Отравление загрязнение или иная. В чем заключается порча земель. Причины загрязнения почвы


1. Порча земли способна причинить вред здоровью людей, животному миру, лесам, влечет значительные экономические убытки.
Отношения по охране земельных ресурсов регулируются Конституцией, ГК, ЗК, Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", а также рядом других нормативных актов, издаваемых органами власти РФ, ее субъектов, министерствами и ведомствами.
2. Предмет преступления - земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.
3. С объективной стороны преступление состоит в совершении хотя бы одного из указанных в комментируемой статье деяний. Оно выполняется как действием, так и бездействием.
Под отравлением имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате которого земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель.
Под загрязнением следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества, превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.
Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) по смыслу данной статьи связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими и биологическими веществами, а не с засорением земли отбросами и отходами, устройством без разрешения свалок и полигонов отходов, порчей земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование оврагообразованию и ветровой эрозии и т.п.).
За ряд этих деяний установлена только административная ответственность (ст. 8.6 - 8.11 КоАП).
К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных биологических организмов, вредителей, уничтожение полезной почвенной фауны.

КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минприроды РФ от 20.12.1995 N 521 "Об утверждении Правил охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их применении, хранении и транспортировке" утратил силу в связи с изданием Приказа МПР РФ от 30.10.2003 N 973 "О признании недействующим Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. N 521".

4. Диспозиция комментируемой статьи бланкетная, поэтому для установления состава преступления необходимо обратиться к правилам обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами. Они изложены в указанных выше правовых актах и других подзаконных нормативных актах, таких как, например, Правила охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их хранении, применении и транспортировке, утвержденные Приказом МПР России от 20.12.95 N 521.
5. Преступление считается оконченным, если загрязнение, отравление или иная порча земли повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под вредом здоровью понимается заболевание, повлекшее тяжкий, средней тяжести или легкий вред здоровью хотя бы одного лица, расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности.
Вред окружающей среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций (см. коммент. к ст. 247). Между деянием и наступившими последствиями необходимо установить причинную связь.
6. Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден письмом МПР России и Роскомзема от 27.12.93 N 04-25/61-5678.
7. Размер вреда природной среде рассчитывается по методикам, указанным в коммент. к ст. 250.
О понятии зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации см. в коммент. к ст. 247.
8. С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 комментируемой статьи, совершаются как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 3 этой статьи - только неосторожно.
9. Субъект данного преступления - лицо, по роду своей работы использующее удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники агрохимслужбы, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов, лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и их применении. Ответственность за данное преступление установлена законом с 16 лет.
Об ответственности должностных лиц и лиц, наделенных управленческими полномочиями в негосударственных организациях, см. в коммент. к ст. 249 - 252.

Статья 8.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; и уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, которое, в свою очередь, в настоящее время влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Данные правонарушения посягают на общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельным кодексом РФ был провозглашен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

Объектами названных правонарушений выступают сельскохозяйственные и иные земли, т.е. любые виды земельных участков (угодий) - освоенные, осваиваемые, неосваиваемые - независимо от форм собственности или характера владения, в т.ч.: 1) земли сельскохозяйственного назначения, т.е. предоставленные для нужд сельского хозяйства (или предназначенные для этих целей) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.; кооперативам граждан - для садоводства, огородничества, животноводства; сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства; научно-исследовательским учреждениям - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; несельскохозяйственным предприятиям - для ведения подсобного сельского хозяйства; 2) земли населенных пунктов; 3) земли, занятые под нужды промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и др.; 4) земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного и водного фондов, а также земли запаса.

Обычно снятие или перемещение плодородного слоя почвы производится в процессе рекультивации почвенного слоя. Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" было определено, что нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. При этом снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы наступает независимо повлекли эти действия опасные последствия или нет.

Следует отметить, что ни в одном законодательном акте не дается понятия "порча земли". Лишь в п. 8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1\404, текст которого официально опубликован не был, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующиеся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. Характеристика данного правонарушения дополнена в Приложении N 1 к Инструкции Минприроды от 25.05.1994 г. "По организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России" . В нем под порчей и уничтожением плодородного слоя понимается и изменение качественных характеристик, произошедших в результате нарушения правил обращения с химическими и биологическими веществами, в тех случаях, когда плодородный слой не возможно восстановить либо для его восстановления требуется значительное время.

По данным Главного управления природных ресурсов Саратовской области, основными загрязнителями земель являются предприятия нефтедобывающей промышленности. Это, по мнению экологов, связано со значительным износом трубопроводов и оборудования, их несвоевременным ремонтом. Только за 2001 г. на объектах нефтегазового комплекса произошло 19 аварий, общая площадь загрязнения земель нефтепродуктами составила 2,75 га, ущерб окружающей среде - 2982,4 тыс. рублей.

Порча земель, используемых в сельском и лесном хозяйстве, агрохимикатами связано с увеличением их содержания свыше предельных или ориентировочно-допустимых концентраций в почве.

Следует отметить также, что отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с опасными веществами, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, являются уголовным преступлением, предусмотренным ст. 254 УК РФ. Конечно, если вред от преступления причинен здоровью человека, то вопросов не возникает, а если окружающей среде, то тогда можно говорить о коллизии правовых норм, которая в предыдущей редакции КоАП РСФСР решалась, таким образом, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные им, наступала в случае, если эти нарушения по своему характеру не влекли за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Действовал принцип преобладания уголовного закона над административным в случае их коллизии. На сегодняшний день, после вступления в силу нового КоАП РФ, проблема коллизии норм уголовного и процессуального права законодательно не урегулирована. По данному вопросу в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" в п. 13 суд указал, что при рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба. Таким образом, поскольку способ совершения административного проступка и уголовного преступления одинаков, то основным критерием их разграничения является размер ущерба. При совершении административного проступка - порчи земли, вред должен быть незначительным, то есть "испорченный земельный участок остается пригодным для его использования, например в сельскохозяйственном производстве, но был переведен из более ценной категории в менее ценную" .

1. Предметом преступления выступает земля, под которой понимают поверхность, охватывающую плодородный слой почвы.
Статья 1 ЗК РФ определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.
2. Назначение земли (сельскохозяйственные земли, земли населенных пунктов, промышленные земли, земли природоохранного назначения, земли лесного или водного фонда и т.п.) квалифицирующего значения для данного состава не имеет.
3. Объективная сторона заключается в порче земли, которую законодатель определяет как отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Деяние по составу альтернативно представлено следующими формами: а) отравлением земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности; б) загрязнением земли этими продуктами; в) иной порчей земли указанными продуктами.
Обязательное условие уголовной ответственности, относящееся к деянию, - способ порчи земли. Деяние должно нарушать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.
Последствие выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.
4. Если представить себе состав порчи земли по порядку совершения действий и наступления последствий, получим следующее: нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, которое повлекло отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, которые, в свою очередь, повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Деяние, таким образом, уже выступает последствием, и применительно к составу порчи земли можно говорить о последствиях двух порядков. Соответственно, причинная связь должна устанавливаться между нарушением правил, указанных выше, и порчей земли, а также между порчей земли и причинением вреда здоровью человека или окружающей среде.
5. В нормативную базу ст. 254 входят: ЗК РФ, Федеральные законы от 19 июля 1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"; от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" и др.
6. Правила, нарушение которых влечет порчу земли, регулируют порядок обращения: а) с удобрениями; б) стимуляторами роста растений; в) ядохимикатами; г) иными опасными химическими или биологическими веществами.
Под удобрениями понимают органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Удобрения применяются в сельском хозяйстве и рыбоводстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов. В зависимости от химического состава удобрения делятся на органические и минеральные (неорганические); выделяют также бактериальные удобрения.
Стимуляторы роста растений - это природные или синтетические вещества, позитивно влияющие на рост растений путем ускорения деления их клеток или растяжения клеток в длину. К природным стимуляторам роста растений относятся фитогормоны (ауксины, абсцизовая кислота, гиббереллины, цитокинины и др.), к синтетическим - их аналоги (индолилуксусная, нафтилуксусная кислоты, морфактины и т.д.).
Ядохимикатами называют пестициды, т.е. химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).
Под иными опасными химическими или биологическими веществами следует понимать вещества, не вошедшие ни в одну из вышеперечисленных групп (удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты), используемые в сельском хозяйстве, растениеводстве, животноводстве и для иных целей, применение которых может вызвать причинение вреда жизни и здоровью людей или окружающей среде (например, химические мелиоранты, кормовые добавки).
7. Законодатель указывает на конкретные виды правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами, нарушение которых может при определенных условиях повлечь уголовную ответственность по ст. 254: а) правила обращения с вредными и опасными веществами при их хранении; б) правила обращения с ними при их использовании; в) правила обращения с указанными веществами при их транспортировке.
Под обращением понимают все виды деятельности с указанными веществами в рамках хранения, использования или транспортировки.
Хранение указанных веществ предполагает их нахождение в каком-либо месте.
Использование представляет собой применение для сельскохозяйственных или иных работ, других целей (производства товаров (продукции), оказания услуг).
Транспортировка удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов и иных опасных химических или биологических веществ традиционно понимается как их перемещение в пространстве, предпринятое с любыми целями, на любом виде транспорта (железнодорожном, автомобильном, водном, воздушном, гужевом и т.п.).
8. В числе конкретных правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами могут быть названы следующие:
- в интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ в почве;
- запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду;
- не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ;
- оборот пестицидов ограниченного использования ввиду высокой вероятности негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду осуществляется по специальному разрешению и только гражданами со специальной профессиональной подготовкой;
- хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах. Бестарное хранение пестицидов запрещается;
- транспортировка пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.
9. Соответственно, правила обращения считаются нарушенными, если: превышены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве; применены неразрешенные химические вещества или токсичные химические препараты; применены неразрешенные в России пестициды и агрохимикаты; пестициды и агрохимикаты хранятся вне специализированных хранилищ или транспортируются не в специализированных транспортных средствах; к работе с пестицидами ограниченного использования допущены граждане, не имеющие специальной профессиональной подготовки, и т.п.
10. Общее понятие порчи земли определяется экологическим законодательством как равнозначное понятиям уничтожения или повреждения ее плодородного слоя, т.е. как полное или частичное его разрушение, сопровождаемое ухудшением физических или биологических свойств либо снижением природно-хозяйственной ценности земель.
11. Согласно прямому указанию законодателя порча земли по ст. 254 наступает от вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности.
Хозяйственная деятельность - это работа в любой сфере народного хозяйства (сельское хозяйство, промышленность, рыболовство, растениеводство и т.п.).
Под иной деятельностью следует понимать все остальные виды деятельности (например, учебную, научную, военную и т.д.).
12. Отравление земли представляет собой заболевание ее плодородного слоя в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности.
13. Загрязнение земли определяется как ухудшение ее качества в результате антропогенной деятельности, характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их фоновыми значениями или на начало сравниваемого периода, либо - в отношении применяемых в сельском и лесном хозяйстве средств химизации - увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.
14. Под иной порчей земли понимают ее захламление, засоление, заражение и т.п.
Захламление земли - это размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков). Засоление земли означает повышение в ней содержания легкорастворимых в воде минеральных солей (хлоридов, сульфатов, карбонатов натрия, кальция и магния) и перевод земли в одну из следующих категорий почв: солончаки (сильно засоленные), солончаковые (менее засоленные) и солонцы (засоленные ниже пахотного слоя). Заражение земли состоит в привнесении в нее возбудителей бактериальных, паразитарных, инфекционных и иных заболеваний.
15. Последствия второго порядка, предусмотренные в ч. 1 комментируемой статьи, альтернативно состоят в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.
16. Субъективная сторона характеризуется умышленной и неосторожной виной.
17. Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.
18. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 254) предусматривает ответственность за порчу земли, совершенную в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 247).
19. В ч. 3 ст. 254 содержится особо квалифицированный состав преступления - порча земли, повлекшая по неосторожности смерть человека.
20. Норма, предусмотренная комментируемой статьей, является общей по отношению к содержащейся в ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов). Применению в конкретном случае, например при порче земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами, пришедшими в негодность, подлежит ст. 247 УК РФ.

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, –

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, –

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом преступления выступает экологическая безопасность, стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал земли.

Предметом данного преступления выступает земля. Статья 1 Земельного кодекса РФ говорит, что земля выступает как природный объект, охраняемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и является основой осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, одновременно является недвижимым имуществом, объектом права собственности.

Статья 12 Земельного кодекса РФ говорит о том, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Объективная сторона преступления выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Под отравлением земли следует понимать заболевание плодородного слоя земли в результате воздействия вредных веществ на нее.

Под загрязнением следует понимать внесение в землю загрязняющих веществ, то есть химических или биологических либо смеси таких веществ, которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Под иной порчей земли следует понимать захламление, нарушение земель, засоление, деградацию и т. п.

Под вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, по смыслу законодателя, следует понимать удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

Под удобрениями следует понимать органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений.

Под стимуляторами роста растений следует понимать такие вещества, которые ускоряют рост растений путем более быстрого деления клеток или растяжения клеток в длину.

Под иными опасными химическими или биологическими веществами следует понимать вещества, не входящие ни в одну из вышеперечисленных групп и могущие причинить вред здоровью человека или окружающей среде.

Под правилами обращения с вышеперечисленными веществами следует понимать правила, установленные в федеральных законах и иных нормативных актах, а также в подзаконных нормативно-правовых актах для каждого конкретного вида веществ.

Под транспортировкой следует понимать любое перемещение указанных веществ в пространстве, любым видом транспорта.

Под хранением следует понимать содержание веществ в объектах размещения указанных веществ (то есть в специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения веществ).

Под использованием следует понимать любое применение указанных веществ в сельском хозяйстве либо в любой иной деятельности.

Под причинением вреда здоровью человека следует понимать расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности, причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам100.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в возникновении заболеваний животных и растений, уничтожении животных и растений, уничтожении рыбных запасов и т. д.

Состав преступления материальный, то есть для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке повлекли отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, что в свою очередь должно повлечь причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Необходимо также установить причинную связь между деянием и последствием.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формами вины. Высказанное суждение о том, что данное преступление совершается с косвенным умыслом, представляется ошибочным101.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Часть 2 статьи 254 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак: те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Зона экологического бедствия - это официально объявленная часть территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Зоной чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Часть 3 статьи 254 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 254 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, — отношения, складывающиеся в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования земли. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране здоровья или жизни (ч. 3 статьи) человека.

Отношения по охране и использованию земельных ресурсов регулируются Конституцией, ЗК, Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в ред. от 19.07.2011) , Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии и Законом об охране окружающей среды, а также другими нормативными правовыми актами.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510; 2003. N 2. Ст. 153, 167; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 43. Ст. 4412; 2008. N 26. Ст. 3022; 2009. N 1. Ст. 1, 21; N 41 (ч. 2). Ст. 5189; РГ. 2011. N 159, 160.

Предмет преступления — земля, т.е. поверхностный почвенный слой как среда жизнеобеспечения людей.

С объективной стороны преступление характеризуется порчей земли, совершаемой альтернативно путем отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности.

Отравление, загрязнение, иная порча производятся вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, которые образуются вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами (при хранении, использовании и транспортировке указанных веществ).

Отравление — насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель.

Загрязнение заключается в физическом, химическом, биологическом изменении качества почвы, которое превышает установленные нормативы вредного воздействия и создает угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами. Поэтому к иной порче земли не относится засорение земли отбросами или отходами, устройство без разрешения свалки полигонов, порча земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование образованию оврагов и ветровой эрозии и т.д.). Эти деяния могут повлечь административную ответственность.

К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных организмов, вредителей или уничтожение полезных организмов.

Удобрения — это органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Их вносят в почву, раствором опрыскивают растения, обрабатывают семена.

Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира и утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора с учетом международных стандартов.

К иным опасным химическим или биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.1992 N 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» (в ред. от 05.04.1999) .
———————————
САПП РФ. 1992. N 20. Ст. 1669; СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1824.

Последствия — обязательный признак преступления: они выражаются во вреде здоровью, т.е. в причинении хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21) либо во вреде окружающей среде, т.е. гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций (см. коммент. к ст. 247).

Между названными в законе действиями (бездействием) и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Состав преступления материальный. Окончено преступление, если загрязнение, отравление или иная порча земли причинили вред здоровью человека или окружающей среде.

4. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое по роду своей работы использует удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники научно-исследовательских институтов, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов и другие лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с указанными веществами.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины (см. коммент. к ч. 1 ст. 250).

6. Квалифицирующий признак (ч. 2 комментируемой статьи) — порча земли в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. коммент. к ст. 247). Понятие «те же деяния» следует толковать аналогично рассмотренным в ч. 2 ст. 250 УК. Состав преступления формальный.

7. Особо квалифицирующий признак (ч. 3 комментируемой статьи) — причинение перечисленными в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи деяниями по неосторожности смерти человеку.

8. Преступная порча земли, о которой сказано в ч. 1 комментируемой статьи, отличается от административно наказуемых земельных правонарушений (ст. ст. 8.6 — 8.8, 8.12 КоАП) по последствиям и другим признакам объективной стороны. Основной состав преступления предусматривает последствия в виде причинении вреда здоровью человека или окружающей среде либо смерти человека. Административные наказуемые правонарушения не влекут за собой указанных последствий, а от преступления, предусмотренного комментируемой статьей, отличаются местом совершения. Кроме того, преступная порча земли осуществляется действиями (бездействием), которые не предусмотрены в перечисленных статьях КоАП.



Просмотров