Помилование когда можно писать. Разъяснение порядка подачи и рассмотрения ходатайств о помиловании. На что обращают внимание при рассмотрении заявления

Помилование - это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст. 84УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. "в" ст. 89Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласноп. "ж" ст. 103Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Статья 85УК РФ, воспроизводя положениеКонституцииРФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально-определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 84УК РФ).

Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

В соответствии с п. 3 ст. 50Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации", утвердившем Положениео порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В соответствии с названным УказомПрезидента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

о снятии судимости.

В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в даннуюстатью.

Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений. Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания. Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г. N 8909-ЮК "О подготовке материалов на помилование" предлагалось "исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления - менее двух третей срока наказания, назначенного судом". 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85УК РФ.

В названном выше Положениио порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Наряду с этим в Положенииприводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

срок отбытого (исполненного) наказания;

совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо - и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотреноч. 3 ст. 59УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

Как и за что могут помиловать заключённого?

Ответ редакции

Президент России Владимир Путин заявил, что экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский , который провел в заключении более 10 лет, написал ходатайство о помиловании. «Михаил Борисович должен был в соответствии с законом написать соответствующую бумагу, он этого не делал, но теперь совсем недавно он написал такую бумагу, и обратился ко мне с прошением о помиловании», — сообщил глава государства.

Адвокат предпринимателя Вадим Клювган утверждал, что Ходорковский не просил о помиловании. Однако чуть позже на официальном сайте пресс-центра осужденного экс-главы ЮКОСа появилось сообщение: «Комментарии адвокатов Михаила Ходорковского, касающиеся прошения о помиловании, признаются недействительными до их встречи с клиентом» .

Кто принимает решение о помиловании?

Решение о помиловании может принять только глава государства. Это решение позволяет полностью или частично освободить осуждённого от наказания либо заменить срок наказания на более мягкий срок. Акт помилования может также снять судимость с лица, ранее отбывавшего наказание.

Решение о помиловании всегда принимается в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

Помилование не отменяет уже исполненные наказания (штрафы или лишения воинского и почётного звания, чина и государственных наград) и не освобождает лицо от гражданской ответственности (возмещение убытков, уплату неустойки, штрафа, пени).

Помилование также не означает признания невиновности осужденного и не ведет к его реабилитации.

Кому не стоит надеяться на помилование?

Не стоит писать ходатайство в том случае, если осужденный отбыл менее половины срока наказания, является неоднократно судимым за умышленные преступления, а также в прошлом освобождался по УДО. Как правило, от таких лиц ходатайства Комиссиями сразу изымаются и не рассматриваются. Также не рассматриваются ходатайства, если приложенная к нему характеристика из исправительной колонии отрицательная.

Все осужденные имею право на повторное обращение с ходатайством о помиловании.

Кто может получить помилование?

Практика помилований такова, что наибольшей вероятностью получить помилование обладают лица, удовлетворяющие одному или нескольким следующим условиям:

1. Первая судимость.

2. Преклонный возраст (более 50 лет).

3. Преступление не повлекло тяжких последствий для потерпевших (смерть, тяжкий вред здоровью, инвалидность).

4. Осужденный стал инвалидом в местах заключения (не стоит думать, что это милость к осужденному, просто зачастую дешевле содержать инвалида дома или в доме инвалидов, при условии, что опасности он не представляет).

5. У осужденного остались малолетние дети, и нет других родственников, готовых заботиться о них (к сожалению, подобное обстоятельство редко служит аргументом, детей просто отправляют в детский дом).

На что обращают внимание, принимая решение о помиловании?

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

  • степень опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания наказания;
  • срок исполненного наказания
  • совершение осужденным преступления в период испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба;
  • данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст).

Что нужно для вынесения решения о помиловании?

Согласно статьи 176 УИК РФ, введённой Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ, озаглавленной как «Порядок обращения с ходатайством о помиловании», осужденный должен подать ходатайство о помиловании через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Те, кто отбывает наказание и ходатайствует о помиловании в виде снятия судимости, направляют своё ходатайство непосредственно в комиссию по вопросам помилования.

Ходатайство о помиловании подаётся в письменной форме.

Как происходит процедура помилования?

Процедура помилования начинается с рассмотрения ходатайства о помиловании. Сначала ее изучает администрация тюрьмы или следственного изолятора, затем территориальный орган уголовно-исполнительной системы. После этого ходатайство передают комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации. Затем глава субъекта РФ принимает решение о целесообразности применения акта помилования и в случае одобрения подает его на рассмотрение президенту страны.

Может ли третье лицо просить о помиловании?

С ходатайством о помиловании (ст. 50 Конституции РФ) может обратиться как сам осужденный, так и его родственники или близкие, а также общественные организации или администрация исправительного учреждения, в которой данный осужденный отбывает наказание.

Нельзя обращаться с прошением о помиловании лица, которое только находится под следствием. Необходимо, чтобы человек был признан судом виновным, и ему было назначено наказание.

Возможно ли помилование без подачи ходатайства?

Возможность помилования осуждённого без его ходатайства не предусмотрена никакими нормативными актами. Исключение составляет помилование осужденного к смертной казни, которое возможно и без согласия осуждённого (ч. 3 ст. 184 УИК РФ).

Ни Конституция, ни Уголовный кодекс не ограничивают президентское право помилования осуждённого. Поэтому, основания и порядок помилования могут зависеть от президента РФ.

Указ президента РФ № 1500 и статья 176 УИК РФ регламентируют лишь процедуру помилования по ходатайству осужденного. В них не содержится положений, запрещающих помилование без такого ходатайства.

По законам Российской Федерации президент вправе сократить срок отбывания наказания или вовсе избавить осужденного от обязанности исполнить приговор, такая процедура называется помилованием. Как получить снисхождение первого лица государства, как написать прошение о помиловании президенту России и каковы шансы у тех, кто имел в прошлом проблемы с законом, читайте в этой статье.

Что означает помилование

Согласно части 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный россиянин вправе просить о помиловании, что означает улучшение положение лица, в отношении которого имеется вступивший в силу приговор. Ходатайствовать о таком снисхождении можно лишь тем, кому наказание назначено и его необходимо отбыть, в этом отличие от амнистирования.

Вследствие издания акта об амнистии к какому-либо празднику, памятной дате и т.д. человека могут освободить от отбывания наказания, о чем будет указано в приговоре. Аналогичной ситуацией, когда человек признается виновным, но от наказания освобождается, может быть истечение срока давности привлечения к ответственности. При таких обстоятельствах, когда приговор есть, а наказания нет, помилование невозможно.

В соответствии с Конституцией РФ и уголовным законом, человек имеет право обратиться с просьбой о помиловании по любому уголовному делу, будь то кража или жестокое убийство с квалифицирующими признаками, вне зависимости от вида и длительности назначенного наказания. О чем можно просить? По смыслу законодательства, лицо вправе обратиться со следующей просьбой:

  • освободить полностью от дальнейшего отбывания наказания. Пример: Чурову Е.Н. назначено к отбытию 5 лет лишения свободы, 2 из которых он отбыл. Обратившись к Президенту РФ с прошением, Чуров был помилован и освобожден от отбывания оставшихся 3-х лет изоляции.
  • смягчить наказание, заменив его полностью (или неотбытую часть) на более мягкое – исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, штраф. Пример: Еремин К.А. был осужден приговором за умышленное причинение телесных повреждений своему напарнику по работе, было назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы. Из них уже 7 лет Еремин отбыл в колонии, а оставшийся год ему актом помилования был заменен на 1 год исправительных работ.
  • сократить срок пребывания в колонии, не меняя наказание в виде лишения свободы на другое. Пример: когда осужденному назначили 10 лет лишения свободы, но потом по ходатайству удалось добиться снисхождения, уменьшить этот срок до 8-ми с половиной лет.

Кроме перечисленного, можно обратиться с ходатайством о досрочном снятии судимости, если человек уже отбыл наказание. По закону, в течение определенного времени (в зависимости от категории преступления), за осужденным и уже отбывшим наказание сохраняется судимость - подробнее можно прочесть . В этой публикации мы подробно рассказывали, как обратиться к суду с ходатайством о досрочном снятии судимости. Между тем, у каждого человека есть возможность составить ходатайство аналогичного содержания, направив его не в суд, а Президенту.

Пример . Лаврентьев П.А. отбыл наказание в виде лишения свободы, освободился из исправительного учреждения 01.10.2015. Лаврентьев был осужден за разбой, что означало 8 лет погашения судимости с указанной даты. Не желая дожидаться окончания срока погашения судимости, Лаврентьев обратился в суд с ходатайством о досрочном снятии судимости, однако ему отказали. Позже Лаврентьев решил написать главе государства, его просьба была удовлетворена, судимость была досрочно снята.

Поскольку просить о помиловании является конституционным правом любого россиянина, препятствовать реализации этой возможности ни при каких обстоятельствах нельзя. К примеру, администрация учреждения, где отбывает наказание осужденный, не вправе отказывать в регистрации поступившего ходатайства от осужденного.

Согласно законам России, помилование может осуществить исключительно Президент Российской Федерации, никто иной. Даже по его поручению, или от его имени никакое должностное лицо не вправе проявить конституционное милосердие к осужденному. В отличие от акта амнистии, который распространяет свое действие на группу людей, походящих по определенным признакам (инвалиды, женщины, несовершеннолетние, условно приговоренные и т.д.), акт помилования относится только к конкретному одному человеку индивидуально.

Процедура происходит в следующем порядке:

  1. Составление письменного ходатайства.
  2. Направление его на рассмотрение.
  3. Получение результата.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Образец прошения (ходатайства) о помиловании

Несмотря на то, что особенных требований к его написанию не предусмотрено, лучше воспользоваться образцом:

Президенту Российской Федерации

От осужденного Попова Максима Георгиевича,
28.09.1966 года рождения,
отбывающего наказание в ФКУ УФСИН России
по Иркутской области ИК № 8,
г. Иркутск, ул. Строителей, д. 345, отряд 7

Ходатайство
о помиловании

Приговором Иркутского областного суда от 20.01.2008 года я, Попов Максим Георгиевич, был осужден по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ к пожизненному заключению с отбыванием наказания в колонии особого режима.

В ходе судебного заседания я вину в содеянном не признал, но вскоре после прибытия в колонию особого режима я осознал, что совершил чудовищную ошибку, результатом которой стала смерть двух моих близких лиц. Не буду писать, сколько раз за все эти годы (10 лет) корил себя за то, что сделал. Я искреннее раскаиваюсь в том, что лишил жизни двух моих самых любимых женщин – супругу и дочь, по каким-то нелепым причинам не смог предотвратить трагедию. За время, проведенное в одиночной камере, я осознал, что мне нет прощения. Я понимаю, что должен нести наказание, строгое из всех возможных. В то же время, пребывая в пожизненной изоляции от мира, я чувствую себя обреченным на смерть, смысл жизни для меня потерян.

Учитывая то, что уже на сегодняшний день я не представляю какой-либо опасности для общества, законопослушание для меня – норма жизни, я все еще надеюсь на то, что когда-нибудь я буду освобожден. Именно поэтому я прошу Вас о снисхождении и замене мне пожизненного наказания на конкретный срок лишения свободы, в течение которого мое поведение будет безупречным. В будущем я намерен быть полезным обществу, трудоустроиться и больше не допускать каких-либо правонарушений.

На основании изложенного, в соответствии с положениями ст. 85 Уголовного Кодекса РФ, ст. 50 Конституции РФ,

о помиловании и о замене пожизненного наказания на 20 лет лишения свободы в ИК особого режима.

Приложение: копия вступившего в законную силу приговора на 30 листах, характеристика из ИК № 8 ФКУ УФСИН России по Иркутской области, справка о состоянии здоровья.

Попов М.Г., 09.10.2018

Исходя из практики, чаще всего лицам, приговоренным пожизненно, действительно заменяют наказание на лишение свободы в течение определенного срока – чаще всего на 25 лет.

Из приведенного выше ходатайства видно, что осужденный пытается в письме о помиловании обратить внимание на то, что он раскаялся в содеянном, встал на путь исправления. Он заверяет, что никогда больше не преступит закон. Признание вины - не обязательный критерий, который должен быть в ходатайстве. Вместе с тем, когда речь идет о раскаянии, оно не может быть искренним без осознания своей виновности, поэтому отношение к содеянному, по нашему мнению, в тексте должно быть отражено.

В целом, обстоятельства, которые могут быть изложены в прошении, в каждом индивидуальном случае могут быть разными – ведь жестких требований к составлению обращения нет, мы уже об этом писали. Могут быть указаны факты из биографии о тех заслугах, которые были оценены как до осуждения, так и после него, о работе или общественно –полезном труде, о поощрениях и отсутствии взысканий в колонии и т.д. Для тех, кто осужден к условному сроку и просит о помиловании в виде снятия судимости досрочно, достаточным аргументом может быть участие в благотворительных акциях, общественных движениях и т.д.

Пример . Осужденный к пяти годам лишения свободы Карпов А.В. отбыл наказание полностью, освободился из колонии общего режима в феврале 2017 года. Карпов был признан виновным в незаконном хранении и распространении довольно крупной партии наркотиков, когда-то сам был наркотически зависимым человеком. Выйдя на свободы, Карпов создал сообщество «Нет наркомании», в которое за год вступило более 300 человек из его родного города. Карпов организовал посильную помощь тем, кто не мог избавиться от зависимости, но хотел начать новую жизнь. Через год после освобождения Карпов написал президенту ходатайство о помиловании, указав все свои достижения и реальные доказательства исправления. Судимость, длительность которой составляла 10 лет, с него была снята досрочно.

Таким образом, причины, по которым действительно можно сделать вывод об исправлении осужденного, должны быть явными и вескими. Голословное утверждение не может служить доводом в пользу просящего.

Пример . Герасимов К.В. был осужден за разбой к длительному сроку в виде лишения свободы. За 2 года до освобождения он решил обратиться к Президенту, чтобы оставшийся срок заменили на другой вид наказания. В письме Герасимов указал, что в колонии трудоустроен, на иждивении у него двое малолетних детей, он страдает заболеванием и для него становится невыносимым времяпровождение в стенах колонии. Осужденный не счел необходимым приобщить к ходатайству копии свидетельств о рождении и сведения о том, что причиненный потерпевшим вред заглажен, колония такими сведениями не располагала. Ему отказали в помиловании, поскольку одних лишь сведений о здоровье оказалось недостаточным.

Исходя из примера, можно сделать вывод – более внимательно рассмотрят именно те обращения, которые максимально подкреплены материалами и документами, подтверждающими написанное. Ко всему прочему, администрация исправительного учреждения обязана представить свои объективные данные - характеристика, лист поощрений и взысканий, сведения о помещении в ШИЗО и т.д. Иногда материал по помилованию составляет несколько томов.

Процедура рассмотрения

Порядок определен специальным Указом Президента РФ от 28.12.2001 №1500, где подробно описана процедура принятия решения по заявлениям о помиловании.

В настоящее время, согласно Положению, утвержденному этим Указом, в пределах каждой области или края России созданы специальные комиссии, в состав которой входят не менее 11 человек с высшим образованием, пользующихся особым уважением у населения. Эти комиссии принимают предварительное решение по поступившему ходатайству , составляют заключение о его обоснованности. Этим же Положением упразднены действующие до 2001 года комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.

Вопрос:
Предположим, осужденный составил прошение о помиловании, куда его направить?

Положение предусматривает, что ходатайство лица, содержащегося в условиях изоляции от общества, должно быть зарегистрировано в администрации колонии или СИЗО (в зависимости от места нахождения заявителя). После чего заявление направляется в Управление ФСИН по области, к нему приобщаются все имеющие значение документы: приговоры, последующие решения судов различных инстанций, сведения о состоянии здоровья, характеристика за время нахождения в изоляции – то есть все те сведения, которые есть в учреждении. При этом осужденного письменно уведомляют об отправлении заявления в УФСИН (копия в обязательном порядке направляется прокурору).

Недопустим не только отказ в принятии ходатайства, но и отказ в отправлении корреспонденции такого рода.

В некоторых случаях осужденный обращается к администрации ИК с просьбой о приобщении тех или иных документов, которые важны для разрешения вопроса о помиловании, но по каким-то причинам отсутствуют на руках у человека. Это допустимо, и администрация не вправе отказать в предоставлении имеющихся в ее распоряжении характеризующих материалов.

Когда о помиловании просит условно осужденный , его заявление регистрируется в уголовно-исполнительной инспекции, а затем направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы региона.

Если уже отбывший наказание заявитель просит о снятии судимости , свое обращение он направляет напрямую в комиссию, адрес которой можно узнать на сайте регионального Правительства. К примеру, комиссия по Московской области находится на Проспекте Мира, д. 72. можно узнать информацию о ее составе, датах заседания и лицах, рекомендованных к помилованию.

Заявление осужденного лица, содержащегося в местах лишения свободы, вместе с дополнительно собранным материалом должно быть направлено в территориальный орган исполнения наказания (обычно это Управление УФСИН по области, краю) в течение 10 или 20 дней (по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести или о тяжких преступлениях соответственно). Если по каким-то причинам администрация не направила материал на помилование (к примеру, это выяснилось после запроса в УФСИН), необходимо обжаловать действия должностных лиц в прокуратуру или в суд.

Документы, поступившие в Управление ФСИН из колонии, должны быть направлены в комиссию не позднее, чем в течение недели. Кроме того, на ФСИН возложена обязанность каждый месяц сообщать достоверные сведения обо всех поступивших обращениях такого характера в Администрацию Президента, сотрудники которой формируют квартальный отчет по сведениям о прошениях для первого лица государства.

Обязанность комиссии – в течение месяца подготовить заключение о возможности или невозможности удовлетворения просьбы осужденного . По сути, такое заключение имеет первостепенное значение для решения судьбы человека, ходатайствовавшего о снисхождении, поскольку положительное решение в дальнейшем может быть принято именно по тому ходатайству, которое получило одобрение у комиссии.

В Положении о порядке помилования приведен перечень обстоятельств, которые всегда учитываются комиссиями при даче заключения:

  • характер и степень опасности преступления . Так, на удовлетворение прошения скорее могут рассчитывать осужденные за преступления небольшой тяжести, без применения насилия, а также за неосторожные деяния;
  • поведение заявителя в колонии – наличие даже мелких нарушений порядка отбывания может стать решающим фактором для отказа в удовлетворении ходатайства;
  • срок отбытого наказания – шансов больше у тех осужденных, которые ко времени направления ходатайства уже отбыли лишение свободы более, чем 2/3 от общего срока;
  • возмещение вреда, причиненного преступлением . Большим плюсом для характеристики осужденного всегда считается полное возмещение ущерба, причиненного корыстным преступлением (кражей, мошенничеством и т.д.). По остальным категориям деяний положительным критерием для заключенного, безусловно, считается возмещение морального вреда (например, когда вследствие избиения возмещена добровольно возмещена стоимость лечения и реабилитации);
  • сведения о здоровье (инвалидность, серьезное заболевание), о семье (некому осуществлять уход за родителями или детьми).

Могут быть учтены и другие важные сведения, в том числе и характеристики от других лиц – соседей, работодателя, из учебного заведения и т.д. Все обращения от родственников и близких тоже принимаются во внимание и могут быть рассмотрены наряду с основным заявлением осужденного. Кроме того, по инициативе комиссии может быть сделан запрос в учреждение ФСИН о представлении дополнительных документов. Такой запрос для колонии обязателен к выполнению в срок до 10 дней.

Заключение комиссии направляется высшему должностному лицу региона – обычно таковым является Председатель Правительства, Губернатор или Глава муниципального образования. В свою очередь, высшее должностное лицо исполнительного органа области или края вносит предложение Президенту РФ. Список лиц, которых сочли возможным помиловать, публикуется на сайте Правительства субъекта Российской Федерации и в других СМИ.

Указ Президента

Если принято положительное решение по ходатайству, акт помилования будет составлен в виде Указа, в котором отражаются личные данные человека и то, в чем заключается милосердие. В то же время, подробности, по каким причинам ходатайство удовлетворено, в Указе обычно не отражаются:

Указ Президента Российской Федерации

Руководствуясь ст. 85 Уголовного Кодекса РФ, принципом гуманности, постановляю помиловать Петрова Андрея Николаевича, 12 декабря 1955 года рождения, осужденного приговором Пятигорского городского суда от 10.09.2008 к 13 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, освободив его от дальнейшего отбывания наказания.

Указ вступает в законную силу со дня его подписания.

Подпись Президента, дата, номер, Москва, Кремль.

Указ рассылается нескольким адресатам:

  • для исполнения в адрес администрации исправительного учреждения,
  • в территориальное Управление ФСИН региона,
  • губернатору области (Главе муниципального образования).

Сам факт освобождения осужденного или частичного смягчения его положения не влечет возникновение у него права на реабилитацию. В то же время, человек не лишается права обжаловать давно вступивший в законную силу приговор по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке кассации или надзора. В том случае, если приговором было постановлено возместить вред потерпевшему, Указ Президента о помиловании не освобождает осужденного от такой обязанности.

Когда на помилование не стоит рассчитывать

В отличие от других правовых инструментов смягчения положения виновного лица, право помилования принадлежит всем осужденным, вне зависимости от статьи, преступления, времени осуждения, поведения человека и т.д.

К примеру, при условном наказании рассчитывать на досрочное снятие судимости возможно только после прошествии половины испытательного срока. Условно-досрочное освобождение по решению суда возможно только при примерном поведении и отбытии не менее половины срока наказания за тяжкие преступления, не менее одной трети за средней тяжести деяния и т.д. Таких ограничений при обращении осужденных к президенту с просьбой о помиловании не существует, могут обращаться даже те, кто приговорен к пожизненному заключению (как в приведенном нами образце ходатайства).

Получается, что в уголовном законе прямо не отражены ограничения, при несоблюдении которых помилование невозможно. Вместе с тем, в Положении, утвержденном в 2001 году, обращено внимание, что помилованию, как правило, не подлежат :

1. лица, которые умышленно преступили закон в период условного срока.

Пример . Морозов А.С. осужден приговором от 01.03.2017 к 2 годам лишения свободы за кражу, в соответствии со ст. 73 УК РФ ему назначен испытательный срок 2 года. Первого марта 2018 года Морозов совершил грабеж, в этой связи был вынесен второй приговор, которым условное осуждение было отменено, Морозова направили в колонию общего режима на 3 года. Его ходатайство о помиловании комиссией не было рекомендовано к рассмотрению.

В то же время, следует иметь в виду, что в похожей ситуации при совершении повторного неосторожного преступления прошение может быть удовлетворено. Например, когда в период испытательного срока совершено неосторожное причинение вреда или ДТП с причинением телесных повреждений тяжкого характера.

2. лица, злостно нарушающие порядок отбывания наказания. Как мы уже обращали внимание читателя, к каждому ходатайству администрация СИЗО или колонии обязана приобщать характеризующие данные на заявителя. Если в этих документах содержатся сведения о систематическом нарушении порядка пребывания в исправительном учреждении, неоднократном помещении в ШИЗО и взысканиях, последует отказ в помиловании.

3. лица, которые ранее освобождались условно-досрочно судом.

Пример . Если Иванов Е.Н. был освобожден по УДО на три года раньше назначенного срока, и в течение этих лет совершил новое преступление, шансов получить снисхождение от имени Президента РФ у него немного. То же самое касается и тех, кто ранее подпадал под действие амнистий и снова нарушает закон.

4. лица, которые уже были помилованы ранее.

Пример . Если в 2002 году Президент РФ издал Указ об освобождении Миронова П.Р. от дальнейшего наказания, но через 5 лет Миронов совершил новое преступление, его ходатайство признают нецелесообразным у удовлетворению.

5. лица, которым ранее неотбытая часть лишения свободы заменялась на более мягкое наказание (неважно, на каком основании – по судебному решению или по Указу Президента).

Пример . Если Гусеву А.П. в 2010 году судебным постановлением были заменены 2 года лишения свободы на исправительные работы, на снисхождение по повторному преступлению он может не рассчитывать.

Насколько перечисленные требования к кандидату на помилование обязательны, судить трудно. Эти критерии носят скорее рекомендательный характер, и их в большинстве случаев действительно придерживаются члены комиссии. Вместе с тем, прямого запрета освободить от наказания человека, который когда-то давно «попадал» под амнистию, в законе не имеется. Следовательно, в исключительных случаях такие осужденные могут добиться льготы.

Необходимо отметить, что статистика удовлетворенных Президентом прошений говорит о строго избирательном подходе, поскольку милосердие проявляется далеко не ко всем заявителям. Общая статистика последних лет говорит о том, что удовлетворяются только 7-12% ходатайств , признанных комиссиями целесообразными.

Ранее, до 2001 года, показатель был в разы выше. Возможно, уменьшение общего количества помилованных за последние 15-17 лет связан с довольно высоким показателем преступности в России и увеличением количества самых тяжких преступлений – в сфере незаконного оборота наркотиков, против половой неприкосновенности несовершеннолетних и т.д. Специалисты уголовного права объясняют небольшой процент удовлетворенных прошений тем, что акт милосердия не может быть массовым и должен носить исключительный характер.

Если после того, как ходатайство комиссией признано целесообразным, в его удовлетворении было отказано Президентом РФ, об этом будет сообщено письменно высшим должностным лицом субъекта РФ или председателем комиссии.

После отказа осужденный вправе обратиться с вопросом о помиловании только через год . Кроме того, отказ может быть обжалован в Верховный суд РФ в порядке КАС (Кодекса административного судопроизводства).

Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500
"О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации"

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, постановляю:

1. Образовать на территориях субъектов Российской Федерации комиссии по вопросам помилования.

2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

3. Установить, что:

состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в состав комиссии входят не менее 11 человек;

членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию;

решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим;

состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года.

Предусмотреть, что не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

4. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

7. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. N 17 "О Комиссии по вопросам помилования" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст.154);

распоряжение Президента Российской Федерации от 27 февраля 1992 г. N 84-рп "О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации";

распоряжение Президента Российской Федерации от 16 марта 1994 г. N 137-рп "О некоторых вопросах деятельности Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 12, ст.879);

распоряжение Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 523-рп "О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.216);

распоряжение Президента Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 410-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст.3953).

8. Главному государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации в месячный срок представить предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500)

С изменениями и дополнениями от:

Настоящее Положение определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

I. Общие положения

1. Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

2. В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

II. Порядок представления ходатайств о помиловании

3. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

4. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, - администрацией следственного изолятора (далее - администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

5. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

в) справка о состоянии здоровья осужденного;

г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

6. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется - комиссия) по месту жительства заявителя.

7. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.

Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов.

8. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

10. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

11. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

в) срок отбытого (исполненного) наказания;

г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

13. При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней).

14. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

15. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

16. В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Помилование - это дополнительная возможность для осужденного получить долгожданную свободу.

Любой человек может оступиться и совершить преступление. Периодически возникают ситуации, когда не учитываются те или иные обстоятельства дела и человека судят по всей строгости закона.

Поэтому сам осужденный или его родственники могут письменно попросить Президента РФ о помиловании - смягчить наказание, уменьшить срок или даже . Но как правильно оформить прошение, и что делать в случае отказа - расскажем далее.

Что такое помилование?

Под ним понимается особый акт Президента РФ, в котором он прощает конкретного человека за совершенный проступок. Мерой милосердия может стать избавление от дальнейшего наказания, сокращение срока, смягчение приговора или снятие обвинения.

Помилование преступника не означает его невиновность. Просто Президент РФ его простил, но не реабилитировал.

Основания для помилования

Перед принятием решения о подаче прошения, нужно учесть определенные обстоятельства:

  • уровень влияния совершенного злодеяния на общество;
  • оценку поведения заключенного во время нахождения в местах лишения свободы;
  • период нахождения в тюрьме;
  • реализацию проступка в испытательный срок;
  • сведения об обращениях за помилованием, или ;
  • компенсацию причиненного ущерба потерпевшей стороне;
  • сведения о личности заключенного - возраст, семейное положение, наличие детей, состояние здоровья и т.д.

Перечисленные сведения нужны для того, чтобы Президент принял справедливое решение по отношению к осужденному человеку.

Помилование применяется только к осужденным по приговору суда лицам.

Закон о помиловании

Конституция РФ гласит, что высшая ценность - это права и свободы человека. Именно поэтому граждане могут претендовать на помилование.

В ст. 85 УК РФ содержатся основные правила применения акта всепрощения Президента. Закон не ограничивает круг лиц, подающих прошение. Поэтому это могут быть как россияне, так и иностранцы, совершившие преступное деяние на территории нашей страны.

О помиловании могут просить как граждане РФ, так и иностранцы.

Кто осуществляет помилование?

Подобные решения принимаются единолично только Президентом РФ. Но прежде прошение проходит множество инстанций.

Учтите, что рассмотрение вопроса о снисхождении для осужденного по просьбе матери будет в приоритете.

Кто имеет право на помилование?

Любой человек может направить письмо с просьбой о помиловании. К ним относятся:

  • осужденные россияне, отбывающие срок на территории нашей страны;
  • иностранцы, приговоренные к наказанию другими государствами, но отбывающие срок в России;
  • лица, которые уже отсидели, но их судимость до сих пор не снята.

Но все же существует список лиц, которые не могут претендовать на такую милость:

  • граждане, не соблюдающие правила и распорядок в исправительном учреждении;
  • умышленно совершившие злодеяние в контрольный период;
  • заключенные, освобожденные по амнистии к моменту рассмотрения ходатайства;
  • преступники, которые уже освобождались по УДО.

Снисходительность не допускается повторно, если человек был прощен, но вновь совершил тяжкое преступление.

Порядок

Рассмотрим основные этапы процедуры милосердия:

  • осужденный передает ходатайство руководству исправительной колонии;
  • за 20 дней руководство учреждения обязано передать документы в Минюст РФ;
  • через 7 дней поданные документы попадают к рабочей группе, созданной исключительно для рассмотрения этого вопроса;
  • в течение 30 дней они должны поступить к главе администрации Президента РФ;
  • после прошение передается Президенту РФ (в течение 15 дней).

Окончательное решение о помиловании остается за главой государства.

Ждать ответа придется практически 2,5 месяца. Поэтому важно правильно оформить ходатайство и приложить все необходимые бумаги.

Документы на помилование

Перечень требуемых бумаг достаточно большой:

  • копия судебного приговора, который послужил назначению наказания;
  • копии резолюции вышестоящих инстанций (при наличии);
  • уведомление, что приговор вступил в силу;
  • справка о состоянии здоровья заключенного;
  • информация о компенсации потерпевшему нанесенного ущерба;
  • личные данные и характеристика преступника (биография, семейное положение и т.д.);
  • справка, если к осужденному применялись амнистия, помилование или досрочное освобождение;
  • иные документы, способствующие благоприятному исходу дела (наличие иждивенцев, положительные отзывы с работы или учебы и т.д.).

Администрация исправительного учреждения уведомляет заявителя о направлении прошения под расписку.

Заключенному не вправе отказать в направлении просьбы о помиловании.

Как написать прошение о помиловании?

Ходатайство пишется в свободной форме, так как строго установленная форма отсутствует. Грамотно составленный документ всегда приятно читать.

  • адресат - Президент РФ, его Ф.И.О.;
  • отправитель - контактная информация об осужденном (Ф.И.О., дата рождения, название исправительной колонии или место проживания);
  • описание - подробно расскажите, когда и за что вы были осуждены, какой срок отбыли и т.д.;
  • прошение - выскажите просьбу с указанием доводов в свою пользу (осужден первый раз, плохое здоровье, положительные характеристики от работодателя и т.д.);

В конце документа поставьте подпись и дату составления ходатайства. Также не забудьте приложить документы, которые подтверждают ваши слова.

Помимо указанных сведений, можно указать и иную информацию, которая поспособствует помилованию.

При положительном решении главы государства будет издан указ о помиловании.

Что делать в случае отказа?

Бывают случаи, когда осужденный получает отказ. Не стоит унывать и отчаиваться. Уже через год можно повторно обратиться с просьбой о помиловании к Президенту РФ.

В исключительных случаях допускается подача прошения ранее 12 месяцев, если появляются новые обстоятельства по делу.

Адвокаты по уголовным делам могут оказать неоценимую помощь в написании ходатайства и подготовке документов. Не стоит упускать свой шанс. Если вы приняли решение о подаче прошения, лучше сразу обратиться к опытному специалисту, который поможет добиться помилования от главы государства.



Просмотров