Правовая регламентация вопросов суррогатного материнства. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в россии. Специфика правового регулирования

Эфирные масла использовались еще древними египтянами тысячи лет назад в процессе мумификации. Позже эти ароматические средства в разных целях использовались жителями Древней Греции, Римской империи, Китая и Индии. Сегодня можно с уверенностью сказать, что эти средства переживают новый пик своей популярности.

Благотворное влияние на здоровье

Учеными были проведены различные исследования в целях поиска доказательств благотворного влияния эфирных масел на здоровье человека. Стоит отметить, что исследований проводилось так много, что все они предоставляют огромный потенциал для поиска оптимального способа повышения иммунитета.

Необходимо решать проблему, а не устранять симптом

Но если же иммунитет ослаблен, мы обнаруживаем, что часто простужаемся или развиваем склонность к аллергическим реакциям. Человеку не нравится испытывать состояние озноба, и он привык пичкать себя различными микстурами, таблетками и сиропами. Разумеется, все эти лекарственные средства облегчают или через время полностью устраняют симптомы простуды. Но в действительности бороться необходимо отнюдь не с симптомами, так как через некоторое время картина снова повторится. Необходимо решить главную проблему: направить свои действия на повышение иммунитета в целом. Поэтому если мы поможем собственной иммунной системе отлаженно работать, она снова станет грозным оружием против любого микроорганизма.

Какие эфирные масла помогают повысить иммунитет?

Исследования показали, что наиболее эффективными средствами в устранении этой проблемы являются эфирные масла с экстрактами душицы, корицы и перца чили. А эфирное масло, приготовленное на основе эвкалипта, не только помогает с укреплением иммунной системы, но и является естественным антисептическим, противовоспалительным и отхаркивающим средством.

Как работают ароматические масла?

Наш организм вырабатывает такие химические вещества, как кортизол и адреналин. Когда они высвобождаются, тело перестает беспокоиться о противодействии простудным заболеваниям и занимается сбором питательных веществ из желудочно-кишечного тракта. Организм не может работать в таком режиме в течение длительного времени, ему нужно время от времени останавливаться и вкладывать новую порцию энергии для укрепления оборонительных редутов.

Однако в это время мы и становимся наиболее уязвимыми. Временно наше тело становится открытым для вторжения патогенов. Эфирные масла способны укрепить оборонительные стены наших внутренних редутов и сдержать проникновение внутрь вредных микроорганизмов, вирусов и бактерий. Это очень хорошая новость для всех людей, кто не желает в долгие зимние дни подвергаться сезонному простудному обострению.

В чем преимущества эфирных масел?

Дело в том, что разработанные против вирусов препараты совсем скоро становятся привычными для микроорганизмов. Вирусы хорошо приспосабливаются к лекарственным средствам и в конечном итоге становятся устойчивыми к лечению в целом. Эфирные масла решают эту проблему, устраняя резистентные патогены.

Одна команда

Существует также устойчивое заблуждение о том, что природные средства и лекарственные препараты не могут работать в одной связке. Это не так, потому что многие из современных лекарств получены на основе растительных экстрактов или натуральных ингредиентов. Так, аспирин разрабатывался на основе химических свойств, обнаруженных в коре ивы, средства против насморка содержат эвкалипт, камфору, ментол и эфирные масла, морфин является производной от цветка мака, а кромоглигат (препарат против астмы) разработан на основе корней мандрагоры.

Исследования обнаружили, что эфирные масла и лекарственные препараты могут работать как одна команда, как единый слаженный механизм. Работа масел ослабляет устойчивые клеточные стенки бактерий, тем самым позволяет сделать свою работу антибиотику. Считается, что оптимальная доза приема масел - 1-3 капли ежедневно, но не более 4 недель подряд.

Заключение

Многие масла, в том числе и корицы, следует принимать с осторожностью, проводить тестовые реакции на коже и оценивать их аромат. В том случае, если запах вам не нравится, откажитесь от приема. А вот масла на основе мяты, лаванды и чайного дерева можно принимать без ограничений. Не принимайте их натощак и используйте только качественную продукцию. Перед приемом обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Суррогатное материнство – технология, которая затрагивает не только медицину, но и многие сферы общественной жизни – этику, нравственность, религию, право. Однозначного отношения к этой теме быть не может: слишком она сложная и противоречивая. Неудивительно, что проблемы суррогатного материнства, несмотря на его легальное существование в России и других странах, горячо обсуждаются на самых разных уровнях.

Этические проблемы, связанные с ВРТ, в том числе и с суррогатным материнством, – один из наиболее спорных вопросов биоэтики. Аргументы в защиту своей позиции есть как у сторонников технологии, так и у ее противников.

Аргументы «за»

  • Для семьи, в которой женщина страдает необратимым бесплодием, суррогатное материнство – без преувеличения, единственный способ иметь детей. С этой точки зрения этот процесс является не коммерциализацией деторождения, а актом помощи, за который, к тому же, сурмама получает компенсацию.

Более того, эта технология позволяет продлить род даже в случае смерти генетических родителей. Широко известен, например, случай Натальи Климовой, которая использовала замороженную сперму своего умершего от рака сына, донорскую яйцеклетку и сурмаму для появления на свет своего внука.

  • Об эксплуатации женщины говорить некорректно, поскольку один из базовых принципов участия в программе – добровольное желание.
  • Статистика доказывает, что демографическая ситуация ухудшается, а мир стремительно стареет. Так, по прогнозам ООН, к середине XXI века число людей в возрасте старше 60 лет станет больше, чем количество детей до 15 лет. Одновременно увеличивается и количество бесплодных пар. Суррогатное материнство в значительно степени способствует решению демографической проблемы.

Аргументы «против»

Суррогатное материнство — единственная возможность стать родителями для необратимо бесплодных пар
  1. Суррогатное материнство низводит роль матери до функции инкубатора, причем коммерческого, который эксплуатируется с целью получения выгоды. Противники метода приводят в качестве доводов и международные законодательные акты – например, статьи Конвенции о защите прав человека, Конвенции о ликвидации дискриминации женщин.
  2. В основе метода – позиционирование ребенка не как самостоятельной личности, а как объекта сделки (несмотря на то, что предметом является не ребенок, а процесс имплантации и вынашивания).
  3. Суррогатное материнство – нарушение права ребенка на семейную идентичность, поскольку доказано, что в младенчестве он имеет прочную психофизиологическую связь с женщиной, вынашивавшей и рожавшей его.
  4. Методика представляет собой угрозу для здоровья сурмамы – как физического, так и психического. Осложнения возможны не только по причине сильного воздействия гормональными средствами, но и потому, что женщина вынашивает генетически чужеродный плод, а потому реакции отторжения усиливаются.
  5. По мнению некоторых перинатальных психологов, психические отклонения возможны у ребенка, поскольку он получает генетическое наследие от двух родителей, но в то же время питание и кровь во внутриутробный период – от другой женщины.
  6. Суррогатное материнство влияет на психику родителей, которые, возможно, будут искать у ребенка сходство с сурмамой, особенно в подростковом возрасте, когда возникают сложности во взаимоотношениях.
  7. Бизнес на суррогатном материнстве в выступлениях общественных деятелей нередко приравнивается к торговле детьми.

Отношение религиозных организаций

Поскольку описываемая технология затрагивает не только медицинские проблемы, но и нравственные, и даже философские, отношение к ней формулируют и различные религиозные организации.

  1. Православная церковь резко осуждает метод, даже при отсутствии коммерческой составляющей, о чем сказано в Основах социальной концепции РПЦ. В этом документе указывается, что суррогатное материнство разрушает духовную целостность личности и наносит ущерб физическому здоровью.
  2. В целом мнение православной церкви соответствует и взгляду католичества . Правда, если священник РПЦ может отказать в крещении ребенку, родившемуся в результате этой программы, то католики не столь категоричны, хотя в целом технология резко осуждается.
  3. В исламе запрещенной является любая связь, кроме связи мужа и жены. Так, ЭКО разрешается только в том случае, если используется генетический материал законных супругов, а не доноров. Поскольку суррогатное материнство предполагает использование услуг третьей стороны, то оно запрещается.
  4. Позиция иудаизма другая: осуждаются только внебрачные связи, но никак не альтернативные способы произведения на свет потомства. Однако указывается, что обращение к этому методу возможно только в крайнем случае, когда испробованы все другие способы. Более того, в Торе рассказывается история Рахели, жены Яакова, которая, отчаявшись родить ребенка, обратилась за помощью к другой женщине.

Позиция Европейского общества репродукции

По рекомендациям ESHRE, суррогатное материнство должно быть некоммерческим

Чтобы снизить градус общественных споров, Европейское общество репродукции человека сформулировало основные этические принципы, касающиеся суррогатного материнства.

  • Единственно возможной его формой должна быть некоммерческая, альтруистическая помощь бездетным семьям. При этом они должны компенсировать расходы на медицинскую помощь, медикаменты и прочие.
  • Участие в программе осуществляется исключительно добровольно и осознанно.
  • Сурмама должна понимать моральную ответственность и во время беременности взять на себя заботу о ребенке. В равной степени за него ответственны и потенциальные родители. Обязательства вступают в силу с момента подписания договора.
  • Прерывание беременности оправданно лишь в том случае, если для него существуют медицинские показания.
  • При выборе способа родов сурмама обязана руководствоваться в первую очередь интересами ребенка.
  • Ребенок имеет полное право знать, каким образом он был рожден.

Проблемы правового регулирования суррогатного материнства

После принятия в 2011 году закона «Об охране здоровья граждан в РФ» правовой статус суррогатного материнства получил законодательное оформление. Одно из главных достоинств этого документа – закрепление на законодательном уровне понятий, которые используются в сфере ВРТ. Тем не менее, российское , касающееся описываемой проблемы, является несовершенным. Критику обычно вызывают следующие его пробелы:

  1. Нет единого мнения о природе договора. Одни исследователи считают, что его следует относить к группе ничтожных сделок, поскольку он нарушает основы нравственности. Другие придерживаются мнения, что он не может быть отнесен к категории гражданско-правовых договоров и, следовательно, применение гражданского законодательства, регулирующего договорные отношения, невозможно.
  2. Определение суррогатного материнства как метода лечения бесплодия не до конца понятно, поскольку не соответствует семантическому значению слова «лечение», ведь после применения этого метода бесплодие не проходит.
  3. Не отражена главная цель процедуры – передача новорожденного генетическим родителям. Необходимость получения согласия от сурмамы ставит под сомнение силу договора, который был заключен с заказчиками.
  4. Очень часто в договор включается пункт, согласно которому заказчики вправе отказаться от ребенка, если он родится больным. В этом случае бесправной оказывается родившая его женщина (если иное не прописано в договоре и если ей не удастся доказать отсутствие в случившемся своей вины): ребенок остается у нее, поэтому она должна возместить заказчикам расходы.
  5. Очевидно, что существует некоторое противоречие теории и практики суррогатного материнства. Например, неясно положение одиноких отцов, которые пользуются услугами сурмам с использованием донорских яйцеклеток. В законе такие ситуации не описываются, но на практике суды все чаще выносят решения в пользу одиноких отцов.

Первым таким случаем стало решение Бабушкинского суда Москвы в 2010 году, согласно которому районный ЗАГС был обязан зарегистрировать ребенка, родившегося у сурмамы для одинокого мужчины.

Дебаты об этичности суррогатного материнства

Сегодня на государственном уровне рассматривается вопрос о существенных ограничениях в реализации технологии суррогатного материнства. Например, звучат предложения запретить ее использование для одиноких женщин и мужчин, а также запретить коммерческие договоры. Предполагается, что выносить ребенка для бездетной пары сможет только родственница (с документально подтвержденным родством) на безвозмездной основе. Будут ли они приняты – покажет время. Как бы то ни было, на сегодняшний день суррогатное материнство – единственная возможность для необратимо бесплодных пар стать родителями.

"Медицинское право", 2007, N 2

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

Нежелание молодых супругов иметь детей по материальным и иным соображениям, невозможность супругов по медицинским показаниям зачать ребенка традиционным способом обостряет необходимость решения проблемы повышения рождаемости не только в нашей стране, но и за рубежом. Сказанное вынуждает Россию и другие зарубежные страны идти по пути законодательного закрепления нетрадиционных методов деторождения. Так, в соответствии со ст. 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которые осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).

Женщина, пожелавшая воспользоваться такими методами, имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласие супругов на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона по своей природе является не гражданско-правовой сделкой, а юридическим поступком семейно-правого характера. Правоотношения между донором и супругами при искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона следуют квалифицировать в качестве гражданско-правового обязательства.

На первый взгляд может показаться, что проблема на законодательном уровне полностью решена. Если это так, то почему так остро стоит проблема суррогатного материнства?

Правовые аспекты суррогатного материнства определены п. 4 ст. 51, п. 3 ст. 52 Семейного кодекса РФ, п. 5 ст. 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-Ф3 "Об актах гражданского состояния", Приказом Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия". В соответствии с ними к суррогатным матерям предъявляются следующие требования: возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; психическое и соматическое здоровье. Там же установлены показания к суррогатному материнству: отсутствие матки (врожденное или приобретенное); деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний; синехии полости матки, не поддающиеся терапии; соматические заболевания, при которых вынашивание плода противопоказано; неудачные повторные попытки ЭКО при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.

Супружеская пара и суррогатная мать дают письменное информированное согласие на участие в программе "Суррогатное материнство". Суррогатными матерями могут быть женщины, добровольно согласившиеся на участие в данной программе.

Программа "Суррогатное материнство" проводится по следующему алгоритму:

Выбор суррогатной матери;

Синхронизация менструальных циклов;

Процедура экстракорпорального оплодотворения с переносом эмбрионов в полость матки суррогатной матери.

Так в чем же собственно состоит проблема? Проблема в том, что супружеская пара записываются родителями рожденного ребенка только с согласия суррогатной матери. При этом на практике часто возникает ситуация непередачи суррогатной матерью ребенка супругам. Иными словами, суррогатная мать попросту не отдает ребенка супругам, ждущим его с нетерпением, поскольку юридически отношения между донором и супругами никак не регулируются. В лучшем случае для таких супругов суррогатную мать можно обязать выплачивать сумму расходов, понесенных ими во время ее беременности. Считаем, что подобные отношения должны опосредоваться договором, регулируемым нормами семейного законодательства, где будут защищены обе стороны отношений.

Зарубежный опыт регулирования данных отношений подтверждает такую необходимость. Так, в большинстве зарубежных стран отношения между лицами, заинтересованными в осуществлении суррогатного материнства, оформляются соответствующим договором. В нем, как правило, суррогатная мать в обмен на материальную компенсацию соглашается осуществить оплодотворение своей яйцеклетки в своем теле, выносить ребенка и передать его супругам . В отдельных странах суррогатное материнство допускается только при определенных условиях. Например, в Израиле допускается суррогатное материнство только в тех случаях, когда суррогатная мать не имеет генетического родства с ребенком, не связана родством ни с одним из названных (генетических) родителей и принадлежит к той же религии, что и названная мать. Соглашение должно получить одобрение комитета, состоящего из социальных работников, врачей и религиозных деятелей. Хотя некоторая денежная компенсация допускается, юридические соглашения должны быть альтруистическими и некоммерческими. Все участники договора должны быть гражданами Израиля.

В некоторых странах суррогатное материнство не приветствуется, так как "противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о неотчуждаемости человеческого тела" (Франция, Германия, Дания), но и не запрещается .

В соответствии с вышесказанным предлагаем внести следующие дополнения в законы РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" и Семейный кодекс:

1. Суррогатное материнство предполагает вынашивание и рождение ребенка, включая случаи преждевременных родов, по договору между суррогатной матерью и потенциальными родителями с выплатой вознаграждения либо без такового.

2. До заключения договора женщина, желающая стать суррогатной матерью, обязана предоставить лицам, решившим применить метод суррогатного материнства, полную информацию о своем физическом, психическом и репродуктивном здоровье, а также результаты медико-генетического обследования. Материальные расходы, связанные с прохождением суррогатной матерью медицинского обследования, в том числе медико-генетического, несут лица, заключающие с ней договор.

3. Договором суррогатного материнства является соглашение между лицами, желающими иметь ребенка, и женщиной, давшей свое согласие на применение метода имплантации эмбриона.

Договор суррогатного материнства должен содержать:

1). данные лиц, желающих иметь ребенка, и женщины, изъявившей желание стать суррогатной матерью;

2). порядок и условия оплаты материальных расходов на содержание суррогатной матери;

3). права, обязанности и ответственность сторон;

4). условия и меры в отношении суррогатной матери в случае отказа от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор, а также к этим лицам в случае их отказа от принятия ребенка;

5). иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Договор суррогатного материнства заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, расторжение договора о суррогатном материнстве возможно в случае намеренного нарушения суррогатной матерью режима вынашивания беременности.

4. Суррогатная мать обязана:

1). встать на медицинский учет на раннем сроке беременности (до двенадцати недель);

2). регулярно наблюдаться у врача и строго выполнять его рекомендации;

3). постоянно следить за состоянием своего здоровья;

4). информировать лиц, заключивших с ней договор, о течении беременности.

Суррогатная мать не вправе отказаться от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор, а равно передавать ребенка иным лицам.

5. Лица, решившие применить метод суррогатного материнства, несут материальные расходы, связанные с его применением, а также оздоровлением суррогатной матери в период беременности, родов и в течение пятидесяти шести дней (в случае осложненных родов или рождения двух и более детей семидесяти календарных дней) после родов.

6. В случае отказа от ребенка лица, заключившие договор с суррогатной матерью, не вправе требовать от суррогатной матери возмещение материальных расходов, затраченных ими на медицинское обследование суррогатной матери, применение вспомогательных репродуктивных технологий, оздоровление, иных затрат, а также сумму вознаграждения при наличии такового.

При отказе лиц, заключивших договор с суррогатной матерью, от ребенка и при принятии ребенка суррогатной матерью эти лица обязаны выплатить суррогатной матери компенсацию в размере и порядке, устанавливаемых договором.

7. В случае отказа лиц, заключивших договор с суррогатной матерью, от ребенка право материнства остается за суррогатной матерью.

8. Суррогатная мать после передачи ребенка его родителям теряет все права на данного ребенка.

В ст. 155 Уголовного кодекса РФ следует добавить: "Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, а также разглашение тайны использования методики суррогатного материнства, вопреки воле сторон "суррогатного" договора, совершенное лицом, обязанный хранить данный факт как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных побуждений".

Данные предложения являются очередным шагом на пути решения проблемы увеличения рождаемости, так как позволят сделать отношения между субъектами (суррогатной матерью и супругами, желающими иметь ребенка) юридически прозрачными и защищенными. Это повысит правовую ответственность суррогатной матери, а также будет способствовать исключению обеспокоенности супругов остаться в последствии без долгожданного ребенка и осмысленному принятию супругами ответственного решения по выбору нетрадиционных методов деторождения.

1. Данилин В.И., Реутов Е.Ю. Юридические факты в советском семейном праве. Свердловск. 1989. С. 109.

2. США, Швеция, Нидерланды, Чехия, Польша и др.

3. Драгонец Я., Холляндер П. Советская медицина и право. М.: Юридическая литература. 1991. С. 165-188.

4. Мастыкина И. Суррогатная мать // Совершенно секретно. 1998. N 7. С. 10-11.

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры права

юридического факультета

Московского государственного

областного педагогического

института

И.В.АФАНАСЬЕВА

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

В России суррогатное материнство сопряжено с рядом проблем, лежащих в юридической плоскости. Несмотря на либеральное законодательство, системный подход к явлению отсутствует, что порождает определенные проблемы правового регулирования суррогатного материнства.

Причины возникновения проблем правового регулирования суррогатного материнства

Все причины связаны в основном с отсутствием ряда положений законодательной базы в репродуктивных областях. Частично это продиктовано относительно недавним внедрением технологий суррогатного материнства в массовую медицину, частично – отсутствием политической воли.

В частности, до сих пор четко не оформлены в правовом поле следующие важные аспекты:

  • Как защитить биологических родителей от внезапного отказа суррогатной матери отдавать ребенка после родов?
  • Имеет ли право суррогатная мать прерывать беременность по каким-либо причинам?
  • Какие должны быть санкции для генетических родителей, которые после родов внезапно отказались от ребенка?
  • Кто несет ответственность и опеку над ребенком, который родился с тяжелым пороком или патологией?
  • Что предпринять в ситуации, когда вместо одного ребенка рождается двойня?

Основы правового регулирования суррогатного материнства

В Российской Федерации суррогатное материнство является абсолютно законной, официально разрешенной процедурой.

Основные документы, регламентирующие суррогатное материнство :

  • Семейный кодекс (ст. 51-52)
  • Приказ №107н от 30.08.2012 Министерства здравоохранения РФ «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»
  • ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • ФЗ «Об актах гражданского состояния»

Законодательство РФ предъявляет к потенциальным суррогатным мамам конкретные требования:

  • Возраст 20-35 лет
  • Наличие, как минимум, одного собственного абсолютно здорового ребенка
  • Здоровая психика
  • Крепкое здоровье, отсутствие хронических болезней, генетических патологий

Для регистрации детей нужно предоставить в ЗАГС документы :

  • Свидетельство о рождении
  • Справка из клиники ЭКО
  • Письменное согласие суррогатной матери зарегистрировать ребенка на биологических родителей, подтверждающее ее отказ от младенца

Часто звучит мнение, что технология сурматеринства доступна только супружеским парам. Однако в законах не говорится прямо о том, что матерям или отцам-одиночкам запрещено пользоваться услугами суррогатной матери. Но при этом матери-одиночки часто испытывают бюрократические трудности с регистрацией такого ребенка.

Юридическая точка зрения на проблемы правового регулирования суррогатного материнства

К сожалению, системного подхода к возможным проблемам замещающего материнства законодательство РФ все еще не имеет. Имеющиеся документы лишь частично охватывают юридическую сторону вопроса. Единый закон или нормативный акт, который бы регулировал программу суррогатного материнства в полном объеме на всех этапах процесса, до сих пор не разработан.

Между тем, лазейки в законодательстве могут превратить как биологических родителей, так и суррогатную мать в объект шантажа или мошенничества.

Зависимость генетических родителей от согласия сурмамы отказаться от ребенка дает широкое поле для злоупотреблений. Иногда вынашивающие ребенка женщины начинают требовать более высокий гонорар, чем прописано в контракте, шантажируя родителей отказом отдать ребенка. В случае судебного разбирательства судья часто становится на сторону роженицы, которая уже получила оплату от доноров, но резко «передумала» отдавать ребенка – в таком случае генетические родители могут остаться без малыша и денег.

На этом не заканчиваются проблемы правового регулирования суррогатного материнства. Реже, но бывают противоположные ситуации, когда от ребенка, неожиданно родившегося с серьезной патологией, отказываются биологические родители (а иногда и сама суррогатная мать). В этой ситуации у беззащитного малыша нет никакой правовой защиты.

Особенности договора как основы правового регулирования суррогатного материнства

Сегодня главным регулирующим документом является юридический договор , который заключают между собой бездетная пара и потенциальная суррогатная мать. Именно этот договор и становится фундаментом для разрешения споров и конфликтов между сторонами процесса.

В традиционном договоре сурматеринства оговариваются такие факторы :

  • Место проживания сурматери во время беременности
  • Компенсация расходов сурмамы на надлежащее медицинское обслуживание, а также потери заработка
  • Выбор клиники для процедуры искусственного оплодотворения
  • Обязательства сурматери соблюдать все врачебные рекомендации и назначения
  • Последствия в случае рождения ребенка с патологиями, возможная ответственность за них
  • Обязательство сурмамы после родов передать ребенка биологическим родителям
  • Обязательство родителей принять ребенка
  • Санкции за нарушение условий договора

Прописывание в договоре пункта об обязанности роженицы передать права на ребенка биологическим родителям редко имеет вес в судебных разбирательствах (так как отечественное законодательство не рассматривает самого ребенка (живого человека) как субъект договора и главный предмет сделки между сторонами, становясь на сторону матери, которая выносила и родила малыша). Однако существенно уменьшить желание суррогатной матери оставить ребенка себе могут прописанные в документе санкции за невыполнение условий договора. Чаще всего, в их роли выступает лишение сурматери гонорара, а также возвращение суррогатной матерью в полном или превышенном объеме компенсации трат во время беременности и родов (согласно цифрам, прописанным в договоре).

Правовое регулирование суррогатного материнства делает возможной данную процедуру и на анонимной основе. В таком случае заключают два договора. Один – между суррогатной мамой и клиникой, выполняющей процедуру оплодотворения и наблюдающей за процессом беременности. Второй – между клиникой и генетическими родителями.

Договор – самая важная часть правового регулирования суррогатного материнства, помогающая предотвратить риски с непредвиденными реакциями суррогатной матери или биологических родителей. Непредвиденных нюансов может быть много, поэтому типовая форма договора – не лучший выбор, так как она может обернуться проблемами, если дело дойдет до суда. Лучше обратиться за помощью не к юристам общего профиля, а к профессионалам с опытом работы именно в сфере замещающего материнства.

Стоит отметить, что, несмотря на все существующие сегодня проблемы правового регулирования суррогатного материнства, этот метод зачатия и появления на свет детей уверенно развивается и начинает восприниматься обществом более осознанно и спокойно.

Эксперты в сфере юриспруденции, заинтересованные в развитии данного явления, настаивают на внедрении в законодательство четких норм поведения для обеих сторон процесса, чтобы гарантировать и защитить права не только генетических родителей и суррогатных матерей, но в первую очередь – детей.



Просмотров