Права ребенка на образование кл час. Классный час «Права ребенка – это ваши права» классный час на тему. Урок по обществознанию

Классный руководитель: Сеймовская А.А.

Тема: «Знатоки права».

Цель: знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека в игровой форме; формирование и развитие системы правовых знаний, познавательного интереса, критического мышления; способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам,

Форма проведения: игра.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, уважаемые дети!

К вам спешит игра «Знатоки права». Игра, на которой мы будем с вами знакомиться и рассуждать о ваших правах.

Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялась разным богам.
Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто и никогда не мог наказывать людей без вины.
Часто и с детьми обращаются не справедливо, порой жестоко, поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.

Так был составлен документ «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей и каждый человек на земле, в том числе ребенок, должен знать и уважать эти права.

Итак, что же такое право? Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия, чтобы никто не имел право разлучить вас с родителями.

И сейчас мы проверим, как же вы знаете свои права.

Задание 1. Уважаемые ребята, вы получили чистые бланки и ручки. Сейчас вы должны их заполнить, написав как можно больше прав человека, которые вам известны. Но помните, что ваше время ограничено, у вас есть 2 минуты.

Задание 2. «Установи соответствие». Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека.

1 команда

Что я делал сегодня?

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

Смотрел телевизор

Сходил в школу

Право на образование

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

2 команда

Что я делал сегодня?

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Посещал кружки и секции

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

Встречался с друзьями

Задание 3. «О чем идет речь..». Сейчас каждой команде будет задано по 4 вопроса, на которые должен ответить представитель этой команды. Если команда не знает ответа на вопрос, то право ответить предоставляется другой команде. Но вопросы будут не простые, сейчас мы вспомним многие сказки и сказочных героев.

Вопросы для команды № 1.

1
Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. В той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А папа Карло был беден. И чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.
Определите право Буратино.

Каждый человек имеет право на получение образование.

2
Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет, а потом Золушку заставит все до крупинки рассортировать. И никогда она не подумала, что Золушка живой человек и ей необходим отдых.
Какое право человека все время нарушала мачеха?

Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

3
– Волк, ты нарушаешь закон я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка.
Какое право хотел нарушить волк?
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

4
Незнайка решил осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать в родной стране, и если получится, то побывать в других странах. Но жители солнечного города узнали об этом и посадили его под домашний арест (очень боялись, что он своим поведением опозорит их город или совершит непоправимую ошибку), но Незнайка тоже был хитер. Выбрался из дома через печную трубу и на звездочке, пролетающей в этот момент мимо, улетел на Луну.
Какое право человек нарушили жители Солнечного города?
Каждый человек имеет право свободно передвигаться.

Вопросы для команды № 2.

5
Кот Базилио и Лиса Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав в Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги.
О каком праве человека забыли Кот Базилио и Лиса Алиса?
Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишить его имущества.

6
Барон Мюнхгаузен был знаменит своими выдумками, причем во все свои небылицы он свято верил, и доказывал всем свою правоту очень убежденно. Но в один прекрасный день бургомистру города, в котором жил Мюнхгаузен, надоели эти разговоры, и он решил заточить барона в темницу.
Что вы думаете по поводу убеждений и небылиц Мюнхгаузена. О каком праве здесь идет речь?
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их.

7
Карабас Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявил, что Карабас нарушает Конвенцию о правах ребенка.
О чем говорил Буратино?
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

8.

Сказка К. Чуковского «Айболит»

«Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит».

Какое право реализуют перечисленные животные, придя к доктору?

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Задание 4. Конкурс капитанов «Ситуация». Сейчас капитаны команд получат карточки с ситуациями, которые они должны объяснить с правовой точки зрения. Капитанам дается 2 минуты, чтобы подготовиться.

Ситуация 1.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.

Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами говорили о правах детей, но вы хорошо должны знать, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности. Помните «золотое право морали»: никогда не делай другому того, что не пожелал бы себе!



Задание 1

Команда 1

Задание 1

Команда 2

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

1 команда

Что я делал сегодня?

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Право на медицинскую помощь.

Завтракал, обедал

Право на доступ к информации и СМИ

Смотрел телевизор

Право на заботу и воспитание родителями.

Сходил в школу

Право на отдых и здоровье

Лечил зубы

Право на образование

Задание 2

2 команда

Что я делал сегодня?

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Посещал кружки и секции

право на справедливое вознаграждение

Играл в компьютер

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на свободу мирных собраний

Встречался с друзьями

Право на всестороннее развитие

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на отдых и досуг

Ответы:__________________________________________________________

Задание 4

Ситуация 1.

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос . Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Ситуация 2.

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Классный час: «Права ребенка – твои права»

Цель:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход занятия

    Приветствие. Психологический настрой

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везения! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

    Целеполагание:

Посмотрите на доску, перед вами число 20 ноября. Оно вам о чем - нибудь говорит?

К концу нашего сегодняшнего классного часа, я думаю, каждый из вас сможет с уверенностью сказать, что он знает такую дату.

Давайте вспомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.

Качество человека, любящего говорить правду (правдивость ).

Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).

Антоним существительному неряшливость (аккуратность).

Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (вежливость ).

Качество человека с высоко развитым чувством долга (ответственность) .

Какое слово выделилось? (право ).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

3. Работа с толковым словарем.

А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)

Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Из словаря Ожегова)

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

4. Вводная беседа учителя.

Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

Составьте слово КОНВЕНЦИЯ (из разрезанных букв) Презентация

Дата 20 ноября выбрана не случайно . Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка . Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Через год она была принята и в нашей стране.

Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения.

А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции. Презентация.

    Закрепление. Игра «Разрешается – запрещается»

А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка, мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно (разрешается ).


Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить

Это ( разрешается ).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это ( запрещается ).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – ( разрешается ).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно ( запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это ( разрешается ).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго ( запрещается ).

6. Игра «Права литературных героев»

Презентация

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?

«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».

В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?

«Золотой ключик, или приключения Буратино».

В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».

В какой сказке нарушено право на жизнь? «Колобок»

В какой сказке нарушено право на отдых и досуг? «Золушка»

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на жесткое, бесчеловечное обращение? Буратино

Герои какой сказки воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? «Бременские музыканты», «Лягушка – путешественница»

В какой сказке подтверждается право на получение бесплатной медицинской помощи? «Айболит»

ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.

7. Заключительная часть. Презентация

Для того, чтобы узнать насколько вы усвоили материал нашего классного часа, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют

Б) Затрудняюсь ответить

В) Не существуют

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях

В) Абсолютно запрещено

3. Кем были созданы права человека?

А) народом

Б) государственной властью

В) сотрудниками полиции

4.Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) это право доступно для каждого ребенка

В) ни один ребенок не имеет такого права.

5.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это…

А) право учащихся

Б) обязанность учащихся

В) не то и не другое

    Давайте подведём итог:

В каком документе записаны права детей?

Какой организацией он был принят?

Какие права- положения из конвенции вы знаете?

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

(Что кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом, семьёй…)

А ещё? (Уважай свои и чужие права)

Использованные источники:

1. http://www.deti-66.ru

2. http://www.zavuch.info

3. http://www.proshkolu.ru

5.

6. http://festival.1september.ru/articles/524684/ Мороз Марина Николаевна, Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка";

7. http://festival.1september.ru/articles/104015/ Рыжова Клавдия Ивановна, Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF_%EE_%EF%F0%E0%E2%E0%F5_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0 Википедия, Конвенция о правах ребенка;

9. http://www.pravadetey.ru/ Права детей.

10. http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_deti_konvenzia Права детей

11. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г

Классный час на тему: "Права ребёнка"

Цель:

обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Ход занятия

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Учитель: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

Учитель: И темой нашего первого классного часа станет тема «Права ребёнка». То есть ваши права.

Учитель: - Что такое право ?/Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми/ Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

Учитель:

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.

Учитель: ребята, как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?

Учитель : достаточно долгим было детское бесправие. Долгим был и путь становления детского права.

* Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

* После Второй Мировой Войны ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

* Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире.

Однако декларация (лат. Declaratia - провозглашение ) не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.

С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна.

Конвенция - документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

В преамбуле ((франц. preambule, от позднелат. praeambulus - идущий впереди) в праве вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта, а также декларации или международного договора) напоминается, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании.

Учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признается важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране.

Учитель: ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

Учащиеся:

* Дети, оставшиеся без попечения родителей

* Безнадзорные и бездомные дети

* Дети-инвалиды

* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)

* Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)

* Дети - жертвы насилия

* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы

* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Учитель: мы с вами, ребята, выявили только несколько аспектов этой проблемы.

Но уже из услышанного видно как серьезно обстоят дела. И защищать права ребенка надо всему мировому сообществу в целом и каждому человеку в отдельности.

А теперь переходим к самой Конвенции, вернее к некоторым её статьям. Внимание на слайды.

Прочитаем по цепочке некоторые статьи Конвенции.

(Дети знакомятся со статьями Конвенции)

Учитель: Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/ Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения/

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? / Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

(Разбираем ряд ситуаций)

Ситуации:

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Учитель: Проведем еще одну игру «Права детей в сказке»

1.Персонажи каких сказок появляются на экране?
2.Как зовут персонажа?
3.Какие права персонажа не соблюдены?

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

КГОБУ Лесозаводская КШИ

Учитель: Потапова Мария Михайловна

Урок по обществознанию

«Права ребенка »

Цель : Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия «права» и «обязанности», показать единства права и обязанности, сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Задачи: Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в конвенции о правах ребенка; на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Давайте покажем, что мы уже взрослые, умные, дисциплинированные. Для этого вам надо хорошо себя вести, не кричать с места, вести себя достойно.

2. Звучит гимн России (слайд 1)

Ребята, что сейчас мы прослушали?

Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны - гимн России.

Сегодня у нас будет очень важный и серьёзный разговор.

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.

1. Отдых, перерыв между уроками. (перемена)

2. Если она крепкая,то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (дружба)

3. Основная деятельность учеников. (учеба)

4. Возможность выбирать, или когда человек не находится в заключении, под стражей. (свобода)

5. Синоним слово близкое по значению к слову «страна», где живут люди говорящие на одном языке, имеющие общие традиции. (государство)

Получилось ключевое слово «права».

Тема сегодняшнего урока (слайд 2)

"Права ребенка"

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Ещё реже думают о своих детях. Но в нашем мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.

В этом ему помогает Конституция РФ.

(слайд 3) Конституция РФ - основной закон в котором перечислены все наши права.

Главное право человека - право на жизнь. Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте,ребенка родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт- Петербурге в прошлом веке было очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям».

Сегодня вы живете с родителями или родственниками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защищать от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Конвенция - это соглашение между государствами, а их 61 государство, которые подписали конвенцию, т.е. согласились защищать права детей.

Запишите в тетрадь определение.

В этом документе записаны права детей всего мира. Этот документ приняла Организация Объединенных Наций, сокращенно ООН. Эта международная организация возникла после Второй мировой войны,которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы многих стран мира объединились в Организацию Народных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты,преступления,аварии, стихийные бедствия, эпидемии. Даже взрослы, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мировой жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребенка».

В Конвенции записано, что каждый человек до достижения 18 лет считается ребенком.

Какие же права детей вы знаете?

Давайте прочитаем эти права. (права написаны на доске)

В конвенции говорится, что каждый человек имеет право на имя. У каждого из вас есть имя!

Ребята, давайте поиграем.

- Игра «Имена»

Правила игры: Вы должны назвать своё имя и добавить к нему прилагательное, на ту же букву с какой начинается имя.

Я начинаю первой: Мария- мудрая

Ребята, а имеете ли вы право на свое имя? Как вы считаете? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе. Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии.

Правильно, семья новорожденного дает ему Фамилию, Имя, Отчество и эти сведения записывают в специальный документ: свидетельство о рождении. Это ваш первый документ.

А, что еще там записано? Кто знает? (родители)

Правильно. (слайд 5)

Ещё в свидетельстве о рождении записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся к юристу. (слайд 6)

- Консультация - это совет, разъяснение. Юристы- это люди, которые знают все законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

- Запишите определение в тетрадь.

- Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация»

Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права детей (некоторые из них написаны на доске)

К вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на конвенцию «О правах ребенка». Каждый ответ надо начинать так: «Согласно конвенции о правах ребенка».

- К нам обратился Маугли: Мне 17 лет, так получилось, что долгое время я жил в лесу вместе с дикими животными, птицами и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие права, как все дети?

Конечно имеете. Согласно конвенции о правах ребенка - ребенком является каждый человек до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

- Маугли: Но я не умею говорить человеческим голосом. Я говорю на языке птиц и зверей. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Согласно конвенции о правах ребенка никто не имеет право унижать ваше человеческое достоинство; не имеет право подвергать жестокому обращению, насилию, оскорблениям; вы имеете право на свободу перемещения, на медицинское обследование, образование, развитие своих способностей.

- Гарри Поттер , просит разъяснить такую ситуацию:

Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на личную жизнь и право переписки. Согласно конвенции о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?

Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? (ответы детей)

Почему права детей не всегда соблюдаются? (ответы детей)

Да, я согласна с вами, что многие взрослые считают детей маленькими, глупыми и взрослые поэтому не соблюдают права детей.

Ребята, у вас на партах лежат листочки с отрывком из произведения А.П. Чехова «Ванька». Я вам прочитаю отрывок,а вы подчеркните строчки, в которых говориться о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время. (слайд 6)

Прочитайте строчки из текста.

Какие права были нарушены? (жестокое обращение, плохое питание)

Ребята, вы должны знать, что у каждого ребенка есть право на защиту от насилия, жестокости. Это право означает, что никто не может издеваться над ребенком, причинять ему боль и страдания.

На помощь такому ребенку приходит государство. Существует отдел опеки и попечительства, социальные службы, которые помогают детям попавшим в трудную жизненную ситуацию.

(ответы детей)

Ребята, я предлагаю игру «Брей-ринг»

-Правила игры: На экране вы видите картинки к сказкам, которые вы хорошо знаете. Прежде чем начать игру, надо вспомнить о чем говорится в этих сказках. На партах настольные лампы, при готовом ответе включаете лампу. За правильный ответ получаете жетон, но ответ надо объяснить, какие права нарушены или каким правом пользуются сказочные герои.

- Вопросы: 1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,жизни и свободы? (Красная шапочка, Волк и семеро козлят)

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? (Зайка, из сказки «Зайкина избушка»)

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик»)

4. В какой сказке говорится о праве медицинской помощи? («Айболит»)

5. В какой сказке героиня воспользовалась правом свободного передвижения и выбором места жительства? («Лягушка путешественница»)

Молодцы, ребята! Работали дружно. Подсчитаем ваши жетоны.

Победила дружба!

У каждого человека не только права, но и обязанности.

Давайте их вспомним и прочитаем на слайде.

Детям и подросткам часто хочется стать взрослым, уйти от опеки старших. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

Здесь уже не взрослые нарушают права детей,а дети претендуют на роль взрослых забыв свои обязанности.

Запомните! Взаимопонимание,уважение прав друг друга - единственный способ решения любого конфликта.

Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Ребята, скажите каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партой в школе? Именно право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка.

Сейчас я прошу всех ребят письменно ответить на один вопрос:

Для чего вы должны знать свои права? Кто написал ответ, прикрепите свои листочки на плакат.

ВСЕ ВМЕСТЕ ЧИТАЮТ.

Спасибо за урок.Молодцы,сегодня хорошо работали все ребята.

Цель работы: научитьребёнказнать не толькосвои права, важно помнить о том, что кромеправ, у каждого человека есть и обязанности.

Организация объединенных наций Всеобщей дикларацией прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, вкючая надлежащуюправовую защиту, как до так и после рождения.

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 г. на Генеральной Ассамблее ООН. Конвенция была открыта для подписания 26 января 1990 г. Уже в этот первый день 61 страна подписала этот документ. Наша страна присоединилась к Конвенции 13 июля 1990 г. Этот наиважнейший документ вступил в силу 2 сентября 1990 г.
В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
Конвенцией ООН гарантируются следующие права:
. право на жизнь - рождение, проживание и доступные медицинские услуги;
. право на развитие - образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни;
. право на защиту - забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков;
. право на активное участие в жизни общества - обеспечение свободы слова, религии, совести

Права и обязанности подростков

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ ВСЕГО МИРА
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

- родительское воспитание;
- проживание со своими родителями и поддержание с ними контакта в случае разлучения;
- защиту от дурного обращения или отсутствия заботы со стороны родителей либо тех, кто должен обеспечить за ребенком уход.

ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ
Каждый ребенок имеет права на:
- жизнь и развитие;
- помощь государства в своем развитии;
- достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
- охрану здоровья, получение качественной медицинской помощи;
- особый уход в случае инвалидности, обеспечивающий сохранение чувства собственного достоинства и способствующий активному участию в жизни общества.

ПРАВО ДЕТЕЙ НА УЧЕБУ И ОТДЫХ
Каждый ребенок имеет права на:
- воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;
- поддержание своих национальных традиций, исповедание своей религии и общение на родном языке;
- бесплатное обязательное начальное образование;
- среднее и профессиональное образование;
- образование, которое обеспечивает: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме, готовит к активной самостоятельной жизни в свободном обществе, воспитывает уважение к своей семье, культурным традициям и языку своей страны, уважение к природе;
- получение информации, способствующей всестороннему развитию;
- отдых, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни общества.

ПРАВА ДЕТЕЙ НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ
Каждый ребенок имеет права на особую защиту:
- от любого вида опасности или насилия;
- от похищения;
- от злоупотребления наркотиками;
- от торговли детьми и эксплуатации детского труда;
- при любых формах притеснения в связи с различиями в цвете кожи, вероисповедании, имущественном положении и т.д.;
- при чрезвычайных ситуациях (вооруженных конфликтах, в случае разлучения семей или нахождения вне дома);
- когда ребенок вступает в конфликт с законом;
- когда ребенок становится беженцем;
- когда ребенок становится инвалидом.

С 14 лет - Четырнадцатилетний гражданин:
. имеет право на получение паспорта;
. дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
. может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
. вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;
. вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
.осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
. вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
. допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
. имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;
. несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке;
. может обучаться вождению мотоцикла;
. имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
. может вступать в молодежные общественные объединения;
. подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);
. подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда;
. может быть исключен из школы за нарушения.
имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).

С 16 лет - Шестнадцатилетний гражданин
. имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;
. несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
. может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
. может быть членом кооператива, акционерного общества;
. имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
. подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке;
. несет уголовную ответственность за любые преступления.

С 17 лет - Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

С 18 лет - Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Обязанности и ответственность.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанности?
(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

А у вас какие обязанности вы знаете?

ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Каждый ребенок обязан:
- Придерживаться общепринятых правил поведения;
- уважать права и культурную самобытность других;
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
- получать основное общее образование;
- соблюдать правила поведения, правила техники безопасности
и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;

Если обязанности не выполняются - наступает ответственность, ответственность по закону.

Кто знает, что это-ответственность?
У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Но поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечёт ответственность в административном или даже уголовном порядке.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ребенка .
Ребенок несет ответственность:
- перед своей совестью;
- перед родителями и лицами их заменяющими;
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;
- ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
Ребенок которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает :
- административная ответственность;
- дисциплинарная;
- ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы - исключение из школы;
- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- ответственность за возмещение причиненного вреда.
С 16 лет наступает :
- административная и полная уголовная ответственность.

Викторина «Знаю ли я свои права и обязанности?»
-На экране вы видите вопросы викторины, пожалуйста, если вы знаете ответ, поднимайте руку и отвечайте.

1.В каких документах говорится о правах и обязанностях ребенка?
Декларация прав человека,
Конвенция по правам ребенка,
Конституция Российской Федерации,
Устав школы.

2.Соотнесите дату и их значение
1 июня ----------- Международный день защиты детей
20 ноября ------ Всемирный день прав ребенка
12 декабря ------ День Конституции Российской Федерации

3.Выбери обязанности школьника:
1. Защищать свое Отечество
2. Добросовестно учиться
3. Беречь школьное имущество
4. Уважать участников и работников школы
5. Выполнять устав школы
6. Платить налоги
7. Выполнять правила внутреннего распорядка

4.Составьте правильно пословицы
Грамоте учиться - а потехе час
Делу время, всегда пригодится
Жить - суда боится
Правда родине служить
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи
Хочешь есть калачи - кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах?
n Грамоте учиться - всегда пригодится. Право на образование
n Делу - время, а потехе - час. Право на отдых
n Правда суда не боится. Право на защиту
n Дело мастера боится. Право на труд
n Жить - родине служить. Служить отчеству
n Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Право на труд

5.Тест.

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?
А) родители
Б) педагоги
В) полиция

С какого возраста подросток может устроиться на работу
А) с 14 лет
Б) с 15 лет
В) с 16 лет

В каком возрасте наступает уголовная ответственность
А) с 14 лет
Б) с 16 лет
В) с 18 лет

6.Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф
Конфискация имущества
Арест
Пожизненное лишение свободы
Обязательные работы
Исправительные работы
Лишение наград
Лишение свободы
Смертная казнь
Лишение права заниматься определенной деятельностью.

Представьте себе такую ситуацию.
. Из школы украден ноутбук учащимся 13 лет. Какую ответственность понесет подросток? (Административную, т.к. ему нет 14 лет)
. Ученики ст. классов распивали спиртное на улице во время проведения школьного вечера. Каковы юридические последствия этого правонарушения? (Административная ответственность)
. 15 летний подросток согласился постоять на страже, пока его друг будет обворовывать киоск, т.к. другу он должен 1000 руб. Какое наказание понесут подростки? (Уголовное)
. На уроке ученик мешает учителю, ученикам, швыряя ручки, бумагу, обзывая одноклассников. На замечания учителя не реагирует. Учитель вывел его из класса в кабинет завуча. Чьи права были нарушены? (Учителю он мешал выполнять его должностные обязанности, а учащимся заниматься делом. Следовательно, учитель прав, что изолировал ученика).
. Нецензурная брань в школе - это издержки культуры или проитвоправное деяние? (КоАП ст 20.1 мелкое хулиганство)
. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14 летний подросток, вымогавший деньги у младших школьников? (Да, ст. 20, 163 УК)
. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)

А теперь давайте еще раз пройдемся по вопросам.

1.На что имеет право каждый ребенок?
2.По вашему, какие основные права и обязанности подростков?
3.Знаете ли вы какие-либо законы, в которых упоминаются о ваших правах и обязанностях?
4.С какого возраста, по вашему, ребенок должен иметь права и обязанности, что и взрослые?
5. Что будет если человека наделить одними правами без обязанностей?

Подведение итогов .
Очень важно знать и уметь правильно воспользоваться своим правом для того, чтобы защитить свои интересы.
Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права. Каждое право порождает определенную обязанность. Права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу. Использование своих прав при отказе от исполнения своих обязанностей является злоупотреблением правами и скорее всего спровоцирует ограничение Ваших прав. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь, при условии, что знает, как этими правами следует воспользоваться

1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ученик
Папа, мама, ты и я -
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!



Просмотров