Последствия не регистрации долгосрочного договора найма. Последствия отсутствия государственной регистрации договора аренды. Правовые последствия незарегистрированного договора аренды

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: срок, в течение которого должен быть зарегистрирован договор аренды недвижимости, заключенный на срок не менее года, законодательством не установлен. Ответственность за отсутствие такой регистрации законом не предусмотрена. С заявлением о государственной регистрации договора может обратиться любая из его сторон.

Обоснование вывода

Договор аренды недвижимого имущества (в том числе помещения), заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений»).

Государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться любая из сторон договора аренды недвижимого имущества (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). С учетом закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора (п. 4 ст. 421 ГК РФ) стороны договора аренды, подлежащего государственной регистрации, вправе определить в договоре, кто из них осуществляет действия, направленные на его государственную регистрацию. В договоре можно указать, какая из сторон несет расходы по регистрации, кто будет готовить и подавать документы в регистрирующий орган. Срок, в течение которого стороны договора аренды недвижимости, заключенного на срок не менее года, должны обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о государственной регистрации такого договора, законодательством не установлен. По смыслу ГК РФ соответствующие действия должны быть совершены в разумный срок (постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.03.2016 № Ф05-3133/16, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2015 № Ф07-591/15).

Вместе с тем отсутствие государственной регистрации договора аренды само по себе не означает, что между сторонами отсутствуют обязательственные отношения. В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой соглашение, достигнутое по всем существенным условиям договора аренды, подлежащего государственной регистрации, и исполняемое сторонами, связывает стороны обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон, даже если такой договор не был зарегистрирован. Правовые последствия отсутствия государственной регистрации договора аренды связаны прежде всего с тем, что права арендатора по такому договору не могут быть противопоставлены им третьим лицам (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73, п. 2-4 Обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165)).

Что касается санкций, применение которых возможно в связи с отсутствием государственной регистрации указанного в вопросе договора, то ч. 1 ст. 19.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Вместе с тем, как следует из разъяснений, приведенных в ответе на вопрос 17 раздела «Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 г. по гражданским делам (утв. постановлениями Президиума ВС РФ от 4, 11 и 18.05.2005, без номера), в приведенной ситуации эта норма применяться не должна. В случае уклонения одной из сторон договора от его государственной регистрации применяются способы защиты прав, предусмотренные гражданским законодательством, а не административные санкции (п. 2 ст. 165 ГК РФ, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 № 12АП-11298/13, п. 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59)).

В настоящее время сформировалась успешная судебная практика признания незарегистрированного долгосрочного договора аренды (сроком от 1 года) и дополнительных соглашений к нему заключенными вне зависимости от государственной регистрации. Данная статья посвящена правовой природе действительности таких сделок и указывает на последствия, которые вытекают из отсутствия государственной регистрации договора аренды в РосРеестре.

Какие сделки подлежат государственной регистрации?

  • п.2 ст. 609 ГК РФ «Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом»;
  • п.2 ст. 651 ГК РФ «Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации»;
  • Несколько договоров аренды в отношении одного и того же объекта аренды с общим сроком 1 год и более, заключенных одновременно и без перерыва срока также приравниваются к единой сделке, подлежащей государственной регистрации в Росреестре (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 марта 2010 г. по делу № А53-17516/2009).
  • Договор аренды недвижимого имущества, продолжительностью менее года, но срок которого истекает в последний день предыдущего месяца следующего года (т.е. с 01.01.17 по 31.12.17) приравнивается к году и подлежит регистрации (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).
  • п.2 ст. 164 ГК РФ «Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации».

Правовые последствия незарегистрированного договора аренды

В соответствии с п.1 ст.164 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделки, то ее правовые последствия сделки наступают после регистрации. Однако, в соответствии с п.3 ст. 433 ГК РФ, момент заключения договора, подлежащего государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не предусмотрено законом. Суды истолковали эту норму таким образом, что договора аренды не прошедшие государственную регистрацию порождают права и обязанности исключительно и непосредственно для Сторон договора. Таким образом, государственная регистрация ДДА не является обязательной для сторон договора, и ни одна из сторон не может ссылаться на отсутствие регистрации, как на основание для признания долгосрочного договора аренды ничтожным. Государственная регистрация же направлена на защиту третьих лиц, которые могут приобретать права на имущество, ставшее предметом договора.

Формирование подобной судебной практики по незарегистрированным договорам аренды началось с Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее — Постановление). В соответствии с п.14 Постановления, если Стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора аренды (индивидуально определенный предмет, размер арендной платы), собственник передал и арендатор принял имущество в пользование, то существующие отношения не могут быть произвольно изменены одной из сторон, а должны осуществляться и оплачиваться в соответствии с условиями договора. Далее данная позиция была поддержана в информационном письме Президиума ВАС РФ.

В соответствии с п.3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 года № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» (далее — информационное письмо), по смыслу статей 164, 165, пункта 3 статьи 433, пункта 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать о долгосрочной аренде. Договор не прошедший необходимую государственную регистрацию не порождает тех последствий (статья 617 ГК РФ, пункт 1 статьи 621 ГК РФ), которые могут оказать влияние на права и интересы третьих лиц, не знавших о факте заключения договора аренды и о содержании его условий. Вместе с тем, предоставив конкретное помещение в пользование ответчика на условиях подписанного сторонами договора, истец принимает на себя обязательство (статья 310 ГК РФ), которое должно надлежаще исполняться. К такому обязательству в отношении сторон должны применяться правила гражданского законодательства о договоре аренды. Поэтому, если это не затронет прав третьих лиц, то до окончания определенного соглашением срока пользования ответчик вправе занимать помещение, внося за него плату, установленную соглашением сторон. Арендодатель вправе требовать возврата помещения лишь по истечении названного срока пользования или в иных случаях, когда обязательства сторон друг перед другом будут прекращены в общем порядке (статья 450 ГК РФ). Иное толкование правил гражданского законодательства о государственной регистрации договора аренды способствует недобросовестному поведению сторон договора, который не прошел необходимую регистрацию, но исполняется ими.

Чего лишаются стороны незарегистрированного договора аренды?

Несмотря на то что, государственная регистрация договора аренды не влияет на действительность сделки, следует отметить, что при ее отсутствии могут возникнуть следующие ограничения:

  • Арендатор не может сдавать арендуемое помещение в субаренду, т.к. незаключенный договор аренды не порождает прав и обязанностей у третьих лиц;
  • Арендатор не может ссылаться на сохранение договора аренды при изменении собственника предмета аренды (п.1 ст. 617 ГК РФ не применяется);
  • Арендатор не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (п.1 ст. 621 ГК РФ не применяется);
  • В случае аренды земельного участка, при получении подрядчиком Арендатора разрешения на строительство/на ввод в эксплуатацию в их выдаче будет отказано, поскольку для третьих лиц права Арендатора земельного участка не возникли.

Выводы

Таким образом, права арендатора по незарегистрированным договорам аренды не могут быть противопоставлены третьим лицам, как со стороны Арендодателя (добросовестных выгодоприобретателей, в т.ч. новых арендаторов на тот же самый объект), так и со стороны Арендатора (субарендатор, подрядчик). Отсутствие регистрации не принесет никаких выгод арендатору.

В заключении, следует отметить, что если одна из сторон по договору аренды (чаще всего Арендатор) обязана организовать государственную регистрацию сделки, то уклонение от исполнения такой обязанности является нарушением и другая сторона может по своему выбору обратиться в суд за регистрацией сделки с отнесением всех расходов, связанных с задержкой, на ответственную сторону (ст.165 ГК РФ) или расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке в связи с невыполнением существенного условия по государственной регистрации долгосрочного договора аренды.

Заключен на срок не менее года, его необходимо зарегистрировать. Именно с момента такой регистрации договор считается заключенным (ст. 651 ГК РФ).

Какие правила нужно соблюдать при регистрации договора. С заявлением о договора аренды недвижимого имущества может обратиться как арендатор, так и арендодатель. Так сказано в статье 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Если в аренду сдается здание или помещения в нем, к договору аренды, который представляется на госрегистрацию, нужно приложить поэтажные планы здания, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади.

Существует вполне законный способ избежать госрегистрации договора аренды: на срок менее года, а по истечении срока — пролонгировать. Однако здесь надо учесть такую тонкость. Договор аренды недвижимости, срок действия которого обозначен с 1-го числа какого-либо месяца текущего года до последнего числа предыдущего месяца следующего года, признается в практике заключенным на год. Поэтому договор аренды с таким сроком подлежит государственной регистрации (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Так что, если требуется избежать госрегистрации, срок аренды должен быть максимум 364 дня (365 дней, если аренда попадает на високосный год).

Пример

ООО «Московская типография» арендовало здание у ЗАО «Строймонтаж». Рассмотрим две ситуации.

Ситуация 1. Договор аренды заключен с 1 февраля 2014 года по 31 января 2015 года включительно. В этом случае договор нужно зарегистрировать.

Ситуация 2. Договор аренды заключен с 1 февраля 2014 года по 30 января 2015 года включительно. Данный договор регистрировать не нужно.

Можно ли признать расходы на аренду, если договор не зарегистрирован

Каковы будут последствия, если долгосрочный договор аренды недвижимости не зарегистрирован. Предположим, компания арендовала здание на длительный срок (более года), но при налоговой проверке выяснилось, что договор аренды не зарегистрирован. Что грозит компании? Ответ зависит от ситуации. На практике возможны следующие случаи:

  • договор аренды на регистрацию вообще не подавался;
  • договор был подан на государственную регистрацию, но к моменту проведения проверки еще не зарегистрирован;
  • договор был зарегистрирован в порядке, но в последующем в него были внесены изменения, которые зарегистрированы не были.

Рассмотрим каждую из этих ситуаций подробно.

Ситуация 1. Договор долгосрочной аренды недвижимости на регистрацию не подавался. Посмотрим, какие проблемы могут возникнуть в этом случае у компании при признании расходов на аренду в налоговом учете.

По общему правилу платежи по договору аренды в налоговом учете включаются в состав расходов (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Тем не менее, если договор аренды, заключенный на срок более года, не был зарегистрирован, налоговики могут не позволить учесть соответствующие расходы для целей налогообложения. Позиция чиновников основывается на том, что договор, не прошедший государственную регистрацию (в том случае если, согласно Гражданскому кодексу РФ, она обязательна), не считается заключенным, а расходы по незаключенному договору учесть нельзя. Такое мнение чиновники высказывали неоднократно (см., например, письма от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/2/172, от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/3/3, письмо от 13 июля 2005 г. № 02-1-07/66 и т. п.).

По мнению автора, такой подход нельзя признать полностью обоснованным. Дело в том, что несоблюдение норм гражданского права не должно отражаться на налоговых правоотношениях: гражданским законодательством не предусмотрено, что отсутствие надлежащей регистрации делает договор аренды недействительным. Налогоплательщик вправе учесть произведенные им затраты на аренду имущества и без государственной регистрации договора, если данные затраты обоснованы и документально подтверждены. Кроме того, как известно, для документального подтверждения расходов достаточно иметь документы, подтверждающие произведенные расходы. В рассматриваемой ситуации такими документами будут подписанный сторонами договор аренды (не важно, зарегистрирован он или нет), акт приема-передачи объекта аренды и документы, подтверждающие перечисление арендной платы.

Следует учесть, что такие выводы подтверждает и многочисленная судебная практика. Отметим в связи с этим, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 марта 2008 г. по делу № А56-19124/2007, ФАС Уральского округа от 25 января 2007 г. № Ф09-12242/06-С2.

Ситуация 2. Договор был подан на государственную регистрацию, но к моменту проверки еще не зарегистрирован. Как известно, процесс госрегистрации договора может затянуться, поэтому арендатор чаще всего начинает использовать здание сразу после заключения договора. Соответственно, расходы в виде арендной платы, коммунальных платежей и так далее возникают у арендатора задолго до того, как договор пройдет обязательную регистрацию.

Между тем с признанием расходов в подобной ситуации могут быть проблемы. Инспекторы в подобном случае опять же ссылаются на то, что по общему правилу договор аренды недвижимости считается заключенным только с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Из этого чиновники делают вывод, что договор не может подтверждать расходы, которые произведены до его государственной регистрации (письмо Минфина России от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/2/172).

Если в подобной ситуации возникнет спор, в свою защиту компания может привести те же аргументы, о которых мы уже говорили выше. Кроме того, суды при решении подобных споров также, как правило, занимают сторону предприятий (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2007 г. № Ф04-2578/2007(33740-А75-25), Северо-Западного округа от 16 августа 2005 г. № А56-46400/04).

Однако конфликтов с проверяющими можно избежать вовсе — сам Минфин России предложил, как выйти из такой ситуации (письмо от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/2/172). Нужно воспользоваться пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса РФ и придать договору обратную силу: распространить его действие на период с момента передачи здания потенциальному арендатору. Тогда договор, пусть пока и незарегистрированный, станет документом, подтверждающим, что фактически аренда уже началась. А это значит, что требования Налогового кодекса РФ о документальном подтверждении расходов будут выполнены.

Таким образом, во избежание споров с налоговиками следует внести в договор аренды положение, в соответствии с которым условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с момента его подписания. Сформулировать это положение (пункт договора) можно следующим образом: «Условия договора применяются к отношениям, возникшим с момента передачи здания от арендодателя арендатору».

Отметим, что, если изначально стороны не предусмотрели в договоре обратной силы, это условие можно установить и в дополнительном соглашении. Правда, такое соглашение, как и основной договор, будет необходимо зарегистрировать. Тогда арендатор сможет признавать свои расходы в том периоде, когда он фактически начал пользоваться недвижимостью.

Ситуация 3. Договор зарегистрирован, но в последующем в него были внесены изменения. Предположим, что договор аренды был зарегистрирован, но после госрегистрации стороны двусторонним соглашением изменили (увеличили) размер арендной платы. Вправе ли в подобном случае арендатор учесть в налоговом учете полную сумму новой арендной платы, если допсоглашение не было зарегистрировано?

Специалисты Минфина России настаивают, что этого сделать не удастся. По мнению чиновников, арендные платежи в повышенном размере подлежат включению в состав расходов только после государственной регистрации соглашения об изменении договора (см., например, письмо Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/471). Правда, затем несколько смягчили свою позицию по этому вопросу: если условия допсоглашения на период до момента госрегистрации, арендные платежи в размере, установленном соглашением, которое находится на регистрации, могут учитываться с момента этого изменения (письмо Минфина России от 11 июля 2008 г. № 03-03-05/77). Аналогичное мнение высказано и в письме УФНС России по г. от 28 марта 2008 г. № 20-12/030173.

По мнению автора, заключение дополнительного соглашения (вне зависимости от того, зарегистрировано оно или нет) не влияет на возможность учесть расходы на аренду при налогообложении. Доводы те же: изменение размера арендной платы не делает договор аренды незаключенным. Следовательно, увеличенная сумма арендных платежей может быть учтена для целей налогообложения прибыли, если соответствующие расходы экономически обоснованы и документально подтверждены. Судебная практика также подтверждает этот вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2008 г. по делу № А56-30518/2006).

Александр Елин,

Компании "АКАДЕМИЯ АУДИТА"

В настоящее время сформировалась успешная практика признания незарегистрированного долгосрочного договора аренды (от 1 года) и дополнительных соглашений к нему заключенными вне зависимости от государственной регистрации.

Данная статья посвящена правовой природе таких сделок и их юридическим последствиям.

Какие сделки подлежат государственной регистрации?

  • - п.2 ст. 609 ГК РФ «Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом»;
  • - п.2 ст. 651 ГК РФ «Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации»;
  • - Несколько договоров аренды в отношении одного и того же объекта аренды с общим сроком 1 год и более, заключенных одновременно и без перерыва срока также приравниваются к единой сделке, подлежащей государственной регистрации в Росреестре (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 марта 2010 г. по делу № А53-17516/2009).
  • - Договор аренды недвижимого имущества, продолжительностью менее года, но срок которого истекает в последний день предыдущего месяца следующего года (т.е. с 01.01.17 по 31.12.17) приравнивается к году и подлежит регистрации (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).
  • -п.2 ст. 164 ГК РФ «Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации».

Правовые последствия незарегистрированного договора аренды

В соответствии с п.1 ст.164 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделки, то ее правовые последствия сделки наступают после регистрации. Однако, в соответствии с п.3 ст. 433 ГК РФ, момент заключения договора, подлежащего государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не предусмотрено законом. Суды истолковали эту норму таким образом, что договора аренды не прошедшие государственную регистрацию порождают права и обязанности исключительно и непосредственно для Сторон договора. Таким образом, государственная регистрация ДДА не является обязательной для сторон договора, и ни одна из сторон не может ссылаться на отсутствие регистрации, как на основание для признания долгосрочного договора аренды ничтожным. Государственная регистрация же направлена на защиту третьих лиц, которые могут приобретать права на имущество, ставшее предметом договора.

Формирование подобной судебной практики по незарегистрированным договорам аренды началось с Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее - Постановление). В соответствии с п.14 Постановления, если Стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора аренды (индивидуально определенный предмет, размер арендной платы), собственник передал и арендатор принял имущество в пользование, то существующие отношения не могут быть произвольно изменены одной из сторон, а должны осуществляться и оплачиваться в соответствии с условиями договора. Далее данная позиция была поддержана в информационном письме Президиума ВАС РФ.

В соответствии с п.3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 года № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» (далее - информационное письмо), по смыслу статей 164, 165, пункта 3 статьи 433, пункта 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать о долгосрочной аренде. Договор не прошедший необходимую государственную регистрацию не порождает тех последствий (статья 617 ГК РФ, пункт 1 статьи 621 ГК РФ), которые могут оказать влияние на права и интересы третьих лиц, не знавших о факте заключения договора аренды и о содержании его условий. Вместе с тем, предоставив конкретное помещение в пользование ответчика на условиях подписанного сторонами договора, истец принимает на себя обязательство (статья 310 ГК РФ), которое должно надлежаще исполняться. К такому обязательству в отношении сторон должны применяться правила гражданского законодательства о договоре аренды. Поэтому, если это не затронет прав третьих лиц, то до окончания определенного соглашением срока пользования ответчик вправе занимать помещение, внося за него плату, установленную соглашением сторон. Арендодатель вправе требовать возврата помещения лишь по истечении названного срока пользования или в иных случаях, когда обязательства сторон друг перед другом будут прекращены в общем порядке (статья 450 ГК РФ). Иное толкование правил гражданского законодательства о государственной регистрации договора аренды способствует недобросовестному поведению сторон договора, который не прошел необходимую регистрацию, но исполняется ими.

Чего лишаются стороны незарегистрированного договора аренды?

Несмотря на то что, государственная регистрация договора аренды не влияет на действительность сделки, следует отметить, что при ее отсутствии могут возникнуть следующие ограничения:

  • - Арендатор не может сдавать арендуемое помещение в субаренду, т.к. незаключенный договор аренды не порождает прав и обязанностей у третьих лиц;
  • - Арендатор не может ссылаться на сохранение договора аренды при изменении собственника предмета аренды (п.1 ст. 617 ГК РФ не применяется);
  • - Арендатор не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (п.1 ст. 621 ГК РФ не применяется);
  • - В случае аренды земельного участка, при получении подрядчиком Арендатора разрешения на строительство/на ввод в эксплуатацию в их выдаче будет отказано, поскольку для третьих лиц права Арендатора земельного участка не возникли.

Выводы

Таким образом, права арендатора по незарегистрированным договорам аренды не могут быть противопоставлены третьим лицам, как со стороны Арендодателя (добросовестных выгодоприобретателей, в т.ч. новых арендаторов на тот же самый объект), так и со стороны Арендатора (субарендатор, подрядчик). Отсутствие регистрации не принесет никаких выгод арендатору.

В заключении, следует отметить, что если одна из сторон по договору аренды (чаще всего Арендатор) обязана организовать государственную регистрацию сделки, то уклонение от исполнения такой обязанности является нарушением и другая сторона может по своему выбору обратиться в суд за регистрацией сделки с отнесением всех расходов, связанных с задержкой, на ответственную сторону (ст.165 ГК РФ) или расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке в связи с невыполнением существенного условия по государственной регистрации долгосрочного договора аренды.

Вконтакте

Одноклассники

Обнаружили в тексте ошибку! Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.



Просмотров