Правовой статус обучающихся образовательных организаций. Правовое положение участников образовательного процесса. Основные обязанности родителей

Реферат *

450руб.

Введение
1. Образовательное учреждение дошкольного образования как один из типов образовательного учреждения

Выводы
Список использованной литературы

Введение

Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования

Фрагмент работы для ознакомления

ДОУ реализующие только инвариантную (обязательную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования;
ДОУ, реализующие вариативную (дополнительную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. С учетом возраста воспитанников.
ДОУ с 2-х месяцев;
ДОУ с 2-х лет;
ДОУ с 5-ти лет;
4. По принципу платности:
Полностью бесплатные ДОУ;
Частично платные ДОУ;
Полностью платные ДОУ;
5. С учетом реализации методик воспитания:
ДОУ, работающие по классической методике;
ДОУ, работающие по методике Монтессори;
ДОУ, работающие по Вальдорфской методике;
ДОУ, работающие по методике Зайцева;
6. С учетом продолжительности пребывания воспитанников в ДОУ:
ДОУ с пребыванием от 2-4 часов, ДОУ с пребыванием от 8 -12, ДОУ с пребывание более 12 часов, Интернаты (с пребыванием более 5 суток).
7. По источникам финансирования:
муниципальные ДОУ, ведомственные ДОУ и частные ДОУ.1
2. Понятие, правовые основы правового статуса обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.). Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.1
Правовой статус обучающихся в ДОУ является разновидностью специального статуса, имеет ряд особенностей. Так, при рассмотрении правового статуса обучающихся в ДОУ необходимо учитывать, что обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений имеют довольно ограниченную дееспособность. Правовая ответственность во многом лежит на их родителях (законных представителях).
Сообразно содержанию образовательных отношений действующее законодательство закрепляет правовой статус их участников, который имеет ряд специфических признаков не только на уровне конкретных прав и обязанностей, но и в содержании правоспособности и дееспособности.
У обучающихся образовательная правоспособность возникает с того момента, как они приступают к занятиям в дошкольном или школьном образовательном учреждении, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Дееспособность субъектов правоотношений других отраслей права возникает намного позже, в возрасте 16 - 18 лет.
В отличие от всех иных отраслей права, признающих определенную часть граждан недееспособными (дети, психически больные лица), образовательное право подобного института не знает. Все жители страны независимо от их умственного и психического развития, а также состояния здоровья имеют образовательную дееспособность и могут получать образование, необходимое им для социальной адаптации и интеграции в общество. В этих целях государство и органы местного самоуправления создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы или группы, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение детей и подростков с отклонениями в умственном или психическом развитии.
Образовательное право не знает и института полного или частичного лишения образовательной дееспособности граждан. Даже лица, осужденные к лишению свободы, имеют реальную возможность получать образование.1
В соответствии с п. 24 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются: а) воспитанники, б) обучающиеся, в) родители (лица, их заменяющие), г) педагогические работники. Они же являются и участниками соответствующих образовательных правоотношений. Согласно действующему законодательству, взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируется договором. В таком договоре обычно прописываются взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода. Нарушения прав ребёнка являются основанием для прекращения трудового договора (контракта) с педагогом.
Права и обязанности обучающихся в ДОУ определяются законодательством РФ, уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. 1
Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Основы правового статуса обучающихся в ДОУ закреплены в положениях Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании".
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которым регулируются организация деятельности ДОУ и образовательного процесса.
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 утверждено Типовое положение дошкольном образовательном учреждении, которое обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Письмом Минобразования России от 14 марта 2000 г. N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" регламентируется учебная нагрузка при построении образовательного процесса.
3. Права, свободы, законные интересы обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Обучающиеся в ДОУ имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, также имеют право на обучение по индивидуальным учебным планам, однако в пределах рамок очерченных указанными государственными стандартами. Обучающиеся имеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений в процессе обучения.
Законодательством предусмотрена возможность получения дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. Родители (представители) обучающихся также имеют право на участие в управлении образовательным учреждением.
Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. Согласно действующему законодательству, выпускники ДОУ обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. В ДОУ содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Для детей с какими-либо отклонениями в развитии органы управления образованием создают коррекционные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
Законодательством запрещено привлекать ДОУ к труду, не предусмотренному образовательной программой, если на это не получено согласие родителей (законных представителей).
Обучающиеся в ДОУ право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебной программой.1
Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время должна организовываться с учетом индивидуальных особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребности в общении.
Установлено, что дисциплина в ДОУ должна поддерживаться с обязательным соблюдением принципа уважения человеческого достоинства воспитанников, обучающихся и педагогов. Запрещено применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся ДОУ.2
Также права и обязанности родителей обучающихся зафиксированы ст.52 Закона об образовании, согласно которому родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право самостоятельно определять формы получения образования, а также образовательные учреждения. Родители осуществляют защиту законных прав и интересов ребенка, вправе принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Законодательством возложена на родителей (законных представителей) обучающихся в ДОУ обязанность выполнять устав учреждения, оплачивать их обучение (в случаях установленных нормативными актами). Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.
4. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Основные государственные гарантии прав обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования очерчены в ст.5 Закона РФ об образовании, согласно которой гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо без какой-либо дискриминации.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Так, одной из важнейших гарантий права на дошкольное образование является его доступность. В то же время в современном мире отмечают несколько противоречий в развитии образования. Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в плане доступа к образованию. Следующее противоречие - усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений - запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.

Список литературы

"1.Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. М.: Омега-Л, 2008. 156 с.
2.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - ""Про-спект"", 2009.
3.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I ""Об образовании"" // Ве-домости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797
4.Кирилин А.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ""Об образовании"" (постатейный). М.: Деловой двор, 2008. 304 с.
5.Лилит С.Х. / Роль дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России // Сервис в России и за рубежом, 2010, N 1.
6.Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 ""Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"" // Собрание за-конодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4542
7.Правоведение: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев, Ю.В. Берладир, М.В. Колганова и др.; под ред. М.И. Абдулаева. М.: Магистр-Пресс, 2006. 560 с.
8.Сырых В.М. / Образовательные услуги и образовательные пра-воотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права, 2010, N 4

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ШКОЛЬНИКА

Малютина Анастасия

класс 11 »А», МОУ «СОШ № 19», г.о. Электросталь, Московской обл.

Балакина Светлана Владимировна

научный руководитель, учитель высшей категории, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 19», г.о. Электросталь, Московской обл.

Введение

Личностью не рождаются, личностью становятся! Школа - агент социализации. Именно здесь ученики приобретают бесценный опыт общения. И так как школа представляет собой модель общества, то, соответственно, ребята сталкиваются здесь с теми же проблемами и в плане взаимодействия между людьми, и в области прав человека, что и взрослые в своей «большой жизни».

Цель работы - исследование проблемы правового статуса школьника и определения его правового положения в системе школьного образования.

Задачи :

· проанализировать документы, в которых закреплены права и обязанности учащихся;

· выявить уровень правовых знаний школьников, ситуацию в школе с точки зрения реализации прав и выполнения обязанностей школьниками;

· выявить представления учащихся о самоуправлении.

Существуют международные стандарты в области прав человека, которые отражены во «Всеобщей Декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребенка», и, безусловно, права и обязанности участников образовательного процесса должны им соответствовать.

Чтобы быть компетентным в ситуации нарушения прав человека, быть способным отстоять свои права, необходимы правовые знания. Вероятность попадания в сложную жизненную ситуацию будет тем меньше, чем больше ты знаешь о своих правах и обязанностях.

Все основные права граждан закреплены в Конституции РФ. Ученики школ имеют свой правовой статус - совокупность прав и обязанностей. Конкретные права закреплены в статье 50 Закона РФ «Об образовании» и статье 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которых определено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

· на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (это означает, что каждый ученик должен получить определенный объем знаний и умений, которые гарантируются государством);

· на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам (это означает, что ученик в зависимости от своих способностей может изучать школьную программу быстрее или медленнее остального класса. Для того чтобы узнать, как составляется индивидуальная программа, необходимо ознакомиться с соответствующим разделом устава школы);

· на уважение своего человеческого достоинства;

· на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

· на участие в управлении образовательным учреждением (например, в школьных органах самоуправления);

· на проведение во внеурочное время собраний и митингов по поводу защиты своих нарушенных прав;

· на обращение с официальной просьбой к администрации образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждения, нарушающих и ущемляющих их права (в расследовании имеют право участвовать выборные представители учеников);

· на обращение через своих выборных представителей за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы (например, в окружное управление образования или в суд). Можно обратиться у Уполномоченному по правам ребенка, если ученики не согласны с решением администрации образовательного учреждения;

· на ускоренный курс обучения;

· на бесплатное пользование книгами, информационными ресурсами библиотек;

· на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

Эти права отражены в уставе образовательного учреждения, а также локальных правовых актах, которые приняты в соответствии с уставом школы.

Я провела социологическое исследование «Твои права и обязанности». В нем приняли участие 54 учащихся 10-11 классов нашей школы. Сначала я попросила ребят перечислить свои права. Они назвали следующие: получение бесплатного образования; выбор образовательного учреждения; свободное выражение своих взглядов и убеждений; уважение чести и достоинства; бесплатное пользование библиотекой и учебниками.

Видно, что молодые люди довольно неплохо знают свои основные права. Вполне естественно, ведь сегодня этому вопросу уделяется достаточно много внимания и на уроках права и обществознания, и на классных часах, и в средствах массовой информации.

Также я попросила респондентов сказать, «Соблюдаются ли твои права в твоей школе?»:соблюдаются всегда или почти всегда - 24 %,чаще всего соблюдаются - 39 %, не соблюдаются никогда или почти никогда - 19 %, затрудняюсь ответить - 18 % (см. приложение). Более половины респондентов ответили, что в целом, права в школе соблюдаются, что свидетельствует о хорошем школьном микроклимате. Но проблемы, безусловно, есть! Чаще всего ребята говорят об оскорблениях как со стороны учителей, так и со стороны учащихся.

Следующим был вопрос о том, «Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав»? Вот какие ответы были получены - к администрации школы, к классному руководителю, к родителям. Ни у кого из ребят не возникло мысли, что можно обратиться в Совет старшеклассников (даже у тех, кто сам в него входит)! А ведь это орган ученического самоуправления, который должен заниматься не только организацией досуга, что, безусловно, тоже важно. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Ученическое самоуправление, наделенное реальными полномочиями, может выступать в школе в качестве правозащитной структуры.

Механизмы защиты прав человека в школе прописаны в российских законах. Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в частности, содержат следующие нормы:

· Учащиеся могут ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников школы по фактам нарушения прав ребенка. Они могут сделать это либо лично, либо через своих выборных представителей. Ученики также могут направить своих выборных представителей в комиссию, которая будет проводить это расследование. По завершении дисциплинарного расследования, директор школы должен принять решение на основе установленных комиссией фактов. Если обучающиеся не согласны с этим решением, они через своих выборных представителей могут обратиться за помощью в уполномоченные государственные органы.

· Обучающиеся могут проводить в школе митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Эти митинги должны проходить во внеучебное время, не мешая учебно-воспитательному процессу. Если в уставе школы указаны условия проведения таких митингов, то организаторы митингов должны их выполнить.

· Администрация школы имеет право уволить педагогического работника даже за однократное применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

· В каждой школе на видном месте должны быть вывешены списки органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав ребенка. В списках должны быть указаны способы связи с должностными лицами этих органов.

Право - это не только права…

Дальше я попросила ребят назвать свои обязанности. Вот что они ответили: выполнять Устав школы; добросовестно учиться; бережно относится к имуществу школы; соблюдать правила поведения учащихся; иметь аккуратный внешний вид. Примечательно, что практически никто не сказал, что в обязанность учащихся входит уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. В этом, на мой взгляд, кроется основная проблема, существующая в школе - мы требуем уважения по отношению к себе, но не считаем, что должны уважать других.

Следующий вопрос звучал так:«Как ты считаешь, что важнее - исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?» Ответы распределились следующим образом: исполнять свои обязанности - 7 %; требовать соблюдения своих прав - 6 %; и то и другое одинаково важно - 87 %.

Следующим был вопрос «Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?»:исполняют всегда или почти всегда - 10 %; чаще всего исполняют - 13 %; редко исполняют - 59 %; не исполняют никогда или почти никогда - 7 %; затрудняюсь ответить - 11 %. В вопросе исполнения своих обязанностей, на мой взгляд, многое зависит от личности, характера и воспитания школьника.

Далее я попросила респондентов сказать, «Почему школьники не выполняют свои обязанности?»:не знают своих обязанностей - 7 %; не понимают значимости выполнения - 54 %; не боятся наказания - 35 %; в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей - 4 %. Многие респонденты считают, что неисполнение обязанностей школьника связано с непониманием их значимости и незначительностью наказания за провинность - поэтому-то многие школьники и нарушают права других, не соблюдают свои обязанности.Обязанность в понимании детей - это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Конечно, многие из обязанностей мы воспринимаем в штыки, как повинность, но нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности.

Что делать?

Где выход из сложившейся ситуации? Я убеждена, что до тех пор, пока мы будем сидеть и просто возмущаться беспорядками, ожидая, что кто-то решит наши проблемы, ничего не изменится! Очень важно, чтобы каждый понимал, что судьба конкретного человека зависит от него самого.

Я считаю, что в каждой школе должна быть открыта общественная приёмная по проблемам школы, оказывающая влияние на решение школьных проблем. Такую приёмную можно отнести к школьному самоуправлению, где школьные активисты консультируют учеников, дают им советы по решению возникающих у них проблем в школе, выслушивают их предложения.

Ученикам необходимо создать в школе дискуссионный клуб, обсуждающий школьные проблемы. Материалы и результаты дискуссий должны выноситься на рассмотрение учеников, родителей, педагогов, администрации. Такой клуб можно считать формой школьного самоуправления.

Ученики могут выпускать газету о жизни школы, в которой ставятся проблемы школы, вопросы, которые необходимо решать. Данная газета может влиять на общественное мнение, следовательно, способствовать изменению ситуации в школе.

Ученический совет должен создать аналитическую группу , которая читает приказы директора и другие локальные акты школы и следит, чтобы они не ущемляли интересы учеников. Аналитическую группу так же можно считать формой школьного самоуправления. Её работа будет способствовать совершенствованию нормативной базы школы, корректировке локальных актов, ущемляющих права и интересы учеников.

Ученикам необходимо создать правозащитный комитет , который будет помогать им защищать нарушенные права, работать в интересах учеников и решать проблему соблюдения прав человека в школе.

Заключение

Изучать права надо в первую очередь для того, чтобы научиться ими пользоваться. Права человека - это ценность, которую необходимо защищать. Это не моральный идеал, а практический инструмент, с помощью которого ученик гарантированно сможет добиться восстановления справедливости. Но все, без исключения, должны осознавать, что права и свободы, обязанности и ответственность взаимосвязаны.

Пусть в школе будут самые обычные учителя и самые обычные дети. Пусть даже там не будет учебных курсов по правам человека. Главное, чтобы у каждого ребенка в этой школе была возможность защитить свои нарушенные права. Речь идёт о том, чтобы в школе появились эффективные механизмы защиты прав человека.

Список литературы:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  2. Декларация прав ребенка (1959 г.)
  3. Декларация принципов толерантности (1995 г.)
  4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  5. Конституция Российской Федерации (1993г.)
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.; с изменениями и дополнениями на 2010 г.)
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)
  8. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» (2009 г.)

1. Понятие и виды обучающихся.

2. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

3. Обязанности и ответственность обучающихся.

4. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

Нормативные правовые акты

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. № 1 (ч. 1). -Ст. 1.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - №53.

3. Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185
"Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания" //Российская газета. – 2013. – 26 июня.

Понятие и виды обучающихся

В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее, помимо указанных выше, включаются такие элементы, как: правосубъектность, гражданство, правовые принципы и др.

Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус, специальный и индивидуальный. Общий правовой статус – права, свободы и обязанности согласно нормам Конституции Российской Федерации. Специальный правовой статус включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Индивидуальный правовой статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т.д.).

В рамках изменений законодательства об образовании интерес представляет специальный правовой статус обучающихся как специфической группы субъектов образовательных правоотношений. Что касается понимания сущности основных элементов правового статуса (права, свободы и обязанности), то полагаем необходимым придерживаться следующих позиций, высказанных в научной литературе. Еще Н.М. Коркунов определял право (отдельное правомочие) как то дозволенное, возможность чего обеспечена установлением соответствующей обязанности. Подобное отношение сохранилось в российской науке и сегодня, но значительно обогатилось за счет подробной характеристики этих возможностей: возможность совершения определённых положительных действий; возможность пользоваться различными социальными благами и ценностями; возможность требовать от других лиц выполнения их обязанностей; возможность защитить своё право с помощью предусмотренного законом юридического механизма. При этом если права – это юридические возможности человека, осуществление которых предполагает исполнение государственными органами соответствующих обязанностей, то свободы – это «правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, без взаимодействия с государственными органами».

Обязанность – это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.

Так, правовой статус обучающихся образовательных организаций регламентируется главой 4 Федерального закона об образовании, в которой регулируются основные права, свободы и обязанности обучающихся. На законодательном уровне впервые разграничены понятия «обучающийся» и «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Так, обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу, а «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В п. 1 ст. 33 Федерального закона об образовании выделяются следующие категории обучающихся:

1) воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты – лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты – лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

6) ординаторы – лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры – лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;

9) экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации .

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;

13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;

14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке , которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном в зависимости от уровня образовательных программ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;

26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

29) иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

6) предоставление в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита;

7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.

6. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

7. Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода в зависимости от уровня образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

  • 2. Понятие и характерные черты исполнительной власти
  • 3. Основные направления совершенствования государственного управления в рф. Административная реформа
  • Тема 3. Предмет и метод административного права. Административные правовые нормы и отношения
  • 1. Предмет и метод административного права
  • 2. Административные правовые нормы
  • 3. Понятие и характерные черты административных правоотношений
  • Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
  • 4. Виды административно - правовых отношений
  • Модуль 2 «субъекты административного права»
  • Раздел 2 «Административно-правовой статус граждан и организаций» Тема 4. Граждане как субъекты административного права
  • 1. Субъекты административного права
  • 3. Основы административно-правового статуса граждан
  • 4. Права и обязанности граждан по административному праву
  • 5. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
  • Тема 5. Способы защиты субъективных публичных прав граждан
  • 1. Административно-правовые гарантии реализации прав граждан
  • 2. Административно-правовой порядок рассмотрения обращений граждан
  • 3. Судебный порядок рассмотрения обращений граждан
  • Тема 6. Коллективные субъекты административного права
  • 1. Коллективные субъекты административного права: понятие и виды
  • 2.Административно-правовой статус организаций
  • Раздел 3 «Органы исполнительной власти» Тема 7. Органы исполнительной власти
  • 1. Понятие и правовое положение органа исполнительной власти
  • 2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
  • 3. Классификация органов исполнительной власти. Факторы, влияющие на построение системы органов
  • 5. Структура и штаты органов исполнительной власти
  • 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
  • Раздел 4 «Государственная служба» Тема 8. Государственные служащие как субъекты административного права
  • 1. Понятие и принципы государственной службы
  • 2. Правовое регулирование государственной гражданской службы
  • 3. Понятие и виды должностей
  • 4. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего
  • 5. Прохождение государственной гражданской службы
  • Модуль 3 «формы и методы государственного управления»
  • Раздел 5 «Функции, формы и методы государственного управления» Тема 9. Содержание, методы и формы государственного управления
  • 1. Содержание (функции) государственного управления
  • 3. Понятие и виды методов государственно-управленческой деятельности
  • 4. Формы управленческой деятельности, их классификация
  • Тема 10. Правовые акты государственного управления
  • 1. Понятие и правовая природа актов управления
  • 2. Классификация актов управления
  • 3. Порядок издания и отмены актов государственного управления
  • 4. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
  • Тема 11. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
  • 1. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
  • 2. Виды контроля и надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти
  • 3. Судебный контроль. Понятие административной юстиции
  • Тема 12. Административный договор
  • 1. Дискуссии в административном праве об административном договоре
  • 2. Понятие и признаки административного договора
  • Тема 13. Административный процесс
  • 1.Сущность административного процесса
  • 2. Принципы административного процесса
  • 3. Структура административного процесса. Виды административных производств
  • 4. Административно-процессуальные нормы и отношения. Проблема кодификации административно-процессуального права
  • Раздел 6 «Административное принуждение и ответственность» Тема 14. Административное принуждение
  • 1. Понятие, содержание и назначение административного принуждения
  • 2. Виды мер административного принуждения
  • 3. Органы и должностные лица, применяющие меры административного принуждения
  • Тема 15. Административная ответственность
  • 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности
  • 3. Понятие и состав административного правонарушения
  • Административная ответственность юридических лиц. Ст. 10 КоАп рф закрепляет административную ответственность юридических лиц. Принципы применения ответственности:
  • 4. Понятие и виды административных наказаний. Основные правила их назначения
  • Тема 16. Производство по делам об административных правонарушениях
  • 1. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика
  • 2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 4. Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях
  • Модуль 4 «государственное управление в отдельных отраслях и сферах»
  • 2. Государственное управление в сфере экономики
  • 3. Государственное управление в социальной сфере (социально-культурной сфере)
  • Управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел.
  • Раздел 8 «Государственное управление в социальной сфере» Тема 18. Правовые основы управления образованием
  • 1. Правовые основы системы образования
  • 2. Органы, осуществляющие управление в сфере образования
  • 3. Правовое положение образовательных учреждений
  • 4. Правовое положение обучающихся в образовательных учреждениях.
  • Раздел 9 «Государственное управление в административной сфере» Тема 19. Управление в области государственной безопасности
  • 1. Правовое регулирование в области безопасности. Основные понятия
  • 2. Органы исполнительной власти в области безопасности
  • 3. Понятие государственной тайны
  • Тема 20. Управление в области внутренних дел
  • 1. Содержание управления в области внутренних дел
  • 2. Система органов внутренних дел
  • 3. Организация милиции
  • 4. Особенности прохождения службы в органах внутренних дел
  • Тема 21. Административное право зарубежных стран
  • 1. Возникновение и развитие административного (полицейского) права
  • 2. Характерные черты административного права как отрасли права
  • 3. Принципы административного права
  • Глоссарий -а-
  • 4. Правовое положение обучающихся в образовательных учреждениях.

    Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

    Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости , в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством.

    Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

    Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

    Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

    Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения. Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

    Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право :

    1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

    2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

    3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

    4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

    5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

    6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

    7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

    Студенты высших учебных заведений обязаны:

    1) овладевать знаниями,

    2) выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования,

    3) соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

    За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

    Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

    Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного или муниципального высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии.

    Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

    Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

    Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.

    Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

    Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

    1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

    3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

    4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

    5) иные действия, предусмотренные законодательством РФ.



    Просмотров