План работы дружины юных пожарных

Вводная часть.

Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности.

Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопосности окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи.

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Обучение проводиться во внеурочное время. Форма проведения занятий - беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями.

При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть и на пожарно-техническую выставку.

Характеристика участников образовательного процесса.

В реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования. К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД-ОВД, юристов.

Учащиеся 1-11 классов объединяются в группы по 10 человек в каждой группе на основе добровольного объединения в Дружину Юных Пожарных (ДЮП ):

1-я группа - учащиеся 1-4 классов,

2-я группа - учащиеся 5-9 классов,

3-я группа - учащиеся 10-11 классов.

Цель и задачи программы.

Цель - создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне.

Основные задачи:

1. Обучение правилам пожарной безопасности.

2. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случаи возникновения пожара.

3. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

4. Улучшения правовой подготовки.

5. Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Программа обучения учащихся начальной школы правилам пожарной безопасности.

Тема 1. Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг.

Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям.

Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности.

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Опустошительная сила атомного огня.

Основные причины пожаров. Конкретные примеры пожаров в области, районе, городе.

Человек сильнее огня.

Демонстрация видеофильмов.

Тема 2. С огнем не шути.

Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.

Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая плита.

Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования огнетушителей.

Тема 3. Единая служба спасения 01

Бедствия от огненных стихий. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных.

Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Телефон “ 01 ” .

Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества.

Экскурсии в пожарную часть.

Тема 4. Чтобы ёлка принесла только радость.

Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками.

Тема 5. Творчество на противопожарную тематику.

Для закрепления приобретённых на предыдущих занятиях знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия учащимися материала детям предлагается выполнить творческую работу на противопожарную тему.

Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может быть поделка из любого материала, мягкая игрушка, рисунок, макет, конструкторское изделие и прочее. Работы должны иметь противопожарную направленность.

Занятия проводятся в виде конкурса. Лучшие работы могут составить экспозицию и быть выставлены в школьном музее для показа.

Тема 6. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.

Причины загорания одежды. Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.

Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Первая медицинская помощь при ожогах.

Тема 7. Дым над лесом.

Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу.

Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.

Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. План эвакуации людей в случае возникновения пожара.

Тематический учебный план проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися начальной школы

№ п/п Тема занятий Кол-во часов Кол-во часов теории Кол-во часов практики Кол-во часов экскурсий
1 Тайны огня. Огонь- друг, огонь - враг. 15 10 5
2 С огнем не шути 15 10 5
3 Служба “01” 16 10 6
4 Чтобы ёлка принесла только радость 10 8 2
5 Творчество на противопожарную тематику 25 5 20
6 Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге 10 5 5
7 Дым над лесом 8 4 4
8 25 5 20
Итого 124 57 57 10

Программа обучения учащихся основной школы правилам пожарной безопасности.

Тема 1. Становление пожарного дела.

Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.

Тема 2. Отчего происходит пожары.

Пожар как сложный физико-химический процесс горения. Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание.

Характерные примеры пожаров.

Тема 3. Сигарета - яд и пожар.

Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.

Тема 4. Сколько стоит пожар?

Экологические последствия пожаров. Психологические последствия пожаров. Материальные последствия пожаров.

Затраты на обеспечение пожарной безопасности, содержание пожарной охраны как дополнение к стоимости пожара. Важность профилактики пожаров.

Тема 5. Пожарная безопасность. Общие понятия.

Возможная вероятность пожара. Пламя. искры, повышенная температура, дым, токсичные продукты горения и разложения, пониженная концентрация кислорода – основные факторы пожара. Вторичные проявления опасных факторов.

Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия.

Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты.

Уголовная, административная дисциплинарная ответственность в отношении виновных лиц.

Тема 6. Люди огненной профессии.

Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.

Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.

Работа с пожарно-техническим вооружением.

Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы.

Телефон “ 01 ” . Создание региональных спасательных отрядов.

Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Посещение пожарно-технической выставки.

Тема 7. Летний пожароопасный сезон.

Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров.

Защита населённых пунктов, производственных объектов, линий электропередач и др.

Большая трудоемкость работ.

Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу.

Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу.

Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.

Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов.

Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.

Тема 8. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации.

Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений.

План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни.

Практические занятия по отработке плана эвакуации из школы.

Тематический учебный план проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися основной школы

№ п/п Тема занятий Кол-во часов Кол-во часов теории Кол-во часов практики Кол-во часов экскурсий
1 Становление пожарного дела 30 15 10 5
2 Отчего происходит пожары 30 10 10 10
3 Сигарета - яд и пожар. 32 15 10 7
4 Сколько стоит пожар? 20 11 5 4
5 Пожарная безопасность. Общие понятия 46 20 16 10
6 Люди огненной профессии 20 7 5 8
7 Летний пожароопасный сезон 12 4 4 4
8 Главное- самообладание. Практические занятия по эвакуации 50 5 20 25
Итого 240 87 80 73

Программа обучение учащихся средней школы правилам пожарной безопасности.

Тема 1. Причины возникновения пожаров.

Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара. Анализ возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании приборами освещения с открытым пламенем. Небрежность при курении. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов. Неисправность электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов.

Тема 2. Противопожарный режим в школе.

Требования к противопожарной безопасности. Меры по усилению противопожарного режима.

Тема 3. Средства пожаротушения.

Вода – основное средство тушения пожара. Опасность использования воды для пожаротушения электросетей и установок, находящихся под напряжением. Взаимодействие воды с калием, натрием, кальцием. Песок – одно из простейших средств тушения небольших очагов пожара Ломы, багры, топоры, лопаты, кошма – средства для пожаротушения. Пожарные краны – оборудование для тушения пожара внутри зданий. Углекислый газ, пена – химические средства для пожаротушения. Огнетушители - первичные средства пожаротушения.

Тема 4. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения.

Устройство для подачи сигнала о пожаре, их функции. Виды пожарных извещателей. Приемные станции пожарной сигнализации. Установки пожаротушения, их группы.

Тема 5. Знаки пожарной безопасности. План эвакуации.

Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы знаков безопасности. Геометрическая форма знаков, смысловое значение. План эвакуации и требования к нему.

Тема 6. Действия при возникновении пожара.

Поведение людей при пожаре. Способы эффективного предупреждения негативных последствий беспорядочного поведения людей при пожаре. Правила поведения при пожаре. Проведение практических тренировок при пожаре.

Тема 7. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

Травмы при пожаре. Первые признаки отравления угарным газом. Первая помощь. Ожоги. Первая помощь при ожогах.

Тема 8. Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

Административная ответственность. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности.

Тематический учебный план проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися полной средней школы.

№ п. п Тема занятий Кол-во часов Кол-во часов теории Кол-во часов практики Кол-во часов экскурсии
1. Причины возникновения пожара 30 20 10
2. Противопожарный режим в школе 30 20 10
3. Средства пожаротушения 32 20 12
4. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения 20 16 4
5. Знаки пожарной безопасности. План эвакуации. 50 10 40
6. Действия при возникновении пожара 20 10 10
7. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. 16 8 8
8. Ответственность за нарушения требований правил пожарной безбезопасности 50 10 40
Итого: 248 114 114 20

План основных мероприятий дружины юных пожарных «Пламя» филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в селе Третьи Левые Ламки на 2016 - 2017 учебный год.

Сентябрь- май

Члены штаба

Утвердить план работы

Сентябрь

Члены штаба

Обновить уголок ДЮП, оформить альбом или папку раскладушку на противопожарную тему.

В течение года

Члены штаба

Пройти по маршрутам ДЮП

В течение года

Члены ДЮП

Проверять противопожарное состояние школы и всех помещений. Результаты рейда доложить директору школы (обратить особое внимание: есть ли в школе план эвакуации.Не загромождены ли запасные выходы, есть ли огнетушители, сроки зарядки и т.д.)

В течение года

Члены штаба

Принять участие в Акциях гражданско - патриотической и социальной направленности:
«Дети – детям!»
«Дети - ветеранам!»
«Дети – родной Планете!»

В течение года

Члены ДЮП

Организовать дежурство юных пожарных:
- в школе
- у новогодней елки;
- во время детских массовых мероприятий

В течение года

Члены ДЮП

Ежеквартально готовить информацию в ВДПО о работе ДЮП

В течение года

Руководитель

Подготовить и провести «Месячник пожарной безопасности».

Сентябрь

Руководитель ДЮП, члены ДЮП, кл. рук-ли

Районный этап Всероссийского конкурса и выставки детско-юношеского творчества по пожарной безопасности.

Члены штаба

«День безопасности».

Члены ДЮП

Районный этап Всероссийского конкурса на лучшую организацию пожарно-профилактической работы с детьми в летних оздоровительных учреждениях.

Июнь - июль

Начальник и воспитатели ЛОЛ «Солнышко»

Шефство над дошкольной группой «Капитошка»:
- Беседа «Пожарный-профессия героическая».
- Беседа «Как появились бытовые электроприборы?».
- Викторина «Правила обращения с огнем».
- Игра-эстафета «Юный пожарный».
- Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?».
- Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные».
- Театральная постановка «Случай в лесу».

В течение года

Члены ДЮП

Работа с обучающимися 1 – 4 классов:
- Беседа «Тайны огня. Огонь- друг, огонь – враг».
- Просмотр презентации «Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге».
- Игровая программа «Не играй с огнём».
- Конкурс рисунков «Опасная пожар-птица».
- Викторина «Отчего происходят пожары».

В течение года

Члены ДЮП

Работа с обучающимися 5 – 9 классов:
- Брейн-ринг «Противопожарная безопасность».
- Круглый стол «Юные друзья пожарных. Кто они и чем занимаются?»
- Игра-практикум «Что делать в случае пожара в школе?»
- Беседа «Спасение людей на пожарах и самоспасение».

В течение года

Члены ДЮП

Список ДЮП «Пламя».

1. Мишуков Вячеслав- командир дружины.

2.Павлова Евгения - ответственный за пропаганду в предшкольной группе.

3. Долгов Илья – ответственный за противопожарное состояние школы.(2 этаж)

4.Абаполова Юлия - ответственный за пропаганду в 1-4 классах.

5.Шатилов Илья – ответственный за противопожарное состояние школы.(1 этаж).

6. Космынина Ирина - ответственный за пропаганду в 5-9 классах.

7. Трусов Артем - ответственный за дежурство по школе во время мероприятий.

8. Копылова Марина - ответственный за проведение месячников по противопожарной безопасности.

9. Прокудин Иван - ответственный за проведение месячников по противопожарной безопасности.

10. Зайцев Александр – помощник командира дружины. Ответственный за организацию пожарно-профилактической работы с детьми в летнем лагере.

Цель ДЮП:

- воспитание человека, знающего правила поведения при пожаре.

Задачи ДЮП:

Научиться и научить каждого основам противопожарной безопасности.

Привить навыки младшим школьникам осторожного обращения с огнем.

Уметь использовать средства пожаротушения.

Создание активной помощи взрослым в сохранении жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров.

Овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.

ПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНАХ ЮНЫХ
ПОЖАРНЫХ

1. Общие положения.

1.1 Дружины юных пожарных - добровольные объединения учащихся, которые создаются с целью воспитания у подрастающего поколения мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к государственной собственности; пропаганды безопасного образа жизни среди детей и юношества; приобретения подростками знаний и навыков поведения в экстремальных ситуациях; популяриза-ции профессии пожарного и пропаганды пожарно-прикладного спорта, а так же для организации досуга детей.
1.2 Основными задачами дружин юных пожарных яв-ляются:
- воспитание гражданской позиции;
- оказание практической помощи взрослым в сохранении государственной собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров. Включение детей в социальную структуру;
- развитие форм противопожарной пропаганды через психологию ребенка;
- овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.
1.3 Дружины юных пожарных создаются из числа уча-щихся в общеобразовательных учебных заведениях, школах- интернатах, детских домах.
1.4 Администрация образовательных учреждений, дет-ского дома утверждает координатора для работы с дружиной юных пожарных из числа преподавателей ОБЖ, а Управление Государственной противопожарной службы инспектора Госпожнадзора охраняемого района.

2.Основные направления работы
с дружинами юных пожарных2.1 Обучение правилам пожарной безопасности и дейст-виям в случае возникновения пожара, правилам оказания первой медицинской помощи. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно- техническим вооружением, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно - пожарной сигнализации;
2.2 Проведение разъяснительной работы по предупреж-дению пожаров от шалости детей с огнем и пожарно- профилактической работе в школах, детских садах, учрежде-ниях дополнительного образования детей и жилых домах с использованием технических средств пропаганды школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, уголков юных пожарных.
2.3 Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпи-ад, викторин, слетов, организация агитбригад, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно - спортивных играх.
2.4 Посещение пожарно - технических училищ, выста-вок, музеев, и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор материалов по истории и о людях пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, создание при школьных музеях экспозиции боевой славы, организация встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны, чемпионами и мастерами пожарно- прикладного спорта, выставление постов почетного караула у мемориальной доски погибшим пожарным.
2.5 Развитие детского технического творчества, органи-зация кружков пожарно-технического моделирования юных пожарных.
3.Структура и организация работы
дружин юных пожарных

3.1 Членами дружин юных пожарных могут быть уча-щиеся образовательных учреждений в возрасте от 10 до17 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе дружин.
3.2 Дружина юных пожарных создается при наличии не менее 10 дружинников. В сельских школах с небольшим числом учащихся допускается создавать дружины в составе менее 10 человек.
3.3 Прием в члены дружины юных пожарных произво-дится на основании устного заявления. Со всеми, вновь принятыми юными пожарными координаторы (преподавате-ли ОБЖ) проводят занятия по специальной программе. По окончании обучения в торжественной обстановке учащимся вручается удостоверение члена дружины юных пожарных.

4.Обязанности и права юного пожарного

4.1 Юный пожарный обязан дорожить честью и звани-ем юного пожарного, активно участвовать в делах дружины, своевременно и точно выполнять задания штаба дружины и координатора.
4.2 Изучать пожарное дело, быть примером в соблюде-нии правил пожарной безопасности.
4.3 Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по предупреждению пожаров.
4.4 Под руководством специалистов пожарной охраны участвовать в проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе, детских и общеобразовательных учреждениях по охране от пожара: урожая, сенокосных угодий и лесов.
4.5 Повышать свое спортивное мастерство, заниматься пожарно-прикладным видом спорта.
4.6 Юный пожарный имеет право участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружины и вносить соответствующие предложения.
4.7 Обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в подразделения пожарной охраны.
4.8 Награждаться за активную работу в дружине грамотами, нагрудными значками, ценными подарками, путев-ками в оздоровительные лагеря, направляться на областные, краевые и республиканские слеты юных пожарных.
4.9 Представлять особо отличившихся учащихся к награждению за смелые и решительные действия по тушению пожара, спасению жизней людей, эвакуацию животных и материальных ценностей.

Дружина юных пожарных «ПЛАМЯ»

филиала МБОУ Сосновской СОШ№2 в селе Третьи Левые Ламки.

Наш девиз:

«Пускай улыбками сияют лица, и пламя из искры не возгорится».

Состав ДЮП - 10 человек.

Руководитель ДЮП - Шатилова О. А.

ДЮП

« ПЛАМЯ»

филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в селе Третьи Левые Ламки.

1. Пояснительная записка.

Классическая фраза «пожар легче предупредить, чем потушить» приобрела сегодня новое звучание, особенно в свете событий прошлых лет, связанных с пожарами в детских учреждениях. Пожар - это всегда страшно. Дети в огне - обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уберегли.

2) помнить, что дети - будущие взрослые, и от них будет зависеть безопасное детство следующих поколений.

Программа подготовки юных пожарных разработана с целью совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Реализация данной программы будет осуществляться через работу дружин юных пожарных (далее - ДЮП), являющихся добровольными противопожарными формированиями детей и подростков.

Просмотр содержимого документа
«Программа Дружины юных пожарных»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Новочебоксарский

кадетский лицей»

Бочарова Ю.Ю._________

ПРОГРАММА
работы ДЮП

«Дружина юных пожарных»

на 2015-2016 учебный год

г. Новочебоксарск – 2015г.

1 Пояснительная записка

3. Основное содержание занятий

4.Календарно-тематическое планирование.

5. Лист внесения изменений.

1. Пояснительная записка.

Классическая фраза «пожар легче предупредить, чем потушить» приобрела сегодня новое звучание, особенно в свете событий прошлых лет, связанных с пожарами в детских учреждениях. Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уберегли.

Поэтому в области пожарной профилактики, стоят две основные задачи:

1) помочь подрастающему поколению прожить детство безопасно;

2) помнить, что дети – будущие взрослые, и от них будет зависеть безопасное детство следующих поколений.

Для решения этих задач необходима кропотливая, постоянная работа. Противопожарная профилактика должна пронизывать все сферы школьной жизни, все виды учебной и внеклассной деятельности детей. Вся эта деятельность способствует разностороннему развитию личности ребенка, вовлекает подрастающее поколение в социально значимую деятельность.

Программа подготовки юных пожарных разработана с целью совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Реализация данной программы будет осуществляться через работу дружин юных пожарных (далее – ДЮП), являющихся добровольными противопожарными формированиями детей и подростков.

Таким образом, обучаясь, играя и занимаясь творческой и общественной деятельностью, ребята будут усваивать правила безопасного поведения, вырабатывать особый взгляд на окружающий мир.

2. Направления работы на 2015-2016 учебный год

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

Организовать занятия с юными пожарными:

По изучению пожарного дела;

Изучить права и обязанности юных пожарных;

Избрать командира отряда

Сентябрь - май

Члены ДЮП

Утвердить годовой план работы

Сентябрь

Оформить в лицее или в классе стенд, уголок или альбом на противопожарную тему

в течение года

Члены ДЮП

Проводить беседы на противопожарные темы в младших классах (беседа: «Правила пожарной безопасности дома», «ППБ в лицее», «Соблюдайте правила устройства Новогодней елки», «Спички детям не игрушки» и др.)

Сентябрь-май

Члены ДЮП

Проверять противопожарное состояние лицея и всех помещений (подвал, чердак). Результаты рейда доложить директору лицея (обратить особое внимание: есть ли в лицее план эвакуации, не загромождены ли запасные выходы, есть ли огнетушители и пожарные рукава, срок зарядки огнетушителей и т. д.)

в течение года

Члены ДЮП

Провести для юных пожарных:

Встречи с ветеранами пожарной охраны и отважными пожарными;

Экскурсию в пожарную часть;

Выставку рисунков и поделок

в течение года

Члены ДЮП

Принять участие в конкурсе детских рисунков на противопожарную тему

Сентябрь-январь

Члены ДЮП

Подготовить и провести в лицее:

Викторины;

Конкурсы;

Пожарные эстафеты.

в течение года

Члены ДЮП

Разработка и изготовление листовок, памяток, экспресс-информаций по профилактике пожаров с детской травмой, гибелью по причине неосторожного обращения с огнем

Апрель-май

Члены ДЮП

Собрать материалы по истории пожарной охраны, о героических подвигах пожарных в мирное и военное время, о членах ДЮП, награжденных медалью «За отвагу на пожаре»

в течение года

Члены ДЮП

Организация выступлений на родительских собраниях в лицее по вопросам пожарной безопасности.

в течение года

Члены ДЮП

Организовать дежурство юных пожарных:

В лицее;

У Новогодней елки;

Во время детских массовых мероприятий

в течение года

Члены ДЮП

Демонстрация мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, направленных на обучение детей мерам пожарной безопасности.

Раз в полугодие

Члены ДЮП

Организация и проведение объектовой тренировки по эвакуации учащихся на случай пожара.

2 раза в четверть

Администрация лицея

Проведение профилактических бесед, инструктажей по пожарной безопасности.

В конце каждой четверти

Члены ДЮП

3.Основное содержание занятий:

1. Вводное занятие

Определение целей и задач работы объединения.
Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.
Дружина юных пожарных.
День безопасности в лицее
Практическое занятие «Выступление агитбригады», отработка противопожарных навыков «Эстафета».

2. Страницы истории.

История создания пожарной охраны России и МЧС России. Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «История создания МЧС России и пожарной охраны России»
Практическое занятие «Подготовка и участие в конкурсе детского творчества, посвященного образованию пожарной охраны и МЧС России»
Практическое занятие «Встреча с работниками пожарной охраны». Экскурсия в городскую пожарную часть.

3. Пожарная безопасность

Подготовка лицея к началу учебного года.
Осень, как пожароопасное время года.
Практическое занятие «Обследование здания лицея с целью проверки пожарной безопасности».
Пожарная безопасность на уроках.
Практическое занятие «Безопасность на уроках»
Практическое занятие «Проведение рейда «Пожарная безопасность в лицее»

4. Пожары, их признаки и последствия

Основные понятия о горении.
Признаки возникновения пожаров.
Основные причины возникновения пожаров.
Опасные факторы пожара
Примеры пожаров.
Примеры последствий пожаров.
Практическое занятие «Создание видеоролика «Примеры пожаров»
Практическое занятие «Создание брошюры о работе ДЮП»

5. Помощь пострадавшим

Первая помощь пострадавшим при пожарах.
Ожоги и травмы.
Отравление угарным газом.
Ваша безопасность в ваших руках.
Практическое занятие «Первая помощь пострадавшим»
Практическое занятие «Показ видеоролика «Первая помощь при пожаре»

6. Безопасность при пожаре

Как спастись при пожаре.
Эвакуация.
Пути эвакуации.
Подготовительная работа – основа эвакуации.
Основные рекомендации при разработке планов эвакуации при пожаре.
Практическое занятие «Изготовление и изучение планов эвакуации»
Практическое занятие «Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану»
Практическое занятие «Поведение во время пожара»

7. Правила поведения при пожаре

Психология поведения при пожаре.
Поведение в нештатных ситуациях
Паника. Способы борьбы с паникой.

Практическое занятие: участие в городском этапе Всероссийского смотра-конкурса дружин юных пожарных «Горячие сердца»

8. Действия при пожаре

Действия в различных ситуациях при пожаре.
Действия в случае пожара в вашей квартире.
Пожар в лицее.
Поведение в нештатных ситуациях во время проведения массовых мероприятий в лицее
Пожар в чужой квартире.
Если загорелся телевизор.
Пожары на транспорте.
Пожар в лесу.
Практическое занятие «Изготовление памяток «Действия в нештатных ситуациях»

9. Средства пожаротушения

Огнетушащие вещества.
Первичные средства пожаротушения.
Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Первичные средства пожаротушения».
Вызов пожарной помощи.
Практическое занятие «Игра «Вызов пожарной помощи»
Практическое занятие «Экскурсия в пожарную охрану»

10. Знаки пожарной безопасности

Знаки безопасности.
Запрещающие знаки безопасности.
Предупреждающие знаки безопасности.
Предписывающие знаки безопасности.
Указательные знаки безопасности.
Практическое занятие «Изготовление знаков безопасности.
Практическое занятие «Пожарная эстафета»

11. Героизм при пожаре

Оказание помощи при пожаре - героический поступок.
Награда за героизм.
Герои среди нас.
Практическое занятие «Конкурс рисунков на тему героических поступков»
Практическое занятие: участие в НПК «Горячие сердца».

12.Участие в конкурсах.

13. Повторение пройденного материала

Игра «Что я знаю о пожарах?»
Практическое занятие «Проведение рейда «Пожарная безопасность в лицее».
Оформление пожарного музейного уголка.
Проведение разъяснительной работы среди учащихся о ППБ на каникулах.
Подведение итогов.

4. Календарно-тематическое планирование.

Количество часов

Практика

Вводное занятие

Страницы истории.

Пожарная безопасность

Пожары, их признаки и последствия.

Помощь пострадавшим

Безопасность при пожаре.

Правила поведения при пожаре

Действия при пожаре

Средства пожаротушения.

Знаки пожарной безопасности

Героизм при пожаре

Участие в конкурсах

Повторение пройденного материала.



Просмотров