Право франков салическая правда кратко. Община франков VI-VII вв. по 'Салической правде'. Самые ранние среди германских правд

Одной из древнейших правд является Салическая правда, представляющая собой запись обычаев салических франков. Запись этих обычаев ученые относят ко времени правления Хлодвига, самому начальному периоду франкского раннефеодального государства (V в.н.э.).

Статьи касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. В последующие годы ее содержание неоднократно дополнялось королевскими капитуляриями, последний из которых относится к IX веку.

Основной текст Салической правды представляет собой разрозненную и бессистемную запись обычаев, сложившихся в основном еще до образования Франкского государства, а также тех обычаев, которые возникали в период формирования классового общества и образования государства. Поэтому ее содержание отражает тот социальный и правовой строй, который характеризует переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Она раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и возникновения частной собственности, рост имущественного неравенства. Одна из ее основных задач - защита частной собственности, шедшей на смену коллективной собственности. Самым примечательным является признание права коллективной собственности общины - марки на принадлежащие ей земли, за исключением приусадебных. Это право выражалось в том, что: а) поселение чужого человека на землях общины было невозможно без единодушного согласия всех ее членов; б) пахотный участок, не имевший наследника, переходил общине; в) после снятия урожая соседскому скоту не возбранялось пастись на чужой земле. Не распаханные пустоши, леса, выгоны принадлежат всем сообща. Но заборы окружают пахотные наделы и «засаженное место» - неприкосновенно, пока не убран урожай, после его снятия скоту позволяется пастись повсюду. Частное и общинное уживаются здесь на основе временного компромисса.

Огороженная земля еще не стала частной собственностью: если в семье нет наследника, пахотный участок возвращался общине. Ничего в Салической правде не говорится и о купле-продаже земли. Зато законодатель стремится оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны очень тщательно.

Как и другие «варварские правды» Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий и соответствующих им наказаний. Ее язык носит казуистический характер, т.е. предусматривает конкретные случаи правонарушений и соответствующие им наказания. Например, Салическая правда не знает общего понятия телесного повреждения, а перечисляет его отдельные виды: « Если кто изувечит руку или ногу другому, лиши его глаза или носа...»; « Если кто вырвет другому глаз...»; « Если кто оторвет большой палец на руке или на ноге...» и т.д. (см. Титул XXIX).

Характерной чертой Салической правды является формализм, то есть все правовые действия и акты совершались в строго установленной форме, нарушение которой лишало эти действия и акты законной силы. Огромную роль при этом играли всевозможные символы. Например, кусок земли, дерн, соломина, стебель, ветви и т. п., символизировали земельные участки или имущество; длинные волосы на голове - свободное состояние человека; ключ символизировал дом и т.д.

Территориальная сельская община (марка), социально-экономическая единица франкского общества, сохраняла значительные пережитки первобытно-общинного строя. Это нашло отражение в Салической правде. Так, члены рода связаны между собой многочисленными кровнородственными узами: сородичи принимают участие в наследовании, в уплате штрафа за убийство (вергельда) и в получении части штрафа в случае убийства сородича, в судебной защите сородича в виде соприсяжничества.

В то же время Салическая правда рисует картину разложения первобытно общинного строя.

1. Она свидетельствует о появлении частной собственности и о

возникновении имущественного неравенства среди свободных общинников. Хотя еще сохраняется коллективная, общинная собственность на пахотную землю, луга и леса, но дом с приусадебным участком, сельскохозяйственные орудия и скот уже находятся в частной собственности. Этой собственностью, именовавшейся аллодом, можно было распоряжаться и передавать по наследству по мужской и женской линии. Вскоре после издания Салической правды и пахотная земля превратилась в отчуждаемую частную собственность (аллод).

С возникновением частной собственности возникает и имущественное неравенство. Об имущественном неравенстве свидетельствует появление статей о займе и долговых обязательствах, и особенно титул «О горсти земли». В этом титуле говорится не только о несостоятельности убийцы, но и о родственниках, которые окажутся «слишком бедными, чтобы заплатить» падающую на них долю штрафа.

2. Она свидетельствует о процессе распада кровно-родственных связей, ибо предусматривает возможность отказаться от родства путем специального символического обряда, совершаемого в судебном собрании. Отказ от родства означал отказ от соприсяжничества, от наследования и от всяких счетов с сородичами. « И если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен участвовать в наследстве или в уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну» (Титул LX). Это положение отражало интересы разбогатевших общинников, не желавших нести тяготы совместных расходов по уплате вергельда с обедневшими родственниками.

Появление частной собственности породило институт наследования имущества после смерти собственника. Движимые вещи наследовались в первую очередь детьми. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. В случае отсутствия детей наследовали в порядке очередности: 1) мать, 2) братья и сестры, 3) сестры матери, 4) сестры отца и 5) ближайшие родственники. Земля первоначально переходила по наследству только наследникам мужского пола (так называемый «салический закон») (Титул LIX, п.5). Это диктовалось стремлением сохранить землю в данном роде. Когда рода не стало, отпало и это ограничение. Во второй половине VI в., согласно эдикта Хильперика (561-584 гг.), право наследования земли получают и дочери наследодателя, а также братья и сестры умершего при отсутствии у умершего сыновей.

Ранее не было известно наследование по завещанию. Однако развитие частной собственности привело к появлению у собственника права передавать свое имущество после смерти определенному лицу путем дарения (так называемая «аффатомия»), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме, с соблюдением определенных процедур и использованием определенных символов (Титул XLVI). Суть «аффатомии» сводилась к тому, что даритель фиктивно передавал свое имущество или его часть какому-либо доверенному лицу с обязанностью последнего не позже чем через год после смерти дарителя

передать это имущество указанному им лицу.

В области обязательственных отношений Салическая правда знает только такие простейшие формы сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, мена и дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Предметом купли- продажи могли быть все другие вещи, кроме земли. Признавалась приобретательская давность в один год.

Особой защитой пользовались займовые операции. Неисполнение обязательства влекло по Салической правде имущественную ответственность. В случае отказа должника уплатить сумму долга или вернуть полученную вещь кредитор мог через суд получить не только положенное ему, но и дополнительный штраф за просрочку. Истребование долга происходило в строго установленной форме (Титул L и LII).

Брак и семья. Ко времени Салической правды покупки жены уже не было. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые при заключении брака жених приносил невесте в качестве утреннего дара. Они оставались в семье и входили в состав общего имущества. Жена приносила приданное. Салическая правда ничего не говорит о расторжении брака. Однако в формуле Маркульфа содержится общее правило о расторжении брака по взаимному согласию. Впоследствии под влиянием церкви разводы были запрещены. Похищение свободной девушки каралось огромным штрафом (Титул XIII). Запрещались браки между свободными и рабами: в случае заключения такого брака свободный человек становился рабом. Не признавались законными браки с кровными родственниками. Если вдова снова выходила замуж, то ее жених должен был уплатить родным покойного определенную сумму - reipus (Титул XLIV).

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Под преступлением понималось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира», а под наказанием - возмещение вреда потерпевшему или членам его рода (композиция) и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Для преступлений и наказаний по Салической правде характерны следующие черты:

1. Как правило, кровная месть и изгнание из общины в виде основного средства принуждения при первобытнообщинном строе заменяются системой штрафов (композиций). Тем не менее, еще сохраняются пережитки первобытно-общинного строя:

а) если убийца не в состоянии уплатить штраф за убийство (вергельд), то он расплачивается своей жизнью. «Если беден, должен заплатить своей жизнью» (Титул LVIII). Ограничивается круг ответчиков, последствия кровной мести несет сам убийца и его сыновья (Титул XIX). Ограничивается круг мстителей - отец, сын, брат. Где еще допускается кровная месть, имеются в виду главным образом два случая - убийство и неспособность выплатить денежный штраф.

б) ближайшие родственники принимают участие в уплате вергельда и

в его получении;

в) в случае объявления человека вне закона он подлежит изгнанию из общины с запрещением кому бы то ни было принимать его.

2. Размер штрафа устанавливается в зависимости от социального и правового положения преступника и пострадавшего, а также от пола и возраста пострадавшего. Там, где для раба предусматривалась смертная казнь, свободный человек платил штраф. Если за убийство свободного франка-общинника устанавливался вергельд в размере 200 солидов, а землевладельца - римлянина, не приближенного к королю - 100 солидов, то за убийство представителей королевской администрации (графов, сацебаронов), королевских дружинников вергельд предусматривался в тройном размере (600 солидов), за убийство римлянина, приближенного к королю (королевского «сотрапезника»), - 300 солидов.

Если раб или лит убивали свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в качестве половины вергельда, а остальное платил его хозяин. Свободный человек за убийство раба платил штраф в пользу его хозяина.

3. Салическая правда не устанавливает общих принципов для квалификации преступлений и назначения наказаний. Однако анализ ее статей позволяет выделить некоторые такие общие принципы:

а) субъектами преступлений являлись не только свободные, но и зависимые люди (литы), и рабы. Кража рабом (помимо возмещения убытков и возвращения похищенного), предусматривала и телесное наказание (Титул XII);

б) ответственность перед королем за нарушение королевского «мира» наступала с 12-летнего возраста;

в) наказание, как правило, не зависело от вины и назначалось лишь за конечный результат действия, причиняющего вред личности или имуществу. Но в ряде случаев при назначении наказания учитывается характер умысла и тяжесть причиненного вреда. Проявление «злого» умысла влечет более тяжкое наказание. Например, за кражу из закрытого помещения предусматривался штраф в три раза больше, чем за кражу из открытого помещения. На убийцу, пытающегося скрыть следы преступления, налагался штраф в тройном размере. Наказанию подлежало не только само причинение вреда, но и покушение на это. В особый состав выделяется подстрекательство к краже или убийству (Титул XXVIII).

Отягчающим обстоятельством, свидетельствующим о «злом» умысле, являлось убийство «скопищем».

4. Обращает на себя внимание чрезмерная тяжесть материального наказания. Самый низкий штраф за кражу составлял 3 солида, а за убийство - 200 солидов. Если иметь в виду, что стоимость быка составляла 2 солида, а коровы - 3 солида, то эти штрафы были весьма обременительными. Возникнув при родовом строе, штрафы в условиях перехода от коллективной собственности к частной становятся эффективным средством защиты частной собственности и личности имущих людей. Величина штрафа говорит и о том, что их платили родом (Титул LVIII).

Необычайная детализация при оценке нанесенных ранений - размер штрафа зависит от величины раны (Титул XVII).

Анализ Салической правды позволяет выделить следующие виды преступлений и наказаний.

1. Преступления против личности, к которым относятся убийство, изнасилование, нанесение увечий, клевета, оскорбление, похищение свободных людей, посягательства на честь, достоинство и свободу.

2. Преступления против собственности, среди которых особое внимание уделяется краже, грабежу поджогу и причинению вреда имуществу. Особой защитой пользуется имущество, находящееся в доме и на огороженном участке. Кража со взломом или с огороженного участка каралась повышенным штрафом. При установлении размера штрафа учитывалась также стоимость похищенного: в случае кражи вещи вне дома на сумму 2 денария штраф составлял 15 солидов, а на сумму 40 денариев - 35 солидов.

3. Преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство).

4. Нарушение предписаний короля. Так, например, если король выдавал кому-либо грамоту на право поселения в какой-нибудь деревне, то всякий, кто этому противился, наказывался штрафом в размере 200 солидов, т.е. в таком же размере, как за убийство.

Основным видом наказания, применявшимся к свободным людям, являлся штраф. Он делился на две части: одна шла потерпевшему или его ближайшим родственникам, а другая в размере 1/3 штрафа поступала в пользу государства в лице короля. Кроме того, во всех случаях, связанных с преступлениями против собственности, предусматривалось возвращение украденного, уплата стоимости уничтоженного и возмещение убытков.

В случае наказания в виде объявления вне закона предусматривалась также конфискация имущества. Основной текст Салической правды не знает для свободных такого вида наказания, как смертная казнь, членовредительные и телесные наказания. Уплату несостоятельным человеком за убийство «виры своей жизнью» следует рассматривать не как смертную казнь, а как пережиток кровной мести, осуществляемой под контролем государства. Смертная казнь, членовредительные наказания (кастрация), телесные наказания (удары плетью) применялись только к рабам. Однако уже при сыновьях Хлодвига наказание в виде смертной казни распространяется и на свободных. Смертная казнь в самых мучительных формах применялась и при подавлении восстаний крестьян.

Процесс по Салической правде носит обвинительный характер, основными чертами которого являются:

а) единая процессуальная форма осуществления гражданского и уголовного процесса;

б) возбуждение дела только по инициативе истца или потерпевшего;

в) равенство прав и обязанностей сторон процесса;

г) строгое соблюдение установленных процессуальных форм при

осуществлении судебного разбирательства (формализм);

д) форма процесса - состязание сторон;

е) суд лишь оценивает доказательства, сам в сборе последних не участвует.

Процесс начинался с вызова в установленной форме и при свидетелях обвинителем обвиняемого. Неявка любой из сторон каралась штрафом. От штрафа избавлялся только тот, кто представлял уважительную причину для неявки (королевская служба, болезнь, смерть кого-либо из близких и т.п.).

Разбирательство начиналось с выслушивания обвинителя, который должен был облекать обвинения в строго установленную форму, позволявшую обвиняемому ответить только «да» или «нет». В случае положительного ответа обвиняемого суд тут же выносил решение. В противном случае судьи решали вопрос о порядке представления доказательств.

Доказательством факта совершения преступления свободным человеком являлись задержание преступника на месте совершения преступления, его собственное признание и свидетельские показания. Для того чтобы снять с обвиняемого обвинение, Салическая правда предусматривала три вида доказательства: соприсяжничество, свидетельские показания и ордалии («суд божий») в форме испытания «котелком», упоминая при этом «другие законные способы» доказывания (Титул XLVI).

Наиболее распространенным видом доказательств являлось соприсяжничество, которое применялось для подтверждения присяги (клятвы) обвиняемого в том, что он не совершал того, в чем его обвиняют. Соприсяжники - это обычно родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые в отличие от свидетелей не являются очевидцами факта, а являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. По Салической правде должно быть 12 соприсяжников. Своей присягой, совершаемой в строго определенной форме, нарушение которой вело к проигрышу дела, они подтверждали, что обвиняемый в силу присущих ему качеств не мог совершить приписываемого ему деяния и что не может быть сомнений в честности и правдивости его присяги.

Салическая правда различает два вида свидетелей: а) свидетелей факта совершенного преступления, т.е. лиц, оказавшихся на месте совершения преступления (очевидцев), и б) специально приглашавшихся свидетелей, т.е. лиц, которые приглашались для засвидетельствования тех или иных процессуальных действий, например вызова в суд, или той или иной сделки. Количество специально приглашаемых свидетелей колебалось от 3 до 12 в зависимости от характера факта, который нужно было засвидетельствовать. Например, для засвидетельствования вызова в суд приглашались 3 свидетеля, а для подтверждения решения рахинбургов перед королем - 12. Лжесвидетельство, так же как и отказ свидетелей явиться в суд, каралось штрафом в 15 солидов.

Распространенным видом доказательств являлись ордалии («суд божий»), при которых преступник устанавливался при помощи божественной силы - бога, который как бы указывал преступника («бог шельму метит»). Чаще всего для этого использовались огонь, кипящая вода и железо. Салическая правда знает только один вид ордалий - испытание «котелком», т.е. при помощи кипящей воды. Испытание заключалось в том, что руку обвиняемого опускали в котелок с кипящей водой и затем завязывали, приложив к повязке печать. По истечении трех дней ее развязывали, и, если на руке не было следов ожога, обвиняемый считался не совершившим преступления, в котором его обвиняли.

К подобному испытанию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».

Основным средством получения признания при обвинении рабов являлась пытка.

Если обвиняемый соглашался с приговором суда, то ему давался льготный срок для уплаты штрафа, по истечении которого в случае неуплаты штрафа истец (обвинитель) обращался за помощью к графу. Последний вместе с 7 рахинбургами должен был отправиться к дому обвиняемого и конфисковать его имущество на сумму, которую он должен был уплатить. В случае несогласия обвиняемого с решением суда рахинбургов обвиняемый вновь вызывался в сотенный суд через 40 дней, а затем в случае его неявки или отказа исполнить приговор обвинитель должен был в течение 14 дней вызвать его на суд короля. Вызов на суд короля также осуществлялся в строго установленной форме. В случае неявки на суд короля или отказа выполнить его решение король объявлял обвиняемого вне закона и тогда «сам виновный и все его имущество делаются собственностью истца» (Титул LVI, п. 1).

П р а в о Ф р а н к о в

Черты и особенности:

Бессистемная запись обычаев салических франков.

Отражает пережитки первобытнообщинного строя.

Наличие символики, связь с религией.

Раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появления частной собственности.

Защищает частную собственность и интересы имущих.

Формализм.

Казуистичность.

Салическая правда

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии, и создавших в V-VI в.в. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда - не единственный сборник варварских законов и по времени записи, даже не самый древний. Но этот сборник - наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах, более раннего и более позднего времени, и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. В VI веке 3 солида соответствовали стоимости коровы - «зрячей, рогатой и здоровой».

Салическая правда содержит наказания заключающиеся, в основном, в назначении штрафов и вергельдов. Вергельд - штраф за убийство человека. Однако, штрафы и вергельды по Салической правде были достаточно высоки, и по серьезным проступкам свою вину искупить могли лишь очень зажиточные люди, и если преступник был настолько беден и настолько безроден, что не мог собрать денег для своего выкупа или заручиться поддержкой другого зажиточного франка или родственника, то «он должен уплатить своей жизнью».

Также Салическая правда разделяла наказания, в зависимости от того, кто совершил преступление - свободный или полусвободный человек, либо раб.

Франки, римлянине, литы и рабы

Франк - свободный человек, общинник.

Римлянин - человек, стоявший по своему положению ниже общинника.

Литы - слой полусвободного населения у германских племен франков и саксов.

Раб - бесправный человек, в большинстве случаев не имеет ни какого имущества, и ответственность за него нес его хозяин. Вольноотпущенные рабы впоследствии занимали положение лита.

В задании четко не определено, какое положение в обществе занимает Франк Хильдеберт. Будем исходить из предположения, что преступник является свободным человеком.

Наказание за грабёж

По Салической правде - «О нападениях или грабежах» - «Если франк ограбит римлянина, то он присуждается штрафу 35 солидов». «Об ограблениях полусвободных и рабов» - «Если какой-нибудь ограбит чужого раба, присуждается к штрафу 30 солидов». «Если какой-нибудь свободный человек ограбит чужого лита, и будет уличен, присуждается к уплате штрафа 35 солидов».

Из вышеперечисленного следует, что суммарный штраф за грабеж составит: 35+30+35=100 солидов.

Наказание за убийство

По Салической правде убийство свободного франка искупалось вергельдом в 200 солидов. Всякий, кто стоял ниже свободного франка, защищался меньшим вергельдом.

Особый слой во Франкском королевстве, составляли полусвободные литы и бывшие рабы, отпущенные на волю. За убийство полусвободного или вольноотпущенного, платился половинный вергельд, относительно свободного франка - 100 солидов.

Это следовало из капитуляриев Салической правды - «Если кто лишит жизни королевского раба или вольноотпущенника, повинен уплатить 100 солидов».

«Если кто лишит жизни римлянина - тяглового человека или министериала, повинен уплатить 100 солидов».

За убийство раба определялся не вергельд, а штраф или возмещение его рыночной стоимости хозяину. Пусть приблизительно стоимость раба будет равна - 30 солидов.

Суммарное решение суда за убийство - 100+100+30 = 230 солидов.

За грабеж и убийство 100+230 = 330 солидов. Сумма в то время довольно значительная, поэтому скорее всего имущества преступника не хватит для оплаты приговора суда.

В «Салической Правде» в большом числе титулов упоминается о рабах. Сопоставим эти титулы по «Paris 4404» и по «Emendata»:
X титул - о продаже рабов;
XII титул - о кражах или взломах, произведенных рабами;
XIII титул - о похищении свободных;
XXV титул - о прелюбодеянии рабынь;
XXXV титул - об убийствах или ограблении рабов;
XXXIX титул - о похитителях рабов;
XL титул - о том случае, если раб будет обвинен в воровстве.
XLVII титул - о розыске.
В восьми титулах из 65 говорится о рабах (больше, чем о знатных и служащих при королевском дворе).

О чем говорят эти титулы? По заголовкам видно, что в них упоминается о кражах рабов и о кражах, производимых рабами, о нравственности рабынь, об убийстве рабов или об убийстве, совершенном рабами, о розыске рабов, об отпущении рабов на волю и т. д. Помимо этого, «Салическая Правда» дает еще и титулы, в которых упоминается о рабах, хотя в названии титулов и нет о них упоминания 350 . Можно путем анализа текстов и их сравнения установить, каковы были положение рабов, отношения между рабами и их хозяевами, их место в обществе. Сличая тексты различных более ранних и более поздних рукописей, можно установить, какие изменения произошли в положении рабов за период с VI по IX век.

Сравнив титулы «Правд» о рабах с главами «Германии» Тацита о рабах, мы пришли к выводу, что «Правды» рисуют несколько иную картину положения рабов, чем Тацит.
В титуле X по рукописи «Paris 4404» читаем:
«Если кто украдет раба или лошадь или упряжное животное 351 , платит 1200 дин., или 30 солидов» 352 .

Из этого титула ясно видно, что в эпоху составления древнейшего (из дошедших до нас) списка «Салической Правды» раб как объект покражи, как вещь приравнивался к стоимости лошади или другого упряжного животного, и эта стоимость была равна 30 солидам. Этот" титул дает материал сразу для целого ряда наблюдений и сравнений.

По данным «Германии» Тацита, раб, посаженный на землю, не имел прав в общине (т. е. не мог влиять на дела в общине, высказывать свое мнение и т. д.). Но Тацит подчеркивает, что раб независим от хозяина в своем экономическом положении, отдавая хозяину то, что ему полагалось из продуктов, а остальным распоряжаясь сам.

Указанный титул «Салической Правды» отражает более ущемленное имущественное и правовое положение раба по сравнению с тем, что было, например, показано Тацитом.

Происходит и резкая дифференциация в уплате, например, за покражу раба и свободного (30 и 200 солидов) 353 , что раньше у франков, до прихода в Галлию, не наблюдалось. У Тацита, Например, отмечено, что в детстве раба не отличишь от свободного 354 .

Почему изменилось имущественное и правовое положение раба в раннефеодальном государстве франков? Нам кажется, что двумя причинами можно объяснить это явление.

Первая причина: рабы, бывшие у «варваров», смешались с римскими рабами, которых франки получили в период завоевания ими Галлии и которые попали как рабочая сила в их хозяйство.
Вторая причина: в первых «варварских» законах - «Правдах», отразивших многие особенности раннефеодального государства, пункты, касающиеся рабов, отразили по традиции многие из тех норм, которые характерны были для римских законов.

Данное явление можно рассматривать как отражение черт старой юридической надстройки, которая возвышалась в свое время над старым рабовладельческим базисом. Новая растущая феодализирующаяся знать приняла эти нормы, так как они отвечали ее стремлениям эксплуатировать рабов как рабочую силу.

Эти нормы о рабах, к которым относятся: разница в сумме штрафа за раба, бесправие рабов, лишение их имущества, приравнивание к живому и мертвому инвентарю, запрещение браков между рабами и свободными, битье плетьми рабов в растяжку и другие тяжелые и унизительные наказания - по римской традиции закреплялись в законах, именуемых «варварскими».

Итак, суровость и жестокость пунктов салического закона, где речь идет о рабах, мы склонны объяснить влиянием римской рабовладельческой традиции, которая вместе с латинским языком и монетной системой проникла в «варварские» законы.

Судя по тем пунктам законов «Салической Правды», которые касаются рабов, в корне меняется принцип использования рабской силы в обществе. Пункты о рабах в «Салической Правде» констатируют их использование главным образом в большом землевладельческом хозяйстве у отдельных землевладельцев, что характерно было для римского мира, а не для «варварского». Тацит, говоря о рабах у «варваров», отмечал совсем другое. Он подчеркивал, что они не используются в домашнем хозяйстве, а посажены на землю, т. е. платят хозяину ренту продуктами.

350 Например, титулы «Салической Правды»: XIII, 4, XXVII, 26, XXXVI и др.
351 Лошадь, по-видимому, еще не была упряжным животным у франков в тот период.
352 «Салическая Правда», «Paris 4404», X.
353 За покражу свободного назначалась вира в 200 солидов, за покражу раба -: штраф в 30 солидов.
354 См.: Тацит. Германия, гл. XX.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что Салическая правда позволяет в наиболее полном виде изучить и проанализировать первые шаги европейских государств по созданию государственных законов, предпосылки и условия их возникновения, влияние на их формирование различных культур (например, римской, древнегерманской и т.д.), что в конечном счете позволяет понять пути формирования современного государства и права европейских стран и стран, на которые Европа оказала существенное влияние.

Объектом исследования является феодальное право стран Западной Европы.

Предметом исследования выступает Салическая правда, как уникальный документ эпохи франкского общества.

Целью исследования является исследование и анализ статей Салической правды, посвященных преступлениям и наказаниям салических франков.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

  • 1. дать общую характеристику «Салической правды»;
  • 2. проанализировать статьи «Салической правды», посвященные преступлениям и наказаниям;
  • 3) исследовать судебный процесс по «Салической правде».

Общая характеристика «Салической правды»

Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др.

Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507 - 511 гг. - в последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись. 1

Салическая правда является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник. По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных. Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди. Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.

Отличительная черта франкского общества V - VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине - марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует ст. 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа - вергельда.

Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют ст. 58 и 60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: «Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону». Статья 60 «О желающем отказаться от родства» выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

Итак, основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем ст. 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.

Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники - это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.

Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.

Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений.Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась в собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей. Ежегодные переделы земли уже не проводились, принадлежащий семье участок огораживался. Однако все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище, на это время с них снимались все изгороди. Пока изгороди не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечение к ответственности. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Согласно гл. 59 «Об аллодах» земля наследовалась по мужской линии: «Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т. е. братьям». В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга, оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Употребленный в ее тексте термин «аллод» применительно к земле обозначал наследственное владение.

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.

К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца.

Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.

Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств наказывалась дополнительным штрафом. Истребование долга происходило в строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении «упорного должника», об описании его имущества. Салическая правда знает обязательства из причинения вреда, которые чаще всего возникали в результате совершения преступления. 1

Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение женщины в семье определяли довольно сильные пережитки матриархального строя.

По мере того как распадаются большие семьи, развивается наследственное право. Было известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону движимого и недвижимого имущества осуществлялось по-разному. Наследниками движимого имущества первой очереди были дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского родства, свидетельствовал об остатках матриархата. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в Народном собрании по строго установленной форме. При аффатомии имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

2. Правовое положение основных групп населении по Сали­ческой правде.

3. Правовое регулирование имущественных отношений по Са­лической правде.

4. Преступления и наказания по Салической правде.

5. Суд и судебный процесс по Салической правде.

Первый вопрос

Оригинальный текст Салической правды был написан на языке "вульгарной", или уп­рощенной, латыни. Отсюда и латинское название этого правового памятника - Lex Salica. Термином Lex обозначался в Древнем Риме времен Республики закон. В эпоху Раннего Средневековья этим термином обозначали иногда римское право в целом, но чаще всего под ним понимали обычное право племен, селившихся на территориях бывшей Западной Римской империи. В данном случае Lex Salica - это обычное салическое праве), обычно-правовые нормы салических франков, признанные государственной властью и применяемые соответственно при раз­решении тех или иных споров.

Название рассматриваемого сборника - "Lex Salica" - дает основание считать, что воплощенное в нем право было племен­ным, то есть отличалось персональным характером действия. Однако содержание Салической правды показывает, что нор­мы ее распространялись не только на салических франков, но и на проживавших среди них представителей других герман­ских племен и даже на римлян (см., например, § 2 титула XIV и § 1 титула XLI).

В первом прологе к рассматриваемому юридическому сбор­нику сообщается, что Lex Salica был продиктован знатными людьми из франков, которые "тогда были его правителями. Выб­рали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагас-та, Салегаста и Видогаста в местах, называемых Сальхаме, Бо-дохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тща­тельно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже". По мнению иссле­дователей, имена составителей Салической правды мифичны. В этом нет ничего удивительного - представление того или иного юридического сборника в качестве творения какого-либо мифического правителя было распространенным явлением в эпохи Древности и Раннего Средневековья.

Содержание второго пролога дает основание полагать, что Салическая правда представляла собой договор между наро­дом и вождями. "Было угодно франкам и установлено между ними и их вождями, - говорится здесь, - отсечь, в целях сохранения внутреннего мира, все ненавистные поводы к спо­рам, и так как они превосходили все окружающие народы ру­кою храбрости, то соответственно этому превзойти их и авто­ритетом закона, чтобы сообразно качеству проступков прини­мались и судебные решения".

Первоначальный вариант Салической правды был состав­лен в конце V - начале VI века. Дошедший же до нас текст является более поздним вариантом указанного сборника. Ученые датируют рукописи, содержащие его, VIII-IX веками. Этот ва­риант в какой-то степени отличается от первоначального. В пер­вом прологе к Салической правде сообщается о том, что король франков Хлодвиг после принятия христианства исправил в Салической правде то, что оказалось ему неприемлемым, и при­дал ее тексту большую ясность. Такие же исправления вносил и в текст данного юридического сборника и другие франкские короли - Хильберт и Хлотарь. В первом эпилоге к Салической правде говорится о том, что "первый король франков постано­вил руководствоваться в судебных решениях титулами с 1-го до 62-го. А потом вместе со своими приближенными он сделал прибавление - с 63-го титула до 78-го. А король Хильдель-Гюрт, долгое время спустя, размышлял, что ему надлежит еще прибавить и, как известно, нашел достойным внести добавле­ния с 78-го до 83-го титула, что он и передал брату своему Хло-тарю в письменном виде. Хлотарь же, с благодарностью при­нявши эти титулы от старшего своего брата, потом вместе с людьми королевства своего обсуждал, что к этому следует еще прибавить, что надлежит установить вновь, и постановил то, что следует с титула 89-го по 93-й. И потом вновь написанное он передал своему брату, и они порешили, чтобы все это сохра­нялось незыблемо, как и ранее установленное".

Какие выводы можно сделать из приведенных слов эпило­га к Салической правде?

Приступая к анализу текста Салической правды, следует прежде всего обратить внимание на характер изложенных здесь норм. Что в этих нормах служит явным свидетельством их про­исхождения из обычая? Какие свойства юридического мышле­ния выражает содержание рассматриваемого правового памят­ника? В чем проявляются символизм и казуистичность этого мышления?

Право любого общества всегда в той или иной мере отра­жает его характер, особенности его организации, повседневную жизнь людей. Обычное право делает это в наиболее адекватной степени. Какими чертами можно охарактеризовать общество, в котором действовали нормы Салической правды? Что можно сказать о его экономической жизни? Как организована власть в этом обществе? Какие властные институты функционируют в

его рамках?

Современные исследователи общественного строя франков конца V - начала VI века согласны в том, что франки жили общинами. На это указывают многие факты. Следы общинной организации можно обнаружить и в тексте Салической правды. Особый интерес в связи с этим представляет титул XLV дан­ного сборника, в котором говорится о переселенце (migrans). Пер­вый параграф этого титула гласит: "Если кто захочет пересе­литься на виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хотя один, кото­рый воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться". В соответствии с дополнением к § 2 тот, кто при­гласит мигранта "переселиться в чужую виллу без предвари­тельного соглашения, присуждается к уплате 1 800 ден., что составляет 45 сол.". § 3 указанного титула устанавливал следу­ющее правило: "Если переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи". Словосочетание "и дру­гие соседи" ряд исследователей считает признаком существо­вания у франков территориальной соседской общины.

Рассматривая нормы приведенного титула, следует обра­тить внимание также на правило, изложенное в § 4 титула XIV Салической правды.

С точки зрения А. И. Неусыхина, Салическая правда зафик­сировала зарождающуюся общину-марку. По мнению А. Я. Гуревича, "община франкского периода была еще весьма далека от своего юридического оформления". Титул XLV Салической правды не содержит "никаких указаний на существование об­щинного самоуправления" 2 .

Какие аргументы можно привести в пользу упомянутых точек зрения?

Общая характеристика любого правового памятника пред­полагает также оценку свойственной ему юридической техни­ки, уровня организации правового материала. Можно ли гово­рить применительно к Салической правде о юридических поня­тиях, о какой-либо системе изложения правовых норм, об от­раслях права - гражданском или уголовном праве?

Содержание Салической правды показывает, что данный сборник был предназначен для урегулирования наиболее острых конфликтов, возникавших во франкском обществе. Поэто­му в нем говорилось преимущественно о наказаниях за причи­нение вреда личности и имуществу индивидов, а также о судо­производстве. Регламентации имущественных отношений уде­ляется в Салической правде сравнительно мало внимания. Еще меньше места отводится здесь нормам брачно-семейного права. Однако текст рассматриваемого правового памятника все же дает определенное представление о характере брачно-семейных от­ношений, присущих франкскому обществу конца V - начала VI века. Например, содержание титула XIII свидетельствует о том, что у франков существовала в данное время такая форма заключения брака, как умыкание невесты; что за девушку, взя­тую в жены, уплачивался выкуп; что при вступлении в брак с рабыней свободный мужчина лишался свободы, и то же самое происходило со свободной женщиной, отдавшей себя рабу.

Второй вопрос. Приступая к рассмотрению данного вопро­са, следует в первую очередь определить, о каких группах населения идет речь в Салической правде. Ка­кие факторы определяют в этом правовом памятнике деление населения на различные группы и соответственно различия в их правовом статусе?

Текст Салической правды не отражает социальной струк­туры франкского общества во всем ее объеме. Его содержание составляют правовые нормы, действовавшие на уровне неболь­ших франкских поселений, объединенных в общины. Саличес­кая правда довольно подробно регламентирует правовой статус свободных франков и некоторых групп зависимого населения. Есть в ней нормы, закрепляющие правовое положение отдель­ных должностных лиц королевского управления. Но здесь от­сутствуют нормы, регламентирующие правовой статус предста­вителей высшего слоя франкского общества - франкской зна­ти. Между тем о существовании среди франков такой социаль­ной группы прямо говорится в первом прологе к Салической правде. Титул XXIV данного правового сборника содержит упо­минания о длинноволосом мальчике. Как известно, длинные во­лосы были у франков эпохи Меровингов признаком принадлеж­ности к знатному роду. Григорий Турский - автор хроники "Ис­тория франков", созданной во второй половине VI века, опира­ясь на сведения из сочинений живших до него историографов, писал о том, как франки "избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов" 1 . Длинные волосы, спускавшиеся на плечи, носили у франков только чле­ны королевского рода Меровингов - рядовые же франки дол­жны были носить обрезанные, короткие волосы.

Тем не менее, Салическая правда показывает достаточно сложное по своему составу общество, в среде которого имеются значительные различия индивидов в правовом статусе, - обще­ство, где существует строго определенная социальная иерархия. По каким признакам можно определить место той или иной груп­пы населения в общественной иерархии? Какая социальная груп­па обладает самым высоким правовым статусом по Салической правде? Какие факторы определяют этот статус? Какие кате­гории должностных лиц государственного управления упомина­ются в тексте рассматриваемого правового памятника? Каков правовой статус этих лиц?

Какими чертами характеризуется правовой статус свобод­ного франка? Каково правовое положение франкских женщин и детей?

Особую категорию франкского общества составляли рабы. О рабах говорят многие статьи Салической правды (см. титул X, § 1; XII, 1-2; XXV, 3-6; XXXV, 1-5; XXXIX, 1; XL и др.). Ка­кие выводы о правовом статусе рабов можно сделать на осно­вании этих статей?

В тексте Салической правды можно встретить упоминания и о такой категории зависимого населения, как литы. Каков пра­вовой статус литов? Чем он отличается от правового статуса рабов?

В титулах XIV, XXXII, XLI Салической правды идет речь о римлянах? Каково правовое положение данной категории на­селения? Чем оно отличается от правового статуса свободного франка?

Третий вопрос. Значительная часть норм Салической прав­ды посвящена защите того или иного иму­щества - преимущественно домашнего скота, но также и зе­мельных участков (см., например, титулы II, III-VII, XXXIV и др.). Все они свидетельствуют о том, что франки вели достаточно интенсивную хозяйственную деятельность, и что в их среде уже вполне укоренились представления и о праве владения, и о праве собственности, хотя при этом отсутствовали специальные тер­мины для обозначения указанных правовых институтов. Вмес­то них использовались бытовые термины - чаще всего просто определения "свой" или "чужой".

Следует обратить особое внимание на титулы LIX и XLVI Салической правды. Какие выводы можно сделать из § 5 титула LIX? В чем смысл процедуры передачи имущества, описан­ной в титуле XLVI?

Название данного титула -- "De acfatmire" (в самой ран­ней из сохранившихся рукописей Салической правды) или -"De affatomiae" (в рукописях VIII в.) - переведено на русский язык словами "О передаче имущества". Но из его содержания очевидно, что в нем идет речь не просто о передаче имущества, а о передаче имущества по наследству.

При рассмотрении процедуры, описанной в титуле XLVI, необходимо иметь в виду, что у салических франков, как и у других германских племен 1 , отсутствовала в то время в наслед­ственном праве свобода завещания, то есть индивид не мог за­вещать свое имущество тем, кому желал его оставить после своей смерти. Поэтому имущество умершего переходило независимо от его воли к тем, кто считался наследником по обычному праву. Если же таковые отсутствовали, то указанное имущество пере­ходило к его соседям. О том, что именно соседи получали имуще­ство умершего в случае отсутствия у него наследников по нор­мам обычного права, косвенным образом свидетельствует содер­жание одного из эдиктов короля Хильперика (561-584). "Рав­ным образом соизволили и постановили, - говорится в нем, -чтобы если кто, имея соседей, оставит после своей смерти сы­новей или дочерей, пусть сыновья, пока живы, владеют землею, согласно Салическому закону. Если же сыновья умрут, дочь по­добным же образом пусть получает эти земли, как получили бы их сыновья, если бы оставались живы. А если умрет брат, дру­гой же останется в живых, брат пусть получает земли, а не со­седи" 2 (выделено мною. - В. Т.). Процедура, описанная в титуле XLVI Салической правды, позволяла индивиду и при отсутст­вии в наследственном праве салических франков свободы заве­щания обеспечить передачу имущества после своей смерти тому, кому он желал его передать. Для этого наследодатель переда­вал право собственности на это имущество какому-либо лицу, принимавшему на себя обязательство передать его после смер­ти наследодателя тому, кого тот назначил в качестве своего на­следника. Передав посреднику право собственности на имущество, наследодатель сохранял право владения и пользования им до самой своей смерти. Таким образом, процедура, выступающая в Салической правде под названием "acfatmire" или "affatomiae", не является по своей сути передачей имущества.

Салическая правда знает два вида обязательств - обяза­тельства из деликта (правонарушения) и обязательства из до­говора.

Обязательствам, вытекающим из договора, посвящены ти­тулы L и LII рассматриваемого правового памятника. В обоих титулах речь идет о порядке взыскания долга по договору зай­ма. Студенты должны внимательно прочитать тексты указан­ных титулов и ответить на следующие вопросы:

В чем заключаются различия между двумя способами взыс­кания долга, установленными L и LII титулами Салической правды?

Почему Салическая правда предусматривает два различ­ных способа исполнения обязательства по договору займа?

Какую роль играют в процедуре взыскания долга должно­стные лица королевской администрации?

Четвертый вопрос

При рассмотрении данного вопроса следу­ет в первую очередь определить круг дея­ний, которые в Салической правде тракту­ются в качестве преступлений. На основании каких признаков то или иное деяние относится в этом сборнике к разряду пре­ступлений?

Знает ли Салическая правда понятие вины правонаруши­теля? Различаются ли в ней умышленные и неосторожные пре­ступления? Какие стадии совершения преступления и формы соучастия в преступной деятельности выделяет Салическая правда?

Самым тяжким преступлением является, согласно нормам Салической правды, убийство. Ему посвящены титулы XV, XXIV, XXXV, XXXVI, XLI, XLII, XLIII, LIV, LXII, LXIII. Какие кате­гории убийства различаются в нормах указанных титулов?

О преступлении, имеющем своим следствием нанесение че­ловеку телесных повреждений, говорится в титулах XVII и XXIX рассматриваемого правового памятника. Какие категории указанных преступлений выделяются в них?

Какие деяния квалифицируются по нормам Салической правды в качестве преступлений, направленных против чести и достоинства личности?

Из всех видов преступления, упоминаемых в тексте Сали­ческой правды, наибольшее внимание уделяется здесь краже. Ей специально посвящены семнадцать титулов данного право-вого памятника (II-VIII, X-XII, XXI-XXII, XXXIII-XXXIV, XXXVIII, XL). Какие категории кражи описываются в указан­ных титулах?

В особую разновидность преступления, которая сходна с кражей, но не совпадает с ней, выделяется похищение рабов и свободных людей. Если кража обозначается в латинском тексте Салической правды как "furtum", то похищение людей - как "plagium". Соответственно титул XXXIX, в котором говорится о данной разновидности преступления, имеет название "De plagiatoribus". На русский язык его перевели словами "О похи­тителях рабов", между тем правильнее было бы в данном слу­чае добавить к ним слова "и свободных людей". Латинский тер­мин "plagium." обозначает похищение не только рабов, но так­же и свободных людей с целью продажи в рабство. О похищении рабов говорится лишь в § 1 указанного титула, в двух других параграфах речь идет о похищении именно свободных людей.

Слова "О похищении свободных" стоят в названии титула XIII Салической правды. Однако под ними подразумеваются не кража и не похищение с целью продажи в рабство, а одна из форм брака, осуществлявшаяся посредством похищения невесты. Поэтому в латинском названии указанного титула употребляется не термин "furtum" или "plagium", а термин "raptus". Титул называется соответственно - "De rapto ingenuorum" 1 . О том, что рассматриваемый титул посвящен браку, свидетельствует и само его содержание. Здесь говорится о похищении не просто свободного человека, но свободной девушки. В § 8-10 титула XIII прямо говорится о браке, о женихе и невесте. Любопытно, что назначая сумму для выплаты за похищение свободной де­вушки, Салическая правда не настаивает на возвращении по­хищенной ее родителям или покровителю. В связи с этим воз­никает вопрос, о каком правонарушении идет речь в данном случае? Что составляет объект этого правонарушения?

Значительное внимание уделяется в Салической правде пре­ступлениям против правосудия. Наказаниям за неявку в суд по­священы первые два параграфа первого титула данного сборника. О различных категориях указанной разновидности преступления говорится в титулах XVIII, XL, XLVIII, XLIX, LVI, LVII. Кроме того, рассматривая преступления против правосудия, следует обратиться также к капитуляриям франкских королей, разъяс­няющим и развивающим нормы Салической правды 2 . Особенно примечательная норма содержится в § 3 Капитулярия IV (Дек-

1 Дословно: "О похищении свободнорожденных".

2 См.: Салическая правда / Перевод Я. П. Грацианского. М., 1950. С. 58, 59, 68, 69, 70, 71.

рет короля Хильдеберта). Она гласит: "Если кто найдет вора и тайно, без судьи, получит пеню, такового уподоблять разбойнику". Подобная норма содержится и в декрете Хлотаря, составляющем вторую часть указанного капитулярия: "Если кто тайным обра­зом возьмет с какого-либо вора пеню за украденное, оба подле­жат наказанию как разбойники".

Приведенные нормы служат свидетельством того, что фран­кские короли начинали рассматривать преступление в качестве деяния, причиняющего вред не только частным, но и государ­ственным интересам. С другой стороны, стремление королей ут­вердить суд в качестве обязательного посредника в спорах меж­ду частными лицами можно объяснить желанием обеспечить приток финансовых средств в государственную казну.

В чем заключается смысл наказания по Салической прав­де? Какое значение ему придается? Какие разновидности нака­зания упоминаются в тексте рассматриваемого правового памят­ника?

Согласно норме, содержащейся в § 1 титула XXXV Сали­ческой правды, "если какой-нибудь раб лишит жизни раба, гос­пода пусть разделят между собой убийцу". Какое наказание рабу-убийце подразумевается в приведенной норме? Что озна­чают слова "господа пусть разделят между собой убийцу"?

Самыми распространенными видами наказания в любой "варварской правде" всегда выступают вергельд (вира, компо­зиция) и штраф. В учебниках по истории государства и права их часто смешивают между собой. Между тем штраф существен­но отличается по своей юридической природе от вергельда (виры, композиции). В чем заключается данное отличие? Содержание § 1 титула LXI Салической правды показывает, что вергельд мог сочетаться со штрафом.

Какие факторы учитываются в Салической правде при оп­ределении наказаний? Какое влияние на характер и степень наказания оказывает социальный статус правонарушителя и по­терпевшего?

Салическая правда содержит предписания и на тот слу­чай, если правонарушитель оказывался не в состоянии упла­тить виру или штраф. Что разрешалось ему делать в таком случае?

Пятый вопрос. Различным аспектам судебного процесса по­священы титулы I, XLIX, L, LI, LII, LVI,LVII Салической правды. Вместе с тем при рассмотрении дан­ного вопроса необходимо обратить внимание также на титулы XXXVII и XLVII Салической правды, регулирующие розыск­ные действия.

Салическая правда придает большое значение суду как ин­ституту разрешения конфликтов. Именно поэтому здесь закреп­ляется обязательность явки в судебное заседание как ответчи­ка, так и свидетеля. Какие меры предпринимаются против тех, кто не является по вызову в суд? Какой порядок вызова в суд предусматривает Салическая правда применительно к различ­ным обстоятельствам?

Какие виды судов упоминаются в тексте Салической прав­ды? В каких случаях дело рассматривалось в суде "перед ли­цом самого короля"?

Какие способы доказывания фактов использовались в су­дебном процессе по нормам Салической правды? В чем смысл процедуры доказывания, предусмотренной титулом LIII Сали­ческой правды?

Придавая большое значение суду, нормы Салической прав­ды вполне допускают совершение ряда процессуальных дей­ствий частным лицом - потерпевшим или истцом. Так, соглас­но § 2 и 3 титула I именно частное лицо вызывает правонару­шителя в суд. А содержание титулов XXXVII и XLVII Сали­ческой правды показывает, что потерпевший мог самолично производить даже розыскные действия. Правда, окончательное решение по делу и в этом случае принималось в результате судебного разбирательства.

Согласно правилу, установленному в титуле XXXVII Са­лической правды, тот, кто утратил вследствие кражи какое-либо животное и затем в течение 3-х суток обнаружил его у другого лица, должен был в случае, если это лицо заявит, что животное им куплено или получено в обмен, доказывать через третьих лиц, что оно - его собственность. Если же разыскива­ющий свою вещь обнаруживал ее по прошествии 3-х суток, и тот, у кого он найдет ее, заявит, что купил ее или получил в обмен, то ответчик должен был доказывать свое право на спор­ную вещь. Почему в первом случае бремя доказывания лежит на истце, а во втором - на ответчике?



Просмотров