Предмет и метод курса правоведение. Понятие, предмет и методы правоведения. Понятие науки "правоведение", ее предмет и методы

Предмет курса – наиболее важные положения основных отраслей системы российского права.
В предмет курса входят основы:

  • теории государства и права;
  • конституционного права;
  • права в сфере информации, образовательной деятельности и культуры;
  • гражданского права;
  • семейного права;
  • трудового права;
  • административного права;
  • муниципального права;
  • уголовного права;
  • экологического права;
  • земельного права.
В результате изучения курса правоведения студент должен получить:
а) представление о роли и значении соответствующих отраслей права;
б) необходимые знания для решения профессиональных и личных вопросов на правовой основе.

Цели и задачи курса «Правоведение»

Цель курса –овладение знаниями в области права, знакомство с системой права, выработанной человеческой цивилизацией и играющей ведущую роль в регулировании жизни современного общества; воспитание студентов в соответствии с принципами правового государства.
Задачи курса: выработка умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечение соблюдения законодательства, принятие решений и совершения юридически значимых действий в точном соответствии с законом; овладение навыками анализа законодательства и практики его применения, ориентации в специальной литературе.
Изучив курс «Правоведение», студент должен:

  • иметь представление о сущности и принципах функционирования правового государства;
  • понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, уметь ориентироваться в системе отраслей права;
  • знать основы конституционного строя РФ, основные права и обязанности граждан РФ, механизмы функционирования государственной власти;
  • уметь пользоваться нормами гражданского, трудового, административного, экологического и других отраслей права в сфере будущей профессиональной деятельности.

Еще по теме Предмет курса «Правоведение»:

  1. § 1. Понятие и предмет государственного права Российской Федерации как отрасли права

Предмет, метод, задача и система курса «Право».

Предметом ʼʼПравоведенияʼʼ является правовые отношения, то есть общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что стороны, вступающие в правоотношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за исполнение обязанностей.

Право регулирует не всœе общественные отношения, а только самые существенные.

После того, как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Право - ϶ᴛᴏ совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством.

За их нарушения применяются различные меры государственного воздействия. Особенности правил поведения, которые образуют право, состоят из следующего:

а) устанавливаются или санкционируются государством;

б) защищаются от нарушения государством;

в) должны выражать интересы большинства населœения, независимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения;

г) обязательны и для всœех являются физическими и юридическими лицами. Физические лица - ϶ᴛᴏ граждане как участники правоотношений. Их положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - ϶ᴛᴏ способность гражданина иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается за всœеми гражданами в равной мере с момента рождения и прекращается в связи со смертью.

Дееспособность - ϶ᴛᴏ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавая для себя гражданские обязанности и исполнять их. Полная дееспособность наступает с 18 лет.

Поведение человека в правовых отношениях должна быть двух видов:

Правомерное, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение – не исполнение обязанностей, установленных в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому лицу.

Юридические лица - ϶ᴛᴏ организации: предприятия, учреждения, акционерные общества, товарищества и т.д.

Методы науки ʼʼПравоведениеʼʼ - это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается государство и право.

Методы науки ʼʼПравоведениеʼʼ делятся на три группы:

общенаучные(используются во всœех науках);

специальные(используются в нескольких науках);

частнонаучные (используются в конкретной науке).

Общенаучные методы:

диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;

анализ – расчленение (мысленные или реальные) объекты или элементы;

синтез– соединœение элементов в единое целое;

восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

индукция– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению);

дедукция умозаключение от общего к частному (фактам);

аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения;

абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обучения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях;

моделирование – построение и изучение моделœей реально существующих предметов и явлений.

Специальные методы:

системный- в его базе лежит рассмотрение объектов как системы. Он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта͵ на выявление многообразных типов связи в нем и сведения их единую теоретическую картину;

сравнительный – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общие и особенные явления, ступени и тенденции их развития;

функциональный- метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явлений посредством изучения его функций;

статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества;

математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов;

конкретно–социологический – состоит в исследовании государства и права на базе фактических данных.

Частнонаучные методы:

сравнительное правоведение – изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их базовых принципов;

правовой эксперимент - ϶ᴛᴏ апробация законодательных нововведениий в ограниченном масштабе с целью определœения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

правовое прогнозирование - ϶ᴛᴏ изучение конкретных перспектив развития государственно - правовых явлений;

формально–юридический– метод исследования, при котором право изучается в чистом виде, вне связи с другими сферами (экономикой и политикой, государством и т.д.).

Основными задачами государства являются:

Признание равных прав за всœеми людьми, так как всœе люди одинаковы ценны для общества и государства;

Обеспечение равных возможностей для всœех граждан пользоваться своими правами, ᴛ.ᴇ. формального равенства.

Задачи права – защита человека и защита государства.

Система права. Право всœегда существовало и функционировало как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм, ᴛ.ᴇ. как система.

Система права предполагает не только его единство, но и различие. Она складывается из составных частей: отраслей (к примеру, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс, арбитражное право, арбитражный процесс, коммерческое право, административное право, трудовое право, семейное право, международное публичное право, международное частное право, земельное право, финансовое право, налоговое право, уголовно – исполнительное право, лесное право, таможенное право, право социального обеспечения и др.) и институтов (купли-продажи, гражданства, наследования и т.д.)

Шалагина М.А.

Правоведение

Шпаргалки

Издательство: Эксмо; 2008г., 32 стр.

Информативные ответы на все вопросы курса «Правоведение» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

1. Понятие, предмет и методы правоведения

2. Понятие, признаки и функции государства

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

4. Формы государственного устройства

5. Механизм государства. Органы государственной власти

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

8. Нормативные правовые акты. Закон

9. Норма права. Структура нормы права

10. Классификация норм права

11. Право и мораль

12. Толкование права. Правосознание

13. Правонарушение

14. Юридическая ответственность

15. Основные правовые системы современности

16. Правовая система России

17. Отрасли права

18. Конституция Российской Федерации

19. Федеративное устройство России

20. Система органов государственной власти России

21. Избирательные права граждан РФ

22. Права и свободы личности в РФ

23. Законность, правопорядок и правовое государство

24. Понятие гражданского права

25. Гражданские правоотношения: понятие и виды

26. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность

27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица

28. Общие положения об обязательствах. Стороны обязательства

29. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Односторонний отказ от исполнения обязательства

30. Понятие договора. Заключение договора

31. Изменение и расторжение договора

32. Понятие и содержание права собственности

33. Приобретение и прекращение права собственности

34. Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность

35. Наследственное право. Наследство. Наследование имущества

36. Наследование по закону и по завещанию

37. Выморочное имущество

38. Способы принятия наследства

39. Правовое регулирование имущественных отношений супругов. Брачный договор

40. Семейные и имущественные права ребенка

41. Опека и попечительство

42. Общие положения законодательства о труде

43. Понятие трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора

44. Источники земельного права

45. Участники земельных правоотношений

46. Постоянное(бессрочное) пользование земельными участками

47. Налоговое право России. Налоги и сборы

48. Налоговые правонарушения

49. Административное право


50. Административное правонарушение и административная ответственность

51. Гражданское процессуальное право

52. Арбитражный процесс

53. Адвокатура

54. Нотариат

55. Уголовное право

56. Прокурорский надзор в РФ

Понятие, предмет и методы правоведения

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД КУРСА «ПРАВОВЕДЕНИЕ».

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Предмет и метод курса «Правоведение».

Курс «Правоведение» традиционно предусматривается государственным стандартом для студентов экономических специальностей. Данная дисциплина предназначена для того, чтобы студенты-экономисты получили основные сведения о правовых явлениях, которые имеют место быть в обществе. Изучая правоведение, обучающиеся должны постичь основные моменты, касающиеся возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений. Более того, в рамках данной дисциплины, в отличие от классической классификации юридических наук, изучаются не только общетеоретические моменты названных выше аспектов, но и конкретные отрасли права. При этом упор делается на изучение тех отраслей права, которые в первую очередь связаны с опосредованием экономических отношений. Тем самым сохраняется профессиональная ориентация дисциплины.

Как известно, юридические науки можно классифицировать следующим образом:

· науки теоретико-исторические (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран);

· отраслевые юридические науки (гражданское право, уголовное право, конституционное право, трудовое право и т.д.);

· прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и пр.);

· специальные юридические науки, связанные с отраслевыми (правоохранительные органы, криминология);

· науки, изучающие международное право.

Государство и право изучаются не только общей теорией госу­дарства и права, но и всем комплексом других юридических наук. Иначе говоря, одни и те же объекты оказываются в поле зре­ния множества отраслей юридического знания, что, однако, не оз­начает совпадения предметов каждой из этих наук. Отраслевые юридические науки изучают отдельные сферы, стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности. Го­сударство и право, как и иные сложные социальные феномены, име­ют в своем составе огромное количество разнокачественных компо­нентов, различных подсистем и многогранных в структурном и функциональном отношениях образований. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций (или их целостностей, уровней, аспектов) являются объектом изучения, и составляется соответственно предмет каждой отраслевой (специаль­ной) юридической науки.

Предмет дисциплины «Правоведение» для экономистов включает целый ряд составляющих: во-первых, это общие вопросы теории государства и права, то есть государство, право, закономерности их возникновения, развития, функционирования, понятие государства и понятие права; формы функции, содержание, сущность, механизм, типы государства, права и связанных с ними государственно-правовых явлений; процессы функционирования государства, реализации, применения, толкования права; правовое регулирование общественных отношений, его механизм.


Кроме того, это вопросы конституционного строя России, его федеративного устройства, правового положения человека и гражданина, а также основные вопросы отраслей современного права России, преимущественно тех, которые прежде всего связаны с опосредованием экономических отношений.

Что касается методологии курса, то методология в науке может пониматься и как система методов изучения действительности, и как учение об этих методах, и как первые два явления, взятые воедино. Прежде всего в данном параграфе нас интересуют методы, используемые юридическими науками при изучении государственно-правовой действительности.

Философской основой методологии правоведения служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных из­менений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной соб­ственности, привело к делению российского права на част­ное и публичное); закон единства и борьбы противополож­ностей (единство прав и обязанностей, централизация и де­централизация в государственном строительстве); закон от­рицания (в российской государственности имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государственности).

Творческое применение законов диалектики, отраже­ние богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как "содержание и форма", "возможность и действительность", "случайность и необходимость", "исто­рическое и логическое", "должное и сущее", "свобода и от­ветственность" и т. д., помогают избежать вульгарных субъек­тивистских и волюнтаристских истолкований государствен­но-правовых явлений.

К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного и конк­ретному и от конкретного к абстрактному . Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстрак­ции "форма государства" к ее видам - форме правления и форме государственного устройства, затем к разновиднос­тям названных форм. При подобном подходе познание фор­мы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие "форма государства" начнет обогащаться кон­кретными признаками и особенностями. При движении мыс­ли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

Наука должна исследовать государство и право не в стати­ке. Напротив, она должна исходить из того, что анали­зируемые явления исторические, динамичные, изменяющи­еся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения ци­вилизации, мировой политической и правовой культуры. Двигаясь по пути социального прогресса, государство и пра­во обогащают свое содержание гуманизмом и демократиз­мом, общечеловеческими ценностями, становятся все более социально ориентированными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные кор­ни государства и права. Изложенное обусловливает приме­нение при познании государственно-правовых явлений ис­торического метода.

На вооружении теории государства и права находится и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, вза­имодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по струк­туре - сложные, системные явления. Основными элемен­тами первого выступают органы государства, второго - нормы права. В целом же государство как важнейший поли­тический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право - в норма­тивную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов госу­дарства и права, прямого и обратного влияния на государ­ство и право внутренней и внешней среды, для предупреж­дения противоречий и "возмущений" в правовой и государ­ственной системах.

Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение спе­циальных и частных методов познания государственно-пра­вовых явлений.

Традиционен для юридической науки формально-юри­дический метод. Исследование внутреннего строения пра­вовых норм и права в целом, анализ источников (форм пра­ва), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. - все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юри­дическом оформлении компетенции органов государства и т. д.

Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-пра­вовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

В наше время, когда закономерно усиливаются инте­грационные процессы, возрастает роль метода сравнитель­ного государствоведения и правоведения , который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты раз­личных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставле­нии большого числа сходных объектов. Например, достоин­ства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с анало­гичными институтами других стран. Значение данного мето­да возрастает, когда возникает необходимость в политичес­ких и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механи­ческим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

К специальным относится и метод государственного и правового моделирования . Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлени­ями имеется определенное сходство, а потому, зная свой­ства и признаки одного из них (модели), можно с достаточ­ной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального де­ления, при формировании системы законодательства и др.

В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государ­ственно-правовых проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей го­сударственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологи­ческие исследования содействуют разработке ключевых воп­росов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, стати­стических и иных данных.

В рамках конкретно-социологического метода исполь­зуются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, ин­тервьюирование, эксперимент и др .

Понятие методология используется в науке в двух основных значениях: 1) методология как наука о методах научного познания; 2) методология как совокупность методов научного познания. Любая наука в целях познания своего предмета использует определенные методы. Чем многообразнее и совершеннее эти методы, тем шире возможности науки.

Метод науки – это совокупность приемов, способов научного познания, с помощью которых исследуется предмет науки. Если предмет науки показывает, что изучает данная наука, то метод – как изучает наука свой предмет.

Виды методов правоведения:

I. Всеобщие методы (философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие представления о природе, обществе, мышлении):

1) метафизический метод (государство и право рассматриваются как вечные и неизменные социальные институты, глубоко не связанные друг с другом и с другими социальными явлениями);

2) диалектический метод (государство и право рассматриваются как явления исторические, взаимосвязанные, развивающиеся):

а) метод идеалистической диалектики (возникновение и развитие государства и права связывается с разумом, сознанием):

– объективный идеализм (возникновение и развитие государства и права связано с объективным разумом);

– субъективный идеализм (возникновение и развитие государства и права связано с сознанием и волей людей);

б) метод материалистической диалектики (возникновение и развитие государства и права связаны с объективными закономерностями развития общества).

Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. К числу категорий диалектики относятся: содержание и форма, общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление и др. Законы и категории диалектики проявляют себя в государственно-правовой действительности.

Требования метода материалистической диалектики при изучении государства и права: 1) они должны изучаться в их взаимосвязи, в развитии, конкретно-исторически; 2) во взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и другими общественными явлениями; 3) в тесной связи с общественной практикой.

Всеобщие методы имеют важное методологическое значение, так как они представляют собой мировоззренческий стержень исследования. Однако использования только всеобщих методов в государственно-правовых исследованиях недостаточно, так как они не могут дать ответа на конкретные вопросы юридической науки. Они указывают лишь самые общие подходы к разрешению научных проблем. Поэтому объективно возникает необходимость в применении более конкретных методов исследования.

II. Общенаучные методы (приемы, способы научного мышления, которые не охватывают всего научного познания, а используются на отдельных его этапах; они применяются всеми науками):

1) логический (основан на использовании законов и правил формальной логики, а также разнообразных логических операций (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, моделирование));

2) исторический (основан на исследовании истории возникновения и основных этапов развития изучаемого объекта);

3) структурно-функциональный (основан на исследовании внутренней структуры и функций изучаемого объекта);

4) системный (основан на исследовании взаимосвязей изучаемого объекта с другими объектами как элементами системы).

5) метод комплексного исследования; предполагает двоякий подход: а) с предметной стороны (комплексный подход означает исследование не только основной проблемы, но и других взаимосвязанных с ней проблем); б) с методологической (комплексный подход означает решение научной задачи с позиций не одной, а нескольких наук).

III. Частнонаучные/специальные методы (разработаны различными науками и используются юридической наукой в государственно-правовых исследованиях):

1) статистический – основан на сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные изменения изучаемого объекта;

2) социологический – основан на использовании социологических приемов: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, анализа материалов правоприменительной практики;

3) социально-психологический – основан на исследовании социально-психологических характеристик личности, социальных групп, общества в целом;

4) математический – основан на использовании математических методов и моделей в государственно-правовых исследованиях;

5) кибернетический – основан на использовании системы понятий, категорий и технических средств кибернетики.

IV. Частноправовые методы (разработаны юридической наукой на основе общенаучных и частнонаучных методов):

1) формально-юридический (нормативно-догматический) метод – основан на изучении права в «чистом виде», т.е. вне его связи с другими социальными явлениями (разновидностью этого метода является метод толкования норм права, выражающийся в уяснении содержания норм права);

2) метод сравнительного государствоведения и правоведения – состоит в исследовании того или иного объекта путем его сравнения с аналогичным объектом в других странах;

3) метод государственно-правового эксперимента – основан на апробации тех или иных государственно-правовых нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

4) метод государственно-правового прогнозировани я – основан на построении научных прогнозов развития государства и права, государственно-правовых явлений.

Таким образом, правоведение использует в государственно-правовых исследованиях совокупность всеобщих, общенаучных, частнонаучных и частноправовых методов.

Факторы, определяющие выбор методов исследования:

1. Предмет исследования, характер изучаемой проблемы.

2. Научно-теоретическая позиция исследователя и уровень его профессионализма.

3. Социальный заказ, задачи исследования (социальный заказ не должен предрешать выводы исследования).

Методология правоведения не остается неизменной. Она постоянно обогащается. Развитие науки приводит к совершенствованию имеющихся и появлению новых методов исследования.



Просмотров