идея, присутствующая в уме и еще не доказанная. Интуиция – состояние умственной самоочевидности. Наличие сомнения, по Р. Декарту, – признак ложного знания. Субъект, разум, сознание выступают у него высшими критериями истинности знания. Происходит смещение области исследовательского поиска с проблематики бытия на проблемы мышления. Несомненным, вызывающим доверие при этом является сам акт сомнения, выступающий как очевидный для субъекта. В свою очередь, сомнение есть деятельность мысли, а значит, и наличие мысли не вызывает сомнения. Отсюда вывод Р. Декарта: "Если я сомневаюсь, значит, я мыслю". Мышление предполагает мыслящего субъекта – Я. Соответственно следующее заключение: "Все, что мыслит, существует; я мыслю; следовательно, существую". То есть на этом пределе сомнения достигается несомненная истина: "cogito ergo sum" – "мыслю, следовательно, существую". Говоря о природе человеческого существования, Р.Декарт определяет ее как мыслящую реальность. Р. Декарт приходит к выводу о наличии самостоятельной мыслящей субстанции, абсолютно независимой от тела – души. Основным атрибутом, или свойством, души он считал мышление. Под мышлением Р.Декарт понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т. е. все, что осознается человеком. Р. Декарт, таким образом, завершает историю развития психологии как науки о душе и изменяет кардинально ее предмет, которым становится сознание, мышление. С его работ начинается второй период в развитии психологии - как науки о сознании.

В содержании сознания Р. Декарт выделял три вида идей, или понятий, – порожденные самим человеком, приобретенные и врожденные. Идеи, порожденные человеком, основываются на его собственном опыте и являются обобщением данных органов чувств. Это знания, полученные опытным путем и с помощью индукции (энумерации, как называет ее Р. Декарт). Р. Декарт не отрицает путь познания, предложенный Ф. Бэконом, но подчеркивает, что идеи, образованные таким образом, не могут привести человека к познанию объективных законов, а дают лишь знания об отдельных предметах и явлениях. Приобретенные идеи есть результат обучения, общения с другими людьми и чтения книг. Идеи этого рода более полные и совершенные, чем идеи первого вида, поскольку являются обобщением опыта разных людей, а не одного человека, но все же и с их помощью человек не в состоянии познать сущность окружающего мира и себя.

Только врожденные идеи, содержащиеся в разуме, открывают человеку истину. Эти знания настолько ясные, что открываются человеку сразу, полностью и не нуждаются в опоре на данные органов чувств или логические обобщения. Такой подход к проблеме познания назвали, как мы помним, рационализмом, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, – рациональной интуицией. К главным врожденным идеям, по мнению Р. Декарта, относятся идеи Бога, «Я», числа, телесности и структурности тел, свободной воли и др. Таким образом, Р. Декарт вводит в психологию идею априоризма, врожденности, доопытного происхождения идей.

Р. Декарт выделяет в человеке вторую субстанцию – протяженную – тело. Описывая строение и функционирование тела, Р. Декарт предвосхитил современную физиологию. Р. Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Он видел сходство в строении и работе телесных органов и механических устройств; переносил физико-механические принципы на все жизненные функции живого организма. Согласно Р. Декарту, все телесные отправления (пищеварение, сердцебиение, питание, рост, дыхание), а также психофизиологические функции (ощущения, восприятия, страсти, аффекты) функционируют подобно часам или другим искусственным механизмам. Он говорит о «машине тела», подчеркивает его независимость от вмешательства души.

Р. Декарт указывает, что главное свойство тела как протяженного явления – движение. Описывая механику тела, он первым, не употребляя этого термина, дает схему рефлекса (внешние воздействия на организм - в органах чувств возникает движение «животных духов» – они передаются в мозг, где осознаются как психические процессы – оттуда идут к «мускулам», наполняя их и вызывая двигательный акт). Прохождение нервного импульса Декарт мыслил по аналогии с прохождением крови по сосудам. Он считал, что все тело пронизано нервами, берущими свое начало в мозге и идущими ко всем частям тела. Нервы он представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболочкой, как трубочкой. В этих трубочках помимо ниточек содержатся «животные духи» – наиболее подвижные и легкие частицы крови, которые отфильтровываются от других частиц в мозге. Через поры в мозге животные духи могут перемещаться в нервы, а из них в мышцы, благодаря чему тело способно совершать разнообразные движения. При внешнем воздействии на нервные окончания натяжение нити открывает клапаны, и животные духи переходят из одной трубочки в другую, направляясь к соответствующей мышце, раздувают ее, заставляя укорачиваться и сокращаться. Таким образом, прослеживая путь, который проходят животные духи по нервам от рецепторов к мозгу, а затем к мышцам, Декарт фактически дал описание рефлекторной дуги. Так с учением Декарта в психологии утвердился новый вид детерминизма –механистический детерминизм.

Р. Декарт вводит новое понимание психического как непосредственно переживаемого и осознаваемого. Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображение, аффекты, – во-первых, относились Р. Декартом к чисто телесным, «не просветленным мышлением» и исключались из сферы психического, к которой он относил только то, что пронизано разумом, осознано мышлением (в этом проявлялся рационализм его подхода); во-вторых, рассматривались как независимые от души; в-третьих, лишались отражательной природы и функций (так как они отражают не особенности воздействующих внешних явлений, а «животные духи», протекающие в организме); в-четвертых, рассматривались как эпифеномены (бездеятельные придатки, не оказывающие существенного влияния на жизнь и функционирование тела).

Явления сознания как непосредственно переживаемые доступны для их познания только самому субъекту, и способ их познания только один – интроспекция.

Разделение тела и души неизбежно должно было поставить перед Р. Декартом вопрос о форме взаимопроникновения этих двух субстанций, наличие которого доказывалось эмпирически. Тема дуализма и контакта тела и души раскрывается в работах Р. Декарта «Трактат о человеке» и «Страсти души», где выдвигается принцип психофизического взаимодействия. Согласно этому принципу, тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п. Душа, будучи носителем мышления и воли, воздействует на тело, стимулируя его активность и влияя на изменение хода работы телесной машины. Центром взаимодействия тела и души Р. Декарт называет «маленькую железу», находящуюся «в центре мозговой субстанции», - шишковидную железу (эпифиз).

Так же, как разделены тело и душа, рефлекс и сознание, разделяются и методы познания: эксперимент – для анализа механики тела; интроспекция - для изучения души.

Предметом последней работы Р. Декарта было исследование страстей. Р. Декарт пришел к выводу о том, что страсти подразделяются на 3 группы: физиологические – от восхищения до гнева, от радости до печали (здесь ощущение навязывает свой закон субъекту); психологические, в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом – это желание, надежда, страх, любовь, ненависть; моральные, связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (одна из них – щедрость).

Страсти могут помогать или мешать мышлению. Поэтому необходимо научиться управлять страстями, преодолевать ненужные эмоции и обеспечивать ясное самосознание. Пути управления страстями:

1) переход к другим видам деятельности;

2) рациональный, логический путь снятия эмоционального напряжения через объяснение причины возникновения отрицательных эмоций.

Особая роль отводится двум эмоциям - печали и радости. Печаль обнаруживает то, чего надо избегать; радость указывает на то, что следует поддерживать и культивировать.

15. Учение Р. Декарта – переход от исследования души к сознанию

Первый набросок психологической теории, использовавшей достижения геометрии и новой механики, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596–1650). Он происходил из старинной французской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии Де ла Флеш, которая являлась одним из лучших религиозных образовательных центров, он изучал греческий и латинcкий языки, математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея которого об интроспекции была им впоследствии переработана: религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направленную на познание объективных истин.

По окончании коллегии Декарт изучает право, затем поступает на военную службу. За время службы в войсках ему удалось побывать во многих го родах Голландии, Германии и других стран и установить личные связи с выдающимися европейски ми учеными того времени. В это же время он приходит к мысли о том, что наиболее благоприятные условия для его научных исследований не во Франции, а в Нидерландах, куда он и переезжает в 1629 году. Именно в этой стране он создает свои знаменитые сочинения.

В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Тем самым живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т.е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства со все большей определенностью утверждались в общественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма.

Веками, до Декарта, вся деятельность по восприятию и обработке психического «материала» считалась производимой душой, особым агентом, черпающим свою энергию за пределами вещного, земного мира. Декарт доказывал, что телесное устройство и без души способно успешно справляться с этой за дачей. Не становилась ли душа в таком случае «безработной»?

Декарт не только не лишает ее прежней царственной роли во Вселенной, но возводит в степень субстанции (сущности, которая не зависит ни от чего другого), равноправной с великой субстанцией природы. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому; она определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности.

Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.

Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке. Следует сомневаться во всем – естественном и сверхъестественном. Отсюда знаменитый декартов афоризм «Cogito, ergo sum» («Мыслю – следовательно, существую»). Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.

Позже это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических объектов-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания – интроспективной. Впрочем, как и представления о душе, претерпевшие сложнейшую эволюцию, понятие о сознании, как мы увидим, также меняло свой облик. Однако сначала оно должно было появиться.

Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, являясь обобщением данных наших органов чувств. Эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира. Не могут в этом помочь и приобретенные идеи, так как они являются тоже знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действительности. Приобретенные идеи основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей, но лишь врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств.

Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией. Декарт писал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим».

Признав, что машина тела и занятое собственными мыслями (идеями) и «желаниями» сознание это независимые друг от друга сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном чело веке. Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз). Это эмпирическое «открытие» никто всерьез не принял. Однако решение теоретического вопроса о взаимодействии души и тела в декартовой постановке поглотило энергию множества умов.

Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятий, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат, «обращение назад»). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.

Через всю историю психологии проходит контроверза души и тела. Декарт, подобно множеству своих предшественников (от древних анимистов, Пифагора, Платона), противопоставил их. Но он создал и новую форму дуализма. И тело, и душа приобрели содержание, неведомое прежним исследователям.


Рис. 5.1.

Основные труды. «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1644), «Страсти души» (1649).

Философское учение. Декарт представлял мироздание, состоящим из двух непересекающихся и действующих по своим законам субстанций: вещи мыслящей (rescogita ) и вещи протяженной (res existin"). Материальные тела являются единичными воплощениями вещи протяженной. Основные свойства тел - продуцирование тепла и движение. Все живые тела являются биологическими механизмами. Например, у животных, по мнению Декарта, нет ничего, что свидетельствовало бы об их разуме, все их действия происходят сообразно природе и заложены в них изначально, даже несмотря на то, что во многих движениях они могут превосходить человека. В качестве аналогии приводятся часы, которые определяют время точнее, чем человек с его разумом. Тело отвечает на воздействия окружающей среды, таким образом осуществляя движения. «Наконец, известно, что все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух, или очень нежный ветер, называемый животными духами» . «Духи - причина того, что эти ниточки остаются совершенно свободными и натянутыми таким образом, что малейший предмет, касающийся той части тела, где находится конец одной из ниточек, приводит в движение ту часть мозга, откуда эта ниточка выходит, подобно тому, как, двигая один конец веревки, приводят в движение другой» . Так, Декарт, руководствуясь медицинскими сведениями того времени, впервые описывает рефлекторную деятельность, но механизм рефлекса будет объяснен только через полтора столетия. Декарт считает мышление продуктом деятельности души и не связывает его с телом. Мышление всеобъемлюще и происходит в нас само собою, оно означает понимать, желать, воображать и воспринимать. Мысли бывают двух видов: действия души и страсти души, т.е. определяемые волей и воспринимаемые разумом. Чувствовать, воображать и постигать - различные виды интеллектуальных действий, а желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться - действия волевые. В этой связи для любого суждения необходимы как мышление, так и воля. Действия воли шире, чем действия разума, поэтому человек может ошибаться в суждениях. В целом, Декарт ограничивает деятельность души волевыми и мыслительными актами, что подтверждается его знаменитым выражением: «Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно, существую). В дихотомии души и тела Декарт считает душу приоритетной, поскольку она бессмертна и через мышление имеет связь с Богом, наделившим душу врожденными идеями. Сущность человека проявляется в мышлении и им же подтверждается, поскольку существование мышления для каждого человека - несомненно, т.е. очевидно. Душа взаимодействует с телом, из этого взаимодействия происходят страсти души, т.е. страдательные состояния души в связи с воздействием тела. На физиологическом уровне местонахождением души в теле и, соответственно, органом, где происходит взаимодействие души и тела, является «шишковидная железа» (эпифиз). Декарт однозначно говорит, что только в головном мозге и через него возможны как душевные действия, так и регуляция человеческого тела. Головной мозг и душа через него принуждает тело двигаться. А по причине нахождения души в человеческом теле, она в большей степени осознает состояния тела, чем внешних объектов. Более того, чем моложе человек, тем более его душа погружена в тело, поэтому многие заблуждения идут у нас из детства. В юном возрасте человек больше полагается на желания, основанные на неверном познании, образы которого остаются с человеком на всю жизнь и практически не меняются. В качестве примера он приводит восприятие заката-восхода Солнца. Несмотря на то, что впоследствии человек узнает, что Земля вращается вокруг Солнца, он не перестает воспринимать закаты и восходы и говорить, что Солнце заходит и восходит. С одной стороны, Декарт указывает на константность восприятия, а с другой - на ошибочность ощущений по сравнению со знанием. Кроме того Декарт различает внешние (форма, величина) и внутренние (боль, цвет) чувства. Разница в восприятии внешних и внутренних чувств заключается в том, что первые мы воспринимаем и понимаем непосредственно, вторые - только путем осознания.

Также Декарт различает восприятия на пассивные и активные. Пассивное восприятие - собственно восприятие в современном понимании данного слова, т.е. образы, возникающие при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Декарт называет этот вид восприятия пассивным, появляющимся через тело (страстью). Второй вид восприятия, где участвует только душа, в большей степени похож на воображение и отличается участием в этом процессе воли, направляющей на создание образа, т.е. произвольностью. По этой причине Декарт называет воображение активным восприятием (действием). Вместе с тем, по его мнению, есть и пассивные воображения, которые возникают без участия воли - это сны или мечты. При этом восприятие и воображение сами по себе не являются частями души. То же Декарт говорит и о том, что память относится к телесным явлениям. Если душа хочет что-либо вспомнить, она с помощью воли заставляет шишковидную железу попеременно наклоняться и направлять духи в различные участки мозга, пока те не встретят следов, оставленных тем предметом, о котором надо вспомнить. Декарт полагал, что все впечатления мозг сохраняет как губка, соответственно, воспоминание - это поиск нужного следа в головном мозге.

К страстям души Декарт относит и желания, например, направление волей тела к движению, в противовес он приводит другой вид желаний - направление мысли на нематериальный предмет, что по концепции Декарта является действием.

В том же контексте - отнесенности к душе или телу - Декарт размышляет о познании. Он видит два пути познания: опыт и дедукция. Опыт часто приводит к заблуждению, поскольку связан с телесными ощущениями. Дедукция же, наоборот, редко бывает ошибочной, даже у умов, мало привычных к мышлению. Правила дедуктивного мышления таковы. Во-первых, не принимать за истинное то, что не очевидно, т.е. сомневаться. Сомнение в любом познании хорошо, кроме как в руководстве собственными поступками. Во-вторых, делить каждое предположение на части так, чтобы каждую по отдельности можно было преодолеть. В-третьих, начинать познание с простого, постепенно переходя к более сложному. В-четвертых, подробно все описывать, чтобы не возникало мысли о каких-либо упущениях.

Таким образом, Декарт, продолжая линию средневековых реалистов, утверждает раздельность свойств души и тела. Кроме того, ограничивая деятельность души мышлением и волей, формулирует новый предмет психологии - сознание - за счет расширенных определений мышления и воли и отличая человека от животных именно способностью к осознанию. Большинство психических процессов Декарт относит к страстям души - полю взаимодействия души и тела, причем в этом случае тело воздействует на душу. Без продуцируемой активности души тело действует по принципам механики, что обуславливается его строением.

В области гносеологии Декарт - последовательный рационалист, считающий, что к истине можно прийти только путем разума, действующего дедуктивным способом. Потенциал любого мышления заложен Богом с помощью врожденных идей.

Декарт заложил основы рационализма как способа познания бытия, а также по-новому определил предмет психологии, с которым она выделится в самостоятельную научную область.

  • Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 485.
  • Там же. С. 486-487.


Просмотров