Принципы регулирования предпринимательства. Общий правовой режим предпринимательской деятельности. Каковы основные принципы предпринимательского права

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определённых принципах, которые характеризуют и определяют правовое регулирование в сфере предпринимательского права.

Принципы российского предпринимательского права - основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах .

2. Принцип признания многообразия форм собственности , юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства , который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях .

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное - в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.


6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Законность обеспечивает стабильность экономики и её финансовой системы.

7. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Основная цель занятия предпринимательской деятельностью - получение прибыли.

7. Понятие предпринимательской деятельности и ее признаки .

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности:

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности.

Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

Доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

Размеры прибыли;

Получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco - «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.

7. Профессионализм - признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

По форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность:частная, государственная, муниципальная;

По количеству участников: индивидуальная, коллективная;

По характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.

Принципами предпринимательского (хозяйственного) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.

Основными принципами предпринимательского права являются:

  • -- свобода предпринимательской деятельности;
  • -- юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
  • -- свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • -- получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;
  • -- законность в предпринимательской деятельности;
  • -- сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;
  • -- единство экономического и правового пространства;
  • -- государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 1. Свобода предпринимательской деятельности.

Под свободой предпринимательской деятельности понимается право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, которая помещена в гл. 1, определяющей основы конституционного строя. В ней говорится о свободе экономической деятельности, одним из видов которой является предпринимательская деятельность.

Более конкретно о свободе именно предпринимательской деятельности говорится в ст. 34 Конституции РФ. Согласно ч. 1 этой статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данная статья находится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования отдельных видов деятельности. Эта система получила в нашей стране значительное распространение и используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

2. Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность может вестись на базе любой формы собственности. Формы собственности, допускаемые в нашей стране, определяются в ст. 8 Конституции РФ. В ней указывается, что признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

На первом месте здесь названа частная собственность, что объясняется ее значением в условиях рыночной экономики. Частная собственность может принадлежать гражданам или юридическим лицам. На ее базе создаются частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества), преобладающие в экономике нашей страны, осуществляется индивидуальная предпринимательская деятельность.

Государственная собственность может принадлежать РФ в целом или ее отдельным субъектам -- республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. На базе государственной собственности действуют государственные предприятия.

Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, которые создают на базе своей собственности муниципальные предприятия, используют свое имущество в целях развития соответствующей территории.

В ст. 8 Конституции РФ говорится также о возможности существования иных форм собственности. Это означает, что предусматриваемый в Конституции РФ перечень допустимых форм собственности не является исчерпывающим. Какие именно формы собственности относятся к «иным», должно быть уточнено в законодательстве. По нашему мнению, к ним, во всяком случае, относятся смешанные формы, в которых имущество принадлежит как государству, так и муниципальным образованиям, частным лицам и организациям. В действовавшем ранее Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» в качестве особой формы собственности выделялась также собственность общественных организаций.

Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого правового режима имущества предприятий различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Частноправовые и публично-правовые элементы в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям в большей мере выражен публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности. Но в принципе правовое регулирование деятельности предприятий в основе своей является единым, независимо от форм собственности.

3. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Этот принцип особенно важен при переходе от плановой экономики к рыночной, поскольку в прошлом создавались, как правило, крупные предприятия и объединения, являвшиеся монополистами в соответствующих областях хозяйственной деятельности. Между тем переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды.

На необходимость поддержки конкуренции указывается в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Важную роль в осуществлении рассматриваемого принципа играет антимонопольное законодательство. В настоящее время основное значение в регулировании антимонопольных отношений имеет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -- Закон о защите конкуренции). В антимонопольном законодательстве предусматривается, что монополистическая деятельность может осуществляться одним хозяйствующим субъектом или по согласованию между несколькими субъектами, например, путем заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок и др.

Законодательством выделяется особая группа предприятий-монополистов, к которым относятся хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. Согласно ст. 5 Закона о конкуренции по общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, а при некоторых условиях может быть и меньше, однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.

Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издавать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она призвана обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений. Антимонопольный орган осуществляет контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.

Специальные правила установлены для естественных монополий. Они определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Субъектами естественных монополий являются предприятия, которые в силу технологических особенностей производства наиболее успешно работают в отсутствие конкуренции. К сферам деятельности естественных монополий относятся транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и некоторые другие виды деятельности. Особой формой регулирования деятельности естественных монополий является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

В связи с важным значением цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в государственном регулировании их деятельности участвует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332, эта служба является, в частности, органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и проведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ) споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

4. Единство экономического и правового пространства.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Понятно, что единство экономического пространства должно обеспечиваться единым правовым регулированием хозяйственных отношений. Поэтому установление правовых основ единого рынка п. «ж» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации.

Единое экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого рынка определяются в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты РФ лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ.

Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер. Обычно принципы права, в том числе принципы, составляющие основу экономических отношений, закрепляются в Конституции, конституционных и иных фундаментальных законах. Так, конституции большинства государств, в том числе Конституция, содержат нормы, регулирующие отношения в области экономики. Применительно к конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложить следующую систему общих конституционных принципов, которые определяют характер правового регулирования предпринимательской деятельности.

1. Принцип свободы предпринимательской деятепьности является, безуслов
но, основным конституционно-правовым началом для построения всей системы
правового регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с
положением ч. 4 ст. 13 Конституции "государство гарантирует всем равные воз
можности свободного использования способностей и имущества для предприни
мательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Возможность ограничения свободы предпринимательства "в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц" и "только в случаях, предусмотренных законом" следует из нормы ч. 1 ст. 23 Конституции. В условиях же чрезвычайного или военного положения осуществление полномочий, вытекающих из права на свободное предпринимательство, может быть приостановлено в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом (ч. 1 ст. 63 Конституции). На основании изложенного рассматриваемый конституционный принцип целесообразно сформулировать как принцип свободы предпринимательской деятельности в рамках правовых предписаний, направленных на охрану общественных интересов. Иными словами, речь идет об ограниченной (государством) свободе.

2. Принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (ч. 2 ст. 13 Конституции). Данный принцип имеет юридический характер. С экономической же точки зрения речь идет о принципе юридического равенства Форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых всем субъектам присвоения". Производным от названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

3. Принцип неприкосновенности собственности как основа имущественных отношений в экономике закреплен в ст. 44 Конституции. Собственность-это ядро экономической и правовой системы, фундамент любой общественно-экономической формации"*, поэтому собственнику (как частному, так и госу-

Гражданское право: Учеб.: В 2 т - 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЕК, 2002, -Т. 1. - С. 482.

"" Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности: Предпринимательское право. - 4-е изд. - М.: Норма, 2002. - С. 286.


дарственному) необходимо обеспечить стабильность в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. При несоблюдении этого условия никакая экономика функционировать не может. При этом указанный принцип не исключает возможность принудительного отчуждения имущества, но лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (ч. 6 ст. 44 Конституции)".

4. Принцип государственного управления экономикой. В Республике Беларусь данный принцип нащел отражение в ч. 4 ст. 13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. При этом ч. 5 ст. 13 Конституции закрепляет основное требование, которому должно соответствовать государственное управление экономической деятельностью, - его со-циапьную направленность.

5) Безусловно, определенные особенности экономической системы зависят от существования и содержания так называемых общепризнанных (всеобщих) принципов права. При этом в данной сфере общественной жизни эти принципы имеют свой, присущий для данной области, комплекс императивов. Так, принцип верховенства права (ст. 7 Конституции), являясь общеотраслевым, в отношении предпринимательской деятельности рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями норм права, а с другой - деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям. Меры по обеспечению верховенства права в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст. 12 ГК, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего фажданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) организации.

В систему принципов правового регулирования предпринимательской деятельности кроме выщеперечисленных конституционных принципов следует вютючить и принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь.

Особое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеют принципы фажданско-правового регулирования, которые в первую очередь основываются на положениях Конституции, а в отдельных случаях и повторяют их, и выражают сущность фажцанско-правовых отношений в целом. В общей форме они сформулированы в норме ст. 2 ГК.

01^уи<дение по смыслу п. 1 ст. 236 ГК представляет собой добровольную передачу иму-шества в пользу другого лица, в то время как в отношении устранения из обращения имущества независимо от волеизъявления его обладателя используется слово ""изъятие" (п. 2 ст. 236 ГК).


Под методом правового регулирования предпринимательской деятельности понимается совокупность конкретных приемов, способов регулирующего воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой деятельности. Сущность метода правового регулирования определяется предметом регулирования. Возникновение в процессе осуществления предпринимательской деятельности двух качественно отличных групп общественных от-нощений позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования предпринимательской деятельности, таким образом, являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов.

Горизонтальные общественные отнощения как составная часть предмета регулирования подвергается воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон правоотнощения, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров.

Вертикальные же общественные отнощения, составляющие вторую часть предмета правового воздействия, регулируются способами, характерными чертами которых являются властеотнощения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормах праваобстоятельств, с четко определенными правами и обязанностями участников.

§ 5. Формы предпринимательской деятельности

Исходя из легального определения, предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность^") и с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных ГК организационно-правовых формах). Отдельные авторы указывают, что "особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя"^". Данная форма была закреплена в ст. 3 Закона о предпринимательстве, однако в силу того, что деятельность руководителя предприятия не отвечает всем признакам предпринимательской деятельности (отсутствуют такие признаки, как осуществление деятельности от своего имени, под свою имущественную ответственность и на свой риск), в ГК эта форма учтена не была. Следовательно, исходя из положений ст. 1137 ГК, можно сделать вывод о том, что в настоящее время рассматриваемая Е.А. Реуцкой форма предпринимательской деятельности не может иметь места.

Индивидуальная предпринимательская деятельность будет рассматриваться в главе 3 настоящей работы.

" Реуцкая Е.А. Хтяйптнкннпе право: курс интелсизвойладгвтовки. - Минск: ТетраСи-стемс, 2007. - С.24.


Понятие "организационно-правовая форма" употребляется в отношении организаций со статусом юридического лица, поэтому, когда идет речь о предпринимательской деятельности с образованием юридического лица, можно говорить о предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах. Соответственно под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают "совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами"^^

Имущественные отличия проявляются в зависимости от того, кто выступает субъектом собственности или на базе какого вещного права осуществляет свою деятельность организация. Если имущество является государственным, то речь идет о государственных предприятиях, находящихся в республиканской или коммунальной собственности. Хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, частные унитарные предприятия относятся к частным коммерческим организациям.

В зависимости от объема прав самой организации на испшъзуемое ею гшуще-ство можно вьщелить три отличных друг от друга модели имущественных отношений: организации, обладающие правом оперативного управления на имущество, в частности, казенные предприятия; организации, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество, - унитарные предприятия; организации, обладающие правом собственности на имущество, - все остальные организации.

Организационные отличия отражают особенности внутренней структуры управления деятельностью коммерческой организации. Так, в унитарных предприятиях данная структура представлена отношениями руководителя и собственника имущества, основанными на контракте, в хозяйственных товариществах - взаимоотношениями участников, в хозяйственных обществах и производственных кооперативах - взаимоотношениями общего собрания участников и исполнительных органов.

Особенности взаимодействия собственника имущества и учредителей (участников) проявляются в первую очередь в их правах на участие в управлении деятельностью организации. Так, собственник унитарного предприятия определяет цели деятельности предприятия, утверждает устав и назначает руководителя, но в последующем не вмешивается в оперативную деятельность предприятия. В коммандитном товариществе управление деятельностью осуществляется только полными товарищами, вкладчики (коммандиты) в управлении делами товарищества не участвуют.

Конструкция ответственности также является отличительным признаком организационно-правовой формы. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом. В хозяйственных обществах, за исключением общества с дополнительной ответственностью, участники не отвечают по долгам общества, а лишь рискуют своей долей в капитале общества. Участники производственного кооператива кроме риска своим паем отвечают по долгам коопера-

Ершова И.В. Предпринимательское право: Учеб. - М.: Юриспруденция, 2002. - С. 29.


тива субсидиарно, в пределах, определенных уставом, что характерно и для участников общества с дополнительной ответственностью.

Исходя из перечисленных признаков можно выделить следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с Офаничен-ной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и частные унитарные предприятия. Указанные организации в соответствии с действующими правовыми нормами являются коммерческими, т.е. основной целью их деятельности является получение прибыли и (или) распределение ее между участниками.

Организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими (п. 1 ст. 46 ГК). Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Например, в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 15 июня 1993 г "Об адвокатуре" создаются коллегии адвокатов, в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. "О торгово-промышленной палате" - торгово-промышленные палаты, в соответствии с правилами Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. "О Национальной академии наук Беларуси" в редакции Закона Республики Беларусь от 29 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополне-" НИИ в Закон Республики Беларусь "О Национальной академии наук Беларуси» действует Национальная академия наук. Нормы Главы 14 Кодекса Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 г. допускают возможность создания садоводческих товариществ, являющихся некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность при условии, что эта деятельность соответствует следующим требованиям: 1) она необходима ддя уставных целей, ради которых они созданы, 2) соответствует этим целям, 3) отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций (ч. 4 п. 3 ст. 46 ГК). Первое требование состоит в том, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций способствует достижению уставных целей таких организаций, например, учреждение образования направляет полученную прибыль на приобретение литературы, выплату заработной платы, финансирование служебных творческих командировок и т.д.

Буквальное толкование второго требования означает единство целей создания некоммерческой организации и осуществляемой ею предпринимательской деятельности. Например, целям создания учреждения образования соответствуют оказание платных образовательных услуг, научная деятельность, производство товаров, соответствующих профилю учреждения.

По смыслу норм ч. 2, ч. 3 ст. 46 ГК некоммерческие организации могут создаваться в целях, направленных на достижение общественных благ, например, для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья фаждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей фаждан, защиты прав, законных интересов фаждан


и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с правовыми нормами и т.п., а также для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и организаций в случаях, предусмотренных нормами ГК и других законодательных актов.

Исходя их этих целей - направленных на достижение общественных благ или на удовлетворение материальных (имущественных) потребностей - определяется предмет деятельности некоммерческой организации, т.е. конкретные виды деятельности, которые перечислены в ее учредительных документах.

В отношении отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций (ассоциации, союзы) установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности, однако такие организации вправе выступать в качестве учредителей коммерческих организаций (ч. 2 п. I ст. 121 ГК),

Политические партии не имеют права и на участие в создании коммерческих организаций. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики (ст. 23 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г "О политических партиях").

В целях удовлетворения материальных (имущественных) потребностей участников создаются некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов. Для достижения этой цели последние объединяют имущественные паевые взносы (п. 1 ст. 116 ГК). Норма ст. 116 ГК не содержит прямых указаний либо запретов на осуществление потребительским кооперативом предпринимательской деятельностью. Однако норма п. 5 данной статьи ГК содержит прямой запрет на распределение доходов и прибыли между членами потребительского кооператива, из чего следует вывод о том, что кооператив может заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли при условии соблюдения рассмотренных выше требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Не являются самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности фондовые, валютные и товарные биржи, банки и небанковские кредитные организации.

Правовые принципы - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание (основы) и закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Они (принципы) обладают рядом свойств, что ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет и метод правового регулирования общественных отношений, правовые презумпции.

Во-первых, принципы права - это его сквозные «идеи», которые пронизывают право. Однако указанные начала не представляют собой что-то абстрактное. Напротив, они являются не чем иным, как идеологическим (надстроечным) отражением потребностей общественного развития. В них получают выражение не только основы права, но и закономерности социально-экономической жизни общества.

Во-вторых, правовые принципы должны быть реально выражены в самом праве. Так, в ст. 1 ГК нашли свое непосредственное отражение основные начала гражданского законодательства, а в ст. 3 НК РФ - основные начала законодательства о налогах и сборах. Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами. Обычно принципы выступают в виде норм (норм-принципов).

В-третьих, будучи нормами права, принципы выполняют регулятивную функцию, т. е. непосредственно регулируют общественные отношения. В частности, принципы гражданского права применяются, если есть пробелы в гражданском законодательстве и возникает необходимость в применении аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК).

В литературе принято подразделять принципы на общие и специфические (отраслевые). Кроме того, в юридической науке выделяют принципы правовых институтов. К числу общих принципов можно отнести: принцип законности, принцип справедливости, принцип юридического равенства, принцип социальной свободы и др.

С учетом сказанного обратимся к принципам предпринимательского права. В учебной и научной литературе по этой проблеме были высказаны различные точки зрения. По мнению В. В. Лаптева, основными принципами предпринимательского права являются: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение прибыли как цели предпринимательства; законность в предпринимательской деятельности; сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве; государственное регулирование предпринимательской деятельности. Иначе говоря, здесь не названы неосновные принципы, а потому их перечень остается открытым.

В. С. Мартемьянов исходит из более узкого круга правовых принципов. В учебнике по хозяйственному праву он называет следующие принципы: экономическая свобода, защита экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрение предприимчивости в хозяйствовании; государственное воздействие на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов; конкуренция и защита от монополизма; законность.

1. Отсутствие предпринимательского кодекса (или иного кодифицированного акта) не лишает возможности говорить о принципах предпринимательского права. Большинство правовых принципов, которые могут с большим успехом применяться в области предпринимательской деятельности, содержатся в Конституции РФ. На это обратили внимание и представители концепции хозяйственного (предпринимательского) права, и сторонники других теоретических взглядов.

2. Плодотворна попытка, на наш взгляд, вычленить правовые принципы, которые прямо не сформулированы в Конституции РФ, но их можно установить из постановлений Конституционного Суда РФ. Поэтому предлагаем принципы предпринимательского права классифицировать на явно (прямо) выраженныеи подразумеваемые в силу закона и правовых позиций Конституционного Суда РФ.

3. С учетом комплексной (публично-частноправовой) природы предпринимательского права нельзя игнорировать те принципы, которые свойственны отраслям публичного и частного права (например, административному, гражданскому праву). Так, например, провозглашенный в ст. 1 ГК принцип свободы договора нельзя ограничивать рамками применения гражданского права. Принцип свободы вытекает также из некоторых норм Конституции РФ (п. 2 ст. 35, ст. 74, п. 4 ст. 75). Отсюда следует вывод о том, что сформулированные в нормах публичного и частного права правовые принципы должны рассматриваться в качестве принципов предпринимательского права, если последние (нормы-принципы) регулируют предпринимательские отношения.

Теперь рассмотрим основные принципы предпринимательского права.

Свобода предпринимательской деятельности - основополагающий принцип предпринимательского права. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Основного закона: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Вместе с тем свобода предпринимательства не абсолютна; она может быть ограничена в общественных интересах.

Одна из форм такого ограничения - лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. В то же время без лицензии запрещается осуществлять определенные виды деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности - это универсальный (интегрированный) принцип предпринимательского права. Он объединяет несколько самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательства (например, принцип свободы договора, дозволительный принцип, принцип свободы конкуренции). Г. А. Гаджиев считает, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя в соответствии с Конституцией РФ в качестве составных элементов свободу: - выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37); - передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - свободу рынка труда (ст. 27); - объединения для совместной экономической деятельности выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34); - иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34, 35); - договора - заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75); - от незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34); - заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

Таким образом, под принципом свободы предпринимательства понимается основная идея, позволяющая и гарантирующая физическим лицам и их объединениям свободно принимать решение об использовании имущества, капитала или средств производства в целях создания собственного бизнеса, а также свободно осуществлять организацию предпринимательской деятельности.

Свобода договора - следующий принцип предпринимательского права. Данный принцип получил «легальную прописку» и в Конституции РФ (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75), и в Гражданском кодексе РФ (ст. 1, 421). Он (принцип) проявляется в следующем.

Во-первых, граждане и юридические лица свободны в заключении договора или отказе от его заключения. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Например, в силу п. 3 ст. 425 ГК коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.

Сторона, заключившая предварительный договор, не вправе укло-ниться от заключения основного договора (ст. 429 ГК). Кредитные банковские организации не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 845, 846 ГК). Предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 527 ГК). Перечень таких случаев можно продолжить.

Во-вторых, в свободе выбора типа и (или) вида заключаемого договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотрен-ный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В ст. 8 ГК такого рода договоры рассматриваются в качестве основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Свобода договора дает возможность контрагентам заключить смешанный договор, включающий в силу п. 3 ст. 421 ГК элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В-третьих, в свободе в определении контрагентов заключаемого договора. В условиях рыночной экономики стороны свободны, самостоятельны в выборе партнеров - участников договорных отношений, за исключением случаев заключения договоров в обязательном порядке. Следует согласиться с мнением о том, что «гражданское законодательство связывает выбор партнера не только с действиями по заключению договора, но и с компетентным отказом от таких действий для того или иного претендента». Судебная практика также дает возможность сделать аналогичный вывод относительно свободы выбора партнера.

В-четвертых, стороны самостоятельно определяют условия заключаемого договора. Такой выбор относится, главным образом, к несущественным условиям, поскольку существенные условия определены законом или вытекают из вида договора. Правда, существенный характер условий договора могут установить сами контрагенты. Однако в тех случаях, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (ст. 422 ГК). Важно отметить и другое положение: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

Свобода договора не носит абсолютного характера. «Свобода договора могла бы стать абсолютной только при условии, если бы сам Кодекс и все изданные в соответствии с ним правовые акты состояли исключительно из диспозитивных и факультативных норм». Однако, как пишут М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, такой путь повлек бы за собой немедленную гибель экономики страны, ее социальных и иных программ. Как видно, свобода договора (равно как свобода предпринимательства) может быть ограничена в силу закона, а также иных правовых актов либо по причине экономического (финансового) неравенства хозяйствующих субъектов на определенном рынке.

Принцип «свободного перемещения» объектов предпринимательской деятельности (договоров) получил закрепление в ст. 8 Конституции РФ и ст. 1 ГК. Статья 8 гласит «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств...». Гражданский кодекс (п. 3 ст. 1) предусматривает, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принцип неприкосновенности и юридического равенства всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности, также прямо вытекает из положений Основного закона (ст. 8, 9, 34, 35). Так, в п. 2 ст. 8 сказано: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Применительно к земле и другим природным ресурсам данный принцип сформулирован в п. 2 ст. 9 Конституции РФ. В первую очередь отметим, что и в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 212) частная собственность открывает список форм собственности. Однако это не означает, что именно частная форма обладает какими-либо преимуществами перед иными формами собственности.

Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности - следующий принцип предпринимательского права. Он также нашел отражение в Конституции РФ, в соответствии с п. 2 ст. 34 которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Аналогичная норма (правовой принцип) содержится в п. 1 ст. 10 ГК; она устанавливает пределы осуществления гражданами и юридическими лицами гражданских прав. И Конституция РФ, и Гражданский кодекс РФ запрещают субъектам предпринимательской деятельности злоупотребление своими правами (например, злоупотребление доминирующим положением на рынке). Более того, п. 2ст. 10 ГК предусматривает правовые последствия несоблюдения соответствующих требований: суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Поэтому заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с исковым требованием об отказе виновному в злоупотреблении своими правами лицу в правовой защите.

Принцип государственного регулирования (воздействия) предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела играет важную роль в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, он означает, во-первых, что государство в лице компетентных органов использует всевозможные формы и средства государственно-правового воздействия на экономические отношения. Как справедливо замечает Д. Н. Сафиуллин, товарно-денежным отношениям свойственна известная спонтанность и стихийность развития". Отсюда возникает потребность в применении иерархических (публичных) механизмов регулирования хозяйственной деятельности.

В литературе по предпринимательскому праву данный принцип рассматривают без второго элемента (составляющей части) - без указания на недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, относя этот принцип к гражданскому праву.

Напротив, при его характеристике выдвигается на первое место публично-правовое начало, а именно государственное регулирование рыночной экономики. Вместе с тем надо помнить, что предпринимательское право представляет собой комплексное образование, где сочетаются публично-правовые и частноправовые элементы правового регулирования социальных связей.

Принцип законности также называется в системе принципов предпринимательского права. Однако он (наряду с принципами справедливости, уважения прав человека, верховенства Конституции РФ и законов, равноправия и др.) является общеотраслевым и всеобъемлющим правовым принципом. Сущность данного принципа заключается не только в требованиях строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов и основанных на них подзаконных актов, но и в требованиях безусловной зашиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и юридических лиц, а также охраны правопорядка в целом от любого произвола. Такая трактовка законности удовлетворяет потребности современного общества и обеспечивает нормальное его функционирование в условиях демократии. В области предпринимательской деятельности законность распространяется и на предпринимателей, и на органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание принципа законности заключено в ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».

Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности

В теории права достаточно широко применяется термин "правовой режим". Под ним понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Развернутое понятие правового режима дано С.С. Алексеевым: "под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм". На основе этих положений делается попытка определить правовой режим применительно к отрасли предпринимательского права: "Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателя, реализующего свое конституционное право"*(163) или под ним понимается "совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности". Полагаем, что необходимо различать правовой режим регулирования и правовой режим деятельности. Правовой режим регулирования охватывает методы и способы регулирования. Например, применительно к регулированию деятельности казенных предприятий превалирует императивный метод регулирования, применяется по сути разрешительный тип правового регулирования. В отношении хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, индивидуальных предпринимателей превалирует диспозитивный метод регулирования, применяется общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых отношениях устанавливаются конкретные запреты. Объем дозволений не определен: можно осуществлять любые действия, кроме запрещенных. Как отмечается в литературе, "практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решать его по своему усмотрению". Правовой режим предпринимательской деятельности можно определить как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования. Если говорить о правовом режиме предпринимательской деятельности в целом, предприниматель наделен совокупностью прав и обязанностей, в том числе перед государством, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. В своей повседневной деятельности предприниматель руководствуется принципом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Запреты и ограничения устанавливаются главным образом в публичных интересах и определяют пределы осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью. В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяется правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим) и правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. В зависимости от содержания регулируемых отношений можно говорить о налоговом, таможенном режиме, режиме внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя. В свою очередь, различаются общий и специальные налоговые режимы. Например, одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства. Если нормы-ограничения распространяются на всех или большинство предпринимателей, действует общий режим, если же на часть из них и при этом отмечается тенденция к сокращению меры вмешательства государства в экономику - действует особый (специальный режим). По этому критерию регистрационный режим является общим, а лицензионный - специальным (особым). Регистрационный режим введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Важное значение придается регистрации предпринимателей - индивидуальных и юридических лиц, единым реестрам юридических и физических лиц как источникам информации. Эта информация представляется налоговыми органами в установленном порядке заинтересованным лицам, государственным внебюджетным фондам, органам статистики. Государственная регистрация предпринимателей основывается на принципах публичности, открытости информации о зарегистрированных хозяйствующих субъектах; достоверности содержащихся в реестре сведений; конститутивности самого факта регистрации. Государственная регистрация имеет правообразующее значение. С ней связано приобретение организацией статуса юридического лица, а физическим лицом - статуса индивидуального предпринимателя. Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности. В зависимости от политики, которую государство проводит по отношению к субъектам рынка в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности, выделяется режим поддержки субъектов малого предпринимательства и режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии, и за обычными (временными) монополистами. Если сравнивать режим осуществления деятельности в обычных условиях и в особых экономических зонах, в таких зонах (промышленно-производственных, технико-внедренческих) действует льготный режим предпринимательства.

Принципы предпринимательского права - это основополагающие начала

для правовых норм предпринимательского права. К принципам предпринимательского права относятся:

1) общие принципы права:

а) справедливости;

6) пропорциональности и соразмерности при ограничении субъективных прав;

в) юридической безопасности;

г) добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами;

2) общие принципы рыночной экономики:

а) правового государства;

6) демократии;

в) разделения властей;

г) равенства перед законом и судом;

д) социальной рыночной экономики;

3) специальные принципы рыночной экономики:

а) общедозволительности;

6) свободы и единства экономической деятельности, включая право на свободу выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, на обладание имуществом в собственности, на владение, пользование и распоряжение им, на свободу договора

в) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

г) признания и защиты равным образом различных форм собственности;

д) неприкосновенности частной собственности;

е) поддержки конкуренции.

Основными принципами предпринимательского права являются:

1) принцип свободы предпринимательской деятельности.

Данный принцип закреплен в ст.34 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Этот принцип означает, что предприниматель имеет право начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой незапрещенной форме с использованием не изъятых из оборота видов имущества и т. д. Но свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, но в интересах общества. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается и лицензированием отдельных видов хозяйственной деятельности;

2) принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты.

Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, которая гласит: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Согласно этому принципу законодательством не могут быть установлены какие - либо привилегии или ограничения для любой формы собственности для субъектов, которые ведут предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. Для всех субъектов предусматриваются одинаковые правила защиты;

3) принцип единого экономического пространства.

Данный принцип устанавливает закрепленное в Конституции «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим принципом на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Федеральным законом для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей могут вводиться ограничения. Федеральные исполнительные органы власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить ограничения по собственной инициативе;

4) принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной па монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Соблюдение этого принципа необходимо для развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности;

5) принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется различными формами и методами, которые определяются политическими условиями, Уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами;

6) принцип законности.

В соответствии с данным принципом предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства, а государство должно обеспечить законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, которые регулируют предпринимательство. Для нормативного регулирования укрепления законности были введены правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.



Просмотров