Основные понятия по обществознанию для егэ. Понятия и термины по обществознанию

  1. Аскетизм - преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
  2. Вербальное - словесное общение
  3. Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
  4. Гедонизм - учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
  5. Глобализация - процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
  6. Глобальные проблемы - трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
  7. Деятельность - это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
  8. Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
  9. Духовность - это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
  10. Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
  11. Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
  12. Задатки - врожденные физиологические особенности нервной системы.
  13. Игра - форма деятельности в условных обстоятельствах.
  14. Индивид - единичный представитель человеческого рода.
  15. Индивидуальность - самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
  16. Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
  17. Инновация - практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
  18. Интеграция - объединение различных частей.
  19. Интерес - целенаправленное отношение человека к потребности.
  20. Культура - совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
  21. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
  22. Личность -система социально значимых качеств индивида.
  23. Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
  24. Менталитет человека - совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
  25. Мировоззрение - система взглядов и представлений об окружающем мире.
  26. Модернизация - процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
  27. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
  28. Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
  29. Нравы - типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
  30. Обряд - совокупность коллективных действий, во­площающих в себе определенные представления и цен­ности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллек­тивный характер.
  31. Общение - процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
  32. Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
  33. Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
  34. Обычай – типичное поведение в определенной ситуации.
  35. Обычаи - установившиеся схемы поведения, обяза­тельно на уровне культуры в целом.
  36. Ответственность - социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
  37. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
  38. Поступок - действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
  39. Потребности - осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
  40. Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
  41. Природа - естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
  42. Реализм – взвешенный подход к свободе и необходимости.
  43. Революция - глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
  44. Реформа - усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
  45. Свобода - способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
  46. Смысл жизни - определение конечной цели существования человека.
  47. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
  48. Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
  49. Социализация - процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
  50. Социальная роль - образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  51. Социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
  52. Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
  53. Способности - индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
  54. Стагнация - период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
  55. Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
  56. Темперамент - врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
  57. Традиции - совокупность элементов культуры, пере­даваемых из поколения в поколение.
  58. Труд - социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
  59. Установки - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
  60. Фатализм – предопределенность: все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
  61. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
  62. Цивилизация - единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
  63. Чувства - эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
  64. Эволюция - процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
  65. Эмоции -кратковременные переживания
  66. Язык - совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.

Среднее общее образование

Обществознание

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями

Работа с понятиями остается одной из основ курса обществознания. Она в разной мере присутствует во всех заданиях ЕГЭ по этому предмету. Кандидат педагогических наук Ольга Соболева объясняет, как выучить понятия и апеллировать ими на экзамене.

Актуальная проблема - недостаточный уровень знания определений

По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.

В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение. Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.

Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый - вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ - вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.

Как работать с понятиями

Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь - очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.

4 способа дать определение понятию:

  • Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция - это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.
  • Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет - это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.
  • Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание - это мера принуждения, назначаемая по приговору суда.
  • Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия - власть народа.

Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:

  • Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка.
  • Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве.
  • Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм.
  • Этимологический. От лат. conserve - сохраняю, охраняю.

Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков - родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.

Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.

Задания ЕГЭ

В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году - оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.

Задание 1. В ставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием - мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема - не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.

Задание 2. Н айдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно - особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.

Задание 20. В ставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.

Задание 25. О бъясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям. Второе предложение, фактически, будет являться определением. Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.

Задание 27. Р ешите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.

Задание 29. Н апишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.

В основе обществознания - обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.


Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.

Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 2015/2016 году

1. Человек в обществе

2. Сфера духовной культуры

3. Экономика

4. Социальная сфера

5. Сфера политики и социального управления

1. Человек в обществе

Ключевые термины

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Мировоззрение. Социализация. Агенты социализации. Деятельность. Потребности. Мотивы. Общение. Способности. Темперамент. Общество. Социальный институт. Сферы общественной жизни Общественные отношения. Общественный прогресс, регресс. Эволюция. Революция. Цивилизация. Общественно-экономические формации. Природа. Система. Глобальные проблемы

2. Сфера духовной культуры

Ключевые термины

2.2 Наука в жизни современного общества

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального

образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Духовность. Культура. Духовные ценности. Мораль. Нравственность. Гуманизм. Добро. Зло. Моральный долг. Совесть. Ответственность. Образование. Наука. Религия. Религиозные организации. Патриотизм. Гражданственность.

3. Экономика

Ключевые термины

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

Экономика. Ресурсы. Производство. Обмен. Потребление. Отрасль. Предприятие. Товар. Конкуренция. Монополия. Рынок. Спрос. Предложение. Факторы производства. Торговля. Предпринимательство. Деньги. Рыночная экономика. Традиционная экономика. Командно-административная экономика.

Налоги. Заработная плата.

4. Социальная сфера

Ключевые термины

4.1 Социальная структура общества

4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4.4 Социальные ценности и нормы

4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7 Межнациональные отношения

Социальная структура общества. Стратификация общества. Социальное неравенство. Социальная мобильность (вертикальная, горизонтальная). Социальный статус. Социальные лифты. Социальная группа. Социальный конфликт. Социальная роль. Социальные нормы. Санкции. Поколение. Гендер. Этнос. Нация.

5. Сфера политики и социального управления

Ключевые термины

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества

5.2 Понятие и признаки государства

5.3 Разделение властей

5.4 Формы государства

5.5 Политический режим. Демократия

5.6 Местное самоуправление

5.7 Участие граждан в политической жизни

5.8 Выборы, референдум

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

5.10 Гражданское общество и правовое государство

Политика. Власть. Авторитет. Иерархия. Государство. Суверенитет. Форма государства. Политическая система общества. Форма правления. Монархия. Республика. Политический режим. Демократия. авторитаризм. Тоталитаризм. Государственное устройство. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Парламент. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Избирательная система. Референдум. Политическая партия. Абсентеизм.

6. Право

Ключевые термины

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

6.3 Понятие правоотношений

6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности

6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации

6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних

6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания

6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Право. Обязанность. Юридическая ответственность. Правосознание. Правовая культура личности. Норма права. Система права. Отрасли права. Институты права. Конституция. Иск. Правоспособность. Дееспособность. Брак. Правонарушение. Преступление.

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Знать/понимать

Уметь

1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей

1.3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

1.4 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли

2.2 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия

2.3 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

2.4 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

2.5 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

2.7 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)

Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:

а) записан номер неправильного ответа;

б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер

правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла для каждой части

С кратким ответом

С развернутым ответом

Минимальный проходной балл – 15, максимальный – 39.

Соответствие баллов ГИА по обществознанию школьным оценкам представлено следующим образом:

    двойка – 0-14;

    тройка – 15-24;

    четверка – 25-33;

    пятерка – 34-39.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Термины «Человек и общество»

Общество - сумма связей, система отношений, возникающая в результате совместной жизни и деятельности людей

Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно переходящих из одного в другое.

Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.

Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Регресс - направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ. Частичные преобразования.

Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество как крупная своеобразная социокультурная система.

Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Социализация - процесс освоения индивидом ценностей, норм образцов поведения, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе

Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм

Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих одного человека от других его неповторимая уникальность.

Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции, мотивы, социальные установки)

Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира

Гуманизм - мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

Потребности - необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

Человек - высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

Агенты социализации - люди, учреждения которые способствуют, влияют на обучение и усвоение социальных ролей, норм

Общение - деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения, а также развитие определенных навыков, и умений.

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

Самовоспитание - сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов, способностей, личностных возможностей

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации (единения).

Термины по теме «Социальная сфера»

Малая группа - немногочисленная общность людей, объеденных единой деятельностью, сходными интересами

Страта - общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и тд.);

Социальный статус - положение человека в группе указывающие на степень его влияния в группе на принятие решения.

Социальная роль - закреплённое, ожидаемое поведение человека в группе.

Cоциальная мобильность - изменение индивидом (группой) своего статуса и места в социальной структуре общества.

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими признаками: происхождение, морфология, язык, культура, менталитет осознанием своего единства и отличие от других.

Род - Кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.

Племя - группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.

Народность - историческая общность людей, возникшая из отдельных племён. Характеризуется единством языка, территории, религии, культуры наличием письменного языка, институтов власти.

Нация - крупная социокультурная и политическая общность людей индустриальной эпохи сложившаяся в ходе объединения территорий, интеграции экономики, схожих особенностей культуры, менталитета, литературного языка, члены которой осознают своё единство.

Семья - социальная система основанная на браке или кровном родстве члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью.

Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, для которой характерна упорядоченность, формализация, определённые отношения.

Конфликт - противоборство сторон, возникающее в результате противоположности взглядов, интересов, мировоззрения, ценностных ориентаций.

Обычай - правила поведения людей в быту, сложившиеся в результате длительного применения

Традиции - элементы социально культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению

Межличностные отношения - отношения, которым присуще глубокие эмоциональные переживания.

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию др. людей.

Социальная стратификация - понятие обозначающие структуру общества: деление его на слои по различным признакам, отличающим один слой от другого.

Рабство - форма отношений, когда один человек является собственностью другого и не имеет прав и свобод.

Клан - родственная замкнутая группа, связанная хозяйственными, деловыми и иными интересами, отстаивающая свои общие интересы.

Каста - замкнутая группа, объединенная определённым занятием, членство в которой определяется исключительно рождением.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Класс - социальная группа, занимающая определённое место в системе труда, отношением к средствам производства и доле доходов.

Демография - наука о народонаселении, о его изменениях; исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) и зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов;

Маргинал - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур.

Термины «Право»

Право - система общеобязательных норм поведения установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения

Табу - запрет на какое-либо действие без объяснения, нарушение которого влечет за собой неминуемое наказание

Права человека – 1) гарантированные государством возможности человека в различных сферах жизни.

2) естественные возможности индивида, обеспечивающие жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общества

Источник права - официальный документ принятый государством из которого граждане узнают о обязательных правилах поведения.

Кодекс – систематизированный свод, в котором объедены нормы права, регулирующие какую-либо область общественных отношений

Закон - нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения, принятый высшим представительным органом государства или гражданами путём референдума.

Алименты – выплаты нетрудоспособным членам семьи или детям от др. членов семьи

Правоспособность – способность лица иметь гражданские права и обязанности

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гр. обязанности и исполнять их.

Эмансипация – приобретение несовершеннолетним в установленном законом порядке полной дееспособности до наступления совершеннолетия

Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций присущих для определённой общественной группы

Субъект права - участник правоотношений, обладающий правами и обязанностями

Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях

Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения обеспечивающие общий интерес (международное, конституционное, административное, уголовное право и т.д.)

Частное право - совокупность отраслей права, которые регулируют частные интересы (гражданское право).

Правоотношения - общественные отношения, возникшие при наступлении предусмотренных законом юридических фактов и урегулированные нормами права.

Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определённую работу, подчинятся внутреннему распорядку, а работодатель выплачивать работнику заработную и создавать нормальные условия труда.

Административное право - отрасль права, регулирующие общественные отношения в сфере власти и государственного и муниципального управления

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения

Семейное право - отрасль права, регулирующая отношения связанные с браком, между членами семьи и другими родственниками, а также определяет устройство детей оставшихся без попечения родителей.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности и иные связанные с ней отношения.

Уголовное право - отрасль права, объединяющая правовые норм, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания применяются к лицам их совершивших.

Конституция - это основной закон государства, правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свобод населения, устройства высших органов государственной власти.

Термиты «Духовная жизнь общества»

Культура - совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение.

Наука - сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.

Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием. 2) общепринятые нормы и правила поведения

Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным законам 2. то же самое, что и мораль

Религия - мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил, богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.

Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.

Образование -

1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.

2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижений.

Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление

Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое не требует доказательств.

Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и нравы, верования, знания).

Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах

Массовая культура - форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных и классовых субкультур

Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Термины по теме «Политика»

Политика - сознательная деятельность, направленная на достижение и удержание власти, реализацию желания управления обществом.

Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей.

Государство - важнейший социально-политический институт осуществляющий управление обществом на единой территории. Отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием исключительных прав.

Политическая партия – организация, которая выражает интересы определённого социального слоя, объединяет наиболее активных его представителей, стремится овладеть полностью или частично - государственной властью для достижения поставленных целей.

Республика – форма правления, при которой глава государства, представительные органы государственной власти избираются населением.

Гражданское общество – сфера реализации повседневных интересов людей, совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства

Правовое государство - форма организации государственной власти, при которой государство ограниченно в своих действиях законом соблюдает и обеспечивает права и свободы гражданина и человека. Реализуется принцип разделения власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Патриотизм - чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.

Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти. Осуществляется: равноправие граждан защита их прав и свобод; разделение властей, выборность главы государства и органов власти.

Выборы – способ формирования гражданами с помощью голосования органов государственной власти и местного самоуправления.

Легитимность - положительное отношение населения страны к действующим институтам власти признание их правомерности.

Национально-государственное устройство - форма организации государства, выражающаяся во внутреннем делении и взаимосвязи территории, правовым положением этих частей, организации государственной власти.

Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами - многопартийность.

Термины по теме «Экономика»

Экономика -

1. все виды деятельности людей, которые позволяют человеку удовлетворять свои потребности и обеспечивать материальные условия жизни.

2. наука и деятельность че6ловека направленная на поиск, выбор наилучшего варианта как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить наибольшее количество потребностей.

Рынок - это любая форма контактов продавцов и покупателей, совершающих сделки купли-продажи

государственный бюджет - финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за определённый период.

Налоги - обязательные безвозмездные платежи в государственный и местный бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Собственник - гражданин, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Потребитель- гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предприниматель - человек основывающий новое дело или владеющий и управляющий собственным делом в надежде получить прибыл.

Уровень жизни -

1.(уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

2. - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития общества, производительных сил и производственных отношений данного общества, способа производства.

Прожиточный минимум - стоимость минимума средств необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления сил человека.

Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента

Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразовании.

Инфляция - процесс обесценивания денег, который проявляется в форме долговременного и устойчивого роста цен на товары и услуги.

Предложение - это зависимость между количеством товара, которое продавец готов продать на данный период времени и ценой на этот товар

Спрос - зависимость между ценой товара и его количеством, которое готов купить покупатель в данное время

Экономические системы - типы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по форме собственности, способам распределения ресурсов и регулирования экономики.

Комплементарные блага - дополняющие друг друга блага (товары)

Субституты - заменяющие друг друга блага (товары)

Ресурсы - совокупность природных, социальных, интеллектуальных средств которые могут быть использованы для создания благ.

Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.

Благо (блага) - всё, что удовлетворяет потребности человека.

Использую для подготовки к ЕГЭ по оществознанию. Краткий словарь основный понятий по отдельным сферам общества


«Духовная сфера - термины»

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства: произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.

Культура – творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности; процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются и распределяются духовные ценности.

Культура – совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.

В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Материальная культура – вид культуры, которая связана с производством материальных благ (техника, производство - здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (наука, искусство, религия, мораль, политика, право - произведения искусства, научных открытия, религиозные учения).

Высокая (элитарная) культура – это тип культуры, которая создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами; рассчитана на узкий круг специалистов;

Народная культура – это тип культуры, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпос, сказки, танцы, песни).

Массовая культура – это современное культурное производство и потребление (концертная и эстрадная музыка, поп-культура) без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (детская, молодежная, научное сообщество, бизнес, религиозная, этническая, криминальная).

Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, панки, андеграунд).

Наука – система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека; целью науки является постижение истины и открытие объективных законов, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Образование - результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни (семья, школа СМИ); целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Образование (по новому Закону «Об образовании») – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства

Обучение - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.

Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Религия – внутренняя убежденность в существовании сверхъестественной высшей силы - в Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.

Атеизм – отрицание существования бога.

Конфессиональный – церковный, конфессия – вероисповедание.

Магия - в ера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами с целью желаемого воздействия на окружающий мир.

Фетишизм (идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) - религиозное поклонение, предписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата (поклонение неодушевленным предметам).

Тотемизм - поклонение рода или племени какому-либо животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Анимизм - вера в духов и души, существующих в предметах или независимо от них.

Мораль – форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости; система ценностей и требований, регулирующих поведение человека; его отношение к другим людям, самому себе и к окружающей среде.

Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (мир должного).

Нравственность – принципы реального практического поведения людей, имеющих более «житейское», «приземленное» значение, в которых строгость высокоморальных норм значительно смягчена (мир сущего).

Этика – это философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность.

Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Просмотр содержимого документа
«Политика - термины»

ПОЛИТИКА

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, права, денег и т.д.).

Политическая власть – право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации, государство.

Политика – целенаправленная деятельность государства по решению общественных проблем, постановки и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер.

Политическая система общества – это комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества, а также форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; главный институт политической системы общества.

Включает: законодательные, исполнительные и судебные органы власти, а также силовые структуры (армию, полицию, органы государственной безопасности).

Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Государственная служба – профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.

Форма правления – организация высших органов власти.

Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) и передается как правило по наследству.

Республика форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.

Форма национально-государственного устройства – отношения между центральными и местными органами власти, распространение власти на территории страны.

Унитарное государство - единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (губерний, краев, провинций), не обладающих государственностью (единая конституция, система высших органов государственной власти, управления, судебная система).

Федеративное государство – союз административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию и право граждан на двойное гражданство.

Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств, имеющих государственный суверенитет, для осуществления совместных конкретных целей (оборона, внешняя политика, денежная система, транспорт, связь).

Государственный суверенитет – верховенство государства во внутренней политике и независимость государственной власти от других государств.

Политический режим – совокупность методов, средств, приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

Демократический политический режим – политический режим, основанный на подлинном народовластии и парламентаризме (признание прав и свобод граждан, политический плюрализм и отсутствие единой официальной идеологии).

Тоталитарн ый политический режим – политический режим, в основе которого лежит полный (тотальный) контроль государства за всеми сторонами жизни общества, однопартийная система и преобладание официальной идеологии.

Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Парламент – высший законодательный и представительный орган власти.

Парламентаризм – государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту), а граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депутатам.

Выборы – процесс избрания депутатов, должностных лиц путем голосования.

Избирательное право граждан – конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Электорат – круг избирателей.

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Мажоритарная избирательная система – система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов (относительное или абсолютное большинство).

Пропорциональная избирательная система – система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Абсентеизм – уклонение от участия в выборах.

Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в ее осуществлении.

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Многопартийность – деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей.

Политический плюрализм – многообразие конкурирующих между собой политических партий (многопартийность), многообразие политических идей, убеждений (идеологический плюрализм).

Политическое движение – добровольное формирование, возникающее в результате стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками.

Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти (это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества).

Правовое государство – государство, закрепившее верховенство права в обществе и признающее свободу людей и равенство в правах.

Политическая культура – совокупность политических знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.

Политическое поведение – совокупность сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели и порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Политическая элита – группа, выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем; непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Политические участие – действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти (политическая элита – профессиональные политики и активность в политической жизни рядовых граждан).

Политический конфликт – столкновение, противоборство субъектов политики; расхождение или противоположность их политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе властных отношений.

Средства массовой информации – средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории («средства массовой коммуникации»):

Свобода слова в России - гарантируемое Конституцией Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Просмотр содержимого документа
«Социальная сфера - термины»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Социальная структура общества – строение общества в целом; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.

Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.

Социально-групповые отношения – вид социальных отношений между классами, социальными слоями и др.

Межличностные отношения – вид социальных отношений человека с окружающими его людьми.

Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально-значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть).

Малая группа – небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.

Большая группа – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих общие интересы.

Формальная (официальная) группа – это группа, которая создается и существует лишь в рамках официальных организаций.

Неформальная (неофициальная) группа – это группа, которая возникает и существует на основе личных интересов ее участников.

Сословная система – исторический тип стратификации, которая предусматривает юридическое закрепление человека за той или иной группой с передаваемыми по наследству правами и обязанностями (неравенство социального положения и наличие привилегий).

Классовая система – исторический тип стратификации; система открытого типа, в которой человек принадлежит к большой социальной группе, различающейся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества (место в системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого богатства).

Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Личный статус – это положение индивида в малой группе, оценка его членами данной группы в соответствии с его личными качествами (лидер, знаток, душа компании).

Предписанный (приписанный) статус – это социальная позиция, которая заранее, от рождения, предписана индивиду независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность).

Достигаемый статус – это приобретаемый в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние).

Престиж – это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении (место учебы, место работы, профессия, должность).

Социальная роль – ожидаемое поведение от человека, занимающего определенное место в социальной системе в зависимости от его статуса.

Социализация личности – усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми; это границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Нормы морали – это правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и соблюдение которых обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение общества.

Правовые нормы – это формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

Политические нормы – это правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, социальными группами (законы, международные договоры, политические принципы, моральные нормы).

Побуждающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат предписание, т.е. указание на требуемое действие.

Запрещающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат запрет, т.е. указание на действия, которые не следует совершать.

Императивные (обязательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющимся нормам, принятым значительной частью людей в группе или сообществе (пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм).

Делинквентное (преступное) поведение – вид девиантного поведения, нарушение правовых норм (противоправное поведение).

Социальный контроль – регуляция отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Внутренний (самоконтроль) социальный контроль – это форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Самоконтроль означает сдерживание стихийных импульсов в поведении человека, основывается на волевом усилии.

Внешний социальный контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Семья – как социальная группа основана на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью (удовлетворяет личные потребности людей).

Семья – как социальный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей (удовлетворяет социально значимые потребности общества).

Брак – юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Социальная дифференциация (расслоение) – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами и слоями населения. Страта – социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественный, профессиональный, уровень образования, доход, власть, престиж).

Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Выделяют следующие критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.

Социальная мобильность – перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Вертикальная мобильность – это вид социальной мобильности, которая представляет собой движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Горизонтальная мобильность – это вид социальной мобильности, географическое перемещение между районами, городами; смена позиций на одном социальном уровне, без изменения статуса.

Каналы социальной мобильности или социальные «лифты» - это пути, по которым происходят перемещения людей из одних социальных групп в другие (социальный статус семьи, получение образования, физические и умственные способности, внешние данные человека, получение воспитания, смена места жительства, армейская служба, вступление в брак).

Маргиналы – индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур (промежуточное состояние социального субъекта).

Конфликт – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Социальный конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Этническая общность (этнос) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами особенностями культуры, языка, историческим самосознанием.

Племя это тип этноса, с овокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, религии, обрядов.

Народность это тип этноса,исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация – это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей.

Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе.

Межнациональные (этнические) конфликты - с поры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.

Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов.

Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Шовинизм (крайне агрессивная форма национализма) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Геноцид (проявление государственного национализма) – преднамеренное и систематическоеуничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп (Холокост).

Просмотр содержимого документа
«Человек и общество - термины»

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество – это совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности.

Природа – это совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека; источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации, дальнейшее поступательное развитие всего человечества.

Экономическая сфера – это область жизни общества, которая включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и отношения людей в процессе экономической деятельности (заводы, фирмы, банки, биржи).

Социальная сфера – это область жизни общества, которая включает в себя отношения между классами, сословиями, профессиональными и возрастными группами; национальные отношения; семья и семейные отношения; образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты.

Политическая сфера – это область жизни общества, которая включает в себя отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, отношения людей по поводу власти (парламент, правительство, партии, общественные организации).

Духовная сфера – это область жизни общества, которая включает в себя нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура; отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения и потребления (школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы).

Человек – биосоциальное существо.

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода, один из людей (типичные свойства данного человека, его схожесть с другими людьми от рождения).

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств, непохожесть человека на других (от рождения - внешний облик, манеры поведения, характер).

Личность – социально и духовно развитый человек; субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт и качеств, которые он реализует в общественной жизни, в процессе сознательной деятельности (обладать только ему присущими общественными качествами: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения).

Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Культурные нормы – это требования, налагаемые обществом на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым (воспитание).

Деятельность – изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата (целесообразность, нацеленность на ожидаемый результат, наличие мастерства, умений и знаний, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания человека).

Игра – вид активности человека, в которой важен не продукт, а сам процесс (развлечение, отдых); в ней важны условия игры.

Учение – вид деятельности, цель которого приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Материальная (практическая) деятельность – создание материальных ценностей, вещей (преобразование природы и преобразование общества).

Духовная деятельность – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.

Познание – это активное отражение действительности в сознании человека (процесс приобретения и развития знания на основе практики). Результатом познания является знание. Цель познания – достижение истины.

Истина – знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно, т.е. истина всегда объективна.

Субъект познания – индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество).

Объект познания – это фрагмент реальности, то, на что направлена активность человека.

Ощущение – это форма чувственного познания, отражение отдельных свойств предмета, воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это форма чувственного познания, процесс формирования целостного образа, отражающего предмет, явление и их свойства.

Представление – это форма чувственного познания, чувственное отражение предметов и явлений в сознании (без непосредственного воздействия, сохраняемое в памяти).

Понятие – это форма рационального (логического) познания, мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности.

Суждение – это форма рационального (логического) познания; форма мысли, при которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо о предмете.

Умозаключение – это форма рационального (логического) познания; операция мышления, при которой формируются новые суждения.

Прогресс – это направление развития, для которого характерен переход то низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Виды социального прогресса – экономический, технический и культурный.

Регресс – это такой тип развития, для которого характерен переход то высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Реформа – это изменение (чаще усовершенствование) в какой-либо сфере жизни общества, проводимое одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.

Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.

Общение – вид деятельности, в которой происходит обмен идеями и эмоциями; социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей (обмен информацией, передача опыта). Обязательно наличие партнера.

Деловое общение – это форма общения, при которой происходит воздействие людей друг на друга с целью решения определенной проблемы.

Повседневное общение – это форма общения между близкими людьми при решении семейных и бытовых проблем.

Убеждающее общение – это форма общения с целью изменения поведения людей.

Ритуальное общение – это форма общения, которое характеризуется соблюдением или выполнением предписанного поведения.

Межкультурное общение – это форма общения, при которой происходит общение людей, принадлежащих к разным культурам.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Традиционное (аграрное) общество – этоне индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изменяющемуся индустриальному обществу.

Индустриальное общество – это общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, применения достижений технико-технологического прогресса; которое характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.

Постиндустриальное (информационное) общество – это концепция общества, в котором, благодаря значительным научно-техническим преобразованиям, приоритетной становится сфера услуг; это общество, ключевая роль в котором возложена на образование, науку и квалификацию человека, в качестве производительной силы выступают интеллектуальные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Экономика - термины»

ЭКОНОМИКА

Экономика как хозяйство – это х озяйство конкретной страны, включающее определенные отрасли и виды производства (материальное производство - промышленность, сельское хозяйство, транспорт и нематериальная сфера - образование, культура, здравоохранение).

Экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.

Производство – процесс создания экономических благ и услуг (предприятия, фирмы). Производство – процесс создания товаров и услуг,предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Производитель – тот, кто создает товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.

Распределение – разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве (органы государственной власти, банки).

Обмен – процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт (рынок).

Потребление – заключительная стадия производства, в которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Товар – продукт труда, произведенный для удовлетворения потребностей человека и предназначенный для купли-продажи на рынке.

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

Факторы производства или производственные ресурсы – основныересурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Труд как фактор производства – это физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при производстве товаров и услуг.

Земля как фактор производства – это природные ресурсы, естественные блага, необходимые для создания товаров и услуг (все, что используется в натуральном виде).

Капитал (инвестиционные ресурсы) как фактор производства – это средства производства, необходимые при создании экономических благ, включая промышленное оборудование и инфраструктуру.

Предпринимательская деятельность как фактор производства – это управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства.

Информация как фактор производства – это знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.

Экономическая система – организованные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, базирующейся на натуральном хозяйстве и отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики (цель – удовлетворение собственных потребностей производителя на основе обычаев и традиций).

Централизованная (командная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства (жесткая регламентация экономической деятельности всех субъектов из единого экономического центра в соответствии с государственным планом).

Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц (самостоятельность в принятии решений экономическими субъектами на основе свободы выбора).

Собственность – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам; экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Право на владение – это правомочие собственника, выраженное в фактическом обладании данным имуществом, возможность иметь вещь в своем хозяйстве;

Право на пользование – это правомочие собственника, выраженное в возможности получать от вещи пользу.

Право на распоряжение – это правомочие собственника, выраженное в возможности определять «юридическую судьбу» вещи (продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог и т.д.).

Национализация – передача собственности из частных рук в руки государства.

Приватизация – передача собственности государства отдельным гражданам или юридическим лицам, приобретение государственного или муниципального имущества в частную собственность граждан, акционерных обществ.

Рынок – экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение, цена.

Спрос – отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести.

Закон спроса: существует обратная связь между ценой и величиной спроса (чем ниже цена товара, тем большое количество покупателей хотят и могут его приобрести).

Предложение – связьмежду ценойтовара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.

Закон предложения: существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения (при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке).

Цена – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции (устраивает и продавца, и покупателя).

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды (совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами).

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Юридическое лицо – организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей. Юридические лица делятся на коммерческие (цель деятельности – извлечение прибыли) и некоммерческие.

Физическое лицо – человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта (действует от собственного имени с момента государственной регистрации в качестве ИП).

Издержки производства – затраты, связанные с производством продукции.

Постоянные издержки - затраты, не зависящие от объема производимой продукции (например, на содержание и охрану зданий, содержание управленческого аппарата).

Переменные издержки - затраты, изменяющиеся в зависимости от объема производства (например, на сырье, материалы, электроэнергию).

Внешние (явные) издержки – затраты ресурсов, приобретаемых на стороне, у поставщиков, не входящих в состав предприятия.

Внутренние (неявные) издержки – затраты собственных ресурсов.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товара, используемый в качестве мерила стоимости всех других товаров и услуг.

Инфляция (с лат. – вздутие) – обесценивание бумажных денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги, не обеспеченном повышением их качества.

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг).

Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.

Безработный – это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Прямые налоги - обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества юридических и физических лиц в установленном размере.

Косвенные налоги – это налоги, которые устанавливаются на продажи товаров в виде надбавок к цене товара и услуг.

Федеральные налоги – это налоги, которые перечисляются в федеральный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги - это налоги, которые перечисляются в бюджет субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги – это налоги, которые поступают в местный бюджет, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Государственный бюджет (от англ. сумка, кошелек) – роспись доходов и расходов государства на определенный период времени; финансовый план страны.

Государственное регулирование экономики – система экономических, политических, юридических (правовых) мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабилизации и развития (экономического роста) в меняющихся условиях.



Просмотров