Принципы судопроизводства в рф. Основные принципы российского судопроизводства

«Арбитражный суд Российской Федерации» - Количество судебных заседаний, проведенных с использованием видеоконференцсвязи. Реализован в соответствии с Техническими условиями по использованию видеоконференцсвязи (ВКС) в системе арбитражных судов Российской Федерации. Общество «Производственно-коммерческая фирма «Премьера» против Якутской городской Думы.

«Судебная система» - Ответ на первый вопос как гипотеза. Меньшая фракция касается дел, в которых задействован внешний интерес. 7. 8. Проблема и вопросы. 10. 2. Гипотеза 2. Российское правосудие поделено на две неравные составляющие фракции. Что мы упустили? 12. 11.

«Судебная система РФ» - Сформировать представление о системе судебной защиты граждан страны. Правосудие в современной России. Обеспечение доказанности вины. Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Обеспечение обвиняемому права на защиту. Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции.

«Арбитражный суд» - Задачи арбитражных судов в России. В настоящий момент функционирует 82 арбитражных суда субъектов федерации. Содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях. Арбитражный суд выполнил ученик Лицея № 1547 г.Москвы Лопатников Олег. Защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан.

«Суд» - Факторы, отрицательно влияющие на эффективность конституционного суда. Жалоба в конституционный суд рф. Субъекты обращения в конституционный суд рф. Конституционный суд российской федерации. Граждане Объединения граждан Генеральный прокурор РФ Уполномоченный по правам человека РФ Суд. Критерии приемлемости жалобы.

Рассматривая принципы судопроизводства, следует заметить, что в физическом смысле принцип - это теоретическое обобщение наиболее главного, общего, типичного, что выражает сущность того или иного явления.

Из самого смысла термина «принцип» вытекает, что принципом правосудия может быть не каждое положение, в какой-то степени отражающее его сущность, а только те из них, которые определяют главные, исходные моменты устройства и, частично, деятельности судебных органов.

Исходя из изложенного, можно следующим образом определить принципы судопроизводства. Принципы судопроизводства - это главные, общие положения, выраженные в законе и характеризующие наиболее важные стороны организации и деятельности судебных органов.

Принципы правосудия делятся на организационные и процессуальные (функциональные).

Организационные принципы определяют наиболее важные положения, лежащие в основе строения системы судов общей юрисдикции, ее отдельных звеньев и взаимосвязь между ними.

Процессуальные (функциональные) - характеризуют основные положения деятельности судебных органов по разрешению уголовных и гражданских дел.

Эти две группы принципов органически связаны между собой. Демократические основы организации судов призваны обеспечить наиболее эффективную их деятельность по борьбе с правонарушениями. Процессуальные принципы правосудия непосредственно вытекают из основ устройства судебных органов и являются как бы их продолжением, реализацией в процессе деятельности.

Принципы организации и деятельности суда обеспечивают законность и обоснованность приговоров и решений, служат надежной гарантией прав и законных интересов всех лиц, участвующих в гражданском и уголовном судопроизводстве. Все принципы судопроизводства в своей совокупности образуют стройную систему, в которой каждый из них неразрывно связан друг с другом.

К основным принципам судопроизводства относятся:

Законность.

Осуществление правосудия только судом.

Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом.

Независимость судей и подчинение их только закону.

Обеспечение доказанности вины.

Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.

Поддержание государственного обвинения в суде прокурором.

Обеспечение обвиняемому права на защиту.

Гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами.

Обязательность решений суда.

Рассмотрим сущность и значение каждого из этих принципов подробно.

Принцип законности. Законностью принято считать неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Она является универсальным общеправовым принципом в соответствии с которым органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами РФ.

Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в РФ осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций иными органами либо должностными лицами не допускается. Таким образом, закон ограждает гражданина от возможности применения к нему уголовного наказания каким либо иным государственным органом, кроме суда.

Применение мер уголовного наказания возможно только в результате рассмотрения дела судом и только в случае признания гражданина виновным в совершении преступления постановлением судом обвинительного приговора.

Принцип отправления правосудия только судом является руководящим началом не только судоустройства, но и судопроизводства. В деятельности судов обеспечиваются реальные возможности для правильного и справедливого разрешения уголовных и гражданских дел по существу в полном соответствии с законом, на основе установления объективной истины по делу, с соблюдением необходимых процессуальных гарантий прав граждан. Принцип отправления правосудия только судом гарантирует неприкосновенность личности, охрану политических, трудовых, жилищных и имущественных прав граждан. Строжайшее соблюдение и проведение в жизнь этого принципа является одной из важнейших гарантий законности.

Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Правосудие в РФ осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равенство граждан перед законом и равенство их перед судом - это два тесно между собой связанных правовых положения. Вместе с тем, каждое из них имеет самостоятельное содержание.

В правосудии равенство граждан перед законом означает, что в отношении всех граждан судом применяются единые материальные законы и процессуальные правила. Правосудие осуществляется в точном соответствии с законом. Закон же для всех граждан един. Он не создает никаких привилегий в зависимости от служебного, социального, имущественного положения и т.д. Законы, применяемые судом, дают равные права и возлагают равные обязанности на граждан. Поэтому каждый гражданин может получить в суде защиту своих законных прав без каких-либо ограничений. Но также, каждый должен нести и ответственность за нарушение своих обязанностей. Никто не может быть освобожден от обязанности соблюдать закон.

Равенство граждан перед судом означает, что суд, применяя единые для всех законы, ни для кого не может создать привилегий. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется в одном и том же порядке. Все участвующие в правосудии граждане в соответствии с их процессуальным положением имеют одинаковые права и равные обязанности. Каждому из подсудимых, потерпевших, каждому из участников гражданского дела в любом из действующих судов предоставлены равные возможности для защиты своих прав. Кроме того, для всех граждан действуют одни и те же суды, которые определены в законе. Не существуют и не могут быть созданы привилегированные, особые, исключительные суды для каких-либо категорий граждан.

Равенство граждан перед законом - понятие более широкое, чем равенство их перед судом, ибо первое определяет положение граждан во всех сферах общественной жизни, а равенство их прав перед судом только в области отправления правосудия.

Независимость судей и подчинение их только закону. Судьи при осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только закону. Сущность данного принципа заключается в том, что при решении судебных дел судьи независимы от каких-либо посторонних влияний. Судья решает каждое судебное дело в соответствии со своим внутренним убеждением, подчиняясь только закону.

Требование о решении судьями уголовного или гражданского дела по их внутреннему убеждению относятся и к оценке доказательств, и к применению закона, и к назначению наказания. Этот принцип является лучшей гарантией законности и объективности выносимых судьями приговоров и решений.

Данный принцип, во-первых, означает запрет вмешательства незаконным образом в судебную деятельность государственных органов, ведомств, должностных лиц и заинтересованных граждан. Даже вышестоящий суд, включая и Верховный Суд, отменяя приговоры или судебные решения в кассационном или надзорном порядке и направляя дело на новое рассмотрение, не вправе указывать новому составу суда, какой приговор или решение он должен вынести; во-вторых, это требование обращено непосредственно к судьям; они не должны отступать от закона и не могут принимать какие-либо решения вопреки закону, подчиняясь постороннему влиянию.

Привлечение судей к дисциплинарной ответственности производится в соответствии с действующим законодательством. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания могут быть нарушения трудовой дисциплины, небрежность в работе или совершение проступков, недостойных звания судьи. Судья не может быть.привлечен к дисциплинарной ответственности за характер вынесенного им по делу решения или приговора.

Обеспечение доказанности вины. Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, до тех пор пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах полученных незаконным путем а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.

В основе этого прогрессивного принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен предполагаться добропорядочным, пока иное не будет доказано. Опирается он также на положения весьма авторитетных международных документов в области прав и основных свобод человека.

В уголовно-процессуальном кодексе существуют положения о том, что суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, что обвинительный приговор суда не может быть основан на предположениях и постановлениях лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого доказана, что не допускается включение в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение виновность оправданного. Из принципа обеспечения доказанности вины вытекают также положения о том, что все сомнения, которые не представляются возможным устранить, должны толковаться в пользу обвиняемого (подсудимого). Недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна доказанной его невиновности.

Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Состязательность как принцип правосудия означает такое построение этого вида правоохранительной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц по отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов перед судом, наделенным необходимыми полномочиями по руководству такими заседаниями и принятию решений по существу рассмотренных дел. Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда участники рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, и тем самым способствовать поиску истины, справедливости, обеспечивать законность и обоснованность акта правосудия. При этом суду принадлежит роль органа, который активно способствует поиску истины и сам участвует в нем, контролирует правомерность действий сторон, обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства, установленных законом.

Состязательность - важный показатель демократичности правосудия, ибо ее полная реализация предполагает последовательное проведение в жизнь прежде всего равноправия сторон, создание реальной возможности эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов.

Поддержание государственного обвинения в суде прокурором. В ходе разбирательства уголовного дела в суде прокурор поддерживает государственное обвинение. Это один из наиболее ответственных участков прокурорской деятельности, ибо в суде решается вопрос о виновности или невиновности подсудимого и о применении к нему меры наказания. Принимая участие в судебном рассмотрении уголовных дел, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния и поддерживая государственное обвинение, он участвует в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств. Он принимает участие также в судебных прениях по уголовному делу. В своей речи он подводит итог судебному следствию по уголовному делу, представляет суду свои соображения относительно применения уголовного закона и мере наказания подсудимому. В случае, когда при разбирательстве дела прокурор придет к заключению, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения подсудимого, он обязан отказаться от обвинения.

Гласность судебного процесса. Гласность судебного процесса - конституционный принцип, который дает возможность всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это обеспечивает демократизм правосудия: представляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, содействует реализации контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу так и по форме. Кроме того, проведение судебных процессов открыто, в присутствии граждан усиливает воспитательное воздействие судебного разбирательства на подсудимых, ответчиков, свидетелей и других участников процесса, побуждая их более тщательно оценивать свое поведение и с большим вниманием осуществлять в суде права и обязанности.

Представители средств массовой информации могут освещать ход судебных процессов. Все это создает необходимые гарантии для того, чтобы граждане имели возможность контролировать отправление правосудия судьями.

Однако закон предусматривает разбирательство дел в закрытом заседании суда, в случае когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Закрытое судебное разбирательство также допускается по мотивированному определению суда по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях и др..

Обязательность решений суда. Реализация данного принципа означает, что акты правосудия, которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному исполнению всеми государственными, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории государства в части, их касающейся.

Отменить или изменить их вправе лишь судебные органы - как правило, вышестоящие судебные инстанции с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, отражающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.

Принцип – это основополагающее, базовое правило. В разных источниках можно найти разные классификации принципов судопроизводства. В самом общем плане эти принципы могут быть разделены на универсальные и отраслевые.

Универсальные принципы, как следует из их названия, реализуются во всех судах, независимо от их уровня или компетенции. Отраслевые принципы реализуются при осуществлении отдельных видов судопроизводства и характерны только для них.

К универсальным принципам относятся:

1.равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ; ч. 2 ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ»);

2.гласность судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ; ст. 9 ФКЗ «О судебной системе»);

3.состязательность и равноправие сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ);

4.участие граждан в осуществлении правосудия (ст.ст. 32, ч. 4 ст. 123 Конституции РФ; ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ);

5. принцип языка судопроизводства (ст. 68 Конституции РФ; ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»)

6. право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ

Отраслевые принципы судопроизводства ориентированы на применение, как это следует из их названия, в различных отраслях судебной деятельности и классифицируются по видам судопроизводства. Эти принципы сформулированы в законодательных актах, определяющих порядок судебного разбирательства, в процессуальных кодексах. Соответствующие статьи можно найти в УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Примером может служить принцип коллегиальности. Сам по себе этот принцип предполагает, что дело в суде рассматривается несколькими судьями (коллегиально). Однако этот принцип не является универсальным, поскольку порядок рассмотрения дел судьей единолично или коллегиально определяется по-разному. Так, дела об административных правонарушениях всегда рассматриваются судьей единолично; дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами только коллегиально и т.д.

Принцип языка судопроизводства применительно к уголовному правосудию требует, чтобы лицам, привлекаемым в качестве подозреваемых и обвиняемых и не владеющим языком судопроизводства: обеспечивалось право полного ознакомления с материалами дела на родном языке; судебные и следственные документы представлялись для ознакомления обвиняемому в переводе на его родной язык; для таких лиц предусмотрено обязательное участие защитника.

Судебная система

В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система РФ устанавливается самой Конституцией и федеральным конституционным законом. Однако, в Конституции РФ судебная система обозначена лишь в общих чертах. Более подробно она представлена в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.


Согласно положениям данного закона, в Российской Федерации существует несколько видов судов, при этом суды делятся по уровню (на федеральные и суды субъектов) и по компетенции (по видам судопроизводства).

Рассмотрим деление по уровням .

Федеральные суды называются так потому, что они осуществляют судебную власть от имени РФ, их судьи назначаются исключительно федеральными органами государственной власти (в зависимости от уровня суда – Президентом РФ или Советом Федерации по представлению Президента). Финансирование федеральных судов производится только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральными законами и деятельность их осуществляется на основании исключительно федерального законодательства.

Суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов) находятся в настоящее время в стадии формирования. Они осуществляют правосудие от имени соответствующего субъекта РФ и финансируются из его бюджета (за исключением мировых судей). Судьи этих судов назначаются (избираются) в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Суды субъектов, как правило, существуют самостоятельно, системы не образуют и, хотя их решения могут быть обжалованы в федеральные суды, не являются по отношению к ним нижестоящими. Например, уставные суды субъектов не являются нижестоящими по отношению к Конституционному суду РФ.

Деление судовпо их компетенции основано на рассмотренных выше видах судопроизводства. Именно деление судов по компетенции явилось главным принципом формирования судебной системы РФ.

Федеральным судом, осуществляющим конституционное судопроизводство , является Конституционный Суд РФ. На уроне субъектов конституционное судопроизводство осуществляют уставные (конституционные) суды субъектов РФ. Так, в Санкт-Петербурге 24 мая 2000 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят #G0Закон Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга».#G1

Все остальные суды образуют сложную систему, возглавляет которую Верховный Суд РФ. Нижестоящими по отношению к нему судами являются: 1. территориальные суды общей юрисдикции: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (суды общей юрисдикции в субъектах РФ); районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды); 2. военные суды; 3. арбитражные специализированные суды.

Судебные инстанции

Судебная инстанция – понятие, отражающее процессуальную компетенцию суда. В настоящее время можно выделить 5 инстанций:

1. Первая инстанция – суд, который рассматривает дело первый раз и по существу. В судах общей юрисдикции судами первой инстанции являются все суды; в системе арбитражных судов – ФАСС (Федеральные арбитражные суды субъектов) РФ, суды по интеллектуальным правам и ВАС РФ.

2. Апелляционная инстанция суд, который по жалобам заинтересованных лиц и представлениям прокурора пересматривает не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции по правилам первой инстанции. В системе судов общей юрисдикции судами апелляционной инстанции являются все суды, кроме судов низшего звена. В системе арбитражных судов – ФААС (Федеральные арбитражные апелляционные суды) РФ.

3. Кассационная инстанция суды, пересматривающие вступившие в законную силу решения суда первой и апелляционной инстанций, проверяя законность и обоснованность принятого ими решения. В системе судов общей юрисдикции судами кассационной инстанции являются суды в субъектах РФ и военные суды военных округов (флотов); в системе апелляционных судов – ФАСО (Федеральные арбитражные суды округов) РФ суды по интеллектуальным правам.

4. Надзорная инстанция суд, который пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих инстанций. В системе судов общей юрисдикции и системе арбитражных судов судами надзорной инстанции является исключительно суд высшего звена – Верховный Суд РФ.

Несколько особняком стоит такая инстанция, как пересмотр дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам . Эта инстанция предполагает пересмотр вступивших в законную силу решений суда в случаях, когда либо открылись обстоятельства, который не были известны суду при вынесении решения, либо появились новые, ранее не существовавшие обстоятельства. К таким новым обстоятельствам обычно относятся вступившие в силу решения Конституционного суда РФ либо Европейского суда по правам человека, которые признают неконституционной (противоречащей Конвенции о защите прав человека и основных свобод) норму права, на основании которой было вынесено судебное решение. Пересмотр дела по вновь открывшимся и новым обстоятельствам осуществляют суды, принявшие пересматриваемое решение.

Структура судов

Структура судов может меняться в зависимости от вида суда, но типовыми «структурными подразделениями» судов являются:

1. президиум – группа наиболее опытных и квалифицированных судей суда; как правило, обладает судебными полномочиями, решает организационные вопросы деятельности суда, рассматривает судебную практику;

2. пленум – общее собрание судей суда. Пленум не обладает судебными полномочиями и решает исключительно организационные вопросы (утверждает состав коллегий, дает разъяснения по вопросам применения законодательства и т.д.);

3. судебные коллегии – структурныеподразделения суда, осуществляющие определенный вид судопроизводства (коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, апелляционная коллегия и т.д.);

4. судебный состав – группа судей, рассматривающих дела определенной категории в составе коллегии.

Аппарат суда

Аппарат суда – это одно или несколько подразделений суда, обеспечивающих его работу. Численность и структура аппарата может варьироваться от одного работника (секретарь суда у мировых судей) до сложной структуры – Аппарат Верховного Суда РФ.

Наиболее полно организация и функции аппарата суда отражены в ст.ст. 38 и 39 ФКЗ «О судах общей юрисдикции».

Статус судей

Непосредственно носителями судебной власти – то есть должностными лицами, ее осуществляющими - являются судьи. К судьям, как носителям власти, на которых возлагается огромная ответственность, предъявляются особые требования; кроме того, судьи при назначении на должность приобретают особый статус. Для изучения данных положений необходимо изучить ст. 119, 120, 121 и 122 Конституции РФ, а также - главу 2 ФКЗ «О судебной системе РФ».

Судейское сообщество

Вопросы, касающиеся организации и деятельности судейского сообщества подробно изложены в ФЗ «Об органах судейского сообщества. Цели и задачи судейского сообщества отражены в ст. ст. 1, 4 и 5; система органов судейского сообщества – в ст.ст. 6-10, 12, 14; порядок формирования квалификационных коллегий судей и их задачи – в ст.ст. 11, 17-19 ФЗ «Об органах судейского сообщества».

Изучая органы судейского сообщества, особое внимание необходимо уделить вопросам, касающимся организации и деятельности квалификационных коллегий судей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое судебная власть и каковые ее признаки?

2. Что такое судопроизводство? Правосудие?

3. Какие виды судопроизводства и правосудия существуют в РФ?

4. Как организована судебная система РФ?

5. Какие виды судов существуют в РФ?

6. Что такое судебная инстанция?

7. Какие требования предъявляются к судьям?

8. Чем характеризуется правовой статус судьи?

9. Что такое судейское сообщество и как оно организовано?

10. Какие принципы правосудия определяют общий порядок судебного разбирательства?

11. Какие принципы правосудия призваны защищать права и свободы человека в уголовном процессе?

Принципы судопроизводства представляют собой основные правила, условия, в рамках которых должно осуществляться судопроизводство. Эти принципы заложены в различных нормативных правовых актах. В первую очередь – в Конституции РФ, федеральных конституционных законах и процессуальных кодексах.

Если рассматривать систему принципов судопроизводства, то, в первую очередь, их необходимо разделить на принципы универсальные и отраслевые.

Универсальные принципы, как следует из их названия, реализуются во всех судах, независимо от их уровня или компетенции. Отраслевые принципы реализуются при осуществлении отдельных видов судопроизводства и характерны только для них.

Универсальные принципы судопроизводства сформулированы в Конституции РФ и федеральных конституционных законах. Они реализуются во всех судах, независимо от их уровня и процессуальной компетенции. К основным универсальным принципам относятся следующие:

1. Равенство всех перед законом и судом . В соответствии с о ст. 19 Конституции РФ, а также ч. 2 ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ», суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Данный принцип закреплен также во всех процессуальных кодексах.

2. Гласность судебного разбирательства . Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ и ст. 9 ФКЗ «О судебной системе». Он определяет, что разбирательство дел в судах по общему правилу должно быть открытым, т. е. со свободным доступом всех желающих (публики) в зал судебного заседания. В зал суда допускаются также представители средств массовой информации. Количество лиц, желающих присутствовать на судебном процессе, может быть ограничено лишь в силу недостаточной вместимости зала судебного заседания.

Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании, т. е. без доступа публики, допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В кодексах, определяющих правила судебного разбирательства, оговариваются условия, при которых судебные заседания проводятся закрыто. Как правило, это происходит в случаях, если необходимо обеспечить безопасность участников процесса, а также – соблюдение охраняемой законом тайны, для охраны общественной нравственности и морали. Также закрыто слушаются дела о половых преступления и уголовные дела в отношении несовершеннолетних.



Во всех процессуальных кодексах отмечено, что слушание дела в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства, а решения суда в любом случае провозглашается публично.

3. Состязательность и равноправие сторон . Этот принцип закреплен в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. В самом общем виде принцип состязательности и равноправия сторон состоит в том, что стороны судебного разбирательства имеют одинаковые процессуальные права по отстаиванию защищаемых ими интересов, суд изначально не отдает предпочтения ни одной из сторон, а является беспристрастным. Он выносит свое решение только на основе закона и полного, всестороннего и объективного исследования всех материалов дела, доказательств, представленных сторонами судебного разбирательства.

4. Участие граждан в осуществлении правосудия . Этот принцип непосредственно вытекает из конституционного права граждан РФ в управлении делами государства, в том числе и в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции). В соответствии со ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ» граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Их участие в осуществлении правосудия является не только правом, но и гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей в соответствии с федеральным законом особо декларируется ч. 4. ст. 123 Конституции РФ.

5. Язык судопроизводства . Согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. В то же время республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик употребляются наряду с русским. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его создания и развития.

В соответствии со ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ» судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке – государственном языке РФ, а судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в конституционных судах республик ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке, либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. В процессуальных кодексах установлено также, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела на родном языке; что судебные (а в уголовном процессе - и следственные) документы вручаются лицам, участвующим в деле (в уголовном процессе – обвиняемому) в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет. В целях наибольшего обеспечения права на защиту в уголовном процессе по делам лиц, не владеющих языком судопроизводства, предусмотрено обязательное участие защитника.

6. Право на получение квалифицированной юридической помощи предусмотрено ст. 48 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 48 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, причем в предусмотренных законом случаях такая помощь оказывается бесплатно.

Отраслевые принципы судопроизводства ориентированы на применение, как это следует из их названия, в различных отраслях судебной деятельности и классифицируются по видам судопроизводства. Эти принципы сформулированы в законодательных актах, определяющих порядок судебного разбирательства, в процессуальных кодексах. Соответствующие статьи можно найти в УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Примером может служить принцип коллегиальности. Сам по себе этот принцип предполагает, что дело в суде рассматривается несколькими судьями (коллегиально). Однако этот принцип не является универсальным, поскольку порядок рассмотрения дел судьей единолично или коллегиально определяется по-разному. Так, дела об административных правонарушениях всегда рассматриваются судьей единолично; дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам – рассматриваются только коллегиально и т.д.

Как уже было сказано ранее, отраслевые принципы правосудия определяют особенности конкретных видов судопроизводства. Следовательно, мы можем выделить принципы конституционного судопроизводства, уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства и т.д. В каждом случае принципы отражают особенности судебного разбирательства в соответствующем суде.

Рассмотрим в качестве примера некоторые принципы уголовного судопроизводства. Они сформулированы в Конституции РФ и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

1. Право на защиту – это принцип, который, в соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, а также – ст. 16 УПК РФ, гарантирует, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью защитника (адвоката) с момента, соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Если толковать право на защиту шире, то в него будет включаться вся совокупность принадлежащих подозреваемым и обвиняемым прав, осуществление которых дает возможность оспаривать выдвинутое против них подозрение или обвинение в совершении преступления, доказывать свою непричастность к преступлению, невиновность или меньшую степень вины, а также защищать другие законные интересы в деле (моральные, имущественные, трудовые и др.). Это право может быть реализовано любым законным способом (заявление ходатайств, отводов, представление ходатайств и т.д.).

Это право гарантировано Конституцией РФ и федеральным законом, и органы дознания, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому все законные возможности для его реализации.

2. Презумпция невиновности один из основных и самых многозначных принципов, призванных защищать права человека в уголовном судопроизводстве.Он сформулированвст. 49 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 14 УПК РФ.

Этот принцип означает, во-первых, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Во-вторых, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый в уголовном процессе вправе, но не обязаны давать показания. В отличие от потерпевших и свидетелей, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания. Бремя доказывания по уголовному делу лежит исключительно на органах государства, осуществляющих предварительное расследование преступления, и на прокуроре, поддерживающем государственное обвинение в суде.

В-третьих, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Наконец, обвинительный приговор не может быть вынесен на основании предположений.

3. Право на рассмотрение дела судом присяжных . Любой обвиняемый вправе ходатайствовать о том, чтобы его дело рассматривалось судом присяжных. Право на рассмотрение дела судом присяжных предусмотрено, как уже говорилось выше, ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. Основанием для рассмотрения дела судом присяжных является ходатайство обвиняемого.

Суд присяжных, состоящий из судьи и двенадцати присяжных заседателей, действует в составе судов общей юрисдикции субъектов РФ, соответственно, судом присяжных рассматриваются только дела, подсудные этим судам. Основной особенностью суда присяжных является коллегиальное начало при принятии решений. Кроме того, решения присяжных в большей мере основываются не на формальном праве, а на здравом смысле и жизненном опыте. При этом присяжные, как неюристы, не решают вопрос квалификации деяния. Коллегия присяжных должна дать ответы на вопрос о доказанности вины обвиняемого.

4. Запрещение повторного осуждения за одно и то же преступление . Этот принцип основывается на международных положениях, призванных защищать права и основные свободы человека, в частности – в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г..

В Конституции РФ он провозглашен в ч. 1 ст. 50 и конкретизирован в ст. 27 УПК РФ. Эта статья закрепляет в качестве оснований прекращения уголовного преследования: во-первых, наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению; во-вторых - наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

5. Запрещение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона . Этот принциппровозглашен в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и конкретизирован ст. 75 УПК РФ. Запрет использования таких доказательств теснейшим образом связан с принципом презумпции невиновности. Нарушение закона при добывании доказательств в подавляющем большинстве случаев предполагает нарушение прав человека. Кроме того – и это очень важно - незаконность получения доказательств ставит под сомнение их достоверность, следовательно, они не могут быть положены в основы обвинительного приговора.

6. Право осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания . Этот принцип, предусмотренный ч. 3. ст. 50 Конституции РФ, дополнительной гарантией от незаконного или необоснованного привлечения человека к уголовной ответственности, так как оно обеспечивает дополнительную проверку законности и обоснованности осуждения.

7. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания, в случаях, установленных федеральным законом , предусмотрено ст. 51 Конституции РФ и конкретизировано в ч. 4 ст. 56 УПК РФ. Этот принцип означает, прежде всего, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется п. 4 ст. 5 УПК РФ. Если близкий родственник согласен давать показания, он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, даже если впоследствии он от них откажется. Если же такого предупреждения не было, то данные близким родственником показания не могут быть положены в основу обвинения, поскольку, в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ будут являться доказательствами, полученными с нарушением закона.

8. Запрещение обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность . Данный принцип провозглашен ст. 54 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 9 УК РФ. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается судом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

9. Очное, в присутствии подсудимого, разбирательство уголовных дел. Ч. 2 ст. 123 Конституции РФ декларирует очное рассмотрение уголовных дел вор всех судах. Однако эта же статья говорит о том, что заочное разбирательство уголовных дел возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти случаи определены в ст. 247 УПК РФ, которая гласит, что рассмотрение уголовного дела в отсутствии подсудимого возможно:

1. если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие;

2. в исключительных случаях - по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, если подсудимых находится за пределами территории РФ и (или) уклоняется от явки в суд, и это лицо не было привлечено к ответственности по данному уголовному делу на территории иностранного государства.

- 43.48 Кб

4 См. : ст. 14 ГПК РФ

Эти дела рассматриваются в весьма короткие сроки (15-дневный срок со дня получения протокола и материалов дела). Судья должен вынести постановление по делу не позднее двух месяцев со дня совершения и обнаружения нарушения. Решение судьи может быть обжаловано в вышестоящем суде лицом, в отношении которого ведется дело, а постановление, которое вступило в законную силу, может быть обжаловано прокурором в вышестоящий суд по результатам жалоб и протестов.

Административное судопроизводство на сегодняшний день имеет достаточно точное правовое определение в Кодексе об административных правонарушениях. В КоАП регламентируется судопроизводство по административным делам, которое производиться не только одними судами, но и большим множеством государственных органов, организаций и лиц. Следовательно, правонарушения и споры в области административных отношений в зависимости от их сущности могут рассматриваться в гражданском и арбитражном судопроизводствах, а также и во внесудебном порядке. Но, кстати, это не может соответствовать принципу «осуществления правосудия только судом».

Глава II. Принципы судопроизводства

Принципы судопроизводства – это основополагающие начала для решения задач, стоящих перед правосудием. Также принципы можно рассматривать как закрепленные в Конституции РФ или вытекающие из ее норм правовые идеи, которые определяют всю деятельность судебных органов.

Действие этих принципов по-разному выражается в разных видах судопроизводства: уголовного, конституционного, административного, гражданского. При этом, в уголовном судопроизводстве, принципы действуют не только в судебном разбирательстве, как в трех остальных случаях, но и на предшествующих ему стадиях (например, предварительное следствие)

Принципы судопроизводства можно охарактеризовать следующими признаками:

  1. По своему естеству, они имеют субъективно-объективный характер. Объективная сторона принципов отражена в нормах различных отраслей законодательства. Принципы отображают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом, например, в уголовном судопроизводстве, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предыдущих ему стадиях (дознание и т.д.)

    Субъективная сторона проявляется в том, что они определенным образом в отражены правосознании отдельных граждан, принципы отражают правовые и нравственные идеи, доминирующие во всем обществе, которые вместе с ним изменяются и развиваются.

  1. Принципы судопроизводства - это руководящие положения, т.е. их обязаны соблюдать как все судебные инстанции, так и лица, участвующие в судебном процессе (адвокат, прокурор, подсудимый, истец и т.д.). Эти же положения соблюдают и законодатели, для того

    чтобы положения в новых законах, не противоречили принципам и всей правовой системе.

  1. Принципы имеют общий характер, потому что закрепляют главные направления в деятельности судебных органов. Помимо этого все они закреплены в законе, например, принцип состязательности закреплен сразу в нескольких нормативно-правовых актах: ст. 12, 79, 190 и др. Конституции РФ, ст. 5 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст.15 Уголовно-процессуального кодекса и т.д. Поэтому принципы должны иметь точные формулировки и общеобязательное соблюдение. Так как принципы закреплены в законе, их несоблюдение является правонарушением, а любое правонарушение влечет за собой соответствующую ответственность.
  2. Наконец, все вместе взятые принципы образуют единую систему основополагающих положений, пронизывающих все содержание правосудия. Хотя каждый принцип отличается по своему содержанию, имеет свое значение, все они вместе тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Каждый принцип является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности гарантирует соблюдение принципа законности в сфере правосудия.

Я думаю, что нужно уже закончить классификацию и назвать очевидные, никем неоспариваемые принципы организации и осуществления судопроизводства. К таковыми я отнесла:

  • Принцип законности;
  • Принцип обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия;
  • Принцип обеспечения каждому судебной защиты, прав и свобод;
  • Принцип участия граждан в судопроизводстве;
  • Осуществление правосудия только судом;
  • Принцип открытости судебного заседания (гласность 5 , устность, публичность);
  • Принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и Федеральному закону;
  • Принцип состязательности и равноправия сторон;
  • Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;
  • Принцип презумпции невиновности;
  • Национальный язык судопроизводства.

    Эти принципы основополагающие для всех предписаний законодательства по организации судопроизводства. Без них не может обойтись ни прокурорская, ни судебная, ни следственная практика.

    Если считать, что одной из составных частей правовой системы являются принципы и нормы международного права, то становиться, очевидно, что принципы осуществления правосудия в нашей стране соответствуют международным стандартам. В этом качестве они владеют устойчивостью, относительной стабильностью, и способны при соответствии им правосудия гарантировать гражданам провозглашенные конституцией права и свободы.

______________________________ ___

5 Кроме закрытых судебных заседаний.

§1.Принцип гласности.

Особое значение в судопроизводстве имеет принцип гласности. Этот принцип установлен в ч.1 ст.123 Конституции РФ. Также этот принцип предусматривается в таких процессуальных законодательствах как: ст. 11 АПК, ст. 19 ГПК и ст.241 УПК.

Сущность принципа гласности судебного разбирательства в том, что дела рассматриваются в открытом судебном заседании 6 . Принцип предусматривает полный доступ для обсуждения и ознакомления в зал судебного заседания всех желающих. Каждый гражданин может беспрепятственно войти в зал судебного заседания и находиться там, на протяжении всего слушания дела. Можно сказать, что таким образом, народ контролирует деятельность судебной власти, затрудняет осуществление давления на суд, что гарантирует независимость и подчинение суда только закону, способствует появлению большей ответственности судей за принимаемые ими решения. Также процесс и его результаты могут освещаться в СМИ, также может осуществляться видеосъемка судебного разбирательства, но только если это не помешает судебному процессу.

Из этих главных правил могут быть исключения: В зал судебного заседания на разбирательство уголовного дела, не пускают лиц моложе 16 лет (из чисто педагогических соображений). Также количество лиц, желающих присутствовать на рассмотрении дела в зале суда, может быть ограничено, а все потому что залы для судебных заседаний не обладают достаточной вместимостью. В такой федеральной программе, как «Развитие судебной системы России», говориться, что размещение судов, помещений для судебных разбирательств в таком ужасном состоянии, что это просто ______________________________ ______

6 Гласность – это «одна из черт подлинной демократии – открытая информация о любой общественно-значимой деятельности возможность её широкого обсуждения». (См.: С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. С. 236)

компрометирует правосудие. А у некоторых судов вообще нет помещений. В итоге получается нарушение принципа гласности суда, потому что из-за

отсутствия площади, открытые процессы фактически превращаются в закрытые, к ним просто вынуждено ограничивают доступ 7 .

Присутствующие в зале судебного заседания граждане не должны нарушать установленный порядок и мешать рассмотрению дела. Если же произошло нарушение дисциплины в зале судебного заседания, то к нарушителю принимаются меры, например, за нарушение дисциплины ходе рассмотрения уголовного дела, принимаются меры прописанные с ст. 258 УПК РФ (удаление из зала судебного заседания или взыскание в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда 8 ).

В процессуальном законодательстве, основанном на все той же ст. 123 Конституции РФ, предусматриваются такие случаи, когда по обоснованному решению суда, судебные разбирательства проводятся закрыто:

Когда гласность судебного заседания может привести к разглашению государственной или охраняемой законом тайны 9 ;

Если лицо участвует в деле и считает необходимым сохранение коммерческой, служебной или иной тайны (в таком случае подается ходатайство);

Если рассматривается уголовное дело о преступлении, совершенным лицом, не достигшим 16 лет;

При рассмотрении дел о преступлениях против половой неприкосновенности, половой свободы лица, а также по другим причинам, если есть вероятность разглашения интимных сторон жизни, участвующего в судебном заседании;

Если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного процесса, их родственников или других близких лиц.

______________________________ ____

7 См.: Постановление правительства РФ от 20 ноября 2001 г. №805 // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4623.

8 См.: ст.117 УПК РФ.

9 См.: ст. 241 УПК РФ.

Постановление суда о рассмотрении дела закрытом судебном заседании может быть вынесено как для всего судебного заседании, так и только для

определенной его части.

Также в целях обеспечения тайны усыновления дела, относящиеся к такой категории, разбираются в закрытом судебном заседании.

В зависимости от обстоятельств дела, по вышеперечисленным обстоятельствам может быть закрытым либо полностью судебное заседание, либо какая-то его часть. Но все равно, в любом случае рассмотрение дела в суде происходит с соблюдением все процессуальных норм и принципов, а приговор или решение всегда оглашается публично.

Также нужно сказать, что принцип гласности в суде не сможет быть реализован вне двух условий: устности и непосредственности судебного заседания.

Устность означает, что все материалы по делу должны быть оглашены в зале судебного заседания устно, равно как все участники заседании должны выступать устно. Даже просьба подсудимого о приобщении его показаний к материалам дела не освобождает суд от обязанности допросить его. Также и прения сторон проходят обязательно в устной форме. А вот уже все процессуальные действия в обязательном порядке подлежат письменному оформлению.

Под непосредственностью судебного разбирательства предполагается рассмотрение судом всех материалов дела в зале судебного заседания. Кроме этого, судебное заседание должно проходить непрерывно по каждому делу (кроме времени отведенного для отдыха). Разрешение одним судьей сразу нескольких дел категорически не допускается. Все выводы, которые содержатся в приговоре или вынесенном решении, суд обязан делать только на основе доказательств, которые были исследованы непосредственно в зале суда Содержание

Введение……………..………………………………….………………………..3
Глава I. Судопроизводство в РФ……………………………………………..5
§1. Виды судопроизводства: гражданское, административное и
уголовное ………………………………………………………………….7
Глава II. Принципы судопроизводства ………………...……………………...10
§1. Принцип гласности ……………………………………………...…13
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы………………………………………….18



Просмотров