Основные пункты реформы 1861 года личные свободы

Крепостное право просуществовало в России намного дольше, нежели в других европейских государствах, и со временем приобрело формы, которые фактически могли отождествлять его с рабовладением.

Разработка законопроектов об отмене или либерализации крепостной зависимости проводилась еще в начале 19 века. Однако ряд исторических событий, в частности Отечественная война и восстание декабристов, несколько приостановили этот процесс.

К вопросам реформаторства крестьянской сферы вернулся только Александр II во второй половине 19 века.

Разработка крестьянской реформы

Новый русский царь уже в первые года своего правления столкнулся с нарастающим социально-экономическим кризисом, отвратить который смогла бы только отмена крепостной зависимости. В 1858 году, императором был создан специальный комитет, для разработки реформы.

На протяжении двух лет члены комитета собирали информацию по стране о реальном положении помещичьих крестьян. На основе полученных данных в 1860 году началась активная подготовка манифеста об освобождение крепостных.

Начало реформаторства вызвало противоречивое отношения в обществе: часть дворянства и помещики фактически лишались главного источника своих доходов и активно препятствовали проведению крестьянской реформы.

Просвещенная аристократия, купечество и рабочий класс наоборот, поддерживала политику императора. Выступали за проведение реформы знаменитые общественные деятели и философы Герцен, Огарев, Добролюбов, Чернышевский.

Внедрение и итоги реформы

Народ освобожден, но счастлив ли народ?
Николай Некрасов

19 февраля 1861 года Александром II был торжественно подписан Манифест, который даровал личную свободу всем зависимым от помещиков крестьянам. Манифест включал в себя 17 законов, которые регулировали имущественные, экономические, социальные и политические права бывшего крепостного населения.

Свобода, предоставленная крестьянам, в первые несколько лет должна была носить исключительно номинальный характер люди обязывались отработать определенный период времени (четко не регламентируемый законом) на помещика, чтобы получить право пользования земельным наделом.

Для крестьян, имеющих деньги (что представляло собой единичные случаи), была предоставлена возможность выкупить у землевладельца нужное количество земли. Иногда землю для крестьян выкупало государство в таком случае они обязывались платить в государственную казну ежегодный оброк.

Бывшие крепостные, несмотря на то, что получили волю, были втянуты в новую зависимость, освободиться от которой многим было не под силу. Некоторые крестьяне, имевшие небольшие денежные средства, покинули деревню и начали искать лучшую жизнь в промышленных городах.

Многим крестьянам удалось заработать нужное количество денег и эмигрировать в Канаду, где земли переселенцам предоставлялись бесплатно. Крестьяне, сохранившие желание заниматься сельским хозяйством уже весной 1861 года организовывали антиправительственные протесты.

Волнения продолжались до 1864 года, затем резко пошли на убыль. Историческое значение крестьянской реформы. Проведение реформы сыграло значительную роль в социальном и экономическом развитии государства, а также поспособствовало укреплению позиций на международной арене.

Самой главной реформой Александра II за все время его правления стала Крестьянская реформа - издание Манифеста 19 февраля 1861 г. об отмене крепостной зависимости крестьян всей Российской империи. Эта реформа разрабатывалась на протяжении долгого времени сначала тайно, потом уже явно на всероссийском уровне. После проведения реформы крестьяне стали свободными и получили гражданские права, а также земельные наделы. Однако крестьяне должны были платить за эти земельные наделы помещику, а также государству, которое внесло большую часть выкупных платежей за них. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Александр II призывает московских дворян к освобождению крестьян ()

Однако дело продвигалось довольно трудно, поскольку члены комитета сами являлись ярыми сторонниками сохранения крепостного права в России. Александр решил возглавить процесс, и в этом ему помог случай. В октябре 1857 г. в Санкт-Петербург прибыл старинный друг императора - виленский губернатор В.И. Назимов (рис. 3), который приехал в столицу для того, чтобы передать Александру II прошение от дворян Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В нем дворяне просили о разрешении императора обсуждать с ним вопрос об освобождении своих крестьян.

Рис. 3. В.И. Назимов - виленский губернатор, друг Александра II ()

Александр решил воспользоваться данной ему возможностью и издал рескрипт, по которому в указанных губерниях должны были быть созданы комитеты по обсуждению проекта отмены крепостного права. В течение 1858 г. подобные рескрипты были изданы касательно всех губерний Российской империи. После этого дискуссия об отмене крепостного права стала официальной и практически всенародной.

Следом за этим были предприняты еще более решительные шаги. Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я.И. Ростовцев (рис. 4).

Рис. 4. Я.И. Ростовцев - руководитель Редакционных комиссий ()

Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г (рис. 5). В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права. Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве. Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г., колебался от 3 до 12 десятин. Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи.

Рис. 5. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости ()

Вышеперечисленные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости не были оптимальными. В большинстве губерний помещики ухитрялись оставить себе самые лучшие участки земли, а крестьяне оказывались в худших условиях. Кроме того, помещики не могли передать крестьянам земли больше, чем это было прописано в Манифесте. Таким образом, даже если помещики очень сильно желали помочь своим крестьянам, они не могли этого сделать по закону.

Наконец, ряд групп крестьян вообще не получали земли:

  1. Приписанные к мануфактурам
  2. Дворовые крестьяне
  3. Принадлежащие малоземельным дворянам

Важной частью реформы отмены крепостного права являлся вопрос о выкупе земли крестьянами. Они не могли выкупить всю землю сразу, поэтому государством были предусмотрены следующие меры. Крестьяне до того, как выкупят землю, являлись временнообязанными. Это означало, что такие крестьяне должны были нести в пользу своего помещика ряд повинностей, таких как барщина и оброк. По закону в течение 9 лет крестьяне оставались временнообязанными, после чего могли отказаться от своего надела и уйти в город. Помещики и их бывшие крепостные крестьяне заключали между собой договоры - уставные грамоты, которые они должны были заключить в течение двух лет после издания Манифеста об освобождении крестьян.

Выкупные платежи осуществлялись следующим образом. Крестьяне должны были выплатить помещику 20 % от стоимости предоставленной им земли. Еще 80 % стоимости за крестьян выплачивало государство. Однако государство делало это не безвозмездно, а считалось, что эти деньги крестьяне взяли у государства в залог, который нужно было вернуть в течение 49 лет после издания Манифеста 19 февраля. Причем крестьяне выплачивали, помимо основной суммы, 6 % годовых от суммы платежа.

Размер выкупных платежей определялся следующим образом. По мысли Александра II дворяне и помещики не должны были терять своего дохода. Поэтому помещик клал деньги, полученные от крестьянина, в банк из расчета 6 % годовых и получал ту же сумму, которую крестьянин платил ему раньше в качестве оброка. Таким образом, планировалось не допустить разорения российских помещиков.

Крестьянская реформа 1861 г. претерпела еще пять изменений: были изданы дополнительные акты, в обществе активно обсуждались размеры выкупных платежей. Тем не менее то, что было сделано в 1861 г., резко повернуло весь ход российской истории. Реформа по отмене крепостного права была проведена.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1954.
  2. Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. - М.: РОССПЭН, 2011.
  3. Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. - М., 1954.
  4. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  5. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  6. Томсинов В.А. Подготовка крестьянской реформы 1861 года в России // Крестьянская реформа 1861 года в России / Сост., автор предисл. и вступ. ст. В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2012.
  1. Memoirs.ru ().
  2. Demoscope.ru ().
  3. Studopedia.ru ().
  4. Historicus.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о том, как проходила разработка реформы об отмене крепостного права. Какие предпосылки и причины этой реформы вы можете назвать?
  2. Как осуществлялась реформа освобождения крестьян от крепостной зависимости? Сколько этапов она прошла?
  3. Объясните, каким образом и по какой схеме крестьяне платили выкупные платежи.

XIX век насыщен разнообразными событиями, которые стали во многом поворотными для Российской Империи. Это и война 1812 года с Наполеоном, и восстание декабристов. Немаловажное место в истории занимает и крестьянская реформа. Произошла она в 1861 году. Суть крестьянской реформы, основные положения реформы, последствия и некоторые интересные факты мы рассмотрим в статье.

Предпосылки

Еще с XVIII века общество стало задумываться над нецелесообразностью крепостного права. Радищев активно высказывался против «мерзостей рабства», в его поддержку выступали разные слои общества, и особенно читающая буржуазия. Морально стало немодно иметь крестьян в качестве рабов. Как результат появлялись различные тайные общества, в которых активно обсуждалась проблема крепостного права. Зависимость крестьян считалась безнравственной для всех слоев общества.

В экономике рос капиталистический уклад, а одновременно с этим все активнее созревали убеждения о том, что крепостное право значительно тормозит рост экономики, мешает государству дальше развиваться. Так как к тому времени владельцам фабрик разрешали освобождать от крепостного права, работающих на них крестьян, многие хозяева этим воспользовались, освободив своих рабочих «напоказ» для того, чтобы это послужило толчком, примером для остальных хозяев больших предприятий.

Известные политики, которые выступали против рабства

Полторы сотни лет многие известные деятели и политики предпринимали попытки отменить крепостное право. Еще Петр Великий твердил, что пора искоренить рабство из Российской Великой Империи. Но в то же время он прекрасно понимал, насколько опасно отбирать у дворян и это право, в то время как многие привилегии у них уже были отобраны. Это было чревато. Как минимум дворянским бунтом. И допускать этого было нельзя. Его правнук, Павел I, также пытался отменить крепостное право, но ему удалось всего лишь ввести которая так и не принесла особых плодов: многие ее безнаказанно избегали.

Подготовка к реформе

Реальные предпосылки реформы зародились в 1803 году, когда Александр I издал указ, в котором прописывалось отпускание на волю крестьян. А с 1816 года стали городах Российской губернии. Это были первые шаги к массовой отмене рабства.

Затем с 1857 года был создан и совершал тайную деятельность Секретный совет, который в скором времени был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу, благодаря которому реформа приобрела открытость. Однако крестьяне не допускались к решению данного вопроса. Участие в решение о проведении реформы принимали только правительство и дворяне. В каждой губернии имелись специальные Комитеты, куда с предложением о крепостном праве мог обратиться любой помещик. Все материалы потом перенаправлялись в Редакционную комиссию, где они редактировались и обсуждались. После, все это передавалось в Главный комитет, где обобщалась информация и принимались непосредственные решения.

Последствия Крымской войны, как толчок к реформе

Так как после проигрыша в Крымской войне активно назревал кризис экономический, политический и крепостной, помещики стали бояться бунта крестьян. Потому как самой важной отраслью оставалось сельское хозяйство. А после войны царили разорение, голод и нищета. Феодалы для того, чтобы совсем не терять прибыль и не обнищать давили на крестьян, заваливая их работой. Все чаще простой народ, задавленный хозяевами, выступал, бунтовал. А так как крестьян было немало, и агрессия их увеличивалась, помещики стали остерегаться новых бунтов, которые бы несли только новые разорения. А люди бунтовали люто. Они поджигали постройки, урожай, сбегали от своих хозяев к другим помещикам, создавали даже свои лагеря повстанцев. Все это становилось не только опасным, но и делало крепостное право неэффективным. Нужно было что-то срочно менять.

Причины

Как и у любых исторических событий, у крестьянской реформы 1861 года, основные положения которой нам предстоит рассмотреть, есть свои причины:

  • крестьянские волнения, особенно усилившиеся после начала Крымской войны, которая существенно подорвала экономику страны (в итоге Российская империя потерпела крах);
  • крепостное право тормозило становление нового буржуазного класса и развитие государства в целом;
  • наличие крепостничества, крепко сдерживало появление свободной рабочей силы, которой не хватало;
  • кризис крепостного права;
  • появление большого количества сторонников реформы об отмене рабства;
  • уяснение правительством остроты кризиса и необходимости принятия какого-то решения для его преодоления;
  • моральный аспект: непринятие того, что в довольно развитом обществе еще существует крепостное право (обсуждалось это давно и всеми слоями общества);
  • отставание экономики России во всех сферах;
  • труд крестьян был малопроизводителен и не давал толчка для роста и улучшения экономических сфер;
  • в Российской Империи крепостное право задержалось дольше, чем в Европейских странах и это не способствовало улучшению отношений с Европой;
  • в 1861 году, до принятия реформы, произошло крестьянское восстание, и для того чтобы поскорее его погасить и не допустить порождения новых атак, срочно было решено отменить крепостное право.

Суть реформы

Прежде чем рассмотреть кратко основные положения крестьянской реформы 1861 г., поговорим о ее сути. Александр II 19 февраля 1961 года официально утвердил «Положение об отмене крепостного права», создав при этом ряд документов:

  • манифест об освобождения крестьян от зависимости;
  • положение о выкупе;
  • положение о губернских и уездных учреждениях по крестьянским делам;
  • положение об устройстве дворовых людей;
  • общее положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости;
  • правила о порядке приведения в действие положения о крестьянах;
  • земля предоставлялась не конкретному человеку, и даже не отдельному крестьянскому двору, а целой общине.

Характеристика реформы

В то же время реформа отличалась своей непоследовательностью, нерешительностью и нелогичностью. Правительство, принимая решения касательно отмены крепостничества, хотело все сделать в выгодном свете никак не ущемив интересов помещиков. При разделе земли, хозяева выбирали себе самые лучшие участки, предоставляя крестьянам неплодородные небольшие клочки земли, на которых иногда ничего не возможно было вырастить. Зачастую земля находилась на огромном расстоянии, что делало работу крестьян невыносимой из-за долгой дороги.

Как правило, все плодородные почвы, такие как леса, поля, сенокосы и озера, доставались помещикам. Крестьянам разрешили впоследствии выкупить свои наделы, но цены при этом были завышены в несколько раз, что делало выкуп практически невозможным. Сумму, которую давало правительство на кредит, простое население обязывалось платить в течение 49 лет, при сборе от 20%. Это было очень много, особенно если учесть, что производство на полученных участках было малопродуктивным. А для того чтобы не оставить помещиков без крестьянской силы, правительство разрешало последним выкупать земли не раньше чем через 9 лет.

Основные положения

Рассмотрим кратко основные положения крестьянской реформы 1861 года.

  1. Получение крестьянами личной свободы. Данное положение подразумевало, что все получают личную свободу и неприкосновенность, теряют своих хозяев и становятся полностью от себя зависящими. Для многих крестьян, особенно для тех, кто многие годы был собственностью хороших хозяев, это положение было неприемлемым. Они не представляли куда податься и как дальше жить.
  2. Крестьянам помещики обязаны были предоставить в пользование землю.
  3. Отмена крепостного права - основное положение крестьянской реформы - должна проводиться постепенно, в течение 8-12 лет.
  4. Крестьяне также получали право к самоуправлению, форма которой - волость.
  5. Утверждение переходного состояния. Данное положение давало право на личную свободу не только крестьянам, но и их потомкам. То есть это право личной свободы наследовалось, передаваясь из поколения в поколение.
  6. Обеспечение всех освобожденных крестьян наделами земли, которые впоследствии можно было выкупить. Так как у людей не было сразу всей суммы на выкуп, им предоставлялся кредит. Таким образом, освобождаясь, крестьяне не оказывались без дома и работы. Они получали право работать на своей земле, выращивать культуры, разводить животных.
  7. Вся собственность переходила в личное пользование крестьян. Все их движимое и недвижимое имущество становилось личным. Люди могли распоряжаться своими домами и постройками по своему усмотрению.
  8. За пользование землей крестьяне обязаны были выплачивать барщину и платить оброк. Отказываться от владения участков нельзя было в течение 49 лет.

Если вас на уроке истории или экзамене попросят выписать основные положения крестьянской реформы, то вышеизложенные пункты вам в этом помогут.

Последствия

Как и любая реформа, отмена крепостного права имела для истории и для людей, живущих в то время, свое значение и последствия.

  1. Самое главное - это рост экономики. В стране произошел промышленный переворот, установился долгожданный капитализм. Все это подстегнуло экономику к неторопливому, но устойчивому росту.
  2. Тысячи крестьян обрели долгожданную свободу, получили гражданские права, стали наделены определенными полномочиями. Кроме того, они получили землю, на которой трудились на свое и общественное благо.
  3. Из-за проведения реформы 1861 года, потребовалась полная перестройка государственной системы. Это повлекло за собой реформу судебной, земской и военной систем.
  4. Увеличилась численность буржуазии, которая возросла из-за появления в этом классе зажиточных крестьян.
  5. Появились крестьянские хозяевами которых были зажиточные крестьяне. Это было новшеством, ведь до реформы таких дворов не было.
  6. Многие крестьяне, несмотря на безусловные преимущества отмены крепостного права, так и не смогли приспособиться к новой жизни. Кто-то пытался вернуться к прежним хозяевам, кто-то втайне оставался при своих хозяевах. Только немногие успешно возделывали землю, выкупали участки и получали доход.
  7. В сфере тяжелой промышленности отмечался кризис, так как основная производительность в металлургии зависела от «рабского» труда. А после отмены крепостного права на такую работу идти никто не хотел.
  8. Многие люди, обретя свободу и имея хоть какую-то толику имущества, сил и желания, стали активно заниматься предпринимательством, постепенно принося доход и превращаясь в зажиточных крестьян.
  9. Из-за того, что землю можно было выкупать под процент, люди не могли вылезти из долгов. Они были попросту задавлены выплатами и налогами, тем самым не переставая быть зависимыми от своих помещиков. Правда зависимость была чисто экономической, но при таком раскладе свобода, полученная при проведении реформы, имела относительный характер.
  10. После проведения реформы об вынужден был применить дополнительные реформы, одной из которых стала земская реформа. Суть ее создание новых форм самоуправления под названием земства. В них, каждый крестьянин мог участвовать в жизни общества: голосовать, выдвигать свои предложения. Благодаря этому, появились местные слои населения, которые принимали активное участие в жизни общества. Однако круг вопросов, в решении которых принимали участие крестьяне, был узок и ограничивался решением повседневных проблем: обустройства школ, больниц, строительства путей сообщения, благоустройства окружающего. Следил за законностью земств губернатор.
  11. Значительная часть дворянства была недовольна отменой крепостного права. Они считали себя невыслушанными, ущемленными. С их стороны зачастую проявлялись массовые недовольства.
  12. Проведением реформы были недовольны не только дворяне, но и часть помещиков и крестьян, все это породило терроризм - массовые беспорядки против правительства, выражающие общее недовольство: помещиков и дворян - урезанием их прав, крестьян - высокими налогами, барскими повинностями и неплодородными землями.

Итоги

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Реформа, произошедшая в 1861 году, имела огромное как положительное, так и отрицательное значение во всех сферах. Но, несмотря на существенные трудности и недостатки, эта она освободила миллионы крестьян от рабства, подарив им свободу, гражданские права и другие преимущества. В первую очередь, крестьяне стали людьми, не зависящие от помещиков. Благодаря отмене крепостного права, страна стала капиталистической, экономика пошла в рост, произошло множество последующих реформ. Отмена крепостного права стала поворотным событием в истории Российской Империи.

В целом реформа отмены крепостного права привела к переходу от феодально-крепостнической системы к капиталистическому рыночному хозяйству.

1861г – отмена крепостного права. Отмена крепостного права – институт, к-рый играет важную роль в жизни гос-ва. Институт сформировался в сер 17 столетия, крепостнический режим оформится в сер 18в. При его помощи изымается прибавочный продукт. Три формы ренты: барщина, натур оброк, денежный оброк, подушная подать. Подушная подать – прямой налог, важнейшая статья поступления. Пока страна аграрная, она не может обойтись без этого института.

Крестьяне становятся субъектом права. Разные наделы будут выдаваться.

Три зоны: черноземная зона – самый мал. Надел давался крестьянам. На даже в этой зоне нет единого надела. Делиться на 8 местностей, внутри каждой местности – свой размер надела. Оговаривают помещики максимум и минимум. Максиму от 3-6 десятин. Минимум – чуть меньше 1 до 2 десятин.

Нечерноземная зона – формируется промышленный регион, дают больше земли крестьянам. Эта зона делится на 9 местностей. Минимум 1-2 десятины, максимум 3-7.

Степная зона – слабая населенность региона, наличие большого кол-ва неосвоенных земель. Помещик готов отдать большие наделы. 12 местностей. 6-12 десятин. На уровне Государственного совета появятся важные дополнения как отрезки, прирезки,Прирезки – когда дореформенный надел меньше установленного минимума, поэтому нужно додать крестьянину до минимального уровня. Отрезки – размер дореформенный это одно, размер пореформенный это другое. Дореформенный больше. Эта разница и есть отрезки. Массовое явления. Крестьянин оказывается в экономической зависимости от помещика. Дарственный надел – максимальный размер надела делится на 4 части, ¼ - дарственный надел, ¾ - остаются за помещиком. Крестьянин потерял землю. Данный надел давался за выкуп. Сумма выкупа и критерий, заложенный в эту сумма. Понятие рыночная стоимость земли, помещик должен получать тот же размер дохода, к-рый был и до отмены КП. Надо было взять с крестьянина ту сумма, к-рая будет в банке под 6% приносить доход. Выкупая землю крестьянин покупает свою личную свободу.

Положение 1861г содержит 5 основных частей:

1) Положение по личному освобождению крестьян – личная свобода и свободное право распоряжаться имуществом. Право юридического лица, заключение сделок. Объект права. Право участие в институтах местного управления.

2) Положение о наделение крестьянина землей. Из двух частей – усадьба(дом, приусадебный участок) и пашня(земля для обработки). Ревизским душам давался, женщинам надел не давали, т.к. не входили в учетную группу.



3) Положение о выкупе. В основу выкупа была положена стоимость того надела, к-рым наделялся крестьянин. Крестьянин выкупал у помещика свою земли. Что является механизмом исчисления стоимости выкупаемой земли? Авторы реформы либералы Ростовцев и Милютин положили в основу исчисления стоимости тот доход, к-рый помещик получал от крестьянина до реформы. Для этого крестьянин клал свои деньги в банк, чтобы они под проценты давали помещику его же сумму до реформы – форма капитализированного оброка. Крестьянин выкупает свободу, к-рая дарована ему 1ым положением.

4) Положение о выкупной операции, крестьянин получает выкупную сумму, выдаваемую помещику гос-вом, крестьянин должен был погасить это в течение 49 лет. Крестьянин сумевший выкупить надел – становились лично свободными. Положение временнообязанных длилось 49 лет, у тех, кто своевременно не выкупился. Те кто в течение 49 лет под 6% не выплатит. В выигрыше оказывается русский царь. Положены в основу буржуазные капиталистические механизмы были крепостническими, отвечали основной массе помещиков, к-рые могли бы начать некое новое капиталистическое хоз-во.

Повинности, к-рые несет крестьянин(натуральные, барщина, денежный оброк) барщина ограничивалась 30 днями в год для женщин, 40- для мужчин. Размер денежного оброка должен был в каждой губернии соответствовать дореформенной. От 8 до 12 рублей в год, наивысший устанавливался в 25 км от Питера, наименьший для черноземных губерний 8-9р. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав. Учреждалось крестьянское самоуправление, которому передавался сбор податей и ряд судебных полномочий. В то же время крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялась община и общинное землевладение.



Авторы крестьянской реформы считали, что устойчивое аграрное развитие России обеспечит сосуществование двух типов хозяйств - крупного помещичьего и мелкого крестьянского . Поэтому крестьянам предоставлялись наделы полевой земли, однако, они в среднем на 20% были меньше тех участков, которыми крестьяне пользовались при крепостном праве. Малоземелье крестьян сильно осложнило пореформенное аграрное развитие.

За землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, причем долги помещиков государству вычитались из выплачиваемой им суммы. Крестьяне в течение пятидесяти лет должны были выплачивать долг государству с процентами.

С 1858 по 1863 гг. была проведена реформа удельных (принадлежавших императорской фамилии), а в 1866 г. - реформа государственных крестьян. Крестьянская реформа создала значительные возможности для аграрного развития России, однако, она сохранила и немало пережитков (сословная обособленность крестьян, община). Большие сложности создавало и крестьянское малоземелье. Поэтому в будущем реформа непременно нуждалась в дальнейшем развитии - застой или поворот назад грозил революцией. Реформа сосредоточила значительные средства в руках государства, однако из-за этого она оказалась весьма тяжела для крестьян; это затормозило развитие крестьянского хозяйства.

В «Положении» 19 февраля 1861 г. вошли: «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупе», «Положение о устройстве Дворовых людей», «Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях», а также ряд "правил" - «О порядке введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», «О приписанных к частным горным заводам людях» и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний.

Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и "Положений" 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г. - срок введения в действие "Положений") обязаны были отбывать хотя и в несколько измененном виде, но по сути дела те же самые повинности, что и при крепостном праве.

Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые "добавочные сборы" натурой : яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью, грибами и пр. Обычно вся тяжесть этих поборов ложилась на женщин, поэтому их отмену крестьяне метко окрестили "бабьей волей ".

Кроме того, помещикам запрещалось переводить крестьян в дворовые , а оброчных на барщину . В барщинных имениях размеры барщины сокращались со 135-140 дней с тягла в год до 70, несколько сокращалась подводная повинность.

Но и после 1863 г. крестьяне долгое время находились на положении "временнообязанных ", т. е. обязанных нести установленные "Положениями" феодальные повинности - платить оброк и выполнять барщину.

Завершающим актом ликвидации феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Окончательная дата перевода на выкуп и, следовательно, прекращения временнообязанного положения крестьян законом не была определена. Однако разрешался перевод крестьян на выкуп сразу же по обнародовании "Положений" либо по обоюдному соглашению их с помещиком, либо по его одностороннему требованию (сами крестьяне требовать перевода их на выкуп не могли).

Правовое положение крестьян

По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу . Необходимо подчеркнуть важность этого акта: борьба за "волю" занимала главное место в многовековой истории крестьянского движения.

Богатые крестьяне шли на значительные траты, чтобы выкупиться на волю. И вот в 1861 г. бывший крепостной, являвшийся до этого фактически полной собственностью помещика, который мог отнять у него все его достояние, а его самого с семьей или отдельно от нее продать, заложить, подарить, теперь не только получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд общих имущественных и гражданских прав: от своего имени выступать в суде, заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы, а главное - раскрепощало крестьян нравственно.

Правда, вопрос о личном освобождении крестьян в 1861г. не получил еще окончательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения еще продолжали сохраняться на период времени обязанного состояния крестьян: за помещиком оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаления из общины неугодных ему крестьян, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Но с переводом крестьян на выкуп эта опека над ними помещика прекращалась.

Последующие реформы в области суда, местного управления образования, военной службы расширяли права крестьянства: крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные заведения. Конечно, этим полностью не снималась сословная неравноправность крестьянства . Оно продолжало оставаться низшим, податным сословием. Крестьяне обязаны были нести подушную подать и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от которых были освобождены другие, привилегированные сословия.

Крестьянское самоуправление

Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец его было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д. Киселева.

Вводились сельские и волостные органы управления. Первой ячейкой являлось сельское общество, которое до этого составляло имение помещика. Оно могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного всеми дворохозяевами, старосты , его помощника и сборщика податей , избираемых на 3 года. На сельском сходе избирались представители на волосной сход из расчета один человек от 10 дворов.

Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества "вредных и порочных членов", устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствовавших на сходе.

Несколько смежных сельских обществ, в которых числилось в общей сложности от 300 до 2 тыс. крестьян муж.пола, составляли волость .

Волостной сход выбирал на 3 года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей . Часто из-за неграмотности старшины ключевой фигурой в волости являлся служивший по найму схода волостной писарь . Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. При рассмотрении рекрутских дел на сходе присутствовали назначаемые в рекруты юноши и их родители. Волостной старшина, как и сельский староста, выполнял ряд административно-хозяйственных функций: следил за "порядком и благочинием" в волости, в его обязанность входило задержание бродяг, дезертиров и вообще всех "подозрительных" лиц, "пресечение ложных слухов". Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, и дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права.

Сельские старосты и волостные старшины обязаны были беспрекословно выполнять требования представителей "установленных властей": мирового посредника, судебного следователя, чинов полиции.

Мировые посредники

Большое значение в проведении в жизнь крестьянской реформы на местах имел созданный летом 1861 г. институт мировых посредников , на которых были возложены многочисленные посреднические и административные функции : проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского управления.

Мировых посредников назначал Сенат из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов и (совместно) губернских предводителей дворянства

Мировые посредники были призваны проводить правительственную линию - учитывать прежде всего государственные интересы, пресекать корыстные поползновения откровенных крепостников и требовать от них строго придерживаться рамок закона

На практике мировые посредники в своем большинстве не были "беспристрастными примирителями" разногласий между крестьянами и помещиками. Будучи сами помещиками, мировые посредники защищали в первую очередь помещичьи интересы , порой шли даже на нарушение закона.

Наиболее либеральным был состав мировых посредников, избранных на первое трехлетие (мировые посредники "первого призыва"). Среди них были декабристы А.Е. Розен, П.Н. Свистунов, М.А. Назимов, петрашевцы Н.С. Кашкин и Н.А. Спешнев, писатель Л.Н. Толстой и известный хирург Н.И. Пирогов.

Однако вскоре такие мировые посредники были либо удалены со своих должностей, либо сами подали в отставку.

Крестьянский надел

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле . Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями своих наделов, обязанными отбывать за них установленные "Положениями" повинности (оброк или барщину).Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

При определении норм крестьянских наделов учитывались местные особенности природных и экономических условий. Исходя из этого, вся территория Европейской России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную , а полосы, в свою очередь, делились на местности (от 10 до 15 в каждой полосе).

В нечерноземной и черноземной полосах устанавливались высшая и низшая (1/3 высшей) нормы наделов, а в степной - одна , так называемая, указная норма .

Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика , если дореформенные его размеры превышали высшую или указную нормы, и прирезку , если он не достигал низшей нормы.

Тяжесть отрезков для крестьян заключалась не только в их размерах. Особое значение имело то, какие земли попадали в отрезки. Хотя законом было запрещено отрезать пахотные земли, но получалось так, что крестьяне лишались наиболее необходимых им угодий (лугов, выгонов, водопоев), без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства.

Тогда крестьянин был вынужден арендовать у помещика эти "отрезные земли". Отрезки превратились, таким образом, в руках помещиков в весьма эффективное средство найма на крестьян и стали базисом отработочной системы ведения помещичьего хозяйства .

Землевладение крестьян было "утеснено" не только отрезками, но и чересполосицей лишением крестьян лесных угодий (лес включался в крестьянский надел лишь в некоторых северных губерниях).

Наиболее обделенными оказались крестъяне-дарственники получившие дарственные (нищенские или, как называли крестьяне "сиротские") наделы. Дарственников насчитывалось 461 душ муж пола. "В дар" им было предоставлено 485 тыс. десятин - по 1,05 десятины на душу (против 3,3 десятины остальных крестьян). По закону помещик не мог принудить крестьянина взять дарственный надел. Но нередко крестьяне оказывались поставленными в такие условия, когда они были вынуждены соглашаться на дарственный надел и даже требовать его, если их дореформенный надел приближался к низшей норме, а повинности за землю превосходили доходность с нее. Стремление перейти "на дар" проявлялось преимущественно в слабозаселенных многоземельных губерниях и главным образом в первые годы проведения реформы, когда здесь рыночные и арендные цены на землю были сравнительно невелики.

К получению дарственного надела особенно стремилась небольшая группа зажиточных крестьян, имевшая денежные средства для покупки земли "на стороне" я и желавшая наладить предпринимательское хозяйство на собственной, покупной земле.

Большинство же дарственников, согласившихся на "бесплатный" небольшой надел, просчиталось и оказалось в крайне бедственном положении.

Наделение крестьян землёй носило принудительный характер;помещик обязывался предоставить крестьянину надел, а крестьянин взять его.

По закону после 1870 г. крестьянин мог отказаться от надела. Но право отказа от надела по истечении этого срока было обставлено условиями, сводившими его на нет: крестьянин должен был полностью рассчитаться со всеми податями и повинностями, включая и рекрутскую. Правом отказа от надела смогли воспользоваться после 1870 г. лишь 9,3 тыс. душ муж.пола.

Отмена крепостного права — центральное событие российской истории XIX в., поскольку оно затронуло интересы широких слоев населения, изменило привычной уклад их жизни, открыло собой« эпоху великих реформ».

Объективно, независимо от тех или иных намерений реформаторов, экономическая суть перемен сводилась к созданию условий для замены крепостного труда, основанного на внеэкономическом принуждении работника, капиталистической эксплуатацией свободного лично, а также в той или иной мере от средств производства, рабочего.

« Манифест 19 февраля 1861 г.», «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретении ими крестьянами в собственность полевых угодий», другие законодательные акты реформы обеспечивали подрыв феодальной собственности на землю, мобилизацию земельной собственности, ее переход к другим сословиям, включая крестьянство, которое наделялось рядом личных и имущественных прав. Реформа создавала правовые основы для развития всероссийского капиталистического рынка: денежного, земельного, рабочей силы. Она способствовала распространению предпринимательства, производительному применению капиталов. Именно эти ее черты, ясно проступившие в экономическом подъеме 70−80-х гг., позволяли историкам сравнивать принятие реформы 1861 г. с наступлением совершеннолетия, за которым следует зрелость.

Однако этот возрастной порог Россия переступала с явным опозданием, о чем убедительно свидетельствовало ее поражение в европейской войне 1853−1856 гг. Более того, шаги в отмеченном направлении делались ею как бы с неохотой, выразившейся в ограниченном характере преобразований: сохранении на длительное время феодально-крепостнических пережитков в виде помещичьего землевладения, временнообязанного состояния крестьян при их политическом бесправии, гражданском неравенстве по сравнению с другими сословиями.

Отчетливо этот противоречивый характер реформы отмены крепостного права отразился при ее проведении в Ярославской губернии. Состоявший из 20 помещиков Губернский комитет по улучшению быта крестьян был создан 1 октября 1858, когда в губернии насчитывалось 3031 помещик, 523 345 крепостных крестьян и 28 072 дворовых. Большинством крестьян владели феодальная аристократия, царские сановники и министры. К их числу следует отнести: князей Гагариных и Голицыных(Ярославский уезд), князя Воронцова(Даниловский уезд), князя Ливена(Любимский уезд), графов Мусиных-Пушкиных(Мологский уезд), у которых насчитывалось свыше 76 тыс. дес. земли, графа Шереметева, которому принадлежало 18,5 тыс. дес. земли в Ростовском уезде и 70,96 тыс. дес. в Угличском уезде. В Ярославской губернии преобладала оброчная система крепостных повинностей, по которой основной доход помещик получал не с земли, а от своего крепостного, отпускавшегося на оброк. Накануне реформы на барщине находилось 9%, на оброке 61% крестьян, остальные(30%) выполняли смешанную повинность.

Крестьяне ожидали от реформы освобождения от обязательных работ на помещика, правом владения пользуемой ими землей, а также наделения не только сельскохозяйственными, но и лесными угодьями. 8 марта 1861 в Ярославле был обнародован Манифест об отмене крепостного права. В результате претворения его в жизнь крестьяне потеряли значительную часть земли в виде отрезков: если при крепостном праве средний надел ярославского крестьянина равнялся 5,2 дес., то после освобождения он сократился до 3,8 дес.

Принудительный характер реформы отразился в том, что уставные грамоты, призванные регулировать новые отношения между бывшим владельцем крепостных и крестьянами, нередко составлялись без участия последних. Такие грамоты носили явно кабальный характер, что приводило к возвращению их мировыми посредниками помещикам для переделки. Согласно уставным грамотам, ярославский крестьянин при выкупе им своего земельного надела должен был платить за 1 десятину земли 41 р. 50 к., тогда как средняя рыночная цена десятины в Ярославской губернии составляла 14 р. 70 к. Эта несправедливость, а также обязательное отбывание повинностей круговой порукой, сокращение земельных наделов(отрезки) вызывали недовольство крестьян, которые нередко отказывались подписывать уставные грамоты, исполнять повинности перед помещиком. Напуганные выступлениями крестьян, помещики вынуждены были для водворения спокойствия даже вызывать воинские команды. Всего менее чем за год после провозглашения« Манифеста 19 февраля 1861 г.» в губернии произошло 46 крестьянских волнений.

Освобождение крестьян в Ярославской губернии вызвало огромные социокультурные последствия и, разрешив ряд проблем, создало новые проблемные узлы в жизни каждого человека и всего общества.



Просмотров