Основные поражающие факторы при дтп. Аварии: классификация и рекомендации - Автомир. Основные поражающие факторы при ДТП

ВТОРИЧНЫЕ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРИ ДТП, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
ДТП с вторичными поражающими факторами
Возникновение пожара;
Действия при ДТП, связанных с проливом, выбросом аварийнохимически опасных веществ (АХОВ) в атмосферу;
Действия при ДТП, связанных с разливом ГСМ;
Действия при ДТП, связанных с выбросом радиоактивных веществ;
Действия при обрыве и падении проводов в зоне ДТП
Спасение пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях в ходе перевозки опасных грузов. Общие требования
Опасные грузы подразделяются на следующие классы:
взрывчатые материалы;
газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
легковоспламеняющиеся жидкости;
легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
окисляющие вещества и органические пероксиды;
ядовитые и инфекционные вещества;
радиоактивные материалы;
едкие и (или) коррозийные вещества;
прочие опасные вещества.
При перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом на них составляется аварийная карточка (Приложение 4), в которой указывается: перечень грузов, основные свойства и виды опасностей, применяемые средства индивидуальной защиты, необходимые действия в аварийной ситуации и меры первой помощи пострадавшим.
Кроме этого, класс опасного груза указывается на ярлыке и упаковке, которая маркируется сигнальными цветами и знаками безопасности.
ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАПРЕЩАЮЩИЕ

При перевозке опасных грузов автомобильным транспортом организации грузоотправители (грузополучатели) вручают водителю (сопровождающему) на каждую перевозку план действий в аварийной ситуации. В плане действий по ликвидации последствий аварий устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады, перечень необходимого оборудования и инструментов, технология их применения. Эти сведения используются при подготовке и организации АСР.
ДТП с участием автомобильных ТС или подвижного состава железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозку опасных грузов, может приводить к пожарам, взрывам, химическому и биологическому заражению, радиоактивному загрязнению. Характерной особенностью этих ЧС являются значительные размеры и высокая скорость формирования очага поражения.
Мероприятия по спасению пострадавших в ходе перевозки опасных грузов определяются характерам поражения людей, размером повреждения ТС, наличием вторичных поражающих факторов.
При спасении пострадавших в ДТП в ходе перевозки опасных грузов проводятся:
разведка и оценка обстановки, определение границы опасной зоны и ее ограждение;
локализация и ликвидация воздействий поражающих факторов;
поиск пострадавших, обеспечение их средствами индивидуальной защиты и эвакуация из опасной зоны;
оказание пострадавшим первой помощи;
контроль за содержанием опасных веществ в воздухе, воде и почве.
Ликвидация последствий пожаров
При пожарах поражающими факторами являются высокая температура, открытый огонь и отравляющие вещества, возникающие в процессе горения. Используемые для отделки ТС и подвижного состава железнодорожного транспорта легковоспламеняющиеся и горючие материалы, электропроводка делают их уязвимым для огня. Скорость распространения пожара в коридоре вагона – 5 м/мин; купе вагон быстро полностью охватывается пламенем, температура горения достигает 950 °С. На эвакуацию пассажиров остается 1,5–2 минуты.
При возгорании твердых горючих материалов прогорает пол вагона, что приводит к попаданию их на железнодорожные пути. Вследствие высоких температур через 20–25 минут происходитдеформация железнодорожного полотна. Высота пламени горения твердых горючих материалов достигает 10 метров, температура пламени – 1100 °С, скорость распространения пожара – 1,4 м/мин.
Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5–6 тонн) и смазочных материалов (1,5–2 тонны). В тушении пожаров участвуют специальные пожарные поезда, пожарные части и поисково-спасательные подразделения.
При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо немедленно организовать их тушение. В случае угрозы перекидывания огня на соседние составы или ТС горящие цистерны отводят в безопасное место, одновременно охлаждая и защищая соседние вагоны. При горении паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны под защитой пожарных стволов крышку закрывают или набрасывают на нее кошму. Горящую цистерну нужно постоянно охлаждать водой, чтобы исключить вероятность взрыва. Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной и абсорбционными материалами.
Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место. Тушение баллонов со сжатым и сжиженным газом проводится из укрытия. Если нельзя ликвидировать факел горящего газа то допускается его свободное выгорание.
Ликвидация последствий пролива аварийно химически опасных веществ, биологического заражения и радиационного загрязнения
При утечке и проливе АХОВ проводится локализация и оборудование источников химического заражения.
Основными способами локализации и обеззараживания источников химического заражения с учетом вида АХОВ, являются:
при обеззараживании облаков АХОВ – постановка завес с использованием нейтрализующих растворов; рассеивание облаков воздушно"газовыми потоками;
при локализации пролива АХОВ – обвалование пролива, сбор жидкой фазы АХОВ в приямки – ловушки; засыпка пролива сыпучими сорбентами; снижение интенсивности испарения покрытием зеркала пролива пленкой; разбавление пролива водой; введения загустителей;
при обезвреживании (нейтрализации) пролива АХОВ – заливка нейтрализующим раствором; разбавление пролива водой с последующим введением нейтрализаторов; засыпка сыпучими нейтрализующими веществами; засыпка твердыми сорбентами с последующим выжиганием; снижает пролива и грунта; загущение с последующим вывозом и сжиганием.
В случае возникновения очага биологического поражения проводятся бактериохимическая разведка и индикация бактериальных средств:
устанавливается карантинный режим и обсервация;
проводятся санитарная экспертиза и контроль зараженности
продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража, их обеззараживание;
проводятся противоэпидемические санитарно-гигиенические, лечебно-эвакуационные мероприятия.
При организации и проведении мероприятий по ликвидации очага биологического заражения необходимо учитывать:
способность бактериальных средств вызвать массовые инфекционные болезни;
способность некоторых микробов и токсинов сохраняться длительное время во внешней среде;
наличие и продолжительность инкубационного периода;
сложность лабораторного обнаружения возбудителя и длительность определения его вида;
необходимость применения средств индивидуальной защиты.
Ликвидация последствий радиоактивного загрязнения территорий и ТС включает в себя:
локализацию и ликвидацию источников радиоактивного загрязнения;
дезактивацию загрязненной территории и ТС;
сбор и захоронение образующихся в ходе работ радиоактивных отходов, а также ремонтно"восстановительные работы. Необходимо выявить людей, подвергшихся радиоактивному облучению. Лица, получившие дозу облучения свыше 0,25 Зв, направляются на медицинское обследование, а лица, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на санитарную обработку.
Зараженная одежда, обувь, личные вещи отправляются на дезактивацию или захоронение. Время пребывания спасателей в опасной зоне зависит от мощности эквивалентной дозы облучения и определяется в каждом конкретном случае. Работы в опасной зоне должны выполняться при условии постоянного дозиметрического контроля.
Спасение пострадавших при падении автомобилей в водоемы
Автомобильные ТС при некоторых ДТП падают с мостов, эстакад, с прибрежных автомобильных дорог в реки, озера, в море и т.д. Вода по сравнению с грунтом, деревянными или бетонными сооружениями имеет более благоприятные физико-механические свойства с точки зрения степени механических повреждений ТС. Это создает определенные предпосылки по выживанию пострадавших. Однако отрицательная особенность таких ситуаций ДТП в том, что пострадавшие должны выбраться на берег или их необходимо доставать из водоема.
Это усугубляется следующими основными возможными обстоятельствами:
– получение пострадавшими травм, исключающих их “самоспасение”;
– “зажатость” пострадавших в деформированном ТС;
– ледовая обстановка или низкая температура воды;
– большая глубина водоема.
Если пострадавшие оказались на поверхности воды, то технология их спасения такая же, как при спасении человека из воды. В качестве спасателей могут быть очевидцы или первые выбравшиеся на берег пострадавшие. При этом должны соблюдаться следующие основные правила.
Нужно быстро оценить обстановку и выбрать оптимальный вариант спасения. Если рядом нет лодки, а потерпевший находится вдали от людей, то необходимо добежать по берегу до ближайшего к тонущему места, на ходу снимая с себя одежду и обувь. Затем войти в воду и плыть с учетом скорости течения. При сильном течении следует бежать вдоль берега с расчетом определить местоположение тонущего и только после этого войти в воду. Прыгать в воду, тем более головой вниз, в незнакомом месте нельзя. Это опасно для жизни спасателя. Если пострадавший погрузился в воду, то необходимо нырнуть и найти его. Если пострадавший лежит на дне, то приблизившись к нему, следует захватить его под руки или обеими руками за руку, оттолкнуться от дна и всплыть на поверхность воды. В том случае, если найти тонущего не удалось, осуществляется последовательный поиск в предполагаемом секторе водоема с учетом течения и возможного сноса потерпевшего.
Обнаружив пострадавшего, необходимо его захватить и оттранспортировать к берегу. На берегу оказать ему первую помощь.
Если кабина или салон ТС относительно герметичны, то в них остается воздух достаточный для выживания пострадавших в течение некоторого времени. Спасающим необходимо действовать быстро, чтобы успеть за это время извлечь из ТС пострадавших и спасти их.
Если местонахождение упавшего в водоем ТС точно не определено, необходимо провести поиск и обследование возможных точек или квадратов нахождения ТС и обозначить расположение ТС сигнальным буем, если его нет, то с помощью поплавка с грузилом (якорем), например, с помощью пустой полиэтиленовой бутылки.
Спасательные работы по вскрытию упавшего в водоем ТС проводятся гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, соединенным с гидростанцией, находящейся в непосредственной близости на плавсредстве.
Для извлечения аварийного ТС на поверхность, оно захватывается, закрепляется на тросах и подъемным краном соответствующей грузоподъемности поднимается на берег. Эти операции выполняют спасатели в легком водолазном снаряжении с соблюдением установленных требований техники безопасности.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ
Первая помошь (ПП) – комплекс мероприятий, выполняемый на месте происшествия участниками аварийно-спасательных работ с использованием табельных и подручных средств, а также пострадавшими и лицами, оказавшимися на месте ДТП в порядке само- и взаимопомощи.
Задачи первой помощи:
сохранить жизнь пострадавшего до прибытия бригады скорой помощи и во время транспортировки в лечебное учреждение (больницу или госпиталь);
уменьшить осложнения травматического и ожогового шока, синдрома длительного сдавливания, приводящих к смерти пострадавшего в ближайшие сутки после поступления в стационар.
Система организации первой помощи предусматривает комплекс мероприятий, осуществляемых последовательно (поэтапно):
первый этап – оказание первой помощи на месте происшествия;
второй этап – оказание первой помощи в пути следования в лечебное учреждение;
третий этап – оказание медицинской помощи в лечебном учреждении.
Первая помощь на месте происшествия включает:
оказание само- и взаимопомощи лицами, оказавшимися на месте происшествия (шофера автомашин и других транспортных средств, работники ГИБДД, работники дорожных предприятий и др.);
оказание медицинской помощи пострадавшим медицинскими работниками, вызванными для оказания медицинской помощи пострадавшим (бригада скорой медицинской помощи, фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов, врачи сельских участковых больниц и амбулаторий и другие).
Эффективность первой помощи на месте дорожно-транспортного происшествия зависит от уровня подготовки лиц, оказывающих эту помощь.
Вместе с тем во всех случаях обязательным является проведение следующих мероприятий:
1. Экстренная эвакуация пострадавшего из зоны, угрожающей его жизни и жизни спасателей (пожар, угроза взрыва или падения с высоты).
2. Тушение горящей одежды и волос.
3. Оценка состояния пострадавшего:
определение реакции зрачков на свет;
определение пульса на сонной артерии;
определение признаков внешнего дыхания;
определение места и вида (артериальное, венозное) кровотечения;
определение признаков комы;
определение признаков перелома костей конечностей;
определение признаков повреждения костей таза, позвоночника, ребер и грудины;
определение признаков синдрома длительного сдавливания,
измерение артериального давления*;
подсчет частоты сердечных сокращений*;
аускультация легких*;
электрокардиография*.
4. Комплекс сердечно-легочной реанимации:
перикардиальный удар (механическая дефибрилляция);
дефибрилляция*;
непрямой массаж сердца;
искусственное дыхание способом “изо рта в рот”;
искусственное дыхание способом “маска-рот”;
искусственное дыхание с помощью аппарата ИВЛ с предварительной интубацией трахеи*.
5. Освобождение дыхательных путей в случае комы:
способом поворота пострадавшего на живот и удаление слизи и рвотных масс из ротовой полости и носа с помощью салфетки или резинового баллончика;
проведение интубации трахеи и очищение дыхательных путей вакуумными экстракторами (электрическими, механическими).
6. Временная остановка кровотечения:
наложение кровоостанавливающего жгута;
наложение давящей повязки;
способом максимального сгибания конечности.
7. Наложение защитных жгутов и давящих повязок на конечности в случае синдрома длительного сдавливания.
8. Внутривенное введение*:
плазмозаменяющих жидкостей;
ощелачивающих растворов;
гормонов и тонизирующих сердечную деятельность и дыхание лекарственных средств.
9. Ингаляция кислородно-воздушных смесей с помощью кислородных или дыхательных аппаратов.
* Проводится медицинскими работниками
#ђЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 715

Дорожно-транспортное происшествие - ДТП это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Первое в мире ДТП с человеческими жертвами было зарегистрировано 17 августа 1896 года в Лондоне, Англия.

Артур Эдселл, управляя автомобилем, совершил наезд на англичанку Бриджит Дрисколл, 44 летнюю мать двоих детей. Так произошел первый в мире наезд на пешехода автотранспортом, приведший к летальному исходу.

До того было несколько мелких столкновений с каретами и пешеходами, но из-за низкой скорости автомобилей того времени все повреждения были минимальны. По словам очевидцев, автомобиль несся с "огромной скоростью" на жертву.

Водитель Артур Эдселл, представитель "Англо-французской автомобильной компании", которая хотела продемонстрировать публике свою новую модель, обязан был ехать со скоростью четыре мили в час, но увлекся, и вдвое ее превысил.

Видимо, желая произвести впечатление на леди, пожелавшую с ним прокатиться. Согласно показаниям свидетелей, во время ДТП водитель оживленно болтал с пассажиркой.

Недостаток опыта (водительский стаж у Эдселла был всего три недели), отвлекающие водителя факторы, нарушение скоростного режима — это главные факторы автокатастроф и сегодня.

После разбирательства первого в истории ДТП со смертельным исходом и суда, жюри присяжных пришло к выводу, что это был несчастный случай, и никаких обвинений Эдселла и компании не предъявили. Уголовное дело не возбуждалось.

Первое ДТП в Челябинске произошло через девять лет в 1905 году. Виновником аварии был местный купец Кучин. На мотоцикле он разогнался до огромной по тем временам скорости - 20 километров в час и безответственно сбил собаку.

Пострадал и сам купец. Он сломал себе ключицу. О невиданном происшествии сообщила местная газета "Голос Приуралья". Это было самое серьезное ДТП в Челябинске в начале прошлого века.

К списку "опасных для здоровья водителя факторов" относят нарушения правил дорожного движения, в том числе:

алкогольное опьянение;
превышение допустимой скорости движения;
разговоры по мобильному телефону;
неиспользование ремней безопасности;
использование неисправного транспортного средства;
усталость водителя (водитель при сильной усталости может уснуть за рулем)
разговор с пассажирами,
курение за рулем.
Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными.

Классификация ДТП

столкновение
опрокидывание
наезд на стоящее транспортное средство
наезд на препятствие
наезд на пешехода
наезд на велосипедиста
наезд на животное
падение пассажира

Основные поражающие факторы при ДТП:

во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы;
расслабляться нельзя до полной остановки;
также до остановки нельзя покидать машину (это хорошо получается только в кино);
исследования показывают, что шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании;
сохранять самообладание — это позволит управлять машиной до последней возможности;
сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;
при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером;
не бойтесь, что мотор вдавится в салон: конструкторы уже давно позаботились о том, чтобы он уходил вниз.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Особенности ведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.

Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются:

  • ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов;
  • угроза падения на аварийное ТС с пострадавшими грузов, конструкций и других опасных предметов;
  • ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов;
  • сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специальных аварийно-спасательных средств.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Первая помощь - оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спаса­те­льных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Основные виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР

Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на:

касательное - столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;

наезд на препятствие - происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Особые виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР

Особые виды ДТП - ДТП, осложненные опасными факторами, требующими специальной подготовки спасателей или привлечения дополнительных сил и средств.
ДТП с падением ТС в воду - ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам падают в реки, озера, море, проваливаются под лед и т.п.

ДТП с падением ТС с крутых склонов - ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам срываются с крутых склонов и при падении, как правило, несколько раз переворачиваются, ударяясь о выступы скал, и пролетают 100–150 м и более. Иногда ТС взрываются. Сами ТС превращается в груду искореженного металла.

ДТП на участке железной дороги - ДТП, при которых: ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.

ДТП с участием трамвая (троллейбуса) - ДТП, при которых трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали ТС или люди.

ДТП с возникновением пожара – ДТП, сопровождающееся возгоранием аварийных ТС и перевозимых ими грузов.

Попадание ТС под завал - ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.

ДТП в туннеле (путепроводе) - ДТП, осложненные спецификой ограниченного пространства, затрудняющего доступ к месту ДТП, проведение АСР и эвакуацию пострадавших.

ДТП с транспортным средством, перевозящим опасный груз - ДТП с ТС, перевозящим груз, попадающий под категорию опасных, в результате которого произошла его утечка (выброс, возгорание и т.п.) или существует опасность возникновения такой ситуации, в том числе:

– ДТП с ТС, перевозящим горючие (ГЖ) или легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), в результате которого произошел их разлив или утечка;

– ДТП с ТС, перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ), в результате которого произошел их разлив или утечка;

– ДТП с ТС, перевозящим радиационно опасные вещества (РВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие загрязнение ими окружающей среды;

– ДТП с ТС, перевозящим биологически опасные вещества (БВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие заражение ими окружающей среды;

– ДТП с ТС, перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, при котором возникла угроза детонации ВВ и ВОП вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).

Спасатели производят разборку попавшего в ДТП ТС с целью деблокирования пострадавших, если их извлечение без разборки ТС невозможно.

При необходимости спасатели производят извлечение из ТС погибших в ДТП путем разборки ТС, так как извлечение погибших иным способом может повлечь нарушение целостности тел погибших и квалифицироваться как надругательство над телами умерших, что в соответствии со ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, является уголовным преступлением.

Факт принятия решения о необходимости разборки ТС должен быть засвидетельствован представителями органа МВД (руководителем работ по ликвидации последствий ДТП), Минздрава России и зафиксирован видео- и аудио средствами документирования.

Для ведения АСР в ходе ликвидации последствий ДТП для разборки ТС, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ применяют гидравлические инструменты, приспособления и оборудование, а также ручные лебедки.

Перед началом работ для стабилизации поврежденного ТС используют специальные приспособления (рис. 2) или средства технического оснащения (домкраты, пневматические домкраты и т.п.) (рис. 3).

Для разборки поврежденных ТС используется только гидравлический инструмент, у которого скорость перемещения рабочих органов не превышает 0,2 м/с. Такой инструмент приводиться в действие от ручного гидравлического насоса либо от гидравлической насосной станции с подачей рабочей жидкости не более 5 л/мин. Рабочее давление такого инструмента от 25 до 80 МПа.

Рис. 3. Типы гидравлических аварийно-спасательных инструментов.

Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полотна, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР.

Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.

  • накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;
  • остановить угрожающее жизни кровотечение;
  • осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений;
  • снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.);
  • надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела;
  • подвести под спину медицинское извлекающее устройство;
  • определить места зажатия частей тела пострадавшего и стратегию их освобождения.

В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:

Немедленное извлечение:

  • если существует опасность для команды спасателей или пострадавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.);
  • если состояние пациента резко ухудшается;
  • если жизненные функции (дыхание и пульс) у пострадавшего не проявляются.

Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.

Контролируемое извлечение:

контролируемое извлечение является наиболее щадящим для пострадавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдается предпочтение.

Спасательные работы при ДТП включают:

  • оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации вышестоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств);
  • проведение поисковых работ в месте ДТП;
  • организацию зоны оцепления и ее обозначение;
  • предотвращение вторичных факторов;
  • стабилизацию ТС;
  • отключение аккумуляторной батареи;
  • обеспечение быстрого доступа к пострадавшим;
  • деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС;
  • оказание первой помощи пострадавшим;
  • извлечение пострадавших из поврежденного ТС;
  • эвакуацию пострадавших и передача их бригаде скорой медицинской помощи.

Типовая схема организации рабочего места АСР при ликвидации

В зоне ДТП возможно проявление вторичных поражающих факторов, представляющих опасность для спасателей, пострадавших и других участников дорожного движения.

Для предупреждения, снижения или устранения воздействия вторичных поражающих факторов во время проведения АСР необходимо учитывать степень их опасности, и принимать необходимые меры по противодействию, включающие:

  • ограничение или прекращение дорожного движения;
  • локализацию или ликвидацию утечки и разлива ГСМ;
  • локализацию и ликвидацию пожара.

Перед началом АСР необходимо выключить зажигание в замке аварийного ТС. До отключения АКБ необходимо попытаться открыть опускные стекла при помощи штатных электроподъемников, изменить положение сидений, имеющих электропривод и выключить блокировку замков дверей.

С помощью гидравлического расширителя из состава ГАСИ или инструмента ручного аварийно-спасательного (ИРАС) вскрывается капот. Отключение АКБ осуществляется спасателем исходя из наиболее простого и удобного для него способа:

  • открутить гайки минусовой и плюсовой клемм и отключить АКБ;
  • любым доступным методом перекусить (перерубить, перерезать) минусовой, а затем плюсовой провода избегая контакта с корпусом ТС.

При невозможности отключения АКБ, силовые провода перекусываются в районе клемм. При этом следует иметь в виду, что на некоторых автомобилях устанавливаются устройства автоматического отключения аккумулятора с пиротехническими размыкателями. Разрушение таких размыкателей при обрезании проводов может привести к травме.

Стабилизация поврежденного ТС осуществляется с целью устранения его раскачивания, сдвига, перевертывания, для обеспечения безопасной работы спасателей и безопасности пострадавших. Средства стабилизации устанавливаются сразу после определения плана проведения АСР.

Для стабилизации используются специальные фиксирующие подкладки, упоры, Для фиксации поврежденного автомобиля в целях предупреждения его сдвига или перевертывания его стабилизируют. При этом, с учетом состояния его устойчивости, возможно использование специальных приспособлений и/или аварийно-спасательных средств из состава технического оснащения аварийно-спасательного автомобиля (пневмодомкраты, пневматические подушки, лестницы), а также привлекаемая вспомогательная дорожно-строительная техника, например, автокраны и подручные материалы.

Стабилизация ведется по следующим основным направлениям:

  • закрепление неустойчивых объектов, вызывающих опасность на начальных стадиях спасательной операции (например, дерево или столб на грани падения из-за столкновения);
  • закрепление аварийного ТС с заблокированными людьми для предотвращения получения дополнительных травм пострадавшими из-за неожиданных перемещений автомобиля во время проведения спасательной операции.

Установленные средства стабилизации не должны мешать обеспечению доступа или освобождению и извлечению пострадавших.

Схема стабилизации ТС, стоящего на колесах, может быть трех- и четырехопорной. Наиболее предпочтительной является четырехопорная схема.

С целью исключения опрокидывания поврежденного ТС устанавливают опору из складной лестницы, которая входит в состав АСМ, или из подручных материалов (брус, столб).

Схемы стабилизации транспортного средства, стоящего на колесах и лежащего на боку, и места установки элементов стабилизации показаны на рис. 5, 6.

Рис. 6. Стабилизация ТС, лежащего на боку в результате ДТП.

Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу (рис. 7), осуществляется при помощи опорных блоков под задней частью крыши и в пространстве между капотом и ветровым стеклом.

Рис. 7. Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу в результате ДТП.

Пострадавший должен получить первую помощь как можно быстрее, еще до деблокирования. Самый легкий доступ к пострадавшему - через открытые двери или разбитые ветровое, заднее или опускные стекла.Оборудование - лебедка, силовые ленты с натяжителями, клинья, опорные блоки, механические крепи, гидравлические опоры, пневматические опоры, пневматические подушки высокого и низкого давления, кусачки, нож.

Все стекла, мешающие проведению АСР, должны быть удалены до проведения работ. Для защиты пострадавших от осколков стекол используются защитные экраны из брезентового полотна.

В целях обеспечения максимально щадящей эвакуации из аварийного ТС пострадавших с тяжелыми травмами, доступ к ним осуществляется путем демонтажа отдельных элементов конструкции кузова, препятствующих созданию дополнительного свободного пространства на пути их эвакуации.

Для защиты пострадавшего в процессе разборки кузова следует применять защитные экраны из брезентового полотна, а в холодное время года – шерстяные одеяла. Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших. На рис. 8-13 показано выполнение основных операций по деблокированию пострадавших в легковом автомобиле, а на рис. 14, 15 - в грузовом.

С этой целью гидравлическим резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек. После удаления крыши производится защита острых углов и кромок с помощью защитных чехлов на острые кромки и брезентового материала (рис. 8).

Рис. 8. Установка защиты на острые края и кромки.

В случае, когда передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или ветровое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого гидравлическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9б), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша. При этом, когда автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается вбок.При отгибе гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9а), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).

Для этого гидравлическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 9в), затем с использованием гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

Рис. 9. Места кузова автомобиля, перекусываемые при отгибе крыши:

а) назад; б) вперед; в) вбок

Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается путем вскрытия двери со стороны замка. Предварительно в окно двери вставляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и петель (рис. 10)

Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлического разжима вскрывается дверь со стороны замка (рис. 11а) или со стороны петель (рис. 11б). После этого дверь можно удалять.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя панель легкового автомобиля сдвигается. Для этого с использованием гидравлического резака перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу.

Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра сдвигают переднюю панель автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 12).

Сдвиг можно осуществлять также с помощью гидравлического разжима, установленного по оси автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис. 13а).

В целях устранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, гидравлическим домкратом сдвигают приборную панель для освобождения пространства, необходимого при извлечении пострадавшего, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием гидравлического резака полностью удаляется крыша. Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору средней стойки и переднюю дверь (рис. 13б), а также разрезают и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 13в).

Рис. 13. Схема резки: а) переднего крыла; б) спинки переднего сидения;

в) опоры средней стойки; г) опоры средней стойки и спинки переднего сидения перевернутого автомобиля.

Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, с помощью пневматических подушек низкого давления автомобиль фиксируют. Далее гидравлическим разжимом вскрывают заднюю дверь и сидения, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскрывают переднюю дверь и освобождают ноги, фиксируя их тоже к щиту, и перекусывают среднюю стойку.

Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья (рис. 13г).

Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удаляют дверь кабины. Для этого вскрывают со стороны петель и с помощью гидравлического разжима удаляют дверь (рис. 14).

Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивается путем отгибания назад крыши кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом вскрывается со стороны замков и удаляется дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают полностью передние, боковые и частично задние стойки кабины (рис. 15).

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего сдвигают переднюю панель кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом со стороны замков вскрывают и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают передние стойки.

После этого гидравлическим силовым цилиндром или разжимом с цепями крышу отгибают назад и сдвигают переднюю панель кабины.

При использовании разжима для сдвига цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед.

После демонтажа элементов кузова все острые кромки должны быть защищены специальными защитными средствами (накидками, конусами из плотного материала).

Порядок заполнения оперативной документации

Правила учета дорожно-транспортных происшествий

Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

  • органами внутренних дел;
  • владельцами транспортных средств;
  • государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

  • во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;
  • при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);
  • в результате стихийных бедствий;
  • вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);
  • в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;
  • в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

Государственная статистическая отчетность по дорожно-транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики.

Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.

Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транспортном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.

Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств

Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

Форма учета медицинскими организациями сведений о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Медицинские организации обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения:

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, направленных в другие медицинские организации.

Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия.

Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

Нормативы по выполнению АСР при ликвидации последствий ДТП

Наименование норматива Объем работы (виды операций) Примерное время*, мин. Примечание
Организация зоны оцепления и ее обозначение Оценка состояния пострадавших и ТС. 1 мин. – Сигнальная лента, сиг-

­нальные световозвра­щающие ограж­дающие конуса

Обозначение ближней и дальней рабо­чих зон 1 мин. 30 с.
Предотвращение действия вторич­ных факторов Ограничение или прекращение дорож­ного движения 1 мин. Огнетушитель,шанцевый инструмент
локализация или ликвидация утечки и разлива ГСМ; 2-3 мин.
локализация или ликвидация пожара 3-5 мин.
Отключение АКБ Вскрытие капота, откручивание гаек про­водов АКБ минусовой и плюсовой клемм или перекусывание 1-1,5 мин. Расширитель, ключи гаечные 10´12, 13´14, ку­сачки
Стабилизация ТС Установка средств ста­билизации ТС 2-2,5 мин. Клинья, опорные блоки, пневмодом­краты, складная лестница, подручные ма­териалы (брус, столб)
Обеспечение быстрого доступа к пострадавшему для оказания ПП Защита пострадавшего от осколков разбиваемого стекла, острых кромок и краев после резки элементов ТС. 1-1,5 мин. Брезентовое полотно, за­щитные чехлы
Определение очередности оказания пер­вой помощи, устранение явлений, угро­жающих жиз­ни пострадавших, предотвра­щение возможных осложнений 2-3 мин.
Деблокирование пострадавшего Обеспечение доступа к пострадавшему пу­тем перекусывания стоек кузова, удале­ния крыши ТС, смятия переднего крыла для демонтажа передней двери, демон­тажа задней двери, демонтажа средней стойки со стороны демонтируемых две­рей, сдвига передней панели, демонтажа переднего сидения, перерезания ремней безопасности 12-15 мин. Кусачки, расширитель, двухштоковый цилиндр, нож для резки ремней безопасности
Извлечение по­страдавшего из поврежденного ТС Установка шейного корсета 1,5-2 мин. Шейный корсет
Размещение пострадавшего на носил­ках и извлечение из поврежденного ТС 3-3,5 мин. Эвакуационный щит, носилки

7. Предотвращение действия вторичных поражающих факторов

В зоне ДТП возможно проявление вторичных поражающих факторов, представляющих опасность для спасателей, пострадавших и других участников дорожного движения.

Для предупреждения, снижения или устранения воздействия вторичных поражающих факторов во время проведения АСР необходимо учитывать степень их опасности, и принимать необходимые меры по противодействию, включающие:

6. ограничение или прекращение дорожного движения;

7. локализацию или ликвидацию утечки и разлива ГСМ;

8. локализацию или ликвидацию пожара.

Анализ риска возникновения аварийной ситуации на ОАО "КраснодарЭконефть"

Рассчитаем размеры зон возможного поражения: где: mт - масса вещества в тротиловом эквиваленте; K - коэффициент разрушения (K=3,8 -для полного разрушения зданий; К= 5,6 - для 50%-го разрушения; К=9,6 - для незначительных повреждений зданий)...

Декларация промышленной безопасности термического цеха

Перечень крупных близлежащих организаций и населенных пунктов...

Защита в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации возникают при стихийных явлениях (землетрясениях, наводнениях, оползнях и т.п.) и при техногенных авариях. В наибольшей степени аварийность свойственна угольной, горнорудной, химической...

В результате взрыва КВВ на ОЭ с опасной технологией производства возможно образование вторичных поражающих факторов ЧС...

Обоснование и выбор мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования опасного производственного объекта

В результате взрыва КВВ на объекте экономики (далее - ОЭ) с опасной технологией производства возможно образование вторичных поражающих факторов ЧС...

Определение зон воздействия техносферных угроз на объектах железнодорожного транспорта РТ

ЗАМЫСЕЛ: В данной работе был рассмотрен объект экономики - железнодорожный перегон Ватан - Письмянка. Авария на ж/д. станции Письмянка...

Исходные данные для определения параметров поражающих факторов прогнозируемых ЧС, воздействующих на объекты экономики, задаются местными Управлениями по делам ГО и ЧС или определяются расчетным путем...

Определение устойчивости функционирования промышленного объекта в чрезвычайных ситуациях

Вторичные поражающие факторы от взрыва: пожары, затопления, заражение местности радиоактивными, химическими и другими веществами могут быть внутренними (от внутренних источников) и/или внешними (от внешних источников)...

Хлор - ядовитый газ. Часто применяется в чистом виде или в соединении с другими компонентами. При температуре около 20єС и атмосферном давлении хлор находится в газообразном состоянии в виде зеленовато-желтого газа с неприятным, резким запахом...

Основы устойчивого функционирования экономики в ЧС

А) Внутренние и внешние источники поражающих факторов К внутренним источникам вторичных поражающих факторов относятся емкости, резервуары с легковоспламеняющимися горючими жидкостями и газами, склады взрывчатых веществ...

Паспорт безопасности нефтебазы

Опасность на нефтебазе определяется по следующим основным параметрам - характеристика опасных обращающихся веществ; -оценка количества и распределения опасных веществ; -уровень и категория опасности технологических блоков; -воздействие...

Предупреждение чрезвычайных ситуаций на нефтебазе г. Бикин

Опасность на Бикинской нефтебазе определяется по следующим основным параметрам /10/: - характеристика опасных обращающихся веществ; -оценка количества и распределения опасных веществ; -уровень и категория опасности технологических...

Прогнозирование и разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации на АГЗС №2 ООО "АКОЙЛ"

Возникновение и развитие техногенных аварий на АГЗС приводят в ряде случаев к возникновению чрезвычайных ситуаций, которые могут протекать по разным сценариям. Сценарии характеризуются различными поражающими факторами...

Ядерная угроза

Ядерный взрыв - процесс деления тяжелых ядер. Для того чтобы произошла реакция, необходимо как минимум 10 кг высокообогащенного плутония. В естественных условиях это вещество не встречается. Данное вещество получается в результате реакций...

При возникновении пожара:

  1. Немедленно покиньте загоревшийся автомобиль. Если двери не открываются, нужно открыть или разбить окна (твердым предметом, либо ногами) и выбираться через них.
  2. Извлеките из горящего автомобиля пострадавших.
  3. Вызовите сотрудников МЧС России, 01 (112).
  4. Тушить возгорание автомобиля следует в первую очередь, используя автомобильный огнетушитель. Струю огнетушителя направлять непосредственно на очаг горения, не следует направлять струю только на пламя.

    Не следует приступать к тушению, если Вы в промасленной одежде. Следует помнить, что человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более полутора минут, а салон автомобиля выгорает примерно за 4 минуты.

  5. В случае возгорания одежды, гасите пламя, накрыв его плотным материалом. Не следует накрывать голову.
  6. Обожженную часть тела следует освободить от одежды, если к коже прилипли обгоревшие остатки одежды, снимать и отдирать их от тела нельзя. Если на месте ожога образовались пузыри, ни в коем случае нельзя их вскрывать.
  7. Пострадавшему следует обеспечить покой, обильное питье. Промывать ожоги холодной водой следует только в случае сохранения у пострадавшего кожного покрова (ожог 1 и 2 степени).
  8. В случае угрозы взрыва – немедленно эвакуируйте пострадавшего на безопасное расстояние.

Действия при ДТП, связанных с проливом, выбросом аварийнохимически опасных веществ (АХОВ) в атмосферу

Признаками поражения АХОВ являются:

  • раздражения кожных покровов, кашель, першение и боль в горле, слезотечение и резь в глазах, боли в груди;
  • головная боль, головокружение, чувство опьянения и страха, тошнота, рвота, состояние эйфории, нарушение координации движений, сонливость, общая заторможенность и апатия.

Действия при выбросе АХОВ в атмосферу:

  • немедленно покинуть место ДТП, двигаться в наветренную сторону. Если есть пострадавшие, эвакуировать их.
  • оказать необходимую помощь пострадавшим при ДТП: протереть открытые участки кожи салфеткой или марлей, предварительно смоченной чистой водой; неприкрытые участки кожного покрова накрыть плотной чистой тканью или одеждой; лицо прикрыть чистой влажной салфеткой или марлевой повязкой;
  • немедленно сообщить по телефонам: 01 (служба спасения), 02 (ДПС), 03 (скорая медицинская помощь);

Действия при ДТП, связанных с разливом ГСМ

  1. Немедленно покинуть место ДТП. Если есть пострадавшие эвакуировать их.
  2. Во избежания отравления парами ГСМ при оказании помощи пострадавшим необходимо прикрыть органы дыхания чистой влажной салфеткой или марлевой повязкой.
  3. Строго запрещается курить и пользоваться источниками открытого огня.

Если Вам не угрожает опасность:

  • обозначить предупредительными сигналами место ДТП (мигающий фонарь, знак аварийной остановки и т.д.)
  • исключить самовозгорание пролившейся ГСМ (выключить зажигание и отсоединить аккумуляторную батарею)
  • сообщить по телефонам: 01 (служба спасения), 02 (ДПС), 03 (скорая медицинская помощь)
  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Действия при ДТП, связанных с выбросом радиоактивных веществ

  1. Немедленно покинуть место ДТП, выйти из пораженной зоны. Если есть пострадавшие, эвакуировать их.
  2. Сообщить в службу спасения, что произошел выброс в окружающую среду радиоактивных веществ (радионуклидов);
  3. Вытряхнуть верхнюю одежду. По возможности принять необходимые меры санитарной обработки.
  4. Вымыть автомобиль только в специализированных пунктах мойки.

Действия при обрыве и падении проводов в зоне ДТП

Спасение жизни человека, оказавшегося под напряжением, в большинстве случаев зависит от того, насколько быстро пострадавший будет освобожден от воздействия тока, и насколько быстро ему будет оказана первая помощь.

Основными способами прекращения воздействия электрического тока являются:

  1. Освободить пострадавшего от токоведущих проводов используя сухую доску, палку, топор, либо лопату с непроводящими электрический ток ручками.
  2. Освободить пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается. Использоватьрезиновые перчатки (при их отсутствии обернуть руки сухой тряпкой), изолировать себя от земли резиновым ковриком (сухой доской, брезентом в несколько слоев и т.д.), взять пострадавшего за одежду и постараться освободить его от токоведущих частей.

Меры безопасности:

  • не прикасаться к телу пострадавшего голыми руками;
  • приближаться к пострадавшему с сомкнутыми ступнями (прыжками, перемещением с пятки на носок).

Меры первой помощи

Если пострадавший дышит и находится в сознании:

  1. Уложить в удобное положение.
  2. Расстегнуть на нем одежду.
  3. Накрыть одеждой.
  4. Обеспечить до прихода врача полный покой.
  5. Нельзя позволять ему вставать

Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него сохраняется устойчивое дыхание и пульс:

  1. Дать ему понюхать нашатырный спирт, и обрызгать лицо водой.
  2. Повреждения следует обработать и закрыть повязкой, как при ожогах.
  3. Обеспечить покой.

Если же пострадавший дышит плохо или не дышит совсем

  1. Немедленно приступить к проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Проводить их следует до тех пор, пока не появится самостоятельное дыхание.
  2. После того, как к пострадавшему придет сознание, его необходимо обильно напоить чаем, водой, компотом. Не следует давать кофе.
  3. Больного следует тепло укрыть.


Просмотров