Палач как профессия. Самые известные палачи в истории человечества

«Торпеда» - так называют исполнителя воровского приговора. По сути, это палач. Это рискованные, дерзкие, но иногда наивные и бесхитростные люди, где-то даже далекие от преступного мира. Исходя из специфики своих действий, многие из них подолгу не живут и почти всегда умирают насильственным путем.

Возникновение профессии

Профессия тюремного киллера появилась почти одновременно с возникновением воровского закона, с появлением блатных, то есть в сталинских лагерях 1930-х годов. В то время зоны были забиты совершенно разными людьми. Возникло множество группировок, но основная борьба развернулась между ворами и «суками». Она нередко выливалась в массовую резню. В мирное, так сказать, время особенно активных и жестоких «активистов» (добровольных помощников лагерной администрации) резали именно лагерные палачи.

Техника убийства

Убийства часто совершались ночью как голыми руками, так и любыми подручными средствами: ложками, гвоздями, авторучками. Чаще всего острейший стилет (или даже просто заточенный карандаш) палач загонял приговоренному в ухо. Это – фирменный почерк лагерного киллера. В советские времена на протяжении нескольких лет в уголовном законодательстве не предусматривалась возможность смертной казни, так что киллер, и без того имевший 25 лет срока, ничем не рискуя, резал врагов воровского хода открыто, у всех на глазах. Во многом именно из-за этого позже была введена расстрельная статья за дезорганизацию работы исправительных учреждений.

Времени на исполнение приговора отводится достаточно – до полугода. Если палач выдаст себя случайно, он должен сообщить следствию, что убийство – это его личная инициатива. После этого он получает новый срок, но на новой зоне все знают о его профессии и пользуются его услугами. Тем более узнать лагерного киллера нетрудно – такие люди накалывают себе характерные татуировки. Как правило, это палач в колпаке и с топором в руке, реже – оскаленный тигр, волк. Киллеры наносят эти татуировки обязательно, поскольку это почетно.

Статус палача в тюремной иерархии

В лагерной иерархии палач располагался достаточно высоко. Отчасти его можно назвать карающей рукой вора в законе. Палач убивает по решению воровской сходки. Авторитетные блатные приговаривают к смерти «ссученных» (бывших воров и авторитетов, ставших на сторону администрации), стукачей, «красных» беспредельщиков (самых рьяных активистов), «крыс» (тех, кто ворует у своих). Иногда, чтобы не подставлять братву, палачи являлись в кабинет начальника колонии с отрезанной головой или другими частями тела «суки», и им добавляли немалый срок.

Известные палачи

По психотипу тюремные палачи - очень уравновешенные личности, с сильным и волевым началом, не склонные к лидерству одиночки. Однако многие из них были авторитетными заключенными, некоторые даже достигали статуса вора в законе. Это, например, ныне живущий известный белорусский вор в законе Александр Кушнеров (Саша Кушнер), начинавший свою карьеру киллером в группировке "Морозовцы". Тот же легендарный вор в законе Вася Бриллиант 20 мая 1950 года вместе с другими заключенными ударами заточек убил осужденного. В ходе следствия брал вину на себя. А в августе того же года он совместно с одним из осужденных задушил в СИЗО другого зэка. За это он был осужден на 25 лет.
Другой пример, вспоминал вор в законе Александр Егоров (Кошелек). «Помню один случай по Шожме. Мужиков постоянно притеснял нарядчик. Досиживал там свой последний год правильный арестант – Торбой звали. Надоело ему смотреть на издевательства. Пообещал мужикам отрезать у нарядчика уши. Через час вернулся, из кармана уши достал и бросил на пол. Заколол он нарядчика. Торбу через месяц приговорили к расстрелу. Он совершил правильный поступок, по понятиям. Всегда может найтись какой-нибудь дед и заштырить активиста. Об этом они знают и помнят», - рассказывал Егоров.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова палач

палач в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

палач

м. исполнитель торговой, а также смертной казни; кат, заплечный мастер. Палачиха, жена палача. Палачев, -чихин, что лично их. Палачевский, палаческий, все к ним относящ. Палачник м. пристав, сторож над палачами, кои, по нашим законам, должны всегда содержаться в тюрьме. Он палачил и палачничал много лет, был палачем. Злая совесть стоит палача. Не дай Бог никому в палачах быть - а нельзя и без него! Водиться с палачами - не торговать калачами (палач поган).

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

палач

палача, м. В условиях эксплуататорского общества - специальное лицо, осуществляющее казнь, производящее телесные наказания и пытки. - Молчишь? Ну, в пытку. Гей, палач! Пушкин.

перен. Угнетатель, жестокий мучитель (ритор.). Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Лермонтов. Фашисты - палачи не только трудящихся, но и целых народов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

палач

    Человек, к-рый приводит в исполнение приговор о смертной казни, производит пытки.

    перен. Жестокий мучитель, угнетатель. П. свободы.

    прил. палаческий, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

палач

    Лицо, которое приводит в исполнение приговор к смертной казни через повешение, отсечение головы, а также производит по приговору тяжелые телесные наказания.

    перен. Жестокий мучитель, угнетатель.

    перен. Притеснитель, губитель.

Википедия

Палач (фильм)

  • Палач (фильм, 1963) - Испания, режиссёр Луис Гарсия Берланга;
  • Палач (фильм, 1989) - Австралия, режиссёр Марк Голдблат;
  • Палач (фильм, 1990) - СССР, режиссёр Виктор Сергеев;
  • Палач (фильм, 2001) - США, режиссёр Кен Джиротти;
  • Палач (фильм, 2005) - Великобритания, режиссёр Саймон Эби;
  • Палач (фильм, 2006) - Россия, режиссёр Сергей Белошников;
  • Палач (телесериал, 2014) - российский телесериал Вячеслава Никифорова.

Палач

Пала́ч - лицо, приводящее в исполнение приговор о смертной казни или телесном наказании. В переносном смысле термин используется как синоним для слов «мучитель», «каратель».

Палач (повесть)

Палач - повесть шведского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Пера Лагерквиста, написанная в 1933 году под тяжелым впечатлением от нацистского переворота в Германии.

Повесть является реакцией писателя на рост нацистских настроений в обществе и художественным исследованием изменения человеческого отношения ко злу. Благодаря сопоставлению различных временных пластов Лагерквист показывает вневременную и метафизическую природу зла.

Пером Лагерквистом по повести также была написана одноимённая пьеса.

Палач (фильм, 1990)

«Пала́ч» - двухсерийный фильм. Экранизация одноимённой книги Сергея Белошникова.

Палач (фильм, 2005)

«Палач» - драма швейцарского режиссёра Саймон Эби, снятая в 2005 году. Оригинальное название фильма, однако в международный прокат фильм вышел под названием.

Палач (значения)

Палач - лицо, осуществляющее пытки или приводящее в исполнение приговор о смертной казни или телесном наказании, соответствующая государственная или муниципальная должность.

Палач (роман, 1992)

Палач - исторический роман-трилогия Константина Белова, продолжение авторского цикла исторической художественной хроники. Посвящён предреволюционной истории России, концентрируется на жизни двух широко известных семей - венценосных Романовых и Ульяновых.

Включает три книги:

  • «Палач» (1992, переиздан в 1993, оба раза тираж 100 000 экз.)

Роман описывает описывает события 1860-1880 годов, судьбы простых крестьян и венценосных особ, разночинцев и народовольцев. В центре повествования - трагическая судьба Александра Ульянова, пересёкшая не менее трагическую судьбу Ивана Фролова.

  • «Ученики» (1996)

Охватывает период по 1907 год.

  • «Уроки»

Палач (телесериал, 2014)

«Пала́ч» - российский десятисерийный детективный телесериал Вячеслава Никифорова, снятый в 2014 году на основе истории разоблачения Антонины Макаровой - палача Локотской республики, которая во время Великой Отечественной войны, будучи на службе у немецких оккупационных властей, расстреляла более 1500 человек.

Картина является вольным продолжением сериала « Мосгаз » и второй, по счёту, в серии детективных телесериалов о следователе Черкасове.

Сериал был снят весной 2014 года, съёмки в основном проходили в Ярославле, причём к работе активно привлекались местные жители и жители близлежащих городов - Рыбинска, Ростова, Мышкина, Углича. Сцены немецкой оккупации снимались в посёлке Старожилово Рязанской области, на местном конезаводе.

Примеры употребления слова палач в литературе.

Нельзя сказать, чтобы Трогвару особенно сильно понравилась идея увидеть перед собой на окровавленной брусчатке головы Агора и Владычицы, отделенные от туловища равнодушными руками палача .

Саакадзе с трудом достал закованной рукой последнюю ценность - алмазный перстень, окаймленный бирюзой, подарок шаха Аббаса, и отдал палачу : - Если исполнишь обещание, твой сын вырастет честным и правоверным.

Абу Бакр -- клювоносый, козлобородый недомерок --метр пятьдесят ростом и сорок пять кило весом, не больше -- был палачом .

Немецкие палачи Брамбауэр и Бирман каждого 1-го и 15-го числа проводили проверку больных и, если устанавливали, что среди них имеются такие больные, которые находятся в больнице более двух недель, тут же их расстреливали.

По стародавним запорожским обычаям ни один братчик не мог взять на себя позорной обязанности палача .

Монасите измъкнаха палача иззад варела, тръшнаха го пак на пода и започнаха сериозно, без излишна жестокост да го пердашат.

Ещя чаще, чем прежде произносил Везалий в анатомическом театре публичные лекции, и палач города Падуи не справлялся с работой, потому что еретичным решением высокого сената приговорянных преступников со всех концов Венецианской области свозили в Падую, чтобы они могли послужить материалом для молодого анатома.

Как только вернутся меченосцы в Венден, его посадят на кучу мусора и палач собьет с него золотые шпоры - знак принадлежности к рыцарству.

Этому стону не суждено было продолжиться, ибо сарацинские палачи уже стояли над ними и - вжик, вжик.

Рауд Коротышка в одиночку сокрушил Кальмота Палача , полностью захватившего побережье Винланда и острова скрелингов, разорившего со своей дружиной семь торговых городов и продавшего все их население в рабство.

Каждый из них направляет удары плети, начиная от колен, и, медленно, постепенно поднимаясь, доходит до крупа девушки, где обе страшные плети, по молчаливому уговору палачей , ложатся на круп одновременно с более ускоренным темпом, который выдерживается ими все время, пока они секут круп и спускаются к ляжкам, откуда до колен опять начинают сечь враздробь и более медленно.

Обязанности палача по приказанию капитана Руссела согласился выполнить сержант, более выутюженный дисциплиной и потому более покладистый, чем рядовой солдат.

Палач ревел, гусеницы лязгали, ракеты взрывались, газометы извергали пламя, а поисковая система продолжала гонять Марка-10 из стороны в сторону с целью обнаружить противника.

Как бы то ни было, я решил не говорить об этом происшествии: у меня самого недостало ни мужества, ни сил прекратить безобразие, а сказать доброе слово о жертве, тем самым уподобив злорадству жестокости чувства, воодушевлявшие палачей дебютантки, мне было бы очень тяжело.

Палач деловито прогуливался под виселицей, постоянно задевая петлю, от чего она раскачивалась.

Признаюсь в постыдном: я всегда боялась профессиональных домохозяек. Именно что не игнорировала, не посмеивалась над ними презрительно ("гыгыгы, онажемать, что с нее взять?») — боялась. Поскольку не встречала в жизни людей, более безнаказанно жестоких. С детства слово фашистка ассоциировалось у меня с образом одной из детсадовских мамаш, выдернувшей в раздевалке из-под меня, пятилетней, коврик, оставив голыми ногами на ледяном кафеле, дабы под конечностями собственного исчадия ковриков было два, а потом и вовсе выпихнувшей меня тушей в морозный коридор. Потом были школьные мамашки ("Зюзечка не будет сидеть с этим мальчиком: он какой-то паршивый!» — и это при всем классе), мамашки общежитские ("Да я на тебя, потаскушка, в ректорат заявлю! Пулей из университета вылетишь!» — по адресу соседки дочечки из-за пропавшей у той пары носков), наконец, чужие мамашки в лоне семейств ("Зачем вам собственные детишки, у вас же племянники есть? А вздумаешь, стерва, забеременеть, под суд пойду, а родить не дам!») Их всех объединяли умение предельно чётко делить мир на своих (драгоценных) и чужих (неполноценных), готовность истово и без малейшей оглядки на этих самых чужих защищать и расширять свой Lebensraum, полнейшая безучастность к судьбе их стараньями жизненного пространства лишенных, а также непоколебимое сознание высоты собственных миссии и предназначения ("Я — Мать!!!»), всё осеняющих, всё оправдывающих. А потому, как бы абсурдно это ни звучало, строем мысли хозяйственная чистюля и онажемать кажется мне куда ближе к обыкновенному фашисту Третьего Рейха, нежели любой прыщавый зигающий юноша с «Майн Кампфом» под подушкой. Потому что у юношей склонность к радикализмам, как правило, проходит вместе с прыщами, профессиональное же, агрессивное мамство — неистребимо.

Не знаю, преследовала ли сценарист Зоя Кудря какие-либо манипулятивные цели, выстраивая фабулу «Палача», или же действовала по наитию, но по болевым точкам поколения она пробила мастерски. Центральная детективная интрига её сюжета такова, что кандидаток на роль мимикрировавшей Тоньки-пулеметчицы всего две: женщина с трудной судьбой, опустившаяся, отталкивающая, спившаяся от отчаяния, и — такая вот образцовая мать, жена, педагог, дисциплинированная, подтянутая, арийски холодноватая. Зритель вынужден метаться между своим эстетическим чувством и нравственным чутьем, впадая попеременно то в омерзенье, то в Хамов грех — и это очень мучительно. Потому что напрашивающийся вывод — страшен. Пережив ад, нельзя не запить. Нельзя остаться чистеньким, уравновешенным, даже просто здоровым душевно, оставаясь при этом человеком. Ибо в определенных обстоятельствах и альтернатив всего две: оскотиниться от страданий, сожалений, угрызений или закрыться для чувств и полностью расчеловечиться. В этом смысле, кстати, подлинная история Тоньки-пулеметчицы впечатляет едва ли не сильнее сценарной: та следов не заметала, никого в послевоенное время не убивала, но до такой степени уповала на давность лет и на «самый гуманный суд в мире», что вплоть до оглашения приговора не рассматривала всерьез меру пресечения более жесткую, чем три года условно. Тут бы режиссеру понаблюдать за Тонькой, бесстрастно, неспешно — на суде, в камере, за написанием апелляции, посмотреть бы в глаза её бесстыжие — да, увы, этого не позволял навязанный Кудре остросюжетный формат. Вот она и понапихала туда серийных убийств, оперской беготни, всяческих шур и мур, пошлого щегольства киллера из комикса с дресс-кодом и профессиональным росчерком пулей в оба глаза…

Впрочем, внесенные профанные поправки, «обыкновенье пряжи» и мельтешение обыденности оказались отнюдь не худшей базой для убедительного ответа на основной непроизносимый вопрос, просящийся на язык — надменным, в основном, потомкам — в рамках данной тематики. Вопрос, заключающийся в том, а стоило ли вообще вести отлов недобитков, коли жили они после войны тише воды ниже травы, и, конкретнее — стоило ли ворошить былое с заведомым риском для живущих здесь и теперь? Судьбы Тоньки и её альтер-эго категорически подтверждают, что стоило. Несмотря ни на что. Потому что нежить живуча, а человечность хрупка. Нежить обладает тараканьим даром приспосабливаться ко всем и ко всему, а человечность — неприкаянна и нелепа. Нежить, если её не укорачивать, подомнёт под себя, сожрёт, затопчет, человечность же склонится, посторонится, самоустранится. И тогда нежить победит, возликует, восторжествует. А этого ей позволять нельзя. Ни за что. Никогда.

Люди никогда не жили в мире и согласии. Для урегулирования конфликтов они сами себе придумали суд. Если в древности вершить правосудие могли хозяева или феодалы, то с развитием судебной системы потребовалось расширение штата служащих. Так появляется новая профессия – исполнитель приговора. У него много названий: латинское «carnifex», греческое «speculator», литовское «kat», русское «мечник». Но чаще всего специалиста подобного рода называют «палач». Само это слово имеет две версии происхождения. По одной, от тюркского слова «пала», означающего большой нож или кинжал. Согласно другой, палач происходит от русского «палата» (имеется в виду царская палата, царские покои), и, таким образом, изначально является телохранителем царя.


Первое упоминание о палаче, как о профессии, относится к 13 веку. Средневековый палач – это сильный, физически развитый мужчина. Изображения палачей, скрывающих лица под масками, - это преувеличение. В небольших городах палач был личностью известной, и даже гордой. Известны целые династии палачей, которым удалось скопить немалое богатство. И все-таки, отношение людей к палачам всегда было неприятельским. Иной раз случались целые скандалы. Дворяне не принимали палачей в своих домах, а разбушевавшаяся толпа могла избить палача. Многим палачам приходилось выполнять и другие обязанности в городе: следить за чистотой общественных уборных, отлавливать бродячих животных. Палачу было трудно найти себе жену, поэтому нередко представитель одной династии сватался к дочери представителя другой. Женами палачей становились также проститутки.

Хорошо относились к палачам в средневековой Германии, о чем свидетельствует история мастера Франца. Франц Шмидт, сын палача, унаследовал от отца профессию и стал известным исполнителем приговоров в Нюрнберге. Он женился на дочери другого зажиточного палача, и жизнь его протекала в достатке и спокойствии. Мастер Франц был ответственным и добросовестным, и порой даже просил заменить мучительные казни заключенных быстрыми, безболезненными. После смерти Франц был удостоен пышного погребения на именитом кладбище.

Французские палачи не пользовались доброй славой. Люди попросту боялись их. Наиболее выдающаяся династия французских палачей – Сансоны. Шарль Сансон исполнял приговоры парижского суда, причем прямо в своем казенном особняке. Он пользовался немалыми привилегиями. Например, его слуги ежедневно могли брать для хозяина необходимое количество продуктов у торговцев бесплатно. Брали они предостаточно, так что избытки провианта распродавались в лавочке Сансона. Здесь же любой алхимик мог приобрести части человеческих тел, оставшихся от казненных.

Английские палачи были самыми неумелыми работниками. Все потому, что платили им мало. Завербовать человека на должность палача было нелегко. Например, граф Эссекс отменил смертный приговор преступнику Томасу Деррику только для того, чтобы тот согласился на работу палача. Деррик так и не научился владеть топором. Впоследствии граф Эссекс сам был осужден на смерть, и Деррик только с третьего раза смог отрубить ему голову. Другой лондонский палач, Джон Кетч, привел в ужас толпу зевак, когда не сумел одним ударом убить приговоренного лорда Рассела. Не убил его и второй удар. Пришлось палачу писать объяснительную, в которой он утверждал, что казненный сам неправильно положил голову на плаху. Чтобы убить другого заключенного, герцога Монмута, Кетчу понадобилось пять ударов топором, а затем он отпилил голову от тела ножом.

В Испании палачи носили знаки отличия. Они облачались в черный плащ с красной каймой и желтым поясом. На их шляпах был изображен эшафот. Дом палача красили в красный цвет.

В России в палачи, или заплечных дел мастера, завербовать было трудно. Во многих малых городах и вовсе не было своих профессиональных исполнителей приговоров. Но те, что были, должны были не только казнить, но и исполнять пытки и телесные наказания. В основном палачами насильно становились сами же преступники. Да и то, против воли работать палачом более трех лет запрещалось законом. Наемные палачи обучались профессии, получали жалованье и жили при тюрьмах.

В 18 веке революция во Франции больно ударила по кошельку палача. Мало того, что светлые умы взывали к отмене жестокой смертной казни, так еще и все привилегии палачей были упразднены. В то время в Париже работал представитель все той же династии Сансонов – Шарль-Анри. Как-то раз он узнал о хитрой машине для отрубания головы – творении Игнаса Гильотена. Задумка пришлась по вкусу палачу, которому теперь приходилось терпеть немалые расходы на содержание своих инструментов. И заработала. Многие люди даже были огорчены тем, что машина легко и просто рубит головы всем подряд, не создавая никаких представлений или конфузов.

Теперь казнь преступников приобрела вид конвейерного потока. В 19 веке профессия палача утратила свою уникальность. Если раньше этому ремеслу нужно было учиться, осваивая малейшие тонкости, то теперь управиться с гильотиной мог каждый. Отношение к палачам также изменилось. Они выглядели в глазах толпы диким и стыдным средневековым обычаем. Сами палачи стали тяготиться своим трудом. Последний представитель профессиональной династии Сансонов, Анри-Клеман, поставил жирную точку, разорив семейство и продав гильотину за долги.



Просмотров