Правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления. Нормативно-правовое регулирование функционирования органов местного самоуправления. Что будем делать с полученным материалом

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 2. Понятие местного самоуправления

Глава 3. Влияние органов государственной власти на органы местного самоуправления

3.1 Правовое регулирование местного самоуправления

3.2 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

3.3 Временное осуществление полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти

3.4 Участие органов государственной власти в разрешении конфликтов и споров местного самоуправления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Российская Федерация в настоящее время ведет активный поиск оптимальных форм муниципального строительства, а также методов соединения интересов государства и местных сообществ. В связи с этим особенно актуальное значение в современный период приобретает проблема взаимоотношений государственных и местных органов, осмысление общетеоретических и практических аспектов взаимоотношения государства и местного самоуправления и воплощения их в законодательную практику.

Реформирование отношений государства и местного самоуправления предполагает как уточнение, так и изменение прав, обязанностей и ответственности за выполнение сторонами публично-правовых отношений взятых на себя обязательств. Прежде чем они получат правовое закрепление в обновленном законодательстве, необходима оценка того, что уже сделано за прошедшее время в этой области. Следует отметить, что накоплен большой опыт организации и деятельности местного самоуправления, он получил достаточно подробное освещение в специальной литературе, теоретических изданиях, но это не исключает возможность проведения новых исследований в данной области, поскольку процесс проведения реформы местного самоуправления еще не завершен, идет постоянное обновление законодательства на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

Глава 1 . Различные мнения авторов юридических изданий сути взаимодействия государства и местного самоуправления

В юридической литературе отмечается необходимость взаимодействия между ветвями власти, проводились исследования взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов Лихолетова С.В. Федеративное устройство России: взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: Дис. ... докт. юрид. наук. Челябинск, 2004. , законодательных (представительных) органов государственной власти республик с другими органами Курманов М.М. Законодательные (представительные) органы государственной власти республик в системе органов государства: компетенция, взаимодействие, ответственность: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. , органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, рассматриваются отдельные аспекты взаимодействия между различными государственными органами, например, взаимодействие органов государственной и муниципальной власти в охране общественного порядка Немова Н.Ю. Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти в охране общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. , взаимодействие органов налоговой службы с правоохранительными органами; взаимодействие Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Безруков А.В. Усиление централизации: совершенствование или разрушение российского федерализма? // Журнал российского права. 2001. №12. ; взаимодействие Президента Российской Федерации с регионами через своих полномочных представителей в федеральных округах, взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной деятельности в сфере обеспечения прав и свобод граждан, взаимодействие субъектов местного самоуправления. Ф. Кобзарев рассматривает взаимодействие как согласованную, как правило, основанную на сотрудничестве деятельность по достижению общих целей, задач Кобзарев Ф. Прокуроры и судьи о взаимодействии в сфере уголовного судопроизводства // Законность. 2006. №8. С. 16. . О.Ю. Бакаева и Е.В. Шилина отмечают, что взаимодействие всегда предполагает существование нескольких (хотя бы двух) субъектов или объектов; совершение ими активных действий совместного характера; влияние их друг на друга Бакаева О.Ю., Шилина Е.В. Принципы и формы взаимодействия банковской системы и таможенных органов // Банковское право. 2006. №2. С. 25. . Н.В. Симонова рассматривает категорию "взаимодействие" с двух сторон: как связь и как процесс. Взаимодействие как связь между различными органами публичной власти характеризуется одновременным и взаимообусловленным изменением состояния двух или большего числа органов в процессе обмена информацией. Взаимодействие органов публичной власти на территории субъекта Федерации - процесс, направленный на установление закономерных связей между органами публичной власти на данной территории с целью выработки эффективного механизма совместных действий, необходимого для слаженного функционирования государства и населения Симонова Н.В. Взаимодействие органов публичной власти на территории приграничного субъекта Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты (на анализе материалов Западного регионального пограничного управления ФСБ РФ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. С. 16. .

Во всех вышеуказанных точках зрения на взаимодействие ученые делают акцент на взаимном влиянии, воздействии нескольких субъектов правоотношений друг на друга, их совместных действиях. Определять взаимодействие как связь недостаточно, так как связь может быть односторонней, а для взаимодействия необходимы активные действия нескольких субъектов.

Взаимодействие - это активная, согласованная деятельность двух и более субъектов правоотношения, выражающаяся в принятии решений и совершении действий, направленных на достижение единой цели.

Взаимодействие обладает следующими признаками:

1) два и более субъекта правоотношения;

2) активная деятельность субъектов правоотношения (принятие ими решений и совершение действий, влияющих на другого субъекта правоотношения, а не пассивное ожидание воздействия);

3) согласованная деятельность субъектов правоотношения (принятие ими таких решений и совершение действий, которые известны другим субъектам, на основе закона и иных нормативных правовых актов;

4) наличие единой цели, на достижение которой направлена деятельность субъектов правоотношения.

Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления - это их активная, согласованная деятельность, выражающаяся в принятии решений и совершении действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, направленная на достижение единой цели - решение вопросов местного значения и осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

Глава 2. Понятие местного самоуправления

Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако органы местного самоуправления - это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что органы местного самоуправления - это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления - это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются обязательными.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 132) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно Закону наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления решают две группы вопросов:

а) вопросы местного значения. Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

б) выполнение отдельных государственных полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Глава 3. Влияние органов государственной власти на органы местного самоуправления

3.1 Правовое регулирование местного самоуправления

Современное состояние правового регулирования местного самоуправления требует осмысления и даже в какой-то степени подведения промежуточных итогов развития муниципального законодательства в Российской Федерации. В основе регламентации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления лежит положение п. "н" ч. 1 ст.72 Конституции РФ, относящее установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к вопросам совместного ведения России и субъектов РФ.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления статья 5 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит:

определение общих принципов организации местного самоуправления в России, устанавливаемых комментируемым Законом;

правовое регулирование по предметам ведения России и в пределах полномочий России по предметам совместного ведения России и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном комментируемым Законом.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи 5 осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, комментируемым Законом и другими федеральными законами, т.е. только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и законодательными актами федерального уровня.

То же самое предусмотрено в ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона в рамках регламентации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, но с за исключением одного момента: в указанной норме предусмотрено, что осуществление таких исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий допускается также в случаях и порядке, установленных законами субъектов РФ, принимаемыми в соответствии с Конституцией РФ и законодательными актами федерального уровня.

В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, комментируемому Закону применяются Конституция РФ и комментируемый Закон. Тем самым определено верховенство норм Конституции РФ и комментируемого Закона, регулирующих вопросы местного самоуправления, над нормами такого же рода других федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ.

В основе такого регулирования можно увидеть две составляющие. Во-первых, это нормы Конституции, устанавливающие верховенство норм Конституции РФ и федеральных законов.

Во-вторых, в основе рассматриваемой нормы лежит положение ч. 2 ст. 4 комментируемого Закона, согласно которому изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных данным Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

Государственное управление в области регионального развития осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Эффективность правового регулирования развития муниципального образования достигается:

При принятии правовых актов в области развития муниципального образования строго на основании и по результатам анализа ситуации и прогноза ее изменения;

При правильной постановке целей и задач развития, их взаимосвязи и логическом единстве;

При выборе форм и методов управления развитием, соответствующих поставленным целям и решаемым задачам;

При учете природы различных секторов хозяйствования и управления, в частности, использовании различных методов правового регулирования в отношении муниципального сектора экономики и частного сектора;

При обоснованном выборе способов правового регулирования с учетом специфики объектов и субъектов развития муниципального образования;

При точном правовом установлении используемых понятий, терминов, явлений;

При четком закреплении правомочий уполномоченных органов и должностных лиц в сфере развития муниципального образования и реализации программ.

правовой государственный местный самоуправление

3.2 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Полномочия местного самоуправления делятся на две группы:

1. «Собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признаёт за муниципальным образованием государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

2. Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" впервые подробно регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Передача ряда государственных функций на местный уровень представляется эффективной исходя из принципа субсидиарности. Это позволяет экономить средства, которые должны быть затрачены на создание соответствующих территориальных структурных подразделений государственных органов и, кроме того, призвано улучшить качество обслуживания населения.

В комментируемом Законе развиваются положения ч. 2 ст.132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Законами субъектов РФ в разные годы передавались различные государственные полномочия, в том числе в сфере управления и распоряжения жилищным фондом, по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, по выдаче лицензий на право ведения образовательной деятельности, по регистрации актов гражданского состояния, в области совершения нотариальных действий и др.

В настоящее время в субъектах РФ в основном действуют законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в следующих сферах:

а) опека и попечительство (Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Татарстан; Камчатский край; Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Калининградская область, Курганская область, Липецкая область, Новосибирская область, Саратовская область, Тверская область;

б) социальная поддержка и социальное обслуживание (Республики Алтай, Башкортостан, Мордовия; Пермский край, Хабаровский край, Воронежская область, Калининградская область, Кемеровская область, Липецкая область, Оренбургская область, Пензенская область, Тамбовская область);

в) образование (Республики Адыгея, Дагестан, Калмыкия; Красноярский край, Пермский край, Липецкая область);

г) здравоохранение (Республики Адыгея, Дагестан; Астраханская область, Липецкая область, Новосибирская область);

д) организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республики Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Тыва; Воронежская область, Тамбовская область);

е) поддержка сельскохозяйственного производства (Республика Марий Эл, Краснодарский край, Курская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Самарская область).

В соответствии с ч.5 ст.4 Федерального закона от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ "Об архивном деле в РФ" законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

Согласно ст.7 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством РФ.

В зависимости от характера передаваемых полномочий и других факторов органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на определенный срок либо бессрочно. Указание на это должно содержаться в соответствующем законе.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Субвенции для покрытия расходов на осуществление отдельных государственных полномочий перечисляются из федерального или регионального бюджета в зависимости от того, законом какого уровня соответствующие полномочия были переданы.

Предоставлению субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий посвящена статья 63 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Введение в действие закона, предусматривающего наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществляется ежегодно законом соответствующего уровня о бюджете на очередной финансовый год, только если в нем предусматривается предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Органы местного самоуправления при исполнении переданных отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять целевое использование переданных для исполнения этих полномочий материальных и финансовых средств.

Органы государственной власти, в свою очередь, имеют полномочия на контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Случай, когда соответствующим судом будет установлено, что при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, является основанием:

согласно п.1 ст.74.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - для удаления главы муниципального образования в отставку, если наступление указанных последствий повлекли решения, действия (бездействие) главы муниципального образования;

3.3 Временное осуществление полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти

Временное осуществление полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти рассмотрим на основании анализа статьи 75 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Часть 1 статьи 75 называет только три случая, когда органами государственной власти субъектов РФ могут временно осуществляться отдельные полномочия органов местного самоуправления:

1) если в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы в соответствии с комментируемым Законом.

Следует отметить, что понятие чрезвычайной ситуации определено в ст.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

2) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном БК РФ, превышающая 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований.

3) если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

При этом определены требования к содержанию указа (постановления) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления. Такой документ должен содержать:

1) перечень осуществляемых исполнительными органами государственной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления, установленных комментируемым Законом, другими федеральными законами;

2) перечень исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и (или) должностных лиц, назначаемых органами государственной власти субъекта РФ, на которые (которых) возлагается осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления, с распределением этих полномочий между ними;

3) срок, в течение которого исполнительными органами государственной власти субъекта РФ осуществляются отдельные полномочия органов местного самоуправления и который не может превышать период времени до устранения чрезвычайной ситуации;

4) источники и порядок финансирования временного осуществления исполнительными органами государственной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления.

В ч. 3 комментируемой статьи перечислены полномочия органов местного самоуправления, которые не могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ. В частности, это полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования.

Часть 4 комментируемой статьи указывает, что в случае, предусмотренном п.2 ч.1 данной статьи, т.е. когда возникшая вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств превышает установленные пределы, в соответствующем муниципальном образовании вводится временная финансовая администрация. Более детально соответствующие вопросы урегулированы положениями гл. 19.1 "Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации" БК РФ.

Как определено в ст.168.1 названной главы, временная финансовая администрация - это федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов РФ) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местной администрации).

3.4 Участие органов государственной власти в разрешении конфликтов и споров местного самоуправления

В заключение курсовой работы уделим внимание участию органов государственной власти в конфликтах органов местного самоуправления. Споры и конфликты между органами государственной власти и органами местного самоуправления, связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями или их реализацией, разрешаются посредством проведения согласительных процедур через согласительные комиссии, или в судебном порядке.

Однако нередки случаи, когда органы государственной власти вынуждены участвовать в разрешении конфликтов и споров местного самоуправления. В соответствии с закреплёнными в ТК РФ положениями, госорган - это система государственных органов, формируемых с составе соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путём организации примирительных процедур и участия в них.

Служба (госорганы), участвуя в разрешении коллективных трудовых споров:

Осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

Проверяет полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

Формирует списки трудовых арбитров;

Проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

Выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

Оказывает методическую помощь сторонам спора на всех этапах разрешения спора;

Организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

Организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Следует отметить, что многие юридические конфликты разрешаются государственными органами, как коллегиальными (например, административной инспекцией), так и единоличными (например, инспектором ГИБДД). Такой порядок разрешения конфликтов - не лучший, так как в этих случаях орган исполнительной власти рассматривает конфликт гражданина с этой же властью. В качестве примера можно рассмотреть деятельность инспектора ГИБДД, который сам фиксирует нарушение гражданином правил дорожного движения, сам принимает решение о его наказании и сам же штрафует. Таким образом, в этой ситуации функции судьи берет на себя исполнительная власть, что допускает возможность произвола в действиях с ее стороны. Поэтому в последние годы все более широко стал применяться не только гражданско-правовой, но и административный судебный порядок рассмотрения споров.

Законодательство предусматривает возможность обжалования действий (бездействий) органов местного самоуправления вышестоящий компетентный орган или в суд (государственный орган).

Заключение

На основе обобщения научных исследований, правового регулирования взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации выделяются следующие основные формы взаимодействия:

Государственная финансовая поддержка органов местного самоуправления - предоставление органам местного самоуправления денежных средств и (или) имущества (субвенции для осуществления государственных полномочий, совместное долевое финансирование программ, передача государственного имущества во временное пользование);

Контроль - проверка органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых по вопросам местного значения;

Реализация органами местного самоуправления права законодательной инициативы - разработка законопроекта и его направление в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение;

Координация - согласование действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации полномочий.

Взаимодействие проявляется также при преобразовании муниципальных образований по инициативе органов местного самоуправления, при временном осуществлении органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления, если решение об этом принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основании решения представительного органа местного самоуправления, при учете мнения органов местного самоуправления в деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. №19. - С. 65-69.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета от 21 января 2009 г. №7.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 06.10.2011) // Российская газета от 12 августа 1998 г. №153-154.

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ред. от 29.12.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. №35 ст. 3648.

4. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (ред. от 01.07.2011) // Российская газета от 20 ноября 1997 г.

5. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ред. от 19.07.2011) // Российская газета от 13 мая 1999 г.

6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 25.07.2011) // Российская газета от 8 октября 2003 г. №202.

7. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (ред. от 27.07.2010) // Парламентская газета от 27 октября 2004 г. №201.

8. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.

9. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Дело, 2008.

10. Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2011.

11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. ООО "Новая правовая культура", 2009.

12. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления. - М.: Омега-Л, 2008. - 128 с.

13. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2009.

14. Наумов Ю.С., Беликов П.П., Зюзин С.Ю., Подсумкова А.А., Мокеев М.М. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / под редакцией Бабичева А.Г., Наумова С.Ю. Система ГАРАНТ, 2010.

15. Пешин Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношений государства и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. №7.

16. Пешин Н.Л. Особенности государственного контроля за местным самоуправлением // Конституционное и муниципальное право, 2007, №4.

17. Пешин Н.Л. Межбюджетные отношения на уровне местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право, 2009.

18. Пешин Н.Л. Правовое регулирование местного самоуправления: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8.

Правовое регулирование предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, перераспределение полномочий и контроль. Направления совершенствования взаимосвязи органов государственной, местной власти.

дипломная работа , добавлен 26.10.2009

Понятие местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование его деятельности в Российской Федерации. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. Государственный контроль за осуществлением государственных полномочий.

курсовая работа , добавлен 22.12.2017

Понятие местного самоуправления. Регулирование органами государственной власти экономического развития муниципальных образований. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Разрешение конфликтов и споров.

курсовая работа , добавлен 21.11.2011

Сущность местного самоуправления и его многоаспектное конституционное значение. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

курсовая работа , добавлен 24.06.2015

Исследование понятия, сущности и полномочий системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, разграничения их полномочий. Характеристика особенностей процесса сотрудничества Смоленской областной Думы с местными органами власти.

курсовая работа , добавлен 25.03.2012

Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Выявление нарушений требований законов по вопросам государственных полномочий.

курсовая работа , добавлен 08.04.2014

Правовое регулирование отношений региональных органов власти и органов власти местного самоуправления в Российской Федерации. Институт сити-менеджера как способ усиления взаимосвязи органов и должностных лиц местного самоуправления с органами власти.

дипломная работа , добавлен 29.06.2017

Правовые основы и практика взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере дорожного строительства. Полномочия федеральных органов исполнительной власти и пути совершенствования механизмов управления дорожным хозяйством.

курсовая работа , добавлен 13.07.2009

Нормативно-правовое регулирование полномочий, отношения региональных органов власти и местного самоуправления в современной России. Проблемы и направления повышения эффективности взаимодействий органов власти в регионе на примере Вологодской области.

  • Общество и государство
  • Понятие и сущность государства
    • Понятие и признаки государства
    • Сущность и функции государства
      • Функции государства
    • Форма государства
      • Форма правления
      • Форма государственного устройства
      • Государственный (политический) режим
    • Возникновение и развитие идеи правового государства
    • Гражданское общество и правовое государство
    • Принципы правового государства
    • Формирование правовой государственности в России
  • Понятие и сущность права
  • Понятие и социальное назначение права
    • Понятие и признаки права
    • Право и мораль
      • Право и мораль - характерные черты и особенности
    • Правоотношения
      • Основные признаки правоотношений
      • Субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность
      • Виды правоотношений
      • Юридические факты
    • Правосознание и правовая культура
      • Правовая культура
    • Правовые нормы
      • Структура правовой нормы. Норма права и статья закона
      • Виды правовых норм
  • Система права и система законодательства
    • Система норм права и ее элементы
    • Частное и публичное право
    • Отрасли права и их институты
    • Систематизация законодательства: понятие и виды
  • Источники права
    • Понятие и виды источников права
      • Основные источники официального выражения и закрепления норм права
    • Источники права в Российской Федерации
      • Нормативные правовые акты, юридический прецедент, правовой обычай
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
      • Реализация норм права
    • Применение норм права
      • Правоприменительная деятельность – принципы и основания
      • Стадии правоприменительного процесса
      • Акты применения права
    • Толкование правовых норм
      • Официальное и неофициальное толкование
      • Толкование правовых норм по объему
  • Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
    • Понятие и основные виды правомерного поведения
    • Юридический конфликт
      • Виды конфликтов
      • Разрешение конфликта
    • Понятие и виды правонарушений
      • Проступки и преступления
    • Юридическая ответственность: понятие и виды
      • Виды юридической ответственности
  • Основы конституционного права
  • Конституционное право - ведущая отрасль российского права
    • Понятие и система конституционного права Российской Федерации
    • Понятие и юридические свойства Конституция России
    • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Федеративное устройство России
  • Права и свободы человека и гражданина
    • Конституционно-правовой статус личности
    • Гарантии прав и свобод человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Приобретение гражданства
      • Основания прекращения гражданства
  • Система органов государственной власти России
    • Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
      • Функции и полномочия Президента
    • Федеральное Собрание Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации
    • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
      • Статус судьи
  • Правоохранительные органы Российской Федерации
    • Прокуратура Российской Федерации
    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Органы федеральной службы безопасности России
    • Адвокатура
    • Нотариат
  • Отрасли российского права
  • Основы гражданского права
    • Понятие гражданского права, его предмет и метод
    • Гражданское законодательство
    • Гражданское правоотношение
    • Субъекты гражданских правоотношений
      • Юридическое лицо
      • Организационно-правовые формы юридических лиц
    • Объекты гражданских правоотношений
    • Осуществление и защита гражданских прав. Гражданско-правовые сделки.
      • Гражданско-правовая ответственность
    • Право собственности и ограниченные вещные права
      • Основания возникновения и прекращения права собственности
      • Ограниченные вещные права
    • Гражданско-правовые обязательства
      • Способы обеспечения исполнения обязательств
      • Прекращение обязательств
  • Основы трудового права
    • Понятие, принципы и источники трудового права
      • Источники трудового права
    • Трудовой договор
      • Коллективные договора и соглашения
      • Прекращение трудового договора
    • Трудовые правоотношения
    • Рабочее время и время отдыха
      • Время отдыха
      • Отпуск
    • Заработная плата
    • Охрана труда
    • Трудовые споры и порядок их разрешения
  • Основы семейного права
    • Понятие семейного права и семейного законодательства
    • Заключение и расторжение брака
    • Права и обязанности супругов, родителей и детей
    • Алиментные обязательства
    • Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
  • Основы жилищного права
    • Понятие и источники жилищного права
    • Правовой режим жилищного фонда
    • Договоры найма жилого помещения
    • Пользование общежитиями
  • Основы административного права
    • Понятие административного права
      • Система административно-правовых норм
      • Административно-правовые отношения
    • Государственное управление и исполнительная власть
    • Административное правонарушение и административная ответственность
    • Административное наказание: понятие и виды
  • Основы финансового права
    • Финансовое право как отрасль российского права
      • Источники финансового права
    • Бюджетное право Российской Федерации
      • Бюджетный процесс
    • Налоговое право Российской Федерации
    • Финансово-правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации
      • Второй уровень банковской системы Российской Федерации
      • Осуществление Банком России функции валютного регулирования и контроля
  • Основы муниципального права
    • Понятие муниципального права
      • Территориальные основы организации и деятельности местного самоуправления
    • Органы местного самоуправления и их полномочия
      • Представительные органы местного самоуправления
      • Должностные лица местного самоуправления
    • Муниципальная служба
    • Экономическая основа местного самоуправления
    • Ответственность органов местного самоуправления, контроль за их деятельностью
  • Основы уголовного права
    • Понятие, задачи и принципы уголовного права
    • Понятие преступления и его виды
      • Виды преступлений
    • Субъект преступления
    • Уголовное наказание и его виды
    • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
  • Основы экологического права
    • Понятие и система экологического права
    • Экологические правоотношения
    • Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Юридическая ответственность за экологические правонарушения
    • Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды
  • Основы образовательного права
    • Правовое регулирование образовательной деятельности в России
    • Образовательные учреждения: правовой статус и компетенция
    • Права и социальная защита обучающихся образовательного учреждения
  • Основы международного права
  • Современное международное право и мировой правопорядок
    • Понятие и основные принципы современного международного права
      • Основные принципы международного права
    • Субъекты международного права
    • Права человека и международное право
    • Ответственность в международном праве
    • Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечении международной безопасности
    • Международное частное право

Органы местного самоуправления и их полномочия

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования коллегиальные или единоличные органы, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права. Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия - это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.

Органы местного самоуправления имеют особую природу. Согласно Конституции РФ они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней.

Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению - это те вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом:

органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции;

контроль за законностью решений органов местного самоуправления осуществляется органами судебной власти и органами прокуратуры;

в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Деятельность органов местного самоуправления по реализации делегированных им государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти, которые в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых решений. Вопрос об ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления играют весьма важную роль, порой выходящую за рамки собственно местного самоуправления. Значение этих принципов состоит в том, что государство как субъект права, наделённый соответствующими полномочиями Конституцией РФ, устанавливает правовой каркас функционирования местного самоуправления как самостоятельной ветви публичной власти.

Общие представления о совокупности предметов ведения и соответствующих полномочиях органов местного самоуправления мы получили в предыдущих разделах настоящей темы, убедились в масштабности и сложности задач, решаемых местным самоуправлением и его органами.

Закон устанавливает единые подходы к регулированию полномочий органов местного самоуправления. Эти единые принципы касаются, во-первых, порядка установления полномочий органов местного самоуправления, а во-вторых, порядка обеспечения реализации этих полномочий, прежде всего – финансового.

Собственные полномочия местного самоуправления, устанавливаемые федеральными законами, касаются прежде всего вопросов местного значения, определяющих предметы деятельности органов местного самоуправления для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Статья 18 Федерального закона 131-ФЗ устанавливает: перечень вопросов местного значения не может быть изменён иначе как путём внесения изменений и дополнений в Федеральный закон 131-ФЗ. В то же время закон допускает необходимую самостоятельность органов местного самоуправления, наделяя их правами на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения (статьи 14.1, 15.1., 16.1 Федерального закона).

В состав собственных полномочий органов местного самоуправления, как мы знаем, входят и иные вопросы, связанные с организацией и обеспечением собственной деятельности, правотворческой деятельностью, представлением и защитой интересов муниципального образования и его населения т.д. Не выделяя их в самостоятельный раздел, Федеральный закон 131-ФЗ тем не менее достаточно подробно прописывает эти полномочия в соответствующих главах и разделах – в этом мы убедились при рассмотрении предыдущего вопроса данной темы.

«Несобственные» полномочия органов местного самоуправления связаны с исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Особенностями этих полномочий являются:

Их государственный статус;

Адресность – эти полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;



Срочность – органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определённый срок действия, на срок действия этих полномочий;

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (федерального или субъекта Федерации);

Подконтрольность государству.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется:

а) по предметам ведения Российской Федерации – федеральными законами;

б) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ – законами Российской Федерации и субъектов РФ;

в) по предметам ведения субъектов РФ – законами субъектов РФ.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Закон устанавливает требования к содержанию соответствующего федерального закона (закона субъекта Федерации).

Согласно статье 19 федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

Вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

Перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

Способ (методику) расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты.

Перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

Порядок отчётности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

Порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

Права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации;

Права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации.

Статья 20 Федерального закона 131-ФЗ регламентирует порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Согласно этой статье федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Федеральный закон 131-ФЗ предусматривает возможность передачи в муниципальную собственность материальных объектов, необходимых для осуществления соответствующих полномочий. В этом случае соответствующие законы могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определённому назначению передаваемые в муниципальную собственность объекты. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Перечисленные выше положения законов о наделении такими полномочиями вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год либо законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год при условии, если этими законами предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

131-й закон (статья 20) закрепляет право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьёй 19 этого Федерального закона.

Условием реализации этого права является принятие Федерального закона, в котором устанавливается порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия; возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении таких государственных полномочий только в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении этих полномочий.

Подчёркивая самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий, закон запрещает подчинение органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации собственной деятельности регламентируют нормы 6-й главы 131-го Федерального закона и уставы муниципальных образований, в сфере принятия муниципальных правовых актов – глава 7, в сфере межмуниципального сотрудничества – глава 9 этого же закона.

Наделяя местное самоуправление определёнными полномочиями, в ряде случаев беря на себя финансовое и иное обеспечение реализации части этих полномочий, государство оставляет за собой право оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Согласно статье 18.1 Федерального закона 131-ФЗ перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Определяя единые общеобязательные правила поведения органов государственной власти и органов местного самоуправления, закон ставит государство и местное самоуправление в положение равноправных партнёров.

Завершая обсуждение вопроса, отметим: закон обеспечивает надлежащее правовое регулирование полномочий по всему предметному полю местного самоуправления в современной России. Вместе с тем практика правового регулирования предметов ведения местного самоуправления выявляет имеющиеся недостатки и пробелы в законодательстве. Обязанность законодателя состоит в том, чтобы своевременно устранять эти недостатки и пробелы. Так и происходит: с момента принятия в 2003 году в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено около 30 поправок, изменений и дополнений.

Заключение

Рассмотренный материал позволяет сформулировать следующие общие выводы.

Предметная область функционирования местного самоуправления по необходимости чрезвычайно широка и многообразна. Решая главную задачу – самостоятельно и под свою ответственность всестороннее обеспечение важнейших сфер жизнедеятельности населения муниципальных образований, местное самоуправление выстраивает сложную систему организации деятельности учреждаемых в каждом муниципальном образовании органов местного самоуправления, систему взаимоотношений с органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов.

Муниципальные образования взаимодействуют между собой, решая задачи представления и защиты своих интересов и интересов своего населения.

Масштабы и сложность решаемых задач предопределяют структуру предметов ведения местного самоуправления, которая включает в себя следующие семь групп:

1) вопросы местного значения;

2) организация работы органов и должностных лиц местного самоуправления;

3) вопросы нормотворческой деятельности;

4) вопросы, не отнесённые к вопросам местного значения, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) межмуниципальное сотрудничество;

7) отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов РФ.

Конституция РФ, федеральные и региональные законы, муниципальные нормативно-правовые акты обеспечивают реализацию предметов ведения местного самоуправления, наделяя его органы и должностных лиц соответствующими полномочиями.

Российская полиция содействует органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения, реализуя функции, связанные с обеспечением законности и поддержанием общественной безопасности на территории муниципальных образований, осуществляя мониторинг криминогенной обстановки и профилактику антиобщественных проявлений, оказывая содействие в формировании, обучении и обеспечении функционирования общественных формирований по поддержанию общественного порядка. Это предполагает тесное взаимодействие и координацию усилий органов внутренних дел, иных подразделений полиции и органов местного самоуправления.

Находясь в стадии становления и развития, муниципальное право современной России пока ещё не в состоянии добиться исчерпывающего баланса между законодательно заявляемой программой предметов ведения местного самоуправления и нормативно-правовым, финансовым и иным обеспечением реализации этой программы.

Разрешение этого противоречия затруднено в силу того, что закон «не поспевает» за им же вводимыми изменениями в предметной сфере. Отсюда – справедливые упрёки практиков и аналитиков в отношении имеющихся пробелов прежде всего в правовом обеспечении функционирования местного самоуправления. Отсюда – всё новые изменения, дополнения и поправки в Федеральный закон № 131-ФЗ, иные федеральные нормативно-правовые акты. Отсюда – неустойчивость регионального законодательства, вынужденного следовать как новациям, так и ошибкам федеральных законов. Отсюда – хорошо известные проблемы и трудности функционирования органов местного самоуправления.

Однако законодательство совершенствуется, а местное самоуправление набирается опыта работы в условиях несовершенного законодательства, всё энергичнее использует своё право на законодательные инициативы, направленные на совершенствование законодательства о местном самоуправлении. Это позволяет верить в успешное разрешение и преодоление имеющихся проблем.

Контрольные вопросы

Ключевым вопросом формирования организационной основы местного самоуправления является определение структуры органов местного самоуправления. Конституция РФ, признавая и гарантируя организационную самостоятельность местного самоуправления (в пределах его полномочий), наделяет население правом самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131). Конституция РФ не определяет, какие конкретно органы местного самоуправления могут создавать муниципальные образования, вместе с тем в ст. 131 указывается два вида органов местного самоуправления -- выборные и другие органы, через которые население осуществляет местное самоуправление. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на конституционных положениях, относит к органам местного самоуправления, во-первых, органы муниципального образования, избираемые непосредственно населением, и, во-вторых, органы, образуемые представительным органом муниципального образования.

Общим признаком органов местного самоуправления является наделение их уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Каждое муниципальное образование имеет свою структуру органов местного самоуправления, под которой понимается конкретный перечень выборных органов, избираемых непосредственно населением, и образуемых представительным органом муниципального образования иных органов местного самоуправления, наделяемых собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также принципы их формирования и взаимодействия. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на конституционном принципе самостоятельности населения в решении вопроса об определении структуры органов местного самоуправления, уточнил ряд вопросов, связанных с реализацией данного принципа.

Во-первых, он требует обязательного наличия в структуре органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования; главы муниципального образования; местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). При этом в случаях, предусмотренных Законом, допускаются исключения из этого общего требования (в частности, представительный орган может не образовываться в небольших муниципальных образованиях, в которых его функции осуществляет сход граждан).

Во-вторых, Закон предусматривает возможность включения в структуру органов местного самоуправления также других органов и должностных лиц местного самоуправления. При этом он прямо называет некоторые из этих органов и должностных лиц, устанавливая порядок их избрания (назначения). К ним относятся:

  • а) контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.), формируемый непосредственно населением на муниципальных выборах или представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования;
  • б) глава местной администрации, назначаемый на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Решение по данным вопросам с учетом требований Федерального закона принимается муниципальным образованием самостоятельно. Что же касается избирательной комиссии муниципального образования, то согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положение избирательной комиссии муниципального образования «в системе органов местного самоуправления» должно было определяться уставом муниципального образования (ст. 24).

Отсюда следовал вывод, что данный Закон относил избирательную комиссию муниципального образования к органам местного самоуправления. Однако новая редакция указанного Закона 2005 г. содержит иную трактовку статуса комиссии: избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Таким образом, избирательная комиссия муниципального образования не может рассматриваться в качестве органа местного самоуправления, наделенного собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Она является муниципальным органом, призванным обеспечить подготовку и организацию голосования населения муниципального образования, решающего путем прямого волеизъявления вопросы, отнесенные к ведению муниципального образования. Собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом 2003 г., она не обладает. Представляется, что устав муниципального образования может предусматривать образование и других муниципальных органов, необходимых для организационного обеспечения принятия населением, органами местного самоуправления решений по вопросам местного значения.

В-третьих, Закон содержит положения, определяющие порядок решения вопроса об определении структуры органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях и в случае преобразования существующего муниципального образования. Соответствующее решение принимается: а) населением на местном референдуме (в муниципальных образованиях с численностью населения менее 100 человек -- на сходе граждан) или б) представительным органом муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования. Закон устанавливает, что назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления осуществляется органом государственной власти субъекта Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. Таким образом, при отсутствии такой инициативы указанная структура определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания. В соответствии с переходными положениями, установленными Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», субъекты Федерации должны были: а) до 31 марта 2005 г. установить численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, сроки их полномочий, дату выборов и обеспечить проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 г; б) до 30 апреля 2005 г. определить дату выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований, предусмотренных структурой органов местного самоуправления, установленной по итогам референдума (схода граждан).

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; порядок избрания и полномочия главы муниципального образования. Данное решение находит закрепление в уставе муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечению срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение. Муниципальные образования, определяя структуру органов местного самоуправления и закрепляя ее в своих уставах, регулируют и другие вопросы организационной основы осуществления местного самоуправления.

В уставах муниципальных образований с учетом требований федерального законодательства, законов субъектов Федерации определяются также такие организационные вопросы, как:

  • - порядок формирования, наименование, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
  • - срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
  • - регламентация муниципальной службы; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • - формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления, и др.


Просмотров