Практические работы по физике. Работа учащихся с приборами на уроках физики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Волжского Волгоградской области
Практические задачи по
физике для 7 класса
Составитель: Учитель физики
Патрина Е.Г.

2012­2013 уч. год
ПРЕДИСЛОВИЕ
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает
увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки
учащихся, включающей систему лабораторно­практических заданий.
В предлагаемом учебно­методическом пособии приведены практические работы по
разделам курса физики за 7 класс. В работах обращается внимание на роль физики в
объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся
физике можно было полнее продемонстрировать ученикам взаимосвязь теоретической
и практической частей предмета. Ведь когда учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то
они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать
верное теоретическое объяснение. Это может являться показателем достаточно
полного владения материалом. Систематическое выполнение учащимися
экспериментальных практических работ способствует более осознанному и
конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике,
развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти
задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и
инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности.
Роль практических работ невозможно переоценить. Они позволяют познакомить
учащихся с экспериментальными методами познания в физике, с ролью эксперимента в
физических исследованиях (в итоге формируется научное мировоззрение). А также
способствуют формированию таких экспериментальных умений, как: наблюдение
явлений, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, анализ результатов,
способность устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п.
Практико­ориентированные работы служат как для повторения изученного материала,
так и для знакомства с новыми явлениями. Так как не всегда в школьном кабинете
физики есть достаточное количество комплектов приборов и оборудования для

проведения лабораторных работ, то особенностью предлагаемых работ является тот
факт, что для их выполнения не требуется специального оборудования
В пособии представлены описания практических и лабораторных работ по физике для
учащихся 7 классов, которую я сама составила и использую в качестве
самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно
просты и могут быть выполнены или индивидуально или в группе.

При выполнении практической работы необходимо придерживаться следующих
правил:
1. Название практической работы
2. Цель работы..
3. Перечень используемых приборов и материалов. (оборудование)
4. Ход работы, в котором отображаются наблюдения учащихся. Можно ход работы
оформить в виде таблицы:
Действия
Наблюдения
Рисунок или фотография
В некоторых работах результаты представляют в виде графика, причем нанесенные
точки соединяются не ломаной кривой, а плавной линией, которая должна проходить в
границах погрешностей отдельных элементов.
5. Результаты вычислений, если такие имеются.
6. Вывод. Например, можно начать следующим образом: «На основе полученных
данных можно сделать следующие выводы: (и перечисляем к каким выводам в
результате проделанной работе вы пришли)».
Вывод можно сделать в творческой форме, например стихотворной (синквейн,)
7. Все практические работы оформляются в программе PowerPoint и оцениваются
учителем.
Синквейн
Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких
выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять».
Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы).
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
(чувства одной фразой).
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Закон тяготения
1. Ньтоновский, всемирный.
2. Удерживает, притягивает, способствует падению.
3. Помогает познать строение Вселенной.
4. Гравитация.
Практическая работа №
Тема:
Цель:
Оборудование:
Ход работы:

Практическая работа №1
Тема: Строение вещества. Молекулы
Цель: проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких
частиц.
Оборудование:
 мензурка с водой или стакан с водой
 пробирка с кристалликами перманганата калия(марганцовка)
 пробирки с водой – 3 шт или стаканы с водой
 стеклянная палочка или ложка
Ход работы:
1 Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду
стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.
2 Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой
водой и запишите свои наблюдения.
3 Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и
снова опишите свои наблюдения.
4 Сделайте зарисовку окрашенной воды во всех трех случаях
5 Сделайте вывод о достоверности выдвинутой гипотезы
Практическая работа №2
Тема: Взаимодействие между молекулами
Цель: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.
Оборудование:
 2 стакана с водой,
 2 пакетика чая,
 Яблоко
 песок

 холодильник.
Часть 1
Ход работы:
1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки.
Почему нижняя половина отпадает?
2. Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно
блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее
помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?
3. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали
отличаться пальцы после этого опыта? Почему?
4. Сделайте вывод

Часть 2
Тема: Явление смачивания и несмачивания
Цель: Наблюдение явлений смачивания и несмачивания водой различных
поверхностей
Оборудование: кусочек кожи, лист бумаги, жирная поверхность, пипетка, блюдце,
подсолнечное масло
Ход работы
1. Возьмите лист бумаги и с помощью пипетки капните на нее воду
2. Затем в блюдце налейте немного подсолнечного масла и повторите опыт.
3. Возьмите кусочек кожи и снова повторите опыт. Опишите свои наблюдения во
всех случаях.
4. Сделайте вывод
Практическая работа №3
Часть 1
Тема Диффузия в газах и жидкостях
Цель наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в
газе.

Оборудование:
 флакон духов,
 кусочек ваты,
 пробирка с кристаллами перманганата калия,
 мензурка с водой,
 лист бумаги,
 стеклянная трубка.
Ход работы:
1 Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите
его на стол. Опишите свои наблюдения
2 На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в
середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите
свои наблюдения.
3 Сделайте вывод:
Часть 2
Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и
смешивающихся веществ.
Оборудование
 2 стакана с водой,
 2 пакетика чая,
 холодильник.
Ход работы.
1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема.
2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
3. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в
результатах опыта. Объясни результаты.
5. Сделайте вывод:
Практическая работа №4
Тема: Инерция. Инертность тел

Цель: наблюдение явления инерции
Оборудование: стакан с водой, спичечный коробок, линейка, две одинаковые банки из­
под кофе: одна­ пустая, а другая с песком., рулетка.
Часть 1
Ход работы
1. Стакан с водой ставим на спичечный коробок.
2. Резким ударом линейки коробок выбиваем из­под сосуда. Стакан оказывается
на столе на месте коробка. Опишите свои наблюдения
Часть 2
Ход работы:
1. Установите с помощью книг две наклонные плоскости под одинаковым
углом
2. Отпустите одновременно две банки. Опишите свои наблюдения Ответьте на
вопрос:
3. Какая из банок, пустая или с песком проедет большее расстояние по
горизонтали.
4. Затем на горизонтальную поверхность насыпьте немного песка. Опыт
повторите. Опишите свои наблюдения
5. Сделайте вывод
Практическая работа №5
Тема: Трение
Цель: Пронаблюдать трение покоя и трение скольжения
Оборудование: ложка, яблоко, пенал, полотенце, книги, гладкий поднос
Ход работы:
1. Установите с помощью книг наклонную плоскость малого угла.
2. На поверхность книг поочередно кладите яблоко, пенал, ложку. Опишите свои
наблюдения.(добейтесь положения,чтобы тела удерживались на повехности)
3. Увеличьте угол наклона и повторите опыт. Опишите свои наблюдения
4. Затем, не меняя угол наклона, накройте книги полотенцем и посмотрите, будут
ли скользить предметы, при установленном наклоне. Опишите свои наблюдения

Задание по программированию на языке QBasic.

Задание в СУБД MS Access

В соответствие с таблицей 1 выбирается номер варианта. Задача выполняется в MS Access в соответствии с примером.

Вариант 1

1. Создать таблицу: Количество продукции

2. Создать таблицу: Полная себестоимость продукции

Код продукции ).

Себестоимость продукции

Себестоимость единицы продукции: Полная себестоимость / Количество

6. По запросу создать отчет Себестоимость продукции (Итог по полю: Полная себестоимость).

Вариант 2

1. Создать таблицу: Посевная площадь

2. Создать таблицу: Валовой сбор

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Код культуры ).

Сервис → Схема данных

5. На основании таблиц создать запрос: Урожайность культур

Урожайность: Валовой сбор / Посевная площадь

6. По запросу создать отчет Урожайность культур (Итог по полю: Посевная площадь).

Вариант 3

1. Создать таблицу: Количество продукции

2. Создать таблицу: Общая стоимость

Стоимость единицы продукции: Общая стоимость / Количество продукции

6. По запросу создать отчет (Итог по полю: Общая стоимость).



Вариант 4

1. Создать таблицу: Основная зарплата

2. Создать таблицу: Дополнительная зарплата

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).

5. На основании таблиц создать запрос:

Итого: Основная зарплата + Дополнительная зарплата

6. По запросу создать отчет Расчет суммы заработной платы (Итог по полю: Итого).

Вариант 5

1. Создать таблицу: Количество продукции

2. Создать таблицу: Стоимость продукции

Стоимость единицы продукции: Стоимость продукции / Количество продукции

6. По запросу создать отчет Расчет стоимости единицы продукции (Итог по полю: Стоимость продукции).

Вариант 6

1. Создать таблицу: Список сотрудников

2. Создать таблицу: Отработано часов

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).

5. На основании таблиц создать запрос: Расчет суммы заработной платы

Сумма: Отработано часов * Тарифная ставка

6. По запросу создать отчет Расчет суммы заработной платы (Итоги по полям: Отработано часов, Сумма).

Вариант 7

1. Создать таблицу: Сотрудники

2. Создать таблицу: Оклад

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).

5. На основании таблиц создать запрос: Расчет оплаты сотрудникам

Налог: Оклад * 0,13

Сумма выплаты: Оклад – Налог

6. По запросу создать отчет Расчет оплаты сотрудникам (Итоги по полям: Оклад, Налог, Сумма выплаты).

Вариант 8

1. Создать таблицу: Плановый выход продукции

2. Создать таблицу: Фактический выход продукции

Отклонение: Фактический выход – плановый выход продукции

6. По запросу создать отчет Отклонение от плана по выходу продукции

Вариант 9

1. Создать таблицу: Количество тракторов

2. Создать таблицу: Коэффициент перевода в условные

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Код трактора ).

5. На основании таблиц создать запрос:

Количество условных тракторов:Количество * Коэффициент перевода

6. По запросу создать отчет Определение количества условных тракторов (Итог по полю: Количество условных тракторов).

Вариант 10

1. Создать таблицу: Удобряемая площадь

2. Создать таблицу: Норма внесения удобрений

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Код культуры ).

5. На основании таблиц создать запрос: Потребность хозяйства в удо брениях

Потребность: Удобряемая площадь * Норма внесения удобрений

6. По запросу создать отчет Потребность хозяйства в удобрениях (Итоги по полям: Удобряемая площадь, Потребность).

Вариант 11

1. Создать таблицу: Список сотрудников

2. Создать таблицу: Оклад

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).

5. На основании таблиц создать запрос:

Премия: Оклад * 0,5

Сумма всего: Оклад + Премия

6. По запросу создать отчет Расчет оплаты труда сотрудникам (Итоги по полям: Оклад, Премия, Сумма всего).

Вариант 12

1. Создать таблицу: Произведено кормов

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Код кормов ).

5. На основании таблиц создать запрос: Соотношение производства кормов и их потребности

2. Создать таблицу: Цена ГСМ

Стоимость ГСМ: Количество * Цена

6. По запросу создать отчет Расчет стоимости горючих и смазочных материалов (Итог по полю: Стоимость ГСМ).

Вариант 14

1. Создать таблицу: Список сотрудников

2. Создать таблицу: Оклад

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).

5. На основании таблиц создать запрос: Расчет оплаты сотрудникам

Налог: Оклад * 0,13

Сумма выплаты: Оклад – Налог

6. По запросу создать отчет Расчет оплаты сотрудникам (Итоги: Оклад, Налог, Сумма выплаты).

Вариант 15

1. Создать таблицу: Объем выполненных работ

2. Создать таблицу: Расценок

3. Создать схему данных (связь по полю Код видов работ ).

4. На основании 2-х таблиц создать запрос: Стоимость видов работ

Стоимость работ: Объем выполненных работ * Расценок за ед. выполненных работ

5. По запросу создать отчет Стоимость видов работ (Итоги: Стоимость работ).

Пример выполнения задания:

1. Создать таблицу: Список сотрудников

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Код ).

5. На основании таблиц создать запрос: Расчет подоходного налога

Подоходный налог: Оклад * 0,13

6. По запросу создать отчет Расчет подоходного налога (Итог по полю: Оклад, Подоходный налог).

Решение:

1. Создать файл базы данных.

2. Создать с помощью Конструктора таблицу Список сотрудников:

4. Аналогично создать таблицу Оклад.

5. В режиме Мастера создать формы для таблиц и ввести данные в таблицы.

6. Создать схему данных, выбрав вкладку Работа с базами данных – Схема данных.

Появится окно добавление таблицы:

Добавить таблицы и связать их по полю Код.

7. На основании таблиц в режиме Конструктор создать запрос: Расчет подоходного налога .

8. Добавить новое поле Подоходный налог и ввести формулу с помощью построителя:

9. В итоге получим следующее:

10. На основании запроса в режиме Мастера создадим отчет Расчет подоходного налога .

11. В режиме конструктора отредактируем отчёт, добавив итоги для полей Оклад и Подоходный налог. Для этого откроем созданный отчёт в режиме Конструктора, щелкнув на нём правой кнопкой и выбрав Конструктор.

12. Расширим поле примечание отчёта и добавим новое поле, нажав на кнопке ab| и отпустив её в нужном месте на поле Примечание отчёта.

Появится поле свободный:

Необходимо ввести формулу:

13. После сохранения отчёта, открыть его в режиме просмотра:

В соответствие с таблицей 1 выбирается номер варианта. Задачи выполняются в соответствии с примером.

Вариант 1

y: .

2. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значения y: при а >0 и при а £ 0 .

3. Составить схему алгоритма и программу для определения значений х: при изменении y от у -начального до у -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу вычисления среднего арифметического положительных элементов массива B .

Вариант 2

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения .

а: при b >0 и при b £ 0 .

b: при изменении a от а -начального до а -конечного с шагом h.

4. Составить схему алгоритма и программу для определения количества отрицательных элементов в массиве K .

Вариант 3

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у : .

у : при а >0 и при а £ 0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычислений значений m : при изменении переменной a от а- начального до а -конечного с шагом h.

4. Составить схему алгоритма и программу определения количества положительных и отрицательных элементов в массиве из В .

Вариант 4

1. Составить схему алгоритма и программу расчета .

у: при х >0 и при х£0 .

у : при изменении x от x- начального до x- конечного с шагом h.

4. Составить схему алгоритма и программу для вывода элементов одномерного массива A , значение которых больше 25.

Вариант 5

1. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значений у: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х : при a>0 и при a£0 .

3. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значений у: при изменении x от x- начального до x- конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу подсчета результатов от деления двух массивов A, B , результат записать в массив C .

Вариант 6

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х : .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: при c£0 и при c>0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений с: при изменении а от а -начального до а -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу определения положительных элементов в массиве A .

Вариант 7

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: при m£0 и при m>0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений n : при изменении а от а- начального до а -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу по расчету суммы элементов массива X.

Вариант 8

1. Составить схему алгоритма и программу определения .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения а: при x>0 и при x £ 0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений l: при изменении b от b -начального до b -конечного с шагом h .

Y значения которых меньше 15 .

Вариант 9

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения с : . Исходные данные и результат выдать на печать.

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения с : при x£0 и при x>0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений у: при изменении переменной b от b -начального до b -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу вычисления произведения положительных элементов массива C .

Вариант 10

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения т: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х: при b£0 и при b>0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений х: при изменении у от у -начального до у -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу выбора из массива A чисел больше 5.

Вариант 11

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения x: если d>0 и если d£0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: при изменении переменной b от b -начального до b -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу определения элементов массива C , значения которых больше 9 .

Вариант 12

1. Составить схему алгоритма и программу определения значения k: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х: при y£0 и при y>0 .

3. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значения k: при изменении x от x -начального до x -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу вычисления произведения элементов массива X .

Вариант 13

1. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значения с: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычислений значения х: при z>0 и при z≤0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений s: при изменении переменной x от x -начального до x -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу вычисления произведения элементов двух массивов X и B . Произведение записать в массив K .

Вариант 14

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: .

2. Составить схему алгоритма и программу определения значения у : при b >0 и при b£ 0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений а: , при изменении переменной у от у -начального до у -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу вычисления суммы отрицательных элементов массива A .

Вариант 15

у: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления у: при х >0 и при х£0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений z: , где переменная x меняется от x -начального до x -конечного с шагом h.

4. Составить схему алгоритма и программу определения количества положительных и отрицательных элементов в массиве B .

Пример:

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений у: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления у: при х >0 и при х£0 .


N
I=1
X(i)

X(i)<0
X(i)

i=i+1
i≤N
Конец


Просмотров