Понятие и признаки права структура правовой нормы. Теория государства и права. Курс лекций. Структура и виды правовых норм

Правовая норма: понятие, признаки, структура. Основные виды правовых норм.

Норма права – это установленное или санкционированное, т. е. утвержденное и охраняемое государством правило поведения.

Признаки нормы права .

1. Норма права имеет общий характер, она не адресована конкретному лицу. Например, если в норме права речь идет о должностном лице, то она регулирует деятельность любого должностного лица независимо от того, кто персонально им является.

2. Норма права регулирует внешнее поведение человека. Она обращена к его воле, сознанию и действиям, а не к эмоциям, настроению, желаниям. Для нормы права главное – внешне проявляющиеся поведение и деятельность людей.

3. Норма права – обязательное правило поведения для юридических и физических лиц. Она признается государством, которое гарантирует ее выполнение принудительной властной силой.

4. Норма права регулирует общественные отношения официально, открыто и публично.

5. Норма права рассчитана на многократное использование. Она применяется все время, пока является действующей.

6. Нормы права содержатся в законах и других нормативных правовых актах.

7. Норма права предусматривает определенную юридическую ответственность, применяемую соответствующими государственными органами в случае ее невыполнения.

Норма права может выступать в виде предписания:

1) вести себя определенным образом, выполнить какие-то обязанности;

3) разрешения действовать соответствующим образом.

Но сущность ее сохраняется: она – обязательное правило поведения для исполнения всеми, кого оно касается.

Структура правовой нормы

Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы - ее основные части (структурные элементы), их взаиморасположение и взаимосвязь. Элементы правовой нормы составляют ее логическую структуру.

Нужно научиться выделять такие структурные элементы правовой нормы, как гипотеза, диспозиция, санкция в нормах различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других.

Гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению ее предписания, а также на субъектов, к которым данная норма адресована.

Виды: простая, сложная, альтернативная.

1. Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно

обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридических норм.

Например, ст. 444 ГК РФ: "Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту".

2. В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или

отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Например, ч. 4 ст. 101 УК РФ: "Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения".

3. Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимость от одного из

нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Например, ст. 387 ГК РФ: "Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств...", и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Диспозиция содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой.

Виды: простая, сложная или описательная, альтернативная.

1. Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но

не раскрывает его.

Например, п. 1 ст. 269 ГК РФ: "Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...".

2. Сложная, или описательная , диспозиция указывает и перечисляет все

существенные признаки поведения.

Например, ст. 249 ГК РФ: "Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению".

3. Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, и

участники правоотношений могут следовать одному из них.

Например, п. 2 ст. 246 ГК РФ: "Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом...".

Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

1. Простой, или абсолютно определенной, санкцией является та, где размер

неблагоприятных последствий точно указан.

Например, ст. 137 КоАП РСФСР: "Изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения влечет наложение штрафа в размере 50 руб. с полной конфискацией используемой радиоаппаратуры".

2. Сложной, или относительно-определенной , санкцией является та, где границы

неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

Например, ч. 1 ст. 161 УК РФ: "Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, - наказание исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет".

3. Альтернативная санкция - это санкция, где названы и перечислены несколько

видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Например, ст. 125 УК РФ: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев".

По способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида - правовосстановительные и штрафные (карательные). Правовосстановительные санкции направлены на принудительное исполнение обязанностей или восстановление нарушенных прав. Они применяются для восстановления справедливости в отношении лиц (физических и юридических), пострадавших от противоправных действий. Это может выражаться в виде отмены незаконного приказа; восстановления в прежней должности; изменения формулировки увольнения; принудительного исполнения договорных обязательств виновной стороной и т.д.

Штрафные, или карательные, санкции предусматривают возможность ограничения каких-либо прав правонарушителя, а также возможность возложения на него в установленном законом порядке специальных обязанностей либо его официальное порицание. Они применяются за совершение проступков (в отношении физических или юридических лиц) или преступлений (по российскому законодательству только в отношении физических лиц). Вид и размер таких санкций всегда относительно определен. Это условие необходимо для того, чтобы при назначении наказания правоприменитель имел возможность учесть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В российском законодательстве действует следующее правило: при применении штрафных или карательных санкций менее строгое наказание поглощается более строгим.

Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

Норма права - издаваемое или санкционируемое государством и охраняемое им общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления их участникам субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей.

Норма права (юридическая норма) - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки нормы права :

1) Норма права это абстрактный образец (критерий) поведения людей в обществе.

2) Общая направленность действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права, многократностью применения к неограниченному их числу.

3) Общеобязательность. Нормы права, это правила которые строго обязательны для всех людей и организаций, всех субъектов права. Другие нормы не имеют такой обязательности для всех.

4) Обязательность норм права обеспечивается государственным принуждением. Только правовые нормы охраняются государством.

5) Источником права всегда является государство. Норма права признается им или прямо издается государственными органами.

6) Формальная определенность. Нормы права официально фиксируются государством в письменном виде, в специальной форме - в форме закона, судебного прецедента.

7) Системность. Нормы права существуют и действуют не поодиночке, а в комплексах, в составе целых правовых институтов, которые, в свою очередь, объединяются в более обширные подразделения - отрасли права. Из отраслей права складывается система права.

8) Двусторонний представительно - обязывающий характер норм права. Нормы права устанавливают для одних участников общественных отношений меру возможного поведения (субъективное право), а для других меру должного поведения (юридическую обязанность). Но каждый из субъектов права обладает и субъективными правами, и юридическими обязанностями.

Структура правовой нормы показывает, из каких частей, элементов состоит норма права и как эти части связаны между собой. Принято различать логическую (идеальную) и реальную структуру нормы. Логическая структура - эта такая структура нормы, когда норма независимо от своего словесного изложения выступает в качестве общеобязательного правила поведения. В этой логической структуре выделяют три элемента:

1) гипотеза - указание на условия, при которых вступает в действие данная норма. Здесь приводятся те обстоятельства, факты, при наступлении или не наступлении которых норма права действует;

2) диспозиция - указание на сами права и обязанности, т.е. правило поведения;

3) санкция - указание на меры, обеспечивающие осуществление правила поведения, указанного в диспозиции.

Моделью такой логической структуры является словесная схема: если, - то, - иначе (в противном случае). Классификация элементов норм права.

Гипотезы классифицируют по степени определенности. Определенная гипотеза - условия настолько ясны и очевидны, что для применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (ст.19 УК РФ). Относительно определенная гипотеза описывает условия, наличие или отсутствие которых не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом (п.1; 2 ст.37 УК РФ).

По объему гипотезы бывают простые - описывают одно определенное условие (п.2 ст.339 ГК) и сложные, когда применение нормы зависит от обязательного наличия двух или более условий.

Альтернативные гипотезы описывают несколько вариантов условий, при которых действует данная норма. Для ее применения достаточно наличия хотя бы одного из условий.

Диспозиции по степени определенности бывают:

Абсолютно определенные - содержат в себе указание на однозначный вариант поведения, права и обязанности определены предельно четко и не допускают уточнения, добавления (п.2 ст.339 ГК).

Относительно определенные - диспозиция, устанавливая права и обязанности участников общественных отношений, дает им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае (ч. 1 ст.404 ГК РФ).

Бланкетная диспозиция - называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Сами правила, их содержание необходимо искать в отдельном нормативно-правовом акте (ст.263; 264; 269; 349; 350 УК РФ).

Санкции по степени определенности бывают:

Абсолютно определенные - имеют одну четкую меру наказания. Относительно определенная санкция, как правило, указывает высший и низший пределы одного определенного вида наказания (например, только вид наказания: лишение свободы на срок от 2 до 6 лет) с учетом тяжести совершения преступления, личности обвиняемого, других обстоятельств дела (ст.131 УК РФ). В альтернативных санкциях дается указание не на один, а на два и более вида наказания и может быть применен только один вид наказания с учетом тяжести совершенного преступления, всех обстоятельств дела (ст.163 УК).

Норма с кумулятивной санкцией допускает или обязывает применение к правонарушителям, помимо основного, дополнительного наказания (ст.200; 202; 203; 209; 210 УК РФ).

Классификация норм права осуществляется по следующим основаниям:

I. По социальному назначению и роли в правовой системе (или по способу воздействия на поведение людей):

1) регулятивные нормы (правила поведения) - определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов права, условия их возникновения и действия:

а) управомочивающие нормы предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий, возможности поведения, гарантированные обязанностями других (п.1.2. ст.37 УК, п.1 ст.38 УК).

б) обязывающая норма возлагает на субъекта права обязанность совершать действия определенного характера. Например, ст.31. Семейного кодекса РФ, п.2 ст.67 ГК РФ.

в) запрещающая норма устанавливает запрет на совершение определенных действий, которые признаны законом как правонарушения (ст.575 ГК РФ Запрещение дарения, Правила дорожного движения Российской Федерации: приложение № 1 п.3 «Запрещающие знаки»).

2) охранительные нормы - являются как бы продолжением запрещающих норм. Запрещающие нормы содержат запрет на совершение неправомерных поступков, а охранительные - фиксируют меры принуждения и пресечения за нарушение запретов. Они также могут содержать условия и порядок освобождения от наказаний, например, большинство норм УК РФ (ст.44 УК РФ, ст.79-83 УК РФ, ст.279 УК РФ).

3) Обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования (ст.12 ГК РФ описывает способы защиты гражданских прав).

4) Учредительные нормы (нормы-принципы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя.

Это конституционные нормы (2 глава Конституции РФ), нормы, закрепленные в кодексах (ст.1 ГК РФ, ст.3 УК РФ).

5) Декларативные нормы (нормы-объявления) - содержат положения программного характера, определяют цели и задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления, например: ст.7 Конституции РФ, ст.2 УК РФ.

6) Дефинитивные нормы - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (ст.14, 15 УК РФ, ст.48, 107, 153, 195, 330, 420, ГК РФ).

7) Коллизионные - устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями (п.5 ст.3 ГК РФ, ст.7 ГК РФ, ст.15 Конституции РФ).

8) Оперативные - устанавливают дату вступления нормативного акта в силу, прекращения его действий (ст.168 СК РФ).

II. По предмету правового регулирования различают нормы отраслей права.

Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Материальные нормы определяют содержание прав и обязанностей субъектов права. Процессуальные нормы - регулируют порядок, процедуру исполнений материальных норм.

III. По методу правового регулирования нормы различают: императивные, диспозитивные, рекомендательные, поощрительные.

Диспозитивные - действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения. Эта норма права дает сторонам регулируемого отношения возможность в отдельных случаях самим определять права и обязанности. Если стороны их не определили, то действует норма (ст.223, 334, 382, 384 ГК РФ, ст.37, 38, 39 УК РФ).

Рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. Например, главы 4 и 6 ГК РФ содержат рекомендательные нормы в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Поощрительные нормы - для поощрений добросовестного и продуктивного труда.

IV. По действию в пространстве: различают нормы общего действия, которые распространяют свое действие на всей территории, (например, УК РФ действует на всей территории РФ) и нормы местного действия (Устав Оренбургской области).

V. По кругу лиц: общие, действуют в отношении всех граждан (УК РФ), специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц (нормы о ветеранах труда), нормы, касающиеся конкретного субъекта права, например, Президента РФ.

VI. По действию во времени нормы права подразделяются на: нормы постоянного действия и нормы временного действия (на время чрезвычайного положения).

VII. Абстрактные и казуистические. Например: ст.401 ГК РФ (Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности)

п.1. абстрактная норма формулирует обобщающее абстрактное положение.

п.3. казуистическая норма прямо указывает тот единственный конкретный случай, при доказанности которого лицо не несет ответственности и указываются случаи, которые к категории непреодолимой силы не относятся.

Тема: Норма права: понятие, признаки, виды. Структура правовых норм

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.24K | Скачано: 53 | Добавлен 05.05.09 в 15:56 | Рейтинг: +17 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2009


Введение

Общество и государство могут нормально функционировать только при условии упорядоченности общественных отношений, поддержании общественной дисциплины.

Большую роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и коллективов играет право.

Право, как бы его ни понимать, в своем инструментальном воздействии на общественные отношения мыслится в качестве определенных правил поведения, в виде общих норм, рассчитанных на типичное массовидное воплощение в фактической жизнедеятельности. Другими словами, право - это совокупность общеобязательных для всех правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой.

Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом. Подобно множеству определений понятия права в отечественной и зарубежной государственно-правовой теории выработано, пожалуй, не меньше представлений о норме права и ее определении.

1. Понятие и признаки нормы права

В конце XIX века известный русский юрист, профессор Московского университета С.А. Муромцев писал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирующей правовой быт народа: так называемым сознанием общества (обычное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)». Юридические нормы, продолжал автор, направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках «юридическую защиту отношений»: административных властей, суда, частных лиц - субъектов права. В силу этого юридические нормы составляют «могущественный фактор» правового порядка, и притом фактор непосредственный, ибо они непосредственно влияют на поведение этих субъектов права.

Нетрудно заметить, что в определении норм права С.А. Муромцев делал основной акцент на установлении ими «должностных пределов» и «способов юридической защиты отношений», а также на регулятивной («направляющей») функции юридических норм и их роли в установлении и поддержании правопорядка.

Примерно в это же время другой весьма авторитетный русский государствовед, Н.М. Коркунов, развивал идеи о том, что юридические нормы - прежде всего «суть правила должного» и в этом смысле они суть веления. Будучи правилами должного, пояснял он, нормы «не могут дозволять, определять, описывать». Они всегда повелевают, всегда указывают, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся интересов.

В современной юридической литературе норма права тоже определяется как правило или мера должного поведения. А точнее, норма права - это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

а) непосредственная связь норм права с государством (издаются и санкционируются государством);

б) выражение ими государственной воли;

в) всеобщий и предоставительно-обязывающий характер правовых норм;

г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права;

д) многократность применения и длительность действия правовых норм;

е) их строгая соподчиненность и иерархичность;

ж) охрана норм права государством;

з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.

В повседневной жизни нормы права выступают в виде формально-определенных правил поведения людей, в которых определяются и закрепляются их права и обязанности.

Среди важнейших признаков норм права следует особо указать на их всеобщий характер . Норма права не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых возникает необходимость или потребность ее применения.

Норма права выступает в качестве своеобразной меры, равного масштаба, применяемого при оценке поведения людей. Она является критерием определения правильности или неправильности, точнее, правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определителя соответствия воле законодателя образа действий и поведения в тех или иных предусмотренных нормами жизненных обстоятельствах.

Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.

Таковы в Конституции РФ ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».

К отличительным признакам нормы права как исходной ячейки всей системы права относится содержание и выражение в ней государственной воли. В отечественной юридической литературе разных лет на место государственной воли нередко ставилась воля монарха, господствующего слоя, элиты, наконец, господствующего класса. Исходя из этого, норма права зачастую определялась в виде правила поведения, которое государство «как организация классового господства признает необходимым для охраны интересов господствующего класса» и соблюдение которого оно обеспечивает всей мощью своей принудительной власти.

Важный признак и черта правовой нормы - ее представительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой - обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам России конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в то же время возлагает на органы государственного обеспечения соответствующие юридические обязанности.

Нормы права отличаются своей системностью и иерархичностью по отношению друг к другу, а также строго формальной определенностью .

Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. Кроме того, в отличие от иных социальных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располагаются не только по горизонтали, но и по вертикали. Иерархия правовых норм обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Она складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих, или обычных, законах и в подзаконных актах.

Наконец, в числе специфических особенностей норм права, как и самого права в целом, следует назвать их охрану и обеспеченность государственным принуждением. При этом, речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на правонарушителя. Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения, обусловленной характером правонарушения, могут выступать наказание правонарушителя, возмещение причиненного его противоправными действиями вреда, восстановление нарушенного права, выполнение невыполненных обязательств. Разумеется, говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что нормы права реализуются лишь из-за существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль играют воспитательные меры, авторитет государства и права у своих граждан, меры убеждения.

2. Структура правовых норм

Структура нормы права представляет собой ее внутреннее строение, внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов.

В научной и учебной юридической литературе структуру нормы права иногда называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру. В таком определении есть, несомненно, свой резон, ибо возникает возможность глубже и разностороннее изучить структуру нормы права, рассмотрев ее не только из нутрии, со стороны окружающих ее структурных элементов, но и извне, со стороны окружающих ее правовых явлений.

Следуя своеобразной, установившейся еще в дореволюционной юридической науке традиции, ряд современных авторов считают, например, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции.

Идея о двухзвенной структуре правовой нормы, однако, она не стала доминирующей в государственно-правовой науке.

Доминирует, и не без оснований, идея трехзвенной структуры правовой нормы. То есть норма права состоит не из двух, а из трех составных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза представляет собой часть правовой нормы, содержащую указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. Спектр таких жизненных обстоятельств и всякого рода условий широк и разнообразен. Гипотеза может выражаться, в частности, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина - субъекта права, на время и место совершения того или иного события, на «принадлежность» гражданина к тому или иному государству.

Например, в нормах ст. 59 (ч. 2) и 60 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что «гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» и что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», гипотезой является факт принадлежности лица к конкретному государству Российской Федерации, факт гражданства. Гипотеза указывает, что данные нормы права касаются лишь граждан Российского государства и не относятся ко всем другим лицам, проживающим не его территории.

Диспозиция - составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон - участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.

Ввиду того, что законодатель по-разному формулирует содержание диспозиции, иногда требуются определенные логические операции для того, чтобы точно определить круг сторон - участников возникающих на базе данной нормы правоотношений, а также их права и обязанности. Подобная ситуация особенно часто возникает тогда, когда диспозиция дается не в прямой, а в описательной форме и когда требуется указание на основные признаки противоправного деяния или деяний (кража, грабеж, вымогательство, шантаж и др.).

Весьма четко и доступно излагается содержание нормы права (диспозиция) и указывается на права и обязанности сторон в договорах поручительства, подряда, купли-продажи, залога и других гражданско-правовых сделках.

Яркой иллюстрацией четкого определения диспозиции и указания на права и обязанности сторон может служить, в частности, ст. 359 Гражданского кодекса России, регулирующая отношения, возникающие из договора о залоге. В ней говорится, что «кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено». Диспозиция в данном случае довольно четко и целенаправленно (на исполнение требований закона) определяет права кредитора (удерживать вещь «до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено») и обязанности должника (добросовестно исполнить лежащее на нем «соответствующее обязательство»).

Санкция представляет собой такую часть правовой нормы, в которой указаны последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей.

Санкция всегда выражает реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение граждан или организаций. Именно санкция придает юридическим нормам, всему праву общеобязательный характер.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на штрафные (карательные) и правовосстановительные.

Карательные санкции заключаются в лишении правонарушителя определенных благ, в наказание его путем лишения свободы, ссылки, высылки, путем осуждения его на выполнение принудительных работ и т.д. Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение и т.п.) противоправного поведения.

Смысл правовосстановительных санкций состоит в восстановлении нарушенного права, в принуждении к исполнению невыполненной обязанности или же в возложении на лицо или организацию обязанности возместить незаконно причиненный ущерб. Согласно российскому гражданскому законодательству, а именно ст. 307 ГК, в частности, у лица, причинившего вред другому лицу, возникает обязательство совершить в его пользу «определенное действие», как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия.

3. Виды правовых норм

Чтобы глубже изучать и эффективно применять нормы права, их классифицируют в соответствии с различными критериями.

Одной из наиболее простых и распространенных классификаций норм права является их подразделение в зависимости от характера регулируемых ими отношений на нормы материального и нормы процессуального права .

Материальные нормы права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регламентируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями. Материальные нормы права опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц. Ими определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

Материальные нормы устанавливают не только статус, субординацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.

Процессуальные нормы права , в отличие от материальных, не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в других отраслях права.

Нормы права классифицируются также в зависимости от их отраслевой принадлежности и их прямого отношения к тем или иным институтам права.

По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного , административного , гражданского , уголовного , уголовно-процессуального и иных отраслей права.

В зависимости от их прямой связи и принадлежности к различным институтам нормы права определяются соответственно в рамках каждой отдельной отрасли права.

Например, в рамках конституционного права нормы права подразделяются на нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу гражданства, прав и свобод граждан, формы правления и формы государственного устройства, порядка формирования и деятельности государственных органов.

В гражданском праве в зависимости от принадлежности к различным институтам выделяют группы норм права, регулирующие отношения, касающиеся ценных бумаг, различных гражданско-правовых сделок, исков, права собственности и других вещных прав.

Большое теоретическое и практическое значение имеет классификация норм права в зависимости от характера содержащихся в них предписаний. По этому критерию нормы права подразделяются на управомочивающие , обязывающие и запрещающие .

Под управомочивающими понимаются нормы, предоставляющие возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъектов, на допустимости совершения ими определенных действий.

Специфика обязывающих норм заключается в том, что они обязывают субъекта права совершить определенные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия.

В ст. 24 ГК РФ закреплено, что «гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено высказывание.

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством».

Примером обязывающей нормы может служить и норма ст. 331 ГК, обязывающая заключать соглашение сторон о неустойке в письменной форме «независимо от формы основного обязательства». Несоблюдение данного требования влечет за собой недействительность соглашения о неустойке.

Особенность запрещающих норм права заключается в том, что они устанавливают обязанность не совершать определенные действия, запрещают определенные варианты поведения. К запрещающим нормам относятся все нормы уголовного права, значительная часть норм административного права. Содержатся такие нормы и в других отраслях права.

Например, в конституционном праве России имеются нормы, которые запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13 Конституции Российской Федерации).

Классификация правовых норм проводится и в зависимости от характера актов , в которых содержатся нормы права. По этому основанию различают нормы права, которые содержатся в законах и подзаконных актах. В свою очередь, нормы, содержащиеся в законах, подразделяются на нормы конституционных и нормы текущих (обычных) законов. Такая классификация, определяющая место и роль каждой нормы в общей системе правовых норм и их иерархию, имеет огромное значение для поддержания принципа законности и конституционности.

Важное теоретическое и практическое значение имеет классификация правовых норм по времени и месту их действия , а также по кругу лиц , на которых распространяется действие норм права.

В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в уставном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

По месту действия нормы делятся на те, которые распространяются на всю территорию страны, и действующие на части территории. В России это нормы, действующие на всей территории Федерации, нормы, действующие на территории ее субъектов, нормы местного назначения (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, скажем, Крайнего Севера).

В зависимости от круга лиц , на которых распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы. Первые охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

Широко распространена в научной литературе классификация норм права в зависимости от характера составных элементов их структуры - гипотезы, диспозиции и санкции, классифицируются нормы права и по другим критериям. В частности, все более распространенным в отечественной литературе становится подразделение правовых норм в зависимости от их принадлежности к публичному или частному праву .

Заключение

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества.

Сущность права раскрывается в его основных принципах, закрепленных в Конституции. Конституция Российской Федерации закрепляет полновластие народа в условиях многопартийности общества, демократизм, интернационализм, защиту прав и свобод граждан.

В социально-экономической жизни действует принцип правовой охраны собственности. Государство создает условия, необходимые для развития разных форм собственности, и обеспечивает равную защиту всем ее формам. Исходя из общественных интересов, закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности (ст. 10 Конституции РФ). Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляется в соответствии с законодательством.

Высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей (ст. 15 Конституции РФ).

Само право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом.

Список использованной литературы

  1. Правоведение: Учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. - М.: Высш. шк., 2003.
  2. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000.
  3. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  4. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

Семинар 1

Понятие и сущность права

Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

Признаки права:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.



6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Сущность права

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права\

Правовая норма – понятие, признаки, структура и виды

Норма права – это установленное или санкционированное, т. е. утвержденное и охраняемое государством правило поведения.

Признаки нормы права.

1. Норма права имеет общий характер, она не адресована конкретному лицу. Например, если в норме права речь идет о должностном лице, то она регулирует деятельность любого должностного лица независимо от того, кто персонально им является.

2. Норма права регулирует внешнее поведение человека. Она обращена к его воле, сознанию и действиям, а не к эмоциям, настроению, желаниям. Для нормы права главное – внешне проявляющиеся поведение и деятельность людей.

3. Норма права – обязательное правило поведения для юридических и физических лиц. Она признается государством, которое гарантирует ее выполнение принудительной властной силой.

4. Норма права регулирует общественные отношения официально, открыто и публично.

5. Норма права рассчитана на многократное использование. Она применяется все время, пока является действующей.

6. Нормы права содержатся в законах и других нормативных правовых актах.

7. Норма права предусматривает определенную юридическую ответственность, применяемую соответствующими государственными органами в случае ее невыполнения.

Норма права может выступать в виде предписания:

1) вести себя определенным образом, выполнить какие-то обязанности;

3) разрешения действовать соответствующим образом.

Но сущность ее сохраняется: она – обязательное правило поведения для исполнения всеми, кого оно касается.

Структура правовой нормы

Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы - ее основные части (структурные элементы), их взаиморасположение и взаимосвязь. Элементы правовой нормы составляют ее логическую структуру.

Нужно научиться выделять такие структурные элементы правовой нормы, как гипотеза, диспозиция, санкция в нормах различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других.

Гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению ее предписания, а также на субъектов, к которым данная норма адресована.

Виды: простая, сложная, альтернативная.

1. Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно

обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридических норм.

Например, ст. 444 ГК РФ: "Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту".

2. В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или

отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Например, ч. 4 ст. 101 УК РФ: "Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения".

3. Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимость от одного из

нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Например, ст. 387 ГК РФ: "Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств...", и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Диспозиция содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой.

Виды: простая, сложная или описательная, альтернативная.

1. Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но

не раскрывает его.

Например, п. 1 ст. 269 ГК РФ: "Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...".

2. Сложная, или описательная, диспозиция указывает и перечисляет все

существенные признаки поведения.

Например, ст. 249 ГК РФ: "Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению".

3. Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, и

участники правоотношений могут следовать одному из них.

Например, п. 2 ст. 246 ГК РФ: "Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом...".

Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

1. Простой, или абсолютно определенной, санкцией является та, где размер

неблагоприятных последствий точно указан.

Например, ст. 137 КоАП РСФСР: "Изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения влечет наложение штрафа в размере 50 руб. с полной конфискацией используемой радиоаппаратуры".

2. Сложной, или относительно-определенной, санкцией является та, где границы

неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

Например, ч. 1 ст. 161 УК РФ: "Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, - наказание исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет".

3. Альтернативная санкция - это санкция, где названы и перечислены несколько

видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Например, ст. 125 УК РФ: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев".

По способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида - правовосстановительные и штрафные (карательные). Правовосстановительные санкции направлены на принудительное исполнение обязанностей или восстановление нарушенных прав. Они применяются для восстановления справедливости в отношении лиц (физических и юридических), пострадавших от противоправных действий. Это может выражаться в виде отмены незаконного приказа; восстановления в прежней должности; изменения формулировки увольнения; принудительного исполнения договорных обязательств виновной стороной и т.д.

Штрафные, или карательные, санкции предусматривают возможность ограничения каких-либо прав правонарушителя, а также возможность возложения на него в установленном законом порядке специальных обязанностей либо его официальное порицание. Они применяются за совершение проступков (в отношении физических или юридических лиц) или преступлений (по российскому законодательству только в отношении физических лиц). Вид и размер таких санкций всегда относительно определен. Это условие необходимо для того, чтобы при назначении наказания правоприменитель имел возможность учесть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В российском законодательстве действует следующее правило: при применении штрафных или карательных санкций менее строгое наказание поглощается более строгим.

Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

Норма права (правовая, юридическая норма) это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное (санкционированное) и обеспеченное государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на урегулирование общественных отношений.

Выделяют следующие признаки правовых норм:

1. Норма права на государственном уровне регулирует наиболее важные общественные отношения . При этом закрепляются, как правило, уже сложившиеся отношения, хотя может задаваться и направление развития общественных отношений

2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей . Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей, и нет обязанностей без прав.

3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера . Она указывает: каким образом, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и государства и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; носит общий характер, выступает в качестве одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения . Внутренняя определенность проявляется в содержании нормы, т.е. объеме прав и обязанностей и четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность выражается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа.

5. Норма права естьправило поведения, гарантированное государством в случаях нарушения существует возможность государственного правового принуждения.

6. Системность нормы проявляется в ее структурном построении, в специализации и объединении норм различных отраслей и институтов права.

Структура правовой нормы. Норма представляется собой сложное образование, структурно состоящее из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть нормы, которая содержит указание на условия или обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Например, в случае рождения ребенка возникает право на получение единовременного пособия по рождению ребенка. Гипотезой здесь выступает рождение ребенка.

Диспозиция – это само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. В этой части нормы содержатся права и обязанности субъектов, т.е. она определяет меру дозволенного и должного поведения. В приведенном выше примере диспозиция – право на получение пособия.

Санкция – часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Эти последствия могут быть различного характера: наказание (мера ответственности) в виде выговора, штрафа, ареста, лишения свободы и т.д.; различного вида меры принуждения (предупредительные – привод, арест имущества; меры защиты – восстановление незаконно уволенного работника на прежней работе, взыскание алиментов) и др.

Идеальная норма содержит все элементы структуры нормы права. Между тем не всегда в нормативных актах закреплены все элементы, иногда они подразумеваются.

Существует достаточно большое количество видов правовых норм , классифицируются они по различным основаниям. В частности, юридические нормы делятся на: общие и специальные; материальные и процессуальные; регулятивные и охранительные; альтернативные, бланкетные, отсылочные и т.д.

По методу правового регулирования выделяются:

Императивные нормы имеют властно-категоричный характер, не допускающий каких-либо отклонений в поведении. Они содержат один вариант действий, свободы выбора у субъектов не существует. Такие предписания содержат, например, нормы уголовного права – на всех субъектов возлагается обязанность воздерживаться от совершения деяний, которые уголовный закон определяет в качестве преступных.

Диспозитивные нормы устанавливают тот или иной вариант поведения, при этом предоставляют участникам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей. То есть субъектам предоставляется достаточно свободы договориться друг с другом о правах, обязанностях и их объеме. Если они не достигли соглашения, то должны следовать предписаниям обязательного варианта поведения. Такие нормы содержатся преимущественно в гражданском праве, но их достаточно большое количество и в семейном, трудовом праве. К диспозитивным нормам относится, например, такое правило трудового законодательства: если по истечение срока трудового договора трудовые отношения продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора считается продленным на неопределенный срок.



Просмотров