Первыми источниками предпринимательского права считаются. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права :

1) нормативно-правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

1. Конституция РФ , которая:

1) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ):

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).

2) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);

в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

3) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71–73 Конституции РФ).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

3. Федеральные законы , которые можно классифицировать следующим образом:

1) Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

2) Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

3) Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.

4) Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

4. Подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);

3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.

Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. 309, 311, 314, 315, 474 ГК РФ и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего – то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего – то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

1) Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

3) Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

4) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

5) Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

2.4. Сущность и виды предпринимательских правоотношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

1) абсолютные вещные правоотношения;

2) абсолютно-относительные вещные правоотношения;

3) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

4) неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства.

Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.

1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

2. Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

Хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;

Внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;

Территориально-хозяйственные отношения – отношения публичных образований между собой и с организациями;

Оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды источников российского предпринимательского права.

2. В каком нормативно-правовом акте закреплены основные принципы осуществления предпринимательской деятельности?

3. Перечислите нормативно-правовые акты, определяющие государственные требования к осуществлению предпринимательской деятельности, основы функционирования рынка в целом, а также отдельных видов предпринимательской деятельности.

4. Назовите нормативно-правовые акты, устанавливающие основы правового положения отдельных видов юридических лиц.

5. В каких случаях применяются обычаи делового оборота?

6. Охарактеризуйте каждый из видов предпринимательский правоотношений.

Как вид профессиональной активности, предпринимательство сильно отличается от других сфер человеческой деятельности. Поскольку в ходе своей деятельности абсолютно все бизнесмены стремятся получить максимально возможную прибыль, оно подвергается довольно жёсткому государственному регулированию.

Понятие и сущность источников предпринимательского права

Данный вид права регулирует отношения между субъектами предпринимательства. Выделение его в отдельную отрасль обусловлено как минимум тремя предпосылками:

  1. Предпринимательство качественно отличается от других сфер человеческой активности.
  2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности может выступать государство.
  3. Правовое взаимодействие государства и рынка осуществляется методами, отличными от методов других отраслей права.

Предпринимательское право возникло в конце XIX века в форме частного торгового права и было связано с бурным развитием торговли в дореволюционной России и возникающими разногласиями между участниками процесса.

Сейчас основным признаком предпринимательских правоотношений является профессиональная производственно-хозяйственная деятельность.

Предпринимательское право имеет свои источники. В самом общем виде это законодательно закреплённые правовые стандарты отношений между субъектами предпринимательства.

Источник предпринимательского права - это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, то есть разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

http://www.plam.ru/bislit/predprinimatelskoe_pravo/p2.php

Классическое деление источников права на 4 вида в зависимости от их документальной формы

Источники права следует изучать с материальной, идеологической, исторической, политической и юридической точек зрения:

  1. В качестве материальной основы предпринимательского права рассматривают экономические приоритеты хозяйствующих субъектов. В результате образуется система отношений для построения оптимальных норм предпринимательского права.
  2. Идеологическими предпосылками для формирования определённой системы предпринимательского права является уровень правосознания как отдельных групп людей, так и всего общества в целом.
  3. В историческом аспекте исследуется правовое наследие предыдущих поколений.
  4. Политическим источником предпринимательского права является государство и государственные органы, ответственные за регулирование этой отрасли.
  5. С юридической точки зрения, в качестве источника предпринимательского права рассматривают формы и методы государственного регулирования бизнеса. Совокупность юридических источников непрерывно изменяется, расширяется, совершенствуется.

Классификация источников российского предпринимательского права

Источники предпринимательского права классифицируют по различным признакам.

По субъектам законотворчества различают правовые нормы, установленные:

  • государством;
  • местными органами самоуправления;
  • негосударственными структурами;
  • непосредственно населением в результате референдума.

По степени влияния и месту в законодательной иерархии выделяют следующие уровни:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский, Налоговый и другие кодексы РФ;
  • федеральные законы РФ;
  • подзаконные акты;
  • нормативно-правовые акты субъектов РФ;
  • муниципальные правовые акты.

Главным ресурсом предпринимательского, как, впрочем, и любого другого права, является Конституция РФ.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституция РФ п. 1 ст. 8

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ

Основной закон нашей страны:

  • устанавливает основные правила правового регулирования предпринимательства в стране;
  • гарантирует права и обеспечивает интересы субъектов предпринимательства на уровне, который не может быть ограничен;
  • закрепляет и разделяет права собственности РФ и субъектов РФ.

На второй ступени иерархической лестницы находятся кодексы РФ. Основная часть норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, относится к Гражданскому кодексу РФ. В нём дано определение предпринимательства и регламентированы его организационные аспекты, обозначены легитимные виды хозяйственных договоров и т. п.

Третья ступень - федеральные законы:

  • регулирующие отдельные рынки;
  • устанавливающие и изменяющие требования к субъектам предпринимательства;
  • регламентирующие требования к отдельным видам хозяйственной деятельности;
  • определяющие правовой статус хозяйствующих субъектов.

К подзаконным относятся нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также акты, издаваемые на уровне отдельных министерств и ведомств.

Субъекты РФ в рамках действующей Конституции могут принимать свои законы, которые не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством.

И, наконец, на муниципальном уровне тоже могут издаваться собственные законы, актуальные только при реализации права собственности на имущество.

Законодательные акты всех уровней призваны обеспечить свободу предпринимательства в РФ

Обычаи делового оборота

Отдельно следует выделить правовые обычаи или обычаи делового оборота.

Обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Гражданский кодекс РФ, ст.5

http://kodeks.systecs.ru/gk_rf/

ГК РФ допускает использование таких обычаев:

  • при проверке качества товаров и услуг;
  • при установлении момента перераспределения рисков непреднамеренной порчи и гибели товаров;
  • в ряде частных случаев использования правил о подряде;
  • при определении соответствия комплектности поставки товара;
  • при оформлении договора банковского вклада.

Доказательства актуальности обычая делового оборота должна предоставить сторона, которая на него ссылается

В предпринимательской практике применяются как регламентированные каким-либо актом, так и нигде не зафиксированные обычаи делового оборота. Доказательства актуальности обычая должна предоставить сторона, которая его использует.

Видео: доступно и подробно о предпринимательском праве

Знание основных ресурсов предпринимательского права актуально как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Эти источники постоянно изменяются - принимаются новые законы и прекращают действовать старые.

Страница 5 из 28


Источники предпринимательского права – разнообразные способы фиксации, объективирования юридических правил, регулирующих отношения между предпринимателями, а также между предпринимателями и иными субъектами права.

Нормативно-правовые акты о предпринимательстве классифицируются по их юридической силе и месту в иерархии правовых нормативных актов в зависимости от того, в какой из сфер законодательного регулирования, установленных ст. 71-73 Конституции России, они приняты, и по масштабу действия.

Очевидно, что главным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Конституция РФ в целях создания основ единообразного предпринимательского правового регулирования:

1) признает многообразие форм собственности и их одинаковую государственную защиту;

2) устанавливает гарантии свободы экономической деятельности;

3) гарантирует создание и функционирование экономического пространства и единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержку и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию;

4) подтверждает, что единственной денежной единицей в РФ является рубль;

5) фиксирует, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законодательством;

6) провозглашает Россию социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Формирование законодательства о предпринимательстве осуществлялось по двум основным направлениям:

а) принятие законов, определяющих общие условия для предпринимательской деятельности (Гражданский кодекс РФ, Закон «О защите конкуренции» и т.д.);

б) издание законодательных актов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности в определенных сферах экономики («О банках и банковской деятельности»,
«О рекламе», «О несостоятельности (банкротстве)» и т.д.).

Среди законов особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. Гражданское законо-дательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Следовательно, общие положения гражданского законо-дательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Кроме того, для некоторых имущественных отношений с их участием в ГК РФ предусматриваются специальные правила. Специальный характер придан, в частности, положению, содержащемуся в п. 3 ст. 401 о повышенной ответственности предпринимателей. Такими же "специализирован-ными", направленными на урегулирование отношений с участием предпринимателей являются нормы о содержании и режиме предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2), об обычаях делового оборота (ст. 5), о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке (абз. 2 п. 1 ст. 10), о поставках товаров (ст. 506), о хранении на товарном складе (ст. 907), о доверительном управлении имуществом (ст. 1012) и т.д. Регулирование предпринимательской деятельности гражданско-правовыми методами создает защиту для предпринимателей в отношениях друг с другом и с потребителями.

Другие, помимо ГК РФ, федеральные законы, регулирующие предпринимательство, подразделяются на законы, содержащие общие для различных видов предпринимательства нормы, и на законы специального характера, содержащие нормы о регулировании отдельных сфер предпринимательства. К первым можно отнести законы «Об ипотеке», «О несостоятельности (банкротстве)», «О рекламе», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О рынке ценных бумаг», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите конкуренции», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О защите прав потребителей» и др.

Законами специального характера являются законы «О банках и банковской деятельности», «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», «Об организации страхового дела» и др.

Подзаконные правовые акты занимают не менее важное место при установлении правовых основ единого рынка. Важные для предпринимательства правовые нормы содержатся в подзаконных актах. К их числу относятся указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции России). Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, также входят в состав законодательства о предпринимательстве. Среди них Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи"; Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45
"Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"; Постановление Правительства РФ от 2 июня 2004 г. № 263 "О Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации".

К числу подзаконных актов относятся также правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Не допускается принятие нормативных актов в форме писем и телеграмм.

С точки зрения второго критерия классификации законодательных актов о предпринимательстве, следует различать: 1) федеральные законы, принимаемые в сфере ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.ст. 71–72 Конституции РФ) и 2) законы субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ). К федеральным законам относятся: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ "О лотереях", Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 22 марта 2003 г. № 34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" и др.

Обновление федеративного устройства сопровождается усложнением механизмов правотворчества. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Так, развивается законодательство субъектов РФ о малом бизнесе, о торговой деятельности.
В Москве приняты Закон г. Москвы от 28.06.95 №14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", Закон г. Москвы от 9.12.98 №29 «О торговой деятельности в г. Москве».

С точки зрения третьего критерия классификации, можно выделить нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого нормотворческими органами государства, и акты локального регулирования. Среди последних важную роль играют корпоративные нормы, содержащиеся в локальных (корпоративных) актах, – уставах, учредительных договорах, положениях, разрабатываемые органами управления хозяйствующего субъекта и регулирующие отношения конкретной деятельности юридического лица.

Правовая система России достаточно четко разделяет сферы правотворчества и правоприменения. Однако судебная практика приобретает важное значение в системе правового регулирования предпринимательской деятельности, хотя и не является ее источником с позиций общеправовой теории.

Судебная практика по вопросам, касающимся предпринимательства, многообразна. Это прежде всего решения Конституционного Суда РФ, которые действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, являются актами, содержащими важные прецеденты толкования. Это акты судов общей юрисдикции, имеющих право признавать недействующими законы субъектов Российской Федерации о предприни-мательстве в случае их противоречия федеральным законам.

Важную роль для единого понимания смысла применяемых норм законодательства о предпринимательстве играют постановления и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В некоторых случаях принимаются совместные постановления судебных органов. Так, Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ 2 апреля 1997 г. приняли совместное Постановление № 4/8
"О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах". В целом судебные решения конкретизируют правовые нормы, восполняют пробелы в праве, которые неизбежно появляются в современных быстро меняющихся реалиях.

В сфере предпринимательства источником права признаются обычаи. Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Правовой обычай в области предпринимательской деятельности называется обычаем делового оборота.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК РФ). В ряде статей ГК РФ содержатся отсылки к обычаям делового оборота (ст. 309, 311, 314, 315, 474, 478, 508, 848, 867, 992, 998 и т.д.).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применению подлежат правила международного договора. Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации"). Положения международных договоров применяются к отношениям, возникающим между лицами, осуществляющими предприниматель-скую деятельность, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Важное значение имеют многосторонние договоры (конвенции), которые имеют непосредственное отношение к регулированию предпринимательских отношений. В качестве примера отметим Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Ее значение заключается прежде всего в том, что она представляет собой международную унификацию материально-правовых норм, регулирующих самый распространенный вид договора, - куплю-продажу.



Оглавление
Российское предпринимательское право
Дидактический план
Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
Предпринимательское право и его место в Российской правовой системе
Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью

1. Конституция РФ , которая:

  1. закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
  2. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции , свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  3. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
  5. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).
  6. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
  7. устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений , который не может быть ограничен:

    а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
    б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);
    в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя , нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

  8. закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71-73 Конституции РФ).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

3. Федеральные законы , которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей »;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
    в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
    г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

  2. Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка :

    а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
    б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
    в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг »;

  3. Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

    а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах »;
    б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью »;
    в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах »;
    г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях » и др.

  4. Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности »;
    в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
    г) Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и т. д.

4. Подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти »);
  2. Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
  3. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ - издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты - принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор , и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

  1. Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
  2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
  3. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
  4. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
  5. Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ , ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

Сущность и виды предпринимательских правоотношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности , тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  1. абсолютные вещные правоотношения;
  2. абсолютно-относительные вещные правоотношения;
  3. абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  4. неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства .

Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.

1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом , не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности . Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с объект правоотношения . У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета , представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший , защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

  • хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
  • внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;
  • территориально-хозяйственные отношения - отношения публичных образований между собой и с организациями;
  • оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских

Лекция 2. Источники предпринимательского права

1. Понятие и виды источников предпринимательского права. Нормативный правовой акт как источник предпринимательского права.

2. Значение гражданского законодательства РФ в регулировании предпринимательской деятельности.

3. Регулирование отношений в сфере предпринимательства правовыми обычаями.

  1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники предпринимательского права.

1. Понятие и виды источников предпринимательского права.

Нормативный правовой акт

как источник предпринимательского права

К источникам предпринимательского права относятся нормативные правовые акты, обычаи делового оборота, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Нормативный правовой акт - официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.

Все нормативные правовые акты объединены в определенную систему, которая характеризуется иерархичностью, специализацией и дифференциацией. Нормативные правовые акты можно классифицировать в зависимости:

От сферы действия - федеральные; акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты;

От срока действия - акты неопределенно длительного действия; временные акты;

От юридической силы - законы и подзаконные акты.

Многочисленные законы также классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция РФ и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Конституция РФ является Основным Законом государства и занимает ведущее место в системе нормативных правовых актов. Для предпринимательского права особое значение имеют конституционные нормы, содержащие отраслевые принципы. Кроме того, в Основном Законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

Перечень конституционных законов прямо закреплен в Конституции РФ, что определяет их место в системе законодательства и повышенную юридическую силу. Всего принято четырнадцать федеральных конституционных законов - законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде и т.д. Так, ст. 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусматривает право граждан и объединений граждан в форме организации обратиться с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав и свобод.

Текущие законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны предпринимательской деятельности. Особой разновидностью текущих законов являются кодифицированные законы. Важная роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит ГК РФ.

Предпринимательские отношения регулируются также нормами Бюджетного , Налогового кодексов , Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и других кодифицированных законов.

Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности и их объединений, например: "Об акционерных обществах" , "Об обществах с ограниченной ответственностью" , "О производственных кооперативах" , "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" , "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" , "О финансово-промышленных группах" и др.;

Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например: "О рекламе" , "Об аудиторской деятельности" , "Об организации страхового дела в РФ" , "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" , "Об оценочной деятельности" и др.;

Законы, предусматривающие возможность использования нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской деятельности, например: "О коммерческой тайне" , "Об информации, информатизации и защите информации" , ГК РФ;

Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, например: "Об арбитражных судах" , " защите конкуренции", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О третейских судах" , "О международном коммерческом арбитраже" и др.;

Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства, например: "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами", "О валютном регулировании и валютном контроле" , "Об экспортном контроле" и др.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся указы Президента Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

Указы Президента РФ содержат нормы права и регулируют разнообразные экономические отношения, например: "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" , "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп", "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" и др.

Нормативные правовые акты российского Правительства можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции , федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативные правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.), например: Постановление Правительства РФ "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"; Постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества"; Постановление Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и др.

Нормативные правовые акты Правительства, регулируя предпринимательские отношения:

Устанавливают правовые ориентиры деятельности: а) органов исполнительной власти (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц"); б) организаций и индивидуальных предпринимателей (Постановление Правительства РФ "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация"; Постановление Правительства РФ "О знаке обращения на рынке");

Вводят нормативные правовые основы для издания других правовых актов (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию").

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей (распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и организаций").

Главным недостатком действующего хозяйственного законодательства является отсутствие обобщающего закона, который привел бы многочисленные нормы этого законодательства в единую систему. Только издание такого системообразующего закона может привести к радикальному улучшению правового регулирования хозяйственной деятельности. Кодификация предпринимательского права - это наиболее оптимальный путь совершенствования законодательства. Лучше принять один закон, чем около сотни применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности, формам и требованиям к ее осуществлению. При этом дополнительным аргументом в пользу принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса является и тот факт, что в Германии, Франции, США, Японии и других странах предпринимательские отношения регулируются торговыми кодексами.

Противники кодификации предпринимательского права приводили следующие аргументы: исторический опыт России, в которой так и не был принят торговый кодекс, опыт других государств, в которых при проведении поздних кодификаций гражданского законодательства произошло поглощение торговых кодексов гражданскими (Нидерланды, Италия), трудности разграничения предпринимательского кодекса с гражданским и др.

Научные дискуссии о соотношении гражданского и предпринимательского кодексов закончились тем, что с 1 января 1995 г. вступил в действие новый Гражданский кодекс Российской Федерации. Законодатель в очередной раз не воспринял взгляды представителей концепции хозяйственного права о необходимости регулирования предпринимательских отношений в рамках отдельного кодифицированного акта.

ГК РФ, закрепив в составе предмета гражданского права предпринимательские отношения, особо выделил то обстоятельство, что "гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием" (п. 1 ст. 2 ГК РФ). По мнению представителей цивилистической школы, законодательно был решен давний спор о дуализме частного права в нашей стране в пользу права гражданского.

Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе доказывать, используя любые допускаемые правом доказательства.

Обычай делового оборота имеет факультативное значение, что подтверждается ст. 309 ГК РФ: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Данная норма получила дальнейшее развитие в статьях ГК РФ (ст. ст. 311 , , , , , , , , , и др.).

Применение обычаев предусматривается и иными нормативными правовыми актами, в частности ст. ст. 134 , , Кодекса торгового мореплавания РФ, и может вытекать из положений международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания РФ ("Палубный груз") перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота.

Поскольку обычай делового оборота признается источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.

В ряде статей ГК РФ используется термин "обычно предъявляемые требования", который в одних случаях дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст. ст. 309 , , ГК РФ), а в других используется как самостоятельный термин (ст. ст. 484 , , ГК РФ). В научной литературе обычай делового оборота рассматривается как разновидность обычно предъявляемых требований, что представляется дискуссионным, так как обычай делового оборота - это дополнительный источник права, что прямо следует из ст. 5 ГК РФ. Обычно предъявляемые требования таким статусом не обладают. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться в судебном порядке с учетом широкого круга факторов. На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи делового оборота при наличии признаков, содержащихся в ст. 5 ГК РФ, и подтверждения широкой практикой их применения.

В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин - "торговый обычай" (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"). В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий. Применение торговых обычаев допускают и международные договоры, участницей которых является Россия. Так, согласно ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (заключена в Женеве 21 апреля 1961 г.), при разрешении дела арбитры руководствуются положениями контракта и торговыми обычаями.

Во-вторых, международные договоры Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы.

Международным договором признается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц.

Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. В этих случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так, ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" устанавливает, что обязательной ратификации подлежит широкий круг международных договоров, в том числе те, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

В настоящее время в Российской Федерации идет интенсивный процесс согласования внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права. В решениях Конституционного Суда РФ содержится более 200 ссылок на международные документы различного уровня.

Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации": путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны, а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи была принята в Вене 11 апреля 1980 г., СССР присоединился к Конвенции 23 мая 1990 г., для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 1 сентября 1990 г.).

Международный договор Российской Федерации доводится до всеобщего сведения путем опубликования.

Нормы международных договоров Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к противоречащим им нормам внутригосударственных законов.

Это означает, что в случае обнаружения противоречия между международным договором и национальным законом правоприменительные органы должны руководствоваться не предписаниями закона, а нормами, содержащимися в договоре. Договор обладает приоритетом в отношении любых законов, как федеральных, так и законов субъектов Федерации, принятых до заключения договора или после того.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" дано следующее разъяснение: "...суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этом случае применяются правила международного договора Российской Федерации".

Международные договоры могут быть как двусторонние, так и многосторонние. Не претендуя на перечисление всех международных договоров, обозначим лишь некоторые из них.

Для России сохранили свое действие международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР. Так, СССР заключил двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Республикой Кипр, с Тунисской Республикой, с Греческой Республикой, с Иракской Республикой и многими другими <1>. Целью этих договоров является обеспечение взаимного признания и соблюдения имущественных и личных прав субъектов одного государства на территории другого. Международные договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений СССР заключил с Австрийской Республикой, Королевством Бельгия, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Чешской Республикой и др.

Торговые договоры, заключенные Россией и устанавливающие общие режимы, применяемые в торговле с соответствующими иностранными государствами, определяют правовое положение юридических лиц и граждан, содержат правила по вопросам торгового арбитража и т.д. Россия заключила соглашения об экономическом сотрудничестве с Великобританией, Финляндией, Китаем и другими странами. В соглашениях предусматриваются создание в странах предпосылок для инвестиций, которые были бы привлекательны для инвесторов из другой страны, меры по поощрению создания и поддержке систем защиты интеллектуальной собственности и др.

Участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) были подписаны: Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ, Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц СНГ, Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности; Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств - участников Содружества, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Договор о создании Экономического союза и др.

К многосторонним соглашениям о взаимной охране авторских прав, о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности относятся Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков 1891 г. и др.

Одним из важнейших многосторонних международных договоров является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Венская конвенция дает определение договора международной купли-продажи товаров, содержит положения о форме договоров и порядке их заключения, регулирует содержание прав и обязанностей продавца и покупателя, а также ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору. В Конвенции содержатся положения о переходе риска с продавца на покупателя и положения об обязанностях сторон по сохранению товара.

Россия является участницей многосторонних конвенций по вопросам иностранных инвестиций, например Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, заключенной в Сеуле в 1985 г. (Россия присоединилась в 1992 г.), Конвенции о защите прав инвестора (заключена в г. Москве в 1997 г.).

Проекты различных международных договоров подготавливаются межправительственными организациями. С целью содействия международной торговле в 1966 г. был создан специальный орган - Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). На Комиссию возложены обязанности по подготовке новых международных конвенций, содействию кодификации международных торговых обычаев и т.д. Так, в области международных расчетов Комиссией была подготовлена Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях, заключенная в 1988 г. в Нью-Йорке.

Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) - межправительственная организация, созданная в 1926 г. Им были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов (международной купле-продаже товаров, перевозкам грузов и пассажиров и др.). В частности, в 1988 г. в Оттаве была принята Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 2.



Просмотров