Предмет курса «Правоведение. Предмет, метод, задача и система курса «Право» Предмет и метод курса правоведение
Правоведение (основы права) как самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный предмет изучения. Являясь теоретической дисциплиной, она выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государст ва и права. Поэтому основные понятия, которыми оперирует эта наука, носят абстрактный, обобщенный характер. В ней формулируются основные юридические термины, которые используются в других юридических дисциплинах, в текстах законов. Поэтому студенту просто необходимо в первую очередь усвоить положения правоведения, прежде чем переходить к изучению отраслевых юридических наук.
Правоведение развивается во взаимодействии с другими юридическими науками. Обогащая их новыми теоретическими категориями, она вместе с тем вырабатывает их на основе конкретных данных, полученных иными юридическими науками.
Правоведение стоит особняком в общей системе юридических наук. Оно не изучает правовые системы отдельных государств, те или иные части (отрасли, институты) права одной или нескольких стран. Предметом правоведения являются те общие черты и закономерности, которые характерны в целом для становления и функционирования такого самостоятельного общественного явления, каким является право, которые свойственны всем правовым системам мира или их комплексам (англосаксонская, континентальная, мусульманская и другие правовые семьи). Эта наука исследует весь совокупный, свойственный каждому региону мира механизм государственно-правового регулирования общественных отношений, определяет основные пути и тенденции его развития.
Исследуя право в целом, правоведение определяет этапы его создания и развития, сущность, социальное назначение и роль в жизни отдельной личности, коллективов людей, общества в целом, перспективы дальнейшего совершенствования. Потребность в этой науке связана с тем, что в реальной жизни существуют такие общие во всем мире закономерности государственно-правовой действительности, без познания которых невозможно проанализировать основные черты законодательства отдельных государств, предмет отраслевых и иных специальных юридических наук. Пи одна из таких наук не способна обеспечить исследование права как единой и целостной системы, как самостоятельного и специфичного по своим признакам социального феномена.
Государство изучается правоведением как правообразующая и право- обеспечительная сила. Те же закономерности государства, которые не связаны непосредственно с правом, не являются отражением взаимодействия этих двух самостоятельных общественных явлений (например, сущность социальной власти вообще и государственной власти в частности, связь государства с идеологией, культурой, менталитетом общества и др.), не являются предметом теории государства и права. Они входят в общий предмет политологии.
Позитивное право создается или санкционируется государством посредством деятельности компетентных правотворческих органов, обеспечивается в своем осуществлении принудительной силой государства, применением государственными правоохранительными органами правовых санкций в случае нарушения юридических норм. Государство также организует исполнение правовых предписаний, обеспечивает реальность их действия, создает эффективный механизм правореализации.
Вместе с тем осуществление государством властно-управленческих функций предполагает воздействие на волю и сознание людей в форме установления прав и обязанностей, обеспечивая и охраняя их безопасность, свободный труд и отдых, побуждая сообразовывать свое поведение с интересами других лиц, материальными и духовными потребностями всего общества в целом. Законы и другие источники нрава устанавливают основы взаимоотношений личности с государством и его органами, закрепляют и охраняют права и свободы человека и гражданина, формы правления, государственного устройства, политический режим, определяют структуру и компетенцию органов государства, полномочия общественных объединений и юридических лиц.
Все сказанное дает основание сделать вывод, что государство и право неразрывно связаны между собой и не могут существовать независимо друг от друга. Именно поэтому общая наука правоведения включает исследование и права и государства и носит название «Теория государства и права». Но при этом следует специально отметить, что и право, и государство - самостоятельные общественные явления, имеющие собственные черты и закономерности.
Предметом правоведения соответственно будут:
- общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
- сущность, типы, форма, функции, структура и механизм действия государства и права: понятие и структура правовой системы;
- основные государственно-правовые понятия, общие для всего правоведения.
Предмет правоведения не стоит на месте. Он все время расширяется в силу динамики общественных отношений, объективного повышения роли государства и права, усиления во всех странах мира государственно- правового вмешательства в различные сферы социальной жизни.
Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин «методология» состоит из двух греческих слов: «метод» (путь к чему-либо) и «логос» (наука, учение). Таким образом, дословно «методология» - учение о методах познания. Термин «методология» обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.
Методология юридической науки - это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность. Известны слова английского философа Ф. Бэкона, что метод науки подобен фонарю, который освещает путь науке. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска.
Многовековые научные исследования становления и развития государства и нрава во всем мире породили многочисленные, порой прямо противоположные политико-правовые доктрины и теории, причем они обычно основывались на несовпадающих методах и приемах изучения, и это было одной из причин их различия по содержанию. Государство и право изучалось с несовпадающих и зачастую прямо противоположных философско-методологических позиций - материализма и идеализма, метафизики и диалектики. Ряд теоретиков связывали государственно-правовые явления с волей Бога либо так называемого объективного разума, другие - с психикой людей, их эмоциональными переживаниями, третьи - с духом народа, его обычаями, менталитетом. Были модными и ныне продолжают существовать теории о государстве и праве как согласованной воле народа, как договоре между людьми о существовании естественных, неотчуждаемых прав личности. Провозглашались и обосновывались также идеи о географическом, естественном факторе как основе создания государства и права, о главенстве национальных, этнических, религиозных характеристик этих социальных феноменов. Наконец, существование государственно-правовой надстройки, закономерности ее развития объясняются экономическими факторами, формами собственности, уровнем развития производства материальных благ, разделением общества на антагонистические массы.
Все многообразие методов правоведения в зависимости от степени их распространенности можно классифицировать следующим образом: всеобщие; общенаучные; частнонаучные (специальные); частноправовые.
- 1. Всеобщие методы, т.е. философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую). Материалистическая диалектика связывает возникновение государства и права с социально-экономическими изменениями в обществе (например, появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы); а всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Идеалистическая диалектика выступает в двух формах: объективный идеализм связывает причины возникновения и сам факт существования государства и права с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, согласованием воли людей (договором).
- 2. Общенаучные методы, в отличие от всеобщих, не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его стадиях. К ним относят анализу синтезу системный и функциональный подходы , метод социального эксперимента и др.
Анализ обычно является первой стадией любого научного исследования, на которой изучаемый объект разделяют на части с последующим изучением и выявлением его строения, состава, свойств и признаков. Так, например, в категории «система права» выделяются и исследуются такие понятия, как отрасль, подотрасль, институт и норма права.
Синтез - эго метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое; аналитическое обобщение выделенных и изученных особенностей объекта. Он выступает как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Например, объединение юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения в самостоятельную группу - институт права, как институт права собственности в гражданском праве или институт ответственности должностных лиц - в административном праве.
При системном подходе вычленяются, обособляются элементы исследуемого явления (например, элементы политической системы общества; отрасли, институты при анализе системы права; нормы при анализе института; структурные части нормы при ее структурном анализе; структурные подразделения государственного органа), устанавливается специфика их содержания, дается функциональная характеристика. Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их системности, т.е. вхождения в состав соответствующей системы. Так, например, применение этого метода позволило выделить мировые правовые системы современности: англо-американскую, романо-германскую, обычного права и религиозную.
С системным подходом тесно связан функциональный подход, который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов (функции государства, функции юридической ответственности, функции правосознания и т.д.). Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений но отношению к другим.
Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.
3. Частнонаучные (специальные) методы - это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К таким методам относят социологический, статистический, математический и др.
Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем, например, проведения социологических исследований делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.
Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие - к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции.
Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в «каждом знании столько истины, сколько математики». В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.
4. Частноправовые методы являются сугубо юридическими. К ним относятся формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Формально-юридический метод позволяет определять специальные юридические термины (как, например, «юридическое лицо», «существенный вред», «смягчающие вину обстоятельства»), выявлять их признаки, провести классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Задача метода состоит в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.
Сравнительно-правовой метод (компаративистика) позволяет сопоставить различные правовые системы (макросравнение), либо их отдельные элементы (микросравнение) - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего и в основном при изучении законодательства двух или более государств.
Как видим, методы научного познания государства и права многообразны, тесно связаны между собой и лишь в совокупности и взаимодействии позволяют успешно и эффективно решать теоретические проблемы указанной сферы.
Как и любая другая фундаментальная наука, правоведение выполняет ряд важных функций, характеризующих ее теоретическое и практическое значение для преобразования общественной жизни. Несмотря на разнообразие классификаций, представляется возможным выделить функции, которые в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права.
Реализуя онтологическую функцию, правоведение объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования, отвечает на вопросы: что есть государство и право? как и почему они возникли? что представляют собой в данный момент? и др.
Суть гносеологической (познавательной ) функции - в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни. Данная функция представляет собой выработку и оформление научных знаний о государстве и праве; она направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, об обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.
Прогностическая функция правоведения проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. Она определяет в теоретическом плане пути дальнейшего развития государства и права, формируя научно обоснованные предложения о совершенствовании аппарата государства, его функций и методов работы, действующего правового регулирования. Ученые-юристы много внимания уделяют разработке обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению прав и свобод граждан, обеспечению их охраны и защиты, ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве, борьбе с преступностью и другими правонарушениями и т.д.
Осуществляя идеологическую (идейно-воспитательную ) функцию, правоведение приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, правосознание и поведение должностных лиц и отдельных граждан как важнейший идеологический фактор. Такая функция способствует повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формированию высокого уровня общественной, групповой и индивидуальной юридической культуры.
Таким образом, функции правоведения раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, ее значение для общественной и юридической практики, они взаимосвязаны, дополняют друг друга, а потому, лишь взятые в системе, дают полное представление о назначении такой науки, как правоведение.
Понятие методология используется в науке в двух основных значениях: 1) методология как наука о методах научного познания; 2) методология как совокупность методов научного познания. Любая наука в целях познания своего предмета использует определенные методы. Чем многообразнее и совершеннее эти методы, тем шире возможности науки.
Метод науки – это совокупность приемов, способов научного познания, с помощью которых исследуется предмет науки. Если предмет науки показывает, что изучает данная наука, то метод – как изучает наука свой предмет.
Виды методов правоведения:
I. Всеобщие методы (философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие представления о природе, обществе, мышлении):
1) метафизический метод (государство и право рассматриваются как вечные и неизменные социальные институты, глубоко не связанные друг с другом и с другими социальными явлениями);
2) диалектический метод (государство и право рассматриваются как явления исторические, взаимосвязанные, развивающиеся):
а) метод идеалистической диалектики (возникновение и развитие государства и права связывается с разумом, сознанием):
– объективный идеализм (возникновение и развитие государства и права связано с объективным разумом);
– субъективный идеализм (возникновение и развитие государства и права связано с сознанием и волей людей);
б) метод материалистической диалектики (возникновение и развитие государства и права связаны с объективными закономерностями развития общества).
Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. К числу категорий диалектики относятся: содержание и форма, общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление и др. Законы и категории диалектики проявляют себя в государственно-правовой действительности.
Требования метода материалистической диалектики при изучении государства и права: 1) они должны изучаться в их взаимосвязи, в развитии, конкретно-исторически; 2) во взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и другими общественными явлениями; 3) в тесной связи с общественной практикой.
Всеобщие методы имеют важное методологическое значение, так как они представляют собой мировоззренческий стержень исследования. Однако использования только всеобщих методов в государственно-правовых исследованиях недостаточно, так как они не могут дать ответа на конкретные вопросы юридической науки. Они указывают лишь самые общие подходы к разрешению научных проблем. Поэтому объективно возникает необходимость в применении более конкретных методов исследования.
II. Общенаучные методы (приемы, способы научного мышления, которые не охватывают всего научного познания, а используются на отдельных его этапах; они применяются всеми науками):
1) логический (основан на использовании законов и правил формальной логики, а также разнообразных логических операций (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, моделирование));
2) исторический (основан на исследовании истории возникновения и основных этапов развития изучаемого объекта);
3) структурно-функциональный (основан на исследовании внутренней структуры и функций изучаемого объекта);
4) системный (основан на исследовании взаимосвязей изучаемого объекта с другими объектами как элементами системы).
5) метод комплексного исследования; предполагает двоякий подход: а) с предметной стороны (комплексный подход означает исследование не только основной проблемы, но и других взаимосвязанных с ней проблем); б) с методологической (комплексный подход означает решение научной задачи с позиций не одной, а нескольких наук).
III. Частнонаучные/специальные методы (разработаны различными науками и используются юридической наукой в государственно-правовых исследованиях):
1) статистический – основан на сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные изменения изучаемого объекта;
2) социологический – основан на использовании социологических приемов: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, анализа материалов правоприменительной практики;
3) социально-психологический – основан на исследовании социально-психологических характеристик личности, социальных групп, общества в целом;
4) математический – основан на использовании математических методов и моделей в государственно-правовых исследованиях;
5) кибернетический – основан на использовании системы понятий, категорий и технических средств кибернетики.
IV. Частноправовые методы (разработаны юридической наукой на основе общенаучных и частнонаучных методов):
1) формально-юридический (нормативно-догматический) метод – основан на изучении права в «чистом виде», т.е. вне его связи с другими социальными явлениями (разновидностью этого метода является метод толкования норм права, выражающийся в уяснении содержания норм права);
2) метод сравнительного государствоведения и правоведения – состоит в исследовании того или иного объекта путем его сравнения с аналогичным объектом в других странах;
3) метод государственно-правового эксперимента – основан на апробации тех или иных государственно-правовых нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;
4) метод государственно-правового прогнозировани я – основан на построении научных прогнозов развития государства и права, государственно-правовых явлений.
Таким образом, правоведение использует в государственно-правовых исследованиях совокупность всеобщих, общенаучных, частнонаучных и частноправовых методов.
Факторы, определяющие выбор методов исследования:
1. Предмет исследования, характер изучаемой проблемы.
2. Научно-теоретическая позиция исследователя и уровень его профессионализма.
3. Социальный заказ, задачи исследования (социальный заказ не должен предрешать выводы исследования).
Методология правоведения не остается неизменной. Она постоянно обогащается. Развитие науки приводит к совершенствованию имеющихся и появлению новых методов исследования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД КУРСА «ПРАВОВЕДЕНИЕ».
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.
Предмет и метод курса «Правоведение».
Курс «Правоведение» традиционно предусматривается государственным стандартом для студентов экономических специальностей. Данная дисциплина предназначена для того, чтобы студенты-экономисты получили основные сведения о правовых явлениях, которые имеют место быть в обществе. Изучая правоведение, обучающиеся должны постичь основные моменты, касающиеся возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений. Более того, в рамках данной дисциплины, в отличие от классической классификации юридических наук, изучаются не только общетеоретические моменты названных выше аспектов, но и конкретные отрасли права. При этом упор делается на изучение тех отраслей права, которые в первую очередь связаны с опосредованием экономических отношений. Тем самым сохраняется профессиональная ориентация дисциплины.
Как известно, юридические науки можно классифицировать следующим образом:
· науки теоретико-исторические (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран);
· отраслевые юридические науки (гражданское право, уголовное право, конституционное право, трудовое право и т.д.);
· прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и пр.);
· специальные юридические науки, связанные с отраслевыми (правоохранительные органы, криминология);
· науки, изучающие международное право.
Государство и право изучаются не только общей теорией государства и права, но и всем комплексом других юридических наук. Иначе говоря, одни и те же объекты оказываются в поле зрения множества отраслей юридического знания, что, однако, не означает совпадения предметов каждой из этих наук. Отраслевые юридические науки изучают отдельные сферы, стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности. Государство и право, как и иные сложные социальные феномены, имеют в своем составе огромное количество разнокачественных компонентов, различных подсистем и многогранных в структурном и функциональном отношениях образований. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций (или их целостностей, уровней, аспектов) являются объектом изучения, и составляется соответственно предмет каждой отраслевой (специальной) юридической науки.
Предмет дисциплины «Правоведение» для экономистов включает целый ряд составляющих: во-первых, это общие вопросы теории государства и права, то есть государство, право, закономерности их возникновения, развития, функционирования, понятие государства и понятие права; формы функции, содержание, сущность, механизм, типы государства, права и связанных с ними государственно-правовых явлений; процессы функционирования государства, реализации, применения, толкования права; правовое регулирование общественных отношений, его механизм.
Кроме того, это вопросы конституционного строя России, его федеративного устройства, правового положения человека и гражданина, а также основные вопросы отраслей современного права России, преимущественно тех, которые прежде всего связаны с опосредованием экономических отношений.
Что касается методологии курса, то методология в науке может пониматься и как система методов изучения действительности, и как учение об этих методах, и как первые два явления, взятые воедино. Прежде всего в данном параграфе нас интересуют методы, используемые юридическими науками при изучении государственно-правовой действительности.
Философской основой методологии правоведения служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).
Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как "содержание и форма", "возможность и действительность", "случайность и необходимость", "историческое и логическое", "должное и сущее", "свобода и ответственность" и т. д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых явлений.
К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного и конкретному и от конкретного к абстрактному . Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции "форма государства" к ее видам - форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие "форма государства" начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.
Наука должна исследовать государство и право не в статике. Напротив, она должна исходить из того, что анализируемые явления исторические, динамичные, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и правовой культуры. Двигаясь по пути социального прогресса, государство и право обогащают свое содержание гуманизмом и демократизмом, общечеловеческими ценностями, становятся все более социально ориентированными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического метода.
На вооружении теории государства и права находится и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре - сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго - нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право - в нормативную систему общества.
Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и "возмущений" в правовой и государственной системах.
Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.
Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. - все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.
Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.
В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения , который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.
К специальным относится и метод государственного и правового моделирования . Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.
Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.
В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государственно-правовых проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных.
В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др .
«Правоведение»
В рамках данного курса рассматривается право, система общеобязательных для всего общества правил поведения, что является основным условием развития и становления государства.
Правоведение-дисциплина, изучаемая в вузах неюридического профиля, которая необходима для получения общетеоретических знаний в области юриспруденции, а также для получения практических навыков и умений осуществления публично-правовой деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Знание основ права специалистами неюридического профиля, позволяет ему, верно и правильно, ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях. Понимание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.
Главной целью первых занятий по данной дисциплине является формирование у студентов представления о правоведении. Необходимо разобрать значение этого термина, проанализировать междисциплинарные связи данной дисциплины с различными отраслями юриспруденции, выделить основной круг изучаемых вопросов.
При подготовке к последующим занятиям студентам рекомендуется ознакомиться с литературой по той или иной теме и получить чёткое представление об основных объектах и содержании комплексных исследований. Для более глубокого освоения материала целесообразно предложить несколько практических вариантов заданий с целью изучения на конкретных примерах.
Рассматривать вопросы, вынесенные на семинарское занятие, рекомендуется одновременно с анализом практических ситуаций, предлагаемых преподавателем. В ходе семинарских занятий студентам следует ознакомиться и с примерами, где фигурируют несколько объектов анализа.
Студентам может быть предложено письменное задание по анализу конкретного исследования, а также домашнее задание по проведению небольшого исследования. Завершить свой анализ рекомендуется раскрытием ключевых проблем в сфере правосознания и юридического образования. Вопрос о продолжении правовой реформы в России следует рассматривать в свете интенсивно развёртывающихся в настоящее время постмодернизационных процессов.
В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их.
Такое понимание отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на раскрытии не столько принудительного потенциала права (от этого в нашей жизни пока не уйти), сколько на его характеристике как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.
Контенты лекционных занятий
Тема 1. Понятие, предмет, метод и задачи курса «Правоведение»
Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.
Основные отрасли российского права:
1. Конституционное право;
2. Административное право;
3. Финансовое право;
4. Земельное право;
5. Гражданское право;
6. Трудовое право;
7. Семейное право;
8. Уголовное право;
9. Гражданское процессуальное право;
10. Уголовно-процессуальное право;
11. Экологическое право;
12. Международное право.
Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.
Предмет правоведения:
1. Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
2. Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
3. Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
4. Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.
Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.
Методы правоведения:
1. Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);
2. Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;
а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;
б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;
в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;
г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;
д) функциональный-исследование функций различных явлений;
е) системный-изучение явлений как единой системы.
3. Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;
а) статистический;
б) социологический;
в) сравнительно-правовой;
г) моделирование.
Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.
Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.
В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Предмет курса – наиболее важные положения основных отраслей системы российского права.
В предмет курса входят основы:
- теории государства и права;
- конституционного права;
- права в сфере информации, образовательной деятельности и культуры;
- гражданского права;
- семейного права;
- трудового права;
- административного права;
- муниципального права;
- уголовного права;
- экологического права;
- земельного права.
а) представление о роли и значении соответствующих отраслей права;
б) необходимые знания для решения профессиональных и личных вопросов на правовой основе.
Цели и задачи курса «Правоведение»
Цель курса –овладение знаниями в области права, знакомство с системой права, выработанной человеческой цивилизацией и играющей ведущую роль в регулировании жизни современного общества; воспитание студентов в соответствии с принципами правового государства.
Задачи курса: выработка умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечение соблюдения законодательства, принятие решений и совершения юридически значимых действий в точном соответствии с законом; овладение навыками анализа законодательства и практики его применения, ориентации в специальной литературе.
Изучив курс «Правоведение», студент должен:
- иметь представление о сущности и принципах функционирования правового государства;
- понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, уметь ориентироваться в системе отраслей права;
- знать основы конституционного строя РФ, основные права и обязанности граждан РФ, механизмы функционирования государственной власти;
- уметь пользоваться нормами гражданского, трудового, административного, экологического и других отраслей права в сфере будущей профессиональной деятельности.
Еще по теме Предмет курса «Правоведение»:
- § 1. Понятие и предмет государственного права Российской Федерации как отрасли права