При изучении своего предмета правоведение использует. Предмет, метод, задача и система курса «Право». наличие органов государственной власти - управляют обществом, при этом, обособлены от него, обладают властными полномочиями и подчинены в порядке иерарх

Предмет курса – наиболее важные положения основных отраслей системы российского права.
В предмет курса входят основы:

  • теории государства и права;
  • конституционного права;
  • права в сфере информации, образовательной деятельности и культуры;
  • гражданского права;
  • семейного права;
  • трудового права;
  • административного права;
  • муниципального права;
  • уголовного права;
  • экологического права;
  • земельного права.
В результате изучения курса правоведения студент должен получить:
а) представление о роли и значении соответствующих отраслей права;
б) необходимые знания для решения профессиональных и личных вопросов на правовой основе.

Цели и задачи курса «Правоведение»

Цель курса –овладение знаниями в области права, знакомство с системой права, выработанной человеческой цивилизацией и играющей ведущую роль в регулировании жизни современного общества; воспитание студентов в соответствии с принципами правового государства.
Задачи курса: выработка умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечение соблюдения законодательства, принятие решений и совершения юридически значимых действий в точном соответствии с законом; овладение навыками анализа законодательства и практики его применения, ориентации в специальной литературе.
Изучив курс «Правоведение», студент должен:

  • иметь представление о сущности и принципах функционирования правового государства;
  • понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, уметь ориентироваться в системе отраслей права;
  • знать основы конституционного строя РФ, основные права и обязанности граждан РФ, механизмы функционирования государственной власти;
  • уметь пользоваться нормами гражданского, трудового, административного, экологического и других отраслей права в сфере будущей профессиональной деятельности.

Еще по теме Предмет курса «Правоведение»:

  1. § 1. Понятие и предмет государственного права Российской Федерации как отрасли права

Мункуева С.А.

М 905 Правоведение: учебн. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. -166 с.

Учебное пособие предназначено студентам неюридических специальностей к занятиям по дисциплине «Правоведение». Оно включает краткий курс лекций, вопросы для обсуждения, перечень нормативно-правовых актов, обязательных для изучения, и список рекомендуемой литературы.

© С.А. Мункуева, 2010

© Изд-во ВСГТУ, 2010

Введение

Изучение основ правоведения позволит студенту неюридического факультета:

1) научиться ориентироваться в основных началах и принципах государственно-правовой жизни, в нормативно-правовой базе Российской Федерации;

2) усовершенствовать правовую грамотность и, как следствие, научиться защищать свои права и законные интересы;

3) повысить осознание ответственности за последствия возможного противоправного поведения.

В программу курса, в основу которой положены государственные образовательные стандарты, включены разделы, посвященные теории государства и права, системе органов государственной власти, а также основных отраслей права (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Это нашло отражение и в данном учебно-методическом пособии.

Пособие включает в себя лекционный материал, темы семинарских занятий и их основное содержание, перечень рефератов или сообщений, вопросы и задания по теме и списки рекомендуемой литературы.

Применение данного пособия позволит оптимизировать учебный процесс, т.е. добиться более качественного усвоения. Поскольку формой итоговой аттестации является зачет, то предлагаемые материалы позволят студенту тщательно подготовиться к семинарским занятиям и экзамену, обеспечив качественное повторение курса, что особенно важно для студентов заочной формы обучения


Тема №1. Предмет, метод, задачи правоведения.

Общество, государство, политическая власть:

Понятие и их соотношение

1. Понятие, предмет, метод, задачи Правоведения.

2. Взаимодействие общества и государства. Сущность государства.

Понятие, предмет, метод, задачи правоведения

Юридические науки ставят задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о государстве и праве. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступали как активная, деятельная сила.

Юридические науки - это система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Правоведение – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, исследуемых в целом. В павоведении изучаются закономерности государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства, а также их связь между собой и с другими общественными (социальными) явлениями.

Предмет правоведения – это особенности государства и права, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования государственно-правовых явлений.

Понятия государства и права тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга. Государство формирует правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществлении государством политической власти. Правоведение изучает государство в его правовом оформлении, а право – в государственном выражении с учетом его социально-экономической обусловленности, политического назначения.

Устанавливая нормы права, государство обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества.

Правоведение изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются закономерности возникновения государства и права; развитие сущности и содержания государства и права; механизм; внутренние и внешние функции государства; признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка; назначение и функции права; пределы правового регулирования.

«Правоведение»

В рамках данного курса рассматривается право, система общеобязательных для всего общества правил поведения, что является основным условием развития и становления государства.

Правоведение-дисциплина, изучаемая в вузах неюридического профиля, которая необходима для получения общетеоретических знаний в области юриспруденции, а также для получения практических навыков и умений осуществления публично-правовой деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Знание основ права специалистами неюридического профиля, позволяет ему, верно и правильно, ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях. Понимание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

Главной целью первых занятий по данной дисциплине является формирование у студентов представления о правоведении. Необходимо разобрать значение этого термина, проанализировать междисциплинарные связи данной дисциплины с различными отраслями юриспруденции, выделить основной круг изучаемых вопросов.

При подготовке к последующим занятиям студентам рекомендуется ознакомиться с литературой по той или иной теме и получить чёткое представление об основных объектах и содержании комплексных исследований. Для более глубокого освоения материала целесообразно предложить несколько практических вариантов заданий с целью изучения на конкретных примерах.

Рассматривать вопросы, вынесенные на семинарское занятие, рекомендуется одновременно с анализом практических ситуаций, предлагаемых преподавателем. В ходе семинарских занятий студентам следует ознакомиться и с примерами, где фигурируют несколько объектов анализа.

Студентам может быть предложено письменное задание по анализу конкретного исследования, а также домашнее задание по проведению небольшого исследования. Завершить свой анализ рекомендуется раскрытием ключевых проблем в сфере правосознания и юридического образования. Вопрос о продолжении правовой реформы в России следует рассматривать в свете интенсивно развёртывающихся в настоящее время постмодернизационных процессов.



В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их.

Такое понимание отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на раскрытии не столько принудительного потенциала права (от этого в нашей жизни пока не уйти), сколько на его характеристике как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.

Контенты лекционных занятий

Тема 1. Понятие, предмет, метод и задачи курса «Правоведение»

Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли российского права:

1. Конституционное право;

2. Административное право;

3. Финансовое право;

4. Земельное право;

5. Гражданское право;

6. Трудовое право;

7. Семейное право;

8. Уголовное право;

9. Гражданское процессуальное право;

10. Уголовно-процессуальное право;

11. Экологическое право;

12. Международное право.

Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.

Предмет правоведения:

1. Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2. Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3. Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4. Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения:

1. Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);

2. Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;

а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;

в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;

г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;

д) функциональный-исследование функций различных явлений;

е) системный-изучение явлений как единой системы.

3. Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;

а) статистический;

б) социологический;

в) сравнительно-правовой;

г) моделирование.

Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.

Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Предмет, метод, задача и система курса «Право».

Предметом ʼʼПравоведенияʼʼ является правовые отношения, то есть общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что стороны, вступающие в правоотношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за исполнение обязанностей.

Право регулирует не всœе общественные отношения, а только самые существенные.

После того, как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Право - ϶ᴛᴏ совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством.

За их нарушения применяются различные меры государственного воздействия. Особенности правил поведения, которые образуют право, состоят из следующего:

а) устанавливаются или санкционируются государством;

б) защищаются от нарушения государством;

в) должны выражать интересы большинства населœения, независимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения;

г) обязательны и для всœех являются физическими и юридическими лицами. Физические лица - ϶ᴛᴏ граждане как участники правоотношений. Их положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - ϶ᴛᴏ способность гражданина иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается за всœеми гражданами в равной мере с момента рождения и прекращается в связи со смертью.

Дееспособность - ϶ᴛᴏ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавая для себя гражданские обязанности и исполнять их. Полная дееспособность наступает с 18 лет.

Поведение человека в правовых отношениях должна быть двух видов:

Правомерное, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение – не исполнение обязанностей, установленных в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому лицу.

Юридические лица - ϶ᴛᴏ организации: предприятия, учреждения, акционерные общества, товарищества и т.д.

Методы науки ʼʼПравоведениеʼʼ - это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается государство и право.

Методы науки ʼʼПравоведениеʼʼ делятся на три группы:

общенаучные(используются во всœех науках);

специальные(используются в нескольких науках);

частнонаучные (используются в конкретной науке).

Общенаучные методы:

диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;

анализ – расчленение (мысленные или реальные) объекты или элементы;

синтез– соединœение элементов в единое целое;

восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

индукция– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению);

дедукция умозаключение от общего к частному (фактам);

аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения;

абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обучения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях;

моделирование – построение и изучение моделœей реально существующих предметов и явлений.

Специальные методы:

системный- в его базе лежит рассмотрение объектов как системы. Он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта͵ на выявление многообразных типов связи в нем и сведения их единую теоретическую картину;

сравнительный – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общие и особенные явления, ступени и тенденции их развития;

функциональный- метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явлений посредством изучения его функций;

статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества;

математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов;

конкретно–социологический – состоит в исследовании государства и права на базе фактических данных.

Частнонаучные методы:

сравнительное правоведение – изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их базовых принципов;

правовой эксперимент - ϶ᴛᴏ апробация законодательных нововведениий в ограниченном масштабе с целью определœения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

правовое прогнозирование - ϶ᴛᴏ изучение конкретных перспектив развития государственно - правовых явлений;

формально–юридический– метод исследования, при котором право изучается в чистом виде, вне связи с другими сферами (экономикой и политикой, государством и т.д.).

Основными задачами государства являются:

Признание равных прав за всœеми людьми, так как всœе люди одинаковы ценны для общества и государства;

Обеспечение равных возможностей для всœех граждан пользоваться своими правами, ᴛ.ᴇ. формального равенства.

Задачи права – защита человека и защита государства.

Система права. Право всœегда существовало и функционировало как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм, ᴛ.ᴇ. как система.

Система права предполагает не только его единство, но и различие. Она складывается из составных частей: отраслей (к примеру, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс, арбитражное право, арбитражный процесс, коммерческое право, административное право, трудовое право, семейное право, международное публичное право, международное частное право, земельное право, финансовое право, налоговое право, уголовно – исполнительное право, лесное право, таможенное право, право социального обеспечения и др.) и институтов (купли-продажи, гражданства, наследования и т.д.)

Шалагина М.А.

Правоведение

Шпаргалки

Издательство: Эксмо; 2008г., 32 стр.

Информативные ответы на все вопросы курса «Правоведение» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

1. Понятие, предмет и методы правоведения

2. Понятие, признаки и функции государства

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

4. Формы государственного устройства

5. Механизм государства. Органы государственной власти

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

8. Нормативные правовые акты. Закон

9. Норма права. Структура нормы права

10. Классификация норм права

11. Право и мораль

12. Толкование права. Правосознание

13. Правонарушение

14. Юридическая ответственность

15. Основные правовые системы современности

16. Правовая система России

17. Отрасли права

18. Конституция Российской Федерации

19. Федеративное устройство России

20. Система органов государственной власти России

21. Избирательные права граждан РФ

22. Права и свободы личности в РФ

23. Законность, правопорядок и правовое государство

24. Понятие гражданского права

25. Гражданские правоотношения: понятие и виды

26. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность

27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица

28. Общие положения об обязательствах. Стороны обязательства

29. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Односторонний отказ от исполнения обязательства

30. Понятие договора. Заключение договора

31. Изменение и расторжение договора

32. Понятие и содержание права собственности

33. Приобретение и прекращение права собственности

34. Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность

35. Наследственное право. Наследство. Наследование имущества

36. Наследование по закону и по завещанию

37. Выморочное имущество

38. Способы принятия наследства

39. Правовое регулирование имущественных отношений супругов. Брачный договор

40. Семейные и имущественные права ребенка

41. Опека и попечительство

42. Общие положения законодательства о труде

43. Понятие трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора

44. Источники земельного права

45. Участники земельных правоотношений

46. Постоянное(бессрочное) пользование земельными участками

47. Налоговое право России. Налоги и сборы

48. Налоговые правонарушения

49. Административное право


50. Административное правонарушение и административная ответственность

51. Гражданское процессуальное право

52. Арбитражный процесс

53. Адвокатура

54. Нотариат

55. Уголовное право

56. Прокурорский надзор в РФ

Понятие, предмет и методы правоведения

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.



Просмотров