Практические работы по физике. Работа учащихся с приборами на уроках физики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Волжского Волгоградской области
Практические задачи по
физике для 7 класса
Составитель: Учитель физики
Патрина Е.Г.
20122013 уч. год
ПРЕДИСЛОВИЕ
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает
увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки
учащихся, включающей систему лабораторнопрактических заданий.
В предлагаемом учебнометодическом пособии приведены практические работы по
разделам курса физики за 7 класс. В работах обращается внимание на роль физики в
объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся
физике можно было полнее продемонстрировать ученикам взаимосвязь теоретической
и практической частей предмета. Ведь когда учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то
они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать
верное теоретическое объяснение. Это может являться показателем достаточно
полного владения материалом. Систематическое выполнение учащимися
экспериментальных практических работ способствует более осознанному и
конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике,
развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти
задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и
инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности.
Роль практических работ невозможно переоценить. Они позволяют познакомить
учащихся с экспериментальными методами познания в физике, с ролью эксперимента в
физических исследованиях (в итоге формируется научное мировоззрение). А также
способствуют формированию таких экспериментальных умений, как: наблюдение
явлений, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, анализ результатов,
способность устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п.
Практикоориентированные работы служат как для повторения изученного материала,
так и для знакомства с новыми явлениями. Так как не всегда в школьном кабинете
физики есть достаточное количество комплектов приборов и оборудования для
проведения лабораторных работ, то особенностью предлагаемых работ является тот
факт, что для их выполнения не требуется специального оборудования
В пособии представлены описания практических и лабораторных работ по физике для
учащихся 7 классов, которую я сама составила и использую в качестве
самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно
просты и могут быть выполнены или индивидуально или в группе.
При выполнении практической работы необходимо придерживаться следующих
правил:
1. Название практической работы
2. Цель работы..
3. Перечень используемых приборов и материалов. (оборудование)
4. Ход работы, в котором отображаются наблюдения учащихся. Можно ход работы
оформить в виде таблицы:
Действия
Наблюдения
Рисунок или фотография
В некоторых работах результаты представляют в виде графика, причем нанесенные
точки соединяются не ломаной кривой, а плавной линией, которая должна проходить в
границах погрешностей отдельных элементов.
5. Результаты вычислений, если такие имеются.
6. Вывод. Например, можно начать следующим образом: «На основе полученных
данных можно сделать следующие выводы: (и перечисляем к каким выводам в
результате проделанной работе вы пришли)».
Вывод можно сделать в творческой форме, например стихотворной (синквейн,)
7. Все практические работы оформляются в программе PowerPoint и оцениваются
учителем.
Синквейн
Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких
выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять».
Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы).
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
(чувства одной фразой).
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Закон тяготения
1. Ньтоновский, всемирный.
2. Удерживает, притягивает, способствует падению.
3. Помогает познать строение Вселенной.
4. Гравитация.
Практическая работа №
Тема:
Цель:
Оборудование:
Ход работы:
Практическая работа №1
Тема: Строение вещества. Молекулы
Цель: проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких
частиц.
Оборудование:
мензурка с водой или стакан с водой
пробирка с кристалликами перманганата калия(марганцовка)
пробирки с водой – 3 шт или стаканы с водой
стеклянная палочка или ложка
Ход работы:
1 Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду
стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.
2 Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой
водой и запишите свои наблюдения.
3 Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и
снова опишите свои наблюдения.
4 Сделайте зарисовку окрашенной воды во всех трех случаях
5 Сделайте вывод о достоверности выдвинутой гипотезы
Практическая работа №2
Тема: Взаимодействие между молекулами
Цель: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.
Оборудование:
2 стакана с водой,
2 пакетика чая,
Яблоко
песок
холодильник.
Часть 1
Ход работы:
1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки.
Почему нижняя половина отпадает?
2. Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно
блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее
помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?
3. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали
отличаться пальцы после этого опыта? Почему?
4. Сделайте вывод
Часть 2
Тема: Явление смачивания и несмачивания
Цель: Наблюдение явлений смачивания и несмачивания водой различных
поверхностей
Оборудование: кусочек кожи, лист бумаги, жирная поверхность, пипетка, блюдце,
подсолнечное масло
Ход работы
1. Возьмите лист бумаги и с помощью пипетки капните на нее воду
2. Затем в блюдце налейте немного подсолнечного масла и повторите опыт.
3. Возьмите кусочек кожи и снова повторите опыт. Опишите свои наблюдения во
всех случаях.
4. Сделайте вывод
Практическая работа №3
Часть 1
Тема Диффузия в газах и жидкостях
Цель наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в
газе.
Оборудование:
флакон духов,
кусочек ваты,
пробирка с кристаллами перманганата калия,
мензурка с водой,
лист бумаги,
стеклянная трубка.
Ход работы:
1 Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите
его на стол. Опишите свои наблюдения
2 На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в
середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите
свои наблюдения.
3 Сделайте вывод:
Часть 2
Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и
смешивающихся веществ.
Оборудование
2 стакана с водой,
2 пакетика чая,
холодильник.
Ход работы.
1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема.
2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
3. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в
результатах опыта. Объясни результаты.
5. Сделайте вывод:
Практическая работа №4
Тема: Инерция. Инертность тел
Цель: наблюдение явления инерции
Оборудование: стакан с водой, спичечный коробок, линейка, две одинаковые банки из
под кофе: одна пустая, а другая с песком., рулетка.
Часть 1
Ход работы
1. Стакан с водой ставим на спичечный коробок.
2. Резким ударом линейки коробок выбиваем изпод сосуда. Стакан оказывается
на столе на месте коробка. Опишите свои наблюдения
Часть 2
Ход работы:
1. Установите с помощью книг две наклонные плоскости под одинаковым
углом
2. Отпустите одновременно две банки. Опишите свои наблюдения Ответьте на
вопрос:
3. Какая из банок, пустая или с песком проедет большее расстояние по
горизонтали.
4. Затем на горизонтальную поверхность насыпьте немного песка. Опыт
повторите. Опишите свои наблюдения
5. Сделайте вывод
Практическая работа №5
Тема: Трение
Цель: Пронаблюдать трение покоя и трение скольжения
Оборудование: ложка, яблоко, пенал, полотенце, книги, гладкий поднос
Ход работы:
1. Установите с помощью книг наклонную плоскость малого угла.
2. На поверхность книг поочередно кладите яблоко, пенал, ложку. Опишите свои
наблюдения.(добейтесь положения,чтобы тела удерживались на повехности)
3. Увеличьте угол наклона и повторите опыт. Опишите свои наблюдения
4. Затем, не меняя угол наклона, накройте книги полотенцем и посмотрите, будут
ли скользить предметы, при установленном наклоне. Опишите свои наблюдения
Задание по программированию на языке QBasic.
Задание в СУБД MS Access
В соответствие с таблицей 1 выбирается номер варианта. Задача выполняется в MS Access в соответствии с примером.
Вариант 1
1. Создать таблицу: Количество продукции
2. Создать таблицу: Полная себестоимость продукции
Код продукции ).
Себестоимость продукции
Себестоимость единицы продукции: Полная себестоимость / Количество
6. По запросу создать отчет Себестоимость продукции (Итог по полю: Полная себестоимость).
Вариант 2
1. Создать таблицу: Посевная площадь
2. Создать таблицу: Валовой сбор
3. Создать формы для созданных таблиц.
4. Создать схему данных (связь по полю Код культуры ).
Сервис → Схема данных
5. На основании таблиц создать запрос: Урожайность культур
Урожайность: Валовой сбор / Посевная площадь
6. По запросу создать отчет Урожайность культур (Итог по полю: Посевная площадь).
Вариант 3
1. Создать таблицу: Количество продукции
2. Создать таблицу: Общая стоимость
Стоимость единицы продукции: Общая стоимость / Количество продукции
6. По запросу создать отчет (Итог по полю: Общая стоимость).
Вариант 4
1. Создать таблицу: Основная зарплата
2. Создать таблицу: Дополнительная зарплата
3. Создать формы для созданных таблиц.
4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).
5. На основании таблиц создать запрос:
Итого: Основная зарплата + Дополнительная зарплата
6. По запросу создать отчет Расчет суммы заработной платы (Итог по полю: Итого).
Вариант 5
1. Создать таблицу: Количество продукции
2. Создать таблицу: Стоимость продукции
Стоимость единицы продукции: Стоимость продукции / Количество продукции
6. По запросу создать отчет Расчет стоимости единицы продукции (Итог по полю: Стоимость продукции).
Вариант 6
1. Создать таблицу: Список сотрудников
2. Создать таблицу: Отработано часов
3. Создать формы для созданных таблиц.
4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).
5. На основании таблиц создать запрос: Расчет суммы заработной платы
Сумма: Отработано часов * Тарифная ставка
6. По запросу создать отчет Расчет суммы заработной платы (Итоги по полям: Отработано часов, Сумма).
Вариант 7
1. Создать таблицу: Сотрудники
2. Создать таблицу: Оклад
3. Создать формы для созданных таблиц.
4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).
5. На основании таблиц создать запрос: Расчет оплаты сотрудникам
Налог: Оклад * 0,13
Сумма выплаты: Оклад – Налог
6. По запросу создать отчет Расчет оплаты сотрудникам (Итоги по полям: Оклад, Налог, Сумма выплаты).
Вариант 8
1. Создать таблицу: Плановый выход продукции
2. Создать таблицу: Фактический выход продукции
Отклонение: Фактический выход – плановый выход продукции
6. По запросу создать отчет Отклонение от плана по выходу продукции
Вариант 9
1. Создать таблицу: Количество тракторов
2. Создать таблицу: Коэффициент перевода в условные
3. Создать формы для созданных таблиц.
4. Создать схему данных (связь по полю Код трактора ).
5. На основании таблиц создать запрос:
Количество условных тракторов:Количество * Коэффициент перевода
6. По запросу создать отчет Определение количества условных тракторов (Итог по полю: Количество условных тракторов).
Вариант 10
1. Создать таблицу: Удобряемая площадь
2. Создать таблицу: Норма внесения удобрений
3. Создать формы для созданных таблиц.
4. Создать схему данных (связь по полю Код культуры ).
5. На основании таблиц создать запрос: Потребность хозяйства в удо брениях
Потребность: Удобряемая площадь * Норма внесения удобрений
6. По запросу создать отчет Потребность хозяйства в удобрениях (Итоги по полям: Удобряемая площадь, Потребность).
Вариант 11
1. Создать таблицу: Список сотрудников
2. Создать таблицу: Оклад
3. Создать формы для созданных таблиц.
4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).
5. На основании таблиц создать запрос:
Премия: Оклад * 0,5
Сумма всего: Оклад + Премия
6. По запросу создать отчет Расчет оплаты труда сотрудникам (Итоги по полям: Оклад, Премия, Сумма всего).
Вариант 12
1. Создать таблицу: Произведено кормов
3. Создать формы для созданных таблиц.
4. Создать схему данных (связь по полю Код кормов ).
5. На основании таблиц создать запрос: Соотношение производства кормов и их потребности
2. Создать таблицу: Цена ГСМ
Стоимость ГСМ: Количество * Цена
6. По запросу создать отчет Расчет стоимости горючих и смазочных материалов (Итог по полю: Стоимость ГСМ).
Вариант 14
1. Создать таблицу: Список сотрудников
2. Создать таблицу: Оклад
3. Создать формы для созданных таблиц.
4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).
5. На основании таблиц создать запрос: Расчет оплаты сотрудникам
Налог: Оклад * 0,13
Сумма выплаты: Оклад – Налог
6. По запросу создать отчет Расчет оплаты сотрудникам (Итоги: Оклад, Налог, Сумма выплаты).
Вариант 15
1. Создать таблицу: Объем выполненных работ
2. Создать таблицу: Расценок
3. Создать схему данных (связь по полю Код видов работ ).
4. На основании 2-х таблиц создать запрос: Стоимость видов работ
Стоимость работ: Объем выполненных работ * Расценок за ед. выполненных работ
5. По запросу создать отчет Стоимость видов работ (Итоги: Стоимость работ).
Пример выполнения задания:
1. Создать таблицу: Список сотрудников
3. Создать формы для созданных таблиц.
4. Создать схему данных (связь по полю Код ).
5. На основании таблиц создать запрос: Расчет подоходного налога
Подоходный налог: Оклад * 0,13
6. По запросу создать отчет Расчет подоходного налога (Итог по полю: Оклад, Подоходный налог).
Решение:
1. Создать файл базы данных.
2. Создать с помощью Конструктора таблицу Список сотрудников:
4. Аналогично создать таблицу Оклад.
5. В режиме Мастера создать формы для таблиц и ввести данные в таблицы.
6. Создать схему данных, выбрав вкладку Работа с базами данных – Схема данных.
Появится окно добавление таблицы:
Добавить таблицы и связать их по полю Код.
7. На основании таблиц в режиме Конструктор создать запрос: Расчет подоходного налога .
8. Добавить новое поле Подоходный налог и ввести формулу с помощью построителя:
9. В итоге получим следующее:
10. На основании запроса в режиме Мастера создадим отчет Расчет подоходного налога .
11. В режиме конструктора отредактируем отчёт, добавив итоги для полей Оклад и Подоходный налог. Для этого откроем созданный отчёт в режиме Конструктора, щелкнув на нём правой кнопкой и выбрав Конструктор.
12. Расширим поле примечание отчёта и добавим новое поле, нажав на кнопке ab| и отпустив её в нужном месте на поле Примечание отчёта.
Появится поле свободный:
Необходимо ввести формулу:
13. После сохранения отчёта, открыть его в режиме просмотра:
В соответствие с таблицей 1 выбирается номер варианта. Задачи выполняются в соответствии с примером.
Вариант 1
y: .
2. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значения y: при а >0 и при а £ 0 .
3. Составить схему алгоритма и программу для определения значений х: при изменении y от у -начального до у -конечного с шагом h .
4. Составить схему алгоритма и программу вычисления среднего арифметического положительных элементов массива B .
Вариант 2
1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения .
а: при b >0 и при b £ 0 .
b: при изменении a от а -начального до а -конечного с шагом h.
4. Составить схему алгоритма и программу для определения количества отрицательных элементов в массиве K .
Вариант 3
1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у : .
у : при а >0 и при а £ 0 .
3. Составить схему алгоритма и программу вычислений значений m : при изменении переменной a от а- начального до а -конечного с шагом h.
4. Составить схему алгоритма и программу определения количества положительных и отрицательных элементов в массиве из В .
Вариант 4
1. Составить схему алгоритма и программу расчета .
у: при х >0 и при х£0 .
у : при изменении x от x- начального до x- конечного с шагом h.
4. Составить схему алгоритма и программу для вывода элементов одномерного массива A , значение которых больше 25.
Вариант 5
1. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значений у: .
2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х : при a>0 и при a£0 .
3. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значений у: при изменении x от x- начального до x- конечного с шагом h .
4. Составить схему алгоритма и программу подсчета результатов от деления двух массивов A, B , результат записать в массив C .
Вариант 6
1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х : .
2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: при c£0 и при c>0 .
3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений с: при изменении а от а -начального до а -конечного с шагом h .
4. Составить схему алгоритма и программу определения положительных элементов в массиве A .
Вариант 7
1. Составить схему алгоритма и программу вычисления .
2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: при m£0 и при m>0 .
3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений n : при изменении а от а- начального до а -конечного с шагом h .
4. Составить схему алгоритма и программу по расчету суммы элементов массива X.
Вариант 8
1. Составить схему алгоритма и программу определения .
2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения а: при x>0 и при x £ 0 .
3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений l: при изменении b от b -начального до b -конечного с шагом h .
Y значения которых меньше 15 .
Вариант 9
1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения с : . Исходные данные и результат выдать на печать.
2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения с : при x£0 и при x>0 .
3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений у: при изменении переменной b от b -начального до b -конечного с шагом h .
4. Составить схему алгоритма и программу вычисления произведения положительных элементов массива C .
Вариант 10
1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения т: .
2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х: при b£0 и при b>0 .
3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений х: при изменении у от у -начального до у -конечного с шагом h .
4. Составить схему алгоритма и программу выбора из массива A чисел больше 5.
Вариант 11
1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: .
2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения x: если d>0 и если d£0 .
3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: при изменении переменной b от b -начального до b -конечного с шагом h .
4. Составить схему алгоритма и программу определения элементов массива C , значения которых больше 9 .
Вариант 12
1. Составить схему алгоритма и программу определения значения k: .
2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х: при y£0 и при y>0 .
3. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значения k: при изменении x от x -начального до x -конечного с шагом h .
4. Составить схему алгоритма и программу вычисления произведения элементов массива X .
Вариант 13
1. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значения с: .
2. Составить схему алгоритма и программу вычислений значения х: при z>0 и при z≤0 .
3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений s: при изменении переменной x от x -начального до x -конечного с шагом h .
4. Составить схему алгоритма и программу вычисления произведения элементов двух массивов X и B . Произведение записать в массив K .
Вариант 14
1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: .
2. Составить схему алгоритма и программу определения значения у : при b >0 и при b£ 0 .
3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений а: , при изменении переменной у от у -начального до у -конечного с шагом h .
4. Составить схему алгоритма и программу вычисления суммы отрицательных элементов массива A .
Вариант 15
у: .
2. Составить схему алгоритма и программу вычисления у: при х >0 и при х£0 .
3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений z: , где переменная x меняется от x -начального до x -конечного с шагом h.
4. Составить схему алгоритма и программу определения количества положительных и отрицательных элементов в массиве B .
Пример:
1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений у: .
2. Составить схему алгоритма и программу вычисления у: при х >0 и при х£0 .N |
I=1 |
X(i) |
X(i)<0 |
X(i) |
i=i+1 |
i≤N |
Конец |