Применение наручников сотрудниками полиции фз. Применение специальных средств сотрудниками полиции: основания, порядок применения, ограничения

В предлагаемой статье будут рассмотрены правовые и технические аспекты применения наручников полицией, частными охранными подразделениями, гражданами, рассмотрены законы и материалы судебной практики РФ при использовании спецсредств территориальными органами полиции, даны конкретные практические рекомендации противодействию незаконным действиям сотрудников полиции.

Немного истории

Без преувеличения с большой долей достоверности можно утверждать, что средства ограничения свободы человека были всегда. С изобретением железа появились и первые наручники, которые постепенно вытеснили деревянные колодки. Поиски оптимальной конструкции наручников велись в Европе и Америке. Английская компания Hiatt представила первые наручники с замком и ключом. Они получили название Darby (ручные кандалы). Они одевались как на руки, так и на ноги, но имели существенный недостаток - их размер не регулировался. В 1862 г. инженеры американской компании Tower изобрели и запатентовали наручники размер, которых мог регулироваться.

Первые советские наручники были изготовлены еще в 30-х годах минувшего столетия и получили название «БР» - браслеты ручные. Они модифицировались, но, в целом, каких-либо серьезных конструктивных изменений не произошло.

Правовой основой для использования спецсредств в советское время был знаменитый приказ МВД 1962 г., который разрешал милиции применять наручники.

Применение наручников полицией

Сразу следует сказать, что порядок и основания применения наручников регламентированы законодательством РФ только для работников полиции, сотрудников частных охранных агентств и детективов. Простые граждане также могут использовать наручники. Главное не нарушать УК РФ. В случае обнаружения полицейским наручников у гражданина, они могут быть изъяты. Это будет противозаконно, т. к. ни уголовный и ни административный кодекс РФ не предусматривает ответственность за хранение и ношение наручников гражданами.

Действующий закон РФ «О полиции» определяет порядок применения наручников сотрудниками полиции. Защитники правопорядка имеют право применять наручники:

Когда лицо оказывает физическое сопротивление сотруднику, при задержании преступника на месте преступления и пытающегося скрыться

Для доставления правонарушителя в органы полиции.

Тот же закон налагает запрет на использование наручников в отношении:

Беременных женщин

Инвалидов

Малолетних детей до 14 лет

Как видно из закона, основное целевое предназначение спецсредств (наручников) - в недопущении (блокировании) действий правонарушителя, которые могут угрожать полицейскому.

Но, как показывает правоприменительная деятельность, не всё так просто и однозначно с применением наручников, что дает возможность толковать нормы закона двояко.

Для примера можно рассмотреть административное задержание. Оно должно начинаться полицейским с надевания наручников нарушителю, предварительно объявив ему о задержании. Задержанный должен протянуть руки, тем самым облегчив задачу полицейскому. Это вариант, когда задержанный идет на сотрудничество в деле своего задержания. Надев наручники, полицейский обеспечивает себе физическое преимущество над задержанным, эффективно ограничивает возможности задержанного лица к побегу и совершению правонарушений. Далее задержанный препровождается в органы полиции для составления административных материалов.

Сразу же возникает множество вопросов. Как должны полицейским одеваться наручники задержанному? Федеральным Законом (внутренними нормативными актами полиции) это не регламентируется. На практике наиболее часто наручники одеваются на задержанного в положении «руки спереди» или «руки сзади». Само название спецсредства «наручники» уже говорит о том, что их необходимо застегивать на руках (запястьях). В полицейской практике иногда задержанного пристегивают к батарее, машине, надевают наручники на ноги, пристегивают руку к ноге, а самые изобретательные правоохранители умудряются пристегнуть разные руки и ноги за спиной. Безусловно, эти способы использования наручников являются антигуманными и должны находить свою правовую оценку (квалифицироваться как превышение полицейским своих должностных полномочий). Законом время пребывания в наручниках не ограничено.

Неправильное применение наручников работниками полиции, например туго надетые на запястья, может привести к телесным повреждениям у задержанного на запястьях в виде кровоподтеков, ссадин и опухания кистей рук, а так же к более серьезным повреждениям конечностей.

Следует знать, что для безопасного нахождения в наручниках плотность зажима запястий наручниками должна быть определенной (для предотвращения травм под надетый наручник должен заходить только один мизинец). Если наручники затянуты сильнее, возможны нарушения кровоснабжения в кистях задержанного, что может привести к травме рук. Лицо, в отношении которого применены наручники, должно находиться под наблюдением. Задержанного правонарушителя нельзя в наручниках класть на живот, необходимо проверять руки задержанного каждый час.

В практике применения наручников возникает еще один закономерный вопрос: «А все ли модификации наручников могут быть использованы в деятельности полиции РФ»? Стопроцентная уверенность в законности применении наручников может быть, если они выданы в дежурной части полиции и имеется соответствующая отметка в книге выдачи с подписью выдавшего и получившего полицейского.

Законодательством РФ предусмотрена обязательная юридическая фиксация факта использования наручников. Сотрудником полиции в обязательном порядке составляется протокол. В нем фиксируется сам факт применения наручников и время, когда они одеты и сняты. Факт доставки задержанного правонарушителя обязательно должен регистрироваться оперативным дежурным дежурной части в специальном журнале доставленных в дежурную часть полиции. Документального фиксирования факта применения наручников к задержанному требует и Устав патрульно-постовой службы полиции. В рапорте полицейского обязательно должен быть отражен факт применения наручников. На практике это делается крайне редко.

Важной является информация о том, находился ли полицейский в момент задержания на службе или это было его личное время. Для подтверждения информации суд затребует копию наряда на службу из подразделения полиции. Если вы попали в ситуацию, когда по отношению к вам незаконно были применены наручники, то незамедлительно следует сообщить на горячую линию МВД России 8-800-222-74-47. Такое обращение обязательно будет зафиксировано и, в случае дальнейшего судебного разбирательства, будет трактоваться в вашу пользу.

Но самым весомым аргументом для суда будет судебно-медицинское исследование (заключение), в котором будет зафиксировано, что вред вашему здоровью в виде (название заболевания) наступил в результате применения наручников. В медицинском заключении должна быть указана причинно-следственная связь между действиями сотрудника полиции по использованию наручников и последствий в виде имеющегося медицинского диагноза.

Применение наручников охранником и гражданскими лицами

Применение спецсредств (наручников) частными охранниками, детективами законодательно урегулировано Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и Постановлением Правительства РФ No587. Законодательство дает право применять наручники частному охраннику в следующих ситуациях:

1) при нападении на него и охраняемых лиц, когда их жизнь и здоровье подвергается реальной угрозе;

2) в отношении правонарушителей, которые посягают на охраняемое им имущество и оказывают физическое сопротивление.

Нападением признается действие по проникновению на охраняемый объект, попытка захвата (хищения, уничтожения) всех видов собственности, а также нападение на сотрудников охраны. Специальные средства (наручники) должны применяться частными охранниками с соблюдением:

1. Определенного порядка действий

Вначале следует предупредить о применении спецсредств. После использования спецсредств, в случае необходимости, нарушителю должна быть оказана доврачебная помощь. Обязательным является уведомление о происшедшем полицию.

Охранник обязан следить за состоянием задержанного до прибытия полиции.

Частным охранниками и детективам запрещается использовать наручники:

а) при задержании беременных женщин;

б) инвалидов;

в) несовершеннолетних (до 18 лет).

Вне охраняемого объекта (в ситуации, когда он является свидетелем совершения преступления) частный охранник или детектив может так же использовать спецсредства (наручники), но уже как частное лицо. Его действия будут квалифицироваться законом как необходимая оборона (ст.37 УК РФ) или задержание преступника (ст.38 УК РФ).

Незаконное применение наручников, ответственность

Применение наручников сотрудниками полиции с нарушением норм закона РФ является основанием для привлечения к уголовно-правовой, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Пострадавшее от таких действий лицо имеет право на возмещение ему материального ущерба и морального вреда. По оценкам независимых экспертов количество незаконных задержаний полицией в РФ составляет от 17% до 19%, и только около 2% граждан обращаются за защитой своих прав. Задержанному может быть причинён физический, имущественный и моральный вред. Законодательство предусматривает возможность обжаловать действия сотрудника полиции:

1. Вышестоящему должностному лицу (малоэффективно, заявитель получит формальную отписку).

2. В органах прокуратуры (срок рассмотрения заявления 30 дней, результат зависит от уровня взаимоотношений полиции и прокуратуры)

На обращении в суд стоит остановиться более подробно. В какой суд обратиться? Есть два варианта: по месту жительства или по месту юридического адреса полиции. Какие перспективы? Они зависят от адвоката-практика, финансового состояния заявителя, и, самое главное, желания довести дело до победного конца. Какие требования к адвокату? Это должен быть специалист в данной категории дел. Адвокат-специалист широкого профиля будет бесполезен. Как проверить «качество» адвоката? Необходимо у него поинтересоваться о его предыдущих делах и декларируемую успешность проверить по базе (реестру) судебных решений РФ. Перед обращением в суд стоит отдавать себе отчет в том, что привлечение к уголовной ответственности сотрудников полиции - явление достаточно редкое, а за применение спецсредств (наручников) - из области очевидного и невероятного. Но, как показывает анализ судебной практики, такое всё-таки случается. Обычно в действиях полицейского содержатся признаки состава преступления, предусмотренные ст. 161 УК РФ (насилие, не опасное для жизни или здоровья). Материальное компенсирование нанесенного физического вреда быть может лишь в случае наступления последствий, опасных для здоровья. Это может быть расстройство здоровья, нанесенные увечья, инвалидность, которые придётся доказывать в суде.

Полицейский-нарушитель может быть подвергнут гражданско-правовой ответственности. Стоит знать и помнить, что в гражданском процессе бремя доказывания (сбор и предоставление суду доказательств) лежит на самом потерпевшем (заявителе и его адвокате).

Гражданский кодекс РФ регламентирует возмещение морального вреда, а также размер компенсации в ситуации, когда заявителю нанесен моральный вред. Сумма компенсации заявителю определяется судом. Она зависит от причиненных потерпевшему нравственных страданий и физических страданий. На практике суд оценивает степень вины и ущерба в действиях полицейского. Правильный размер заявляемой финансовой компенсации сможет подсказать адвокат-практик. Компенсация морального вреда заявителю осуществляется в денежном эквиваленте.

Самым эффективным способом получить с обидчика (сотрудника полиции) денежную компенсацию является подача искового заявления в суд о возмещении ущерба, причиненного полицейским при применении им спецсредств (наручников), в результате которых были причинены потерпевшему - заявителю телесные повреждения.

К исковому заявлению, которое поможет подготовить адвокат, надо приложить медицинское заключение с указанием степени тяжести телесных повреждений, а также указать какой причинен имущественный вред (повреждения вещей, обуви и т.п.). В заявлении необходимо указать размер ущерба в денежном эквиваленте, который необходимо взыскать с ответчика (территориального органа полиции) за причинённый вред здоровью и отдельно ущерб, причиненный имуществу. К исковому заявлению прикладываются: медицинские справки, заключения врачей о состоянии здоровья, справки об имущественном ущербе, ценными будут показания свидетелей, обязательно приложить квитанцию об уплате госпошлины. Самостоятельно собрать все необходимые документы и грамотно подготовиться к судебному процессу практически невозможно, поэтому придется прибегнуть к услугам адвоката.

Заключение. Безнаказанность порождает произвол и новые правонарушения.

Вседозволенность полицейских пробуждает в них полную уверенность в собственной безнаказанности. Так не должно быть. Беспредельщики в погонах должны понести заслуженное наказание.

Для этого практика привлечения нерадивых полицейских за нарушение ими законов РФ к ответственности должна стать нормой. Для этого надо не бояться защищать свои личные имущественные и не имущественные права, отстаивать свои законные права и интересы в суде и, самое главное, помнить, что лишь идущий осилит дорогу.

При использовании материалов сайта активная ссылка на
сайт обязательна

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 37-ФЗ)

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Закон РФ «О полиции» - N 3-ФЗ - ориентирован на создание корректных взаимоотношений между обществом и такой силовой структурой, как полиция. Утверждает, что данный орган предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан нашей страны, а также иностранцев, лиц без гражданства. Устанавливает правовой статус полиции и права, а также обязанности её служащих, границы, необходимость и порядок применения огнестрельного оружия, использования специальных устройств и физической силы. Корректирует деятельность полиции с учётом современных требований общества. Регламентирует меры принуждения и порядок их применения.

Закон РФ «О полиции» 2015 года № 3-ФЗ был принят 28.01.2011 г.

Закон РФ «О полиции» – регулирует организацию милиции в нашем государстве, служебные обязанности, права, правила приёма и увольнения, гарантии правовой и соц. защиты сотрудников милиции. Утверждает систему данной структуры, описывает иерархию должностного подчинения в её рамках. Указывает гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, а также ситуации, когда сотрудникам милиции допустимо применять специальные средства, огнестрельное оружие и физическую силу.

А. М. Сильников*

Виды специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, и их классификация

В статье на основе анализа видов специальных средств, закреплённых Федеральным законом «О полиции», перечня специальных средств, состоящих в настоящее время на вооружении органов внутренних дел, предлагается вариант их классификации, раскрывается содержание термина «служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения», понятие «применение специальных средств».

Ключевые слова: специальное средство, виды специальных средств, классификация специальных средств, применение специальных средств, служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения.

A.M. Silnikov*. Types and classification of special equipment adopted by the Russian interior ministry units. The paper based on the analysis of various types of special equipment listed in the Federal «Police Law» and the list of special equipment adopted by the Russian Interior Ministry units proposes a classification of that equipment, explains the term «police limited firearms» and opens the term maintenance of «use of special equipment».

Keywords: special equipment, types of special equipment, classification of special equipment, use of special equipment, police limited firearms.

В основу принятого в России Федерального закона «О полиции» положено несколько концептуальных идей, среди которых обратим внимание на две: закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе и гуманизация форм и методов работы полиции.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Для достижения указанных целей сотрудникам полиции предоставлено право применять к лицам, злостно нарушающим установленные правовые запреты, состоящие на вооружении ОВД специальные средства принуждения, значительная часть которых по своим тактико-техническим характеристикам является оружием несмертельного действия.

Чтобы иметь представление о способах принудительного воздействия, используемых при применении специальных средств, необходимо дать характеристику специальным средствам, состоящим на вооружении органов внутренних дел, и провести их классификацию.

Виды специальных средств перечислены в ст. 21 Федерального закона «О полиции». В свою очередь, перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731 «Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, и Правил применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств» (с изм. и доп., внесенными постановлением Правительства РФ от 24 июня 2005 г. № 397 и распоряжением Правительства РФ от 14 июня 2006 № 992-р)1.

Согласно указанным нормативным документам, к специальным средствам относятся:

1. Палки специальные (палки резиновые специальные; палки универсальные).

2. Специальные газовые средства: 1) аэрозольные распылители); 2) распылители высокого давления, аппараты ранцевые; 3) ручные гранаты раздражающего (слезоточивого) действия; 4) патроны и выстрелы раздражающего (слезоточивого) действия, газовые пистолеты; 5) пиротехнические газовые генераторы.

3. Средства ограничения подвижности: наручники.

4. Специальные окрашивающие средства: комплект препаратов «Огонек», препарат красящий «Кармин», препарат запаховый «Лайка».

5. Электрошоковые устройства: автономные искровые разрядники, электрошоковые устройства.

6. Светошоковые устройства: фонарь специальный лазерный «Поток»; малогабаритный помеховый лазерный комплекс «Паук»; многофункциональная лазерная система для подавления групповых целей «Осьминог».

* Сильников, Алексей Михайлович, адъюнкт кафедры административного права. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: 936-00-89. E-mail: [email protected].

* Silnikov, Alexis, Associate Chair of Administrative Law. St. Petersburg State University Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198 206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel: 936-00-89. E-mail: [email protected].

7. Служебные собаки: розыскные, специальные, патрульные, конвойные, караульные, собаки-детекторы.

8. Световые и звуковые специальные средства: ручная светозвуковая граната «Заря-2»; ручная светозвуковая многоэлементная граната «Факел»; изделие «Гном»; стационарное оперативнотехническое средство «Пламя»; выстрел ГСЗ-50 светозвукового действия.

9. Средства принудительной остановки транспорта: устройства остановки автотранспорта «Еж», «Диана»; автозаградитель «Гарпун».

10. Средства сковывания движения: средство сковывания движения биологических объектов «Невод».

11. Водометы: водомет «Лавина» ЛВС 40 (6953), модель 249, водомет (автоцистерна пожарная АЦ-40).

12. Бронемашины: бронетранспортеры; боевая разведывательная дозорная машина; боевая машина пехоты.

13. Средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп правонарушителей: спирали из АКЛ, АСКЛ, АМКЛ; модернизированные колючие ленты.

14. Средства разрушения преград: малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»; выстрел ГВ-50 и надульное тормозное устройство.

В наименованиях специальных средств отражают принцип действия этих средств, их целевое назначение, индивидуальное оригинальное название. В литературе справедливо указывается на то, что их название должно быть не просто «специальные средства», а «специальные средства принуждения»2. Однако законодатель, принимая Федеральный закон «О полиции», не стал на этом акцентировать внимание.

Определения термина «специальные средства» Федеральный закон «О полиции» так же, как и ранее действовавший Закон о милиции, не дает.

По мнению Б.П. Кондрашова, Ю.П. Соловья, В.В. Черникова, специальные средства - это «состоящие на вооружении... технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, которые прямо предназначены для оказания принудительного физического воздействия на человека или материальные объекты»3. В данном определении авторы подчеркивают, что к специальным средствам относятся только те, которые «прямо предназначены» для принудительного воздействия.

В свою очередь, В.Л. Войтенко, И.П. Данилов и С.С. Миронов специальные средства определяют как «совокупность устройств, приспособлений, а также приемов и способов принудительно-силового воздействия на правонарушителей, предназначенных для пресечения их противоправных действий в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и обеспечивающих лишение лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия»4. Как видим, авторы указывают на цели правоохраны, для достижения которых предназначено применение специальных средств.

В качестве нормы-дефиниции понятие специальных средств сформулировано в приложении № 2 к приказу МВД России, ФСБ России и Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 647/541/406, где «под специальными средствами понимаются оружие, боеприпасы и иные технические средства, обеспечивающие нелегальное воздействие путем временного выведения из строя человека без нанесения ущерба, который может стать причиной смерти или необратимых изменений в организме».

Если в ранее приведенных авторских определениях специальные средства именовались «технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные», «совокупность устройств, приспособлений, а также приемов и способов принудительно-силового воздействия», то в норме-дефиниции они именуются «оружие, боеприпасы и иные технические средства, обеспечивающие нелетальное воздействие». Изучение полного перечня приведенных выше специальных средств показывает, что часть из них относится к числу служебных образцов «нелетального» оружия (НО) или оружия не смертельного действия (ОНД), на что одним из первых обратил внимание Д.Л. Корецкий5.

В свою очередь, Н.В. Князев, Л.В. Мураити, Д.В. Попандопуло определяют специальные средства органов внутренних дел России, как «предметы, животные, химические вещества, боеприпасы нелетального действия, транспортные средства, взрывные и иные технические устройства, применяемые... в целях пресечения правонарушений; выявления, задержания, доставления и конвоирования лиц, их совершивших; обеспечения безопасности личного состава, а также находящимися под охраной лиц, движимых и недвижимых объектов»6. Авторы акцентируют внимание на правоохранительных целях применения специальных средств.

Итак, для характеристики применяемых специальных средств используются термины: технические изделия (устройства, предметы), химические вещества, приспособления, оружие, боеприпасы, технические средства (в т.ч. транспортные), механизмы, животные, которые специально предназначены для оказания принудительного воздействия. В приведенной выше норме-дефиниции, закрепляющей определение специальных средств, обращается внимание на то, что при их применении обеспечивается нелетальное воздействие. По мнению зарубежных специалистов, «нелетальное оружие - это оружие, специально разработанное и используемое главным образом с целью выведения из строя личного состава или материальных ценностей при минимизации потенциальных потерь, причинения необратимого вреда личному составу, нежелательного разрушения собственности и нанесения вреда окружающей среде»7.

При этом проводится дифференциация между нелетальным оружием, предназначим для применения против личного состава противника, и оружием, направленным против материальных ресурсов.

«Нелетальное оружие против личного состава - это оружие, разработанное и применяемое для относительно непродолжительного воздействия, которое проходит просто по истечению определенного времени или после непродолжительного лечения.

Нелетальное оружие, направленное против материальных ресурсов, созданное и используемое либо

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

(a) для достижения относительно непродолжительного эффекта, которое проходит просто по истечению определенного времени или после непродолжительного ремонта, либо

(b) для нанесения вреда или выведения из строя цели невзрывоопасными средствами»8.

В данном определении представлен военный подход к пониманию оружия нелетального действия.

Применение оружия нелетального действия с точки зрения правоохранительного подхода (если такое применение осуществлялось строго в рамках соответствующих инструкций и наставлений) должно приводить не только к несмертельному, но и полностью обратимому (предпочтительно самообратимому с течением времени) поражению живой цели, воздействовать на людей путем иммобилизации (приостановки физической активности).

Обобщив оба эти подхода, а также мнения отечественных и зарубежных исследователей, А.К. Муранов определяет «оружие нелетального действия» как «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для несмертельного поражения живой цели, её иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму их значительного физического разрушения»9.

Учитывая данное обстоятельство, состоящие на вооружении органов внутренних дел специальные средства можно подразделить на три группы: 1) оружие несмертельного действия, 2) иные технические средства (изделия, приспособления, вещества), 3) служебные животные.

К специальным средствам, являющимся оружием несмертельного действия, и применяемым в соответствии со ст. 21 ФЗ «О полиции» в отношении человека, относятся: палки специальные; специальные газовые средства; электрошоковые устройства; светошоковые устройства; световые и звуковые специальные средства; водометы.

Выделение данной подгруппы имеет практическую направленность. Так, в ч. 3 ст.18 ФЗ «О полиции» указывается, что «в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать... по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие. Поэтому при применении газового или электрошокового оружия, не состоящего на вооружении полиции, сотрудник полиции вправе применить его в случаях и порядке, установленных соответственно для газовых средств или электрошоковых устройств.

К специальным средствам, являющимся оружием несмертельного действия, и применяемым в соответствии со ст. 21 ФЗ «О полиции» в отношении материальных объектов, относятся: средства принудительной остановки транспорта; средства разрушения преград.

Перечисленные виды оружия несмертельного действия предназначены для «активного наступательного воздействия» путем контрнападения на человека для приостановки его физической активности либо для повреждения, разрушения материальных предметов, объектов. Их применение влечет причинение физического или материального ущерба.

Наряду с оружием несмертельного действия, к специальным средствам относятся иные технические средства, а именно: средства ограничения подвижности; специальные окрашивающие средства; средства сковывання движения; бронемашины; средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп правонарушителей.

Особенность данной группы спецсредств состоит в том, что они менее вредоносны и направлены на воспрепятствование противоправным действиям путем сковывания, ограничения подвижности, блокирования.

Кроме перечисленных, к специальным средствам относятся служебные животные. Согласно перечню специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731, служебным животным относятся служебные собаки, которые являются специально обученными помощниками при выполнении сотрудником полиции возложенных на него служебных обязанностей.

В литературе приводятся различные классификации специальных средств и применения специальных средств как меры административного пресечения.

В зависимости от характера воздействия меры пресечения, осуществляемые с помощью технических средств, делятся на:

Вызывающие болевые ощущения (палка специальная);

Воздействующие на органы дыхания (слезоточивый газ);

Воздействующие на зрительно-слуховые органы (светозвуковые устройства);

Препятствующие свободному передвижению (бронетехника, пожарные автоцистерны, устройства для принудительной остановки транспорта);

Вскрывающие помещения, захваченные правонарушителями.

По цели, а точнее, по характеру правоохранительных ситуаций, в которых они применяются, их можно подразделить на средства активной обороны, к которым относится палки специальные, служебные собаки, слезоточивый газ, и средства обеспечения специальных операций - бронетехника, взрывные устройства, пожарные автоцистерны, светошумовые гранаты11.

По мнению В.Н. Опарина, специальные меры административного пресечения, в т.ч. специальные средства, можно классифицировать по объекту воздействия. Они могут быть применены в отношении: 1) людей; 2) животных; 3) предметов, веществ, механизмов12.

Непосредственно специальные средства можно сгруппировать по различным основаниям. В частности, О.И. Бекетов и В.Н. Опарин классифицируют их по способу воздействия на средства:

1) ударно-раздробляющего действия (резиновые палки, резиновые пули ударного непроникающего действия);

2) физико-химического действия (средства разрушения преград, специальные окрашивающие средства, электрошоковые устройства, светозвуковые средства отвлекающего воздействия);

3) механического действия (наручники, спирали, устройства для принудительной остановки транспорта);

4) психофизического действия (служебные собаки)13.

В частности, специальные средства, относящиеся к оружию нелетального действия, по «видам воздействия» в зависимости от его физических и химических свойств подразделяют на оружие, основанное:

На кинетическом (ударном) воздействии;

На воздействии физико-химических композиций;

На воздействии различных видов излучений;

На акустических воздействиях;

На воздействии электрического тока;

На комбинированных видах воздействия14.

Однако применение не всех перечисленных в ст. 21 ФЗ «О полиции» специальных средств направлено на непосредственное пресечение (прекращение) противоправных действий. К примеру, «специальные окрашивающие средства» применяются «для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения». Внезапное окрашивание лица, совершающего или уже совершившего преступление или административное правонарушение, при срабатывании химической ловушки, безусловно, оказывает психологическое воздействие на правонарушителя, однако, как отмечается в литературе, выбор дальнейшей линии поведения после

окрашивания остается за лицом, совершающим преступление или административное правонарушение.

Учитывая изложенное, можно предложить следующую классификацию указанных выше групп специальных средств по видам воздействия и его действию на объект.

1. Служебные образцы оружия не смертельного действия, основанные на следующих видах воздействия: кинетическом; использовании физико-химических композиций; использованииразличных видов излучений; акустическом; использовании электрического заряда; комбинированном - при применении к объекту воздействия оказывают следующие виды действия:

На человека: ударно-болевое; раздражающее (слезоточивое); свет шоковое; звукошоковое; электрошоковое;

На предметы и материальные объекты: повреждающее, разрушающее.

2. Иные технические средства, основанные на физическом и химическом воздействии, при применении к объекту воздействия оказывают следующие виды действия: ограничивающее подвижность, сковывающее, блокирующее, окрашивающее.

3. Служебные собаки, при их применении оказывают комплексное психофизическое действие.

По способу доставки к объекту воздействия специальные средства можно подразделить на

применяемые:

С помощью мускульной силы применяющего (при непосредственном контакте с объектом воздействия);

С использованием орудий доставки (на значительном расстоянии от объекта воздействия).

К орудиям доставки отдельных специальных средств относятся:

23-мм карабин специальный КС-23; 23-мм карабин специальный КС-23 М; 23-мм карабин специальный КС-23 К - для доставки 23-мм патрона со слезоточивой гранатой «Черемуха-7М»; 23-мм патрона с гранатой раздражающего действия «Сирень-7»;

50-мм ручной гранатомет специальный РГС-50; 50-мм ручной гранатомет специальный РГС-50М

Для доставки выстрела ЭГ-50М отвлекающего действия, выстрела ГС-50М слезоточиво-раздражающего действия, выстрела ГСЗ-50 светозвукового действия, выстрела ГВ-50, и надульное тормозное устройство.

Гранатомет ГП-25 - для доставки 40-мм выстрела с гранатой раздражающего действия «Г воздь».

Приведенный перечень свидетельствует, что орудиями доставки отдельных специальных средств

являются карабины и гранатометы, которые относятся к огнестрельному оружию, состоящему на вооружении органов внутренних дел.

При отстреливании снаряда, являющегося специальным средством ударно-шокового действия (патроны и выстрелы), оно рассматривается ФЗ «О полиции» как «служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения». К такому огнестрельному оружию относятся карабины и гранатометы, используемые для отстреливания (доставки) следующих видов снарядов: 23-мм патрон с резиновой пулей «Волна-Р»; патрон травматический 18,5х60Т; 18,5-мм патрон с резиновой пулей КСП-РП; выстрел ЭГ-50 ударно-шокового действия для специального гранатометного комплекса РГС-50; 43-мм выстрел ударно-шокового действия ВГМ93.600.

Служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения снаряжается резиновыми пулями или эластичными ударными элементами, оказывающими ударно-шоковое или травматическое воздействие на объект. Основания их применения закреплены в ч. 4 ст. 23 ФЗ «О полиции».

Принимая во внимание изложенное, сделаем вывод: термин «специальное средство» охватывает широкую номенклатуру изделий, в т.ч. являющихся оружием нелетального действия, технических средств и служебных собак, которые применяются для воздействия на людей и материальные объекты в случаях

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

и порядке, установленными законом. Для его определения целесообразно использовать формально юридический подход, поскольку этот собирательный термин имеет фактическое наполнение в виде конкретного перечня специальных средств, принятых на вооружение органов внутренних дел.

С учетом представленной выше классификации специальных средств, под применением специальных средств как мерой специального административного пресечения, по мнению автора, следует понимать использование тактико-технических свойств состоящих на вооружении ОВД образцов оружия несмертельного действия, иных технических средств и служебных собак для воздействия на людей, животных, предметы и объекты в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Список литературы

1. Войтенко В. А., Данилов И. П., Миронов С. С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 1995. .

2. Мингес, А. В. Специальные меры административного пресечения: применение огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств представителями исполнительной власти государства.

Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999.

3. Бекетов, О. И., Опарин, В. Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: монография. - Омск: Омская академия МВД России, 2001.

4. Каплунов, А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

5. Князев, Н. В., Мураити, А. В., Попандопуло, Д. В. Специальные средства органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-наглядное пособие. - Ростов-на-Дону: ГУВД по Ростовской области, 2007.

6. Муранов, А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2009.

7. Koplow, David A. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. Cambridge: - Cambridge university press, 2006.

1. Voitenko, V. A., Danilov, I. P., Mironov, S. S. Legal and organizational-tactical bases of application of special means. - Мoscow 1995.

2. Minges, A. V. Special measures of administrative suppression: application of a fire-arms, physical strength and special means representatives of executive power of the state. - Volgograd, 1999.

3. Beketov, O. I., Oparin, V. N. Application of police force under the legislation of the Russian Federation.

4. Kaplunov, A. I. The administrative compulsion applied by law-enforcement bodies: the theory and practice. - Saint-Petersburg, 2004.

5. Knyazev, N. V., Muraiti, A. V., Popandopulo, D. V. Special means of law-enforcement bodies of the Russian Federation. - Rostov, 2007.

6. Muranov, A. K. Administratively-legal regime weapon of non lethal action: formation and realisation problems. - Moscow, 2009.

7. Koplow, David A. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. - Cambridge: Cambridge university press, 2006.

2 См.: Соловей Ю.П. Закон РСФСР «О полиции» (инициативный авторский проект) // Информационное и правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел: Межвуз. сб. науч. тр. Часть II. Омск: Высшая школа милиции МВД РСФСР, 1991. С. 103; Бекетов О.И., Опарин В.Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2001. С. 49.

3 См.: Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский Закон о милиции. М.: МП «Вердикт», 1992. С. 135; Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». 5-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 288-289.

4 Войтенко В.А., Данилов И.П., Миронов С.С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1995. С. 7.

5 См.: Корецкий Д.А. Уголовно-правовой режим средств самообороны. Спецкурс по криминальной армалогии. М.: ИКЦ

«МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. С. 49.

6 Князев Н.В., Мураити А.В., Попандопуло Д.В. Специальные средства органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-наглядное пособие. Ростов-на-Дону: ГУВД по Ростовской области, 2007. С. 5.

7 David A. Koplow. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. Cambridge: Cambridge university press, 2006. S. 38.

9 Муранов А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 21.

10 См.: Мингес А.В. Специальные меры административного пресечения: применение огнестрельного оружия, физической

силы и специальных средств представителями исполнительной власти государства. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. С. 16.

11 См. там же. С. 16.

12 См.: Опарин В. Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1998. С. 56-57.

13 См.: Бекетов О.И., Опарин В.Н. Указ. соч. С. 52-53.

14 См. подробнее: Муранов А. К. Указ. соч. С.23-35.

15 См.: Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. С. 215.

17.08.2015 - Применение спецсредств сотрудниками полиции.

///// Предлагается краткий обзор спецсредств сотрудников полиции.

Применение оружия и спецсредств сотрудниками полиции, находящимися при исполнении своих служебных обязанностей, как правило, всегда вызывает широкий общественный резонанс в обществе.

Право в отдельных случаях пользоваться табельным оружием и спецсредствами закреплено за сотрудниками органов внутренних дел в Федеральным законе «О полиции».

В частности, статьи 21 и 23 данного закона гласят, что сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие, а также специальные средства несмертельного действия (спецсредства) - комплекс механических, химических, электрических и светозвуковых устройств, используемых правоохранительными органами для психофизического, травматического и удерживающего действия на правонарушителя, временного вывода его из строя.

Спецсредства
полицейский может применить в следующих случаях:

(нажмите на таблицу для увеличения )

Вот некоторые примеры спецсредств:

Палки специальные - палка резиновая с металлической ручкой, телескопическая ПР-89, ПР-53, ПР-73, ПР-73М, ПР-90;

Специальные газовые средства - аэрозольные упаковки со слезоточивым газом («Черемуха-10», "Черемуха-110М, «Терен-4» и др.), аэрозольные распылители ("Контроль-М" (10%ОС), "Контроль-МК", "Контроль-ММ", «Резеда-10», «Резеда-10М», «Зверобой-10», «Зверобой-10М»); аэрозольный распылитель с раздражающим составом («Сирень-10»).

Средства ограничения подвижности - браслеты наручные (наручники) БР-58, БР-С, БКС-1, БОС.
При этом, в случае отсутствии средств ограничения подвижности, сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания, например ремень, веревку, жгут и т.д.

Специальные окрашивающие и маркирующие средства - «химловушки».

Электрошоковые устройства - ЭШУ-100, ЭШУ-200, ЭШУ-300, автономные искровые разрядники («АИР-107», «АИР-107У»).

Светошоковые устройства - световые и акустические специальные средства (светозвуковые гранаты «Заря-2», ГСЗ-Т, ГСЗ-Ш, «Взлет-М», «Факел», «Факел-С», «Пламя», «Пламя-М» («Пламя-М2»).

Служебные животные - как правило, это собаки.

Средства принудительной остановки транспорта - выдвижные дорожные блокираторы, автомобильные заграждения, устройства для остановки транспортных средств «Ежь», «Диана» и т.д.

Средства сковывания движения - комплект ССД, предназначен для набрасывания мягкого поверхностного элемента (сети) на биологический объект. ССД состоит из двух, соединенных с помощью резьбы составных частей: пускового устройства и раструба.

Водометы - водометные спецавтомобили: «Лавина-Ураган», "Шторм", "Гидромиль".

Несмотря на то, что по характеру воздействия на правонарушителя (противника), специальные средства имеют что-то общее с оружием, следует кардинальным образом различать эти два понятия.

В первую очередь, спецсредства отличаются от оружия по преследуемым целям (желаемому результату), интенсивности применения и размеру причиненного вреда.

Если основной целью применения оружия является физическое уничтожение противника либо причинение ему такого вреда, который на длительное время выведет его из строя (чем создаст нагрузку на тыловые подразделения), то применение спецсредств преследует цель кратковременного выведения противника из строя без причинения серьёзного вреда с обязательным сохранением жизни.

Более подробный анализ спецсредств будет представлен позже.

Следите за обновлениями раздела на сайте компании «Юридическая служба столицы» .

Сегодня рассмотрим тему - интересную и подчас весьма актуальную - о тех технических приспособлениях и предметах (официально именуемых специальными средствами), которые полицейские используют для усмирения граждан, пресечения беспорядков и т. п. О чем именно пойдет речь?

В законе "О полиции" не содержится определения подобного термина. Тем не менее данное понятие с 1988 года упоминается среди юридических актов бывшего СССР. Что же это такое и когда именно сотрудник полиции имеет право применять эти средства? Тема эта - достаточно сложная и весьма неоднозначная. В средствах массмедиа порой мелькает информация о случаях нарушения прав личности при подобных действиях представителей правоохранительных органов. Как и о трагических эпизодах, связанных с гибелью людей в связи с неправомерным применением данных средств или превышением полицейскими степени Попробуем в рамках предлагаемой статьи осветить основные моменты, связанные с такими средствами.

Начнем с определения

Правильнее всего классифицировать специальные средства сотрудников полиции в качестве состоящих на вооружении органов МВД и применяемых в отдельных определенных законом случаях технических изделий (веществ и предметов), а также служебных животных, назначение которых - оказывать физическое воздействие принудительного характера на людей либо объекты материального плана.

Что же подразумевается под сотрудниками полиции? МВД располагает арсеналом порядка тринадцати их наименований и видов со множеством модификаций. Речь идет о слезоточивом газе, наручниках, резиновых палках, а также резиновых пулях непроникающего (ударного) действия, отвлекающих светозвуковых средствах. Кроме того, ведется использование бронемашин, водометов, служебных собак, электрошоковых устройств, а также средств, предназначенных для разрушения преград и принудительных остановок транспорта. Есть у полицейских и материалы для специальной окраски, о чем речь ниже.

Кто разрешает их применять?

Сотрудник полиции обязан перед применением специальных средств получить на это разрешение. Кто же уполномочен его выдавать? Относительно наручников, резиновых палок, аэрозольных распылителей и бронезащитных индивидуальных средств такое разрешение выдается оперативным дежурным (старшим дежурным смены). Когда речь идет о патронах и выстрелах непроникающего действия, распылителях высокого давления, специальных палках, ручных гранатах с раздражающим (слезоточивым) действием, газовых средствах (пистолетах и генераторах), отвлекающих светозвуковых средствах и прочих перечисленных абзацем выше материалах, разрешение исходит от начальника МВД либо его заместителя.

Существует правовая основа применения сотрудниками полиции специальных средств, включенных в утвержденный Правительством РФ Перечень. Разрешение их использовать может быть выдано министром внутренних дел РФ, его заместителями, начальниками ГУВД, МВД субъектов РФ либо их заместителями.

Решение о количестве и типах спецсредств, которые требуются на проведение той или иной конкретной операции, принимается ее руководством. В случае индивидуальных действий сотрудника МВД подобное решение он принимает самостоятельно, отчитавшись впоследствии путем рапорта-доклада перед непосредственным начальством.

Отдельные особенности применения сотрудниками полиции специальных средств

При проведении спецоперации ими обязан быть произведен осмотр места действия, чтобы обнаружить возможных пострадавших, собрать либо уничтожить оставшиеся невостребованными предметы и вещества, выявить потенциальные повреждения и возгорания, а также устранить прочие негативные последствия. Спецсредства запрещается использовать в случае их технической неисправности либо те, у которых истек срок хранения.

Имеются определенные правила применения специальных средств сотрудниками полиции, соблюдение которых обязательно. Российским законом "О полиции" регламентировано использование силовых методов вкупе с огнестрельным оружием должностными лицами в процессе поддержания правопорядка, если имеется вероятность чрезмерно тяжелых ранений (речь идет о неоправданном риске).

Применение специальных средств сотрудниками полиции статья закона рассматривает с возможностью расширения списка подобных. То есть приведенный выше перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен и расширен.

Это вам не шутки

Помимо того, у МВД РФ имеются законные основания применения специальных средств сотрудниками полиции (в ряде случаев), а также огнестрельного оружия с боеприпасами из арсенала правоохранительных органов других стран.

О чем идет речь? О пластиковых пулях, "тайзере" (устройстве для выстрелов тонкими стрелами с подсоединенными проводами, способными вызывать паралич путем электрического тока), "флэш-боле" (так называется устройство, стреляющее снарядами размером с теннисный мяч, действие которых аналогично удару боксера), пейнтбольном оружии, представляющем из себя пневматику, стреляющую желатиновыми шариками с несмываемой краской (используется для пометки участников уличных массовых беспорядков) и т. п.

Таким образом, права гражданина при применении властью спецсредств, не обозначенных в законе "О полиции", на практике ничем не обеспечены. На его стороне - лишь минимум юридических гарантий. Остается надеяться, что в экстремальной ситуации будет соблюдаться порядок применения специальных средств сотрудниками полиции относительно степени допустимой обороны и причинения вреда в процессе задержания.

Чем вооружены полицейские

В распоряжении органов МВД в настоящее время имеются в наличии резиновые палки разных модификаций (например, ПР-89, ПР-73, ПР-90 и т. д.) Они предназначены для применения в определенных условиях сотрудниками различных подразделений - от ГИБДД и участковых уполномоченных до патрульно-постовой службы (включая отряды особого назначения).

Можно назвать основным видом оружия полицейского. Применяется данный предмет в тех ситуациях, когда требуется отразить нападение на полицейских или мирных граждан, пресечь оказываемое сопротивление либо групповое действие, ведущее к нарушению работы транспорта, различных организаций и связи.

Существуют специальные правила, которые сотрудник полиции обязан при применении специальных средств выполнять. Резиновыми палками запрещается вести нанесение ударов по шее, голове, области ключиц, живота и половым органам. Но следует учесть, что данные ограничения касаются лишь случаев применения их по собственной инициативе (т. е. наступательного характера). Когда же палку используют в виде средства защиты при необходимой обороне, все зависит от расстановки сил и сложности ситуации. То есть в подобных экстремальных условиях удары разрешается наносить по любым органам.

Теоретически по закону обязаны учитываться любые обстоятельства, влияющие на реальный расклад сил сторон конфликта - число участвующих в драке с той и другой стороны, их возраст и степень физического развития, отсутствие или наличие у преступников оружия, время и обстоятельства совершаемого действия. Если посягательство совершается группой лиц, имеются основания применения сотрудниками полиции специальных средств и мер пресечения к любому из нападающих сообразно степени опасности, исходящей от всей преступной группы.

О слезоточивом газе

Спецсредства с содержанием слезоточивых веществ можно разделить по следующим видам:

1. слезоточивого (раздражающего) действия модификаций «Рулет - ВВ», «Дрейф».

2. Выстрелы и патроны того же действия для средств «Сирень-7», «Черемуха - 7М».

3. Распылители аэрозольного действия, именуемые «Зверобоем - 10», а также «Зверобоем - 10М».

4. Жидкостный ранцевый аппарат.

Когда используют слезоточивый газ? Случаи применения сотрудниками полиции специальных средств такого типа - необходимость отразить нападение на рядовых граждан и полицейских, пресечь сопротивление, оказываемое сотруднику полиции, либо задержать лицо, поведение которого указывает на возможность оказания вооруженного сопротивления.

Кроме того, с использованием слезоточивого газа освобождают людей, насильственно удерживаемых в качестве заложников при штурме захваченных зданий и помещений, а также транспортных средств, участков и сооружений. Применяется он в актах пресечения групповых действий и беспорядков массового характера.

При этом порядок применения специальных средств сотрудниками полиции запрещает прицельно стрелять по правонарушителям, применять спецсредства повторно в период их действия в зоне поражения. Часть слезоточивых веществ разрешены к применению лишь в условиях открытой местности.

О знаменитой "Сирени"

Наиболее часто происходит применение сотрудниками полиции специальных средств такого типа в виде слезоточивого газа «Сирень» - CS (или ортохлорбензальмалононитрила), помещенного в аэрозольную упаковку весом 100 мл с температурным диапазоном хранения 10 - 40 ⁰С. Активный состав имеет дальность выброса полтора-два метра и воздействует на нарушителя в течение двух-трех секунд.

Эффект повышается в летнее время по сравнению с зимой и снижается в случае осадков либо сильного ветра. Применение сотрудниками полиции специальных средств этого вида разрешается как в условиях открытой местности, так и в помещении. Цель использования - лишение правонарушителя возможности совершать активные действия на короткий промежуток времени.

Тактико-технические данные такого спецсредства позволяют эффективно использовать его по отношению к конкретному человеку. Оптимальное расстояние при этом составляет меньше метра. Следует помнить о соблюдении мер безопасности с учетом силы ветра, возможного наличия открытого огня и т. д.

Данное средство способно серьезно травмировать органы зрения. Если через четверть часа после его применения правонарушитель продолжает испытывать резкую боль в глазах, сотрудником полиции ему обязана быть оказана медицинская либо доврачебная помощь. Следует упомянуть, что Федеральным законом "Об оружии" номер 150-ФЗ, принятым в декабре 1996 года, эти средства рассматриваются в качестве газового вооружения. Такой подход принимается нормативным актом касательно содержащихся под стражей обвиняемых и подозреваемых.

Когда применяют наручники?

На вооружении в органах МВД имеются наручники типов БР и БР-С. Когда сотрудник полиции имеет право использовать их по назначению? В случае необходимости пресечь оказываемое ему сопротивление, задержать гражданина, застигнутого при совершении серьезного преступления и пытающегося скрыться. Имеется в виду преступление против здоровья, жизни либо собственности.

Также наручники требуются в случае доставки задерживаемого в полицию, конвоирования арестованных (в том числе в случае административного ареста), если те собственным поведением демонстрируют склонность к побегу, причинению вреда окружающим либо возможности противодействия полицейским.

Если в конкретной ситуации у сотрудника полиции наручники отсутствуют, он имеет право пользоваться для связывания рук другими вспомогательными средствами, так как это не нарушает главной цели применения - ограничения опасных либо противоправных действий нарушителя.

Важные нюансы

Сотрудник полиции обязан при применении специальных средств в виде наручников периодически проверять (каждые пару часов или чаще) состояние фиксации их замков. Цель проверки - предотвратить возможное расстегивание замков либо, напротив, чрезмерное их затяжение, ведущее к травмам рук.

Из самого названия "наручники" видно, что они предназначены для застегивания на руках. В реальных условиях порой нарушителя требуется пристегнуть к неподвижному предмету (дереву, батарее), надеть указанный предмет на ногу либо пристегнуть вместе руку с ногой. С юридической точки зрения это антигуманно и в общем случае обязано расцениваться в качестве превышения полномочий.

Часть сотрудников полиции в свое оправдание при использовании подобной формы фиксации приводит необходимость эффективного пресечения буйного сопротивления задержанного. Но в целом подавляющее большинство случаев позволяет применять в таких случаях обычный способ связывания.

О правах задержанных

Срок, в течение которого возможно применение сотрудниками полиции специальных средств в виде наручников в однократном порядке, не регламентируется. Порой в части ведомственных нормативных актов встречается упоминание о двухчасовой его продолжительности. Например, речь может идти о содержании в спецприемниках при органах МВД задержанных в порядке административного ареста за мелкое хулиганство лиц.

Факт применения наручников обязан быть юридически зафиксирован по установленной форме. То есть, например, протокол, составленный в случае административного задержания, обязан содержать факт применения их с указанием времени надевания и снятия. При этом обязательно следует ссылка на основания их применения. В случае использования их патрульно-постовой службой устав ее требует документального отражения данного факта в форме составления рапорта.

На практике в большинстве случаев, когда наручники применяются во время задержания, конвоирования и доставки пешим порядком либо в автомобиле, обходится это все без составления документов.

Отвлекающие светозвуковые средства и прочая техника

Речь идет об оперативно-техническом стационарном средстве под названием «Пламя-М» и светозвуковой ручной гранате «Заря-2». Применяют их в случаях, аналогичных перечисленным выше. То есть для отражения агрессивных действий задержанных либо подозреваемых граждан (или когда есть основания полагать, что лицо намерено оказать вооруженное сопротивление), а также в процессе освобождения заложников и пресечения беспорядков массового характера. Применять их разрешено на расстоянии свыше 2 метров от людей.

К средствам, используемым для разрушения преград, относятся малогабаритные устройства взрывного действия "Импульс" и "Ключ". Их запрещено применять в помещениях, где могут содержаться заложники, а также на расстоянии менее 2 метров от людей.

Если требуется принудительная остановка средства транспорта (когда водитель не выполняет требования об этом сотрудника полиции), это тоже делается благодаря спецсредствам. При нарушении водителем ПДД его транспортное средство останавливают путем громкоговорящей связи, жестов рукой либо жезлом, специальных сигналов светового и звукового характера.

Ограничения при применении сотрудником полиции специальных средств по отношению к транспорту

Под запретом остановка автомобилей на участках дорог ограниченной видимости, перед поворотом и после него, сразу перед вершиной подъема либо после нее, перед переходом, перекрестком и в зоне железнодорожного переезда. Относится это и к прочим опасным местам. Исключение составляют случаи, когда безотлагательная остановка - необходимость.

В случае игнорирования водителем сигнала полицейского об остановке его действия можно квалифицировать как невыполнение законного требования представителя власти. По юридическому смыслу средство принудительной остановки может применяться в случае даже однократного отказа подчиниться.

Если же действия водителя создают реальную опасность здоровью и жизни окружающих и он игнорирует неоднократные сигналы остановиться, допускается воспользоваться огнестрельным оружием с целью повредить транспортное средство.

В данном случае разрешает применение специальных средств сотрудниками полиции статья 153-я "Закона о полиции" (пункт 1-й ее 2-й части). Запрещается применять принудительную остановку к автомобильному транспорту общего использования и грузовым автомобилям, в которых перевозятся люди. Не подлежит подобному применению также автотранспорт дипломатических представительств, мототехника, любые транспортные средства на горных дорогах либо при ограниченной видимости. Запрещено делать это на мостах, эстакадах, железнодорожных переездах, путепроводах, в туннелях.

Прочие спецсредства

К другим подобным вариантам техники, используемым в полиции, можно отнести бронетранспортеры марок БТР - 60ПБ, БТР - 80, БТР - 70), водометы («Лавину», пожарную автоцистерну АЦ - 40), специальную машину СПМ - 1, разведывательную боевую дозорную машину (БРДМ - 2).

Применение специальных средств сотрудниками полиции в этом случае (речь идет о бронемашинах и водометах) возможно лишь по непосредственному распоряжению начальника органа УВД либо криминальной полиции с обязательным уведомлением прокурора в течение ближайших суток с начала операции. К действию водометов прибегают в случае необходимости рассредоточить участников массового беспорядка, а также ликвидировать пожар при помощи выпускаемой под давлением струи воды. Их запрещено применять, если температура воздуха ниже 0⁰С.

Ранее для разгона участников уличных беспорядков нередко прибегали к использованию пожарных машин. Но в 1994 году был принят закон "О пожарной безопасности" (номер 69-ФЗ), статьей № 4 которого было отменено привлечение средств борьбы с огнем к действиям по предупреждению и ликвидации массовых конфликтов и беспорядков.

В каких случаях применяется бронемашина? Необходимость этого может возникнуть в случае операции задержания группы вооруженных преступников или бесчинствующих масс, при блокировке движения или при необходимости организовать проход среди заграждений, а также доставить личный состав в труднодоступное место.

О служебных собаках и химических средствах

В качестве специальных окрашивающих средств применяется ряд химикатов - раствора фенолфталеина, риванола, тетрациклина, а также спецчернил и люминесцентных карандашей. С помощью их выявляются лица, причастные к совершению преступлений. Возможна установка таких окрашивающих средств на объектах собственности по согласию с владельцем.

Следует еще упомянуть о служебных собаках, которые могут содержаться на поводках и в намордниках либо без таковых. Все случаи, в которых предусмотрено их использование, регламентируются отдельными пунктами и положениями закона. Причем относится это к разным видам действий с собаками - с применением намордников и поводков или без них.

Напоследок уточним, что любой случай, допускающий согласно федеральному законодательству применение огнестрельного оружия, автоматически подразумевает разрешение на использование перечисленных в статье специальных средств. Практически это означает расширенную сферу их действия по сравнению с первым. И об этом не следует забывать никому - с законом, как известно, шутки плохи.

Хочется всем читателям пожелать отнестись со всей серьезностью к изложенной в статье информации. Как известно, от сумы и тюрьмы зарекаться не советуется никому, особенно в условиях нашей суровой действительности. Но очень многие (особенно представители молодого поколения) отдают себе довольно слабый отчет в том, что такое конфликт с представителями закона. И к каким последствиям ведут попытки его нарушения - от мелкого хулиганства до серьезных противоправных действий. Речь даже не идет сейчас о неминуемом подчас очень суровом наказании. Сама процедура столкновения с вооруженным полицейским способна в одночасье отрезвить любые горячие головы. Желаем всем читателям разумного поведения и отсутствия проблем с законом.



Просмотров