Постановления государя. Эдикт, или указ. Поручение, или мандат. Декрет. Рескрипт. Виды конституций. Эдикты

Можно вывести четыре основные формы конституций, которые издавались в эпоху принципата:

· эдикты - общие распоряжения (отличие от эдиктов магистратов в том, что в последних содержались программы деятельности, в то время как императорские эдикты включали в себя постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);

· декреты - решения по судебным делам;

· рескрипты - ответы на вопросы, адресованные к императорам;

· мандаты - указания для чиновников по административным и судебным вопросам.

В период домината основной формой закона остается императорский эдикт, поскольку мандаты перестают издаваться, а декреты и рескрипты имеют силу лишь в отдельных случаях.

Принцепс (лат. princeps – первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.

Различалось несколько видов императорских конституций:

· эдикты – нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;

· декреты – судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций;

· рескрипты – ответы на запросы должностных и частных лиц;

· мандаты – общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.

Конституции римских императоров у римских юристов общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи. Главным из этих видов является императорский эдикт, издававшийся в силу общего императору с другими магистратами jus edicendi, действовавший как и все другие эдикты, лишь во время жизни императора и отличавшийся от них только тем, что имел целью не столько устанавливать правовые нормы, сколько обеспечивать приведение их в исполнение. Последней чертой эдикт стоит близко к другому виду – мандату или инструкции чиновникам и управителям провинций относительно порядка и способа разрешения разного рода вопросов и юридических казусов.

Мандаты, подобно эдиктам, имели силу лишь во время жизни издавшего их императора и должны были быть возобновлены его преемником, если была нужда в сохранении их предписаний. Другие два вида конституции составляют проявления судебной деятельности императора и дают аутентическое толкование действующего права. Из них декреты, подобно преторским актам того же имени, являются непосредственными судебными решениями императора в качестве первой инстанции или по апелляции к нему на решение низшего суда, а рескрипты или ответы императора на вопросы, обращенные к нему магистратами или тяжущимися сторонами по поводу встречавшихся затруднений в разрешении спора, очень сходны с обязательными для судьи ответами юристов, имевших так назыв. jus respondendi. Право частных лиц на обращение к императору с такого рода вопросами, совершавшееся путем подачи просьб (libelli, praeces, supplicationes), устанавливается со времени Адриана. Чиновники имели его и раньше; их просьбы носили название relationes, consultationes, suggestiones. Ответы императора выражались либо в особом письме (epistola – форма, употреблявшаяся по преимуществу в ответ на просьбы чиновников), либо прямо на самой просьбе, в subscriptio (обычно на просьбах частных лиц). Ни один из всех этих видов императорских конституций не является выражением законодательной власти императора, которой у него на первых порах и не было, по характеру установления и первоначальной формы империи.


Окончательное разграничение между этими видами конституции так и не состоялось. Юристы, поэтому, стали делить К. не по форме их издания, а по содержанию . Общие конституции (С. generales) обнимали нормы, общеобязательные для всех, личные конституции (С. personales) – обязательные лишь для данного рода лиц и дел. Различение общих и личных К. было, однако, делом чрезвычайно трудным. В IV в. появляется новый вид конституции, внесших еще новое осложнение в их состав: так назыв. leges и sanctiones pragmaticae или просто pragmatica , занимавшие середину между рескриптами и эдиктами. Они выдавались и по просьбе частных лиц, но большей частью по просьбе и на имя корпораций, городских общин и т.п.

Потребность объединения многочисленных и разбросанных императорских конституций стала иметь политическое значение после разделения империи на две половины в конце III века Объединение должно было символизировать единство права при политическом разделении государственного аппарата. Однако кодификация была произведена частными лицами, поскольку правительство не проявило такой инициативы.

>> Глава 1. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

§ 11. Императорские конституции

32. Виды конституций . В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:
а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения); б) декреты - решения по судебным делам; в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы; г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.
Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт.Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Последовавшее в конце III в. разделение империи на две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.33. Codex Gregorianus. В конце III в. (295 г.) был выпущен Codex Gregorianus, названный так по имени автора, Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана и кончая современными ему. В подлинном виде этот Кодекс не сохранился, но в значительной части вошел в ряд других памятников (Fragmenta Vaticana, Collatio legum Mosaicarum et Romanarum, lex romana Visigothorum, lex romana Burgundiorum).Оригинальной системы составитель не выработал и из 19 книг, на которые распадается этот Кодекс, в 13 книгах следовал системе преторского эдикта последней редакции. Книги делились на титулы с предметными рубриками; но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания (inscriptio и subscriptio). В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.34. Codex Hermogenianus . Дополнением к первому собранию явился после 295 г. второй Codex, названный Hermogenianus по имени составителя Гермогениана. Он трижды пересматривался составителем, который подверг большинство конституций тщательной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Система и расположение титулов этого Кодекса не могут быть восстановлены.35. Codex Theodosianus. Первым официальным собранием конституций был Codex Theodosianus. Восточно-римский император Феодосий II (402 - 450 гг.) или, вернее, его правительство имело широкие кодификационные планы - опубликовать сборник императорских конституций со включением ius, т.е. произведений классиков. Обширность программы затормозила это предприятие, и в конце концов были собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят соправителем Феодосия II Валентинианом III. Несмотря на то что Кодекс был составлен на Востоке, он имел на Западе, в Галлии, более продолжительное влияние и применялся там даже тогда, когда был отменен на Востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в Средние века, так и в Новое время.Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам.В Кодексе Феодосия получили отражение изменения, которые произошли в государственной и частноправовой сфере рабовладельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был ярко отражен в общественной и служебной иерархии. Потрясения, вызванные революцией III в. в экономике и праве, заставили пересмотреть ряд вопросов частного права, связанных с землевладением, и т.п. В частности, следует отметить процесс закрепощения, начиная со свободного прежде колона и кончая высшими сословиями.

Окончательное укрепление императорской власти и наступление эпохи абсолютной монархии (с III в. н. э.) привело к тому, что законом стало считаться только единоличное распоряжение императора ("конституции"). Различают 4 вида императорских распоряжений ("конституций"):

Эдикты – носили общий характер и обращались к населению;

Рескрипты – ответы императора на вопросы о толковании и применении права, исходившие от частных и должностных лиц;

Мандаты – инструкции, дававшиеся императорским чиновникам;

Декреты – решения императора по спорным делам, рассмотренным им лично.

Названные формы правотворческой деятельности императора имеют различную юридическую природу. Легальная основа эдиктов и мандатов зиждется не столько на высшей власти императора, сколько на принадлежавшем всем магистратам праве издавать общие распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение. В соответствии с этим эдикты и мандаты теряли силу с окончанием функций издавшего их императора. Они также не формировали цивильного права, основой которого были республиканские законы. Напротив, поскольку декреты и рескрипты есть акты по толкованию и применению права, то их легальная основа выводится из этого, последнего. Поэтому действие декретов и рескриптов не может ограничиваться сроком, а так как в них интерпретируется и цивильное и преторское право, то и восполняют они обе эти системы. Описанное различие между формами выражения воли императора сглаживается во II в. н. э., когда действие конституций императоров выводится из их высшей власти. В период доминанта (с конца III в. н. э. до середины 4 в. н. э.) единственной формой законодательства становится императорский эдикт. Мандаты выходят из употребления, а декреты и рескрипты имеют силу лишь в отношении соответствующих дел.

Императорские конституции имели значительное влияние на развитие римского права главным образом потому, что в их разработке участвовали выдающиеся юристы. Существует несколько кодификаций императорских конституций: не официальные (составленные частными лицами) – Грегориана и Гермогениана; официальная – императором Феодосием.

4 Эдикты магистратов и их значение для выработки новой системы права

Эдикты магистратов – это специальный акт (программа), который издавался республиканским магистром при вступлении в должность и действовал до окончания его полномочий (1 год). Такой эдикт называется постоянным, в отличие от эдикта для конкретного случая.

Особое значение имели эдикты преторов, которые ведали судебными делами.

В своих эдиктах магистры излагали правила, которые будут лежать в основе их деятельности, указывали - в каких случаях будут даваться иски, а в каких нет, определяли порядок взаимоотношений с чужеземцами и т. д.

Первоначально эдикты издавались только на срок деятельности издавшего их магистра (претора), и поэтому при вступлении в должность новогомагистра эдикты менялись. Поскольку вновь вступивший в должность претор сохранял нормы прежнего эдикта, соответствовавшие жизненным условиям, со временем сложился определенный их массив, переходящий из эдикта в эдикт (переходящая часть), а в случае необходимости он дополнял эдикт новыми нормами (новая часть). Первоначально деятельность преторов сводится к проведению в жизнь принципов цивильного права посредством восполнения его пробелов. Лишь впоследствии усложняющийся оборот привел преторов к необходимости радикального корректирования цивильного права.

Разумеется, претор, да и никто другой, не был наделен правом, изменять или отменять источники цивильного права: законы и сенатусконсульты, кроме самих органов их издававших. Но в соответствии со своим должностным положением он мог разрешить конкретную правовую ситуацию вопреки норме цивильного права, существование которой как бы не замечалось. Эта, рассмотренная претором ситуация, включалась в эдикт: сначала в постоянный, а затем и в переходящую часть. В результате норма цивильного права становилась «мертвой», или, как говорили, превращалась в «голое право». Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт создавали новые нормы права.

В результате такой правотворческой деятельности преторов и др. магистратов, наряду с цивильным правом сложилась новая система норм – преторское право.

Правотворческая деятельность преторов продолжалась с 367 г. до н.э. (учреждение должности, претора, который имел полномочия по судебным делам, субъектами которых были римские граждане. Претор был высшим должностным лицом после консула, однако не подчинялся ему до II в. н. э. (т. к. магистраты не вмешивались в дела друг друга). В 129 г. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной; однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора прекратилась, и противоположность цивильного и преторского права стала утрачивать значение.

5 Деятельность юристов. Значение римской юриспруденции для формирования и развития права

В древнейшее время юристами были жрецы – понтифы, составляющие как бы особую касту, представители которой толковали закон, причем не посвящали массы в свои юридические тайны. С общим расширением юридической практики и переходом дела правовых консультаций от понтификов к светским знатокам права примерно с III в. до н. э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права. Большинство римских юристов принадлежали к господствующему классу общества. Юристы занимали (в прошлом или настоящем) высокое служебное положение и, благодаря как этому внешнему обстоятельству, так и выдающемуся качеству их консультаций имели большой авторитет и влияние. Труды юристов выражались в форме комментариев к законодательству и преторским эдиктам, в виде "Дигест", объединявших как цивильное, так и преторское право, а также в виде "институций", то есть учебников по римскому праву.

Деятельность римских юристов в республиканский период имела три основных направления:

Консультирование (respondere) – ответы по запросам частных лиц, а так же судей и должноситных лиц. Это был наиболее важной в правотворческом смысле вид деятельности, и не все юристы имели признанное ius respondendi, т.е. обязательно-рекоменда-тельной консультации по истолкованию права;

Составление и оформление письменных документов - рекомендательно-обязательных формул сделок, а так же действий по реализации наследственных прав (cavere). В эпоху рецепции из этого вида сформируется нотариальная функция юридической практики;

Руководство процессуальными действиями сторон (agere) – составление судебных формул, которые выражали существо иска, соответствовали требованиям права, и с которыми истец публично выступал в суде (но не ведение дел в качестве адвоката).

Подобная деятельность юристов не могла не оказать влияния на развитие и совершенствование древнеримского законодательства. Не имея законодательной власти, римские юристы, тем не менее, своей консультативной практикой непосредственно влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключений. Придавая своими толкованиям закона определенный смысл отдельным нормам, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью. Деятельность юристов, по существу имевшая назначение помогать применению права, фактически получила значение самостоятельной формы правообразования. Правотворческий характер деятельности юристов получил в эпоху принципата (первые три века нашей эры) и формальное признание. В этот период римская юриспруденция достигла особого расцвета (это эпоха классических юристов, классического права). Император Август предоставил наиболее авторитетным юристам право давать официальные ответы (respondere) , которые были обязательны для судей (и других лиц, применявших право), как и императорские толкования. Форма ответов представляла собой письменное обращение к судьям, либо устную консультацию, запротоколированную при свидетелях. В обоих случаях ответы скреплялись печатью. Со временем значение источника права приобрели и ответы юристов, содержащиеся в литературе, причем рескриптом императора Адриана провозглашалось право судьи выбирать из нескольких наиболее правильное, с его точки зрения толкование.

С конца III в. н.э. окончательно утверждается приоритет императорского законодательства, и правотворческая деятельность юристов утрачивает самостоятельное значение. Однако response классических юристов сохраняет силу. В этот период действую два типа источников права: императорское законодательство и право, созданное прежним законодательством (XII таблиц, постановления народных собраний, сенатусконсульты, эдикты преторов, акты императоров), интерпретированное классическими юристами. Своеобразие заключалось в том, последняя масса источников применялась в судах не непосредственно, а в той форме, в какой она была зафиксирована в юридической литературе (применение источников непосредственно в силу их огромного числа – и отчасти архаичности – представляло определенные трудности). К этому времени императоры перестали предоставлять юристам право толкования, поэтому различие между юристами, имевшими такое право и его не имевшими, утратило силу. Во внимание принимались сочинения, как тех, так и других, например, Папиниана, имевшего право ответа, и Гая, не имевшего его, вследствие чего литературный материал, служащий источником права, стал значительно обширнее и потому сложнее в применении.

Определим роль императорских указов как источника римского права , рассмотрим .

Важным источником права в ранней империи являются императорские распоряжения или указы. Конституции или постановления императоров не являлись по форме законами, однако имели их силу. Более того, император находился над законом.

Выделяют следующие виды императорских распоряжений :

1) эдикты - это распоряжения, которые объявлялись всенародно и были обязательны для всего населения. Внешне данные эдикты были похожи на магистратские. Однако последние были обязательны для магистрата, а первые не обладали обязательной силой для императора;

2) мандаты - это инструкции чиновникам (правителям провинций, государственным служащим и т.д.);

3) декреты - это судебные решения императора, при которых он выступал как судья по гражданским делам;

4) рескрипты - это ответы императора на вопросы магистратов или частных лиц, составляемые при помощи его юридических консультантов.

В период поздней империи распоряжения императора именовались законами (LEGES) и оформлялись в императорских канцеляриях . Сенатусконсульты, магистратский эдикт и обычай как источники права постепенно выходят из сферы активного использования. Единственным источником права становятся императорские конституции , которые были обращены к сенату.

В период империи чиновники, которые применяли закон, часто оказывались в затруднительном положении. Во-первых, не всегда было известно, какие юристы имели IUS RESPONDENDI, а какие не обладали им. Во-вторых, судья-чиновник часто не знал как поступить в случае, если имеются различные мнения классических юристов по определенному вопросу.

Для решения данной проблемы император Валентиниан III принял в 426 году закон о цитировании , согласно которому для судей, пользующихся в процессе работы сочинениями (цитатами) классических юристов, обладали обязательной силой мнения пяти юристов: Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина и Гая.

Также обязательными являлись и мнения тех юристов (Сцевола, Сабин, Юлиан, Марцелл и др.), на которых ссылались вышеуказанные пять деятелей. В случае если мнения первой группы юристов различались, то предписывалось учитывать мнение большинства из них. При равенстве голосов предписывалось придерживаться мнения Папиниана , «который побеждает одного, но уступает двоим». Помимо этого, указывалось, что всегда обладают силой «Сентенции» Павла .

До определенного момента утверждалась фикция единства законодательства . Каждый из Августов издавал законы как от своего имени, так и от имени соправителя. Начиная с Феодосия II (408-450), законы, которые издавались в одной части империи, должны были иметь силу для другой только в случае их подтверждения императором другой части.

Однако указанное правило утратило силу после крушения Западной римской империи в 476 году. С данного времени императоры Восточной римской империи считали себя наследниками Рима и носителями идеи Всемирной монархии .

Необходимо отметить, что кроме императорских конституций, силой закона обладали и постановления префектов претория . Данное свойство они приобретали в пределах их префектуры и при отсутствии противоречий с постановлениями императорских конституций.

Римское частное право

Утверждено редакционно-издательским

советом университета в качестве

учебного пособия

Нижний Новгород - 2005

Галай Ю.Г.. Римское частное право: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2005. – 85 с.

ISBN 5-87941-347-0

В учебном пособии рассматриваются практически все вопросы, предусмотренные учебной программой по римскому частному праву. Основная задача курса – получение студентами теоретических знаний об историческом процессе развития римского частного права как первоисточника современных правовых дисциплин, его системе и значении для действующего законодательства.

ISBN 5-87941-347-0

© Галай Ю.Г., 2005,

© ННГАСУ, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Знаменитый немецкий юрист ХIХ столетия Иеринг писал, что «Рим трижды предписывал народам мира законы, трижды смыкал он народы в единое целое: сперва в политическое целое… затем – в религиозное целое… наконец – в юридическое ,когда средневековые народы усвоили себе римское право».

Римское право было действующим в течение 13 веков (от основания Вечного города в 754 г. и до кончины византийского императора Юстиниана в 565 г.). Первый этап развития – этап доклассического римского права – охватывал период от древности до конца I в. до н.э.; второй – начинался в I в. и заканчивался III столетием – это классическое римское право; третий – постклассический период длился с IV по VI столетие.

За это время оно превратилось в самую развитую правовую систему рабовладельческого общества. Римские юристы впервые разработали понятие абстрактного права, право неограниченной частной собственности и многое другое, что затем было воспринято многими правовыми системами стран мира. Оно отличается ювелирностью и ясностью формулировок, блестящей юридической техникой.

Тем не менее для современных правовых систем не все римское право в одинаковой степени значимо и было впоследствии воспринято. Знаменитый Цицерон и не менее именитый римский историк Тит Ливий называли древнейший римский кодекс – «Законы ХII таблиц» – источником всего публичного и частного права. Юрист-классик Ульпиан расшифровывал эти понятия: «Публичное право – которое (относится) к положению римского государства, частное – которое (относится) к пользе отдельных лиц… Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов». Таким образом, публичное право (юс пу бликум* ) определяет правовое положение государственных органов власти и регулирует их отношения с гражданами. Частное же право (юс прива тум ) посвящено регулированию взаимоотношений (семейное право, наследство, собственность, обязательство) между отдельными физическими лицами.

Римское государство погибло, но его частное право осталось востребованным в средние века: оно продолжало действовать в Византии и в отдельных частях бывшей Римской империи, например на юге Франции оно получило значение общего обычая.

С развитием экономической жизни и делового оборота в странах средневековой Европы их так называемые варварские правды не могли разрешить многочисленных правовых коллизий, а римское право как раз было приспособлено к таковым конфликтам. Поэтому в ХI–XII вв. начинается процесс его реце пции (заимствования). В этом большую роль сыграли юристы, которые создали свои школы в Равенне, затем в Павии, Орлеане и др. городах. Открываются университеты. В особенности прославился Болонский, в котором первоначально сложилась группа студентов, усердно занимавшихся изучением римского правового наследия, объединившихся затем в особый автономный корпоративный союз – университет. В нем работали так называемые глосса торы (от лат. «гло ссы» – заметки на полях юридических рукописей, толковавшие отдельные слова и целые выражения). Их заслуга заключалась в том, что они посредством сличения различных списков начали восстанавливать подлинные тексты юстиниановских сборников. Они также восстановили прежние и ввели новые многочисленные юридические термины, получившее «гражданство» в науке. Последующие юристы – постглоссаторы – стали на практике применять нормы римского частного права. Идеи глоссаторов распространились по всей Европе (за исключением Англии), и благодаря им и их последователям создается континентальная, или романо-германская, система права.

Римское частное право было востребовано и буржуазными государствами, оно является универсальным и лежит в фундаменте практически всей современной цивилистики.

Следовательно, римское частное право для современных юристов интересно не только как культурно-правовой феномен, но и как действующее право. Студенту, который посвятил себя юриспруденции, необходимо знать не только исторический процесс развития римского частного права, но и четко представлять его систему и значение для современной правовой действительности. Если наш отечественный юрист будет воспитываться исключительно на родном праве, то это не только сузит его кругозор, но и замедлит развитие юридического мышления, лишит стимула дальнейшего профессионального роста и отторгнет от достижений мировой правовой мысли и культуры. Как писал известный русский юрист и знаток римского частного права В.М. Хвостов, «занятия римским правом служат лучшим средством для развития способности и навыка к юридическому анализу».

К сожалению, большинство современных курсов по римскому частному праву отличаются нарочитой научностью, тяжеловесностью изложения, страдают многословием и порой излишней «засоренностью» латинскими юридическими терминами с лингвистическими рассуждениями, что не способствует восприятию студентами данной учебной дисциплины и даже вызывает с их стороны некоторое отторжение. На это накладывается и слабая языковая подготовка по изучению латыни в наших вузах.

Автор настоящего учебного пособия ставит перед собой скромную задачу кратко и элементарно изложить основные положения римского частного права. Отсюда и нарочитая адаптированность курса, и славянская транскрипция латинских юридических понятий и выражений.

1.ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Обычай и закон

Термин «источники права» мы употребляем в смысле формы выражения права, формы правообразования. Классический юрист Гай приводит следующие виды источников римского права: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов.

В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным (юс скри птум ) и неписаным (юс нон скри птум ). Первое – это закон и иные нормы, которые исходят от власти и зафиксированы ею в соответствующей редакции. Неписаное право – это нормы, сложившиеся в практике людей. Если таковые не получили признания и защиты от государственной власти, то они относятся к категории простых (бытовых) обычаев; если же обычаи заимствованы и защищаются государством, то это уже юридический обычай (мо рес ), или обычное право.

Самым почитаемым и древнейшим обычаем у римлян являлся мо рес майо рум – обычай предков, затем следовали юсус (обычная практика), комментарии понти фикум (обычаи жрецов-понтификов), комментарии магистра тум (практика магистратов) и мо рес регио нис (обычаи регионов). В период империи все эти обычаи стали именоваться одним словом – консуету до (обычай).

Закон в Риме обозначался словом лекс , а законы – ле гес. Законами считалось то, что народ принял на народном собрании. Римляне установили и процедуру принятия закона: 1) консул, диктатор или претор должны были выработать проект закона и испросить его у народного собрания; 2) в народном собрании законопроект не обсуждался, а голосовался; 3) затем принятый закон поступал на утверждение сената.

Закон должен был состоять из трех составных частей: 1) прескрипцио – имя инициатора закона и вид народного собрания, принявшего его; 2) рогацио – нормативное предписание и 3) са нкцио – последствия нарушения закона. Как структурные элементы эти части закона существуют и поныне – гипотеза, диспозиция, санкция.

Сенатусконсульты

В период республики и до начала II в. н.э. постановления сената (сенатуско нсульты ) не имели силы закона. Его акты имели лишь значение инструкций магистратам (учредить особые уголовные суды, или поручить им провести желаемый закон, или внести изменение в эдикт). Законодательная же функция ограничивалась правом сената утверждать или отклонять законы, принятые народными собраниями. В период принципата, когда народные собрания пришли в упадок, возрастает нормотворчество сената. В это время акты сената становятся основным источником права, т.к. сенатусконсульты стали правовым оформлением пожеланий принципса, высказанных им в устной или письменной форме. Следовательно, сенатусконсульты – это императорские указы, облеченные в республиканскую форму.

Эдикты магистров

Законы и сенатусконсульты республиканского периода в совокупности составили цивильное право (юс ци виле ) – исторически первую систему римского права. Из-за формализма оно еще называется строгим правом . Однако это формальное право не могло быстро приспособиться к развиваю-щемуся товарному обороту. На помощь пришли эдикты магистратов .

В 367 г. до н.э. римляне учреждают должности двух магистратов: претор (городской претор) и курульный эдил . Первый ведал судебными делами граждан, а второй наблюдал за рынками. Они сыграли большую роль в развитии римского частного права.

При вступлении в должность претор издавал эдикт – программу своей деятельности на год. При составлении эдикта претор, как правило, сохранял те нормы прежнего эдикта, которые зарекомендовали себя на практике и прижились. Эти заимствования получили название трансла тика – переходящая часть. В течение года претор мог дополнять свой эдикт новыми нормами – парс но ва (новая часть).

Деятельность первых преторов сводилась к проведению в жизнь цивильного права, восполняя его пробелы. С усложнением делового оборота преторы вынуждены были корректировать старое цивильное право. Хотя они и не могли изменять или отменять нормы цивильного права, но в их компетенции было разрешать конкретную правовую ситуацию вопреки юс цивилис. Эта разрешенная претором ситуация включалась сначала в постоянный эдикт, а затем – и в транслатико . В результате старые нормы переставали действовать, становились «мертвыми», превращаясь в «голое право ».

В отличие от формального цивильного права, следовавшему не смыслу, а букве закона или договора, преторы, рассматривая конкретное дело, обращали внимание на смысл, исходили из принципа справедливости (бо нэ фи де ), создавая новые нормы права и институты. Появляется пре торское или бонита рное право .

Цивильное и преторское право охватывали лишь отношения между римскими гражданами. Около 240 г. до н.э. возникает должность пре тора перегри нов с полномочиями городского претора. Преторы перегринов создали новую правовую систему – юс ге нциум (права народов). Она сложилась из обычаев международного торгового оборота греков, египтян и др. цивилизованных народов. Городские преторы заимствовали права народов, перенеся его на почву цивильного права. В свою очередь юс цивилис воздействовало на юс генциум. Происходило взаимное обогащение прав, в результате чего появляются новые типы контрактов, строившиеся не на формальном цивильном праве, а на основе простого соглашения сторон, без торжественных обрядов и формальностей.

Различия между цивильным правом и правом народов окончательно стерлись в результате издания эдикта императора Каракаллы в 212 г., когда все население империи стало считаться римскими гражданами.

Ответы юристов

Первыми толкователями «Законов ХII таблиц» были «жрецы-понтифики», придерживавшиеся буквы, а не смысла нормы. Жрецы-понтифики хранили в тайне календарь судебных заседаний и исковые формулы, выдавая их истцам за деньги. В 304 г. до н.э. Гней Флавий выкрал их и опубликовал. В 254 г. до н.э. Тиберий Корунканий стал проводить свои консультации открыто и бесплатно, т.е. занялся публичным толкованием права. Возникновение юридической литературы связано с именем Элия Катуса, который в 198 г. до н.э. написал комментарии к «Законам ХII таблиц», формулам исков и сделок. В Дигестах его книга названа «как бы колыбелью права ».

Постепенно возникает наука права. Во время Принципата (I–III в.) роль профессиональных юриспруде нтов (знатоков права) увеличивается. Их назначают на важные государственные должности, к ним прислушиваются, с ними советуются. Зачастую императоры, сенаторы и магистраты сами являлись юристами, т.к. изучение права стало обязательной стартовой позицией для общественной и административной карьеры римского гражданина. От пруде нтов (знатоков) дошли многочисленные юридические афоризмы. Появляются учебники права – Институ ции (древнейшие дошедшие до нашего времени – Институции Гая). Именно тогда окончательно устанавливается двухэтапное юридическое обучение: институ цио – теоретический курс; инстру кцио – практическая работа (консультация). Возникают две юридические школы: сабинианцы (основатель Сабин) ипрокулианцы (в честь Прокула).

По Цицерону, деятельность юристов распадалась на три вида; каве ре (составление новых исков, практическая помощь частным лицам по сделкам и завещаниям), а гере (ведение дел в судах, выступление в роли адвоката) и респонде ре (толкование права, советы гражданам).

Наиболее интенсивным являлось респондере . Первоначально толкования знатока права не считались обязательными для судей. Император Август первый разрешил некоторым знаменитым знатокам права давать ответы «под ручительством принципса »: их ответы становились обязательными для судей.

С увеличением числа таких «привилегированных юристов» судьям стало трудно ориентироваться в многочисленной массе юридических сочинений. В 426 г. издается «Закон о цитировании», по которому судьям разрешалось учитывать в своей деятельности лишь сочинения пяти выдающихся юристов – Папиниана , Павла , Ульпиана , Модестиана и Гая , а также тех юристов, на которых эти пятеро ссылаются. Вопрос решался по арифметическому большинству. Если же встречалось равенство голосов, то учитывалось мнение Папиниана.

Конституции императоров

Конституцио нес принци пиум – распоряжение принцепса – приобретает силу закона и становится источником римского права. Императорские конституции подразделялись на четыре формы: эдикты (повелительные нормы общего действия, обязательные для всех магистратов и граждан страны); мандаты (инструкции чиновникам по осуществлению управления и суда); декреты (решения императора по судебным делам, рассмотренным им лично); рескри пты (ответы принципса частным лицам и магистратам на вопросы о толковании и применении права).

После правления того или иного императора эдикты и мандаты, как правило, теряли силу. Наоборот, декреты и рескрипты, как и акты по толкованию и применению права, продолжали действовать и при других правителях.

Во II в. императорские конституции приобретают значение «как бы законов ». Во второй период Римской империи – доминате , императорский эдикт становится основной законодательной формой. Конституции императоров стали называться легес , а все остальное юс (правом) – «Законы ХII таблиц», постановления народных собраний, сенатусконсульты, эдикты магистратов.

Практикующим судьям трудно было учесть многочисленную и рассеянную массу императорских конституций. Официальной же кодификации конституций не существовало. Поэтому появляются неофициальные сборники. В 295 г. увидел свет Кодекс Грегориана , названный так в честь составителя. Кодекс состоял из 19 книг. Первые 13 фиксировали нормы преторского права, последующие – излагали уголовное право и процесс. После появляется Кодекс Гермогениана.Автор собрал 120 конституций 291–295 гг. и рескрипты императора Валентиниана 364–365 гг. Они не были собраны в книги, а лишь разделены на 69 титулов.

В 438 г. была обнародована официальная кодификация, составленная по приказу восточно-римского императора Феодосия II и названная в честь его Кодексом Феодосия . Она состояла из 16 книг, разделенных на титулы по предметам.

Кодификация Юстиниана

Обширнейшая кодификация римского права принадлежит византийскому императору Юстиниану (482 – 565 гг.). На следующий год после начала своего правления, 13 февраля 528 г., он учреждает комиссию из 10 человек во главе с главным юристом страны Трибонианом для кодификации императорских конституций. Уже 7 апреля 529 г. работа была закончена, и появляется Кодекс Юстиниана . Однако в 534 г. с целью включения вновь появившихся во время кодификации конституций Юстиниан поручает пятерым юристам пересмотреть кодекс, новая редакция которого состояла из 12 книг.

В 530 г. комиссия из 17 человек под председательством Трибониана приступила к кодификации сочинений римских юристов. В декабре 533 г. работа завершается изданием Дигест или Пандект . Первое название латинское и переводится как «собранное », второе – греческое и читается как «содержащее в себе все ». Были кодифицированы сочинения 39 виднейших римских юристов. Структура Дигест состояла из 7 частей, 50 книг, 432 титулов (за исключением 30–32 книг) и 9123 фрагментов. Книга 1 являлась введением, 2–46 излагали нормы преторского права, 47–48 были посвящены уголовному праву и процессу, 49 – апелляциям, финансам и военному праву, 50 – муниципальному праву.

Во время работы над Дигестами Трибониану было поручено составить новый учебник права, официально излагающий элементарный курс гражданского права. 21 ноября 533 г. издаются Институции , которым была придана сила, равная предыдущим частям кодификации. Они состояли из четырех книг («Лица», «Вещи», «Обязательство», четвертая была посвящена искам), разделенных на титулы, которые в свою очередь состояли из параграфов.

После окончания кодификации в 534 г. Юстиниан продолжал издавать конституции, которые назывались нове ллами (новыми законами). Они также были кодифицированы частными лицами.

В ХII в. средневековые юристы всю эту кодификационную работу назвали Ко рпус ю рис ци вилис – «Свод гражданского права».

2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ

В Риме существовали лица, на которых возлагалось право творить суд. Как правило, обобщающим их названием были магистрат . Таковыми первоначально считались цари (рексы), затем консулы, потом преторы, позднее императоры (или специальные чиновники).

Римский судебный процесс имел свою особенность, не существовавшую в других странах. Для защиты нарушенных субъективных прав от истца требовались определенные действия, чтобы магистрат признал возможность защиты путем представления истцу соответствующего иска. В современном судопроизводстве действует схема: «от права – к иску », римский порядок предусматривал иное: «от иска – к праву ». Не было иска, нет и защиты.



Просмотров