Почему таджики считают себя «истинными арийцами». Кто такие таджики и откуда они появились

История Таджикистана
Таджикистан древний и современный

История таджикского народа тесно связана с историей других народов Центральной Азии: узбеков, киргизов, туркменов. Их предки - бактрийцы, согдийцы, саки, массагеты - занимали территорию Центральной Азии, а также Хорасана (часть современного Ирана) и район Гиндукуша (Афганистан). Древнейшими рабовладельческими государствами здесь были Бактрия и Согдиана, лежавшие на берегах верхней Амударьи. В VI-IV вв. до н. э. они входили в Ахеменидскую империю, созданную персами. Бактрийцы и согдийцы были оседлыми земледельцами, они занимались также ремеслом и торговлей. Основной формой хозяйства у них служила родовая сельская община с большими патриархальными семьями, существовали и рабовладельческие отношения. Ахеменидская держава в 330 г. до н. э. распалась под натиском греко-македонских войск.

Бактрийцы, согдийцы и другие народы Центральной Азии, несмотря на героическое сопротивление армиям Александра Македонского, были покорены. Примерно 200 лет спустя население. земледельческих районов Бактрии и Согдианы вместе с массагетскими кочевыми племенами свергли греко-македонское владычество. В Бактрии образовалось государство Тохаристан, которое впоследствии вместе с Согдианой и другими областями Средней Азии вошло в состав огромного Кушанского царства. Через Тохаристан протягивались "шелковые пути". Шелк закупали на рынках бассейна реки Тарима и везли в страны греко-римского Запада. В обратном направлении из Рима и Византии в Китай шли стеклянные изделия (хрусталь, тонкое разноцветное стекло), из Центральной Азии - предметы украшения, драгоценные камни, из Индии - бумажные и шерстяные ткани, пряности. В V в. Бактрия, Согдиана и другие области Средней Азии находились под властью эфталитов (их называли также белыми гуннами), а в VI в.- кочевых тюркоязычных племен. Согдийцы оказали большое влияние на отсталых кочевников, которые, оседая, смешивались с местным населением.

В VI-VII вв. в Тохаристане и Согдиане было много рабов. Однако уже шел процесс становления феодальных общественных отношений. Результатом его явился подъем хозяйства и культуры. На рудниках добывали железо, медь, серебро, золото, лазурит, рубин, строили оросительные каналы, а в безводных местах устраивали кяризное орошение. Росло значение феодальных городов, в них развивались ремесла и торговля. Основным языком становился согдийский.

С развитием феодальных отношений возникло множество самостоятельных и полусамостоятельных княжеств. Они были очень слабы и не смогли противостоять арабам, которые в VII-VIII вв. вторглись в Центральную Азию.

Пришельцы насильственно внедряли свою религию - ислам и арабский язык, вводили обременительные налоги и подати, заставляли выполнять тяжелые работы. Население Согдианы и Тохаристана вело неустанную борьбу за свое освобождение. Из-за непрерывных восстаний арабам стало трудно удерживать Центральную Азию в повиновении с помощью только своих наместников, поэтому они все больше прибегали к услугам местных феодалов. Их участие в управлении при умелом использовании недовольства народа иноземцами подготовило почву для освобождения Центральной Азии от арабского владычества. Так в конце IX в. (874 г.) сложилось фактически независимое от Багдадского халифата феодальное таджикское государство Саманидов.

В период своего наивысшего расцвета оно простиралось от пустынь Средней Азии до Персидского залива и от границ Индии до района Багдада. При Саманидах завершился процесс образования таджикского народа, его язык стал господствующим.

Государство Саманидов более 100 лет жило мирной жизнью, что способствовало расцвету в нем городов, ремесла, развитию земледелия и торговли, горного дела. Это была подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидско-таджикской поэзии Рудаки, создатель бессмертной поэмы "Шахнаме" Фирдоуси и всемирно известный ученый-энциклопедист Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна). Но постепенно классовая борьба, феодальные распри и частые набеги кочевников расшатали и ослабили саманидское государство, которое в 999 г. пало под ударами тюркоязычных племен. На его развалинах основали свое могущество династии Караханидов (на севере) и Газневидов (на юге). В тот период широкое распространение получило земельное пожалование видным военачальникам, так называемая икта. Вместо прежних потомственных землевладельцев (дехкан) большое значение приобрела новая общественная группа - землевладельцы-иктадоры, которые усилили эксплуатацию крестьян. Это было время быстрого роста городов. Особенно большое значение приобрел Ходжент. В нем развивались ремесла, налаживалась торговля с ближними и отдаленными странами: Индией, Ираном, Русью.

В середине XII в. в Центральной Азии образовалось государство Сельджуков. Сельджуки - кочевые тюркоязычные племена - в поисках мест для зимовок выступили против Газневидов и, разгромив их войска, установили свое господство.

В начале XIII в. (1219-1221 гг.) Центральную Азию завоевали монголы, под предводительством Чингис-хана. Незадолго до смерти он разделил захваченные земли между своими сыновьями. Основные культурные области Средней Азии вошли в улус (удел) его второго сына Чагатая. Правитель сохранил все ранее существовавшие подати и повинности, включая земельную ренту, и ввел новые. Народ сопротивлялся. Особенно крупное восстание вспыхнуло в 1238 г. в Бухаре, которое возглавил ремесленник Махмуд Тараби. Направленное против монголов и феодально-эксплуататорской верхушки, оно, как и все другие, было подавлено с большой жестокостью.

Следующее столетие ознаменовалось борьбой чагатайских ханов, стоявших за прочные связи с оседлыми культурными центрами, с монгольской военно-кочевой знатью, отстаивавшей кочевой быт. Приход к власти в 1370 г. Тимура временно прекратил феодальные распри. Осуществив несколько завоевательных походов, Тимур создал огромную державу со столицей в Самарканде. Большая часть территории современного Таджикистана входила в состав этой империи.

В мощной державе Тимура процветали города, были восстановлены заброшенные в период монгольского завоевания земледельческие оазисы Центральной Азии, развивалась астрономия, математика, история, литература, искусство.

Внутридинастическая борьба и набеги кочевников расшатали и эту империю. Вождь кочевых племен Мухаммад Шейбани-хан. используя вражду между потомками Тимура, в 1500-1507 гг. завоевал Центральную Азию. При нем государство состояло из уделов, самые большие - Ташкент, Самарканд, Бухара, Балх, во главе которых стояли члены шейбанидской династии и крупные феодалы. И только во второй половине XVI в. страна была объединена. С 1557 по 1598 г. Центральной Азией правил шейбанид Абдулла-хан. Своей столицей он сделал Бухару, образовав Бухарское ханство. В 1598 г. Абдуллу-хана убили, и власть перешла к династии аштарханидов. Им удалось удержать за собой большую часть Цнтральной Азии и области Балх. Однако в XVII в. феодальные междоусобицы снова обострились. В эту эпоху образовалось Хивинское ханство. Из-за непрерывных войн и непомерных налогов хозяйство ханств пришло в упадок. Как и в прошлые столетия, правители раздавали своим приближенным и феодалам земли вместе с крестьянами, которые становились их крепостными.

В следующее столетие (XVIII в.) ханства Центральной Азии оставались отсталыми и политически раздробленными. Это объяснялось главным образом слабым развитием товарного производства и отсутствием национального рынка.

В то время на территории современного Таджикистана существовали Кулябское, Гиссарское, Каратегинское, Дарвазское, Ваханское, Шугнанское княжества. Области, населенные таджиками, входили в состав различных ханств и государств. Большинство таджиков Средней Азии проживало в Бухарском и Кокандском ханствах, меньшая часть - в самостоятельных таджикских княжествах.

Во второй половине XIX в. районы Центральной Азии были завоеваны Россией, и на ее территории образовалось Туркестанское генерал-губернаторство. В него вошли северные районы Таджикистана и Памир, а центральные и южные районы (так называемая Восточная Бухара) оказались во владении вассала русского царя - бухарского эмира. С того времени развитие этих областей Таджикистана шло различными путями. На территории, отошедшей к России, постепенно складывались товарно-денежные отношения, строились хлопкоочистительные и маслобойные заводы, налаживалась добыча нефти и угля, формировался местный пролетариат.

В конце XIX в. царское правительство провело некоторые аграрные реформы. Оседлое население получило орошаемые земли. Значительное количество земель было изъято в пользу казны. Новое аграрное устройство не могло ликвидировать феодальные отношения, а лишь создало условия для возникновения капиталистического землевладения. Появился и стал расти новый класс - кулачество, в руках которого сосредоточивались лучшие угодья. Земли крупных землевладельцев передавались в аренду издольщикам-чайрикерам, их труд был намного дешевле, чем наемный. Значительное распространение получили также сельскохозяйственные рабочие-поденщики - мардикоры. Рост налогов, многочисленные повинности, беззаконие вызывали в бекствах, на которые делился эмират, частые волнения. Особенно известным было крупное восстание в 1885 г. в Бальджуанском бекстве, которым руководил кузнец Восе. В 1900 г. бунтовали крестьяне Келифского бекства, в 1901 г.- Денауского, в 1902 г.- Курган-Тюбинского. Все эти выступления дехканских масс жестоко подавлялись.

Первая мировая война особенно обострила противоречия и расслоения в обществе. Летом 1916 г. в Центральной Азии вспыхнуло самое массовое за всю ее историю восстание. Оно началось на севере Таджикистана (Ходжент, Костакоз, Ура-Тюбе, Пенджикент), а затем охватило весь Туркестан, Киргизию, Казахстан, части Астраханской губернии и Урала. Восстание, в основном крестьянское, возникло стихийно. Причина его - мобилизация царским правительством местного населения на тыловые работы. Царскими, а в Бухаре эмирскими войсками восстание было подавлено.

Народы Центральной Азии участвовали в перевороте, который произошёл в Российской империи в 1917 году. В городах Туркестана, в том числе в Ходженте, Ура-Тюбе, Самарканде и Новой Бухаре (Каган), возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. По их требованию 31 марта 1917 г. было упразднено Туркестанское генерал-губернаторство. Власть захватила буржуазия, образовавшая комитет Временного правительства. Бухарский эмир неограниченно правил своими владениями. Поэтому Февральская революция мало, что изменила в жизни Туркестана. В результате борьбы за власть между различными слоями населения в ноябре 1917 г. Советы победили в Ташкенте, а вскоре и на большей части Туркестана, в том числе в северных районах Таджикистана и на Памире. В апреле 1918 г. V съезд Советов Туркестанского края провозгласил образование Туркестанской АССР, которая вошла в состав РСФСР.

Бухарский эмир и поддерживавшие его феодалы, мусульманское духовенство и местная буржуазия отнеслись к перевороту враждебно, ища союзников в борьбе с Советами. Эмир связывался с Колчаком, русскими белым движением и английскими представителями бизнеса, которые искали рынки сбыта и сырья на этой территории, действовавшими заодно с афганским правительством. Но начать войну эмиру не удалось.

В августе 1918 г. образовывается Бухарская коммунистическая партия. Она разрабатывает программу свержения власти эмира. Объединенные силы красных бухарских отрядов и части Красной Армии под командованием М. Фрунзе 30 августа 1920 г. осадили Бухару. На следующий день эмир бежал из города в Душанбе. Штурм Бухары закончился 2 сентября победой Советов.

6 октября 1920 г. Первый Всебухарский курултай (съезд) народных депутатов провозгласил создание Бухарской Народной Советской Республики (БНСР). Она называлась не социалистической, а народной потому, что в ней еще не созрели политические и экономические условия для установления социалистических отношений. Правительство БНСР заявило о равенстве всех национальностей и отменило налоги, конфисковало земли эмира, феодалов и чиновников, объявило промышленные предприятия собственностью народа. Но положение Советской власти оставалось непрочным, пока в восточной части республики действовали контрреволюционные силы. Эмир, бежавший в кишлак Душанбе, пользуясь поддержкой баев, духовенства, собрал многочисленную армию и начал военные операции. Республика обратилась за помощью к правительству РСФСР. Из частей Туркестанского фронта был сформирован Гиссарский экспедиционный отряд, в который вошли и бойцы Бухарской республики. Отряд разгромил войска эмира и в феврале - марте 1921 г. занял Душанбе, Куляб, Гарм, а бывший правитель с остатками войск бежал в Афганистан. На территории Центрального и Южного Таджикистана была установлена Советская власть. Части Красной Армии, закончив свои боевые операции, ушли из Восточной Бухары.

В 1922 г. ЦК РКП (б) принял постановление о мерах по борьбе с басмачеством и укреплению Советской власти в БНСР. Специально сформированная бухарская группа войск разгромила банды Энвера. Одновременно с борьбой против басмачей крепла в Восточной Бухаре Советская власть. Дехкане были освобождены от налогов, хозяйствам, пострадавшим от войны, предоставлялись кредиты, семена, сельскохозяйственные орудия. Повсюду открывались школы, различные курсы, больницы.

В 1924 г. чрезвычайное положение в Восточной Бухаре было отменено, а народная республика преобразована в социалистическую. Проведенное в том же году национально-территориальное размежевание привело к образованию среднеазиатских республик, в том числе и Таджикской АССР в составе Узбекской ССР. Важнейшее политическое и хозяйственное значение для молодой республики имели декларации о раскрепощении женщин и о всеобщем обучении.

В 1929 г. банды Фузайла Максума (бывший каратегинский бек) совершили набег на Гарм, а через два года объявилась банда Ибрагим-бека, грабившая и убивавшая людей. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.

Посевная площадь к 1941 г. выросла по сравнению с 1913 г. более чем в 1,5 раза. Таджикистан стал основной базой тонковолокнистого хлопка. Развивалась в крае и промышленность, сначала по переработке сельскохозяйственного сырья, а затем стали возникать машиностроение, производство строительных материалов и другие отрасли. В республике вырос рабочий класс, сформировалась национальная интеллигенция, возникли первые высшие учебные заведения Таджикистана. Но мирный труд советских людей прервало нападение фашистской Германии. Мужчины ушли на фронт. Около 50 тыс. бойцов-таджиков за мужество и отвагу в боях удостоены орденов и медалей, а 40 воинам присвоено звание Героя Советского Союза. Всемерную помощь фронту оказывали оставшиеся в тылу труженики. Жители республики собрали 120 млн. рублей на строительство танковой колонны "Колхозник Таджикистана" и авиаэскадрильи "Советский Таджикистан". Республика обеспечивала фронт и тыл хлопком, хлебом, мясом, фруктами, овощами. И при этом еще продолжала строить крупные предприятия - текстильный комбинат, прядильную фабрику, цементный завод, маслозаводы, сооружать Нижне-Варзобскую ГЭС.

После окончания Великой Отечественной войны экономика Таджикистана поднялась на новую ступень. Продолжало увеличиваться производство хлопка-сырца. Таджикистан в составе СССР занимал первое место по урожайности хлопка и третье по валовому сбору.

В республике стали давать продукцию сотни новых фабрик и заводов. Промышленность освоила выпуск запасных частей к автомашинам, электрического кабеля, ковров, ткацких станков, светотехнического оборудования, трансформаторов и холодильников. На реках поднялись плотины новых электростанций.

В сентябре 1991 года с распадом Советского Союза на карте Центральной Азии появилось новое государство - независимая демократическая республика Таджикистан, провозглашающая идеалы мира, добра, гуманизма и справедливости, открытое для диалога со всеми странами и народами.

Население Таджикистана
Язык, религия, национальный состав жителей Таджикистана

Таджики (самоназвание точик) - один из многочисленных народов Центральной Азии.

Сейчас в Таджикистане проживает 8 000 000 человек.
В 1939 г. в Таджикистане проживало 1 484 440 человек.
В 1967 г. проживало 2 730 000 человек.

Национальный состав населения республики определяется историческими судьбами Таджикистана. Он, как и вся Центральная Азия в древности и в средневековье, вплоть до великих географических открытий, находился на мировых торговых путях. За все время своего существования он неоднократно подвергался различным нашествиям и завоеваниям. На территории Таджикистана возникали и распадались обширнейшие для своего времени государства, это и обусловило здесь необычайную пестроту этнического состава населения, особенно в южных районах.

За пределами страны таджики живут в Афганистане, Иране, Северном Пакистане и Китайской Народной Республике. Из общей массы таджиков по языку, быту и другим признакам выделяются припамирские таджики. Это шугнано-рушанцы, хуфцы, язгулемцы, ваханцы, ишкашимцы, бартангцы. Они образуют в составе Таджикистана Горно-Бадахшанскую автономную область. Особая группа таджиков, ягнобцы,- прямые потомки согдийцев, живущие в высокогорной долине Ягноба (приток Зеравшана). Их язык - один из диалектов древнего согдийского языка, на котором говорила часть предков современных таджиков до завоевания в VII-VIII вв. Средней Азии арабами. Сейчас ягнобцы говорят на двух языках - своем и таджикском. Таджикский язык вместе с родственным ему персидским принадлежит к юго-западной группе иранских языков. По некоторым фонетическим и морфологическим признакам говоры таджикского языка делятся на северные и южные.

Процесс образования таджикской народности начался еще в IV-V столетии и закончился на грани IX-X вв. в рамках государства Саманидов. Ее этническими компонентами стали некоторые древние племена Центральной Азии: бактрийцы, тохары, согдийцы, саки, массагеты, хиониты-эфталпты.

Антропологически таджики относятся к европеоидной расе. Для них наиболее характерен памиро-ферганский тип, его еще называют типом среднеазиатского междуречья. У таджиков темный цвет волос и глаз, круглая голова, средний рост. У жителей равнинных районов заметнее монголоидные черты: менее обильный волосяной покров, уплощенное лицо, более узкий разрез глаз.

Таджикский язык , как и родственные с ним персидский и фарси-кабули (дари), относится к западноиранским языкам, входящим в индоевропейскую языковую группу.

Таджики живут в республике повсюду. Ранее областью их сплошного заселения были главным образом горные районы. Это объясняется тем, что в период бурных политических событий и завоевания страны кочевниками коренные жители оттеснялись пришельцами в горы, где вынуждены были жить в суровых условиях.

В наше время в южных долинах и в других равнинных районах осваиваются заброшенные земли древнего орошения. Сюда, на родину своих предков, переселяются тысячи таджиков-горцев.

В городах и селениях республики живут русские, татары, украинцы, осетины, мордва, армяне, башкиры, немцы, среднеазиатские евреи. На северо-востоке и на Восточном Памире обосновались киргизы.

На юге Таджикистана в незначительном количестве живут арабы. В низовьях Вахша с середины XIX в. поселились туркмены племени эрсари. Кое-где на юге встречаются также казахи.

Давних поселенцев юга - среднеазиатских цыган - местное население называет джуги или лули.

Для Таджикистана, как и для всякой горной области, характерно очень неравномерное размещение населения по высотным этажам (поясам). Интенсивно освоены и плотно заселены преимущественно нижние участки долин больших рек. Склоны и высокогорья заселены значительно слабее или совсем лишены постоянных жителей. Основная масса населения республики живет в городах, поселках и кишлаках, расположенных на высотах до 1000 м. Часть всех жителей Таджикистана размещается в поясе от 1000 до 2000 м, и лишь немного на высоте более 2000 м.

Основное население Таджикистана исповедует ислам. Большая часть жителей республики мусульмане-сунниты, незначительная часть таджиков и ирани - мусульмане-шииты. Характерной чертой Таджикистана является высокий прирост населения республики. И, как принято на Востоке, таджики трудолюбивый, гостеприимный, отзывчивый народ, готовый к открытому диалогу со всеми народами мира.

Давайте перенесемся в далекий, жаркий Таджикистан и посмотрим, как живет семья самого обычного гастарбайтера Давладбека, который девять месяцев в году работает сварщиком на стройке в Екатеринбурге и отправляет деньги к себе на родину, чтобы содержать семью.

Если забыть на минутку про образы Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании, и подумать над вопросом «Кто они такие, эти таджики?», то у большинства россиян родится примерно один и тот же ответ. Я попробую угадать. Таджики - это выходцы из Таджикистана, работающие в России гастарбайтерами на стройках, торговцами в ларьках, расклейщиками объявлений, автослесарями в гаражах, дворниками и водителями маршруток. Живут таджики в дряхлых общагах, в подвалах, в тесных съемных квартирах по сто человек, или еще хуже - в заброшенных домах…

Все это может быть и так. Сегодня я хотел поговорить о другом.

(Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.)

1. У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

2. В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:

Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?

Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.

Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?

А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?

Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

3. Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

4. Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:

Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.

Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

5. После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

6. На пол стелят скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

7. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

8. Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

9. Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет…

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

10. Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена Союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

11. А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

12. По деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

13. Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

14. На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

15. Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.

Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

16. Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.

18. Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.

20. Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.

21. Давладбек показал нам дорогу до крепости и устроил там небольшую экскурсию. Панорама Афганистана.

24. Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

25. Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.

28. Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

29. Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

30. Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:

Откуда вы, из какого района?

31. Спасибо за внимание!

С древних времен там, где сейчас находится территория Таджикистана, жил один из древнейших народов мира, который сейчас повсеместно называют таджиками. Однако, несмотря на столь долгую историю этого народа, сейчас очень малое количество людей не только в мире, но и в России воспринимают древнюю историю и культуру таджикского народа. В частности, произошло это из-за огромного количества трудовых мигрантов, которые приехали для заработков. Именно они убрали с древнего народа тот ореол загадочности. Эта статья раскроет картину происхождения таджикского народа, а также его становление до настоящего времени.

Эпоха неолита

В 1980-м году на территории Кулябской области были проведены раскопки. Именно они дали миру знание о том, что древняя история таджиков начинается еще в эпоху неолита, которая была около 500 тысяч лет назад. Тогда в этой области жили одни из первых первобытных людей. Постепенно они начали заселять высокогорья, в том числе Здесь были найдены уникальные наскальные рисунки времен раннего неолита - чаще изображения показывают фрагменты охоты, поскольку люди в здешних местах были в основном бродячими охотниками.

Однако помимо самих охотников на территории современного Таджикистана проживали и племена, которые относятся к гиссарской культуре. Их основная деятельность была скотоводство, хотя они не брезговали и земледелием. В период эпохи бронзы они оставили многочисленные доказательства своего существования, оставляя на севере страны объекты гончарной, металлургической и горной деятельности.

На юге же история таджикского народа связана с земледелием и изготовлением прекрасных произведений искусства из керамики.

Бактрия и Согда

Именно два племени - бактрийцы и согдийцы - со временем превратились в граждан Таджикистана, которые существуют на данный момент. Их история начинается в 1 тысячелетии до нашей эры, когда были образованы два больших государства с рабовладельческой формой правления. Они назывались Бактрия и Согда. Однако сами по себе города были достаточно слабы, а потому не смогли противостоять нашествию одного народа - персы под предводительством великого царя-завоевателя Кира полностью подчинили этот народ себе. Так Таджикистан вошел в огромную персидскую империю, которая подчинила себе обширные территории.

Однако даже великий народ персов не смог долго удерживать его. На свет уже в следующем веке появился величайший завоеватель всех времен - Александр Великий. Македонский царь попросту смял величественную персидскую империю, а потому территория, где проживал таджикский народ, стала частью его царства. После его смерти она перешла к наследникам - Селевкидам.

Тохары

Наследники Александра, к сожалению, не обладали его военным гением, а потому полноценно удержать его империю попросту не смогли. Генералы царя разорвали ее по частям. Отделено было и Греко-Бактрийское царство. Однако власть македонян была полностью убрана из государства после того, как сам народ страны восстал против завоевателей. Немалое влияние здесь оказало племя тохары, которые не только оказали огромное влияние на культуру таджикского народа, но и на его политическую жизнь. Со временем тохары настолько органично влились в обычный народ, что стали существенной частью начавшей процесс своего формирования таджикской народности. Новое государство поменяло имя - вместо Бактрии оно стало называться Тохаристаном. Произошло это уже в 4 веке нашей эры, так что процесс развития занял достаточно долгий срок.

Империя Кушанов

В 4 веке большая часть Азии, которая принадлежит современным Таджикистану, Афганистану и Северной Индии, относилась к огромной империи, управляемой династией Кушанов. Полноценное развитие истории таджикского народа можно начинать именно с этого периода. Именно тогда начался истинный расцвет экономики и культуры для этой страны. До наших дней дошли несколько памятников культуры и истории того периода, которые в полной мере отражают удивительное слияние эллинистического, индийского и среднеазиатского искусства. Однако и в таком виде данный народ не смог долго оставаться под одним правлением - начался период степных кочевых племен. Уже в 6 веке территория страны находилась под властью Тюркского каганата.

Арабский халифат

Постепенно в 5-6 веках история таджикского народа начала уходить в область феодализации. Сам период феодальных отношений длился практически до конца 19 века, хотя постоянно видоизменялся. Самый большой экономический подъем начался прямо перед началом арабских завоеваний, что вызвало большое расслоение между общественными группами. Помимо этого началось и развитие культуры. Пенджикент можно смело называть одним из образцов культуры раннего Средневековья, которые существуют на территории Средней Азии - его фрески, а также сооружения говорят о небывало высоком культурном уровне, а также наличии великих достижений в области архитектуры и искусства.

Однако просуществовать самостоятельно страна попросту не смогла. Хоть народ и оказал значительное сопротивление арабской экспансии, все равно со временем Таджикистан вошел в состав Арабского халифата. Завоеватели, постоянно борясь с восставшим народом, практически уничтожали его культуру и города, а также накладывали огромные налоги.

Саманиды

Процесс окончания формирования таджикского народа закончился во время нахождения Таджикистана в составе государства Саманидов. Именно в этот период на первое место стали выходить 2 города - Самарканд и Бухара, которые прославились как величайшие центры культуры и науки. Большую роль для истории таджикского народа сыграл факт, что западноиранский таджикский язык стал господствующим, вытесняя все иные. Это позволило активно развивать таджикскую историю, культуру и искусство. К сожалению, это привело к тому, что народ, проживающий вблизи Памира, пошел немного иным путем, поскольку географически был достаточно изолирован. Здесь начали складываться собственные этнические формирования с самобытной культурой.

Первый из правителей

Именно Самани можно считать самым великим эмиром из династии Саманидов, ведь он стал основателем государства. Хотя большая часть его истории лежит именно на территории современного Узбекистана, в Таджикистане его очень сильно почитают. Помимо многочисленных памятников, сами таджики признают его своим первым правителем. На данный момент в обиходе используется денежная купюра с его изображением в 100 сомони. В 1999 году в стране праздновалось 1100-летие государства Саманидов, где в честь Исмаила Самани был возведен архитектурный ансамбль.

Период завоеваний

Следующие несколько веков территория современного Таджикистана переходила из одного государства к другому, его постоянно завоевывали. Все это не дало утвердиться Таджикистану на карте мира, стать самостоятельной страной. А в 13 веке началось вдобавок вторжение войск полководца Чингисхана. Несмотря на то, что против него оказывалось сильное сопротивление, завоеватель смог подчинить себе Среднюю Азию, однако сопровождалось это кровью, а также разрушениями. Страна стала находиться после этого в составе Чагатайского улуса обширной монгольской империи.

Для таджикского народа в период завоеваний произошло немаловажное событие. В их этническую группу начали проникать тюрки и монголы, что привело к тому, что в равнинных народах начала происходить тюркизация, которая в меньшей степени проникла в горные племена и в города.

Период ханств

После смерти Чингисхана вновь начали перекидывать, но только между ханствами. В 14 веке он вошел в состав государства Тимура, а позднее и его наследников. В этот период произошло развитие науки и искусства, в частности астрономии и литературы. Однако уже через два века они перешли под покровительство узбекских ханов, которые постоянно образовывали новые ханства. В основном таджиков поделили между собой Бухарское и Кокандское ханства. Но это вовсе не значит, что народ начал жить спокойно - сама политическая ситуация постоянно находилась на военном положении. Внешние и внутренние войны за власть привели к упадку земледелия, эксплуатации людей и разрушениям. В этот период феодальная зависимость просто процветала - из-за огромных налогов народ ходил в постоянных долгах перед своим феодалом, а потому должен был выполнять принудительные работы. Культура, искусство, художественное таджикское слово и язык - все находилось в небывалом упадке.

Присоединение к России

Новый виток развития народа начался только в 1868 году. Постоянно нуждающаяся в новых рынках сбыта Российская Империя, борясь с Англией, ускорила присоединение Средней Азии к себе. Практически весь эмират стал частью Туркестанского генерал-губернаторства, чем автоматически лишил себя возможности вести самостоятельные торговые и дипломатические отношения с иными странами. стал вассальной территорией России, а позднее к нему была присоединена и северная часть современного Таджикистана в 1976 году. Постепенно была проведена граница между Таджикистаном и Афганистаном, которые поделили между собой Англия и Российская империя.

Нельзя не признавать, что в этот период таджики находились под двойным гнетом, как своих правителей, так и российских императоров. Именно поэтому было огромное количество народных восстаний, которые пытались свергнуть эксплуататоров. Однако присоединение к России имело и свои светлые моменты. Первым делом прекратились междоусобные войны, а также постепенно в страну начал проникать капитализм. Таджики постепенно приобщались к русскому народу, происходило смешение русских и таджикских слов, а также начал образовываться рабочий класс.

Красная революция

После свержения империи в России начался период гражданской войны между красными и белыми. В Бухару революция пришла именно с красными, а потому уже в 1920 году была образована Бухарская Народная Советская Республика. Правда, просуществовала она относительно недолго, и в составе Узбекской ССР в 1924 году была создана Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика. Изначально в ее состав вошли 12 волостей, которые захватили Туркестан, Восточную часть Бухары и часть Памира. Однако поскольку Таджикская АССР считалась подчиненной, то основные политические центры оставались в составе Узбекистана. Только в 1929 году данная республика получила возможность стать независимой и стала управляться по общесоюзному образцу. Но при этом традиции многочисленных этносов попросту стали игнорироваться, что привело к утрате многих культурных ценностей. После этого вплоть до 1991 года страна оставалась под властью СССР, но также полностью стала независимой от Узбекской ССР.

Культура

Несмотря на то, что в Таджикистан имел в советский период несколько видных писателей и ученых, никто из них не прославился так, как Садриддин Айни. Именно этот человек стал основоположником таджикской советской литературы, а также видным общественным деятелем и ученым. Помимо составления нескольких книг по истории Средней Азии, он помогал создать Самаркандский государственный университет. Именно Садриддину Айни выпала честь называться первым президентом Академии наук Таджикской ССР, а также быть в числе депутатов Верховного Совета СССР. Как можно увидеть, он оставил свой след не только в культуре страны, но и в ее политике.

Распад СССР

Таджикистан на карте мира в качестве самостоятельного государства появился достаточно поздно. Первым шагом к обретению независимости стал вариант декларации правительства страны, который был придуман депутатами, но при этом сформулирован достаточно расплывчато.

Второй шаг в борьбе за независимость был сделан вовсе не правительством, а движением "Растохез", который члены отправили в прессу для ознакомления. Они написали иной вариант декларации, поскольку считали, что попросту не могут быть удовлетворены правительственным документом, который содержит многочисленные неясности. Помимо самого текста они выложили и критические замечания. Сам второй вариант декларации они предлагали использовать в качестве основы для новой Конституции, а потому текст был весьма масштабным и содержал более 20 пунктов, которые касались не только независимости, но и государственного устройства и ветвей власти в стране.

Он одной из последних республик объявил о своем суверенитете, поскольку только 24 августа 1990 года была принята сама декларация. Конечный текст содержал выдержки из обоих документов.

Полностью независимым Таджикистан стал только 9 сентября 1991 года, когда было принято постановление "О государственной независимости Республики Таджикистан". На данный момент день независимости Республики Таджикистан принято праздновать именно 9 сентября, который считается официально нерабочим днем.

Гражданская война

Первый год после объявления независимости казалось, что Таджикистан и его народ набирает обороты. Вступление в СНГ и ООН подтверждают факт того, что страна стала приниматься на международной арене, однако конец этому положила Гражданская война 1992-1997 годов. По своей сути она стала внутриэтническим конфликтом, который развивался между сторонниками центральной власти и оппозицией, объединившей разные группировки. Нельзя не признавать тот факт, что начало войны во многом было положено клановым мировоззрением самого народа - таджиков, а также их отношением к религии. Все это было наложено на сложную экономическую ситуацию в стране. После того как все было смешано, наступил взрыв - Гражданская война. А массовые беспорядки в Душанбе в 1990-м году только усугубили ситуацию. Наиболее ожесточенные бои пришлись только на первый год после начала войны - в этот период страна попросту была расколота на 2 части, однако прекратить полностью ее удалось только в 1997 году при посредничестве Организации Объединенных Наций.

Сегодняшний день

Несмотря на то, что Таджикская ССР признавалась одной из самых маленьких и неразвитых, сейчас республика считается вполне самостоятельным государством. К сожалению, территория страны отделена горами, что во многом препятствует международной торговле. Однако, несмотря на это, таджики имеют богатую историю, считая себя потомками персов, что в целом не противоречит истории, поскольку заселение территории страны началось именно с территории Древней Персии.

Таджики являются доминирующей нацией в стране, практически 85% всех жителей относятся к этой этнической группе. На самом деле страна, столь долго находившаяся под властью иных народов, даже сейчас находится на первых ступенях своего развития. Малая степень урбанизации, постоянные проблемы с водоснабжением и электричеством, постоянная миграция - все это существенно подрывает страну. Коренное население практически не может найти работу, что ведет к тому, что молодые и здоровые люди покидают свой край и едут на заработки, часто совершенно нелегально. Однако, если учитывать то, что Республика Таджикистан появилась на политической карте только в 1991 году, то она достигла весьма больших успехов при малом количестве ресурсов.

Заключение

Как можно увидеть, таджикский народ ведет историю с древних времен, а потому невозможно полностью проследить его движения. Отвечая на вопрос о том, сколько в мире таджиков сейчас проживает - ученые минимальную цифру называют в 20 миллионов человек, причисляя к ним иранский народ, который разговаривает на различных диалектах, относящихся к персо-таджикским. Они не только населяют непосредственно Таджикистан, но и небольшую часть Афганистана. Они имеют самостоятельную культуру, кулинарные традиции и множество иных атрибутов. На данный момент в России проживает и работает около полумиллиона таджиков, которые находятся в стране нелегально, хотя постепенно эта цифра уменьшается.

Но, несмотря на сложившуюся в настоящее время политическую и миграционную ситуацию, невозможно не признавать, что этот народ обладает яркой самобытностью. Пусть долгие годы он находился в подчинении других государств, его постоянно перебрасывали от империи к империи, но население выжило, сохранило культурные памятники и по праву считается одной из самых древних народностей в мире, ведя свою историю еще с первобытных племен. Сейчас таджики являются многочисленной народностью, достаточно яркой, чтобы привлекать к себе внимание, но пока не развитой достаточно, чтобы занять весомое место в политике и межгосударственной торговле.

Религия в Таджикистане занимает особое место в общественной жизни. В первую очередь стоит сказать, что эта страна единственная из всех постсоветских, где официально зарегистрирована исламская партия, однако за это народу Таджикистана пришлось заплатить очень высокую цену.

Древнейшая история

История религии в Таджикистане уходит в далекую древность, связанную с удивительным периодом завоеваний Александра Македонского, который принес в эти далекие от Европы земли греческую цивилизацию и, соответственно, греческую религию, которая причудливо соединилась с местными культами.

Древнейшие культы, существовавшие на территории нынешнего Таджикистана, были связаны с присвоением различных качеств природным явлениям, стихиям и небесным телам, таким как Луна, звезды, и в первую очередь - Солнце. Впоследствии эти примитивные верования в сильно переработанном виде послужили благоприятным субстратом для распространения в регионе зороастризма.

Распространение зороастризма

Учитывая то факт, что является ближайшим родственником иранского языка фарси, не удивительно, что в этой стране получила широкое распространение религия зороастризма. Что это такое? Зороастризм - это одна из когда-либо существовавших в мире. Считается, что в роли ее основателя выступил пророк Спитама Заратустра, чей образ впоследствии получил широчайшее распространение.

В первую очередь стоит сказать, что зороастризм - это религия этического выбора, требующая от человека не только внешнего благочестия, но и благих помыслов, чистосердечных поступков. Некоторые исследователи, обнаруживая в зороастризме как дуалистические, так и монотеистические черты, относят его к религиям переходного типа, послужившим своеобразной ступенью на пути к появлению и широкому распространению монотеистических религий. Самой важной книгой этой религии является Авеста.

Религия в Таджикистане

История современной таджикской цивилизации начинается во времена Сасанидской империи, правители которой вместе с большинством населения исповедовали зороастризм. Империя возникла в lll веке и включала территории, на которых помимо зороастризма было распространено также и христианство. Однако христианство в Таджикистане было представлено главным образом еретическими течениями, представители которых старались как можно дальше отойти от общепризнанных центров христианства с их диктатом и догматизмом.

Манихейство в Центральной Азии

Религия в Таджикистане всегда имела большое значение, но в древний период, особенно во времена Сасанидской империи, для данной территории была характерна высокая степень веротерпимости. Именно эта веротерпимость и стала одной из причин для возникновения манихейства - довольно причудливой религии, соединившей в своей догматической основе элементы буддизма, зороастризма, а также различных христианских сектантских представлений.

Именно из засушливых земель Центральной Азии манихейство начало свое триумфальное шествие на запад, пока не достигло Рима. Однако судьба последователей учения оказалась печальной - везде их подвергали гонениям и чрезвычайному давлению. Впоследствии манихейство получило крайне широкое распространение на евразийском континенте, но так и не смогло избавиться от клейма мировой секты.

Иудейская община

Поскольку история страны насчитывает не одно столетие, то не удивительно, что на ее территории представлены самые разные религии. Одной из таких религий Таджикистана стал иудаизм, хотя число его приверженцев никогда не было большим. Немногочисленность иудеев на этих землях была связана с тем, что раввины никогда не проявляли склонности к прозелитизму и вербовке новых сторонников, ограничиваясь представлениями об исключительности народа Израиля.

Иудейская община в Таджикистане существовала и при зороастризме, и после распространения ислама, существует она там и сегодня, хотя и в совсем незначительном размере, так как большинство евреев переехало в Израиль сразу после ликвидации Советского Союза. Сегодня подавляющее большинство жителей Таджикистана исповедуют ислам, в стране существует политическая партия, выражающая настроение религиозных граждан.



Просмотров