Особенности расчета санитарно защитной зоны. Расчет уточненных размеров санитарно-защитной зоны. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

Уральский государственный университет путей сообщения

Кафедра: «Инженерная защита окружающей среды»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по промышленной экологии

на тему: «Определение санитарно–защитной зоны предприятия»

Выполнил:

студентка гр. БП – 314

Пьянкова Ж.А.

Проверил:

Лугаськова Н.В.

Екатеринбург 2007

Введение

1.1 Нормативы ПДК

1.5.1 Пылеуловители

1.5.2 Газо - и пароочистители

2. Ход решения задачи

2.1 Условие задачи

2.4 Пояснение к чертежу

Заключение

Список использованных источников

Введение

Промышленная экология – наука об анализе воздействия отраслей промышленности (горной, металлургической, химической, пищевой и т.д.), транспорта, коммунального хозяйства, сферы услуг на природу, способах оптимизации и защиты окружающей среды от этого воздействия.

Главной задачей промышленной экологии является решение проблемы, неотвратимо встающей перед человечеством, - разумного, рационального природопользования, позволяющей удовлетворять жизненные потребности людей в сочетании с охраной и воспроизводством окружающей природной среды.

В нашей стране признано необходимым, чтобы у каждого проекта, каж-дого вновь вводимого предприятия имелись экологические обоснования и положительная экспертиза. Поэтому в ходе работы будет разработана сани-тарно-защитная зона (далее СЗЗ) для проектируемой ТЭЦ.

1. Оценка загрязнения воздуха и его влияния на человека

1.1 Нормативы ПДК

До сих пор не существует государственного стандарта, оговаривающего понятие «чистый воздух». Условимся считать чистым такой воздух, в котором концентрация вредных примесей не превышает допустимых нормативов. Для каждой из таких примесей устанавливается норматив предельно допустимой концентрации – ПДК, который при действии на организм человека в течение заданного промежутка времени не вызывает необратимых изменений в нем. Различают нормативы предельных кон-центраций для атмосферного воздуха – ПДК а (ими занимается экология, охрана среды) и для рабочей зоны – ПДК р.з (их исследуют специалисты по охране труда). В последнее время при определении ПДК а учитывают не только реакции организма человека, но и других живых организмов.

Величины нормативов ПДК разрабатываются специально уполномо-ченными государственными органами. Установление ПДК – длительный и сложный процесс, которому предшествуют многочисленные опыты на растениях и животных, проводимые в институтах РАН. При появлении первых признаков нарушения обмена веществ, состава крови, кислород-ного обмена и т.п. доза считается предпаталогической. Она выявляется при длительном опыте по физиологическим, биохимическим, физическим и другим показателям. Сейчас установлены нормативы ПДК для более чем тысячи соединений в воздухе.

Для воздуха различают максимальную разовую дозу – ПДК м.р и средне-суточную – ПДК с.с. максимальная разовая концентрация устанавливается из условия отсутствия рефлекторных реакций в организме при действии в течение 20 мин, среднесуточная – при круглосуточном действии. По вели-чине ПДК различают четыре класса опасности вредных веществ, самый опасный – первый (для него обычно нет различия в ПДК м.р и ПДК с.с). для третьего и четвертого классов опасности ПДК существенно различаются (табл.1).

Таблица 1
Нормативы ПДК для воздуха

ПДК устанавливаются с некоторым запасом для среднестатистического человека. Но ослабленные болезнью и другими факторами люди могут почувствовать себя дискомфортно при концентрациях вредных веществ, меньших ПДК.

1.2 Нормативы допустимых выбросов

Научно обоснованные нормативы ПДК в приземном слое атмосферы должны обеспечиваться контролем для всех источников выбросов – от стационарных до передвижных. Для них устанавливают нормативы допус-тимых выбросов (ранее они назывались предельно допустимыми выб-росами – ПДВ). Нормативы ПДВ – это максимальные выбросы в единицу времени для данного природопользователя по данному компоненту, кото-рые создают в приземном слое атмосферы концентрацию этого вещества C i , не превышающую ПДК, с учетом фонового загрязнения С ф i и эффекта суммации веществ однонаправленного действия. Условие их назначения имеет вид:

n C фi + C i

ПДВ i → ∑ ПДК i ≤1.

В зависимости от условий работы, величины ПДВ пересчитываются из граммов в секунду на тонны в квартал (год). Расчет ПДВ проводится либо самим природопользователем, либо организацией, имеющей на это лицен-зию. Вступают они в действие после утверждения специально уполномо-ченными организациями, корректируются не реже одного раза в пять лет и служат основой для расчета выплат за загрязнение среды данным природо-пользователем.

Не назначаются нормативы ПДВ только для веществ, действие которых недостаточно изучено и для которых вместо ПДК временно вводятся ориентировочные безопасные уровни воздействия – ОБУВ.

Норматив ПДВ для стационарных источников зависит от правила: чем больше площадь рассеивания вещества, тем больше и разрешенная масса выбросов. Т.е. основной фактор – высота трубы Н (рис. 1), на выходе из которой концентрация вредного вещества равна С тр. Она при высокой трубе Н 1 на уровне приземного слоя Н пс может снизиться до С 1 , а для низкой трубы Н 2 – лишь до С 2 . отсюда и разница в назначаемых ПДВ. Кроме того, чем легче частицы, меньше вертикальное перемешивание слоев, ровнее мест-ность и больше температура газов (или скорость их выброса), тем больше ПДВ.


Н



С 1 C 2 C тр С i

Рис.1 Зависимость рассеивания выбросов от высоты трубы

И все же, имея самые жесткие требования по ПДК, Россия пока не всегда может технологически и законодательно подкрепить их соответствующими требованиями к выбросам.

1.3 Основные загрязнители атмосферы

Ранее основную долю загрязнения атмосферы (до 75%) давали естест-венные природные источники. По данным Обнинского института экспе-риментальной метеорологии, в 1980 г. доля антропогенных факторов в эмис-сии сернистого газа составляла 17,2%, оксида углерода 23,1%. Однако даже для таких обычных компонентов доля антропогенных выбросов продолжает увеличиваться. Что касается наиболее вредных веществ, то их источником почти на 100% является производство: для мышьяка – 87%, ртути – 95,3%, а диоксинов, хлорфторуглеродов и бенз(а)пирена – около 100%.

Конечно, в первую очередь локальное воздействие сказывается в месте выброса. Поэтому когда говорят о загрязнении, следует различать локальные значения и средние. Доказано, что загрязнения в атмосфере распределяются крайне неравномерно:

86% - над промрайонами,

12,9% - над городами, в сумме – 98,9%

1% - над сельской местностью,

0,1% - над океанами.

Именно поэтому последствия загрязнения сказываются прежде всего в городах, ведь основная масса загрязнителей образуется при сжигании топ-лива на ТЭЦ, заводах, использующих жидкое или твердое топливо для полу-чения энергии или тепла, химических и биологических производствах, газо-турбинном, дизельном и карбюраторном транспорте. Выбросы этих источ-ников, кроме СО, содержат SO 2 , HCl, HF, а также особо вредные для здо-ровья ароматические углероды типа бенз(а)пирена, соединения свинца, диок-сины и ряд других веществ, обладающих канцерогенным действием.

Доля основных промышленных групп в загрязнении атмосферы с годами меняется. Так, в связи с промышленно-экономическим кризисом в России доля промпредприятий в последние годы несколько упала, возрасла роль энергетики и автотраспорта.

Кроме того, более строго стали учитываться выбросы даже от различных «прочих» источников – индивидуальных печей, локомотивов, самолетов и др. (табл.2). Следует иметь в виду, что данные по 2002 г. были получены после реформирования экологических надзорных органов (май 2000 г.). Безусловно, это повлияло на учет, в первую очередь, сравнительно неболь-ших объемов выбросов от так называемых прочих источников. Но не вызы-вает сомнения рост выбросов автотранспорта и промышленных объектов.


Таблица 2

Выбросы от различных источников

Как видно, по относительным показателям мы во многом близки к США. Однако следует иметь в виду, что у нас почти на порядок меньше автомо-билей и работающая не на полную мощность промышленность. Тем не менее, доля РФ в общем загрязнении атмосферы достаточно велика: в последнее время – около 50 млн т в год. Это близко к 5% мировых выбросов!

1.4 Меры борьбы с загрязнением

Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы являются: грамот-ное применение экономических санкций (порядок платы за загрязнение предусматривает кратное повышение выплат при превышении ПДВ или несанкционированных выбросах), строгий контроль выбросов вредных веществ (в том числе экспертами – государственными и общественными) и обоснованное регулярное финансирование природоохранных мероприятий. Нормативной базой для этого служит введенный с января 1997 г. новый Уго-ловный кодекс, в котором специальная глава отводится экологическим пра-вонарушениям. Так, ст.251 устанавливает наказание за особо опасные случаи загрязнения атмосферы – лишение свободы до 5 лет. Хуже с финан-сированием. По вполне объективным причинам доля финансирования всех природоохранных мероприятий (включая оплату труда работников конт-рольных органов) в РФ не превышает 0,5% от расходов бюджета. Считается, что она должна составлять не менее 3% (как в США) и даже – 5% (как в Япо-нии).

Кроме общих мероприятий в зависимости от группы источников сущест-вуют и специфические. Для промпредприятий основное – снижение всех ви-дов отходов за счет совершенствования технологии. Замена токсичных про-дуктов на нетоксичные (отказ от фреонов, асбеста, хлороводородных органи-ческий соединений и т.п.).

Переход на замкнутые циклы, очистка от вредных выбросов, прежде всего газовых (в настоящее время степень очистки выбросов промпредприятий РФ от твердых частиц превышает 90%, в то же время от газов – лишь около 30%). Только улавливание пыли на металлургических предприятиях может дать дополнительно около 11 млн т металла в год.

Свою роль играет оптимизация размещения предприятий. Нерационально размещать их слишком далеко от источников сырья или от места проживания работников – это чревато ростом выбросов от транспорта. Но нельзя и приб-лижаться к зонам рекреации и жилым районам. Необходимо выдержать требуемые санитарно-защитные зоны, которые по действующим нормам составляют от 2 км до 100 м.

1.5 Принципы очистки пылегазовых выбросов

1.5.1 Пылеуловители

Наиболее отработаны в настоящее время очистители от пыли, золы и других твердых частиц. Причем чем мельче частицы, тем труднее обеспечивается очистка. Класс пылеуловителей для частиц диаметром более 50 мкм – 5-й, наиболее легко обеспечивающий почти полное пылеулавливание. Значительно сложнее извлекать мельчайшие частицы с диаметрами от 2 до 0,3 мкм – нужен очиститель 1-го класса.

Все пылеуловители, кроме того, подразделяются на сухие и мокрые. К сухим относятся циклоны, пылеосадительные камеры и пылеуловители, фильтры и электрофильтры, которые наиболее отработаны и отличаются сравнительно простым устройством. Однако для удаления мелкодисперсных и газовых примесей их применение не всегда эффективно. Мокрые пылеуловители подразделяются на скрубберы форсуночные, центробежные и Вентури, пенные барботажные аппараты и другие, которые работают по принципу осаждения частиц пыли на поверхности капель, пленки или пены жидкости.

Из сухих пылеуловителей наиболее применимы аппараты, работающие на принципе отделения тяжелых частиц от газов силами инерции (при раскрутке газов или их резком повороте). Для тонкой очистки широко используются фильтры с зернистыми слоями (песок, титан, стекло), гибкими пористыми перегородками (ткань, резина, полиуретан), полужесткими и жесткими перегородками (вязаные сетки, керамика, металл).

Часто применяют несколько ступеней очистки пылегазовых выбросов и почти всегда одной из них является электрофильтр.

Электрическая очистка – один из наиболее совершенных видов очистки газов от взвешенных частиц пыли и тумана. Этот процесс основан на ударной ионизации газов в зоне коронирующего разряда, передаче заряда ионов частицам примесей и осаждении последних на осадительных и коронирующих электродах. Между ними создается электрическое поле высокого напряжения (30 – 100 кВ). поскольку коронизирующие электроды изготавливаются из относительно тонких стержней, то около них создается поле высокой напряженности, вызывающее интенсивную ионизацию газовых молекул. Этот процесс и вызывает образование вокруг электродов светящейся короны. Под действием электрического поля, заряженные аэрозольные частицы движутся от коронизирующего электрода к осадительному и прилипают к нему, отдавая свой заряд.

Мокрые пылеуловители, как правило, применяют для тонкой очистки, что требует систем водоподготовки и шламоудаления. Кроме того, жидкость должна быть раздроблена на капли или пленки для увеличения адсорбирующей поверхности. Конструктивно это достигается разными способами.

1.5.2 Газо - и пароочистители

Эти аппараты по принципу действия можно подразделить на пять групп.

Наиболее распространены скрубберные газоочистители, которые практически не отличаются от скрубберных пылеуловителей (зачастую они выполняют двойную функцию пыле - и газоулавливания).

Работают они по принципу абсорбции – поглощения веществ жидкостью (абсорбентом). В качестве абсорбентов применяют воду (для аммиака, хлорфторводорода и др.), растворы сернистой кислоты и суспензий вязких масел (для хлора, сернистого ангидрида), растворы извести или едкого натра (для оксидов азота, хлорводорода).

Метод хемосорбции основан на химической реакции при поглощении газов и паров жидкими поглотителями с образованием малолетучих и слаборастворимых соединений. Например, для отделения сероводорода применяют щелочные растворы, причем процесс идет в скрубберных аппаратах того же типа, что и для метода абсорбции.

Метод адсорбции (задержания, извлечения) основан на способности некоторых твердых пористых тел селективно (избирательно) извлекать элементы. Адсорбентами чаще всего служат:

1) активированный уголь, имеющий поверхность пор до 10 5 – 10 6 м 2 /кг и хорошо адсорбирующий сернистые соединения, органические растворители и др.;

2) оксиды прстые и комплексные типа силикагеля, глинозема, цеолитов; они обладают высокой селективной способностью, которая снижается при повышении влажности газов.

Иногда сорбенты обрабатывают реактивами для хемосорбции. Адсорбенты требуют регенерации, которая чаще всего производится нагревом, продувкой паром или специальным реагентом.

Три других метода в настоящее время применяются значительно реже и лишь для небольших выбросов: термический (дожигание), каталитический (реакция на катализаторы) и биохимический (работа микроорганизмов).

Прямое сжигание – разновидность термического метода – применяется при утилизации горючих отходов, с трудом поддающихся другой обработке (например, для лакокрасочной промышленности).

Каталитическая обработка экономичнее термической по времени процесса, но требует особого внимания к активности катализатора и его долговечности. Во многих случаях катализаторами служат благородные металлы или их соединения: платина, палладий, оксиды меди, марганца, и др. Эффективность метода повышается с ростом температуры газов. Наиболее широко применяются каталитические нейтрализаторы для отработанных газов автомобилей.

Биохимическая очистка применяется для очистки газов, состав которых слабо меняется. Этот процесс происходит в биофильтрах или биоскрубберах, где микроорганизмы находятся в фильтрующей насадке из почвы, торфа, компоста и т.п. или в водной суспензии активного ила.

В целом выбор системы очистки определяется многими факторами, важнейшие из которых:

1) номенклатура и концентрация загрязнителей, их вредность;

2) требуемая степень очистки (с учетом фонового загрязнения);

3) объемы выбросов, их температура и влажность;

4) наличие сорбентов и реагентов;

5) потребность в продуктах утилизации;

6) стоимостные оценки.

Сегодня главное – обеспечить максимальное снижение выбросов вредных веществ и теплоты, возврат их в исходный технологический процесс. Для современного производства, как правило, требуется многоступенчатая очистка, особенно если номенклатура примесей многообразна. Так, при производстве электронной аппаратуры количество вредных веществ доходит до 20 – 30 наименований: от углекислого газа и пыли до соединений меди и свинца, формальдегида и эпихлоргидрина. Поэтому необходимы сухие и мокрые аппараты, адсорбенты и абсорбенты наряду с электрофильтрами. Но и для этого производства основная задача – уменьшение объема и перечня отходов, их рециклизация, создание замкнутых циклов.

2. Ход решения задачи

2.1 Условие задачи

В равнинной части Свердловской области в районе станции Н на расстоянии 2 км от селитебной зоны проектируется строительство ТЭЦ, на которой в качестве топлива будет использоваться каменный уголь.

При этом в отходящих газах будут содержаться пыль и сернистый газ. Для очистки от газов и пыли предусматривается устройство специальных мультициклонов, эксплуатационный коэффициент очистки которых равен 75%. Суммарный выброс пыли до очистки равен 500 г/с, сернистого газа – 350 г/с. диаметр устья трубы 2м.

Температура газовоздушной смеси 130°С, средняя температура окружающего воздуха в самый жаркий месяц в 13 часов равна 30°С.

Другие исходные данные прведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 3

Таблица 4

2.2 Расчет санитарно – защитной зоны

Санитарно-защитная зона – благоустроенная или озелененная территория, отделяющая площадку предприятия, являющегося источником загрязнения атмосферы, шумовых, радиационных и прочих воздействий, от жилой и общественной застройки. Размеры ее устанавливаются с учетом санитарной классификации предприятий, расчетов загрязнения атмосферы и других факторов. Санитарная классификация приведена а Санитарных правилах и нормах – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. нормами установлено 5 классов предприятий и соответственно 5 размеров нормативных СЗЗ: I класс –2000 м; II класс – 1000 м; III класс – 500 м; IV класс – 300 м; V класс – 100 м.

Расчеты СЗЗ должны проверяться расчетом загрязнения атмосферы с учетом перспективы развития предприятия и фактического загрязнения атмосферного воздуха. Полученные таким образом размеры расчетной СЗЗ должны уточняться отдельно для различных направлений ветра в зависимости от результатов расчета и среднегодовой розы ветров района.

Определение расчетной СЗЗ.

Приземная концентрация загрязняющих веществ в атмосфере, создаваемая источником выбросов на предприятии рассчитывается по формуле:

С = С м S 1 (1)

где С м – максимальное значение приземной концентрации вредного вещества при выбросе газовоздушной смеси из одиночного точечного источника, мг/м 3:

С м ═ АМFmnη , мг/м 3 ; (2)

где А – коэффициент температурной стратификации атмосферы (для

Свердловской области А = 160);

М – мощность выброса, г/с;

F – коэффициент оседания веществ в атмосфере (для пыли F = 3, для

газов F = 1)

m,n – коэффициенты, учитывающие условия выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса (диаметр и высота устья, температура и скорость выхода газовоздушной смеси);

η – коэффициент рельефа местности (для равнины равен 1);

Н – высота источника, м;

Q – объем выбрасываемой газовоздушной смеси, м 3 /с;

ΔT – разность между температурой выбрасываемой газовоздушной смеси

и температурой окружающего воздуха,°С;

S 1 – безразмерный коэффициент, определяемый в зависимости от соотношения х/х м и коэффициента F:

S 1 = 1,13 , (3)

0,13(х/х м) 2 +1

где х – расстояние от источника выброса, м;

х м – расстояние от источника выбросов, на котором приземная концентрация достигает максимального значения, м. Оно определяется по формуле:

х м = (5 – F)kH , (4)

где k = 4,95ν м при ν м ≤ 2,

k = 7√ν м при ν м > 2,

ν м = 0,65 3 √(QΔT/H) (5)

Q = υπd 2 /4 (6)

где υ – скорость выхода газовоздушной смеси, м/с;

d – диаметр устья трубы, м.

Q = 5*3,14*2 2 /4 = 15,7 м 3 /с;

ν м = 0,65* 3 √(15,7*(130-30)/100) = 1,63 ≤ 2,

k = 4,95*1,63 = 8,06;

х м = (5 – 3)*8,06*100 = 403 – для пыли,

х м = (5 – 1)*8,06*100 = 806 – для газов;

С м ═ 160*0,25*500*3*1,2*0,55*1 = 0,34 мг/м 3 для пыли;

100 2 3 √15,7*(130 – 30)

С м ═ 160*0,25*350*1*1,2*0,55*1 = 0,08 мг/м 3 для газов;

100 2 3 √15,7*(130 – 30)

0,15 = 0,34*S 1 ;

S 1 = 0,15/0,34 = 0,44 – для пыли,

S 1 = 0,05/0,08 =0,625 – для газов.

0,44 = 1,13 ,

0,13(х/403) 2 +1

х = √((1,13/0,44-1)/0,13)*403 = 1400 м, для пыли;

0,625 = 1,13 ,

0,13(х/806) 2 +1

х = √((1,13/0,625-1)/0,13)*806 = 2009 м, для газов;

На основании полученных данных делаем вывод о том, что рассматриваемое предприятие является предприятием I – го класса, а СЗЗ должна быть не менее 2000 м.

2.3 Уточнение санитарно–защитной зоны согласно «розы ветров»

Полученные размеры СЗЗ уточняются отдельно для различных направлений ветра в зависимости от среднегодовой розы ветров района по формуле:

где L – уточненный размер СЗЗ в направлении противоположном розе ветров, м;

L 0 – нормативный размер СЗЗ, полученный на основании проведенных расчетов, 2000 м;

P – среднегодовая повторяемость рассматриваемого направления ветра,%, приведенная в таблице 2;

P 0 – повторяемость направлений ветров при круговой розе ветров (при восьмирумбовой розе ветров P 0 = 100/8 = 12,5%).

L C = 2000*4/12.5 = 640 м, L Ю = 2000*6/12.5 =960 м,

L CВ = 2000*4/12.5 = 640 м,L ЮЗ = 2000*36/12.5 =5760 м,

L В = 2000*7/12.5 = 1120м,L З = 2000*24/12.5 =3840 м,

L ЮВ = 2000*10/12.5 = 1600 м,L СЗ = 2000*9/12.5 = 1440 м.

2.4 Пояснение к чертежу

В ходе работы были расчитаны данные для построения уточненной СЗЗ предприятия согласно розы ветров.

На графике, который прилагается к данной работе изображены роза ветров (верхний график) и непосредственно сама уточненная СЗЗ предприятия.

На графике «Роза ветров» представлены 8 направлений сторон света: север – С, юг – Ю, восток – В, запад – З, северо-восток – СВ, северо-запад – СЗ, юго-восток – ЮВ, юго-запад – ЮЗ. Вдоль этих направлений отмечены направления ветров в процентных показателях в масштабе 1см: 4%. По графику видно, что в данном регионе преобладают юго-западные и западные ветра (36% и 24% соответственно).

На нижнем графике представлена уточненная СЗЗ предприятия и ход ее построения. На тех же направлениях сторон света в точке их пересечения (в центре) находится предприятие (затушеванный квадрат). От центра пунктиром проведена окружность радиусом 2 000 м в масштабе 1см: 500 м (это масштаб всего построения) – это расчетная СЗЗ. Затем откладываются точки СЗЗ согласно розы ветров по алгорифму: показания для севера откладываютя на юг, а для запада – на восток, и соединяются плавной пунктирной линией. Далее проводится основная плавная линия уточненной СЗЗ предприятия: если линия СЗЗ проходит внутри расчетной СЗЗ, то уточненная СЗЗ проходит по линии расчетной СЗЗ, и наоборот, если расчетная СЗЗ проходит внутри СЗЗ, то уточненная СЗЗ проходит по линии СЗЗ.

Заключение

Антропогенный фактор может иметь и позитивные, и негативные стороны. Главные негативные стороны – загрязнение воздуха, воды, поверхности земли и истощение ее ресурсов, позитивные – предотвращение всего этого в рамках биосферы. Преобразуемую человеком биосферу называют, по В.Вернадскому, «ноосферой» (или сферой разума). Это название может быть оправдано только в том случае, если человек будет вести себя как «гомо сапиенс» - человек разумный.

1. В.М.Гарин, И.А.Кленова, В.И.Колесников, Промышленная экология, Маршрут, 2005г.;

2. Ю.С.Рыбаков, Лекции по курсу «Промышленная экология», Екатеринберг, 2004г.

3. Ю.С.Рыбаков, методическое пособие «Определение СЗЗ предприятия».

12 ноября 2015 г. исполнилось 5 лет с того момента, когда установление санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для действующего (в т.ч. промышленного) объекта стало необязательным. Однако по сей день сохраняется практика выдачи владельцам таких объектов предписаний о необходимости обязательного установления СЗЗ, несмотря на то что положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения говорят об обратном.

Как правило, при обосновании своей позиции о необходимости разработки СЗЗ для действующего промышленного объекта инспекторы Роспотребнадзора ссылаются на письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Однако данное письмо не является нормативным правовым актом , не содержит обязательных требований и, к слову, было признано утратившим силу письмом Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» (далее — письмо № 01/9550-12-32).

Давайте разберемся, насколько правы представители административного органа в своем стремлении обязать владельцев действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, разрабатывать и устанавливать СЗЗ.

Где кроется корень зла?

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ организаций . Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 был утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся , реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 г. , т.е. со дня вступления в силу Изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 (далее — Изменения и дополнения № 3).

До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выглядел немного по-другому (выделено автором):

Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. СЗЗ разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется . Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта СЗЗ попросту нет.

Тем не менее на практике «благодаря» искаженному толкованию санитарно-эпидемиологических требований возникают неправомерные ситуации.

Ситуация № 1

Владельцы действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, периодически привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение установления СЗЗ.

В качестве обоснования указанного подхода его сторонники, как правило, указывают:

  • п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ :

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
[…]

Как видим, в данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать СЗЗ;

  • п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение

[…]
3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
[…]

  • п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

Рассматриваемый подход в большинстве случаев используется как удобный повод для привлечения лица к административной ответственности, а не для цели улучшения ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Например, промышленный объект исторически находится в центре населенного пункта. Установление СЗЗ для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта.

Тем не менее владелец объекта привлекается к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и получает от административного органа предписание с формулировкой «обеспечить разработку и установление СЗЗ».

Учитывая, что ориентировочный размер СЗЗ в данном случае, как правило, не может быть соблюден, хозяйствующий субъект вынужден «подгонять» СЗЗ под границу промышленной площадки, что делает процедуру установления СЗЗ просто-напросто бессмысленной.

В противовес такому подходу отметим, что п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается СЗЗ, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

Ситуация № 2 (обратная)

Владельцам действующих объектов, проявившим инициативу установить СЗЗ в добровольном порядке, отказывают в установлении СЗЗ в связи с тем, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.

Такие случаи действительно встречаются, хотя и достаточно редко. В подобной ситуации с использованием приведенных выше положений Федерального закона № 96-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 можно разъяснить представителю Роспотребнадзора, выступающему оппонентом, что установление СЗЗ является не только обязанностью , но и правом владельца объекта.

При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапа х разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ

Итак, мы обозначили типовые подходы к разработке СЗЗ, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Теперь перейдем к этапам разработки и установления СЗЗ для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека.

Для начала отметим, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания человека (в т.ч. промышленные объекты и производства), подразделяются на пять классов опасности (I-V классы).

Класс опасности объекта в первую очередь определяет ориентировочный размер расчетной СЗЗ, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений.

Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и 1 факультативный:

  • основные этапы :

1) разработка проекта СЗЗ;

2) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;

3) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;

4) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ;

5) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;

  • факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

Этап I. Разработка проекта СЗЗ

Разработка проекта СЗЗ требуется только для объектов I-III классов опасности (см. п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом данная «льгота» является весьма противоречивой, т.к. иного порядка установления СЗЗ, кроме рассмотрения уполномоченным органом проекта СЗЗ и результатов его экспертизы, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не имеется.

На рассматриваемом этапе проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

Ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов приводятся в гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако, даже обнаружив свой объект в санитарной классификации, владелец данного объекта не может быть уверен в том, что указанный размер СЗЗ является достаточным, что обусловливает необходимость проведения расчетов размеров СЗЗ для конкретного объекта.

Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями .

Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее аккредитации.

Следует отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат.

Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.

Существует два самых распространенных мифа, связанных с порядком проведения натурных исследований и измерений при установлении СЗЗ:

1) исследования должны проводиться в течение всего календарного года;

2) количество исследований должно составлять:

  • 50 измерений в год — для объектов I и II классов опасности;
  • 30 измерений в год — для объектов III-V классов опасности.

Последний миф связан с тем, что до вступления в силу Изменений и дополнений № 3 (т.е. до 12 ноября 2010 г.) пп. 4.2 и 4.3 содержали соответствующие положения (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. от 06.10.2009; утратила силу 12.11.2010)

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
[…]
- систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований
[…]
4.3. Для промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
[…]
- систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]

Начиная же с 12.11.2010 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит требований к продолжительности и количеству исследований и измерений.

При этом в соответствии с письмом № 01/9550-12-32 (которое, напомним, не является нормативным правовым актом) при составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно .

Таким образом, при проведении экспертизы проекта расчетной СЗЗ отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ.

В различных субъектах Российской Федерации существуют разночтения, которые касаются в основном определения момента времени, когда необходимо получить СЭЗ:

1) до начала проведения натурных исследований и измерений (на проект расчетной СЗЗ);

2) после проведения натурных исследований и измерений (на проект окончательной СЗЗ).

«Благодаря» размытым формулировкам положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 этот вопрос более чем неоднозначный.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) проекты СЗЗ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии данных проектов санитарным правилам .

После прочтения указанного положения возникает вопрос: что в Федеральном законе № 52-ФЗ подразумевается под понятием «проекты СЗЗ» ? Ведь проектирование СЗЗ осуществляется в два этапа — разработка расчетной СЗЗ и разработка окончательной СЗЗ (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона , выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
[…]

В свою очередь, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в том числе на основании:

При этом согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в том числе на основании результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Как видно из приведенных положений, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не дает четкого ответа на вопрос о том, на каком этапе проект СЗЗ следует представить в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Как результат — наличие противоречивой практики в регионах: в одних регионах страны принято получать СЭЗ на проекты расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений, а в других, напротив, управления Роспотребнадзора готовы выдавать СЭЗ только после проведения натурных исследований и измерений и доработки (при необходимости) проекта окончательной СЗЗ.

Расставить точки над «i» в 2012 г. попытался Роспотребнадзор:

Извлечение
из письма Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32
«О санитарно-защитных зонах»

[…]
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
[…] рассмотрение проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II, III класса опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
[…]

Таким образом, Центральный аппарат Роспотребнадзора считает, что СЭЗ оформляется в отношении проекта расчетной СЗЗ (т.е. до проведения натурных исследований и измерений).

Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

В случае если объект отнесен к I или II классу опасности , СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

Напомним, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки).

При этом решения о начале строительства различных объектов на земельных участках, оказавшихся в границах установленной СЗЗ предприятия, или о предоставлении таких земельных участков гражданам принимаются без ведома владельцев объектов, для которых установлена СЗЗ.

Подобные случаи впоследствии приводят к бесконечному разбору хозяйствующими субъектами «писем счастья» от недовольных жителей по поводу неприятного запаха и чрезмерного шума, исходящих от предприятий, и судебным тяжбам по спорам, связанным с нарушением режима СЗЗ.

Предотвратить застройку и предоставление земельных участков под застройку иногда можно, уведомив администрацию муниципального образования о состоявшемся установлении СЗЗ с указанием на необходимость внесения в правила землепользования и застройки изменений, направленных на нанесение «красных линий» на карту населенного пункта.

Справедливости ради надо сказать, что у хозяйствующих субъектов, безусловно, нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия , однако такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ.

В свою очередь, органы местного самоуправления, оставаясь в неведении, рано или поздно без каких-либо угрызений совести могут распорядиться принадлежащими им земельными участками, например, предоставив их для целей строительства.

Своевременное уведомление представителей муниципальной власти в будущем может послужить веским аргументом в пользу предприятия при возникновении спора о недопустимости нарушения режима СЗЗ путем размещения в ее границах «несовместимых» территорий или объектов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 30.01.2015), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается .

Подробнее о разработке данного документа см.:

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6-8;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10-21;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7-11;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10-12;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21-28;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15-18 (прим. редакции) .

В соответствии с данной статьей нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа :

  • на граждан — от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Речь идет о результатах экспертизы проекта расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений.

С 1 января 2017 г сведения о границах установленных санитарно-защитных зон, как зон с особыми условиями использования территории, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 г. №252-ФЗ)

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки.

Для каждого нового, либо реконструируемого предприятия, проект расчетной санзоны (СЗЗ) разрабатывается вместе с предпроектной/проектной документацией и является обязательным в пакете документов на разрешение разработки плана предприятия и его строительство.

Расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона – зона, размеры которой определены на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.) с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (п. 2.2 СанПиН-2.2.1/2.1.1.1200-03).

Территория расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предназначена для:

  • обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;
  • создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
  • организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

Субъекты

Расчетная санитарно-защитная зона (СЗЗ) разрабатывается для следующих промышленных производств и объектов:

  • вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов, находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Состав проекта расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

В проекте обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ):

  • обосновывается предлагаемая к установлению граница СЗЗ;
  • определяется достаточность ранее разработанных и, в случае необходимости, разрабатываются новые мероприятия по охране атмосферного воздуха, благоустройству территории СЗЗ;
  • разрабатываются предложения по планировочной организации территории, обеспечивающие снижение негативного воздействия производственных объектов на жилую застройку до установления гигиенических нормативов.

Проект расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается:

  • для групп предприятий;
  • для отдельных предприятий.

Утвержденный проект расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ СЗЗ как линий градостроительного регулирования территории.

Разработка проектов обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) осуществляется с учетом требований действующих городских строительных норм. Пересмотр проектов обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производится при изменении установленных гигиенических нормативов воздействия на окружающую среду или при изменении уровня воздействия на окружающую среду производственных объектов.

В случае изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, изменяющих уровень воздействия на окружающую среду, производится корректировка проекта обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) в составе разрабатываемой проектной документации (на реконструкцию, техническое перевооружение и др).

Основные этапы проведения работ по разработке проектов обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) можно охарактеризовать следующим образом:

1.Определение размера санитарно-защитной зоны предприятия:

1.1. По фактору химического загрязнения атмосферного воздуха определение размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) проводится путем расчета (и/или замеров), с учетом будущих изменений в случае реконструкции и оценки прогнозируемого (проектируемого) негативного влияния объекта.

1.2. По фактору шума определение размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предприятия осуществляется путем расчета негативного акустического влияния объекта с учетом будущих изменений в случае реконструкции и оценки прогнозируемого (проектируемого) негативного акустического влияния объекта, и включает в себя:

Выявление источников внешнего шума предприятия, оказывающих негативное воздействие на нормируемые территории,

Определение их шумовых характеристик расчетным методом или замерами,

Расчет уровней проникающего шума и их санитарно-гигиеническая оценка,

Определение ожидаемых уровней звукового давления в расчетных точках,

При необходимости, выбор акустически эффективных средств по снижению шума с оценкой их эффективности,

2. Разработка природоохранных мероприятий и оценка их эффективности.

2.1. В области защиты атмосферного воздуха.

2.2. В области защиты водных объектов.

2.3. В области защиты окружающей среды от загрязнения отходами.

2.4. В области защиты окружающей среды от шума.

3. Оформление планов предприятия.

3.1. Генеральный план с границами зоны загрязнения и расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ), существующими и проектируемыми зданиями и сооружениями, инженерными коммуникациями, зелеными насаждениями.

3.2. Ситуационная карта схема с нанесением источников загрязнения атмосферы и источников шума.

3.2. Ситуационная карта схема с нанесением итоговой расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

4. Результаты натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных аккредитованной лабораторией, в соответствии с программой наблюдений.

5. Результаты оценки риска здоровью населения (для объектов I и II классов).

Нормативно-правовая база

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г № 74 (ред. от 25.04.2014 г.);
  • "Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий" (1998 г);
  • Федеральный закон РФ N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (ред. от 13.07.2015 г.);
  • Закона РФ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г (ред. от 13.07.2015 г.);
  • "Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" N 554, утв. 24.06.2000 г. (ред. 15.09.2005 г.)

Теоретическая часть

РГР 4. Расчет и построение санитарно-защитной зоны предприятия

Максимально допустимое расстояние от предприятия до населенных мест зависит от характера и количества возможных производственных выбросов в атмосферу (аэрозоли, пары, газы, копоть). Согласно требованиям «Санитарных нор проектирования промышленных предприятий» предусмотрено, что объекты, являющиеся источниками выделения вредных или неприятно пахнущих веществ, следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Размеры этих зон устанавливаются в зависимости от профиля предприятия, количества и токсичности выделяемых в окружающую среду вредных или неприятно пахнущих веществ (табл.1.3).

Т а б л и ц а 1.3

Размеры санитарно-защитных зон предприятий

Размеры и конфигурации СЗЗ уточняются для предприятий с учетом среднегодовой розы ветров в районе расположения.

В санитарно-защитных зонах располагают вспомогательные здания (гаражи, склады, столовые, здания охраны предприятия, пожарные депо и т.п.). Если в результате усовершенствования технологии и оборудования выделение вредных веществ уменьшилось или прекратилось, то по согласованию с органами санитарного надзора производство может быть отнесено к более низкому классу вредности.

Цель работы: расчет и графическое отображение уточненных размеров санитарно-защитной зоны предприятия.

Задание :для заданных класса предприятия и среднегодовой розы ветров (табл.1.4) произвести расчет и построение санитарно-защитной зоны предприятия.

1. По заданию преподавателя из табл. 1.4 исходных данных выбирают направления розы ветров, координаты источников выброса и класс вредности предприятия.

Т а б л и ц а 1.4

Варианты среднегодовой розы ветров, %

Направления ветров
1.Север
2.Северо-восток
3.Восток
4.Юго-восток
5.Юг
О к о ч а н и е т а б л. 1.4
6.Юго-запад
7.Запад
8.Северо-запад


2. Размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ) рассчитывают по формуле

L = L 0 P / P 0 , (1.58)

где L - расчетный размер СЗЗ, м; L о – размер СЗЗ (м), определенный «Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий»; Р – повторяемость направлений ветров одного направления при круговой розе ветров, % (см. табл. 1.4); Р 0 – средняя повторяемость направлений ветров, например, при восьми направлениях розы ветров Р 0 = 100 / 8 = 12,5 %.

Расчет L производят для всех направлений ветров. Значения L отсчитывают от источников, находящихся на территории предприятия.

4. Для выполнения графической части на листе миллиметровой бумаги формата А3 вычерчивают координатную сетку, подобрав ее масштаб, ориентируясь на городские координаты (см. табл.1.1), возможно, 50 м. После этого на сетку наносят источники выбросов, обозначив их соответствующими цифрами. С учетом расположения источников условно очерчивают контур здания предприятия (например, одним прямоугольником или несколькими).

Для построения СЗЗ откладывают от обозначенного здания промышленного предприятия в масштабе расстояния L. Например, если при расчете для северного ветра получено L = 120 м, то, учитывая, что северный ветер дует с севера на юг, отмеряют L = 120 м от условной стены здания в южном направлении. Отмеренные в нужных направлениях 8 расстояний соединяют плавной линией. Очерченный этой линией контур представляет собой ССЗ. Кроме СЗЗ, на чертеже размещают исходную розу ветров (в стороне от основного построения).

  • Титульный лист установленной формы.
  • Цель РГР и задание.
  • Расчет уточненных размеров санитарно-защитной зоны.
  • Графическую часть с изображением санитарно-защитной зоны предприятия.
  • Список использованных литературных источников.

Контрольные вопросы

1.Что представляет собой санитарно-защитная зона предприятия?

2. Какие размеры санитарно-защитных зон установлены "Санитарными нормами проектирования предприятий"?

3. Почему размеры санитарно-защитной зоны требуют уточнения?

4. Как производится уточнение СЗЗ?

5. Как выполняется построение СЗЗ?

РАСЧЁТ РАЗМЕРА САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками производственных вредностей, назначается санитарная классификация , предусматривающая меры по уменьшению неблагоприятного влияния этих источников. Для них должна быть организована санитарно-защитная зона, ширина которой определяется санитарным классом.

Территория санитарно-защитной зоны предназначена для:

обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;

создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха, и повышение комфортности микроклимата.

Полученные по расчету размеры СЗЗ должны уточняться отдельно для различных направлений ветра в зависимости от результатов расчета загрязнения атмосферы и среднегодовой розы ветров района расположения предприятия по формуле

где l - определяемая величина размера СЗЗ;

L0 - участок местности в данном направлении, где концентрация вредных веществ (с учетом фоновой концентрации) превышает ПДК (принимается в соответствии с санитарным классом предприятия по );

Р, % - среднегодовая повторяемость направления ветров рассматриваемого румба, ;

Р0, % - повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров. Например, при восьмирумбовой розе ветров Значения l и L0 отсчитываются от границы источников.

При корректировке ширины СЗЗ с учетом преобладающих направлений ветра (Р >12,5%) запрещается ее сокращение по направлениям, имеющим Р < 12,5%.

В зависимости от характера и количества выбросов установлено пять классов предприятий с шириной санитарно-защитной зоны от 1000 до 50м. (в соответствии с ):

Класс предприятия I II III IV V

Расстояние, м 1000 500 300 100 50

Данное предприятие отнесем к: производство приборов для электрической промышленности (электроламп, фонарей и т.д.) при отсутствии литейных цехов и без применения ртути.: класс IV, ширина СЗЗ = 100 м.

Рассчитаем размеры СЗЗ для различных направлений ветра (для среднегодовых значений) (см.табл.4.5.):

С: т.к. Р=14%>P0=12,5%, то

СВ: т.к. Р=6,5%

В: т.к. Р=3,5%

ЮВ: т.к. Р=7,0%

Ю: т.к. Р=27,5%>P0=12,5%, то:

ЮЗ: т.к. Р=17%>P0=12,5%, то:

З: т.к. Р=10%

СЗ: т.к. Р=14,5%>P0=12,5%, то:

На основании полученных результатов строим СЗЗ (Приложение 4).

РАСЧЁТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

Экологический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Он равен сумме затрат на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затрат, связанных с воздействием на реципиентов. В состав реципиентов входят: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, элементы основных фондов промышленности и транспорта, трудовые ресурсы.

Под экологическим ущербом отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) понимают те потери (затраты), которые несет предприятие вследствие негативного воздействия вредных веществ, попадающих в окружающую среду с выбросами собственного производства.

Экологический ущерб является первой составляющей издержек предприятия на природоохранную деятельность. Второй составляющей выступают текущие затраты на природоохранную деятельность, которые зависят от уровня негативного воздействия вредных веществ технологических процессов на предприятии на окружающую среду.

Экономический ущерб предприятию представляет собой:

1. Затраты, вызываемые воздействием загрязненной окружающейсреды на предприятие.

2. Затраты на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды.

Ущерб, наносимый выбросами единичного источника в атмосферный воздух, в ценах 1984 года (руб/год) определяется по формуле

У = г у f М, (6.1)

где г" = 3,3 руб./усл.т - удельный ущерб, наносимый народному хозяйству выбросом в атмосферу одной условной тонны загрязняющих веществ, не превышающим предельно допустимой величины; г” = 15,8 руб./усл.т - то же, превышающим допустимой величины, ;

у - показатель относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха, учитывающий факторы восприятия;

f - коэффициент, учитывающий характер рассеивания вредного вещества;

М - приведенная масса годового выброса токсичного вещества, т/год.

Если зона активного загрязнения (ЗАЗ) неоднородна и состоит из территорий таких типов, которым соответствуют различные значения у причем Sj площадь j-й части ЗАЗ, уj - соответствующее табличное значение константы у, то значение у для всей ЗАЗ определяется по формуле

где SЗАЗ - общая площадь ЗАЗ; j - номер части ЗАЗ, относящейся к одному из типов территорий, указанных в табл. 6.1 ; k - общее число типов территорий, попавших в ЗАЗ.

ЗАЗ для организованных источников представляет собой кольцо, заключенное между окружностями с внутренним и внешним радиусами и, где h - высота источника в метрах. В случаях, когда частотная роза по направлениям ветров резко отличается от круговой (>2), рекомендуется круговые внешнюю и внутреннюю границы ЗАЗ по соответствующим румбам заменять деформированными в соответствии с частотной розой по направлениям ветров, умножая величины r1 и r2 на два множителя, первый из которых равен числу румбов в розе, а второй - относится к частоте (в долях единицы) направления ветра по каждому румбу Pi/100.

Определим безразмерную поправку ц на подъем факела в атмосфере:

Рассчитаем зону активного загрязнения по направлениям ветров:

По полученным значениям построим зону активного загрязнения по направлениям ветров (Приложение 5).

Зона активного загрязнения состоит из трех типов территории:

* 50% - территории промпредприятий, у1 = 4;

* 25% - лес 3-ей группы, у2 = 0,025;

* 25% - пастбища, сенокосы (неорошаемые), у2 = 0,05;

взяты из таблицы 6.1.

Поскольку в условии дано отношение Sj к для территорий различных типов, то нет необходимости рассчитывать.

Поправки на рассеивание вычисляем по формуле 6.4 :

Где u - среднегодовое значение модуля скорости ветра на уровне флюгера; в тех случаях, когда значение u не известно оно принимается равным 3 м/с.

Рассчитаем показатель по формуле 6.10 и показатель относительной агрессивности каждого выброса по формуле 6.9 , учитывая, что поправки соответственно равны :

для всех прочих выбрасываемых в атмосферу загрязнителей (для газов, кислот и щелочей в аэрозолях и др.).

2 при поступлении вредных веществ в атмосферу севернее 45° с.ш.;

для прочих соединений и примесей (для оксида углерода, легких углеводородов, органических пылей, содержащих ПАУ, токсичных металлов и их оксидов и др.);

для твердых аэрозолей, выбрасываемых на прочих территориях, а также для всех прочих примесей независимо от места выброса.

щелочь едкая

водород цианид

Полученная информация по выбросам представлена в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Т.к. выделившиеся вещества относятся к одной фракции - газообразных примесей и легких мелкодисперсных частиц с очень малой скоростью оседания (менее 1 см/с) и учитывая, что, находим значение приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу из источника по формуле 6.7 и экологический ущерб от загрязнения воздушной среды определяемый по формуле 6.8а при условии:

У = 3,3 у f М,

Определим размер платежей Пл, у.е./год за выбросы от стационарных источников по формуле:

Где ПДВi - предельно допустимы нормативный выброс, т/год;

ni - базовая ставка (налог) платы за выбросы в пределах ПДВ, у.е./т,

mф.i - фактическая масса выбросов вредного вещества, т/год.

Базовая ставка (налог) платы за выбросы сверх установленных ПДВ, у.е./т.

Принимается по , для щелочи едкой 129 у.е./т, водород цианита - 4313 у.е./т



Просмотров