Праве хозяйственного ведения или оперативного. Сходство и различия хозяйственного ведения и оперативного управления

3247 13.02.2019 6 мин.

Основной разновидностью вещных прав являются права хозяйственного ведения и оперативного управления. В рамках развитых правопорядков эти права ранее не были так известны. Юридические лица обладают и наделены такими правами. Юрлица имеют право на хозяйственные субъекты и могут применять имущество, которое передавалось от лица собственника.

В государстве существует плановая регулируемая экономика, поэтому вещные права и нашли свое место. Государство является одним единственным собственником, которое в своем распоряжении имеет основную массу имущества. Одновременно распоряжаться имуществом государство просто физически не может, но в это же время оно хочет иметь в своем владении это имущество.

В результате оно было вынуждено создавать такие предприятия, за которыми закреплялись имущественные, но с небольшими ограничениями. В итоге с 1960 года это право стало официальным с официальным названием. Позже это стало называться правом , которое стало принадлежать госбюджетным и другим подобным предприятиям.

Подробно о данной норме права

Рыночная экономика стала развиваться, появился сильный частный сектор, поэтому появились явные недостатки, которые были хорошо скрыты в прежних условиях хозяйствования. Первый и главный недостаток заключается в том, что юридические лица могли злоупотреблять своими полномочиями, то есть экономической свободой, которая была им предоставлена. Обычно делалось это для того, чтобы взять выгоду.

Но выгода эта будет не для собственника и не для организации. Делалось это для передачи предоставленного имущества в руки частного сектора, причем для собственника такая передача была убыточной. Поэтому владение чем либо сузили, чтобы можно было контролировать ситуацию. Собственник смог сам полноценно контролировать то, что делают не собственники, то есть юридические лица.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления является тем элементом, который существовал ранее. И даже при модификации экономики эти элементы сохранились. Собственник является единственным лицом, которое может в полной мере распоряжаться имуществом, при условии, что существуют рыночные отношения. Право ведения и управления выступают в роли неких производных, которые определены правами собственника.

Каждый субъект наделен каким-либо определенным характером и видом деятельности. Наделение это происходит в зависимости от объема и содержания. Правом хозяйственного ведения наделено предприятие, как и коммерческая организация. Так же характерно тем, что оно в меньшей мере наделено определенным содержанием и объемом имущества. Право оперативного управления может принадлежать любым некоммерческим структурам или казенным предприятиям.

К таким объектам, которые наделены этими правами, можно отнести любые имущественные комплексы. Они висят на балансе юридических лиц. Если имущество находится в виде имущества, плодов или продукции, то в законе есть оговорка, что предприятие может управлять всем этим только на основе пунктов договора.

На видео-право хозяйственного ведения и право оперативного управления:

Право оперативного управления

Под этим правом понимают право казенного учреждения или предприятия полностью распоряжаться, пользоваться и владеть имуществом собственника, но в рамках закона.

Распоряжение должно быть в пределах того, для чего назначено было предприятие и в соответствии с какими целями.

Какие субъекты попадают под право владения:

  • казенные или унитарные учреждения, которые можно отнести к категории коммерческих;
  • предприятия, которые получают финансирование от собственника, и относятся к некоммерческим структурам.

Собственник имеет полное право создавать объекты оперативного управления, может определять, в каких объемах назначать правоспособность, а также утверждать документы и назначать руководителей. Ликвидации и реорганизации предприятие подлежит без согласия иных руководителей.

Собственник дает четкие указания для руководителей по поводу того, в каких целях использовать предприятие, как использовать предоставленное имущество. Отдельные объекты, которые входят в состав, собственник может направить в нужное для него русло для реализации. Он может распределять это имущество на несколько нужных ему фондов. Если средства числятся в одном фонде, то использовать их для развития другого нельзя.

Если какое-либо имущество было применено не по назначению, то собственник имеет полное право для изъятия, он может распоряжаться им так, как ему угодно. Но стоит сказать, что изъять имущество можно только, если это позволяет сделать закон.

Если образовались долги, то ответственность за это понесет собственник. Возникает субсидиарная ответственность. В случае рассмотрения казенного предприятия и финансируемого собственником наблюдается ряд различий.

Если собственник дал свое согласие, то казенное предприятие имеет право распоряжаться вверенным ему имуществом. Самостоятельное участие в процессе гражданского оборота такие предприятия принимать не могут. Казенное предприятие может только распоряжаться готовой продукцией, если обратное законом не запрещается.

Распределять доходы собственник может самостоятельно. Согласовывать такие действия с руководителем он не должен. Такое невозможно в случае с унитарным предприятием. Все имущество, находящееся в обороте, лежит на плечах казенного предприятия, отвечать за него будет именно оно.

Что касается учреждения, которое финансирует собственник, то им распоряжаться может только собственник. Никакие действия без его согласия невозможны. Все денежные средства должны расходоваться только в соответствии со сметой. От взыскания кредиторов имущество предприятий забронировано.

Подобные права в законе имеют основные отличия, которые нужно четко различать. Так для права хозяйственно ведения характерно то, что объектами могут быть имущественные комплексы. Эти же имущественные комплексы характерны и для права оперативного управления. В качестве субъектов в хозяйственном ведении выступают любые предприятия государственного и муниципального образца. К оперативному управлению относят казенные учреждения и предприятия.

Интересно так же знать, есть ли кпп у индивидуальных предпринимателей. Для того, что бы узнать об этом стоит прочесть данную

Не мало важной будет наличие информации, которая касается того, можно ли узнать есть ли в наличии долги по налогам физического лица. Всё более подробно расписано

А вот какой он, подробно указано здесь в статье.

Если говорить о правах, которыми наделены участники, то нужно хорошо изучить каждое право в отдельности. Для этого важно понять, что может делать собственник и руководитель или кредитор в той или иной сложившейся ситуации. Главное, чтобы все действия происходили в рамках закона.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, не являющихся собственниками. В данном материале постараемся разобраться с тем, что представляют собой право хозяйственного ведения и право оперативного управления, в чём их различия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294-295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом ) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления , не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения . Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления , если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

Нет (исключение — казенные предприятия)

3. Распоряжение движимым имуществом

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Не ограничено

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

Право хозяйственного ведения является одним из ограниченных вещных прав. Субъектом права хозяйственного ведения может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие (за исключением казенных). Пределы права хозяйственного ведения установлены в ст. 295 ГК РФ.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом и иными правовыми актами.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия в отношении созданного предприятия сводится к решению вопросов реорганизации и ликвидации такого предприятия, назначению его руководителя, контролю за использованием по назначению и сохранению принадлежащего предприятию имущества, а также получению части полученной предприятием прибыли на основании положений учредительных документов или договора с предприятием.

Изымать у предприятия закрепленное за ним имущество и распоряжаться им иным образом собственник не вправе.

Право оперативного управления - одно из ограниченных вещных прав, предусмотренных ст. 216 ГК РФ. Субъектами этого права могут быть федеральные и муниципальные казенные предприятия и учреждения любой форм собственности. Право оперативного управления является существенно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. Имущество, находящееся у субъекта на праве оперативного управления, не может быть предметом отдельных сделок и предметом ипотеки в том числе.

Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования, распоряжения им.

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, права собственника в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления, весьма широки. Однако изъять он может не любое, а только используемое не по назначению или излишнее имущество.

Права казенного предприятия по распоряжению находящимся в его обладании имуществом наиболее узки. Без согласия собственника оно вправе только реализовывать производимую им продукцию. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Имущество учреждения имеет двойственный режим. В отношении закрепленного за ним при согласовании или переданного впоследствии собственником имущества оно имеет право оперативного управления и вообще не вправе им распоряжаться, за исключением выделенных по смете денежных средств. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним, собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (ст. 298 ГК РФ).

В отношении имущества, приобретенного в результате осуществления разрешенной учредительными документами предпринимательской деятельности, право учреждения близко праву хозяйственного ведения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим ГК РФ и другими законодательными и правовыми актами для прекращения права собственности и правомерного изъятия имущества.

В некоторых случаях осуществление права собственности непосредственно собственником невозможно. Тогда в праве используются так называемые вещные права вторичного характера. Они не могут существовать самостоятельно, отдельно, сами по себе и являются средством реализации права собственности. К ним относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

В ГК эти виды прав не урегулированы, зато они содержатся в ГК.

Право хозяйственного ведения

ГК (ст. 136) право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним владельцем (уполномоченным ним органом), с ограничением правомочности распоряжение относительно отдельных видов имущества по согласию владельца в случаях, предусмотренных ГК и другими законами.

Относительно защиты права хозяйственного ведения применяются положения закона, установленные для защиты права собственности. Появление этой правовой категории было обусловлено необходимостью разграничения права собственности государства и права государственного предприятия в отношении выделенного ему имущества. Право хозяйственного ведения было предусмотрено лишь в отношении государственной собственности. Однако на практике возникла проблема определения правового режима имущества, предоставленного, в частности, учредителями управления хозяйственного общества.

Поскольку имущество не передавалось в собственность такого предприятия, а только предоставлялось ему для осуществления уставной деятельности, то естественно возникло предположение, что оно должно принадлежать частному предприятию, хозяйственному обществу и пр. на праве хозяйственного ведения.

При сравнении права хозяйственного ведения с правом собственности обращает на себя внимание идентичность их содержания: как в одном, так и в другом случае субъект соответствующего права имеет правомочности владения, пользования и распоряжения имуществом. Возникает вопрос: чем они отличаются?

Прежде всего, отличие заключается в характере прав.

Право собственности является основным, самостоятельным правом, в то время как право хозяйственного ведения вторичное и зависит от права собственности. Если право собственности может существовать и без права хозяйственного ведения, то последнее невозможно без права собственности.

Вторичным характером права хозяйственного ведения обусловлены и такие его ограничения как право собственника контролировать использование имущества путем аудиторских и других проверок, получать часть прибыли от использования этого имущества, принимать решения о ликвидации или реорганизации юридического лица, в хозяйственное ведение которого было предоставлено имущество, и тому подобное.

Право оперативного управления

Важным представляется сосредоточить внимание на характерных признаках права оперативного управления: наличия правомочий, полученных от владельца, и определении им границ использования имущества. С учетом этих обстоятельств можно предложить такое определение понятия, рассматривается:

Право оперативного управления - это основанное на праве собственности другого лица и предоставленном им полномочии право владения, а также ограниченные права пользования и распоряжения имуществом в целях и пределах, установленных собственником.

Как и право хозяйственного ведения, право оперативного управления является производным от права собственности и более ограниченное по сравнению с ним. Оно также более узкое, чем право хозяйственного ведения.

Если право хозяйственного ведения содержит все 3 правомочия - владения, пользования и распоряжения, то право оперативного управления, обычно охватывает одновременно лишь 2 - владения и пользования или владения и распоряжения.

В любом случае лицо, в оперативном управлении которого находится имущество, не вправе распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, а может это делать только в пределах, установленных собственником.

Ответственность по своим долгам лицо, в чьем оперативном управлении находится имущество, несет только в пределах этого имущества. В остальных случаях ответственность субсидиарно несет собственник такого имущества.

Право оперативного управления в советском гражданском праве было закреплено ранее, чем право хозяйственного ведения и длительное время было единственным средством осуществления права государственной собственности.

Однако с принятием Закона "О собственности", что в настоящее время утратил силу, и появлением права хозяйственного ведения имущество на праве оперативного управления, как правило, закреплялось за учреждениями (хотя в некоторых случаях на таких началах имущество может принадлежать также предприятиям и организациям).

Таким образом, фактически произошло разделение права хозяйственного ведения и права оперативного управления также и по субъектному составу.

ГК, как уже отмечалось, не предусматривает ни права хозяйственного ведения, ни права оперативного управления. Это можно объяснить тем, что их планировалось заменить такими категориями, как "право собственности юридических лиц" (ст. 322) и "владение" (глава 30 проекта ГК 1996 г).

Разработчики проекта ГК стремились избежать использования понятий "право оперативного управления" и "право хозяйственного ведения" путем признания права собственности на имущество, закрепленное государством, Автономной Республикой Крым и территориальной общиной, за созданными ими юридическими особами1. Но в окончательном варианте, согласно ст. 329 ГК юридическое лицо публичного права приобретает право собственности лишь на то имущество, которое передано ей в собственность. С другой стороны, ГК действует вместе с ГК, в котором среди вещных прав упоминаются право хозяйственного ведения и право оперативного управления (ст. 136, 137). А имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и подлежит закреплению за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 73 ГК).

Таким образом, вопрос о судьбе права хозяйственного ведения и права оперативного управления остается нерешенным. Пока что они продолжают существовать как категории вещного права Украины.

Здравствуйте, Алексей!

Дополню коллег примером. Он по большей части про доверительное управление, но здесь ясно, что такое хоз.ведение и оперативное управление.

2.2. Вывод
из судебной практики:
Имущество, находящееся на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления, не может быть передано в доверительное
управление. В противном случае договор доверительного управления является
недействительным (ничтожным).
Судебная практика:
Постановление
ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.06.2004 N
А78-3597/03-С1-5/73-Ф02-1958/04-С2
"… Как видно из материалов
дела и установлено судебными инстанциями, в 2002 году между войсковой частью
44413 (учредитель управления) и ООО «Компания „Восточный
транзит“ (доверительный управляющий) был заключен договор доверительного
управления недвижимым имуществом N 68. В приложении N 1 указаны наименования и
характеристика объектов, передаваемых по договору доверительного управления,
всего 34 наименования (л.д. 6 - 9, т. 1).
Удовлетворяя исковые требования о
признании договора доверительного управления N 68 ничтожным, судебные инстанции
исходили из того, что в соответствии с пунктом 12 статьи 1



оперативного управления. Оспариваемый договор не соответствует требованиям статей 1013,
1014, 1017

Согласно статье 1014
Гражданского кодекса РФ учредителем доверительного управления является
собственник имущества.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1
Федерального закона „Об обороне“ имущество Вооруженных сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной
собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или
оперативного управления.
Судебные инстанции пришли к
правильному выводу о том, что по договору N 68 учредителем доверительного
управления спорного имущества выступил не собственник, а войсковая часть 44413,
за которой с 2003 года только часть спорного имущества закреплена на праве
оперативного управления, что противоречит требованиям статьи 1014
Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом судебные инстанции
исходили из того, что в соответствии с пунктом 3 статьи
1013 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество,
находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть
передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление
имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении,
возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или
оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права
хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его
во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям.
Согласно статье 167
Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая
из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Постановление от 25 февраля 2004
года апелляционной инстанции Арбитражного суда Читинской области по делу N
А78-3597/03-С1-5/73 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения...»


Просмотров