Повышение вознаграждения адвокатам в году. Индексация откладывается. Сколько стоит бесплатный адвокат

16 октября 2017 г. президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко направил в Министерство финансов РФ письмо о мерах по оплате труда адвокатов, участвующих в уголовных делах по назначению.

Читайте также

Прорыв в переговорах с Минфином

ФПА РФ достигла договоренности о создании отдельного кода бюджетной классификации для финансирования защиты по назначению

В своем обращении к заместителю министра финансов РФ Алексею Лаврову президент ФПА РФ напомнил о достигнутом 23 мая 2017 г. в ходе переговоров между Минфином России и ФПА РФ соглашении , связанном с изменением механизма финансового обеспечения защиты по назначению, который исключил бы перебои с выплатами, а также сделал бы невозможным или затруднил манипулирование со стороны довольствующих органов средствами, выделенными на оплату труда адвокатов. В соответствии с договоренностями этому должно способствовать введение для каждого главного распорядителя бюджетных средств отдельных кодов бюджетной классификации для финансирования расходов, предусмотренных на защиту по назначению.

Юрий Пилипенко сообщил, что по результатам мониторинга ситуации с оплатой труда адвокатов по назначению было выявлено, что на 30 сентября 2017 г. общая сумма задолженности перед адвокатами в 43 субъектах РФ составила 160,8 млн рублей, из которых большая часть, 118,6 млн рублей, приходится на органы МВД России. Кроме того, он указал на то, что в адвокатских палатах некоторых регионов ситуация стала критической и это привело к обращениям в прокуратуру и Правительство РФ, а также к решениям о приостановке приема новых поручений на защиту по уголовным делам по назначению органов дознания, следствия и суда.

В связи с этим президент ФПА РФ просил ускорить рассмотрение вопроса о введении для каждого главного распорядителя бюджетных средств отдельных кодов бюджетной классификации для финансирования расходов, предусмотренных на защиту по назначению. Юрий Пилипенко просил принять незамедлительные меры по выделению соответствующих лимитов бюджетных средств для погашения имеющейся задолженности и выделить необходимые средства для обеспечения текущих платежей.

28 ноября 2017 г. Федеральная палата адвокатов РФ получила ответ Минфина России. Министерство сообщило, что с 2018 г. расходы федерального бюджета на вознаграждения защитников по назначению будут отражаться на отдельном направлении расходов «Выплаты адвокатам, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда». Как подчеркнули в ведомстве, это «позволит в полной мере обеспечить обособленность и прозрачность как в рамках расходов по закупке услуг, так и в рамках процессуальных издержек». Отмечается, что перераспределение средств с данного направления расходов может быть осуществлено только посредством внесения соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета.

Что касается вопросов увеличения объемов бюджетных ассигнований на вознаграждение адвокатов по назначению и погашения задолженности перед ними, Минфин России указал, что планирование и определение приоритетных направлений расходования средств федерального бюджета отнесено к полномочиям главных распорядителей бюджетных средств. «На недостаточность средств для исполнения в полном объеме соответствующих обязательств в 2017 году указало только МВД России. В этой связи в 2017 году МВД России предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на указанные цели в объеме 1599,8 млн рублей», – сообщается в ответе Министерства финансов РФ.

Российские адвокаты обратились к руководству страны с просьбой повысить оплату их услуг почти в шесть раз.

Совет Федеральной палаты адвокатов настаивает, что за свой труд адвокат должен получать 3 тыс. рублей за один день участия в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве. Другой вариант - переход на почасовую оплату труда адвоката с минимальной ставкой вознаграждения не менее 700 рублей в час. Причем такой размер вознаграждения может в определенных случаях увеличиваться, например за работу в выходные дни, и должен ежегодно индексироваться.

Обращение «Об устранении дискриминации в оплате труда адвоката за участие в уголовном судопроизводстве по назначению» (имеется в распоряжении «Известий») направлено в пятницу председателю правительства Дмитрию Медведеву, председателю Государственной думы Сергею Нарышкину, руководителю администрации президента РФ Сергею Иванову и министру юстиции Александру Коновалову. В документе указано, что ставки вознаграждения адвокатов несравнимо ниже, чем установленные государством ставки для оплаты работы других участников уголовного процесса.

«Если ставка для переводчика (гораздо менее значимой процессуальной фигуры) составляет 0,7–1,5 тыс. рублей в час, то базовая ставка адвоката только 550 рублей в день», - отмечается в обращении.

Палата обращает внимание, что такая оплата несопоставима и с заработной платой других участников судопроизводства, выполняющих публичные функции, - средний ежемесячный доход сотрудников прокуратуры или судей мировых судов составляет более 60 тыс. рублей в месяц. Ну а размер ежемесячного дохода судьи суда общей юрисдикции в 2015 году в 21 раз превысил доход адвоката за участие в делах по назначению (9095 рублей в месяц).

Адвокаты предложили решение проблемы - восстановить целевое бюджетное финансирования, которое было прекращено после 2013 года, повысить ставки оплаты защиты по назначению, их дифференциацию с пропорциональным увеличением в предусмотренных случаях, в том числе за работу в выходные и праздничные дни и за пределами нормального рабочего времени.

При этом предлагается увеличить размер бюджетного финансирования расходов на оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве до уровня, равного как минимум 1/3 бюджетных расходов на оплату труда судей общей юрисдикции (без мировых судей).

Цифры, позволяющие получить представление о размере выплат судьям, содержатся в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В 2015 году финансирование оплаты труда судей осуществлялось в соответствии со штатной численностью судей в судах общей юрисдикции (без учета мировых судей). Для оплаты труда 25 433 судей в бюджете было предусмотрено 59,2 млрд рублей.

Кроме того, Федеральная палата адвокатов просит не совмещать полномочия правоохранительных и судебных органов по назначению защитника в уголовном судопроизводстве с полномочиями этих же органов по оплате труда адвоката.

Несмотря на произведенное три года назад повышение оплаты, ставки мизерны. К тому же в большинстве случаев оплата производится по минимуму - 550 рублей за судодень, не проводится индексация. Условно-почасовая зарплата следователей существенно выше, - рассказал о текущем положении дел президент ФПА Юрий Пилипенко.

Если сравнивать существующие в России ставки с уровнем оплаты труда адвокатов по назначению в других странах, то во Франции, например, адвокат получает за такую работу 80€ в час, - привел пример вице-президент ФПА Генри Резник.

550 руб. – это плата за участие адвоката в судебном заседании или в следственных действиях (которые могут длиться несколько часов), где решаются важные, даже судьбоносные вопросы. Это почти в 3–4 раза меньше стоимости разовой платной консультации врача (около 15 минут), в 2 раза меньше стоимости замены сантехником прибора учета воды (20 минут) и примерно соответствует подшивке брюк в ателье (25 минут).

Возьмем идеальный случай: адвокат по назначению каждый рабочий день участвует в следственных действиях или судебных заседаниях (к которым надо еще подготовиться). В месяце, как правило, 21 рабочий день, значит, максимальное вознаграждение адвоката по назначению за месяц составит 11 550 руб. Но и эти деньги надо сначала «вытоптать», т. е. добиться их выплаты. Потом с них надо заплатить НДФЛ, т. е. минус 13%. Остается около 10 000 руб., что в любом случае значительно ниже размера оплаты труда следователя или прокурора.

Проблема повышения ставок оплаты особенно актуальна для адвокатов из регионов, где из-за низкой платежеспособности населения подавляющее большинство уголовных дел проходит именно с участием защитника по назначению. И если в городах-миллионниках малые ставки оплаты еще как-то возможно компенсировать гонорарными делами, то адвокату в провинции рассчитывать на них не приходится.

Можно ли в таких случаях рассчитывать на полноценную профессиональную защиту? Нет. Низкие ставки оплаты труда адвоката по назначению определенно негативно влияют на качество оказываемой юридической помощи. Конечно, есть адвокаты с имиджем статистов, которые успевают в день посетить несколько судебных заседаний или следственных действий. Однако исполнять такую чисто формальную роль становится все сложнее: адвокатское сообщество активно борется с этим, исходя из того что адвокат не должен брать дел больше, чем он может качественно провести.

Да, по правилам адвокатской профессии качество защиты по назначению не должно отличаться от качества работы адвоката по уголовному делу за гонорар. Но в случае оплаты труда адвоката доверителем у такого защитника значительно больше возможностей. Например, он может привлечь эксперта или специалиста для дачи заключения по отдельным вопросам дела, требующим специальных познаний, оплатив эти услуги из предварительно полученных от доверителя денег. Защитник по назначению такой возможности лишен. Такая же ситуация и в случаях возникающей необходимости выезда адвоката в командировки для сбора доказательств и материалов в пользу своего доверителя. Если бы труд адвоката по назначению оплачивался достойно, то эти затраты можно было бы первоначально оплачивать из дохода за ранее проведенные дела, также оплаченные из госбюджета. Однако существующие ставки едва позволяют адвокату по назначению сводить концы с концами.

Кроме того, не надо забывать, что адвокат – это не только самозанятый, но и самообеспечивающий себя участник уголовного судопроизводства: помимо обязательных взносов в органы адвокатского сообщества и адвокатское образование защитник самостоятельно несет все расходы, возникающие в процессе работы: организационно-технические, транспортные и проч. В итоге на руках у идеального защитника по назначению ежемесячно остается сумма, сравнимая с величиной прожиточного минимума.

Такие скромные доходы отрицательно влияют и на повышение адвокатом своей профессиональной квалификации. Ведь юридическая литература, кодексы, электронные правовые базы данных, различные формы учебы – все это стоит денег, и часто немалых. Рыночная стоимость одной лекции по правовой тематике составляет где-то 7–8 судодней защиты по назначению. Так что государство подобными ставками просто загоняет адвоката в сегмент низкой квалификации. Адвокатские палаты, насколько возможно, сопротивляются этому, организуют учебу по себестоимости, а не по рыночным ценам. Это частично смягчает остроту проблемы, но полностью не решает ее.

Крайне низкая оплата труда адвоката по назначению провоцирует возвращение к существовавшему в период развитого социализма подходу: «вы делаете вид, что платите, а мы делаем вид, что работаем». И хотя дисциплинарные органы адвокатских палат жестко реагируют на такие ситуации (в том числе и на пассивность адвокатов в защите по назначению), необходимо, чтобы к такому методу жесткого администрирования процесса было добавлено и экономическое стимулирование.

В свою очередь достойная оплата защиты по назначению определенно будет побуждать успешных адвокатов избирать уголовную специализацию или добавлять ее к уже имеющейся у адвоката иной специализации. Это расширит количество задействованных в этой работе защитников, будет способствовать развитию здоровой конкуренции и дальнейшему росту качества защиты по назначению.

Адвокат по назначению – такой же участник уголовного судопроизводства, как следователь или прокурор, и было бы логично установить минимальный размер его вознаграждения за участие в следственном действии или судебном заседании исходя из, например, среднедневного заработка прокурора.

Да, как пишут коллеги из Ивановской области в обращении к президенту, повышение размера выплат адвокатам по назначению потребует дополнительных расходов из федерального бюджета – в сумме, сопоставимой с той, что уходит на повышение оплаты вознаграждений и должностных окладов других участников уголовного судопроизводства. Но, как известно, дешевый суд дорого стоит народу. Это социальная проблема, требующая политического решения, но это решение в интересах и общества, и государства.

Минюст предлагает значительно усовершенствовать систему оказания бесплатной юридической помощи гражданам страны. Предполагается и корректировка системы оплаты труда адвокатов, работающих по назначению. Из-за кризиса у государства перед ними уже накопились миллионные долги.

Минюст опубликовал руководство для региональных властей по оказанию бесплатной юридической помощи населению. Ведомство Александра Коновалова подчеркивает, что проект подготовлен с опорой на позицию Совета Европы и «это своего рода пошаговая инструкция по выяснению, существуют ли в регионе лица, не обеспеченные юридической помощью».

В документе указаны и конкретные проблемы. Например, низкий уровень оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, предлагается решать с помощью «ориентирования на минимальные тарифы, утвержденные региональной палатой адвокатов исходя из средней стоимости юридических услуг».

В Минюсте на эту тему готовится еще и отдельный проект, в котором будут учтены предложения Федеральной палаты адвокатов (ФПА). Ранее глава ФПА Юрий Пилипенко заявил, что большинство государственных защитников живут на грани бедности. При этом около 70% всех адвокатов бесплатно работают для граждан. За день участия в процессе по делу им выплачивается всего 550 руб. За весь уголовный процесс такой защитник получает в среднем не более 10 тыс. руб. Однако даже эти деньги перестают платить.

На сегодняшний день средства разбросаны по различным строкам ведомственных бюджетов, что расходной дисциплине не способствует. В результате за прошлый год государство задолжало адвокатам по назначению более 454 млн руб. Часть долга приходится сейчас погашать за счет денег, выделенных из казны на оплату труда адвокатов уже в текущем году.

«По информации из отдельных регионов, бюджетные средства на 2017 год выделены с заведомым дефицитом. Данные обстоятельства дают основания прогнозировать недостаток бюджетных средств на оказание гражданам квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению и оплату труда адвокатов к середине текущего года», - говорится в письме ФПА.

Там предложили восстановить целевое бюджетное финансирование, которое было прекращено в 2014 году, повысить ставки оплаты защиты по назначению, их дифференциацию с пропорциональным увеличением в предусмотренных случаях, в том числе за работу в выходные и праздничные дни и за пределами нормального рабочего времени. А также учитывать при формировании госбюджета реальные ежегодные расходы правоохранительных органов и судов на оплату труда защитников. «Увеличить размер бюджетного финансирования расходов на оказание юридической помощи малоимущим лицам – до уровня, равного как минимум 1/3 бюджетных расходов на оплату труда судей общей юрисдикции», – настаивает ФПА.

Сами адвокаты пишут обращения к властям с требованием повысить свой оклад до уровня не меньше 3 тыс. за день участия в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве. Как альтернативу – они предлагают перевести их на почасовую оплату с минимальной ставкой вознаграждения не менее 500 руб. в час. Как оказалось, их вознаграждение ниже, чем у других участников уголовного судопроизводства. Например, переводчики получают более 1 тыс. за процесс. А размер ежемесячного дохода судьи и вовсе в 21 раз превысил доход адвоката по назначению.

Минюст, в свою очередь, заявил о «противоречивости» системы: порой из-за всех сложностей оплата труда защитников по назначению ложится на бюджет правоохранительной системы. Отсюда, кстати, и возникают зависимость адвокатов от силовиков и такое понятие, как «карманные адвокаты». При этом примерно 80% всех уголовных дел сопровождается адвокатами по назначению.

Министерства финансов РФ в адрес Федеральной палаты адвокатов РФ, расходы федерального бюджета на вознаграждение адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда, с 2018 г. будут отражаться на отдельном направлении расходов «Выплаты адвокатам, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда». Также ведомство сообщило о выделении МВД России около 1,6 млрд руб. в целях дополнительных бюджетных ассигнований для исполнения обязательств ведомства, связанных с погашением задолженности перед адвокатами по назначению.

16 октября 2017 г. президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко направил в Министерство финансов РФ письмо о мерах по оплате труда адвокатов, участвующих в уголовных делах по назначению.

В своем обращении к заместителю министра финансов РФ Алексею Лаврову президент ФПА РФ напомнил о достигнутом 23 мая 2017 г. в ходе переговоров между Минфином России и ФПА РФ соглашении, связанном с изменением механизма финансового обеспечения защиты по назначению, который исключил бы перебои с выплатами, а также сделал бы невозможным или затруднил манипулирование со стороны довольствующих органов средствами, выделенными на оплату труда адвокатов. В соответствии с договоренностями этому должно способствовать введение для каждого главного распорядителя бюджетных средств отдельных кодов бюджетной классификации для финансирования расходов, предусмотренных на защиту по назначению.

Юрий Пилипенко сообщил, что по результатам мониторинга ситуации с оплатой труда адвокатов по назначению было выявлено, что на 30 сентября 2017 г. общая сумма задолженности перед адвокатами в 43 субъектах РФ составила160,8 млн руб., из которых большая часть (118, 6 млн руб.) приходится на органы МВД России. Кроме того, он указал на то, что в адвокатских палатах некоторых регионов ситуация стала критической и это привело к обращениям в прокуратуру и в Правительство, а также к решениям о приостановке приема новых поручений на защиту по уголовным делам по назначению органов дознания, следствия и суда.

В связи с этим президент ФПА РФ просил ускорить рассмотрение вопроса о введении для каждого главного распорядителя бюджетных средств отдельных кодов бюджетной классификации для финансирования расходов, предусмотренных на защиту по назначению. Юрий Пилипенко просил принять незамедлительные меры по выделению соответствующих лимитов бюджетных средств для погашения имеющейся задолженности и выделить необходимые средства для обеспечения текущих платежей.

28 ноября 2017 г. Федеральная палата адвокатов получила ответ Минфина. Министерство сообщило, что с 2018 г. расходы федерального бюджета на вознаграждения защитников по назначению будут отражаться на отдельном направлении расходов «Выплаты адвокатам, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда». Как подчеркнули в ведомстве, это «позволит в полной мере обеспечить обособленность и прозрачность, как в рамках расходов по закупке услуг, так и в рамках процессуальных издержек». Отмечается, что перераспределение средств с данного направления расходов может быть осуществлено только посредством внесения соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета.

Что касается вопросов увеличения объемов бюджетных ассигнований на вознаграждение адвокатов по назначению и погашения задолженности перед ними, Минфин указал, что планирование и определение приоритетных направлений расходования средств федерального бюджета отнесено к полномочиям главных распорядителей бюджетных средств. «На недостаточность средств для исполнения в полном объеме соответствующих обязательств в 2017 году указало только МВД России. В этой связи в 2017 году МВД России предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на указанные цели в объеме 1599,8 млн рублей», – сообщается в ответе Минфина.



Просмотров