Полногласные и неполногласные сочетания: примеры. Определение термина "неполногласные сочетания"

Урок по теме: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний»

Цели и задачи: Познакомить учеников с теорией по теме: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний». Закрепить теоретические знания на практике. Научить обнаруживать полногласные и неполногласные чередования в словах.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний традиционной структуры

Ход урока:

1. Приветствие учеников. Знакомство с темой, озвучивание целей и задач урока.

2. Сообщение новых знаний.

Предлагаю нашу работу на сегодняшнем уроке начать со сказки:

Решил как-то Город навестить свое брата, которого звали Град.

Как ты живешь? Как твое здоровье? – начал веселый и шумный Город. – Ты редко появляешься о обществе, о тебе стали уже забывать.

Да, моя слава в последнее время пошатнулась. – Ответил Град. – Ты, дорогой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе: в любой книге, в журнале, в газете – везде тебе почет и уважение: план города, население города, любимый город. Всюду только и слышно: город, город.

А разве тебе плохо живется в слове Ленинград? «Ленинград – один из самых красивых городов в России! – парировал Город.

Да, но названия Ленинград больше не существует, теперь это Санкт- Петербург!

А градостроительство, а градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в почете. На страницах газет пишут о градостроительстве, об успехах градостроителей. – воодушевленно говорил Город.

Под напором таких красноречивых аргументов Граду ничего не оставалось делать, как согласиться, что он еще не забыт. Но в душе он завидовал Городу, который живет самостоятельно…

Ребята, вы, наверное, согласитесь, что сетования града на свое неравноправное положение в языке вполне справедливы.

Хотите узнать,почему так произошло?

Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «град», а для древнерусского – «город». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.

Давайте понаблюдаем с вами над парами слов: Холод – хлад Берег – брег Ворота – врата Голова – глава

Каково их положение в языке? Слова холод, берег, ворота, употребляются гораздо чаще. Давайте вспомним уроки развития речи, в частности наш с вами урок о разговорном стиле языка. Согласитесь, что при встрече с другом, вы вряд ли скажете: «Какой сегодня хлад!». Слова типа: град, брег и другие скорее могут встретиться в героической поэзии, прозе. Но и это еще не все. Посмотрите опять на эти слова. Давайте выделим в них корни.

3. Практическая часть.

Выполнение упражнения 568

Решение загадки. (Загадка дается под запись)

Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла.- Голова велика, только шея тонка. (Дыня)

Найдите в этом тексте слова с полногласными сочетаниями, подчеркните их, подберите варианты с неполногласными сочетаниями.

Выполнение упражнения 569.

4. Заключительное слово учителя. Выводы по теме урока. Задание на дом.

Урок составлен на основе учебного комплекса Бабайцевой

Неполногласные и полногласные сочетания появились вследствие тесной связи русского языка с другим славянским языком. Когда на русской земле начали появляться первые книги, а это происходило тысячу лет тому назад, они переводились с древнегреческого языка на старославянский язык, так как он был понятен русскому народу. Вот, именно в этом языке и начали встречаться множество слов с неполногласными сочетаниями. Например, такие как: глас, град, врата, глава. Эти слова, можно сказать, «прижились» в современной русской речи и объединились в пары со следующими словами наших времён: голос, город, ворота, голова. Вот так и появились в русской морфологии неполногласные и полногласные сочетания.

Итак, если у слова есть пара, то можно говорить о неполногласии или полногласии. Полногласные пришли из древнерусского языка – оро, ере, оло. Неполногласные из старославянского – ла, ле, ра, ре.

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Такие полногласные сочетания, как ере, оло, оро, которые находятся между согласными (бережливый, золото, короткий), можно чередовать с такими неполногласными сочетаниями как ре, ла, ра (небрежный, злато, краткий). Ещё сочетание оло, кроме предыдущего можно чередовать с таким сочетанием как ле, то есть полон – плен. В основном, слова с полногласным сочетанием – это русские народные: дерево, волочить, ворота. А слова с неполногласным сочетанием имеют древнеболгарское (старославянское) происхождение: древо, влачить, врата. Данные слова появились в русском языке, благодаря древнеболгарскому. Так как после введения христианства из Болгарии привозились церковные книги, которые в следствие переводились на тот язык, которые был понятен русским людям. Именно поэтому слова с неполногласным сочетанием носят книжный характер и это очень заметно: древо – дерево, влачить – волочить.

Сейчас мы рассмотрим слова с вышеперечисленными сочетаниями:

  1. оло – ле: молочные – млечный (путь), волоку - влеку
  2. оро – ра: сторож – стража, ворота – привратник, здоровый – здравствуй, здравие
  3. оло – ла: молодой – младенец, холод – охладить, голова – глава, голос – гласный
  4. ере –ре: дерево – древесный, берег – безбрежный, через - чрезвычайно

В нынешнем русском языке существует три основные группы слов с неполногласными и полногласными словосочетаниями:

1.Исторически однокоренные неполногласные и полногласные формы. Особенностью данной группы слов является:

а) разнородное стилистическое употребление;

б) семантический распад схожих по происхождению корней.

2.Этой группе характерны слова, имеющие только полногласное сочетание, так как неполногласное здесь полностью утрачено (ворон, ворона; голод, голодать; молот, молоток; колодец, колодезный; ожерелье, ожерельице и др.).

Есть в русском языке такое чередование, которое известно как полногласные и неполногласные сочетания.

Происхождение явления

Это языковое явление историческое. Связано оно с крещением Руси. В связи с этим историческим процессом появился И слова с неполногласием - это его единицы. В собственно русском языке им соответствуют их полногласные варианты. Существуют такие соотношения:

  • оро - ра: ворона - вран;
  • ере - ре: перестать - прекратить;
  • оло - ла: полотно - плат;
  • оло - ле: полон - плен.

Оро - ра

Приведём примеры слов, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания оро-ра:

Оло - ла

В современном языке также немало слов, в которых имеются полногласные и неполногласные сочетания оло-ла:

  • болото - блато;
  • волочить - влачить;
  • волосы - власы;
  • Володя - Влад;
  • голос - глас;
  • голова - глава;
  • голод - глад;
  • золото - злато;
  • колос - клас;
  • молот - млат;
  • молодой - младой;
  • молодец - младенец;
  • молония - молния;
  • оболочка - облако;
  • солод - сладок;
  • холод - хладный.

Ере - ре

Меньше примеров, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания ере-ре:

  • беремя - бремя;
  • веред - вред;
  • середина - среда;
  • бередить - бред.
  • дерево - древо.

Оло - ле

И уж совсем немного сохранилось слов, в которых есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний оло-ле:

  • молоко - млечный;
  • полощет - плещет;
  • волочит - влечёт.

Слова с чередованием, различающиеся стилистикой

Некоторые из слов, имеющих полногласные и неполногласные сочетания, примеры которых мы приведем ниже, обозначают одно и то же и различаются лишь тем, что употребляются в разных стилях речи.

Общеупотребительные слова

Слова высокого стиля

За неделю, которую папа провёл на охоте, у него отросла борода.

Браду его посеребрила чреда прошедших лет.

Где-то в лесу каркнул ворон.

Чёрный вран беду уж кликал.

На улице стоял ужасный холод.

И смертный хлад его объял.

Сразу за кустами начиналось болото.

Степей и блат родных просторы.

Волосы Таня заплела в косу.

Она власов не рвёт на голове, а молча горе принимает.

Кузнец орудовал молотом.

Млат судьбы опускается на землю многострадальную.

Ворота к ночи запирались.

И райские врата пред вами распахнутся.

Дед добывал золото на приисках Сибири.

Не надобно мне ни злата, ни серебра!

Посевы на полях уже пошли в колос.

На пашнях уж тяжёлые класы клонятся долу.

Молния ударила в дуб за околицей.

Его молония повергла за грехи.

Когда дедушка был молодой, то наша страна называлась Советский Союз.

С младых ногтей его учили, что надо Родину любить.

Колька еле волочил ноги от усталости.

И кое-как влачились дни его в изгнанье.

Наш город сравнительно молод.

Град Петров стоит и стоять будет на берегах реки Невы.

Слова с чередованием, у которых разное значение

Некоторые слова, в которых присутствуют полногласные и неполногласные сочетания (голосистый и гласный , например), имеют разное лексическое значение.

Или возьмём слова голова и глава . Первое называет часть живого организма, а второе чаще всего обозначает должность человека, руководящего каким-либо населённым пунктом.

Приведем еще примеры слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания: облако и оболочк а. Одно плывёт по небу, а другое служит покрытием для чего-нибудь.

Слова молодец и младенец имеют противоположный смысл: «полный сил человек» и «беспомощный ребёнок».

Королева и краля - конечно, спорный случай, но разница в значениях всё же очевидна. Первое из них называет лицо женского пола, коронованное на самодержавную власть, а другое - это заносчивая, знающая себе цену особа.

Слова хоромы и храм имеют разницу в том, что под одним из них подразумевается жилище богатого, но всё же обычного человека, а другое - дом Божий.

Мрак и морок имеют тоже разные смыслы: первое - это темнота, а второе - частичная потеря способности здраво рассуждать.

В словах порох и прах , кажется, не осталось даже намёка на общий корень. Одно - это вещество, способное взрываться, а другое - тлен, пыль. Хотя всё-таки можно догадаться, что близость значений этих слов в том, что оба вызывают в воображении у нас образ мелкого сыпучего вещества.

Середина - это место, равноудалённое от начала и конца, а среда - день недели или окружение.

Слово огород имеет следующее значение: место для посадки культурных растений, а ограда - это забор вокруг участка.

Короткий /краткий - эти единицы с чередованием также различаются семантикой: полногласный вариант означает протяжённость в пространстве, а неполногласный - во времени.

Слова устаревшие

Некоторые из слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв, различаются степенью активности использования в русском языке. Приведём примеры.

Из активной лексики

Устаревшие, редко используемые

Здравствуйте!

Здоровье

Поздравлять


  • Здравствуйте –
  • поздравлять –
  • здоровье.

  • Здрав ствуйте –
  • по здравл ять –
  • здоров ье.

Чередование …… и ……

сочетаний в корне.


  • Чередование
  • полногласных и неполногласных
  • сочетаний

Сочетания, характерные Сочетания, характерные для старославянского для русского языка языка

  • -РЕ- Б РЕ Г
  • -ЛЕ- М ЛЕ ЧНЫЙ
  • -РА- В РА ТА
  • -ЛА- П ЛА ТЬЕ
  • РА- РА ВНЫЙ
  • ЛА- ЛА ДЬЯ
  • -ЕРЕ- Б ЕРЕ Г
  • -ОЛО- М ОЛО КО
  • -ОРО- В ОРО ТА
  • -ОЛО- П ОЛО ТНО
  • РО- РО ВНЫЙ
  • ЛО- ЛО ДКА

А теперь проверьте себя…

Ог оро д – ог ра да

П оло тно – п ла тье

М оло ко – м ле копитающее

С ере дина - с ре да

Г оло с – сог ла сный (звук)

М оло дежь – м ла денец

Об оло чка – об ла ко

Ст оро на – ст ра на

Зд оро вье – зд ра вствуйте.


Царские х оро мы ох ра нял ст оро ж.

Царские х оро мы ох ра нял ст ра жник .


  • 1.Упр.546 (устно), 547 (письменно)
  • 2. Найдите в «Прологе» к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
  • слова с неполногласием, подберите к ним слова – братья с полногласием, запишите их. Сделайте вывод об их роли в художественном тексте.
  • 3. Используя этимологический словарь, расскажите о происхождении слов: смородина, ошеломить, вратарь . Свяжите эту информацию с новой темой.

Урок полезен , все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно ,

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!


Зд оро вья


Отчего, обжигая горло,

разбираю часами подряд

Сочетания «оло» и «оро»,

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына».

Я прислушиваюсь к словам –

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык.

С. Крыжановский

Есть в русском языке такое чередование, которое известно как полногласные и неполногласные сочетания.

Происхождение явления

Это языковое явление историческое. Связано оно с крещением Руси. В связи с этим историческим процессом появился церковнославянский язык. И слова с неполногласием – это его единицы. В собственно русском языке им соответствуют их полногласные варианты. Существуют такие соотношения:

Оро – ра

Приведём примеры слов, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания оро-ра:

Оло – ла

В современном языке также немало слов, в которых имеются полногласные и неполногласные сочетания оло-ла:

Ере – ре

Меньше примеров, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания ере-ре:

Оло – ле

И уж совсем немного сохранилось слов, в которых есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний оло-ле:

Слова с чередованием, различающиеся стилистикой

Некоторые из слов, имеющих полногласные и неполногласные сочетания, примеры которых мы приведем ниже, обозначают одно и то же и различаются лишь тем, что употребляются в разных стилях речи.

Слова с чередованием, у которых разное значение

Некоторые слова, в которых присутствуют полногласные и неполногласные сочетания (голосистый и гласный, например), имеют разное лексическое значение.

Или возьмём слова голова и глава. Первое называет часть живого организма, а второе чаще всего обозначает должность человека, руководящего каким-либо населённым пунктом.

Приведем еще примеры слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания: облако и оболочка. Одно плывёт по небу, а другое служит покрытием для чего-нибудь.

Слова молодец и младенец имеют противоположный смысл: «полный сил человек» и «беспомощный ребёнок».

Королева и краля – конечно, спорный случай, но разница в значениях всё же очевидна. Первое из них называет лицо женского пола, коронованное на самодержавную власть, а другое – это заносчивая, знающая себе цену особа.

Слова хоромы и храм имеют разницу в том, что под одним из них подразумевается жилище богатого, но всё же обычного человека, а другое – дом Божий.

Мрак и морок имеют тоже разные смыслы: первое – это темнота, а второе – частичная потеря способности здраво рассуждать.

В словах порох и прах, кажется, не осталось даже намёка на общий корень. Одно – это вещество, способное взрываться, а другое – тлен, пыль. Хотя всё-таки можно догадаться, что близость значений этих слов в том, что оба вызывают в воображении у нас образ мелкого сыпучего вещества.

Середина – это место, равноудалённое от начала и конца, а среда – день недели или окружение.

Слово огород имеет следующее значение: место для посадки культурных растений, а ограда – это забор вокруг участка.

Короткий/краткий – эти единицы с чередованием также различаются семантикой: полногласный вариант означает протяжённость в пространстве, а неполногласный – во времени.

Слова устаревшие

Некоторые из слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв, различаются степенью активности использования в русском языке. Приведём примеры.

Слова из правого столбика можно встретить разве что в исторических произведениях.

Работа с текстом

Нам уже известно, что собой представляют слова, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв. Интересно будет применить эти знания на практике. Прочитайте текст.

Олег был первым из рода Рюриковичей, который стал киевским князем. Он подчинил своей власти все славянские племена и столицу из Новгорода перенёс в Киев. В девятьсот седьмом году он предпринял успешный поход на Царьград (Константинополь). Побеждённые византийцы согласились на большой выкуп и заключили с Олегом договор, по которому русским купцам была разрешена беспошлинная торговля по всей Византии.

В честь своей победы князь Олег оставил знак на вратах Царьграда – свой щит. Когда он возвратился в Киев, подданные встретили его с ликованием, «…дивясь храбрости, уму и богатству», провозгласили его Вещим.

Александр Сергеевич Пушкин, ознакомясь с летописным источником, создал на его основе своё оригинальное произведение «Песнь о вещем Олеге», в котором он художественно переосмыслил сюжет. В основе идеи Пушкина Олег, являясь великим полководцем, остаётся по своей натуре обычным человеком, склонным верить в предсказания, боящимся смерти. Ему противопоставлен по-настоящему великий человек – волхв, наделённый способностью говорить правду, проникающий внутренним взором в самые потаённые глубины человеческих судеб. Этот дар, как считал Пушкин, даётся только избранным, истинно свободным и независимым личностям.

Давайте найдём в тексте слова с неполногласием и полногласием, выпишем их и подберём им пару.



Просмотров