Правовой статус соотечественников за рубежом. Фз о государственной политике рф в отношении соотечественников за рубежом. Правовой статус соотечественников за рубежом по ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»

УДК 341:342(470 + 571)

Лебедева Наталья Викторовна

Огурцов Алексей Юрьевич

Lebedeva Natalia Viktorovna PhD in Law,

Ogurtsov Alexey Yuryevich

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Сочинского государственного университета

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Assistant Professor, Constitutional and Administrative Law Department, Sochi State University

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION POLICY IN RESPECT OF COMPATRIOTS ABROAD

Аннотация:

В статье проведен комплексный анализ действующего законодательства в области отношений с соотечественниками за рубежом, на основе которого сделан вывод о необходимости не только дальнейшего его совершенствования, но и создания приемлемых условий для добровольного переселения соотечественников в Россию, продвижения русского культурного наследия, расширения сотрудничества между Россией и русскоязычным населением, проживающим в других странах. Для проведения работы по названным направлениям требуется изучение как позитивного, так и негативного зарубежного опыта взаимодействия с соотечественниками и использование его в отечественной практике.

Ключевые слова:

соотечественник, защита и покровительство соотечественников за рубежом, основные направления государственной политики РФ, правовой статус, Закон о соотечественниках.

The article carries out a complex analysis of the current legislation in the field of relations with compatriots abroad, on the basis of which it is suggested not only to improve it further, but also create acceptable conditions for voluntary migration of compatriots back to the Russian Federation, promotion of the Russian cultural heritage, expansion of cooperation between Russia and the Russian-speaking population living in other countries. To this end, it is necessary to study both positive and negative foreign experience of communication with compatriots and use it in domestic practice.

compatriots, protection and patronage of compatriots abroad, main directions of state policy of the Russian Federation, legal status, Law of Compatriots.

Важнейшая конституционная обязанность Российского государства, его органов и должностных лиц связана с признанием, соблюдением и защитой прав и свобод граждан, включая соотечественников за рубежом. Правовое положение российских соотечественников за рубежом не только выступает в качестве объекта государственной деятельности, но и одновременно составляет предмет российской государственной политики.

Следует отметить, что формирование основных направлений государственной политики России в отношении соотечественников связано с принятием Конституции РФ 1993 г., в соответствии с которой Россия гарантирует защиту и покровительство своим гражданам и за пределами ее территории, что является одним из важных аспектов защиты интересов российских граждан. При этом следует отметить, что Конституция РФ не содержит понятия «соотечественник», однако не вызывает сомнений, что реализация правого статуса данной категории лиц отличается конституционным характером и конституционным значением, что следует из анализа содержания ч. 2 ст. 61, ч. 1 и 2 ст. 62, п. «в» ч. 1 ст. 71 Основного закона.

Конституционный принцип защиты и покровительства российских граждан за рубежом конкретизируется в ст. 7 федерального закона «О гражданстве РФ» , согласно которой органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, которые находятся вне пределов РФ, а также их должностные лица обязаны создать условия по обеспечению возможности гражданам РФ пользоваться в полном объеме всеми правами, закрепленными в Конституции РФ, федеральных законах, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, законах и правилах государств, в которых

проживают или пребывают российские граждане, а также осуществлять защиту их прав и охраняемых законом интересов.

Следует отметить, что в развитие данного положения 04.11.2011 г. вступил в силу Консульский устав РФ, в котором определены правовые основы консульской деятельности, а также закреплен соответствующий объем прав и обязанностей консульских должностных лиц, связанных с защитой прав и интересов РФ, российских граждан и российских юридических лиц, находящихся за пределами России .

Кроме того, с учетом конституционных положений (ч. 2 ст. 61, ч. 1 и 2 ст. 62) Государственной думой в декабре 1995 г. принята Декларация о поддержке российской диаспоры и покровительстве российским соотечественникам . На сегодня русскоязычная диаспора насчитывает до 30 млн человек .

Что касается определения и закрепления непосредственно основных направлений деятельности Российского государства в отношении соотечественников, то в настоящий период они регулируются федеральным законом «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (далее - Закон о соотечественниках), устанавливающим принципы, цели и основные направления политики РФ в отношении соотечественников за рубежом, полномочия органов государственной власти РФ в этой сфере .

Закон о соотечественниках определяет общий подход к понятию «соотечественник». Так, в соответствии со ст. 1 закона, соотечественники - это: 1) лица, которые родились в одном государстве, проживают либо проживали в нем; 2) граждане РФ, которые постоянно проживают за пределами РФ (соотечественники за рубежом); 3) лица и их потомки, которые проживают за пределами РФ и относятся к народам, исторически проживающим на территории Российского государства.

Граждане РФ, которые проживают вне территории России, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Подтверждающим документом является удостоверяющий российское гражданство документ.

Соотечественники могут регистрироваться в общественных объединениях соотечественников на основе их уставов, а также вправе получать соответствующие документы (свидетельства) как факт подтверждения их членства в таких объединениях.

Выдача свидетельства за пределами территории РФ осуществляется на основании письменного заявления лица в месячный срок дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ. На территории России выдача документа производится органом внутренних дел по месту пребывания гражданина, который должен подтвердить факт прежнего проживания в Российском государстве, связи, родственные отношения, - т. е. все, что может выступить в качестве основания для признания его соотечественником, а также факт его проживания в настоящий период за рубежом.

Однако следует признать, что получение такого свидетельства на практике сопряжено с преодолением необоснованных бюрократических барьеров и, по сути, не дает каких-то преференций не только при въезде и пребывании в России, но и в приобретении гражданства РФ. Соотечественники за рубежом наделены правами граждан, а не соотечественников. В отношении соотечественников, имеющих иностранное гражданство или являющихся апатридами, действует общий режим иностранных граждан и лиц без гражданства, исключая ту или иную дифференциацию в правовом регулировании.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о соотечественниках, государственная политика РФ в сфере отношений с соотечественниками представлена совокупностью правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, а также мер в сфере информации, образования, культуры и иных мер, которые осуществляют Президент РФ, органы государственной власти РФ и ее субъектов при участии органов местного самоуправления на основе Конституции РФ, международных договоров РФ, законодательства РФ с целью претворения в жизнь установленных законом принципов и целей. Однако исходя из анализа теоретических разработок данного определения политика РФ в сфере отношений с соотечественниками может быть представлена более четко и лаконично как конституционно-правовая, организационно обеспеченная система мер, связанных с покровительством, поддержкой и защитой российских соотечественников, находящихся за пределами РФ.

В ч. 3, 4 и 5 ст. 5 Закона о соотечественниках определены следующие цели российской государственной политики в отношении соотечественников: оказание государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международных договоров РФ и законодательства РФ и зарубежных государств для обеспечения прав и свобод граждан, включая права: на свободное выражение, сохранение и развитие своей самобытности, поддержку и развитие духовного интеллектуального потенциала; свободное поддержание связей между соотечественниками и РФ, получение информации из России; создание национально-культурных автономий, общественных объединений,

средств массовой информации и участие в их деятельности, а также в деятельности неправительственных организаций национального и международного уровней; участие в развитии выгодных взаимоотношений между государством проживания и РФ и др.

До принятия закона «О гражданстве РФ» российские соотечественники имели право на льготное приобретение ими российского гражданства. В настоящее время они вправе приобретать российское гражданство в упрощенном порядке (ст. 14 Закона о гражданстве). При этом Россия стремится к сокращению числа лиц без гражданства, в том числе и среди соотечественников, с учетом общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 11.1 Закона о соотечественниках).

Что касается вопросов въезда соотечественников в Россию, передвижения по ее территории и выезда из России, то здесь действуют общие правила, вытекающие из российского законодательства и международных договоров РФ. Для соотечественников-иностранцев действуют те же правила национального режима пребывания в России, что и для других иностранцев (ст. 12, 13 Закона о соотечественниках).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о соотечественниках, основные направления государственной политики РФ в отношении соотечественников определяются Президентом РФ на основе Конституции РФ.

Российским государством проводится политика защиты основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам, но в то же время является недопустимым вмешательство РФ во внутренние дела иностранного государства. Так, в ст. 14 Закона о соотечественниках закреплено, что дискриминация российских граждан, которые проживают за рубежом, может стать основанием для пересмотра российской политики по отношению к иностранному государству. В качестве основания для принятия органами государственной власти РФ мер, связанных с защитой интересов соотечественников, может выступить факт несоблюдения иностранными государствами общепризнанных принципов и норм международного права в сфере основных прав и свобод граждан.

В Законе о соотечественниках предусмотрены основные направления их целевой поддержки в следующих сферах: основных прав и свобод человека и гражданина (ст. 15), экономической и социальной (ст. 16), культуры, языка, религии и образования (ст. 17), информации (ст. 18).

Следует отметить, что необходимость защиты российских соотечественников за рубежом, возникающая в случае опасности для их жизни, может быть связана с обстоятельствами чрезвычайного характера, что регулируется указом Президента РФ «О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений РФ и российских граждан, находящихся за рубежом» . В случае возникновения таких ситуаций Президент РФ принимает следующие решения: эвакуация российских граждан; применение сил и средств с целью обеспечения их эвакуации; временное прекращение (ограничение) деятельности загранучреждений. В настоящее время в России применяется «Комплекс мер по обеспечению эвакуации граждан РФ из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций», утвержденный Правительством РФ в 2014 г. .

Для реализации одного из основных направлений российской политики в отношении соотечественников важно создать условия для их добровольного переселения из-за рубежа в Россию. С этой целью Президент РФ своим указом «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» утвердил государственную программу по оказанию содействия их добровольному переселению в РФ . Такие же программы действуют и на региональном уровне. По этой программе за весь период ее действия в Россию переселились около 400 000 соотечественников .

Вместе с тем следует отметить, что реализация государственной программы позволяет говорить о некоторой несогласованности законодательства РФ и непоследовательности в его правоприменении, что, по нашему мнению, в большой степени связано с отсутствием единой научной концепции российской политики относительно соотечественников, а также с содержанием в Законе о соотечественниках некоторых декларативных норм, недостаточным обеспечением их правовым инструментарием, что негативным образом отражается на состоянии отдельных гарантий российских соотечественников.

В соответствии со ст. 21 Закона о соотечественниках, государственное управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляется на федеральном и региональном уровнях, в частности Правительством РФ, органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

В России проводится государственный мониторинг отношений с соотечественниками, заключающийся в сборе, анализе и оценке информации о положении соотечественников, создании банка данных, прогнозировании ситуации и проведении научно-исследовательских работ.

Взаимодействие соотечественников с Россией обеспечивает Всемирный конгресс соотечественников, который проводится один раз в три года. Последний конгресс состоялся в 2015 г.

Анализ Закона о соотечественниках позволяет сделать вывод о том, что ряд его норм не обладает прямым действием, в нем содержатся отсылки на иные законы. Кроме того, следует отметить, что не во всех нормативных актах, касающихся правового статуса соотечественников за рубежом, содержится само понятие «соотечественник за рубежом». В качестве примера можно назвать федеральные законы «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» , «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» . При этом в федеральных законах «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 6) и «О гражданстве РФ» (ст. 14) содержится упоминание о соотечественниках за рубежом.

В результате изучения норм действующего законодательства в отношении российских соотечественников за рубежом были выявлены проблемные вопросы и сформулированы предложения, направленные на их разрешение:

1. Представляется, что предметом правого регулирования Закона о соотечественниках должна являться защита не только соотечественников за рубежом, но и тех, кто находится (временно пребывает) за пределами России в командировке, на отдыхе и т. д. Иначе говоря, названным Законом регламентируется более узкий круг общественных отношений, чем указано в его названии.

2. В Основной закон РФ следует включить положение о поддержке Россией своих соотечественников за рубежом как обязанности государства, а также в ст. 72 предусмотреть в качестве предмета совместного ведения РФ и субъектов РФ возможность осуществления государственной политики в отношении соотечественников с участием субъектов РФ, что будет способствовать ее наиболее эффективной реализации.

3. В федеральном конституционном законе «Об уполномоченном по правам человека в РФ» следует закрепить за уполномоченным функцию защиты прав и законных интересов соотечественников за рубежом.

4. Порядок добровольного переселения в Россию соотечественников за рубежом необходимо закрепить в соответствующем постановлении Правительства РФ.

5. Целесообразно изучение вопроса по поводу введения должности уполномоченного по правам соотечественников за рубежом, а также принятие специального закона о соотечественниках, в котором будет закреплен правовой статус российских соотечественников.

Таким образом, проведенный анализ действующего законодательства в области отношений с российскими соотечественниками за рубежом позволяет сделать вывод о том, что требуется не только его дальнейшее совершенствование, но и создание приемлемых условий для добровольного переселения соотечественников в Россию, активизация работы с российскими диаспорами, продвижение русского культурного наследия и русского языка, расширение сотрудничества между Россией и русскоязычным населением, проживающим в других странах. С этой целью необходимо проведение целенаправленной работы по изучению как позитивного, так и негативного зарубежного опыта по взаимодействию с соотечественниками и использование его в отечественной практике.

1. О гражданстве РФ: федер. закон РФ от 22 мая 2002 г. № 62-ФЗ: ред. от 1 мая 2016 г. // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

2. Консульский устав РФ: федер. закон РФ от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ: ред. от 21 июля 2014 г. // Там же. 2010. № 28. Ст. 3554.

3. Декларация о поддержке российской диаспоры и покровительстве российским соотечественникам: принята постановлением Гос. думы от 8 дек. 1995 г. // Там же. 1995. № 52. Ст. 5131.

4. Сметанина С. ФМС России: благодаря программе переселения в Россию переехало более 400 тысяч человек [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruvek.info/?module=articles&action=view&id=10143 (дата обращения 12.12.2016).

5. О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом: федер. закон РФ от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ: ред. от 23 июля 2013 г. // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670.

6. О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений РФ и российских граждан, находящихся за рубежом: указ Президента РФ от 2 нояб. 1994 г. № 2058 // Там же. 1994. № 28. Ст. 2971.

7. О комплексе мер по обеспечению эвакуации граждан РФ из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 18 нояб. 2014 г. № 1216 // Там же. 2014. № 47. Ст. 6572.

8. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом) : указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637: ред. от 27 сент. 2016 г. // Там же. 2006. № 26. Ст. 2820.

9. Где больше всего живет русских за границей [Электронный ресурс]. URL: http://russian7.ru/post/gde-bolshe-vsego-russ-kikh/ (дата обращения: 12.12.2106).

10. О порядке выезда из РФ и въезда в РФ: федер. закон РФ от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ: ред. от 20 окт. 2016 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 4029.

11. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: федер. закон РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ: ред. от 28 нояб. 2015 г. // Там же. 2006. № 30. Ст. 3285.

12. О правовом положении иностранных граждан РФ: федер. закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ: ред. от 3 июля 2016 г. // Там же. 2002. № 30. Ст. 3032.

13. Об уполномоченном по правам человека в РФ: федер. конституц. закон РФ от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ: ред. от 31 янв. 2016 г. // Там же. 1997. № 9. Ст. 1011.

Соотечественники - это лица, родившиеся в пределах одного государства, проживающие в настоящее время или в прошлом в нем, наделенные общностью языка, религии, культурного наследия, привязанностью к традициям и обычаям, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соответственно, под понятием «соотечественники за рубежом» Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» подразумевает четыре категории лиц: 1) граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ; 2) лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства; 3) выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства либо имеющих вид на жительство, а равно ставших лицами без гражданства; 4) потомков лиц, принадлежавших к вышеуказанным трем группам, кроме потомков лиц титульных наций иностранных государств. По неофициальным данным, в результате распада СССР за пределами России оказалось от 25 до 30 млн наших соотечественников. Граждане РФ и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, постоянно проживающие за пределами РФ, признаются Законом соотечественниками в силу гражданской принадлежности (факт которой удостоверяется документом о принадлежности к гражданству РФ). Для лиц, состоявших в гражданстве СССР, выходцев (эмигрантов) и потомков соотечественников признание своей принадлежности к соотечественникам является актом свободного выбора (п. 2 ст. 3 Закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»). Выдачу документа (свидетельства) о принадлежности к соотечественникам осуществляют на территории РФ - органы внутренних дел по месту пребывания и письменному заявлению лица в месячный срок; за пределами РФ - дипломатические представительства, консульские учреждения. Факт признания - удостоверение статуса соотечественника - имеет правовые последствия.

Государственная политика в отношении соотечественников за рубежом представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социально-экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, являющихся составной частью внутренней и внешней политики РФ и направленных на защиту основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам. Комплекс такого рода мер определен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Согласно Закону (ст. 14) дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, где такая дискриминация имеет место. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении наших соотечественников за рубежом является достаточным основанием для принятия органами государственной власти РФ адекватных мер по защите интересов соотечественников (например, использование режима реторсий). Закон предусматривает возможность оказания поддержки социально незащищенным категориям соотечественников, прежде всего являющимся гражданами РФ. Для достижения целей государственной политики в отношении соотечественников за рубежом физическим и юридическим лицам РФ, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями. С целью содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия государственные органы РФ обязываются законом оказывать помощь культурным центрам, библиотекам, архивам, музеям, театрам, творческим коллективам соотечественников, содействовать изучению ими культурного наследия РФ.

Лицо без гражданства. Таковым признается лицо, не имеющее доказательства принадлежности к какому-либо государству. По своему правовому положению лицо без гражданства, пребывающее на законных основаниях на территории России, приравнивается (за некоторыми исключениями) к иностранным гражданам. Абсолютное большинство людей обладает гражданством какого-либо государства. К сокращению безгражданства стремятся также и государства. Принятая 30 августа 1961 г. Конвенция о сокращении безгражданства исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов. При этом применяется следующее правило: государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Политике сокращения безгражданства следует РФ. В соответствии с Законом о гражданстве (ст. 7) Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

России прошла несколько этапов в своем развитии.

1.Соотечественники: понятие, правовой статус.

2.Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников, находящихся за рубежом.

Вопрос №1.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ
«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. 23.07.2013):

1. соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

3. соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ, в том числе:

*лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

*выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Законодательство в области отношений с соотечественниками основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из рассматриваемого федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.

Граждане РФ, проживающие за пределами территории РФ, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства РФ.

Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов РФ, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с РФ, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Правовой статус соотечественников, находящихся за рубежом 5
1.1 Содержание понятия «соотечественник за рубежом» 5
1.2 Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников, находящихся за рубежом 9
Глава 2. Конституционно-правовые основы защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом 15
2.1. Конституционно-правовой механизм реализации и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом 15
2.2. Особенности реализации и защиты прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, имеющих и не имеющих российское гражданство 22
Заключение 28
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

В частности, последние годы дали возможность создания достаточной правовой базы, накопления опыта по эвакуации российских граждан. Речь идет о заключении соответствующих двусторонних договоров.Пока не достаточно урегулирован вопрос относительно механизма возврата российских граждан в Россию в случае, если у них отсутствуют необходимые средства. Существующих финансовый механизм не очень эффективен. Как полагают специалисты, решить проблему возможно посредством выдачи возвратных ссуд из соответствующих резервных фондов помощи соотечественникам. И все же, меры для обеспечения эвакуации российских граждан при возникновении экстремальных случаев, угрожающих жизни и здоровью, имеют отношение лишь к российским гражданам, находящимся, а не проживающим за границей. Между тем защита и покровительство в отношении своих граждан есть обязанность России. Поэтому необходимо осуществить приведение правовых актов в соответствие с Федеральным законом о соотечественниках; заняться выработкой новой стратегии обеспечения эвакуации граждан РФ из зарубежных стран, если там имеет место быть чрезвычайная ситуация. Также есть необходимость в новых соглашениях о сотрудничестве между государствами, детальном обсуждении методов их деятельности по эвакуации граждан из страны, где может сложиться чрезвычайная ситуация. Это позволит добиться уточнения соответствующих полномочий каждой из стран, избежать несогласованности в действиях при эвакуации граждан, а значит будет выступать как гарантия охраны жизни как неотъемлемого права человека, что есть высшая социальная ценность. Практика последних лет показывает необходимость такого вида защиты граждан за рубежом как страхование. Это имеет отношение как к туристам, так и лицам, выезжающим за границу на работу. С этой целью состоялось принятие Положения об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142. Данный документ гласит, что страховые случаи определяются содержанием страхового договора, заключенного гражданином Российской Федерации с организацией. Нормы международного права, действующее российское законодательство гласят, что консульства должны защищать права и интересы несовершеннолетних за рубежом, заниматься вопросами опеки и попечительства. Однако это не все аспекты политики России относительно несовершеннолетних граждан Российской Федерации за рубежом. В первую очередь, на законодательном уровне, чтобы защитить права и интересы несовершеннолетних, с учетом их неполной дееспособности состоялось ограничение их возможности выезда из России. Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»устанавливает, что несовершеннолетний паспорт может получить в случае письменного согласия хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Выезд несовершеннолетнего гражданина осуществляется из Российской Федерации, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей. Если не сопровождают родители - оформляется нотариально заверенное их согласие на выезд. Эти меры носят превентивный характер и исходят из того, что пребывание за рубежом обладает определенным риском для несовершеннолетних, и данный риск нуждается в минимизации. Другой важный вопрос – это проблема усыновления российских граждан иностранными гражданами, и защита интересов несовершеннолетних россиян за рубежом. В связи с этим Правительством РФ 29 марта 2000 г. состоялось принятие Постановления № 275, которое направлено на регуляцию данных вопросов. Здесь указано, что иностранные граждане могут усыновить детей из России, если отсутствует возможность передачи их в российские семьи. Усыновленные граждане России должны встать на консульский учет за рубежом, консульства контролируют реализацию их прав. Из всех политических прав, полагаем, наиболее регулярно осуществляется реализация права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Центром данного процесса является наличие активного избирательного права, которое есть способ участия в формировании органов государства, т.е. обладает властеобразующимхарактеом. Согласно п.4 ст.3 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», проживающий за ее пределами, имеет все избирательные права. Дипломатическим и консульским учреждениям РФ предписано оказание содействия гражданину России в том, чтобы он реализовал избирательные права, установленные законом. Чтобы осуществлять активное избирательное право российских граждан, проживающих за рубежом, при выборах Президента РФ, было создано свыше 300 избирательных участков в 146 странах мира. Таким образом, граждане России за рубежом имеют право участия в выборах и референдумах, которые проводятся в стране гражданства. Активное содействие в реализации этого права оказывается дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России. Позиция России обусловлена ее обязанностями, связанными с обеспечением статуса лица, вытекающего из его гражданства, что отражает Закон о гражданстве (ст.5). Представительства ФМС России, МИДа России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти занимаются учетом желающих добровольно выехать в Россию, содействием соотечественникам в том, чтобы выбрать оптимальный вариант переселения, подготовить их к регистрации, проводить мероприятия, обеспечивающие их переселение в Российскую федерацию, кроме того, эти функции выполняют работники консульских учреждений Российской Федерации. Что касается соотечественников, проживающих за рубежом, и не имеющих российского гражданства относительно принадлежности к Российскому государству они являются иностранными гражданами и лицами без гражданства. Здесь важно озадачиться созданием правовых стимулов «смягчения» внутригосударственного законодательства в отношении неграждан и национальных меньшинств. Одним из условий реального обретения соотечественниками межгосударственно закрепленных личных прав и свобод, на наш взгляд, выступает использование Россией приемов и средств, позволяющих решить проблемы соотечественников, целый комплекс которых утвержден постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 590 «О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом». Несмотря на то, что в отношении соотечественников, не обладающих российским гражданством, существуют некоторые ограничения политических прав (в частности, доступ к государственной службе, возможность избирать и быть избранным в органы государственной власти как в стране проживания, так и на исторической родине), они все же обладают возможностью участия в политической жизни страны проживания и России. Для понимания природы и различияформ этого участия, предложена типология, а именно, речь идет о: 1) праве совещательного (консультативного) голоса; 2) включении в деятельность заводских и фабричных советов; 3) участии в деятельности политических, религиозных и общественных организаций; 4) привлечении во внепарламентскую оппозицию. То есть, это нетрадиционные формы участия в политической жизни страны. Участие и представительство соотечественников может значительно воздействовать на политические системы как страны проживания, так и России, а также на специфику развития двусторонних отношений между этими странами. От этого во многом зависит уровень интеграции соотечественников в политическую систему той страны, где они на данный момент проживают. ЗаключениеИтак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Понятие «соотечественники за рубежом» согласно Федеральному закону от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» представлено четырьмя категориями лиц: 1) гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ; 2) лицами, состоявшими в гражданстве СССР, проживающими в государствах, входившими в состав СССР, получившими гражданство этих государств или ставшими лицами без гражданства;3) выходцами (эмигрантами) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, обладавшими соответствующей гражданской принадлежностью, ставшими гражданами иностранного государства либо имеющими вид на жительство, а равно ставшими лицами без гражданства; 4) потомками лиц, принадлежавшими к вышеуказанным трем группам, исключением являются потомки лиц титульных наций иностранных государств.Осуществляя рассмотрение административно-правовой основы статуса соотечественников за пределами Российской Федерации, следует отметить недостаточную согласованность существующей системы норм, положение законодательной базы носит неудовлетворительный характер, поскольку оно не в состоянии осуществлять обеспечения выполнения главных направлений государственной политики в отношении соотечественников за пределами Российской Федерации. На наш взгляд, конституционно-правовой механизм реализации и прав и свобод соотечественников за рубежом является социально обусловленным, психологически регулируемым и, что особо важно, предусмотренным конституционным законодательством РФ комплексом согласованных действий прежде всего соотечественника за рубежом как правообладателя, а также обязанных и других субъектов с целью того, чтобы реально получить социальное благо, опосредованное правом (свободой).Таким образом, если провести анализ особенностей реализации и защиты прав и свобод соотечественников, имеющих российское гражданство, можно сделать вывод, что защита и покровительство соотечественников- граждан РФ за рубежом является обязанностью России. При этом защиту интересов своих граждан необходимо осуществлять в тех пределах, которые допускает международное право (принцип невмешательства). На современном этапе можно говорить о недостаточно эффективном механизме защиты личных прав и свобод, механизма возврата российских граждан в Россию в случае отсутствия у них необходимых средств.Рассматривая специфику реализации политических прав соотечественников, не обладающих российским гражданством, следует отметить, что есть необходимость в совершенствовании форм участия и представительства соотечественников в политической жизни страны проживания.Список литературыНормативно-правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/179473/#ixzz4eEbHh1ubПостановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12119158/#ixzz4eEbpK2FAПостановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590 "О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом". Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1548735/#ixzz4eEdhJWsoФедеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12115694/#ixzz4eEWxyUowФедеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/184566/#ixzz4eEd4YS9E Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/ЛитератураАзаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2015.Андриянов Д.В. Приобретение гражданства России соотечественниками, проживающими за рубежом.//Юридический вестник молодых ученых. № 2. 2016.Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2015, № 2.Ильченко О. К дискуссии об определении понятия и административно-правового статуса соотечественников за рубежом.//Вестник ВГУ. № 4, 2015. Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации: учеб.для бакалавров / под ред. Л. Л. Попова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015.Настенко В.Н., Кузьмина В.М. К проблеме поддержки соотечественников за рубежом.// Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества сборник статей. 2015. С. 206-210.Прудникова Т.А. Особенности реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом.//Вестник Университета МВД РФ. № 6, 2015.Студнева Е. Механизм защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. https://interaffairs.ru/news/show/9505

Список литературы

Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2 Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/179473/#ixzz4eEbHh1ub
3 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12119158/#ixzz4eEbpK2FA
4 Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590 "О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом". Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1548735/#ixzz4eEdhJWso
5 Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12115694/#ixzz4eEWxyUow
6 Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/
7 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/184566/#ixzz4eEd4YS9E
8 Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
Литература
9 Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2015.
10 Андриянов Д.В. Приобретение гражданства России соотечественниками, проживающими за рубежом.//Юридический вестник молодых ученых. № 2. 2016.
11 Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2015, № 2.
12 Ильченко О. К дискуссии об определении понятия и административно-правового статуса соотечественников за рубежом.//Вестник ВГУ. № 4, 2015.
13 Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации: учеб. для бакалавров / под ред. Л. Л. Попова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015.
14 Настенко В.Н., Кузьмина В.М. К проблеме поддержки соотечественников за рубежом.// Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества сборник статей. 2015. С. 206-210.
15 Прудникова Т.А. Особенности реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом.//Вестник Университета МВД РФ. № 6, 2015.
16 Студнева Е. Механизм защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. https://interaffairs.ru/news/show/9505

Конституционно-правовое регулирование статуса языка в зарубежных странах как важнейшая правовая основа сохранения социальной стабильности в обществе

Введение

Уважение к ценностям культурного и языкового наследия своей страны, подробное законодательное урегулирование проблем в области языка, несомненно, гарантом сохранения самобытности нации, гармоничное развитие языка и культуры населяющих страну народов и национальностей, языкового и культурного разнообразия, чтобы стать по-настоящему демократического государства и развития гражданского общества. Не случайно вопросы гарантии права на пользование родным языком неоднократно, стали предметом регулирования международными правовыми актами, в Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным и этническим, религиозным и языковым национальных меньшинств, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств и многие другие .

Основная часть

В большинстве европейских стран конституциями признан один официальный язык (Дания, Франция, Австрия, Нидерланды и другие), тем более, что в некоторых из них население имеет ярко выраженный мононациональный характер (в Греции, греки являются 95 % населения, в Португалии 99 % - португальцы, в Италии 98 % - итальянцы).

Однако, в подавляющем большинстве конституций в формулировке принципа правового равенства граждан, вместе с другими критериями, - говорится о недопустимости дискриминации по языковому признаку, желание способствовать развитию государственного языка и языков национальных меньшинств: «... происхождение, пол, раса, язык, место рождения, религиозная принадлежность... ни для кого не может служить основанием для того, чтобы получить привилегии, выгоды, нанесения ущерба, лишения какого-либо права или освобождения от какой-либо обязанности», «основными задачами государства являются: ... обеспечение обучения и постоянного повышения ценности, защита португальского языка и содействие его международному распространению» (ст. ст. 13, 95 Конституции Португалии); «Будет поощряться право этнических, языковых и религиозных меньшинств сохранить свою культурную и социальную жизнь» (2 ложки Формы правления Швеции); «Все лица, находящиеся на территории греческого государства, пользуются полной защитой своей жизни, чести и свободы, независимо от национальных, расовых или языковых, религиозных и политических убеждений» (p. 2 статья 5 Конституции Греции, аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 3 основного закона ГЕРМАНИИ) ; «В Республике Польша официальным языком является польский язык. Настоящее предписание не нарушает права национальных меньшинств», «Республика Польша обеспечивает польских граждан, принадлежащих к национальным и этническим меньшинствам, свободу, чтобы сохранить и развивать свой язык, сохранение традиций и обычаев, а также развитие собственной культуры» (ст. ст. 27, 35 Конституции Польши) .

Подготовка вопросаоснована на анализеФедерального закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 23 июля 2010 г. Необходимо дать определения понятия «соотечественники», затем рассмотреть порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников.

Соотечественники имеют право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке. Россия способствует сокращению числа лиц без гражданства среди соотечественников, а органы государственной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Россию. Законодательно установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования и др.

В Концепции внешней политики Российской Федерации в качестве приоритетов определяется, в том числе всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом. Студентам следует определить меры государственной поддержки по отношению к соотечественникам, которые предусмотрены российским законодательством.

Контрольные вопросы и задания

1. Как осуществляется правовое регулирование вынужденной миграции в Российской Федерации?

2. Определите основные различия в правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев.

3. Сравните понятие беженца в международном праве и российском законодательстве.

4. Каков порядок признания лица беженцем и вынужденным переселенцем?

5. Каким образом должны подтверждаться обстоятельства, дающие лицу право получить статус беженца или вынужденного переселенца? На ком лежит обязанность по установлению этих обстоятельств?

6. Охарактеризуйте права и обязанности беженцев.

7. Каков порядок оказания помощи беженцам в РФ?

8. Каковы основания утраты статуса беженца, вынужденного переселенца?

10. Какие меры государственной поддержки по отношению к соотечественникам предусмотрены законодательством Российской Федерации?

11. Каким образом должны подтверждаться обстоятельства, даю­щие лицу право получить статус беженца или вынужденного пересе­ленца? На ком лежит обязанность по установлению этих обстоя­тельств?



Тесты и задачи

1. Какой документ свидетельствует о предоставлении лицу статуса беженца? а) паспорт;б) вид на жительство;в) удостоверение; г) свидетельство.

2. Какой орган решает вопрос о признании лиц беженцами? а) Президент РФ;б) Уполномоченный по правам человека;в) Федеральная миграционная служба;г) Правительство РФ.

3. Какие меры принимаются в РФ для размещения беженцев и содействия в решении жизненных проблем? а) предоставление долговременной беспроцентной ссуды на приобретение жилья; б) создание центров временного размещения; в) установление льготных условий приобретения гражданства;г) все перечисленное.

4. Понятие «беженец» относится к: а) лицу, не являющемуся гражданином РФ, покинувшим страну постоянного проживания в силу объективных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, пола, национальности, вероисповедания; б) иностранным гражданам, преследуемым за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие демократическим принципам и нормам международного права; в) Иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории РФ; г) бывшим гражданам СССР, утратившим советское гражданство, проживающим на территории различных государств.

5. Принудительное лишение лица статуса беженца может быть по решению: а) федерального органа исполнительной власти по миграционной службе; б) территориальным органом миграционной службы; в) Президента РФ; г) главы администрации субъекта РФ;д) министра внутренних дел.

6. Лицо, желающее быть признанным беженцем обращается с ходатайством в: а) пост иммиграционного контроля при пересечении границы РФ; б) дипломатическое представительство РФ вне государства гражданской принадлежности до прибытия на ее территорию; в) дипломатическое представительство РФ на территории страны своей гражданской принадлежности; г) территориальные органы министерства иностранных дел на территории РФ; д) аппарат уполномоченного по правам человека в РФ.



7. Лица, получившие свидетельства о регистрации ходатайств о признании переселенцами, имеют право на: а) получение единовременного денежного пособия;б) бесплатную медицинскую помощь наравне с другими гражданами;в) получение ежемесячного денежного содержания; г) получение жилья в течение 3-х месяцев;д) бесплатный проезд по территории субъекта РФ.

8. Статус беженца может получить: а) иностранный гражданин; б) иностранный гражданин и лицо без гражданства; в) гражданин РФ; г) иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин РФ.

9. Лицо признается беженцем на срок до: а) 1 года; б) 2 лет; в) 3 лет; г) бессрочно.

10. Как статус беженца влияет на получение российского гражданства: а) гражданство предоставляется автоматически; б) гражданство приобретается в общем порядке; в) гражданство присваивается; г) срок проживания на территории РФ сокращается.

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. – 2008. - 10 декабря. - № 235.

2. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протокол к ней 1967 г., касающийся статуса беженцев // Сборник международных д-тов. - М., 2009.

3. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. // СЗ РФ. - 1995. - № 52. – Ст. 5110.

4. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. // СЗ РФ. 1997. - № 26. – Ст. 2956.

5. Федеральный Закон « О гражданствеРФ» от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ. – 2002. - № 22. – Ст. 2031.

6. Федеральный Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. // СПС «Консультант Плюс».

7. Федеральный Закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. // Российская газета. - 2006.

8. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 21 июля 1997 г. // СЗ РФ. - 1997. - № 30.

9. Федеральный Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 73.

10. Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 5 марта 1999 г.// СЗ РФ. - 1999. - № 22. - Ст. 2670.

11. Указ Президента от 16 декабря 1993 г. «О мерах по введению иммиграционного контроля» // САПП РФ. - 1993. - № 51.

12. Постановление Правительства РФ «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» от 9 апреля 2001 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 16. – Ст. 1604.

13. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. «О порядке предоставления временного убежища на территории РФ» // СЗ РФ. – 2001. - № 16. – Ст. 1603.

Судебная практика

1. Постановления Конституционного Суда РФ

От 2 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. // СЗ РФ. - 1998. - № 6. – Ст. 783.

От 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Я.Д. Гафура // СЗ РФ. –1998. -№ 9. –Ст. 1142.

2. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 5.

Литература

1. Авакьян С.А. Россия: гражданство, Иностранцы, Внешняя миграция. – СПб., 2003.

2. Анисимов П.В. Организационно- правовые проблемы реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев // Законность. - 2002. - № 2.

3. Артюнов М.Г. Горячая линия // Права человека. Беженцы, вынужденные переселенцы, соотечественники за рубежом. // Информационный бюллетень. – 1998. - № 2.

4. Бортников Ю . Региональное представительство УВКБ ООН в Москве. Анализ судебной практики в Российской Федерации по вопросу определения статуса беженца // Гражданин и право. - 2002. - № 11/12.

5. Воронина Н.А. Положение и юридический статус внутри перемещенных лиц в Российской Федерации // Гражданин и право. - 2003. -№ 5.

6. Гончаренко Е.В., Гончаренко В.Д. Особенности правового статуса беженцев в РФ // Вынужденные мигранты и государство. - М., 1998.

7. Здравомыслова А.Г. Беженцы. - М., 2008.

8. Даниэль А.Д., Ереминой Л.С., Касаткина Т.И.. - Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации. - М., 1997.

9. Каткова Н.Н. Некоторые аспекты законодательства Российской Федерации о беженцах // Право и жизнь. - 1998. - № 16.

10. Ковшиков Е.М. Обеспечение и защита прав беженцев и вынужденных переселенцев в субъектах РФ // Гражданин и право. - 2000. - № 9.

11. Литвинова Г.И., Михалева Н.А. Правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в России // Государство и право. - 1992. - № 4.

12. Мукомель В.И. Федеральное и региональное законодательство о правах вынужденных мигрантов // Юрист. - 2003. - № 4.

13. Морозов И.А . О вынужденных переселенцах и гражданских правах // Гражданин и право. - 1999. - № 5.

14. Пеков А.А. Проблемы правового регулирования статуса беженцев и вынужденных переселенцев в российском праве // Государство. - 2000. - № 6.

15. Полежаева С. Регулирование миграционных процессов в современной России // Профессионал. - 2006. - № 4.

16. Попов М.Ю. Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в законодательстве РФ и ее субъектов. - М., 2001.

17. Ростовщикова О.В. Правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ // Гражданин и право. - 2000. - № 8.

18. Тоцкий Н.Н. Введение в миграционное право. - М., 1999.



Просмотров