Последствия банкротства. Банкротство страны это Что означает страна банкрот

Несостоятельностью к выплате задолженности или банкротством называют признанную уполномоченными государственными органами неспособность должника, которым может быть гражданин, организация, или государство удовлетворения в окончательном полном объеме требований кредиторов по финансовым или денежным обязательствам к исполнению обязанности по уплатам обязательных признанных государством отчислений и платежей.

Описание проблемы

Термин «государственное банкротство» также может приниматься процедура, применение которой происходит к должнику. Она может быть направлена на осуществление оценки его экономического и финансового положения, выработку и осуществление мер по унификации финансового статуса должника. А в случае, когда использование подобных мер будет признано как нецелесообразное или невозможное, заменено наиболее равным и справедливым удовлетворением интереса всех кредиторов неплатежеспособного должника. Насколько эта процедура работает сегодня, хорошо известно среди представителей малого и среднего бизнеса под названием планового банкротства. Мировой практикой предусматривается применение широко известных процедур несостоятельности, предусмотренных для юридических, и физических организаций и лиц.

Особенности отечественной процедуры банкротства

На чем основывается начало процедуры государственного банкротства? Прежде всего, наше отечественное законодательство признает должника банкротом только через уполномоченный законом орган, способный принимать районный, областной или арбитражный суд. Российская правовая наука признает институт несостоятельности или как его принимает европейская правовая практика как банкротство, к отрасли юриспруденции предпринимательского права и развития бизнеса. На сегодняшний день далеко не всем известная в советские времена процедура становится вновь восстановленным правовым институтом, известным в международной практике многие сотни и даже тысячи лет. Насколько он эффективен доказала мировая практика. В начале перехода на рыночные рельсы развития производства и рыночные отношения государственное банкротство было достаточно распространенной процедурой. Но в те сравнительно недавние времена механизм перехода в статус банкрота был достаточно сложен, и каждое старалось использовать эту процедуру на собственное усмотрение.

Законодательные основы банкротства

Принципы несостоятельности предприятий оговорены отечественным законодательством и подзаконными актами нашего государства. В Законе Российской Федерации «О несостоятельности или банкротстве» от 26 октября 2002года № 127-ФЗ этот термин принимается признанный арбитражным судом статус неспособности должника, банкрота в полном объеме удовлетворять все требования одного или совокупных в своем согласии кредиторов по финансовым, имущественным и денежным обязательствам и исполнять обязанности по оплате всех оговоренных законом обязательных платежей. В нашем отечественном законодательном поле признаками банкротства всех без исключения должников могут являться:

Нарушение или принцип невыполнения требований совокупных кредиторов в срок три месяца со дня вступления в действие сроков их реализации или исполнения.

Основные задачи проведения несостоятельности и процедуры банкротства. Ими могут явиться возвращение долгов кредиторам восстановление условия, необходимого для продолжения физическим или юридическим лицом его настоящего бизнеса.

Профессиональное ведение процедур государственного банкротства организаций названных должниками занимаются арбитражные или так называемые распорядительные управляющие, которые назначены назначенные арбитражными или третейскими судами. Условия деятельности назначаемого распорядителя или управляющего достаточно необходимы. Они требуются для того, чтобы скоординировать при участии роли арбитражного суда весь долго держателя. Это производится в целях максимально возможного удовлетворения и решения вопросов по требованиям кредитора или совета кредиторов за счет полного или частичного выставления на реализацию имущества и средств должника.

История института банкротства в России

Первая из дошедших из глубины времен до нас норма, регулировавшая на Руси статус несостоятельности или неплатежеспособности должника, относится к временам Русской Правды. Это XI век, когда уже в те темные на наш взгляд времена, содержались правила персональной и совокупной ответственности долгодержателя. Кроме этого рассматривался вопрос продажи в неоплатное рабство виноватого должника и тогдашней реструктуризации имеющейся на определенной период задолженности при статусе невиновного в процедуре банкротства. В Русской Правде закладывается основа современного института установления очередности в удовлетворении требований. Развитие торговых и промышленных отношений привело к тому, что это стало приводить к условиям необходимости закрепить правила работы с неплатежеспособными несостоятельными должниками в документальных актах с более конкретными условиями. Наиболее известными становятся Договора князя Мстислава Давидовича с городом Рига, Готландом и германскими городами тринадцатого века, договор Новгорода с европейскими городами. поруки был известен в России еще в XVIII веке, как и условия Банкротского устава 1740 года. В течение длительного времени для проведения дела о несостоятельности использовался иностранный вердикт и законный акт, отдельные принципы рассматривались в рамках обычаев деловых отношений и оборотов того времени. Уже в 1800 году выработан новый Устав о банкротах. Именно здесь получило новое применение подходов к государственному банкротству. Здесь представлялась ответственность за несостоятельность купеческого сословия и о вступлении дворянского сословия в обязательства, и несостоятельность этих категорий лиц. Так впервые российская законодательная практика на государственном уровне в правовом поле ввела разделение регулирования двух видов государственного банкротства, связанного с ведением индивидуальной или коллективной предпринимательской деятельности. Как это называлось в истории - «торговая несостоятельность». Основной трактовкой было тот, кто не может заплатить, тот «не сможет сполна оплатить свои долги» Часть I, § 1 Устава. И сегодня эта формулировка остается актуальной нашего текущего состояния банкротства предприятий и организаций.

Принципы признания несостоятельности

Прежде всего, чтобы субъект предпринимательской деятельности был признан на государственном уровне банкротом или неплатежеспособным, требуется комплекс следующих оснований:

Наличие собственного признания или подтверждение документального государственного банкротства в суде или вне зала суда с предоставлением подтверждающих документов в суд.

Зафиксированные систематические уклонения должников от повестки о явке в судебные инстанции по предъявленному иску и приложенным документам.

Оформленная и фиксированная фактическая неспособность к исполнению всех основных и сопутствующих решений судебный инстанций о взысканиях требуемой задолженности в срок до тридцати дней.

Следует отметить, что все позиции соответствуют не только современным правовым нормам, но и к разнообразным принципам римского права. Отдельной категорией считались долги церкви или приходу, которые взымались имуществом должника, а его жена и дети, оставшиеся без кормильца, становились послушниками монастыря в ближайшем уезде

Уровни и признаки государственного банкротства

На сегодняшний день институт банкротства имеет значительную государственную поддержку и регулируется несколькими законами и подзаконными актами. Это, прежде всего регламентный документ, федеральный закон, зарегистрированный 26 октября 2002 года за номером 127-ФЗ и имеющий название «О несостоятельности (банкротстве)» Закон распространен на все без исключения юридические лица, физические лица - граждан, индивидуальных частных предпринимателей, куда не входят кредитные организации. Эти финансовые кредитные организации подают заявление о банкротстве согласно с законом о несостоятельности или банкротстве кредитных союзов и организаций.


Признаки банкротства могут быть различными. Возбуждение дела о государственном банкротстве требует, чтобы должники или государственный банкрот, являющееся юридическим лицом, обладало всеми признаками реального фактического банкрота. Для юридического лица основным признаком является исключительно неудовлетворение кредиторских обязательств в течение срока до трёх месяцев. Сумма обязательства перед кредиторами, несмотря на тип организации и собственности должны быть подтверждена в сумме несколько больше 100 000 единиц национальной валюты. Процесс банкротства начинают подачей в арбитражный суд искового заявления о признании юридического лица в роли банкрота. Заявление подается самим кредитором, его уполномоченным органом, собственно должником.

Несостоятельностью субъекта хозяйствования могут признать следующие моменты:

Несчастная, то есть не по собственной инициативе или принципам вины, а как последствие непредвиденного , то есть форс мажор. Это могут быть стихийное бедствие, военные действия, признаки или действия политической нестабильности общества, кризисные условия в стране, общий спад экономики и производства, банкротство своих заимопринимателей и должников, прочие факторы.

Ложная или корыстная, возникшая в результате согласованного, предумышленного сокрытия собственности или своего имущества в целях избегания оплаты долгов иным кредиторам;

Неосторожная или возникшая как следствия неэффективного менеджмента или работы персонала, осуществления непрочитанных и весьма рискованных финансовых операций.

Государственное обеспечение первого случая банкротства осуществляется по принципам, разработанным для выхода из любо кризисной ситуации. Совершение злоумышленного банкротства является уголовно наказуемым событием. На сегодня наиболее распространена несостоятельность третьего вида. по неосторожности проявляется в течение длительного промежутка времени, системно, являясь последствием неаккуратного и непродуманного ведения хозяйственной деятельности. Предупреждение государственного банкротства осуществляется путем систематического проведения анализа финансового состояния, который позволяет обнаруживать наличие «болевых» точек и принимать конкретные меры оздоровлению финансового состояния и экономики фирмы или предприятия.

Дальнейшие процедуры по банкроту

Гражданский кодекс РФ регулирует вопрос об объявлении юридического лица банкротом по протоколу или в связи с решением суда или по солидарному с кредиторским советом решением. Любой из вариантов требует принудительной ликвидации или добровольного решения собственника.


В любом случае оно должно быть ликвидировано либо принудительно, либо добровольно. Право на обращение в суд с исковым заявлением о начале процедуры ликвидации и государственное банкротство имеется в двух случаях.

1. Должники, совет кредиторов или органы прокурорского надзора могут обратиться в суд при несоответственном исполнении выданных ранее обязательств по денежным суммам в наличности или векселям.

2. Собственно сам должник, прокуратура, органы налогового контроля и иные государственные уполномоченные структуры или органы могут подать заявление в суд арбитражной инстанции, когда произошло неисполнение обязанностей по уплате обязательно оговоренных государством платежей.

Таким образом, признанное государственное банкротство включает в себя досудебную санацию, мировое соглашение, долговое финансовое наблюдение, инструмент внешнего управления под судебными санкциями, а также завершающий момент – развитие конкурсного производства. В рамках превентивных мероприятий предусматривается предоставление финансовой помощи в размерах, достаточных для погашения всех финансовых обязательств, обязательного объема платежей и быстрейшего восстановления достаточной платежеспособности.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственное банкротство . Под Государственным банкротством понимают отказ правительства удовлетворить своих кредиторов, отказ платить проценты и погашать свои займы. Некоторые авторы расширяют это понятие, разумея под Государственным банкротством всякое неисполнение правительством связанных с государственными долгами денежных обязательств (Кернер, В. Н. Твердохлебов); они различают несчастное Государственное банкротство (faillite), вытекающее из фактической невозможности уплатить долги или хотя проценты по ним, и злостное Государственное банкротство (banqueroutte), объясняемое принципиальным отказом не только от платежей по займам, но и от их признания. Государственное банкротство отзывается на всей системе государственного кредита, но оно вызывается обычно чрезвычайными обстоятельствами, нарушающими в корне финансовое равновесие: войны, революции, государственные перевороты. Аббат Терре, генеральный контролер финансов при Людовике XV, говорил: «Государственное банкротство необходимо раз в столетие, дабы препятствовать чрезмерному обогащению частных лиц и чрезмерной бедности правительства». Цахарие считает, что причинение убытков иностранным кредиторам является выгодным для нации-банкрота. Юм доказывает, что вскоре после Государственного банкротства финансовое равновесие государства восстанавливается, а «умный человек скорее готов будет ссудить деньги государству непосредственно после Государственноего банкротства, нежели перед ним» (Essay on public credit). В средние века Государственное банкротство — обычное явление; при этом правительство или совершенно отказывается платить кредиторам, или платит только некоторую часть (20 или 40 %) всей суммы долга. Тогда к Государственному банкротству прибегают даже платежеспособные государства в целях обогащения того или иного феодального монарха. В настоящее время принято различать явное и скрытое Государственное банкротство; при явном Государственном банкротстве правительство открыто заявляет об аннулировании своих займов и отказывается: как от погашения их, так и от платежа процентов; примером может быть египетское Государственное банкротство 1876 г. Скрытое Государственное банкротство выражается в различных операциях, имеющих целью избежать долговых платежей; сюда могут быть отнесены — налог с облигаций и их купонов, уплата процентов в бумажной обесцененной валюте, произвольное понижение процентов — принудительная конверсия займа. Государственное банкротство особенно серьезно отзывается на государствах со сложной кредитной организацией и развитым денежным обращением; Государственное банкротство задевает интересы кредиторов государства в том числе и иностранцев, ссудивших данное правительство денежными средствами путем покупки его облигаций. Отсюда возникает вопрос: поскольку одно правительство вправе силою принудить другое уплатить долги его подданным? В 1893 г. Франция грозила войной обанкротившейся Португалии, требуя с ее стороны удовлетворения всех кредиторов-французов. В 1902 г. французы оккупировали остров Митилену за отказ Турции удовлетворить двух французских банкиров — Лорандо и Тубини. В том же году Англия, Германия и Италия блокировали берега Венецуэлы, бомбардировали форт Сан-Карлос и потопили две канонерки, против чего протестовал аргентинский министр иностранных дел Драго, создавший впоследствии целую теорию о недопустимости вооруженной интервенции в случае Государственного банкротства какой-либо нации. На этой точке зрения стоит научное направление, представленное, кроме Драго, его соотечественником К. Кальво, Фр. Пасси, Муанье, Феро-Жиро, А. Вейс, Оливер-Крона, Депонье, Прадье-Фодерэ, Ролэн-Жакмен, Лорон. Другие, как Уэстлек, Фиоре, Шарм и Холланд, считают необходимым обеспечить уплату внешних государственных займов применением вооруженной силы со стороны тех правительств, чьими подданными являются кредиторы данного государства. 2-я Гаагская конференция мира 1907 г. приняла конвенцию, воспрещающую вооруженное вмешательство в качестве ответа на Государственное банкротство, но эта конвенция устанавливает 4 исключения, когда вмешательство признается вполне правомерным: 1) если правительство обанкротившегося государства отклоняет предложенное ему третейское разбирательство; 2) вовсе не отвечает на это предложение; 3) делает своими действиями невозможным то третейское разбирательство, на которое оно уже дало свое согласие; 4) уклоняется от выполнения вынесенного третейским судом решения (2-я Гаагская конвенция 1907 г. об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам).

В настоящее время в государствах Западной Европы держатели иностранных облигаций образуют особые корпорации для организованной защиты своих интересов: Corporation of foreign bankholders. — возникшая в 1873 г. в качестве частной организации и признанная учреждением публично-правового характера парламентским биллем 1898 г.; совет ее состоит из 21 делегата (6 от банков, 6 от Лондонской торговой палаты и 9 по кооптации); во Франции — Association de porteurs de valeurs etrangeres, основанная в 1898 г. и руководимая советом, выбранным общим собранием; Association pour la defense de detenteurs de fonds publics — в Бельгии. Эти организации пользуются большим влиянием в финансовых кругах и оказывают порой давление на правительства, политические партии и прессу. Обычно государство-банкрот встречает при попытке заключения нового внешнего государственного займа требование предоставить гарантии уплаты по прежним займам и по новому займу. Они принимают порою форму обеспечения одним государством платежей другого; при этом правительство государства-гаранта обязано или принудить правительство должника к платежу или принять уплату на себя (гарантия Францией и Англией уругвайского займа 1846 г., Соед. Штатами займов Санто-Доминго 1907 г., Никарагуа и Гондураса 1911 г.); чаще гаранты принимают на себя денежную ответственность в случае неисправного поступления платежей (гарантии греческих займов 1833 и 1898 гг. Россией, Францией и Англией, турецкого займа 1855 г. Англией и Францией, австрийского займа восстановления 1843 г. и др.).

Наиболее серьезной формой гарантий является создание «международных комиссий государственного долга». Подобная комиссия была учреждена в 1876 г. в Египте и преобразована в 1885 г.; она состояла из шести лиц, утвержденных в должности египетским хедивом по представлению соответствующих правительств шести великих держав Европы; на ней лежало управление недвижимыми имуществами хедива, железными дорогами и портом Александрией; официальное название ее — «Caisse de la dette publique Egyptienne». По мирным трактатам 1919 — 1920 гг. из ее состава выбыли делегаты Германии и Австро-Венгрии. Государственное банкротство Турции в 1876 г. привело к учреждению в 1881 г. аналогичного органа «Conseil d"administration de la dette publique Ottomane» из 7 лиц: представителя турецкого министерства финансов и по одному выборному делегату от кредиторов англо-голландских, французских, итальянских, немецких, австро-венгерских и греческих, избранных на 5 лет; для погашения долгов комиссии уступлены табачная и соляная монополии, гербовые сборы, налоги на рыболовство, спиртные напитки и шелк. Одни из этих доходов взимались административными органами комиссии (соляная монополия, гербовый и питейный сборы), налог с шелководов собирался турецкими чиновниками и, за вычетом издержек взимания, поступал в кассу комиссии, табачная монополия была сдана в аренду смешанному обществу, организованному Оттоманским банком, Блейхредером и германским Reichsbank, платившему ежегодно 750.000 тур. фунтов. В 1903 г. комиссия удачно произвела унификацию и конверсию турецкого государственного долга. Лозаннский трактат 1923 г. привел к сильному сужению полномочий комиссии. Греция претерпела Государственное банкротство еще в 1893 г. и смогла заключить внешний государственный заем в 1897 г. только при условии создания международной комиссии государственного долга из 6 делегатов великих держав Европы, при чем эти делегаты являются своего рода дипломатическими агентами, назначаемыми соответственными правительствами. В полное распоряжение комиссии предоставлены доходы государственных монополий на соль, керосин, папиросные гильзы, спички и игральные карты, налог на табак, гербовые сборы и таможенные пошлины порта Пирей. Взимание этих доходов предоставлено особому акционерному обществу под контролем комиссии, функции которой состоят в централизации сумм, назначенных на уплату государственных займов. Члены комиссии, являясь дипломатическими агентами, получают, однако, жалованье от греческого правительства. В Марокко была создана в 1906 г. аналогичная комиссия для контроля за операциями Танжерского государственного банка. В 1912 г. 8 великих держав (6 европейских, Соединенные Штаты и Япония) гарантировали первый государственный заем на сумму 60.000.000 долларов только что возникшей Китайской республике, которая намеревалась прибегнуть к Государственному банкротству в результате тяжелой гражданской войны, поставив условием этой гарантии ежегодное предварительное рассмотрение проекта государственного бюджета представителями 8 соответствующих правительств с правом внесения в него признанных необходимыми изменений. Международная комиссия государственного долга является наиболее сильным средством, которое применяется в случае Государственного банкротства; она способствует ликвидации задолженности и обеспечивает интересы кредиторов, но одновременно с тем она является существенным ограничением свободы действий государственной власти данной страны; кроме того, она облегчает, как это было в Греции в 1897 г. и в Китае в 1912 г., выпуск нового займа, ибо иностранные капиталисты охотнее приобретают облигации финансовослабого государства, зная, что платежи по ним обеспечены международными гарантиями. В целях ограждения интересов кредиторов, опасавшихся Государственного банкротства, Чехо-Словакия в апреле 1922 г., выпуская в Англии свой «заем восстановления» на 3.300.000 ф. стерл., обеспечила уплату его облигаций доходами от таможенных пошлин и табачной монополии. Невозможность для Австрийской республики выйти из финансового тупика, в который она попала в результате Сен-Жерменского мирного трактата 1919 г., и в частности невозможность платить репарации (см. слово Контрибуция) привели к установлению над австрийскими финансами международного контроля Лиги наций в лице верховного комиссара — роттердамского синдика Циммермана в конце 1923 г. Международный финансовый контроль над Австрией отменен Лигой наций весной 1926 г. Аналогичный контроль был учрежден в 1924 г. над Венгрией с назначением генеральным контролером финансов бостонского банкира Смита.

В России стремительно растет число банкротств граждан, включая индивидуальных предпринимателей. За шесть месяцев текущего года суды признали финансово несостоятельными 13 225 граждан страны. Это на 79% больше, чем в 2016-м.

Тем временем федеральные власти вместо того, чтобы обратить на ситуацию внимание и забить тревогу, продолжают заниматься всяческими медийно-развлекательными вещами. Глава Банка России Эльвира Набиуллина торжественно представляет купюры нового номинала; правительство высказывает инициативу о снятии с части соотечественников соцпособий, если окажется, что граждане владеют относительно дорогой собственностью; а законодатели приноравливаются брать с граждан плату за содержание кошек, рыбок и хомячков. Других-то проблем в Отечестве не видно! - вот только домашних питомцев зарегистрируем за деньги, и наступит благодать.

Оскал новой реальности

То, что Россия за шесть месяцев почти выполнила годовой «план» банкротств - весьма пугающая тенденция. Массовое разорение граждан и мелких предпринимателей происходит на фоне некоторого оживления промышленности и определенных успехов в сельском хозяйстве. Образно говоря, российская экономика напоминает «Титаник», наскочивший на айсберг: на верхних палубах - в гнездилище промышленного производства и валютно-финансового сектора - наблюдается легкий крен, слышно дребезжание фарфора на столиках. А вот трюмы уже вовсю заполняют ревущие потоки ледяной океанской воды.

В принципе, было очевидно, что всё так и будет. Мы уже не раз отмечали, что вся антикризисная стратегия правительства и ЦБ сводится к тому, чтобы перекладывать издержки на рядовых граждан: замораживать зарплаты, пенсии и соцвыплаты, держать искусственно заниженным курс рубля, всячески препятствовать росту реальных доходов населения. И надо признать: чиновникам и банкирам действительно удалось выбраться из острой фазы кризиса на горбу работяг и за счет бизнеса.

Расплатой стало истощение финансовых резервов отечественных домохозяйств и сильная деградация внутреннего рынка.

Но вот, казалось бы, - всё, пик экономической беды миновал: доллар опустился ниже 60 рублей, нефть - наоборот, растет в цене; дефолт по корпоративным долгам, которого так опасались в 2015-м, так и не наступил. Можно дать народу вздохнуть, восстановить силы. Не тут-то было: бизнес как душили налогами - так и душат, а население, как и прежде, держат в нищете.

При этом оживление экономики парадоксальным образом ухудшает состояние и рядовых граждан, и мелких предпринимателей. Эксперты отмечают, что теперь «всем нужны живые деньги». Кредиторы стремятся воспользоваться открывающимися возможностями, а потому предпочитают банкротить заемщиков, а не реструктуризировать их долги. С другой стороны, наша судебная система «распробовала» процедуру банкротства и теперь все чаще применяет эту меру.

Сочетание этих факторов сделало банкротство населения системным процессом. И это новая реальность, в которой нам предстоит жить.

Прогноз в цифрах

О том, что мы стоим в самом начале большого и весьма неприятного пути, говорят следующие цифры. Пока в России через процедуру банкротств прошли 34 000 граждан. Это примерно 5% от общего количества потенциально несостоятельных заемщиков. Общее же число граждан России, попадающих под нормы закона «О банкротстве физлиц» - то есть имеющих долги более 500 тысяч рублей и просрочку платежей более 90 дней - составляет 660 тысяч человек.

Иными словами, в ближайшие несколько лет больше полумиллиона наших сограждан потеряют значительную часть имущества. Понятно, что в случаях, когда речь идет об изъятии не в меру дорогих авто, плазмы на полстены и прочих предметов бессмысленной роскоши, нет ничего ужасного. Жить надо по средствам. Однако значительная часть банкротств будет связана с изъятием имущества, которое сейчас используется для ведения бизнеса. И тут главный вопрос: кто все это купит? Трудолюбивые мигранты? Или, может быть, иностранные инвесторы? Кому нужен малый бизнес в России, кроме самих граждан страны?

Если малое предпринимательство действительно нужно стране, тогда на фоне массового разорения действующих ИП нужно разрабатывать меры, которые будут создавать новые. И не когда-нибудь потом, а прямо сейчас. Но этот вопрос властями даже не ставится. Кабмин изощряется в изобретении новых поборов и выдумывании очередных оснований для сокращения трат на нужды населения.

Между тем федеральные власти имеют очень эффективное средство, которое могло бы остановить волну банкротств. Это ключевая ставка. Сентябрьским решением Центробанка она была установлена на отметке в 8,5% годовых. Это процент, под который государство дает деньги банкам. В разных видах кредитов ключевая ставка составляет от четверти до двух третей того, что в конечном счете приходится выплачивать конечному заемщику.

Если снизить ее хотя бы до американского значения - 1,25% годовых, то должники смогут вздохнуть свободнее. Притом наибольший выигрыш получат не любители красивой жизни, набравшие потребительских кредитов под 38% годовых, а люди, взявшие ипотеку, автокредиты и займы для бизнеса.

И напротив, выжимая с них при посредничестве банков лишнюю копейку, ЦБ разоряет значительную часть экономически активного населения и тем самым копает опасную яму всей российской экономике.

Банкротство характеризуют как невозможность определенного субъекта правовых отношений удовлетворить денежные требования или выплатить обязательные государственные платежи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данный термин можно детерминировать не только как юридический факт, но как процедуру становления юридических и физических субъектов неплатежеспособными. Однако нельзя сводить банкротство только к конечному признанию субъекта неактивным в финансовом плане, поскольку это также включает процесс восстановления денежных активов, получения поддержки от специализированных органов и др.

Причины ситуации

К основным причинам банкротства (которые присущи всем типам предприятий, обладающих финансовыми активами) можно отнести:

  1. Ограниченность в собственных финансовых средствах и отказ кредитных учреждений в сотрудничестве. Предприятия, которые вызывают недоверие клиентов, как правило, постепенно теряют их финансовые вклады. Причиной этого может быть плохое обслуживание, невыгодные программы и предложения, предыдущие неправомерные действия.
  2. Сильная конкуренция и монополия. Давление со стороны государства по поводу установления монополии на данный вид производства — распространенная причина банкротства в сфере предпринимательской деятельности.
  3. Организационно-финансовые ошибки в работе персонала. Ложные расчеты по установлению цен на продукцию, несвоевременное осуществление операций, разработка неэффективной стратегии развития и другие ошибки могут существенно снизить конкурентоспособность такого субъекта в сфере финансовых или реализаторских услуг.

К каждому отдельному виду хозяйственной деятельности можно добавить еще несколько причин признания субъекта неплатежеспособным.

Не существует единой и основной классификации таких предпосылок, поскольку действующее законодательство акцентирует внимание именно на конечном результате данного процесса — признание банкротом.

Субъекты банкротства

Перечень субъектов банкротства можно встретить в Федеральном Законе «О банкротстве», где указано, что к ним относятся: должник, кредитор, арбитражный управляющий, комитет кредиторов и другие (органы местного самоуправления и исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы). Их правосубъектность существенно отличается, поскольку по вине одного из них (должника) второй (кредитор) несет определенные потери в виде денег, услуг, ценных бумаг или других финансовых активов.

Также специфическими, но необходимыми в таком процессе являются «субъекты оздоровления» неплатежеспособного лица: арбитражные органы, государственные и местные структуры.

Их роль нельзя недооценивать, поскольку действенная стратегия способна возобновить нормальную деятельность соответствующего участника.

Физические лица

Физическое лицо в типичных правоотношениях может выступать в качестве: должника, кредитора, арбитражного управляющего. Однако закон предъявляет определенные условия к лицу, которое может быть признано неплатежеспособным: наличие предпринимательской деятельности и невозможность удовлетворения требований определенных лиц в течение установленного срока.

Правосубъектность должника и кредитора в указанных правоотношениях построена по классической схеме: первый обязан полностью или частично вернуть деньги или другие финансовые средства второму, который в свою очередь имеет право требовать указанные действия в судебном порядке.

К особенностям признания банкротом физических лиц можно отнести назначение арбитражного управляющего.

Он осуществляет следующие функции относительно неплатежеспособного участника правоотношений:

  • оценивает его существующее имущество для дальнейшей реализации;
  • проводит финансовый аудит и мониторинг;
  • осуществляет анализ возможных путей вывода «проблемного» субъекта из кризисного состояния;
  • предлагает наиболее рациональные меры для полного или частичного удовлетворения кредиторских требований.

Юридические лица, ИП

Банкротство юридического лица может быть установление только по решению суда с предварительным согласованием коллегией кредиторов. Данный вывод принимают только после детального изучения финансового состояния «проблемного» объекта, возможных путей восстановления и «оздоровления».

Процедура банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей одинакова и состоит из следующих четырех составляющих:

  1. Общее наблюдение. На данном этапе назначается специальный управляющий (по решению суда), но предприятие продолжает свою обычную деятельность. В его компетенцию входит анализ работы объекта, решения возможных финансовых проблем и составления отчета.
  2. Внешнее управление . Если на собрании кредиторов было принято решение о применении более жестких мер чем наблюдение, то арбитражный суд на срок до 12 месяцев вводит общий контроль над юридическим лицом.
  3. Проведение конкурса. Для признания банкротом юридического лица и ИП, необходимо назначения конкурсного процесса. На данном этапе назначается руководитель, который обязан оценить все финансовые активы предприятия и реализовать их на публичных торгах. За счет проданного на аукционах имущества погашаются убытки кредиторов.
  4. Мировое соглашение. Данный этап является факультативным, поскольку в случае спорных ситуаций, коллегия кредиторов может принимать определенные решения для их решения.

Страна

Место страны в делах о банкротстве достаточно многогранное, что связано с его дифференциальной природой (наличие публичного и частного интересов). Если речь идет об учреждениях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, то государство обязано приложить максимальные усилия для восстановления такого неплатежеспособного сектора.

В случае подозрения банкротства важного стратегического объекта (теплоэлектростанции, химического или топливного предприятия и др.), то органы государственной власти должны создать арбитражную комиссию для решения вопроса о предоставлении государственных дотаций и дополнительного финансирования.

Государство выполняет защитные функции в случае банкротства крупного предприятия, где работает более 200 сотрудников . Поскольку это приводит к повышению уровня безработицы, снижение уровня обеспеченности населения и потери очередного фискального субъекта. Федеральная налоговая служба России выступает от имени государства, если в процессе банкротства предусматриваются большие налоговые потери.

Последствия банкротства

Последствия банкротства бывают двух видов: негативные и позитивные. Первые заключаются в: финансовых потерях для кредиторов, увольнении работников, временных и денежных затратах для должника, ослабление соответствующего хозяйственного звена народного хозяйства.

Несмотря на негативную окраску такого процесса как банкротство, существуют также положительные моменты его наступления, а именно:

  1. Возможность начать более надежный и продуктивный бизнес
  2. Погашение всех налоговых платежей
  3. Отстранение от управления легкомысленного, непрофессионального руководства
  4. Максимальное удовлетворение кредиторских требований.

Для должника

Для должника процесс банкротства носит негативный характер и начинается с момента принятия арбитражным судом решения о проведении конкурса (аукциона). В течение одного года все финансовые активы (недвижимые объекты, устройства, филиалы и банковские счета) оцениваются и реализуются.

Для должника банкротство носит два основных последствия:

  1. Ликвидация и признание должника неплатежеспособным.
  2. Удовлетворение требований кредиторов.

Существуют также случаи наличия нескольких должников. Тогда требования к каждому из них зависят от их роли в процессе производства и членских взносов. Отечественное законодательство в таком случае предусматривает субсидиарную ответственность: каждый отвечает по мере своего участия в процессе деятельности учреждения и выплачивает компенсацию в размере своего финансового вклада.

Должник с момента начала конкурсного процесса устраняется от управления предприятием. Это связано с возможным хищением существующего имущества, умышленным нанесением вреда предприятию, уничтожением документации (квартальных отчетов, актов ревизий, бухгалтерских расчетов).

Конкурсный управляющий может предъявлять претензии к должнику, если в процессе анализа финансового состояния объекта обнаруживаются неправомерные сделки, необоснованная потеря имущества, наличие неофициальных банковских счетов в и др. В таком случае должник может быть привлечен к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Для кредиторов

Интересы кредитора в процессе банкротства играют приоритетную роль. Он может стать инициатором признания определенного предприятия неплатежеспособным путем подачи заявления в арбитражный суд. Кредитор в течение всего судебного процесса имеет право требовать от должника возврата его финансовых активов.

Существует два вида кредиторов: частные (физические и юридические лица) и публичные (государство и казенные предприятия). В первую очередь удовлетворяются требования государственных структур, а позднее составляется план выплаты денег других субъектов.

Если кредиторы заявили свои требования после проведения конкурса, то они получают денежные выплаты после удовлетворения требований всех предыдущих очередей.

К ним, как правило, относятся неактивные участники, вклады который составляют менее 2%. Арбитражный суд в первую очередь удовлетворяют требования уязвимой категории кредиторов: государственных структур, льготных организаций и граждан (религиозных, детских учреждений, инвалидов).

Способы выхода из кризиса

Экономисты и юристы выделяют ряд эффективных методов преодоления кризисных ситуаций в работе предприятий, учреждений и организаций:

  1. Изменение «устаревшего» руководства. Многочисленные ошибочные решения руководящих органов, умышленные противоправные действия, неверные бухгалтерские расчеты и нерезультативная стратегия развития — главная причина распада предприятий. В такой ситуации необходима замена директоров, президентов, их заместителей, главных бухгалтеров. Однако основной массив работников, не имеющих доступа к принятию решений, не должен подлежать сокращению или увольнению.
  2. Усовершенствование техники и повышение квалификации работников. Привлечение новейших технологий, методов производства, проведения аттестаций и стажировок работников могут предотвратить банкротство и кризис.
  3. Создание новых стратегий развития. Для удовлетворения требований современного рынка нужно осуществлять свою деятельность на основе динамических планов и стратегий. Документация, которая не соответствует современным образцам, может повернуть вектор деятельности субъектов в негативную сторону. Аналитики и юристы должны как можно чаще обновлять правовую и организационную базу данных, вести прозрачную статистику.

Банкротство — это процесс, имеющий публичный характер, он воспроизводит действительную картину эффективности функционирования рыночной системы государства.

В последнее время слишком часто на слуху, поэтому многие к нему привыкли, и даже начали разбираться в особенностях процедуры признания финансовой несостоятельности по отношению к физическим, юридическим лицам или .

Однако бывает еще и государственное банкротство, и это серьезный процесс, подразумевающий массу осложнений, и в нем необходимо разбираться, хотя бы в основных моментах, чтобы знать, как распорядиться имеющимися средствами с наибольшей выгодой для себя или, точнее, с наименьшей потерей.

Когда страна не может выполнять обязательства перед кредиторами, она может быть признана банкротом. Суть данного процесса везде одинакова, но если государство признает финансовую несостоятельность, то, конечно же, не назначается новое руководство и имущество не продается, как в остальных вариантах банкротства – выход из ситуации существенно отличается.

Банкротство страны – это дефолт, и данный термин слышали многие. Практически каждое государство за свою историю сталкивалось с подобным явлением, а в некоторых странах дефолт объявлялся и по нескольку раз. Примерами служат Греция, Испания и Аргентина.

Варианты выхода из ситуации

Если государство признает себя финансово несостоятельным выполнить обязательства перед кредиторами, то стандартные этапы банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.) не применяются, конечно же, а происходит реструктуризация долга. Вариантов в таком случае может быть несколько:

Как первый, так и второй варианты невыгодны для кредиторов, однако в данном случае приходится выбирать, «какое из зол меньшее», поскольку заставить правительство возвращать долги никто не может. В отношении государства иногда вводятся санкции, ведутся судебные тяжбы, но если отдавать нечем, то результата данные действия не принесут.

В первом случае, при предоставлении стране отсрочки для выплаты средств держателям государственных облигаций, они просто начнут падать в цене, и впоследствии правительство сможет выплатить гораздо меньшую сумму. Во втором случае, правительство предложит половину или даже меньшую часть от реальной стоимости гособлигаций, и держатели уже решают, могут они пойти на такой шаг или же нет.

К примеру, Аргентина предлагала держателям своих гособлигаций выкупить их по трети от полной стоимости, но большинство кредиторов отказалось. Дефолт был объявлен в 2001 году, а споры с кредиторами продолжаются до настоящего времени, и конец этой истории явно не близок.

Последствия в стране

Первым признаком дефолта является резкое снижение курса национальной валюты, которое влечет за собой ряд других факторов – повышение цен, массовые , снижение общего уровня жизни внутри страны. Избежать подобного при дефолте не удастся, но можно знать, какие действия должны быть предприняты, чтобы ситуация закончилась с максимальной для себя выгодой.

Когда экономическая ситуация в стране ухудшается, необходимо отказаться от хранения денег в мелких банковских организациях, поскольку они в первую очередь не справляются с проблемами. Старайтесь доверять только компаниям, которые входят в первую 10-ку рейтинга.

Если страна банкрот, то национальная валюта стремительно обесценивается, а потому часть своих сбережений рекомендуется перевести в доллары, евро, фунты и т.д., чтобы обезопасить себя от большой потери денег.

Что касается инвесторов, при появлении возможности объявления банкротства в государстве, где у вас имеются активы, их необходимо выводить, особенно, если подкреплены они гособлигациями.

Массовые банкротства и реакция на них

Признание финансовой несостоятельности государства может спровоцировать «эффект домино», когда о своем банкротстве станут объявлять массово физические и .

Физическим лицам спешить предпринимать подобные действия не стоит, поскольку они могут не самым положительным образом сказаться на них – суд может постановить , и заемщик останется ни с чем. В обязательном порядке следует , спрашивая их совета, поскольку при форс-мажорных обстоятельствах только квалифицированные специалисты смогут разобраться в ситуации, определить положительные и отрицательные стороны для должника, и выбрать наиболее правильное решение, позволяющее заемщику избежать проблем.

От чего воздержаться

В условиях усложнения экономической ситуации физические и юридические лица могут принимать решения, влекущие для них серьезные проблемы. Отказаться необходимо от следующих намерений:

  1. Не стоит намеренно, поскольку данные действия расцениваются как уголовное преступление в законодательстве любой страны, а потому можно получить за такие действия серьезное наказание. Доказать причастность руководства или учредителей к


Просмотров