Оставление места дтп не. Когда можно избежать наказания? Будет ли наказание, если вернулся на место ДТП

По ч.1 ст. 12.27 водитель привлекается за невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД в связи с ДТП, что влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Вторая часть предполагает ответственность за скрытие водителя с места ДТП и влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Разберемся, что такое ДТП . Многие полагают, что под ДТП понимается происшествие, в котором есть несколько участников, среди которых есть люди или автомобили, но это не так. Например, водители, чьи автомобили застрахованы по КАСКО, прекрасно знают, что оформлять факт ДТП им приходится в любом случае - например, если задели дерево или столб, это квалифицируется как ДТП.

В ПДД, в п.п.1.2 «Общие положения», указано, что ДТП является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

В практике было много случаев, когда водитель, например, слегка задевал пешехода зеркалом и после взаимных обвинений и споров участники прощались друг с другом.

Водитель, убедившись в том, что претензий со стороны лица, которого он задел зеркалом, нет, может продолжить движение.

Однако должны быть факты, подтверждающие отсутствие претензий, а именно - отсутствие ранений или иных травм у вышеуказанного лица. Только в этом случае факт ДТП не будет установлен.

Если же гражданин захочет отомстить водителю, он попросту обратится с заявлением в милицию. При этом одного заявления о скрытии водителя с места ДТП будет недостаточно, ведь в ПДД дано четкое указание на повреждения или травмы, которые должен был получить гражданин, поэтому одним из доказательств будет являться медицинское заключение о нанесении вреда здоровью.

Оставлением места ДТП не будет являться:

  • невыполнение требований участников дорожного движения в части перестановки автомобиля с целью освобождения полосы для движения транспортных средств. ПДД регламентирует такую возможность, однако предписывает в присутствии свидетелей зафиксировать положение транспортного средства до момента его перемещения, следы, предметы;
  • доставление пострадавшего в больницу на собственном автомобиле. При этом после этих действий водитель обязан вернуться на место совершения ДТП;
  • если водители транспортных средств, оценив обстоятельства, составив схему ДТП и подписав ее, едут с места ДТП на ближайший пост ДПС или в орган милиции для оформления ДТП.

Формально оставлением места ДТП является отсутствие гражданина в момент оформления происшествия сотрудниками милиции. Если водитель уехал или ушел с места ДТП, но явился к моменту оформления, это не будет являться нарушением.

При всем при этом правила дорожного движения в п.п.2.

5 обязывают участников ДТП ожидать прибытия сотрудников ГИБДД, но не накладывают обязанность, которая заключается в том, чтобы дождаться сотрудников, также не указывают на временной промежуток ожидания.

В то же самое время, между словами «ожидать» и «дождаться» существует принципиальная разница. Для ее установления обратимся к толковому словарю Ожегова.

Понятие «ожидать»: быть где-нибудь, рассчитывая на появление, прибытие кого-нибудь или чего-нибудь. Таким образом, правилами установлено только одно требование - ожидать и это требование не конкретизировано.

Понятие «дождаться»: пробыть до появления кого-нибудь или чего-нибудь ожидаемого. И это понятие, как мы видим, является более конкретным.

Как расценивать поведение водителя, который уехал с места ДТП, но затем вернулся? Скрытием этот факт назвать нельзя, и действие данного участника ДТП не попадает под квалификацию по части 2 ст. 12.27 КоАП и может квалифицироваться исключительно по ч 1 ст. 12.27.

Если второй участник предпочел не вызывать ГАИ и рассчитался с вами на месте - обменяйтесь расписками.

Расписки должны содержать следующий текст: в результате того, что таким-то водителям показалось, что автомобили получили повреждения в результате возможного ДТП, водители осмотрели свои автомобили и не обнаружили на них следы, указывающие на факт совершения ДТП, в связи с чем продолжили движение. Необходимости в вызове ДПС не имелось. Стороны претензий друг к другу не имеют.

Рассмотрим пример . Водитель скрылся с места ДТП: на парковке был зацеплен стоящий рядом автомобиль и водитель, понадеявшись на то, что данного события никто не видел, уехал.

Когда ГИБДД по свидетельским показаниям нашли и вызвали данного водителя, он договорился о добровольной компенсации лицу, которому его действиями был причинен ущерб.

Таким образом, исчерпан только конфликт между двумя гражданами, ведь дело об административном правонарушении уже возбуждено и забрать свое заявление о совершении ДТП гражданин не может. Напомню, гражданина привлекли за факт административного правонарушения, выраженного в скрытии с места ДТП.

Можно попасть и на автоподставу .

На парковках и стоянках возле супермаркетов, а иногда, в зависимости от повреждения, и на дороге к вам может подойти человек, который будет утверждать, что некоторое время назад он видел, как вы повредили своим бампером или иной частью автомобиля его транспортное средство. Могут найтись и свидетели. Разумеется, водитель, будучи абсолютно уверенным в том, что никаких повреждений он не наносил, тем более, что на его автомобиле нет никаких следов, разворачивается и уезжает.

Данное обстоятельство является основанием для второго водителя вызвать сотрудников ДПС, после чего все разворачивается по уже известной схеме.

В суде, спустя время, доказать то, что действительно не вами было совершено дорожно-транспортное происшествие, будет крайне сложно, ведь определить степень виновности, установить первичные повреждения должны были именно прибывшие сотрудники ДПС, которых водитель не дождался.

В последующем, конечно же, в результате сравнения двух автомобилей будет определяться степень вероятности нанесения установленных повреждений именно вашим автомобилем, однако определяющего значения данный факт иметь не будет.

Если вы все же намерены покинуть место ДТП, сделайте несколько десятков фотографий, которые могли бы подтверждать тот факт, что вы к этим повреждениям никакого отношения не имеете! В таком случае помогут фотографии, указывающие на повреждения второго автомобиля - наличие пыли, грязи, дополнительных царапин, возможно, выступившей ржавчины (если вам предлагается оплатить повреждение, причиненное несколько недель назад), важен и в целом внешний вид автомобиля. На вашем автомобиле также нужно зафиксировать возможные царапины на тех его частях, которыми могло быть нанесено повреждение, обратить внимание на ту же пыль и грязь.

Если вас вызвали в ГИБДД для оформления протокола о факте скрытия с места ДТП, будьте внимательны. Потребуйте проведения экспертизы и эксперимента с целью установления обстоятельства, подтверждающего, что подобное действительно могло иметь место с участием конкретных автомобилей.

Если вам предлагается подписать схему или иные материалы, никогда не отказывайтесь от этого. Укажите, что не согласны и поставьте свою подпись.

Обязательно сделайте копию или сфотографируйте документ фотоаппаратом - в любой документ, копию которого гражданин не получает, можно в дальнейшем внести различные удобные для одной из сторон изменения.

Не попадайте в ДТП и отстаивайте свои права! Удачи на дорогах!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/auto/articles/21796/

Определение – скрытие с места ДТП

Скрытием с места ДТП не будут являться случаи:

– доставления пострадавшего в больницу на собственном автомобиле.

При этом данное требование в ПДД имеет четкое предписание, обязывающее водителя после этих действий вернуться на место совершения ДТП;
– если водители транспортных средств - участников ДТП, оценив обстоятельства произошедшего и предварительно составив схему ДТП, подписав ее и уехав с места ДТП, следуют на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган милиции для оформления ДТП. То же самое касается упрощенного оформления ДТП без вызова ГИБДД в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД.

Формально оставлением места ДТП, является отсутствие человека на месте в момент оформления происшествия сотрудниками ГИБДД. Если участника ДТП нет в этот конкретный момент, то фактически образуется состав правонарушения.

Если водитель уехал или ушел с места ДТП, но явился к моменту оформления, это не будет являться нарушением: никто не ограничивает гражданина в праве свободного перемещения.

Но, все же как, расценивать поведение водителя, который уехал с места ДТП, но затем вернулся? Скрытием этот факт назвать нельзя, и действия такого водителя не подпадают под квалификацию по ч. 2 ст. 12.27 КоАП, а могут квалифицироваться исключительно по ч. 1 ст. 12.27, то есть именно как невыполнение требований, предъявляемых к участнику ДТП.

Если с места ДТП уехал второй участник, то даже в случае вашей явной вины в совершении правонарушения это не означает, что вы также можете или должны покинуть место ДТП. Запишите номера второго участника и постарайтесь найти свидетелей, после чего вызывайте сотрудников ДПС.

Если же второй участник предпочел не вызывать ГАИ и рассчитался с вами на месте, все равно не спешите уезжать. Обменяйтесь расписками и дождитесь, пока второй участник уедет.

Для отсутствия возможности дальнейших разбирательств расписки должны содержать следующий текст: «В результате того, что таким-то водителям показалось, что автомобили получили повреждения в результате возможного ДТП, водители осмотрели свои автомобили и не обнаружили на них следы, указывающие на факт произошедшего ДТП, в связи с чем продолжили движение. Необходимости в вызове ДПС не имелось. Стороны претензий друг к другу не имеют». Иными словами, не должно быть прямого указания на то, что факт ДТП был установлен, но стороны решили вопрос на месте.

Существует одно заблуждение, в которое сами себя вводят участники ДТП, скрывшиеся с места происшествия. Итак, в результате дорожно-транспортного происшествия водитель скрылся с его места. Допустим, на парковке был зацеплен стоящий рядом автомобиль и водитель, понадеявшись на то, что данного события никто не видел, уехал.

Когда же органы ГИБДД по свидетельским показаниям нашли и вызвали данного водителя, он договорился о добровольной компенсации лицу, которому его действиями был причинен ущерб. Таким образом, исчерпан только конфликт между двумя гражданами, ведь дело об административном правонарушении уже возбуждено и забрать свое заявление о совершении ДТП гражданин не может.

В суде добровольную компенсацию признают, и она будет являться исключительно смягчающим обстоятельством, но не основанием для прекращения производства по делу. Напомним, гражданина привлекли за факт административного правонарушения, выраженного в скрытии с места ДТП. А ДТП признается факт причинения любого материального ущерба.

Таким образом, любой причиненный движением транспортного средства материальный ущерб признается фактом совершения ДТП.Если вас все-таки вызвали в ГИБДД для оформления протокола о факте скрытия с места ДТП, будьте внимательны. Потребуйте проведения экспертизы - заявите такое ходатайство в письменном виде и отразите этот факт в объяснениях.

Таким же образом потребуйте провести эксперимент с целью установления обстоятельства, подтверждающего, что подобное действительно могло иметь место с участием конкретных автомобилей, в том числе учитывая их габариты. Получив копию протокола и готовясь к судебному заседанию, изучите суть правонарушения: при каких обстоятельствах, где и с чем оно связано.

Если вам предлагается подписать схему или иные материалы, никогда не отказывайтесь от этого. Укажите, что не согласны, и поставьте свою подпись.

Обязательно сделайте копию или сфотографируйте материалы, ведь в любой документ, копию которого гражданин не получает, можно в дальнейшем внести различные удобные для одной из сторон изменения.

В современной жизни с постоянной нехваткой времени бывает и такое, что, зацепив автомобиль, законопослушный водитель готов нести ответственность и оставляет на лобовом стекле записку с указанием номера своего телефона.

Тяжело предугадать реакцию владельца пострадавшего транспортного средства, но последствия этого могут быть различными.. Из описанных обстоятельств видно, что все действия в нарушение ПДД так или иначе могут подпадать под квалификацию как ч. 1, так и ч. 2 статьи 12.27 КоАП.

При этом в случае построения правильной линии защиты можно добиться переквалификации правонарушения с ч. 2 на ч. 1, более либеральную и ограничиться уплатой штрафа.

Источник: http://www.samsebeyurist.ru/avto/162-skrytie-s-mesta-dtp.html

Ущерб при оставлении места ДТП: кто заплатит?

«Я скрылся с места ДТП, меня лишат прав?» - такой вопрос задают многие автолюбители на специализированных форумах и интернет площадках. Часто этот вопрос звучит и в кабинете адвокатских контор.

Наказание за такой грубый проступок не заставит себя долго ждать, однако, количество водителей, которые покидают место дорожно-транспортного происшествия, не уменьшается. Как быть, если растерялся и скрылся с места аварии, и выплатят ли страховку за ущерб в ДТП, и вообще что делать, если виновник уехал, оставив вашу разбитую машину посреди проезжей части?

Какова ответственность за оставление места ДТП?

Аварии могут быть серьезными и не очень, однако, согласно закону КоАП РФ, все они подлежат регистрации. Это необходимо и для статистики ГИБДД, если это аварии, повлекшие человеческие потери, а также для страховых компаний.

Если водитель ударил своим авто чужую машины и скрылся с места аварии, то к нему будут применены, на выбор суда, следующие санкции:

  • лишение водительского удостоверения сроком от 1 до 1,5 года;
  • административный арест на 15 суток.

Ответственность достаточно серьезная, поэтому меру наказания определяет суд. Повлиять на его решение может содержание протокола административного нарушения, объяснения виновника, если он определен, степень тяжести дорожного происшествия, а также были ли пострадавшие.

Если последствия ДТП повлекли тяжелые ранения и смерти людей, то кроме административной ответственности будет еще и уголовная, которая предусмотрена статьями Уголовного Кодекса России и Уголовно-Процессуального Кодекса.

Часто автоюристы слышат один и тот же вопрос: «Какие меры могут принять в отношении меня, если я передвинул автомобиль или, не заметив ДТП, уехал?» Заметим, что каждый случай очень индивидуален, и даже в безнадежной ситуации, может быть принято позитивное решение.

Такие ситуации мы рассмотрим ниже, а во всех остальных случаях лучше так не делать.

Когда можно оставить место ДТП?

На сегодняшний день, существует несколько обстоятельств, когда водитель может покинуть место ДТП, однако все они не имеют ничего общего с самопроизвольным уездом. Действия во время ДТП всегда должны быть выполнены четко по инструкции, а каждый водитель должен назвать последовательность, даже если его разбудят ночью.

Если случилось дорожно-транспортное происшествие, водитель первым делом должен остановиться и сразу же включить аварийную сигнализацию. При серьезных столкновениях, резком торможении и в некоторых автомобилях, при срабатывании подушек безопасности, сигнал аварийки включается автоматически.

Следующий шаг – это проверить, в каком состоянии находятся пассажиры, и есть ли пострадавшие в другой машине. Если пострадавших нет, уже хорошо. Проверьте, насколько серьезны повреждения вашего автомобиля.

Иногда легкие столкновения и прочное лакокрасочное покрытие обеспечивают сохранность автомобиля. Если ущерба нет никакого – то можно сказать, что нет и ДТП. Но проверьте и вторую машину.

При обнаружении повреждений следует вызывать работников ГИБДД.

Что касается передвижения автомобилей, между которыми произошло столкновение, то для этого должны быть веские причины, а кроме этого, должны быть выполнены определенные процедуры.

Перемещать автомобиль можно в случае:

  • если он загораживает проезд другим участникам транспортного потока;
  • если машина создает препятствие для подъезда скорой помощи, а на месте ДТП есть пострадавшие, которым нужен врач.

В иных обстоятельствах перемещать автомобиль до приезда работников полиции нежелательно, поскольку в этом могут усмотреть умысел повернуть обстоятельства ДТП в пользу того или иного участника, который потом будет беспокоиться – «а не лишат ли меня водительского»?

Для того, чтобы убрать автомобиль, которые создает помехи для движения нужно:

  • зарисовать схему ДТП, зафиксировать первичное положение, а в протоколе описать причины, по которым вы считаете, что есть острая необходимость перемещения транспортного средства;
  • зафиксировать положение автомобилей с помощью фото и видео съемки, при этом на данных изображениях должны быть отчетливо видны знаки транспортных средств и желательно, включена геолокация;
  • взять контакты у свидетелей и очевидцев ДТП, а также провести все мероприятия в их присутствии.

Все эти действия должны быть выполнены, чтобы потом не задавать вопросы юристу: «Не лишат ли меня прав за неправомерные действия».

Случаи, когда водитель уехал с места аварии и не получил никакого наказания, могут быть еще и следующего характера: например, на месте аварии есть пострадавшие, которых необходимо срочно доставить в лечебное учреждение.

При этом, нет возможности вызвать карету скорой или отправить пострадавшего на попутном авто.

Тогда, выполнив все перечисленные действия, а именно, зафиксировав первичное положение, в котором машина остановилась, сделать фото, дать объяснения в присутствии свидетелей, а так же взять их контакты, можно отвезти раненого в ближайший медпункт. А после вернуться на место происшествия и ждать работников ГИБДД.

Если не оформить должным образом документы, то работники ГИБДД могут решить, что водитель скрылся с места аварии и пытается избежать ответственности.

Кроме того, при таком положении дела, могут быть и проблемы с возмещением ущерба. Даже если вы не виновны в ДТП, доказать обратное в суде будет невозможно.

Европротокол решает проблему

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что мелкое столкновение может нарушить все планы. Оформление его возможно и без вмешательства ГИБДД, но есть определенные условия для его заполнения. Многие водители не пользуются этим правом, поскольку не знают нюансов и беспокоятся «Не лишат ли меня прав за то, что я скрылся с места аварии».

Юристы убеждают – нет, ваши действия не будут расценены, так, что водитель уехал после ДТП, так как все документы будут оформлены. Банально, вы можете сразу же отправляться в страховую компанию с копией заполненного европротокола и не терять время на отправку заявления почтой.

Европротокол можно оформить в таких случаях:

  • ущерб не более 50 тысяч рублей;
  • в ДТП нет пострадавших;
  • водители солидарны во мнениях, кто виновник, кто пострадавший;
  • оба водителя имеют полис ОСАГО.

Оформление Европротокола – это гарантированный способ, чтобы быстро и без лишних временных затрат решить серьезные проблемы.

Да, ваша машина в будущем будет направлена на экспертизу, да, вам придется повозиться с документами, но вы можете сэкономить время своё и других участников дорожного движения. Оформив извещение о ДТП можно не беспокоиться, и не думать: «накажут меня за это или нет».

Виновник скрылся, что дальше?

Такие случаи на дороге тоже не редкость. Если вас ударила другая машина, а её водитель уехал по своим делам, не остановившись, то ситуация, конечно очень сложная.

Ведь если нет виновника, то нет и компенсации. Поэтому, старайтесь выжать из этой проблемы максимум пользы.

Действуйте по известной схеме ДТП, но уделите особое внимание свидетелям, очевидцам, а также самостоятельному поиску вашего обидчика.

Оставление места аварии - серьезнейшее правонарушение в сфере дорожного движения. По правилам, при ДТП необходимо остановиться и оповестить о случившемся госинспекицию. Но не всегда водители замечают происходящее на дороге или придают этому значение. В результате возникает много спорных судебных ситуаций. Чем грозит уезд с места ДТП в 2019 г., и можно ли избежать ответственности?

ДТП - это неприятное событие, возникшее в процессе движения авто по дороге и с его участием, повлекшее ущерб людям, ТС, сооружениям и т. д. (определение из ПДД). То есть аварией можно считать не только столкновение двух движущихся машин, но и наезд на препятствие, пешехода, животное, иное стоящее авто.

В 2019 г. ВС определил, что нельзя считать ДТП событие, которое произошло независимо от действий водителя. Таким образом, камень из-под колес, брошенный пассажиром из окна предмет, попавший и процарапавший другое авто - не ДТП, а вот бесконтактные столкновения, при которых одна или обе машины могут не получить вреда - ДТП.

Постановление ВС РФ № 18 от 24.10.2006 г. расширило определение не только на дорогу (собственно проезжую часть), но и на прилегающую территорию.

Что значит оставление места? ВС РФ дает определение: гражданина можно считать нарушителем, если к моменту прибытия сотрудников ГИБДД и написания протокола его нет на месте аварии. Возможны исключения: участник направился в больницу с пострадавшим, на пост ДПС для оформления ДТП.

Не будет считаться грубым правонарушением, если водитель после аварии отъехал на какое-то расстояние, но потом заметил, вернулся и успел до приезда ГИБДД. В этом случае отступление от правил было, но по п. 1 ст. 12.27: невыполнение обязанности остановиться и не передвигать предметы, относящиеся к ДТП (наказание в 2019 г. - штраф 1 тыс. руб.).

П. 2 ст. 12.27 предусматривает равно строгое наказание для тех, кто намеренно покинул место ДТП, и тех, кто сделал это по незнанию. Практика показывает, что иногда судьи в отсутствии умысла видят отсутствие состава нарушения и прекращают дело. Единственное, для этого необходимы твердые доказательства, а не просто заявления «не заметил ДТП».

В общем, спорность некоторых случаев заставляет судей максимально индивидуально подходить к их рассмотрению (чего, на практике, редко удается добиться от арбитров первых инстанций). С другой стороны, это дает ответчикам и их адвокатам простор для маневрирования и выстраивания линии защиты.

Наказание за уезд с места аварии в 2019 году

Ответственность за оставление места ДТП в 2019 г. предусмотрена в п. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Нарушителю будет грозить:

  • лишение прав управлять машиной на 1–1,5 года; или
  • арест на срок до 15 суток (не применяется к беременным женщинам, инвалидам, военнослужащим и др. категориям граждан - ст. 3.9 КоАП РФ).

Штраф за это нарушение водителю не грозит.

Нахождение в нетрезвом виде в момент ДТП - отягчающее вину обстоятельство, тогда как раскаяние, стремление возместить причиненный вред, состояние аффекта могут смягчить наказание (статьи 4.2, 4.3 КоАП РФ). Поэтому многие нетрезвые водители решают уехать с места ДТП, чтобы через несколько дней прийти в ГИБДД с повинной и избежать максимальных санкций.

Если участник аварии сознательно скрылся, бросив при этом людей, нуждающихся в медицинской помощи, его поступок может быть классифицирован как «оставление в опасности» по статье 125 УК РФ, что будет грозить:

  • наложением штрафа от 80 тыс. руб. или в размере 6-месячного дохода ответчика; или
  • обязательными общественными работами на срок до 360 часов; или
  • исправительными или принудительными работами на 1 год; или
  • арестом до 3 месяцев;
  • тюремным заключение на срок до года.

Кроме того, страховые компании при возмещении вреда пострадавшему в ДТП могут применить к скрывшемуся виновнику правило суброгации (ФЗ № 40 от 25.04.2002 г., ст. 14), то есть потребовать от него всю выплаченную сумму.

Нарушение имеет срок давности 3 месяца. Если водитель оставил место ДТП, его не нашли и не вынесли постановление за это время, дальнейшему административному преследованию по этому деянию он подвергаться не может. Однако, в современных городах с разветвленной сетью камер слежения спрятаться на такой срок практически невозможно.

Назначение наказания за оставление места аварии

Прибывший на место ДТП инспектор составляет протокол об осмотре, устанавливает обстоятельства произошедшего со слов участников и свидетелей, фотографирует, при необходимости доставляет пострадавшего в больницу.


Если один из участников уехал, инспектор выносит определение о возбуждении административного дела в его отношении и начале проведения расследования (ст. 28.7 КоАП РФ). ГИБДД обязана принять меры к установлению личности уехавшего по показаниям свидетелей, видеосъемке и т. д. и к обеспечению дальнейшего производства. Водитель добровольно или принудительно приходит в отделение, где на основании собранных материалов оформляется протокол. Ст. 25.5 п. 4 КоАП гласит, что на разбор можно пригласить защитника (адвоката).

О дате и месте судебного заседания водитель будет извещен письмом (повесткой) или смс, если он указал номер для связи в протоколе.

Согласно КоАП РФ, статьям 25.1, 29.6, заседание должно проходить обязательно в присутствии ответчика и не позднее следующего дня с момента получения протокола и материалов дела, так как нарушение предполагает санкцию в виде административного ареста.

По итогам рассмотрения выносится постановление. Если определено наказание в виде ареста, оно приводится в исполнение немедленно. Если водителя лишили права управлять машиной, он обязан сдать свое ВУ в отделение ГИБДД.

У ответчика есть 10 дней на то, чтобы обжаловать решение арбитра в районном суде самостоятельно или с помощью адвоката.

В каких случаях место аварии можно безнаказанно покинуть?

П. 2.6.1 ПДД РФ от 2019 г. гласит, что не будет нарушением уехать с места аварии, предварительно сфотографировав автомобили и окружающую обстановку, по обоюдному согласию составив документы самостоятельно или на ближайшем посту ДПС. Это допускается, если нет пострадавших; в противном случае следует позвонить в ГИБДД. Инспекторы вправе не выезжать на ДТП, а пригласить участников на пост - такое оставление места также не нарушение.

Если в аварии никто не получил вред здоровью, обстоятельства и оценка ущерба ясны и разногласий между участниками нет, виновник хочет на месте покрыть все убытки, а потерпевший согласен на это, разрешается уехать без составления документов. О добровольном возмещении вреда пишется расписка.

П. 2.6, 2.6.1 обязывает водителей в течение часа сфотографировать место аварии и отогнать машину на обочину, если она создала препятствие для других авто. Если в ДТП пострадали люди, перемещать ТС можно, только когда оно полностью блокирует дорожное движение (штраф за невыполнение этого требования - 1 тыс. руб.).


Согласно п. 2.6, не будет нарушением самостоятельно отвезти пострадавшего в больницу в экстренных случаях, когда скорая задерживается и помощи в виде проезжающих машин нет. По прибытии в больницу, нужно назвать свое имя и госномер авто, затем вернуться на место аварии.

Судебная практика: сложные случаи

В первой половине 2019 г. в судебных делах по статье 12.27 КоАП РФ выделялись два спорных момента:

  • соответствует ли в некоторых случаях строгость наказания совершенным проступкам;
  • как нужно наказывать водителя за неумышленное оставление места ДТП.

В первом речь идет о применении ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), когда при фактическом совершении административного нарушения судья освобождает ответчика от строгого наказания, ограничиваясь предупреждением.

Например, гражданин проехал по брошенному на улице предмету, поцарапал машину. Такой случай расценивается как ДТП: наезд на препятствие на дороге, повлекшее ущерб. Первая инстанция спросила с водителя по всей строгости, тогда как вторая сочла, что вред нанесен имуществу ответчика, а не другим людям или общественным интересам, и сменила наказание на предупреждение.

В следующем случае 2019 г. водитель, пытаясь выехать со стоянки, легко задел другую машину, не заметил и скрылся с места ДТП. Наказание за это судья назначила «минимальное» - 1 год лишения прав, так как узнав от ГИБДД о своем проступке, ответчик решил добровольно возместить вред владельцу поцарапанного авто. В соответствии с Постановлением ВС РФ № 5 от 24.03.2005 г., такие действия считаются смягчающим обстоятельством. Была подана жалоба, в которой приведены оценка ущерба и отказ потерпевшего от претензий. В итоге, постановление было отменено, дело прекращено за малозначительностью, невнимательный водитель избежал неприятных последствий, только штраф заплатил.

В следующем деле от 2019 г. водитель не заметил созданной им ситуации (наезда на препятствие на дороге, которая была полностью затоплена водой; предупреждающих знаков не было) в силу объективных причин. Состав правонарушения налицо, поэтому мировой судья лишил ответчика прав на 1 год. При обжаловании адвокат собрал доказательства, что автомобилист не мог заметить ДТП, в противном случае не уехал бы. Районный арбитр отменил первоначальное решение и прекратил дело.

Чем руководствовался судья? Административное правонарушение - это виновное умышленное или неумышленное деяние. Гражданин, совершая его, либо предвидел последствия своего поступка, либо не предвидел, но должен был и мог их предвидеть (ст. ст. 2.1, 2.2 КоАП РФ). Арбитр посчитал, что в том случае водитель и не должен был, и не мог предвидеть, что он что-то заденет, поэтому состава нарушения в его действиях нет.

Таким образом, не каждое формально совершенное правонарушение - оставление места ДТП - заканчивается для водителя лишением или арестом. Избежать сурового наказания, переквалифицировать деяние, заменить лишение на штраф помогут только тщательная подготовка и профессиональная помощь.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Статистика последних трех лет показывает, что с мест происшествий на дорогах скрываются водители достаточно часто. Это являлось и одной из причин установки систем наблюдения и видеозаписи на дорогах. Мы сегодня расскажем вам подробнее о том, что по статье является уездом с , какой штраф и что еще грозит за скрытие с такого места.

Причины таких действий

Статистика позволяет выделить ряд штатных ситуаций, в которых водители оставляют место аварии:

  • Во избежание момента привлечения к ответственности – в этой ситуации действия водителя явно нарушают правила, являясь намеренным, и подлежит наказанию. Как правило, такое происходит тогда, когда происходит столкновение с припаркованным транспортом или на стоянках, когда хозяина пострадавшего автомобиля вблизи нет. Сегодня санкционированные и оснащаются видеофиксацией, по этой причине, лучше дождаться автовладельца или оставить номер . Скрываясь с места аварии, водитель рискует получить дополнительный штраф. В целом же ситуация вполне разрешимая, и ущерб может ;
  • Стремятся водители избежать наказания, скрываясь с места преступления с . В такой ситуации, уезжая намеренно с места совершения ДТП, водитель в ходе разбирательств не только обеспечивает себе еще один штраф, но и отягчающее обстоятельство в деле;
  • Ситуация, в которой ДТП просто осталось незамеченным водителем . Возможно, удар был слабым. В этой ситуации водитель покинул место аварии не специально, а случайно. Такие случаи могут возникнуть на светофорах, когда происходит несущественное касание автомобилей, не причиняющее повреждений машинам и оставшееся незамеченным автомобилистами. В таких ситуациях штрафные санкции за оставление места происшествия могут не применяться.

О том, какой срок давности наказания за уезд с места ДТП, какой штраф за его покидание предусмотрены, и будет ли иметь место лишение прав, расскажем далее.

В данном видеосюжете будет рассказано в том числе и о причинах покидания водителями места ДТП:

Штраф и иные виды наказания за скрытие с места ДТП

Отягчающим обстоятельством оставление места происшествия может являться в тех случаях, когда в ходе ДТП погибли люди или получили серьезные ранения и травмы. В этом случае чаще всего возбуждаются уголовные дела, квалифицируемые по ст. 264

В ходе расследования и дальнейшего судебного процесса факт намеренного оставления места аварии будет являться отягчающим обстоятельством, которое существенно увеличит срок и сумму наказания. Однозначно, водитель будет лишен права управления, а в ситуации гибели людей — и свободы.

Иски о возмещении моральных издержек или в связи с длительным лечением других участников аварии подаются в рамках уголовного дела.

Нередки случаи, когда оставление места происшествия может привести к осуждению по статье 125 УК — оставление в беде. Так, если медэкспертизой будет доказано, что при своевременной медпомощи, человек мог бы остаться в живых, то наказание в рамках уголовного дела может быть назначено по совокупности статей.

Когда пострадали транспортные средства

В ситуации незначительности ДТП, когда пострадали транспортные средства или был нанесен несущественный вред здоровью, будет составлен протокол об оставлении ДТП и наложен штраф в рамках административного законодательства.

Так, согласно нормам статьи 12.27 части 2 за такое нарушение предусматривается штраф и лишение права управления. Вид наказания избирается, исходя из особенностей обстоятельства происшествия. Так, если в ходе аварии пострадали лишь машины, то инспектор может ограничиться штрафными санкциями или административным арестом, последнее решается в суде.

Про обоюдное оставление места ДТП расскажет специалист в таком видео:

С участием пешеходов

Если в ДТП участвовали пешеходы, и они получили серьезные травмы или погибли, однозначно будет решаться вопрос о лишении.

  • сумма – 1000 руб;
  • арест административный – 15 суток, по решению при ходатайстве водителя может быть заменен штрафом;
  • лишение права управления до 1.5 лет.

Таким образом, намеренно скрываясь с места аварии, водителям следует помнить о том, что дело может не просто грозить штрафом или лишением, но и куда более серьезными последствиями.

Про наказание за оставление места ДТП расскажет данное видео:

Сокрытие с места ДТП регулируется статьей 12.27 Административного кодекса Российской Федерации. Мы расскажем о нюансах подобной ситуации, мерах избежания наказания.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Причины оставления места ДТП

Многие водители покидают места аварии, боясь понести серьезную ответственность, но еще большая ответственность предусмотрена за уезд с места ДТП, если в ней пострадали люди.

  • Участник ДТП думает что авария не по его вине.
  • Ущерб незначителен, а время терять не хочется.
  • Не заметил, что повредил чужую машину на парковке, при перестроении или в других случаях. Незначительное происшествие произошло, но сам водитель продолжает движение, и это можно рассчитывать как оставление места аварии.
  • Иногда люди торопятся на важную встречу , а любая задержка в пути может принести вред его деловой репутации, и водитель, как порядочный человек, оставляет свои координаты потерпевшему, чтобы потом, в неспешной обстановке обговорить размеры ущерба. Такое то же случается довольно-таки часто.
  • Намеренное оставление места аварии, чтобы избежать ответственности.

Если есть пострадавшие от аварии люди, то водитель просто обязан довезти их до больницы, покинув место ДТП, и это нельзя расценить как грубое нарушение правил движения.

ПДД

Дорожное происшествие может быть различной степени тяжести, и именно от нее будет зависеть судьба покинувшего водителя место ДТП. К серьезным происшествиям относят травмы людей, несовместимые с жизнью, или, после которых человек на всю жизнь остается инвалидом, гибель автотранспортного средства, груза, сооружений и пр. То есть фактически нанесен материальный ущерб, причем его размер уже не принимается во внимание.

Что сказано в правилах дорожного движения:

  • Ст. 2.5 – любой участник дорожного происшествия обязан дождаться сотрудника полиции. Если кто-то решил покинуть место аварии, то он автоматически может быть признан виновным.
  • Ст.12.27 часть 2 КоАП – предусматривает административное наказание в виде вождения сроком от одного до полутора лет, в случае оставления места ДТП, или административный арест на 15 суток.

Но не все так страшно, в некоторых случаях КоАП допускает уезд водителя с места аварии без серьезных правовых последствий:

  • Пункт 6 – если пострадавшие от действий водителя отсутствуют, а участники согласились на возмещение ущерба, описали сложившиеся обстоятельства аварийной ситуации, указали схематично ее причину, то они могут покинуть место ДТП, и подъехать к любому стационарному посту дорожной службы для составления протокола.
  • Пункт 6.1 – в случае нанесения ущерба только имуществу одного или обоих водителей, на которое оформлен страховой договор, то он самостоятельно могут составить так называемый «европротокол», и не дожидаться приезда сотрудников ГИБДД.
  • Ст. 12.27 ч.1 – для передвижения транспортных средств и освобождения автотрассы водители могут незначительно покинуть действительное место ДТП, но с участие понятых, подписавших схему аварии. Если свидетелей нет, а машины расположены в другом месте, то за эти действия предусмотрен штраф до 1,5 тыс. рублей.

Самого термина « » в правилах нет, просто так принято говорить у водителей, но вместо него есть более серьезный термин «оставление место аварии», и как раз этот момент и будет считаться нарушением правил.

Наказание

Административный Кодекс относит такие нарушения к категории грубейших, и только по этим причинам штрафные санкции очень суровы.

  • Лишение прав от 12 до 18 месяцев – часто.
  • Арест на 15 суток – только при самых грубых нарушениях. Арестовать водителя могут, если в дополнение к этому нарушению он вдобавок находился под алкогольным или наркотическим опьянением.

Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете .

Лишать права вождения может только суд , и насколько серьезнее он отнесется к своему проступку, тем незначительнее может быть наказание, например, отстранение только на год (минимально возможное наказание).

Но если выявился факт не только оставление места аварии, но и по другой причине, то это будет считаться отягчающим обстоятельством, и можно получить двойное взыскание (кроме стандартных 500 рублей за оставление+ за фактическое нарушение ПДД): может доходить до ареста на 15 дней, или лишение прав вождения до 1,5 лет.

Наказание суда зависят от условий совершения ДТП:

  • скорость участников ДТП;
  • действие разметки и дорожных знаков;
  • наличие пострадавших или погибших в аварии;
  • повторное нарушение ПДД одним из участников;
  • в адекватном ли состоянии находились участники ДТП.

Можно ли избежать ответственности

Кодексом административных нарушений предписано не покидать место ДТП до приезда службы полиции, не передвигать авто относительно места аварии, и при нарушении этих правил вполне вероятно могут наложить взыскания. Решение принимается судом, и для многих профессионалов, для которых вождение авто – способ заработка, просят суд не отнимать права, а арестовать. Но эта мера считается более жесткой, чем отстранение от вождения, но при некоторых объективных обстоятельствах суд может пойти навстречу водителю и смягчить наказание.

Например, в автомобиле находилась беременная женщина, которой пришел срок рожать, любое промедление могла для нее могло стать роковым. Что нужно сделать? Самостоятельно составить схему аварии, можно даже сфотографировать, и тогда суд и вовсе может отменить наказание, поскольку у водителя не было причин для прямого умысла нарушения.

Или он мог покинуть место происшествия по иным уважительным причина, например, поехал в больницу и вез пострадавшего, суд обязательно учитывает эти обстоятельства и смягчает наказания, если есть неоспоримая доказательная база.

У суда есть право наложить суровое взыскание, но никак не прямая обязанность сделать это в любой ситуации, суд выносит свое решение исходя из принципов справедливости, но не по первому возможному наказанию.

Срок давности

Как и у каждого обвинения, так и у этого есть свой срок давности: то есть после определенного срока никто не вправе наложить взыскания. Такой срок определен в 90 дней. Если за эти дни вас не разыскали, не вызвали в полицейский участок для дачи показаний и объяснений, то вы может избежать предусмотренного наказания.

Некоторые водители поступают хитрее, например, им пришла повестка и они должны прийти в полицейский участок. Так вот, они просто игнорируют ее, не приходят, а ждут истечение положенного срока. Да и наш основной Закон – Конституция позволят не свидетельствовать против себя.

Как получить страховые выплаты если виновник ДТП скрылся?

Совет: обращайтесь на официальный сайт Союза автостраховщиков , там прислушаются к вашей просьбе и начнут активные действия:

  • Заявка о выплате компенсации по нанесению ущерба здоровью и угрозе жизни будет передана в крупную страховую компанию , которая и будет заниматься оформлением выплат. Сумма должна быть та же, что и при обращении к виновнику аварии. Эти выплаты будут проведены в любом случае;
  • Если был нанесен ущерб транспортному средству, то получить компенсацию у страховщика не получится: нет виновника и обязательного для этих случаев протокола. Следует обращать только в судебные органы, но предварительно нужно самостоятельно заняться его поисками. Дело сложное, но возможное, и если сумма значительная, то и необходимая.

Как видно из нашей статьи, все проблемы можно решить, а если еще и адвоката нанять, то решение будет точно положительным.



Просмотров