Почему важно соблюдать законы любого государства? Что происходит с человеком, если он нарушает предписанные ему законы развития

Редко кто задумывается над тем, почему важно соблюдать законы. Как показывает практика, для некоторых жителей нашего государства правила существуют, чтобы их нарушать. А ведь законы создаются не просто так, и каждый гражданин просто обязан их соблюдать. Во-первых, это позволяет сохранить равновесие в обществе и защитить слабых людей от жадных и более сильных. Конечно, хоть раз в жизни каждый нарушал правила. Но при этом многие даже не задумывались, почему важно соблюдать законы?

Причина первая

Итак, почему нужно соблюдать законы? Назовем несколько основных причин. Первой и, пожалуй, самой главной остается защита от хаоса. Если все жители нашего государства перестанут соблюдать определенные правила и, конечно же, законы, то наступит разруха, и страна придет в упадок.

Законы - это своеобразные соглашения, которые позволяют регулировать отношения между различными категориями граждан, организациями, крупными компаниями и органами правления. Если не будет определенных правил и ограничений, то в государстве начнется хаос. Если не будет законов, регулирующих подобные отношения, начнется и ее последствия будут печальны и непоправимы.

Боязнь наказания

Существуют и другие причины того, почему важно соблюдать законы. Стоит отметить, что многие граждане нашей страны боятся наказания за нарушения определенных правил. Наверное, не найдется желающих по собственной воле платить огромные штрафы или же отбывать срок в тюрьме. А ведь несоблюдение законов приводит именно к таким последствиям. Чтобы избежать наказания, многие стараются не отклонятся от норм поведения и не противоречить правилам, которые были установлены органами правления.

Помимо этого, большинство граждан страны боится за собственное имущество и за себя. Ведь несоблюдение определенных законов может привести к потере личной свободы и нажитого добра. А этого никто не хочет. К тому же представьте хотя бы на пару минут, что будет происходить на улице, если все население страны откажется от установленных норм поведения и от законов, которые создавались на протяжении многих веков. В таком случае воцарится полная анархия.

Защита интересов граждан страны

Обязанность соблюдать законы прививается гражданам с самого рождения. Родители воспитывают своих детей, объясняя основные нормы поведения. При этом многие разъясняют своим чадам, и почему важно их соблюдать. Помимо вышеуказанных причин, существует еще одна - защита государством интересов граждан. Это также важно. Иными словами, все законопослушные граждане находятся под защитой собственного государства. Если же человек нарушает установленные правовые нормы, то не стоит ему ждать их соблюдения и от государства.

В заключение

Теперь вы знаете, почему важно соблюдать законы. Ведь их создали для того, чтобы в стране не было хаоса и смуты. Можно много говорить о том, что соблюдать законы необходимо, важно и просто нужно. Наверное, никто бы не захотел оказаться там, где не установлены правовые нормы. Ведь такое общество обречено.

Жизнь в обществе принуждает людей к соблюдению определенных правил и норм. Одно из важных условий это законопослушание. Кого называют законопослушным человеком? Чем определяется законопослушание? Чем чревато отхождение от соблюдения законов? Поговорим об этом в данной статье.

Закон и порядок

Что такое слово было известно людям еще до нашей эры и обозначало оно всегда одно - правило, определяющее отношения между людьми или между людьми и государством.

Когда общество было менее цивилизованно, то есть не было отдельных государств и государственного аппарата, хватало и религиозных заповедей. Какая бы ни была религия и какую религию для примера ни возьми сегодня, заповеди всегда оставались подобными - запрет на убийство, воровство, осуждение лжи и зависти. Однако появление стран, границ между ними потребовали от правителей народов более серьезных мер для управления обществом. Все верно: если социум будет жить по своим правилам, то люди поймут, что не нуждаются в правящей верхушке, которая, как правило, функционирует только для обеспечения своих собственных интересов. Именно поэтому примером настоящего гражданина является законопослушный человек. Кто это? Тот, кто живет по правилам данного государства, слушая правителя и делая все во имя развития конкретной страны.

Кого называют законопослушным человеком?

Несложно догадаться, что тот, кто живет, не нарушая закона, и есть законопослушный гражданин. Однако не путайте законы государства и законы Божии. Законы внутри страны созданы для того, чтобы граждане могли мирно сосуществовать, работать, иметь семью, и главное - наполнять казну посредством налогов. Уход от уплаты налогов считается не менее страшным преступлением, чем убийство.

Законы Божии призваны спасти человеческую душу. Они пересекаются с законами любой страны о запрете на убийство и воровство, но также призывают не унывать, не завидовать, не гордиться, не предавать.

На вопрос: «Кого называют законопослушным человеком?» - ответ чаще всего дается именно в рамках законов государства, хотя люди, чтущие и уважающие свою религию, обязательно попадают под это определение.

Все ли соблюдают законы?

На эту тему есть хороший фильм режиссера Гери Грея «Законопослушный гражданин» с актерами и Джерардом Батлером, который свидетельствует о том, что следование законам не делает человека хорошим, а беззаконие может исходить и от представителей власти. Пожалуй, это и есть одна из основных проблем сегодня - нарушение законов теми, кто их придумал. Как и любая выдумка человека, а не природы, законы не всегда являются удобными для всех. Те, кто много зарабатывает, не хочет делиться (налоги), те, кто имеет доступ к государственной казне (бюджету), не прочь позаимствовать оттуда на свои нужды. Полиция зачастую применяет оружие не потому, что должна, а просто потому, что имеет такую возможность. Создание эффективного законодательного аппарата - вот первостепенная задача для любого государства. Но и не менее важная задача - контроль выполнения законодательных актов всеми участниками правовых отношений.

Можно ли нарушить закон

Разобравшись, кого называют законопослушным человеком, ответим на следующий вопрос: «А можно ли оставаться законопослушным человеком, нарушая закон?»

Увы, да - система работает не идеально, и многие граждане часто нарушают закон, однако, не будучи пойманными, продолжают функционировать в системе. Иногда это мелкие нарушения, которые не влекут серьезных последствий, например, нарушение правил дорожного движения. Вряд ли найдется водитель, который хоть раз в жизни не превышал скорости. Но более серьезная проблема - работник дорожно-постовой службы, который берет взятку за подобное нарушение.

Еще более серьезный пример - это взаимовыгодное сотрудничество бандитских группировок с представителями власти, которое помогает и тем, и другим обогащаться за счет жертв. Нельзя грести всех под одну гребенку, но таких примеров много.

Резюмируя

Кого называют законопослушным человеком? Того, кто соблюдает определенные правила некоторого государства. Эти правила везде разные, но имеют много общего с религиозными заповедями. Так, закон, запрещающий воровать и убивать, есть в каждой цивилизованной стране. Соблюдение закона - личное дело каждого, однако неследование им влечет серьезные проблемы в виде наказания, штрафов или лишения свободы.

Цель:

Сформировать у учащихся 6 класса отношение к закону как к вышей ценности

Задачи:

Образовательные:

Изучить новые термины: Преступление, уголовное право;

Изучить механизм работы правоохранительных органов;

Развивающие:

- Развить умение анализировать источники разного типа (фото, видео, письменные);

Закрепить навык работы в парах;

Воспитательные:

Воспитать уважение к закону, а также самоуважение;

Воспитать стремление к честному образу жизни.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Свободная дискуссия

Средства обучения: мультимедийная установка (компьютер, проектор)

Оформление доски: На экране проектора открыта презентация «Почему люди нарушают закон?»

Терминология:

Преступление – это действие (или бездействие), которое представляет собой большую общественную опасность и запрещено уголовным правом под угрозой наказания.

Уголовное право – отрасль права, совокупность юридических норм, которые определяют, какие опасные деяния являются преступными, и устанавливают наказания тем, кто совершит преступление.

План урока:

  1. Организационный момент (проверка внешнего вида, присутствия, готовности к уроку) – 2 минуты
  2. Проверка домашнего задания: Учащимся дается задание в парах написать «Памятку потребителя» - 10 минут
  3. Изучение нового материала по правам потребителей
3.1Работа с источниками разного плана (письменные источники, просмотр видео-сюжетов) - 25 минут
  1. Закрепление изученного материала / рефлексия - 8 минут
  2. Домашнее задание – эссе-обращение к учащимся младших классов «Не нарушайте закон!»
  3. Вопросы для опроса: Опрос проходит в формате работы в парах – письменное задание
Задание для закрепления: Я-высказывание
  1. Задание для домашней работы: эссе-обращение к учащимся младших классов «Не нарушайте закон!»
Ход урока
Деятельность учителя: Деятельность учащихся:
  1. Орг.момент: проверка готовности к уроку, присутствия
Учащиеся приветствуют учителя, садятся на свои места
  1. Опрос домашнего задания:
Ребята, у каждого из Вас есть свой личный опыт покупок. И вы только что узнали, что есть и закон, защищающий права потребителя, он, в частности, дает право на получение данных о товаре, сертификатов качества, возможность вернуть не товар не надлежащего качества. Сейчас Вы будете работать в парах, я предлагаю Вам написать «памятку покупателя», в любой форме: четверостишья, перечисления и т.д. Что нужно делать, чтобы тебя не обманули и какие у тебя есть права?

Учитель предлагает учащимся, работая в парах составить «Памятку потребителя» - не менее 5 пунктов. Лучшая памятка будет напечатана и вывешена в кабинете.

Ребята выполняют задание, несколько пар озвучивают то, что у них получилось
  1. Объяснение нового материала:
- Мы с Вами уже говорили и о том, как нужно вести себя в общественном месте, говорили и о правах потребителя. Сейчас мы поговорим еще о более серьезных вещах.

Ребята, сталкивался ли кто-либо из Вас с нарушением закона?

А как Вы считаете, можно ли нарушить закон, чтобы при этом никому не сделать плохо?

Посмотрите, у Вас на партах есть краткое содержание рассказа Чехова «Злоумышленник». Вы его уже читали на литературе?

Давайте прочитаем его вслух

Итак, какое преступление совершил герой рассказа?

Какие эмоции он у Вас вызывает?

Какие у него были причины совершить воровство?

Посмотрите, он говорит: все так делают, ему резонно отвечают «поезд мог сойти с рельс», а он отвечает: «да что Вы, все под Богом ходим».

Он знает закон? Осознает последствия?

А какими могли быть последствия?

Не смотря на то, что он не знает о законе и последствиях он виновен. И казалось бы, у него была причина, но ни одна причина не оправдывает преступление.

2. Теперь давайте посмотрим отрывок из фильма, который Вы наверняка видели

- Демонстрируются отрывки из фильма «Выкрутасы»

А какая причина воровать у этих ребят?

Посмотрите, они вызывают сочувствие, но сколько людей пострадало от этого?

Если ребятам нужна помощь, всегда есть куда обратиться, как бы сложно не было. Есть немало примеров людей, которые нуждались в детстве, но не нарушали закон

А каков на Ваш взгляд возраст уголовной ответственности?

Демонстрируются отрывки из фильма «Внимание всем постам…»

Итак, у этого человека были свои мотивы, чтобы воровать, скорее всего, это профессиональный воришка, наверное, мы не будем обсуждать его мотивы, но посмотрите на действия солдата, что он сделал, когда увидел воровство? Как Вы оцениваете его поступок?

А как Вы считаете, можно ли наказать человека, который видел преступление и ничего не сделал?

Конечно, можно. Так очень большой проблемой становится бездействие.

Просмотр видеосюжета о краже наград у Ветерана

Ребята, какие эмоции вызвала эта абсолютно реальная история?

Людей, которые совершают такие преступления нельзя назвать людьми.

Одно преступление несет за собой другое – это обнищание души и потеря всего человеческого. А начинаться все может с малого – украсть какую-нибудь мелочь на спор. Ни у какого преступления нет оправдания. Даже, если кажется, что ты нуждаешься в чем-то больше.

Просмотр мультфильма «Ограбление по-русски»

Ребята, что я хотела сказать, завершая наш урок этим мультфильмом?

Ребята рассказывают свои истории

Учитель выслушивает высказывания учеников

Учащиеся по очереди читают рассказ

Воровство

Бедность

Нет, он не знает закона, не понимает последствия

Смерть пассажиров

Такие же: бедность

С 14 лет по отдельным преступлениям, до этого постановка на учет, образовательные учреждения закрытого типа

Ребята обсуждают поступок молодого человека

Можно, так как преступлением считается действие (бездействие).

Любое преступление всегда наказывается

  1. Закрепление:
Каждому участнику предлагается продолжить одну их фраз:

меня удивляет…

мне непонятно…

мне нравится…

я сегодня узнал…

мне не понравилось…

меня удивило…

я бы изменил…

хотелось бы узнать…

  1. Рефлексия: Учащимся предлагается высказаться по поводу данного урока
Учащиеся высказываются по поводу данного урока.
Используемый учебник:

Никитин А.Ф. Обществознание. 6 класс. М.:-2011

Приложение:

Антон Чехов

Злоумышленник

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.

Денис Григорьев! - начинает следователь. - Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

Чаво?

Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?

Знамо, было.

Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

Чаво?

Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос! для чего ты отвинчивал гайку?

Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, - хрипит Денис, косясь на потолок.

Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...

Кто это - мы?

Мы, народ... Климовские мужики, то есть.

Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!

Отродясь не врал, а тут вру... - бормочет Денис, мигая глазами. - Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру... - усмехается Денис. - Чёрт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер схватит, да и то редко... В нашей реке не живет шилишпер... Эта рыба простор любит.

Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?

Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан...

Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?

А то что же? Не в бабки ж играть!

Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.

Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было... Спаси и помилуй, царица небесная... Что вы-с!

А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение!

Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза.

Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка!

Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

Это мы понимаем... Мы ведь не все отвинчиваем... оставляем... Не без ума делаем... понимаем...

Денис зевает и крестит рот.

В прошлом году здесь сошел поезд с рельсов, - говорит следователь. - Теперь понятно, почему...

Чего изволите?

Теперь, говорю, понятно, отчего в прошлом году сошел поезд с рельсов... Я понимаю!

На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши... Господь знал, кому понятие давал... Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит... Ты рассуди, а потом и тащи! Сказано - мужик, мужицкий и ум... Запишите также, ваше благородие, что он меня два раза по зубам ударил и в груди.

Когда у тебя делали обыск, то нашли еще одну гайку... Эту в каком месте ты отвинтил и когда?

Это вы про ту гайку, что под красным сундучком лежала?

Не знаю, где она у тебя лежала, но только нашли ее. Когда ты ее отвинтил?

Я ее не отвинчивал, ее мне Игнашка, Семена кривого сын, дал. Это я про ту, что под сундучком, а ту, что на дворе в санях, мы вместе с Митрофаном вывинтили.

С каким Митрофаном?

С Митрофаном Петровым... Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять...

Послушай... 1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы.

Конечно, вы лучше знаете... Мы люди темные... нешто мы понимаем?

Всё ты понимаешь! Это ты врешь, прикидываешься!

Зачем врать? Спросите на деревне, коли не верите... Без грузила только уклейку ловят, а на что хуже пескаря, да и тот не пойдет тебе без грузила.

Ты еще про шилишпера расскажи! - улыбается следователь.

Шилишпер у нас не водится... Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идет голавль, да и то редко.

Ну, молчи...

Наступает молчание. Денис переминается с ноги на ногу, глядит на стол с зеленым сукном и усиленно мигает глазами, словно видит перед собой не сукно, а солнце. Следователь быстро пишет.

Мне идтить? - спрашивает Денис после некоторого молчания.

Нет. Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму.

Денис перестает мигать и, приподняв свои густые брови, вопросительно глядит на чиновника.

То есть, как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало получить...

Молчи, не мешай.

В тюрьму... Было б за что, пошел бы, а то так... здорово живешь... За что? И не крал, кажись, и не дрался... А ежели вы насчет недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте... Вы господина непременного члена спросите... Креста на нем нет, на старосте-то...

Молчи!

Я и так молчу... - бормочет Денис. - А что староста набрехал в учете, это я хоть под присягой... Нас три брата: Кузьма Григорьев, стало быть, Егор Григорьев и я, Денис Григорьев...

Ты мне мешаешь... Эй, Семен! - кричит следователь. - Увести его!

Нас три брата, - бормочет Денис, когда два дюжих солдата берут и ведут его из камеры. - Брат за брата не ответчик... Кузьма не платит, а ты, Денис, отвечай... Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам, судьям... Надо судить умеючи, не зря... Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести...

Источник текста: Чехов А.П. Злоумышленник //[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ilibrary.ru/text/992/p.1/index.html (Дата обращения: 14.10.2013)

Приложение 2 : к просмотру на уроке рекомендуются актуальные к моменту проведения урока видеоролики

Н. Г. Горошенкина, МБОУ СОШ № 27, г. Пермь

В Госдуме разрабатывают новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). За последние 14 лет документ меняли почти три сотни раз. Нынешние поправки поднимут штрафы за распитие алкоголя в общественных местах, матерщину и прочее мелкое хулиганство. Но станут ли россияне после этого лучше соблюдать закон? Есть ли смысл в ужесточении наказания? На эти и другие вопросы отвечали депутат, социолог, юрист, правозащитник и психолог.
***
Владимир Новицкий, адвокат, президент Российской секции Международного общества прав человека:
Это большая политическая глупость рассчитывать, что, ужесточив наказание, можно обеспечить законопослушное поведение. Такие ошибки совершались неоднократно, в том числе и тиранами древности, и в новое время. Наше сегодняшнее законодательство идет именно этим путем. Законы написаны так, что при желании их можно применить к любому. Бывший председатель Думы говорит: «Мы неплохо поработали и приняли пять тысяч нормативных актов за четыре года». Получается примерно по пять-шесть актов в день. Это создает законодательный и нормативный хаос.
Законы должны быть разумны и достаточны. Если вас могут привлечь к ответственности за то, что вы встали втроем на дороге - несанкционированное публичное действие, закон носит манипуляционный характер. Его толкование зависит от ситуации. Любые санкции должны быть конкретными и не допускать дополнительных толкований. Расширение административной ответственности приведет к их массовому игнорированию, а попытка жестко реагировать может вызвать совершенно непредсказуемый исход. КоАП должен стать как минимум в три раза тоньше, а уголовный - конкретнее.
В уголовном законодательстве всегда есть возможность заменить штраф наказанием, при административной ответственности это не всегда так. Хроническое неисполнение постановлений повлечет только перегрузку госорганов и создаст дополнительные механизмы для низовой коррупции. У нас масса норм, которые не соблюдаются, и ответственность наступает только в исключительных случаях. Например, штрафы за выгул собак в неположенном месте.
***
Ирина Забежинская, медицинский психолог, институт судебной психиатрии имени Сербского:
Даже если депутаты хотят сделать общество лучше, то они пытаются это сделать на основе своих представлений об этом обществе. Они не пытаются воспитать идеальных граждан, но полагают, что с теми гражданами, которые их окружают, нужно общаться именно таким образом. Как с рабами, например. Получается, что они воспринимают себя не как часть того общества, для которого создают законы. И, соответственно, нарушают их потому, что считают писанными не для себя.
К тому же ужесточение наказаний обычно не приводит к снижению правонарушений. Например, после того как в Советском Союзе повысили срок за изнасилование, число жертв этого преступления только увеличилось. Это что касается криминальной агрессии. А в основе административных правонарушений лежат две тенденции. Во-первых, рентные установки. Например, «сделайте мне удобную парковку, и я не буду парковаться на газоне». Если будут такие правила, которые удобнее соблюдать, чем нарушать, то это сильно снизит число правонарушителей. Еще одна тенденция - восприятие себя как более достойного. К примеру, «пускай другие едут по правилам 60 километров в час, а я не для того себе машину купил»; «правила для середнячков, а я круче». Кража и хулиганство, в частности, почти всегда несут в себе рентные установки.
***
Кирилл Титаев, социолог и ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге:
Законодатели борются с проблемами, которые сами себе выдумали. Пьющие люди на улицах, например, - это не проблема из числа нерешенных или острых. Культура поменялась, это уже не массовое явление. При увеличении штрафа за распитие спиртных напитков основной риск - это не штраф, а то, что у нарушителя отнимают два часа на составление протокола. Если, скажем, ввести штраф десять тысяч, то вместо нынешней ситуации, когда человек, задержанный на улице, спокойно идет с полицейскими и подписывает протокол, он выкинет бутылку и скажет: «Сначала докажите». Будут обжалования и бесконечные конфликты, в результате чего полицейские просто перестанут этим заниматься. Ведь получить должное количество административных протоколов можно, сосредоточившись на чем-то еще.
Частое изменение законодательства ведет к тому, что сами законодатели превращаются в правовых нигилистов. Потому что закон знать нельзя, полицейские и судьи начинают жить по понятиям, на которые эти законы в целом походят. Отследить-то эти изменения они не могут. Нельзя с уважением относиться к тому, чего не знаешь. В результате все законы перестают работать: и хорошие, и плохие.
При назначении штрафа нужно учитывать не только то, как это будет выглядеть на бумаге, но и то, как это будет происходить на практике.
***
Виктор Федосеев, президент Московской муниципальной коллегии адвокатов, член Ассоциации юристов России:
Банальное увеличение штрафов нерационально. Нельзя просто индексировать штрафы. Ведь уровень зарплат и прожиточный минимум, несмотря на инфляцию, не изменились. Это лишь увеличит финансовую нагрузку на граждан. В итоге чем больше будет штраф, тем выше возможности коррупционной составляющей. Человек окажется перед выбором: предложить должностному лицу закрыть глаза на правонарушение или заплатить сто тысяч.

Чтобы регулировать поведение людей, нужно применять не только штрафные санкции, но и различные альтернативные виды наказаний. В настоящий момент отсутствуют наказания, связанные с общественно-полезным трудом. К разной категории граждан в зависимости от финансового состояния и занятости нужно применять различные виды наказаний. Зачем пытаться штрафовать бомжей? Представьте, если какого-нибудь главного инженера или топ-менеджера обязать совместно с коммунальщиками заниматься очисткой тротуаров. Его один раз так накажи, так он вовек такое правонарушение совершать не станет. Особенно если об этом кто-то узнает. В Европе это довольно применимая практика.
***
Дмитрий Вяткин, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, один из авторов новой редакции КоАП:
Кодекс об административных правонарушениях - это закон, в который чаще всего вносятся или предлагаются изменения и дополнения. Только за прошедшие неделю-две региональные законодательные органы, депутаты и правительство направили в Думу едва ли не два десятка инициатив, и все - по внесению изменений в КоАП. Причин для этого много. Во-первых, усложнение законодательства, регулирующего самые различные вопросы и сферы нашей жизни.
Соответственно, нужно менять или вводить в КоАП новые нормы об ответственности за нарушение новых или измененных норм права. Во-вторых, регионы часто настаивают на уточнениях КоАП из-за несовершенства применения действующего кодекса, пробелов в нем, далеко неидеальной системы разграничения предметов ведения и полномочий между региональными и федеральными органами власти. И наконец, свои коррективы вносит инфляция - те размеры штрафов, которые были существенными, со временем «девальвируются». Еще 10-15 лет назад штраф 300 рублей был весомой суммой. Сейчас - уже нет. И если наказание заключается в штрафе в несколько сотен рублей, это невыгодно с точки зрения расходов на его принудительное исполнение. Каждое исполнительное производство стоит денег. И если размер штрафа меньше, чем затраты на его взыскание, встает вопрос о целесообразности взыскания «незначительной» суммы штрафов, счет которым идет на миллионы.
Тяжесть наказания зачастую останавливает потенциального правонарушителя. Мы не играем лишь на страхе, но добиваться от сограждан законопослушного поведения приходится в том числе и под угрозой применения санкций. Законопослушное поведение должно быть не только выгодным, но и поощряемым в обществе, модным. Для людей старшего поколения правомерное поведение являлось элементом воспитания. Это воздействие пропаганды законопослушности, проводимой в Советском Союзе. В 90-е годы был заложен совершенно иной стереотип поведения. Главными героями в обществе становились преступники и правонарушители, люди, отрицающие закон как таковой. И это, кстати, культивировалось в массовом сознании при помощи кино, телепередач и произведений искусства. Из презираемого субъекта правонарушитель вдруг приобрел совершенно иной статус. К сожалению, стереотип «крутого парня», положительного правонарушителя или преступника до сих пор не изжит. Мы их видим каждый день вокруг себя. Откровенно показное неисполнение закона - норма для некоторых людей. Для преодоления правового нигилизма предстоит еще много работы. И, без всякого сомнения, очень важно добиваться того, чтобы любое правонарушение не оставалось безнаказанным.
Беседовала Анастасия Чеповская
«Лента.ру»

Нарушение закона детьми: смириться или бороться?

Работу выполнил: ученица МБОУ «Гимназия № 1» Попаз Аделина Михайловна, класс 8 В; телефон: 89086244132, e-mail: [email protected]

Руководитель: учитель истории МБОУ «Гимназия № 1» Данилова Наталья Павловна; телефон: 89086244132, e-mail: [email protected]

Астрахань – 2015

страницы

Введение………………………………………………………….2

Кем быть?.................................................................................3 – 4

Почему дети нарушают законы?..............................................5 – 6

Влияние семьи на формирование чувства законности………..7 – 8

Профилактика правонарушений несовершеннолетних……….9 – 10

Что говорит закон?...................................................................9

Что можем сделать мы?...........................................................10

Заключение…………………………………………………….....11

Список источников и литературы………………………………12

Приложение……………………………………………………….13 – 14

(статистические данные, методическое пособие «Я знаю свои права!»)

Введение

Актуальность темы исследования определяется возросшим числом преступлений несовершеннолетних. По официальным данным,по итогам прошлого года в Российской Федерации был зафиксирован рост преступности несовершеннолетних на 5 %. На учете в органах внутренних дел сейчас стоит 175 тысяч несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений.

По статистике детский возраст характеризуются повышенной криминальной активностью. Вместе с тем, они будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Не удивительно поэтому, что подростково-молодежной преступности уделяется столь большое внимание в отечественной и зарубежной литературе - криминологической, социологической, психологической, педагогической.

Цель исследования заключается в комплексном изучении проблемы правового регулирования преступлений несовершеннолетних, изучении причин роста преступности в детской среде.

Гипотеза исследования – лучший способ борьбы с преступностью несовершеннолетних – профилактика, которая заключается в широком информировании детей об их правах и обязанностях.



Методологической основой исследования является принципы объективности, критической интерпретации источников и систематизации.

Источниковую базу исследования составили зарубежные и российские законодательные акты.

Кем быть?

…Ларра был сыном женщины и орла. Гордый и высокомерный, он презирал людей, считая себя первым на земле. Однажды он убил девушку за то, что та оттолкнула его, и тогда люди придумали самое страшное наказание, которое только может выпасть на долю человека, - они оставили его в одиночестве. И жизнь превратилась для него в бесконечную муку.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть и другая легенда – о Данко, который «спас всех один». «Между больших деревьев и в грозном шуме молний», через чащи и болота Данко вел свой народ из рабства к вольной и счастливой жизни. И когда трудности стали казаться непреодолимыми, а люди зароптали, обвиняя его в неумении управлять ими, «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой…

Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

В этих романтических легендах М. Горький противопоставляет два типа морали – эгоизм, индивидуализм («все – для меня, я – центр вселенной») и коллективизм (предпочтение общественных интересов личным, забота о людях, способность пожертвовать даже своей жизнью ради их счастья).

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый живущий в данном обществе, осознает он или нет, включен в его деятельность, систему норм, культурных традиций. Нет и не может быть такого уголка, куда можно было бы спрятаться от требований окружающей жизни.

Тон в нашей жизни задают те, кто способен сочетать в своей работе творческую инициативу, деловитость и строгую дисциплинированность. Малейшие отклонения от социальных норм вносят в жизнь беспорядок, вследствие которого несет убытки хозяйство страны, ослабляются нравственные устои.

Несколько лет назад на одном из российских предприятий сделали подсчет потерь рабочего времени из-за прогулов работников (пропущенных ими рабочих дней без уважительной причины). Получилось 12849 часов! Сколько же продукции можно было сделать за это время? А ведь случаются еще и опоздания и простои…

Требование неукоснительно следовать нормам общественной жизни вовсе не означает, что люди лишаются всякой самостоятельности, права поступать так, как им кажется нужным и справедливым. Правовое государство обеспечивает возможность наиболее полного и свободного проявления гражданами их творческих сил, намерений, мыслей, чувств, стремлений, потому что такое государство основано на демократии, т.е. верховной власти народа.

В Конституции России сказано:«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Основную тяжесть забот об укреплении законности и правопорядка берет на себя государство. А активность участия граждан в этом деле зависит прежде всего от их заинтересованности в том, чтобы законы исполнялись точно и неуклонно, без всяких исключений. Но чтобы эту заинтересованность ощутить, необходимо быть ответственным гражданином свое страны, обладать правовой культурой.

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении гражданской позиции каждого, высокой культуре труда и поведения. Деятельность человека должна быть направлена на достижение положительных целей. Но стоит произойти сбою хотя бы в одном из элементов формирующейся общей культуры человека, и эта активность нередко приобретает чуждый нашим идеалам оттенок, становится «движущей силой» накопительства, карьеризма, бытового разложения, а подчас и преступлений. По уровню общей культуры человека можно судить об очень многом. Вот почему так важно сформировать у подрастающего поколения понимание необходимости следовать букве закона, уважать и ценить свое Отечество, честно служить ему.

Возникает вопрос: «Откуда тогда берутся несовершеннолетние преступники?» В современном мире есть ряд причин и условий (детерминанты), влияющих на их развитие.

Какие же детерминанты влияют на несовершеннолетних с отрицательной стороны:

1. Отрицательное влияние в семье со стороны родителей и других членов семьи.

2. Отсутствие возможности у родителей в кризисной ситуации обеспечить минимальные потребности детей.

3. Отрицательное влияние со стороны ближнего окружения.

4. Подстрекательство со стороны взрослых преступников.

5. Длительное непосещение занятий либо их отсутствие (каникулы).

6. Беспризорность, безнадзорность.

7. Низкий уровень работы общеобразовательных учреждений.

8. Пропаганда в СМИ, литературе стандартов антиобщественного поведения (культура насилия, жестокости, наркотиков, порнографии).

Почему дети нарушают законы?

Однажды известный швейцарский психолог Ж. Пиаже рассказал А. Эйнштейну о своих исследованиях развития познания у детей. «Как это трудно, - сказал гениальный физик, - насколько психология труднее физики!». Это историю психологи очень любят приводить в доказательство сложности работы в своей области знаний. При изучении причин общественных явлений, закономерностей, которым они подчиняются, ученые сталкиваются с не меньшими проблемами, чем в ходе исследований неживой материи. Возьмите хотя бы вопрос о причинах отклонений от норм в поведении некоторых людей (аморальных поступков, правонарушений и преступлений). Когда мы говорим, что кто-то нарушил закон, то имеем в виду человека, пренебрежительно относящегося к обязательным правилам (нормам), установленным верховной государственной властью. Между законами природы и юридическими законами существует коренное различие. Законы природы заключают в себе явления, которые не зависят от воли человека, и помогают понять, как и почему природа развивается. Законы юридические предписывают, что и как можно делать и что делать нельзя. Содержание последних меняется в зависимости от характера общественных отношений, интересов людей, исторической ситуации. Древнеиндийские законы Ману, например, имеют очень мало общего с гражданским кодексом Наполеона. Законы природы незыблемы, нерушимы, а законы юридические, к несчастью, иногда нарушаются. Если бы люди вели себя так же однозначно и предсказуемо, как атомы или молекулы и, в какой-то мере, растения и животные, - не было бы нужды в создании общеобязательных правил поведения и действий в форме законов.

Право – порождение общественных отношений и, следовательно, постоянно сталкивается с противоречиями, острыми вопросами и правовой теории, и практики применения права.

Остановимся в связи с этим на старом как мир вопросе о том, способствует ли борьбе с преступностью ужесточение наказания. Существует немало людей, которые искренне убеждены, что чем суровее закон будет карать за преступления, тем скорее они исчезнут. Причина такого подхода к решению сложнейшего общественного вопроса не в какой-либо особой «кровожадности» этих людей, а в том, что они слабо представляют, чем же на самом деле руководствуются граждане, соблюдая установленный законом порядок. Вот какие ответы были получены на этот вопрос:

«убежденностью в необходимости и полезности закона» - 52,3 %,

«привычкой соблюдать закон» - 27,4 %,

«тем, что так поступают другие» - 1,5 %,

«желанием избежать общественного осуждения» - 3,9 %,

«боязнью утраты доверия окружающих» - 3,9 %,

«страхом наказания» - 0,9 %,

«личным расчетом» - 1,7 %.

Как видим, лишь меньше одного процента опрошенных боятся наказания, большинство остальных послушны закону из уважения к нему, по привычке его соблюдать.По моему мнению, жестокость, не считающаяся ни с какими различиями, делает наказание совершенно безрезультатным, ибо она уничтожает наказание как результат права.

Или возьмем вопрос о сложностях рассмотрения некоторых дел судами. О том, как иногда суду непросто разобраться в том, что он рассматривает, повествует старинная история.

Двое обратились в суд с просьбой разрешить из спор. Судья выслушал первого и сказал: «Ты прав». Когда второй рассказал, как было дело, судья решил, что и он прав. «Как же так? – вмешалась присутствующая на суде жена судьи. – Не могут оба быть правы!» «И ты права», - сказал судья.

Далеко не все безответственные люди – неучи. Многие не только стремятся избежать выполнения своего общественного долга, но и пытаются «доказать» свою «позицию». Им говорят, что лгать, обманывать нельзя, а они отвечают, что «не обманешь – не проедешь», «все так делают», «жизнь такова» и т.п. Государство своими законами напоминает им, что запускать руку в общественный карман нехорошо, противозаконно, что за это неизбежно последует наказание, а они отвечают: «Не пойман – не вор»…

Когда мы собираемся что-то сделать, особенно в непростых ситуациях, то прислушиваемся к «голосу» чувства и соображения ума. Что перевесит?

Посмотрите, что пишет подростки, попавшие в тюрьму:

Женя, 16 лет: «Я всегда считала так: «Кого угодно может коснуться тюрьма, только не меня». Ведь я была хорошей ученицей, примерной девочкой, и, до поры до времени, не стояла не криминальной тропе. В 8-м классе я попала под влияние старших «товарищей», стала увлекаться наркотиками, перестала слушать свою бабушку.

Александр, 17 лет: «За те семь месяцев, что я здесь живу, я понял, что прежде всего в жизни надо дорожить своими родителями. Понял, что был неправ, когда говорил, что мне все равно, и что меня не поймают, когда обзывал всех плохими словами и думал, что так и надо. Отец с мамой не желали мне ничего плохого, они хотели сделать, как лучше».

Как же помочь детям не совершать опрометчивых поступков? Сурово карать? Запрещать все и вся? Думаю, нужно воспитывать в детях чувство законности.

Уважение к праву, чувство справедливости, долга, ответственности, законности – одни из самых высоких проявлений человека.Чувство законности помогает принимать решения и «по совести», и на основе правовых норм. У человека, обладающего им, вызывает протест любое отклонение от требований закона, он стремится восстановить справедливость там, где она нарушена. Он хочет, стремится поступать в соответствии с законом. Ведь право не только ограничивает наше поведение определенными рамками, но и побуждает к активным действиям в общественных интересах, как и совесть.



Просмотров