Понятие содержание экологической функции государства. Экологические функции современного российского государства. Список использованных источников и литературы

Обладание гражданами своими правами должно в условиях открытого гражданского общества корреспондировать ответственности созданного ими правового демократического федеративного государства за реализацию и гарантирование этих прав.

Необходимость сочетания прав и обязанностей граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды повышает роль и ответственность государства и его должностных лиц за выполнение своих координирующих, контрольно-надзорных, социальных, экологических задач и функций.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11.03.1996 № 7-П праву каждого на благоприятную среду корреспондирует обязанность государства принять достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах. Гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья могут включать комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Общество, государство призваны осуществлять постоянный контроль за реализацией своей экологической функции, прав граждан, выполнением ими своих обязанностей.

Порой вносятся предложения о дополнении Конституции РФ обязанностями государства, его органов, их должностных лиц обеспечивать экологические права граждан и благоприятную для них среду. Встречается также мнение о целесообразности и необходимости провозглашения страны экологическим государством наряду с демократическим, правовым, социальным.

Между тем в Конституции РФ уже предусмотрены немалые обязанности государства и его органов, должностных лиц применительно ко всем правам и свободам человека и гражданина. Детализация государственных обязанностей применительно к отдельным правам предполагает возможность и необходимость такой же конкретизации и к другим правам и свободам.

Полномочия, функции государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в значительной степени представлены в Конституции РФ. Это:

  • поощрение деятельности, способствующей экологическому благополучию (ч. 2 ст. 41);
  • отнесение к ведению Российской Федерации установления основ государственной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации (п. "е" ст. 71);
  • отнесение к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (п. "д" ч. 1 ст. 72);
  • проведение Правительством РФ единой государственной политики в области экологии (п. "в" ч. 1 ст. 114) и др.

В Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2001 № 14-0 указывалось, что именно Правительство РФ согласно Конституции осуществляет управление государственной (федеральной) собственностью, в том числе если объектами такой собственности являются природные ресурсы, включая животный мир (п. "г" ч. 1 ст. 114), и обязано обеспечивать проведение в России единой государственной политики в сфере экологии (п. "в" ч. 1 ст. 114).

Обязанности государства, его органов и должностных лиц предусматриваются в законах и подзаконных актах, и вопрос в настоящее время сводится не столько к тому, чтобы их дальше перечислять и наращивать в нормативных правовых актах, сколько к тому, чтобы активизировать меры по их неуклонному соблюдению, применению, выполнению.

Реализация и обеспечение выполнения обязанностей и прав в сфере природопользования и охраны окружающей среды может усиливаться путем повышения государственной дисциплины, улучшения общественного климата вокруг охраны земель, иных природных ресурсов и всей окружающей среды, обеспечения повседневного всеобщего контроля, неотвратимости правовой ответственности за экологические правонарушения, оздоровления экономики.

Двадцатилетний опыт существования Конституции РФ и многолетний, многовековой опыт правоприменения свидетельствуют о том, что между записанным, требуемым, должным и имеющимся на деле, в жизни правом обнаруживается дистанция огромного размера, и прежде чем принимать новые законы и предписания, необходимо выполнить предыдущие, уже принятые нормы.

Есть ли понятие экологического государства, каковы его показатели, критерии, как обеспечивать и гарантировать экологические права и обязанности? Все это надо предусматривать заранее, прежде чем формулировать обязательства общества и государства, посвященные использованию и охране природных ресурсов.

Право, государство, общество, провозгласив экологические права граждан, призваны назвать ответственных за их реализацию, соблюдение, защиту, и это в основном осуществлено в Конституции РФ, законодательстве, хотя порой предусматривается слишком расплывчато, декларативно, недостаточно.

Поставленные государством, его промышленностью, сельским и иными отраслями народного хозяйства в катастрофические условия территории, жители которых страдают больше других от массовых и опасных загрязнений природных ресурсов и окружающей среды, нуждаются в дополнительной экономической, правовой и иной помощи государства, по вине и в интересах которого они порой страдают.

Неблагополучные территории вправе рассчитывать на выделение средств, предоставляемых государством и мировым сообществом для ликвидации экологических бедствий. Государство, допустившее, не предотвратившее либо создавшее чрезвычайную экологическую ситуацию, обязано ее ликвидировать всеми имеющимися в его распоряжении законными организационными, экономическими, правовыми, идеологическими средствами.

Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение.

Функции государства - это выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом, основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами.

Функции государства - это основные направления государственной деятельности, без которых существова­ние государства практически невозможно. В функциях государства выражается его назначение, сущность в решении основных вопросов общественного развития.

Экологическая функция нашего государства на современном историческом этапе состоит из четырех основных элементов:

1) использование природных ресурсов (природопользование);

2) охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность);

3) обеспечение экологической безопасности;

4) обеспечение экологического правопорядка.

Под использованием природных ресурсов (природопользованием ) понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств компонентов природной среды и вовлечением их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности

Следует отметить, что в ст. 1 принятого 10.01.2002 г. Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» понятие использования природных ресурсов трактуется как «эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности». Разработчики данного закона, на наш взгляд, не совсем правильно дали определение «использование» как «эксплуатация», поскольку одним из значений слова эксплуатация и является, собственно, использование .

Регулируя использование природных ресурсов, государство стремится придать ему рациональный характер, что означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность ) как самостоятельный элемент экологической функции предполагает деятельность государства, направленную на сохранение и восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов.

Обеспечение экологической безопасности состоит в осуществлении комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий .

Обеспечение экологического правопорядка является самостоятельным элементом экологической функции государства и обеспечения экологической безопасности. Обеспечение экологического правопорядка - это комплекс правовых, организационных, экономических, политических, социальных, культурно-воспитательных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений, осуществляемых государственными органами и общественными организациями.

Экологический правопорядок - это состояние урегулированности как природоохранительных, так и природноресурсных общественных отношений правом. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечением и реализацией субъективных прав, соблюдением юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями в области охраны окружающей природной среды, рациональным использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности.

О процессе появления указанных элементов экологической функции можно сказать следующее.

Первоначально понятие «охрана окружающей природной среды» означало консервативную охрану редких достопримечательных природных территорий и объектов: заповедников, национальных и природных парков, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, естественных экологических систем.

По мере увеличения эксплуатации природных богатств в процессе развития промышленности и сельского хозяйства появилась необходимость создания нового вида природоохранной деятельности - рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны окружающей среды включаются в сам процесс хозяйственной деятельности.

Дальнейший рост масштабов производственной деятельности привел к усилению негативного антропогенного воздействия на естественную природу как среду обитания, а это в свою очередь поставило под угрозу жизнь и здоровье каждого человека. Следовательно, существует и действует не только зависимость человека от природы, но и человека от окружающей его естественной среды обитания. На рубеже 1960-х гг. двадцатого столетия получает развитие еще одна форма охраны - защита окружающей природной среды, в центре внимания которой становится человек, его жизнь, здоровье, его право на здоровую и благоприятную для бытия окружающую среду, и, соответственно, обеспечение экологической безопасности человека, его существования.

В условиях формирующегося правового государства соблюдение экологического правопорядка предполагает неукоснительное исполнение всеми субъектами отношений своих обязанностей и строгое соблюдение их прав. Предупреждение экологических правонарушений направлено на сокращение их масштабов, уменьшение негативных воздействий на окружающую среду и здоровье человека. Содержание этой профилактики в наибольшей мере определяется деятельностью государственных органов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных организаций, граждан, направленной на укрепление экологического правопорядка.

Понятие экологической функции России можно сформулировать как основное направление ее внутренней и внешней деятельности, осуществляемое в области охраны окружающей природной среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и экологического правопорядка с целью обеспечения благоприятных условий существования населения (людей) и сохранения окружающей природной среды в масштабе всей планеты.

Главное назначение экологической функции государства, сформулированное В.В. Петровым , и с которым полностью можно согласиться, состоит в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни природную среду, провозглашенные Конституцией Российской Федерации .

4) ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Экологическая система – понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн), где процедуры обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрее, чем в естественных экосистемах.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования.

Следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них.

При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экоциклах.

1. Замкнутость, самостоятельное функционирование экологической системы . Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Наличие экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, требует разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Разобраться и взять контроль на себя. Здесь неизбежно встает вопрос, который экологи считают важнейшим: искусственно формировать устойчивые, нужные человеку, продуктивные экосистемы. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий.

2. Взаимосвязь экологических систем , которая приводит к созданию природных комплексов.

При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике экологопользования получил название ландшафтного. Ландшафтный подход в использовании природных объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание свойств ландшафта в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции.

3. Биопродуктивность . Способствует самовоспроизводству экосистемы, выполнению той или иной ее функции, что определяет и различный правовой статус земель. Дифференциация земель в зависимости от цели их использования является естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами.

Самовоспроизводство экосистемы – это способность ее к саморегуляции, самовозрождению. В начальный период развития промышленности в России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т. п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах.

Данные признаки, характеризующие экосистему, позволяют определить понятие экосистемы, выступающей в качестве объекта правового регулирования. Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, обладающая замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосистемами и имеющая определенную биологическую продуктивность.


Похожая информация.


Ключевые слова

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ECOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE / ECOLOGICAL SAFETY / ENVIRONMENT / RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES / ECOLOGICAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Кнац Юлия Алексеевна

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. Между тем в научной юридической литературе встречаются различные точки зрения в отношении содержания данной функции и ее значения. Во многом это обусловлено спецификой развития экологической функции. При этом важно заметить, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция, необходимость развития которой вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции и глобализационных процессов. Исследовано содержание и значение экологический функции российского государства. В рамках исследования раскрываются составляющие элементы экологической функции, дается их оценка, анализируется значение экологической функции. Сформулированы выводы о том, что экологическая функция современного российского государства включает направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей среды , рациональному использованию природных ресурсов , обеспечению экологической безопасности , охране и защите экологических прав и др.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Кнац Юлия Алексеевна

  • Основные этапы становления экологической функции российского государства

    2017 / Попов Александр Геннадьевич
  • Внешняя экологическая функция государства в условиях глобализации

    2015 / Кнац Юлия Алексеевна
  • Понятие экологоправовой политики в сфере автотранспортных отношений (природоохранный аспект)

    2014 / Ярославцев С. Ф.
  • Государственная политика в сфере обеспечения рационального природопользования

    2018 / Лунева Е.В.
  • Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству

    2012 / Захаров Александр Вячеславович
  • Обеспечение устойчивого развития как направление экологической функции государства

    2018 / Захаров Александр Вячеславович, Попов Александр Геннадьевич
  • Концепция устойчивого развития (международно-правовые аспекты)

    2017 / Кукушкина Анна Викторовна
  • К вопросу о понятии и содержании экологической функ- ции государства

    2007 / Миронов В. С.
  • Эволюция экологического предпринимательства в контексте социально-ориентированной экономики государства

    2017 / Михайлова Елена Владимировна
  • Особенности понятийного аппарата охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран

    2018 / Агафонов В.Б., Игнатьев Д.А.

One of the main functions of modern Russian state is Ecological function and moreover, it’s recognized as an independent function. Meanwhile, in the scientific legal literature there are various views on the contents of this function and its value. This is largely due to the specific development of ecological function. It is important to note that that the ecological function of the state is a relatively new feature, the necessity of development is caused by negative consequences of economic activity of the person on the nature, including consequences of scientific and technical revolution and globalization processes. It is devoted to research the content and the value of ecological function of the Russian state. Within research, the making elements of ecological function reveal, their assessment is given, the value of ecological function is analyzed. Сonclusion is made that the environmental function of the modern Russian state comprises activity state of conservation, reproduction and improvement of the environment , natural resources management, environmental safety, environmental protection and protection of human rights and etc.

Текст научной работы на тему «Содержание и значение экологической функции государства»

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 9 (149), 2015

УДК 340+504.06

© Юлия Алексеевна КНАЦ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и истории государства и права, e-mail: [email protected]

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. Между тем в научной юридической литературе встречаются различные точки зрения в отношении содержания данной функции и ее значения. Во многом это обусловлено спецификой развития экологической функции. При этом важно заметить, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция, необходимость развития которой вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции и глобализационных процессов. Исследовано содержание и значение экологический функции российского государства. В рамках исследования раскрываются составляющие элементы экологической функции, дается их оценка, анализируется значение экологической функции. Сформулированы выводы о том, что экологическая функция современного российского государства включает направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав и др.

Ключевые слова: экологическая функция государства; экологическая безопасность; окружающая среда; рациональное использование природных ресурсов; экологические права.

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. При этом справедливым видится мнение Н.Д. Вершило о том, что «экологическая функция должна быть не только одной из приоритетных функций, но и основополагающей, т. к. она призвана оказывать влияние на другие функции государства и в конечном итоге сохранить окружающую природную среду для настоящих и будущих поколений» .

Но заметим, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция. Ее становление и развитие обусловлено негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции, а также глобализационных процессов.

По справедливому замечанию А.В. Захарова: «создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах, ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации,

создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека» . Безусловно, в указанных условиях экологическая функция государства не просто развивается, но и выходит на первый план как в пределах страны, так и в международном масштабе - на уровне межгосударственного взаимодействия.

Изучение историко-правовых аспектов рационального природопользования и охраны природы позволяет рассмотреть процесс становления экологической функции как самостоятельной. Функции государства - это объективная категория как по своему содержанию, так и по методам осуществления. По справедливому замечанию Н.Д. Вершило, для своего эффективного развития государство должно осуществлять общественно значимую деятельность в конкретных направлениях . Потребность в реализации экологической функции государства возникает тогда, когда появляется общественная потребность в решении задач, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием. При этом содержание функции на разных этапах развития государства имеет существенное отличие. Оно определяется конкретными интересами государства на том или ином этапе. Вплоть до XX в. функция охра-

ны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, налоговых, военных интересов государства. Она не имела выраженных индивидуальных черт и особенностей и была второстепенной функцией.

Примерно с 70-х гг. прошлого столетия представители науки стали задумываться о выделении функции охраны природы в качестве самостоятельной функции. В ряде научных работ делались выводы, что «охрана окружающей природной среды в СССР представляет собой постоянную и основную самостоятельную функцию развитого общенародного социалистического государства» . Первоначально рассматриваемая функция имела название «охрана природы» или «охрана окружающей природной среды» . Но были и исключения. Так, Ю.И. Тютекин предлагал именовать данную функцию государства функцией по руководству рациональным природопользованием: «Было бы правильнее, на наш взгляд, именовать природоохранительную функцию функцией советского государства по руководству рациональным природопользованием». При этом важно отметить, что в своей работе он обращал внимание на то, что «рациональное использование природных ресурсов и охрана природы - неразрывно связанные стороны единого понятия «рациональное природопользование» .

Начиная с 1980-х гг., когда интерес к данному направлению государственной деятельности резко возрос, в российской научной среде начинает употребляться термин «экологическая функция государства».

Сегодня самостоятельность и значимость экологической функции государства не оспаривается. Более того, в юридической литературе все чаще обсуждается вопрос об особом правовом режиме природного достояния, что, разумеется, предполагает создание действенного механизма государственного регулирования в указанной сфере .

При этом экологическая функция государства имеет сложный, комплексный характер. Остановимся детальнее на содержании экологической функции государства, которое и обусловливает наличие столь противоречивых мнений в терминологическом ее понимании. Одна из позиций, главенствовавших на протяжении последних десятилетий и на

сегодняшний имеющая актуальность, заключается в том, что содержание экологической функции составляют два элемента: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В частности, А.И. Денисов и С.А. Раджабов выделяли функцию охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов . Так как эта позиция преобладала на протяжении многих лет, у нее и сейчас есть немало приверженцев .

Природоохранительный аспект, который является исторически первым, в настоящее время является актуальным. Он предполагает сохранение и восстановление окружающей природной среды. Еще один немаловажный аспект экологической функции государства -природоресурсный. Он выражается в рациональном использовании природных ресурсов, предполагает деятельность государства по удовлетворению потребностей общества природными богатствами с учетом их количественных и качественных характеристик. Учитывая, что большинство природных ресурсов являются исчерпаемыми, от их грамотного использования, сохранения и воспроизводства зависит благополучие государства. Поэтому нельзя допустить их потребление разрушительными, нерациональными методами. Полагаем, что для Российской Федерации природоресурсный аспект экологической функции особенно актуален, т. к. наша страна обладает внушительными природными богатствами, и в то же время не имеет большого опыта их рационального использования.

Как уже было отмечено выше, сегодня содержание экологической функции государства нельзя сводить лишь к охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Государство и общество заинтересованы в комплексном решении ряда важных задач, касающихся природы и ее ресурсов. В современных условиях само государство не будет развиваться, если не сможет выполнять все первостепенные экологические задачи, стоящие пред самим государством, участвовать в решении проблем, стоящих перед мировым сообществом, обеспечивать уровень такого экологического состояния в государстве, который соответствует международным стандартам.

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 9 (149), 2015

Так, М.М. Бринчук справедливо отмечает, что «экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц» . Обратим внимание, что в содержание функции М.М. Бринчук включает еще один крайне важный элемент - охрана и защита экологических прав. Ввиду того, что этот институт закреплен в Конституции Российской Федерации и других фундаментальных законах (в частности, в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), не возникает сомнений, что его необходимо выделять среди элементов содержания экологической функции.

Под экологическими правами граждан понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права физических лиц, обеспечивающие удовлетворение потребностей человека при взаимодействии с природой (право на благоприятную окружающую среду; на достоверную информацию о ее состоянии; на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия; на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением и др.).

Несколько аспектов экологической функции государства также выделяет А.О. Миняев: «Закрепляемые в законодательстве направления экологической деятельности государства по охране окружающей среды, рациональному использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека, общества и государства» . Такого же мнения в отношении элемента «обеспечения экологической безопасности» придерживается И.С. Уханов и другие исследователи .

Таким образом, еще одним элементом содержания экологической функции государства является обеспечение экологической безопасности. При этом важно понимать, что

экологическая безопасность является составной частью безопасности в целом.

Синтезируя имеющиеся знания науки государства, права и экологического права, можно утверждать, что экологическая функция государства должна включать все указанные выше аспекты. В этой связи, объективным представляется определение, предлагаемое В.С. Мироновым. В своей работе он отмечает, что экологическая функция государства - это «направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, находящихся в собственности государства, субъектов федерации, юридических и физических лиц, обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц» .

Резюмируя, отметим, что признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от загрязнения, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц необходимо рассматривать в качестве одной из основных функций современного государства.

При этом значение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное, эффективное и оптимальное соотношение экологических и экономических интересов общества для обеспечения устойчивого развития государства, что предполагает создание необходимых гарантий для реализации и защиты экологических прав граждан и юридических лиц, обеспечение должного уровня охраны окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и т. д.

1. Вершило Н.Д. Экологическая функция российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. 2005. № 4.

2. Захаров А.В. Экологическая функция российского государства // Экологизация современного российского государства и права: монография / под ред. А.В. Захарова. М., 2015.

3. Колбасов О.С. Проблемы охраны окружающей среды в новой Конституции СССР // Советское государство и право. 1978. № 5. С. 21-29.

4. Миронов В.С. К вопросу о понятии и содержании экологической функции государства // ЮРИСТЪ - ПРАВОВЕДЪ. 2007. № 1. С. 120123.

5. Тютекин Ю.И. Природа. Общество. Закон. Руководство рациональным природопользованием как функция советского государства. Кишинев, 1976.

6. Бибаров-Государев А.П. Природные объекты как объекты национального достояния // Экологизация современного российского государства и права: монография / под ред. А.В. Захарова. М., 2015.

7. Денисов А.И., Раджабов С.А. Теория советского государства. Душанбе, 1978.

8. Казаков В.Н. Теория государства и права. Екатеринбург, 2002.

9. БринчукМ.М. Экологическое право. М., 2003.

10. Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М., 2004.

11. Уханов И.С. Экологическая функция современного российского государства (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

1. Vershilo N.D. Ekologicheskaya funktsiya rossiyskogo gosudarstva v kontekste ustoychivogo razvitiya // Ekologicheskoe pravo. 2005. № 4.

2. Zakharov A.V. Ekologicheskaya funktsiya rossiyskogo gosudarstva // Ekologizatsiya

sovremennogo rossiyskogo gosudarstva i prava: monografiya / pod red. A.V. Zakharova. M., 2015.

3. Kolbasov O.S. Problemy okhrany okruzhayu-shchey sredy v novoy Konstitutsii SSSR // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1978. № 5. S. 21-29.

4. Mironov V.S. K voprosu o ponyatii i soderzhanii ekologicheskoy funktsii gosudarstva // YuRIST"" - PRAVOVED"". 2007. № 1. S. 120123.

5. Tyutekin Yu.I. Priroda. Obshchestvo. Zakon. Rukovodstvo ratsional"nym prirodopol"zovaniem kak funktsiya sovetskogo gosudarstva. Kishinev, 1976.

6. Bibarov-Gosudarev A.P. Prirodnye ob"ekty kak ob"ekty natsional"nogo dostoyaniya // Ekologizatsiya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva i prava: monografiya / pod red. A.V. Zakharova. M., 2015.

7. Denisov A.I., Radzhabov S.A. Teoriya sovet-skogo gosudarstva. Dushanbe, 1978.

8. Kazakov V.N. Teoriya gosudarstva i prava. Ekaterinburg, 2002.

9. BrinchukM.M. Ekologicheskoe pravo. M., 2003.

10. Minyaev A.O. Ekologicheskoe pravo: konstitutsionnye osnovy. M., 2004.

11. Ukhanov I.S. Ekologicheskaya funktsiya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva (teoretiko-pravovoy aspekt): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2000.

Поступила в редакцию 4.06.2015 г.

CONTENT AND MEANING OF ECOLOGICAL FUNCTION OF STATE

Yuliya Alekseevna KNATS, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and History of State and Law Department, e-mail: [email protected]

One of the main functions of modern Russian state is Ecological function and moreover, it"s recognized as an independent function. Meanwhile, in the scientific legal literature there are various views on the contents of this function and its value. This is largely due to the specific development of ecological function. It is important to note that that the ecological function of the state is a relatively new feature, the necessity of development is caused by negative consequences of economic activity of the person on the nature, including consequences of scientific and technical revolution and globalization processes. It is devoted to research the content and the value of ecological function of the Russian state. Within research, the making elements of ecological function reveal, their assessment is given, the value of ecological function is analyzed. Conclusion is made that the environmental function of the modern Russian state comprises activity state of conservation, reproduction and improvement of the environment, natural resources management, environmental safety, environmental protection and protection of human rights and etc.

Key words: ecological function of the state; ecological safety; environment; rational use of natural resources; ecological rights.

Экологическая функция -- это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. В связи с тем, что в настоящее время перед человечеством встали задачи прекращения эксплуатации природных ресурсов Земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране природы, деятельность государства по охране природы можно охарактеризовать как одну из его важнейших функций, значение которой возрастает в процессе развития цивилизации. В учении о функциях государства функция по обеспечению экологической безопасности выдвигается на первый план как социальная, общечеловеческая и цивилизационная.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. В теории конституционного права традиционно принято относить субъективное право на окружающую среду к социальным правам. Существует мнение, что законодательное признание естественного права человека на благоприятную окружающую среду вряд ли стоит рассматривать, как вершину в развитии представлений о природе и сущности экологических интересов. Опыт учит, что экологические интересы человека в их глубинном смысле, с учетом отсроченных отрицательных результатов удовлетворения экологических прав, могут не совпадать в целях с этими правами.

Социальные права находятся в тесной зависимости от степени экономического развития государства, способности улучшить жизнь граждан, обеспечить ее достойный уровень, удовлетворить материальные и духовные потребности членов общества. Эта зависимость обнаруживается и в случае выполнения экологической функции. К сожалению, большинство экономически отсталых стран просто не могут самостоятельно выполнять эту функцию и наносят ущерб всей биосфере в целом.

Рассмотрим внутреннюю экологическую функцию государства на примере Российской Федерации. В настоящее время можно сформулировать государственную экологическую стратегию Российской Федерации: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Становление экологической функции в Российской Федерации началось с принятия нового экологического законодательства, в котором отразились происходящие в обществе изменения. Появились не просто новые законы, регулирующие отношение людей к природе, но и новые социальные институты: государственные экологические службы, экологическая прокуратура, экологическая полиция. Сформировались научные направления - экологическая философия, социальная экология, экологическая этика. Вхождение России в рыночные отношения потребовало создания новых принципов управления предприятиями - экологического менеджмента, экологического страхования, аудита, лицензирования, экологической сертификации.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, принципами:

Приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

Рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

Соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

Гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Для полного разъяснения вопроса об экологических функциях государства необходимо ясно представить круг полномочий федерального правительства, отдельных краев и областей, а также граждан и общественных организаций. Вообще существует особая проблема централизации и децентрализации функций государства. В отличие от тоталитарного и унитарного государства, в условиях федеративного государства встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации.

В процессе обеспечения экологической безопасности возникает немало коллизий, а иногда прямое нарушение Конституции РФ нормативными актами регионов. Необходимо четкое разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере обеспечения экологической безопасности. В области охраны окружающей природной среды и природопользования Федерация должна явить свои преимущества и особую ценность при учете географических, климатических и природных, социально-экономических и иных действительных, а не мнимых особенностей субъектов Федерации при осознании того, что природа - общее благо, не имеющее административных и государственных границ. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том числе сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.

Таким образом, экологическая политика государственных органов должна опираться на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении правоохранительных задач.

Экологическая безопасность - феномен не национального, а международного масштаба, следовательно, экологическое законодательство Российской Федерации должно исходить, прежде всего, из роли России в международном сообществе, из состояния окружающей среды на ее территории. В сфере экологической безопасности велико и все продолжает возрастать значение международных договоров и соглашений, участницей многих из которых является Россия. Она должна отвечать перед международным сообществом за выполнение на всей территории взятых на себя природоохранных обязательств, в том числе перешедших к ней от СССР. Российская Федерация регулирует свои экологические отношения со всеми сопредельными государствами, прежде всего со странами - участницами СНГ.

Россия является участницей встреч на высшем уровне министров окружающей среды стран Большой восьмерки, с 1991 года сотрудничает с Организацией экономического сотрудничества и развития в рамках программы технической помощи странам с переходной экономикой. Бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Украины, создали Межгосударственный экологический совет на основе Соглашения 1992 года «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды». Руководители природоохранных ведомств одиннадцати стран СНГ - членов Межгосударственного экологического совета - раз в год встречаются для обсуждения и координации действий по проблемам экологии. Созданы одиннадцать рабочих групп по выполнению соглашений о сотрудничестве в области экологической информации, мониторинга, трансграничных рек, по охране перелетных птиц, млекопитающих и мест их обитания, по трансграничным перевозкам опасных отходов. Россия выполняет роль координатора среди стран СНГ по ряду экологических вопросов, в том числе по вопросу создания Межгосударственного центра экологического мониторинга. Завершается работа над Красной книгой, охватывающей все страны СНГ.

В рамках Арктического Совета Россия участвует, наряду с другими семью арктическими странами, в реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, предусматривающей мониторинг, сохранение фауны и флоры, охрану морской среды и готовность к чрезвычайным ситуациям. Результатом этой стратегии, принятой на встрече в 1991 году, явилось активное сотрудничество, свободный обмен информацией и публикациями научных исследований и оценок.

Вхождение России в международное экологическое правовое пространство стало еще одним мощным импульсом в развитии экологического сознания российских граждан. А ведь именно развитие экологического сознания населения является условием успешного осуществления экологической политики государства.

Несмотря на разделение экологической функции на внутреннюю и внешнюю, приведенные данные об участии Российской Федерации в международных проектах показывают, что нельзя четко выделить внешнюю или внутреннюю функции государства. Это связано с тем, что в конечном счете экологическая функция любого государства должна заключаться в сохранении биосферы Земли в целом. Большое количество глобальных экологических проблем (сохранение озонового слоя, глобальное потепление, кислотные дожди, загрязнение мирового океана) невозможно решить в рамках только внутренней государственной политики или только международных экологических проектов.

Таким образом, экологическая функция государства выражается большей частью в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной cреды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Нормативно-правовые акты природоохранной деятельности имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность заключается в том, что правовые нормы данной отрасли, как было отмечено выше, имеют прописку в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

К этому следует добавить, что экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные. правовые механизмы. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительные средства, государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения определенных корректив в экономическое развитие страны. Уже сегодня, например, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами выделяет «научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества». С учетом складывающиеся обстановки, возможно, в скором будущем придется сменить акценты в сторону повышения значимости экологических приоритетов.

Таким образом можно выделить следующие направления деятельности государства при выполнении экологической функции:

Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

Государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений.

Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.

Особенно хочется отметить важную задачу государства - повышение уровня экологического сознания граждан. Это особенно актуально для нашей страны, в которой эффективность природоохранной деятельности государственных органов остается достаточно низкой и нам еще только предстоит совершенствовать механизмы выполнения экологической функции государства. Как показывает опыт других стран, формирование экологической политики государства зависит от деятельности общественных организаций.

<*> Gizzatullin R.Kh. Environmental function of state.

Гиззатуллин Р.Х., доцент кафедры экологического, трудового и финансового права Института права Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье проведен анализ факторов, обусловивших выделение экологической функции государства в системе функций государства. Автор обосновывает, что общественная потребность в необходимости осуществления государством полномасштабной деятельности по охране окружающей природной среды с целью обеспечения ее благоприятного состояния как необходимого условия нормальной жизни и деятельности человека и общества является первостепенным фактором, предопределившим признание экологической функции в качестве самостоятельной и представляющей собой основное направление деятельности государства.

Ключевые слова: функции государства, экологическая функция государства, охрана окружающей среды.

The article analyzed factors which conditioned accentuation of environmental function of state in the system of functions of state. The author substantiates the fact that public need for necessity of effectuation by state of comprehensive activities with respect to environmental protection for the purpose of provision of good state thereof as a necessary condition of normal life and activities of human being and society is a primary factor which predetermined acknowledgement of environmental function of state as independent and presenting the fundamental direction in activities of state.

Key words: functions of state, environmental function of state, environmental protection.

Выделение экологической функции в качестве самостоятельной в системе функций государства произошло в 1970-е годы. В то же время в юридической литературе высказаны мнения о том, что она появилась значительно раньше. Так, И.А. Кушнаренко считает, что экологическая функция государства присутствовала в государственной системе во все исторические эпохи начиная с древних времен <1>.

<1> См.: Вершило Н.Д. Экологическая функция Российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. 2005. N 4. С. 11 - 12.

Опираясь на изучение развития правового регулирования природопользования и охраны природы в историческом аспекте, М.М. Бринчук также приходит к выводу, что экологическая функция свойственна не только современному государству. При этом он обращает внимание на важность учета динамики ее содержания, правовых и организационных форм и методов осуществления, поскольку они определяются практическими интересами и задачами государства на разных этапах его развития. Так, например, "вплоть до XX в. функция охраны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства" <2>.

КонсультантПлюс: примечание.

<2> Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 45.

В.В. Петров полагал, что экологическая функция возникла еще в первые годы советской власти, когда в соответствии с ленинскими декретами государство проводило первые природоохранительные мероприятия <3>.

<3> См.: Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды: Учебник / Под ред. В.В. Петрова. М.: Юрид. лит., 1988. С. 22.

На наш взгляд, следует согласиться с тем, что деятельность по охране природы действительно осуществлялась не только современным государством. Что же касается того, что элементы природоохранной деятельности, имевшие место в различных исторических периодах развития государств, представляли собой именно функцию государства, то с этим вряд ли можно соглашаться. Различного рода запреты и ограничения при пользовании природными ресурсами не представляли собой функцию государства в том представлении, которое мы вкладываем в его научное содержание как одного из основных направлений деятельности государства. Поэтому неудивительно, что, например, в начале советского этапа развития отечественного государства охрана природы выступала в качестве составной части и одной из важных сторон таких основных функций социалистического государства, как хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная, и практически проявляла себя в пределах и ракурсах их действия <4>.

<4> См.: Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Изд-во Саратовского университета, 1979. С. 279.

Как было указано выше, выделение экологической функции в качестве основной и самостоятельной произошло в 1970-е годы. Она была признана как представителями общетеоретической юридической науки, так и представителями формировавшейся эколого-правовой науки <5>.

<5> См.: Байтин М.И. Указ. соч. С. 278 - 279; Колбасов О.С. Экология: политика - право. М.: Наука, 1976. С. 60; Манов Г.Н. Советское общенародное государство, цели, задачи. Функции. М., 1978. С. 69; Черноголовкин Н.В. Функциональная характеристика социалистического государства // Советское государство и право. 1973. N 7. С. 16 - 17 и др.

Чем было обусловлено выделение природоохранительной деятельности в качестве основного и самостоятельного направления государственной деятельности и почему именно в этот период?

По мнению М.И. Байтина, объективным фактором, решающим образом повлиявшим на изменение места и роли природоохранительной деятельности государства в системе его функций, явилось развитие научно-технической революции, которая неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает негативные последствия в экологических системах <6>.

<6> См.: Байтин М.И. Указ. соч. С. 280.

В.В. Петров отмечал, что дискуссия о наличии особой природоохранительной функции государства была уместна до принятия Конституции СССР 1977 г. Анализ ее статей являлся достаточным основанием для вывода о том, что этот вид государственной деятельности обладает всеми признаками самостоятельной функции Советского государства по организации рационального природопользования и охране окружающей среды. При этом природоохранительный вид государственной деятельности имеет общенародное значение; осуществляется на основе разработанной экологической программы; охватывает все сферы народнохозяйственной и идеологической жизни; специально планируется, обеспечивается материально-техническими и финансовыми средствами, организуется, контролируется государством в лице его высших и местных, общих и отраслевых органов; регулируется обособленной системой нормативных актов <7>.

<7> См.: Петров В.В. Конституционные основы охраны природы в СССР и проблемы совершенствования советского природоохранительного законодательства в условиях научно-технического прогресса // Научно-технический прогресс и правовая охрана природы / Под ред. В.В. Петрова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 30.

Н.С. Макаревич считал, что природоохранительная функция обособилась в качестве основной самостоятельной функции государства в связи с тем, что данная область общественной жизни имеет свои организации, институты, характеризуется своеобразными отношениями и психологическими состояниями. Кроме того, им отмечалось, что признание и теоретическая разработка новой самостоятельной функции государства способствовали бы более правильной организации государственных органов по охране природы, механизма их взаимодействия, совершенствованию правового регулирования отношений по охране природы, повышению его социальной эффективности и т.д. <8>.

<8> См.: Колбасов О.С. Указ. соч. С. 57.

Ю.И. Ляпунов указывал на то обстоятельство, что "всесторонняя оценка общественно-политического и государственно-правового существа провозглашенных общесоюзным законодателем руководящих основополагающих принципов не оставляет сомнения в том, что в нашей стране охрана природы по своему социальному и экономическому значению поднимается до уровня одной из основных функций социалистического общенародного государства" <9>.

<9> Колбасов О.С. Указ. соч. С. 57 - 58.

На основе анализа теоретических разработок Н.В. Черноголовкина, Ю.И. Тютекина, Н.С. Макаревича и других, а также действовавшего на тот момент законодательства О.С. Колбасов также пришел к выводу о достаточности оснований рассматривать охрану окружающей природной среды как самостоятельную основную функцию государства. При этом он подчеркивал, что "эта деятельность не мимолетна, а носит длительный, устойчивый характер. В осуществление многообразных, взаимосвязанных и целенаправленных действий государства по охране природы практически вовлечены все подразделения государственного механизма на всех уровнях. Формы и методы обеспечения охраны природы столь же широки и универсальны, как формы и методы осуществления других функций социалистического государства" <10>.

<10> Колбасов О.С. Указ. соч. С. 58.

По нашему мнению, следует согласиться с приведенными аргументами. Однако считаем, что среди указанных факторов, обусловивших выделение новой функции государства, не упоминается важнейший из них, а именно общественная потребность в необходимости осуществления государством целенаправленной деятельности в области охраны природы.

Государство как институт общества призвано решать задачи, обусловленные его потребностями, общественными интересами. Более того, государство тогда плодотворно функционирует, когда его функции по своему содержанию и степени реализации в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления <11>.

<11> См.: Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 70.

Человек, общество всегда оказывали воздействие на природу. На ранних этапах оно было минимальным и ограничивалось использованием природных компонентов для удовлетворения человеком своих собственных нужд как биологической субстанции - дышать воздухом, пить воду, питаться. Такое развитие человечества укладывалось в рамки допустимого законами биосферы коридора.

Постепенно, по мере развития человека, роста населения, возникновения торговых и обменных отношений воздействие на природную среду все более возрастало. В конечном счете мир вступил в эпоху так называемого модерна, который помимо изменения политического пространства (создание национальных государств) сопровождался огромными изменениями в экономике. Основной целью человеческого развития становится экономический рост и обеспечение максимально возможной прибыли. Ведущую роль в поддержании экономического роста играет наука. На основе фундаментальных результатов научных исследований создается все больше и больше новых технологий, а природа воспринимается при этом как неиссякаемая кладовая. Самым существенным образом начинает меняться среда обитания человека <12>. Кроме того, начинается быстрый рост населения. По подсчетам ученых, десять тысяч лет назад численность населения Земли составляла 5 миллионов человек, во времена Римской империи - 150 миллионов, к 1840 г. она достигла первого миллиарда... - пятый миллиард народился всего за двенадцать лет. И это при том, что общее потребление природных ресурсов каждым отдельно взятым человеком как в виде питательных веществ, так и в виде ресурсов энергетических возросло за период в 10 тысяч лет приблизительно в сто раз <13>.

<12> См.: Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. С. 11 - 12.
<13> См.: Залыгин С.П. Предисловие к русскому изданию книги: Мерри Фешбах, Альфред Френдли-младший. Экоцид в СССР. М.: НПО "Биотехнология" и изд.-информ. агентство "Голос", 1992. С. VI - VII.

Самым драматичным последствием эпохи модерна стало столкновение цивилизации с природой. Это привело к такому ускорению потребления человеком экологического пространства и всех видов ресурсов, что в результате цивилизация вышла за допустимые экологические пределы к XX в. Это привело к потере окружающей средой устойчивости, выразившейся в беспрецедентно быстром и направленном изменении концентрации используемых в человеческом хозяйстве веществ во всех природных средах (атмосфере, водных объектах, почве), а также в исчезновении видов растений и животных со скоростями, никогда ранее не наблюдавшимися в истории Земли. Необратимые процессы в природной среде стали проявляться на рубеже XIX - XX вв., но первые инструментальные данные о них человечество начало получать со второй половины XX в., и деградация окружающей среды стала научно установленным фактом <14>.

<14> См.: Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Указ. соч. С. 12.

Процесс деградации окружающей среды, естественно, имел место и в бывшем СССР. Более того, по некоторым характеристикам он был даже выше. Например , на одного жителя приходилось 4 га территории с нарушенными естественными экосистемами, в то время как в США 3 га, менее 1 га в Европе, 0,3 га в Японии, а в целом по миру 1,35 га <15>.

<15> Там же. С. 13.

Таким образом, именно во второй половине XX в., когда кризисные явления в окружающей среде стали приобретать характеристики глобального явления и затронули жизненно важные интересы человека и общества, возникла общественная потребность (общественные интересы) не просто в охране природы, осуществлявшейся в основном в консервативной (заповедной) форме, а в необходимости целенаправленной государственной деятельности, направленной на поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды посредством применения правовых, технических, экономических и иных мер. Возникновению такой потребности во многом способствовала и переоценка общественного мнения в сторону более высокой оценки чистой и благоприятной окружающей среды как абсолютно необходимого условия нормального существования и функционирования общества <16>.

<16> См.: Страутманис Я.Я. Психологические аспекты правовой охраны природы // Научно-технический прогресс и правовая охрана природы / Под ред. В.В. Петрова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 119.

Появление общественной потребности в необходимости осуществления государством полномасштабной деятельности по охране окружающей природной среды с целью обеспечения ее благоприятного состояния как необходимого условия нормальной жизни и деятельности человека и общества является первостепенным фактором, обусловившим признание экологической функции в качестве самостоятельной и представляющей собой основное направление деятельности государства.

Наличие общественной потребности - важнейший, но не единственный фактор выделения экологической функции в системе функций государства. Для признания самостоятельного характера экологической функции важно осознание самим государством необходимости осуществления специальной, целенаправленной, исходящей из общественной потребности по решению экологических проблем деятельности. Одним из проявлений такого осознания является фактическое осуществление государством правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере взаимодействия общества и природы.

История природоохранной деятельности в нашей стране своими истоками восходит к допетровской России. Первыми правовыми актами, в той или иной степени касавшимися природы, были Русская Правда 1016 г., Судебник 1589 г., Соборное уложение 1649 г. В них предусматривались наказания за уничтожение или повреждение бортей, порубку деревьев в заповедном засечном лесу и т.д. В последующем постепенно стали вводиться ограничения права собственности на природные объекты и права пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц <17>. Появляются акты, регулирующие использование лесов и осуществление охоты на особо ценных животных. Среди них, например, сенатский Указ от 17 мая 1735 г. "О проведении инвентаризации лесных массивов Южного Урала", по которому предусматривалось "искусственное" создание лесов <18>. Указы императрицы Екатерины II породили Сенатский указ "Об использовании лесных массивов" от 22 июня 1798 г., в соответствии с которым ограничивалась рубка лесов <19>. В период правления Анны Иоанновны были введены ограничения сроков охоты на лосей <20>. Отметим, что основной мотив установления запретов, ограничений на использование природных ресурсов и наказаний за их неисполнение исходил из интересов защиты права собственности, а также экономических, налоговых и военных интересов государства. Интересы же охраны собственно самой природной среды еще не вышли на первый план.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.

<17> См.: Бринчук М.М. Указ. соч. С. 65.
<18> См.: Полный свод законов России. Т. VIII. N 5755.
<19> См.: Полный свод законов России. Т. IX. N 6826.
<20> См.: Гаранин В.И. Охрана природы: прошлое и настоящее. Казань: Татарское книжное издательство, 1975. С. 17.

Правовые акты, предусмотревшие требования по охране воздуха, воды, лесов и животного мира, в которых достаточно четко прослеживается именно природоохранный аспект, появились значительно позже. Так, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривалось, что "если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику или завод в городе или хотя и вне города, но выше оного по течению реки или протоки, то сии заведения уничтожаются за счет виновного, и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей" <21>. В 1892 г. были введены Правила об охоте, действие которых распространялось на всю территорию России. В них впервые был предусмотрен запрет на охоту в период размножения животных <22>.

<21> Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М., 1992. С. 13.
<22> См.: Гаранин В.И. Указ. соч. С. 17.

Принятие актов природоохранной направленности в этот период было связано с развитием в России научно-технического прогресса, обусловившего развитие и рост промышленного производства, который, в свою очередь, потребовал существенно большего использования (изъятия) природных ресурсов. Как следствие, возросло и негативное воздействие на природу, но оно еще не было масштабным и имело локальный характер. На этом фоне на рубеже XIX - XX вв. в России зарождаются научные, прежде всего философские, воззрения (близкие к современному пониманию) необходимости охраны природы как основы жизни и деятельности человека (В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров и др.). Несколько позднее, в 1915 - 1916 гг., под руководством академика И.П. Бородина, основоположника научной природоохранной деятельности в России, был даже разработан первый проект российского Закона об охране природы <23>.

<23> См.: Зеленый мир. 1997. N 6. С. 4.

В этот же период получает развитие и международное сотрудничество по вопросам охраны природы. В 1892 г. был создан Международный союз организаций по лесоведению, призванный, в частности, осуществлять научные исследования по проблемам лесного хозяйства. В 1913 г. в Швейцарии был проведен первый Международный съезд по охране природы. Но все же это были еще только зачатки природоохранной деятельности.

Существенным образом ситуация стала меняться после 1917 г. Уже в первые годы советской власти государство проявило значительную активность в правовом регулировании отношений, связанных с природой. Были приняты Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), Декрет СНК "О недрах земли", Декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" и др. Известный американский историк профессор Аризонского университета Дуглас Вайнер отмечал: "Для многих будет удивительно, что еще в 20-х годах и начале 30-х Советский Союз был на переднем плане развития теории и практики охраны природы. Русские первыми предложили выделять специально охраняемые территории для изучения экологических сообществ, и советское правительство было первым, кто воплотил эту идею. Более того, русские были первыми, кто понял, что планирование регионального землепользования и восстановление разрушенных ландшафтов должны строиться на основе экологических исследований. В настоящее время этими идеями и концепциями руководствуются, разрабатывая политику в области охраняемых территорий во многих странах. Эти же идеи получили международное признание в программе биосферных заповедников ЮНЕП" <24>.

<24> Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России / Под ред. В.Ф. Протасова. М.: Финансы и статистика, 1995. С. 448.

Правотворческая деятельность государства продолжилась и в последующем. Были приняты такие акты, как Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР" (1960 г.), Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), и др.

Однако в тот период в правовом регулировании общественных отношений по поводу природы господствующим был природоресурсный подход, и основное внимание уделялось регулированию использования земель, вод и других природных ресурсов. Что касается отношений по охране природы от загрязнения и вредного воздействия, то в законодательстве того периода они регулировались фрагментарно. Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР" не предлагал эффективных мер по охране природы и механизма обеспечения выполнения имевшихся, не предусматривал мер юридической ответственности, и заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы он не сыграл <25>.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.

<25> См.: Бринчук М.М. Указ. соч. С. 68.

Правовое регулирование общественных отношений по поводу окружающей природной среды как интегрированного объекта в основном осуществлялось постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Показателен в этом плане следующий пример. В СССР первыми в мире были определены максимально допустимые концентрации токсичных веществ в атмосфере <26>. Однако нормирование качества атмосферного воздуха и вредного воздействия на него длительное время не было законодательно урегулировано.

<26> См.: Мерри Фешбах, Альфред Френдли-младший. Экоцид в СССР. М.: НПО "Биотехнология" и изд.-информ. агентство "Голос", 1992. С. 35.

Развитие законодательства с природоресурсным уклоном было вполне объяснимо. Необходимость осуществления деятельности, направленной на охрану окружающей среды от загрязнения, длительное время не была достаточно осознана государственной властью, что, впрочем, объяснялось тем, что проблемы экологического характера еще не вышли на первый план. Характерным было и то, что отсутствовали серьезные научные разработки о необходимости охраны природы в комплексе, и прежде всего от ее загрязнения вредными химическими, физическими и биологическими воздействиями, а не только в форме заповедной охраны и охраны отдельных природных ресурсов. До середины прошлого столетия основное внимание отечественной правовой науки также было сосредоточено на разработке природоресурсного подхода к охране природы. Ситуация стала меняться в середине 1950-х годов. Важнейшим фактором для развития природоохранного законодательства явилось теоретическое решение о соотношении законов об охране природы с законодательством о земле, лесах, водах, недрах и других природных объектах. К середине 1960-х годов юридической наукой было обосновано положение о том, что необходимо как развивать специализированные отрасли законодательства, так и создавать общие правовые нормы об охране природы в целом <27>.

<27> См.: Вершило Н.Д. Указ. соч. С. 34.

Несмотря на имевшиеся недостатки, существовавшее законодательство об охране природы и природных ресурсах позволяло говорить о фактической деятельности государства в рассматриваемой сфере.

В 1960 - 1970-х годах появление общественной потребности в необходимости охраны природы от негативного воздействия, восстановления ее благоприятного состояния, обусловленной возникшими экологическими проблемами в совокупности со слаборазвитым законодательством, не способным обеспечить решение этих задач, поставило перед государством необходимость пересмотра своего отношения к проблеме охраны природы.

Одним из первых нормативных правовых актов, в котором было обозначено новое отношение государства к указанным проблемам, стал ранее упомянутый Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР". В нем охрана природы была признана важнейшей государственной задачей и делом всего народа <28>.

<28> ВВС РСФСР. 1960. N 40. Ст. 586.

В Постановлении Верховного Совета СССР от 20 сентября 1972 г. "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов" было отмечено, что в современных условиях охрана природы, рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсов становятся важнейшей общегосударственной задачей <29>. В последующем было принято уже совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" <30>. В нем предусматривались требования о развитии природоохранной деятельности - совершенствование экологического нормирования и мониторинга окружающей среды, внедрение обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию как составной части государственных планов социально-экономического развития и др.

<29> ВВС СССР. 1972. N 39. Ст. 346.
<30> СП СССР. 1973. N 2. Ст. 6.

Несколько позже, в декабре 1978 г., было принято еще одно совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов" <31>.

<31> СП СССР. 1979. N 2. Ст. 6.

Большую роль в признании экологической функции в качестве самостоятельной и основной сыграла Конституция СССР 1977 г. В ст. 18 Конституции было установлено, что в интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды. Напомним, что исходя из содержания союзной Конституции 1977 г. В.В. Петровым был сделан вывод о наличии в государственной природоохранительной деятельности всех необходимых признаков, характеризующих осуществление государством наряду с другими функциями и функции охраны природы и организации рационального использования природных ресурсов, и что дискуссия о существовании и самостоятельности такой функции после принятия Конституции СССР 1977 г. исчерпана.

Осознание высшими органами государственной власти необходимости активизации государственной деятельности по охране природы и обеспечению рационального использования природных ресурсов было также обусловлено и изменением отношения к охране окружающей среды на международном уровне. Во второй половине двадцатого столетия угроза экологического кризиса становится проблемой не только национального, но и глобального характера. В связи с этим в 1968 г. Экономический и социальный совет ООН выступил с инициативой о необходимости проведения под эгидой ООН международной конференции по вопросам охраны окружающей среды. Такая конференция состоялась в июне 1972 г. в Стокгольме, и итогом ее работы стало принятие Декларации принципов и Плана действий, одобренных впоследствии Генеральной Ассамблеей ООН. В Декларации особо подчеркивалась роль государств в сохранении и улучшении качества окружающей среды.



Просмотров