Основные положения фз об основах туристской деятельности. Законодательная база российской федерации. Главное - безопасность

Туристская деятельность - это особый вид предпринимательской деятельности, который связан с организацией всевозможных форм выезда людей на отдых с постоянного места жительства. Это делается в оздоровительных целях, а также для удовлетворения познавательных интересов. При этом стоит отметить еще одну важную особенность, в месте отдыха люди не занимаются при этом никакой оплачиваемой работой, иначе это нельзя официально считать туризмом.

Определение термина

Туристская деятельность регулируется российским законодательством. Особая роль при этом принадлежит турфирмам или турагентствам. Это специализированные организации, которые фактически становятся посредниками между потребителями (непосредственно туристами) и поставщиками туруслуг (к ним можно отнести рестораны, гостиницы, транспортные организации, организаторов экскурсий).

В туристской деятельности именно туристские предприятия считаются основными производственными единицами на этом рынке. Необходимость в них возникает, как только потребитель понимает, что не в состоянии самостоятельно обеспечить для себя определенные условия. Эти условия могут быть нескольких видов:

  • длительное пребывание в другом городе или государстве в комфортных условиях;
  • поездка в места с высоким уровнем посещаемости (в таком случае самостоятельный турист может не получить определенные услуги, доступные только группам);
  • поездка, которую в принципе может организовать только турфирма (например, международный отдых на непопулярных направлениях);
  • путешествие сразу в несколько точек с использованием разных видов транспорта.

Федеральный закон

Вся туристская деятельность регулируется Он был принят в 1996 году. Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" регламентирует все ситуации, которые могут произойти на этом рынке, устанавливает права и обязанности сторон. Всего в документе девять глав, с которыми должен подробно ознакомиться каждый, кто собирается заниматься бизнесом в этой сфере.

Закон 132 ФЗ "Об основах туристской деятельности" определяет существующие принципы государственной политики, которые направлены на установление единых правил игры для всех участников этого рынка без исключения. Все эти правила должны строго соответствовать российскому законодательству.

ФЗ "Об основах туристской деятельности" регулирует взаимоотношения, которые возникают при реализации гражданских прав россиянами на свободу передвижения, отдых и иных прав во время путешествий по России или за пределы страны. Это же относится к представителям зарубежных стран и лицам без гражданства.

Также закон "Об основах туристской деятельности" подробно определяет порядок максимально рационального использования туристских ресурсов самой Российской Федерации.

Общие принципы и положения

В самой первой главе определяются общие положения, которые необходимы для однозначной трактовки всех понятий, связанных с этой сферой. Закон "Об основах туристской деятельности" формулирует ключевые понятия: что такое въездной, выездной, внутренний, международный и социальный туризм. А также как определить туриста, туристские ресурсы, индустрию, продукт, его реализацию. Под какие определения попадают экскурсанты и экскурсоводы, гиды, инструкторы и проводники. Какие у них есть права и обязанности, описано в законе 132 "Об основах туристской деятельности".

Также уделено внимание таким важным определениям, как экстренная помощь, электронная путевка, система навигации и ориентирования, туристский маршрут.

Во второй статье закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" приведены положения отечественного законодательства, связанные с этой сферой.

Вторая глава целиком посвящена государственному регулированию этой деятельности. В законе № 132 "Об основах туристской деятельности" сформулированы принципы государственного регулирования туристской сферы, полномочия государственных органов власти, а также полномочия субъектов. Описаны права органов местного самоуправления, которые обязаны делать все возможное для создания максимально благоприятных условий, способствующих развитию туризма. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности" описывает цели, способы и приоритетные направления в регулировании этой сферы, условия для осуществления своей работы туроператорами, приведен единый реестр турооператоров, составленный на федеральном уровне, а также классификация объектов туриндустрии.

Как закон защищает туриста

Отдельно прописаны права и обязанности туриста. В законе "О туристской деятельности" отмечается, что турист имеет права на личную безопасность, свободу перемещения, доступ к средствам связи, а также еще ряд основополагающих моментов. Именно они должны обеспечить комфортный и безопасный отдых.

При этом у туриста хватает и обязанностей. Согласно закону "Об основах туристской деятельности в РФ", к ним относится необходимость соблюдать законы и правила страны, в которую турист приезжает на отдых, уважать ее обычаи, социальное устройство и традиции. Внимательно и бережно относиться к истории, культуре, памятникам природы, соблюдать правила выезда в страну, а также пребывания в транзитных государствах.

Продвижение туристического продукта

Отдельная глава ФЗ № 132 "Об основах туристской деятельности" посвящена продвижению туристского продукта, его реализации и особенностям формирования. Важное внимание уделено особенностям его реализации туристическими агентами, сформулированы требования к договорам, которые необходимо заключать для организации перевозки туристов, а особенно к договору фрахтования.

В законе "О туристской деятельности в Российской Федерации" расписаны особенности обмена информацией между туристическими агентами, операторами и непосредственно самим туристом, причем этот обмен преимущественно осуществляется в электронной форме. Вводится такое понятие, как электронная путевка.

Глава номер пять закона "Об основах туристской деятельности в РФ" описывает возможные объединения, которые существуют в этой сфере. Это могут быть объединения турагентов, туроператоров или самих туристов, что тоже встречается нередко.

В законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" регламентируется объединение туристических операторов, которые специализируются на выездном туризме, их полномочия, разрешенное имущество, резервный фонд такого объединения. А также размеры и параметры возмещения расходов этого резервного фонда. Особое внимание в законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" уделено фонду персональной ответственности, который должен существовать при операторе выездного туризма.

Также существуют и объединения туристов, их деятельность регулируется этим законом и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Отдельная статья о туристских ресурсах.

Главное - безопасность

В законе "Об основах туристской деятельности" важная глава - безопасность туризма. Подробно описано, как туроператоры и турагенты должны обеспечивать безопасность непосредственных потребителей, какие существуют специализированные службы по обеспечению безопасности.

В статье о защите интересов отечественных туристов, которые находятся за пределами страны, описано, как должны вести себя организаторы туров при возникновении всевозможных чрезвычайных ситуаций. В законе "Об основах туристской деятельности" прописаны условия добровольного страхования имущественных интересов российских туристов, которые отправляются на отдых.

Важные положения определяют финансовое обеспечение ответственности туристских операторов на момент вероятного отмена тура и других форс-мажорных обстоятельств. Российское законодательство устанавливает размер финансового обеспечения, существующие основания для оформления страховых выплат, порядок осуществления этих выплат, положения договора страховой ответственности туроператоров, отчетность и учет, которую обязаны вести организации туристской деятельности.

Международное сотрудничество и государственный надзор

В правовой основе международных договоров в сфере туризма все организации должны основывать свою деятельность на законе, которому преимущественно посвящена наша статья.

Тщательный государственный надзор осуществляется в этой сфере, заключительные положения посвящены ответственности за нарушения существующего российского законодательства, а также предусмотрена ответственность.

Основные направления

К основным направлениям деятельности туристских предприятий относят регулирование, развитие и поддержка деятельности в этой сфере в области въездного, детского, социального и других видов туризма.

В нашей стране к основным направлениям государственной политики в этой области относится целый перечень факторов, которые мы разберем отдельно.

  1. Привлечение россиян к максимально рачительному и рациональному использованию своего свободного времени на отдыхе, проведение содержательного досуга, знакомство с культурным и историческим наследием своей и зарубежных стран, а также их природной и животной средой.
  2. Важное направление - обеспечение сохранения и использования туристских ресурсов, превращение туризма в максимально рентабельную и прибыльную отрасль современной экономики, формирование эффективной системы для обеспечения потребностей как во внутреннем, так и во внешнем туризме.
  3. Совершенствование существующей нормативно-правовой базы в отрасли туризма, чтобы она соответствовала современному и международному законодательству, всем нормам и правилам.
  4. Охрана государственных интересов в этой сфере.
  5. Формирование благоприятного валютного, налогового, пограничного, таможенного, а также иных видов контроля, которые могли бы способствовать благоприятному развитию туристической отрасли.
  6. Создание благоприятных экономических условий, которые способствовали бы развитию туризма в стране.
  7. Появление дополнительных льготных условий для развития экскурсионной и туристской работы среди не только взрослых, но и молодежи, подростков, инвалидов, а также представителей малообеспеченных слоев населения.
  8. Привлечение иностранных и национальных инвестиций в развитие туристской индустрии.
  9. Формирование порядка для сертификации, стандартизации и лицензирования в области туризма.
  10. Внедрение системы статистической отчетности всех субъектов туристской деятельности.
  11. Создание равных возможностей для всех участников этого рынка, независимо от формы и вида собственности предприятия, содействие равноправной конкуренции, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства, жесткое пресечения любого вида нарушений.
  12. Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих как внутри страны, так и за ее пределами, а также защита их имущества, прав и интересов.
  13. Развитие и поддержка регионального туризма, формирование туристских центров, которые имели бы выгодные условия для приоритетного и успешного развития данной индустрии.
  14. Планомерное развитие и организация системы научного обеспечения данной отрасли, решение вопросов подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров, работающих в данной сфере.
  15. Развитие сотрудничества с международными и зарубежными организациями, работающими в этой же отрасли, также заключение двухсторонних соглашений в отрасли туризма, определение механизма их реализации.

Для осуществления реализации данной политики в области туризма ведется стимулирование дальнейшего развития международного и внутреннего туризма, также власти работают над максимально эффективным использованием историко-культурного и природного потенциалов, которые помогут создавать единый и, что важно, конкурентоспособный туристский комплекс.

Функции отрасли

Туристская деятельность в РФ в наше время является одной из перспективных и динамично развивающихся отраслей. Заниматься этим бизнесом не только выгодно, но и важно для развития всего государства, обеспечения его граждан возможностью полноценно отдыхать и развиваться.

Ведь именно туристская отрасль выполняет функции, которые важны для решения государственных задач в области социальной политики. Подробно расскажем об основных функциях этой отрасли.

  1. Познавательно-образовательная функция позволяет пополнять собственные знания, пополнять имеющийся у вас запас представлений об окружающем мире и природной среде. Именно благодаря туризму происходит одно из самых эффективных в образовательном плане знакомств с историей и культурой своего региона, страны, а также зарубежных государств, малых и средних народов других стран.
  2. Воспитательная функция помогает планомерному формированию нравственных, моральных и эстетических качеств современного гражданина, прививание ему любви к окружающему миру.
  3. Культурная функция помогает значительно повышать культурный уровень граждан страны, что отражается на общем уровне образования населения.
  4. Оздоровительно-релаксационная функция. Благотворное воздействие природы на человека помогает ему восстанавливаться умственно, физически и эмоционально. Из правильно организованного отпуска человек возвращается качественно отдохнувшим, с новыми силами для того, чтобы продуктивно включиться в рабочий процесс, трудиться более эффективно, демонстрируя высокую производительность в отличие от того, кто в отпуске не бывал.
  5. Спортивная функция. Большое количество туристических программ связаны с укреплением состояния здоровья человека и его физической подготовкой. Например, к такому виду отдыха относятся туристические походы, сплавы на байдарках, покорение горных вершин.
  6. Социально-экономическая функция способствует рациональному использованию свободного времени гражданина, а также способствует занятости населения, ликвидации безработицы, повышению уровня жизни в стране. Все это служит важными факторами в развитии и стабилизации национальной экономики.

Подводя итог, необходимо отметить, что во всех государствах на планете туризм играет важную роль, занимая одно из лидирующих мест в экономике всего мира. В некотором количестве стран именно эта отрасль официально является основой формирования и пополнения местного бюджета, основной статьей национального дохода, например, это Египет, Куба, Таиланд.

Если верить прогнозам экономических аналитиков, в ближайшем будущем значение и важность туристической отрасли в мировой экономике будет только повышаться, у этой сферы весьма высокие, устойчивые и стабильные темпы развития.

Туризм во все времена был важным источником для создания рабочих мест по самым разным специальностям - экономическим, гуманитарным, рекламным. В отдельных государствах в данной сфере задействованы до 10 процентов жителей.

Россия к таким странам, конечно, не относится, в нашем государстве есть отрасли экономики, которые приносят бюджету значительно большую прибыль, чем туризм. Но при этом развитию этой сферы уделяется повышенное внимание. В некоторых регионах, в основном на юге страны, туризм считается основной региональной экономики.

Задачи отрасли

В современной России туризм решает ряд важнейших задач. Основная из них - это создание конкурентоспособного рынка, на котором было бы комфортно всем его участникам.

В данный момент на международном рынке туристских услуг сохраняется жесточайшая конкуренция. Многие страны ведут агрессивные рекламные кампании, привлекая как можно больше число туристов. В России есть свои особенности, которые могут заинтересовать определенных потенциальных туристов, но с государствами, которые расположены южнее, конкурировать непросто. К тому же свою роль в этом играют экономическая ситуация и социально-экономическое положение в государстве.

Для того чтобы создать в России конкурентоспособный рынок туристских услуг, делается немало. В первую очередь для этого необходимо решить задачу по продвижению туристского продукта как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для этого используется реклама и другие информационные ресурсы.

При этом стоит, естественно, отличать рекламу туристических фирм от рекламы туристического потенциала страны в целом. Это две разные вещи, федеральные органы власти в первую очередь нацелены на создание благоприятного имиджа страны, рекламируя ее как государство, благоприятное для развития туризма и ожидающее большое количество новых туристов, - как самостоятельных, так и в составе организованных групп.

Бюджетные средства на продвижение на территории России выделяются достаточные, с каждым годом их стремятся увеличивать, реклама дается на крупных международных выставках, в которых участвуют крупнейшие турфирмы планеты, в зарубежных и отечественных средствах массовой информации. В последнее время активно стала использоваться наружная реклама на билбордах, Федеральное агентство по туризму призывает отдыхать исключительно в России.

Еще одна задача, которую необходимо решить в этой сфере, это развития инфраструктуры: строительство и ремонт гостиниц, хостелов, создание комфортных условий для привлечения инвестиций в эти сферы. Помимо мест размещения, необходимо уделять пристальное внимание развлечениям, объектам показа, ресторанам и всему, что может быть связано с досугом туристов. Ведь это крупный в котором многое зависит от планомерного развития разных сфер деятельности. Поэтому и работа Федерального агентства по развитию туризма в России направлена на создание условий для развития этой инфраструктуры, это одна из главных задач отрасли.

В последние годы во многих регионах России наблюдается настоящий строительный бум в сфере гостиничного бизнеса. Это связано с развивающимися в туристском направлении южными областями и республиками и, конечно, с чемпионатом мира по футболу в России. Как следствие, развитие ресторанного бизнеса, эти процессы сильно взаимосвязаны между собой.

Наконец третьей важной задачей является повышение качества предоставляемых услуг. Как отмечают эксперты, сейчас оно находится на весьма низком уровне, основная проблема остается в нехватке квалифицированных кадров, их подготовка - важная задача, которую Федеральное агентство по туризму стремится решать вместе с министерством образования.

Основные проблемы в сфере туризма связаны в первую очередь с развитием внутреннего туризма в российских регионах. В большинстве областей, республик развивать не представляется возможным из-за ряда вполне конкретных препятствий в бытовом плане. Это нехватка гостиниц и хостелов высокого уровня, слишком высокая стоимость предоставляемых услуг, которая к тому же не соответствует их качеству. Эти факторы приводят к тому, что жители России часто выбирают курорты Турции вместо отдыха на отечественном Черноморском побережье, потому что там дешевле, интереснее и комфортней.

В целом отрасль в стране страдает из-за низкого уровня туристической культуры, часто неудовлетворительного уровня обслуживания. Туристической инфраструктуре России предстоит еще долго совершенствоваться, чтобы стать конкурентоспособной и тягаться со многими зарубежными курортами. Например, проблемы заключается в том, что большое количестве гостиниц и отелей были построены и оборудованы в советские годы, когда требования к обслуживанию и комфорту обычных постояльцев были в разы ниже. Сегодня многие гостиницы требуют капитального ремонта и качественного улучшения. Их внешний вид и качество предоставляемых услуг совершенно не соответствуют общепризнанным параметрам. К тому же необходимо не только реконструировать старые гостиничные комплексы, но и строить новые.

Хватает нерешенных проблем и в других областях. Это неблагоприятный образ России в глазах иностранцев, который только в последнее время удается менять в лучшую сторону благодаря Олимпиаде и чемпионату мира по футболу. К тому же в стране сохраняется сложный визовый режим, попасть сюда для большинства иностранцев оказывается проблематичным.

Еще один фактор заключается в том, что в отечественном туризме немного денег закладывают на проведение рекламных кампаний, дефицит наблюдается даже в количестве современных и комфортабельных автобусов, которые должны перевозить туристов. Для иностранных гостей не хватает информационных ресурсов на зарубежных языках, в первую очередь речь идет о картах, справочниках, уличных указателях, буклетах. Недостаточно развита индустрия развлечений, к иностранным гражданам нередко наблюдается неадекватное отношение со стороны таможенников, сотрудников правоохранительных органов, а в российских гостиницах слишком низкое качество обслуживания, что нередко шокирует иностранных гостей.

Только решив все эти проблемы, российский туристический бизнес, наконец, сможет рассчитывать на развитие, повышение потока иностранных гостей, интерес со стороны соотечественников к отдыху в российских регионах вместо того, чтобы уезжать на зарубежные курорты, вкладываясь в развитие экономики других государств.

Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма
Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации
Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности
Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров
Статья 5. Классификация объектов туристской индустрии
Глава III. Права и обязанности туриста
Статья 6. Права туриста
Статья 7. Обязанности туриста
Статья 8. Предоставление льгот отдельным категориям туристов. (Утратила силу)
Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом
Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов
Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка
Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма
Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления
Статья 12. Объединения туристов
Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
Глава VII. Безопасность туризма
Статья 14. Обеспечение безопасности туризма
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
Статья 17. Добровольное страхование имущественных интересов туристов
Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора
Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора
Статья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.4. Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии
Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям
Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора
Статья 17.7. Учет и отчетность
Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации
Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Глава IX. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Отечественный Закон «Об основах туристской деятельности» принят с целью определения основных принципов политики государства, которая направлена на установление правовых основ общего туристского рынка в России.

Данный нормативный акт призван урегулировать такие общественные отношения, которые возникают в ходе реализации гражданами (включая иностранных граждан, а также лиц без гражданства) ряда своих прав: права на отдых, на свободу передвижения и других прав при совершении путешествий.

В законодательстве об основах туристской деятельности используется ряд терминов, основными из которых являются:

  • туризм;
  • туристская деятельность;
  • турист;
  • туристские ресурсы;
  • туристский продукт.

Под туризмом понимаются путешествия (т.е. временные выезды) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. Эти путешествия осуществляются с различными целями: лечебно-оздоровительными, рекреационными, физкультурно-спортивными, познавательными, религиозными, профессионально-деловыми.

Важно, чтобы характер таких путешествий не связывался с выполнением деятельности, которая приносит доход в стране (месте) пребывания.

Закон выделяет несколько разновидностей туризма:

1) внутренний, т.е. путешествия постоянно проживающих в РФ лиц в рамках страны;

2) международный, который включает в себя выездной туризм (путешествия в другие страны) и въездной (путешествия из других стран);

3) отдельно рассматривается туризм, финансируемый бюджетными средствами, работодателями;

4) наконец, есть и самодеятельный туризм. Он организуется самостоятельно туристами.

Под туристской деятельностью рассматриваемый акт понимает деятельность турагентов, туроператоров и иную деятельность, направленную на организацию путешествий.

Путешествия осуществляются туристами, т.е. лицами, которые посещают конкретную страну либо место на определенный период (от одних суток до полугода) либо осуществляют минимум одну ночевку.

Все исторические, природные, социально-культурные объекты Закон определяет как туристские ресурсы.

К таковым относятся объекты туристского показа и любые другие объекты, которые способны обеспечить удовлетворение потребностей туристов (духовных и проч.), содействуют восстановлению физических сил туристов, их развитию и общему поддержанию жизнедеятельности.

При осуществлении туристской деятельности субъекты оказывают определенные услуги, связанные с перевозкой и размещением туристов. Комплекс данных услуг, которые оказываются за общую цену в рамках соответствующего заключенного договора, именуется туристским продуктом.

Структура закона об основах туристской деятельности

22 статьи рассматриваемого Закона объединены в 11 глав.

Первая глава традиционно содержит в себе положения общего характера, включая терминологию.

Вторая глава посвящена государственному регулированию туристской деятельности: определяются принципы, на основании которых осуществляется такое регулирование, цели и способы регулирования.

В третьей главе определены права туристов и их обязанности.

Четвертая глава затрагивает специфику формирования и продвижения туристских продуктов, особенности их реализации.

Пятая глава регламентирует деятельность объединений туристических операторов, турагентов и туристов.

В шестой главе содержится общая норма, касающаяся туристских ресурсов.

Седьмая глава затрагивает вопросы обеспечения безопасности туризма. Глава 7.1 касается финансового обеспечения: здесь устанавливаются требования к финансовому обеспечению, его размер, сроки действия и некоторые другие вопросы.

Глава 8 – это нормы о международном сотрудничестве. В главе 8.1 же содержатся положения о государственном надзоре в сфере туристской деятельности: таким способом обеспечивается защита прав туристов.

Наконец, девятая глава содержит правило об ответственности за нарушения законодательства о туристской деятельности, а также определяет порядок вступления Закона в силу.

Важные положения закона о туристской деятельности

Безусловно, важнейшей главой рассматриваемого нормативного акта является глава 3-я, которая определяет права и обязанности туристов.

Так, турист в ходе подготовки к путешествию, непосредственно во время него (в том числе и при транзите) наделен такими правами:

  • право на получение всей необходимой и (важно!) достоверной информации о том, какие существуют в стране (месте) назначения правила въезда и пребывания. Это право также включает в себя возможность получения сведений о местных обычаях, различного рода религиозных обрядах, о природных, исторических, культурных памятниках, святынях, других объектах, которые находятся под особой охраной. Важная составляющая этого права – сведения о состоянии окружающей среды.
  • право на свободное передвижение, доступ ко всем туристским ресурсам (учитывая наличие возможных мер ограничительного характера);
  • право на гарантированное обеспечение личной безопасности, а также безопасности потребительских прав, на обеспечение сохранности личного имущества, на свободное получение необходимой медицинской помощи и ряд иных прав.

Права туристов тесно связаны с их обязанностями по соблюдению законодательства страны пребывания, уважению местных традиций, обычаев, религиозных верований; по сохранению окружающей среды; по соблюдению правил въезда и выезда при совершении путешествий; по соблюдению правил личной безопасности.


Нужно учитывать, что на туристов распространяет свое действие и (ответственный надзорный орган – Роспотребнадзор)

Таким образом, законодатель достаточно урегулировал туристскую деятельность. Целый ряд положений рассмотренного Закона определяет правовой статус туристов. Отдельные нормы закладывают правовые основы туристской деятельности, осуществляемой турагентами и туроператорами.

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

Полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

Размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия договора или договоров страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантии или банковских гарантий, наименование, адрес, место нахождения организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора, в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона);

Сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

Общая цена туристского продукта в рублях;

Информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, категории гостиницы) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

Права, обязанности и ответственность сторон;

Условия изменения и расторжения договора;

Сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

Информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора при условии, что денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона);

Информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора в случае, если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера;

Условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим услугу по перевозке, оказываемую туроператором отдельно либо в составе туристского продукта, электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту и оформленного на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Если договор о реализации туристского продукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия;

Условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим у туроператора услугу по размещению в гостинице или ином средстве размещения отдельно либо в составе туристского продукта, документа о бронировании и получении места в гостинице или ином средстве размещения (ваучера) на условиях, согласованных с туристом и (или) иным заказчиком в договоре о реализации туристского продукта.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 03.05.2012 N 47-ФЗ.

Договор о реализации туристского продукта должен содержать сведения о заключении в пользу туриста договора добровольного страхования, условиями которого предусмотрена обязанность страховщика осуществить оплату и (или) возместить расходы на оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания при наступлении страхового случая в связи с получением травмы, отравлением, внезапным острым заболеванием или обострением хронического заболевания, включая медицинскую эвакуацию туриста в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в страну постоянного проживания (далее - медицинская помощь в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания), и (или) возвращения тела (останков) туриста из страны временного пребывания в страну постоянного проживания (далее - возвращение тела (останков) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и страны временного пребывания, или сведения об отсутствии договора добровольного страхования.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

Ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;

Изменение сроков совершения путешествия;

Непредвиденный рост транспортных тарифов;

Невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме:

О возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты) и других сведений;

О возможности туриста и (или) иного заказчика обратиться с письменным требованием о возмещении реального ущерба, понесенного туристом в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, за счет средств фонда персональной ответственности туроператора (в случае, установленном частью десятой статьи 11.6 настоящего Федерального закона).

При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы о возможности туриста добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ

    Решение № 2-10299/2018 2-299/2019 2-299/2019(2-10299/2018;)~М-9859/2018 М-9859/2018 от 30 января 2019 г. по делу № 2-10299/2018

    Вологодский городской суд (Вологодская область) - Гражданские и административные

    Такси, чтобы доехать до аэропорта обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с ООО «Анекс Туризм» соответствующее уменьшение цены выполненной работ в размере 10 000 рублей, неустойку в размере 69 000 рублей, штраф, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей. Истец в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что при...

    Решение № 2-339/2019 2-339/2019(2-5230/2018;)~М-5155/2018 2-5230/2018 М-5155/2018 от 30 января 2019 г. по делу № 2-339/2019

    Свердловский районный суд г. Иркутска (Иркутская область) - Гражданские и административные

    Размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным...

    Решение № 2-2791/2018 2-29/2019 2-29/2019(2-2791/2018;)~М-1371/2018 М-1371/2018 от 30 января 2019 г. по делу № 2-2791/2018

    Кировский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные

    Размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" установлено, что реализация туристского продукта осуществляется на основании...

    Решение № 2-740/2018 2-87/2019 2-87/2019(2-740/2018;)~М-822/2018 М-822/2018 от 30 января 2019 г. по делу № 2-740/2018

    Кировский городской суд (Мурманская область) - Гражданские и административные

    САО «Якорь») о защите прав потребителей, взыскании денежных средств по договору реализации туристского продукта, компенсации морального вреда и штрафа. В обоснование заявленных требований указала, что 10 февраля 2018 года заключила с ООО «Хибины для Вас» договор о подборе, бронировании и приобретении тура №..., по условиям которого ООО «Хибины для Вас» приняло на себя обязательство...

    Решение № 2-164/2019 от 30 января 2019 г. по делу № 2-164/2019

    Северский городской суд (Томская область) - Гражданское

    01.04.2019 по 01.04.2020, что потребителя не устроило. Зимарева Ю.В. обратилась в СПАО «Ингосстрах», с заявлением о выплате страхового возмещения. 23. 10 . 2018 на счет Зимаревой Ю.В. были переведены денежные средства в размере 4770 рублей 61 копейка. Сумма, подлежащая возврату за несостоявшийся тур, составляет 92386 рублей 95 копеек. ...

    Решение № 2-625/1929 2-625/2019 2-625/2019(2-7657/2018;)~М-5096/2018 2-7657/2018 М-5096/2018 от 29 января 2019 г. по делу № 2-625/1929

    Приморский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные

    Пунктом 4 статьи 1005 указанного Кодекса установлено, что законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора. Такие особенности правового положения турагентов установлены статьями 9, 10 и 10 . 1 Закона «Об основах туристской деятельности». Из оценки совокупности приведенных норм следует, что положения статьи 9 Закона об основах туристской деятельности не исключают ответственности турагентов. ...

    Решение № 2-210/2019 2-210/2019(2-4286/2018;)~М-4303/2018 2-4286/2018 М-4303/2018 от 28 января 2019 г. по делу № 2-210/2019

    Домодедовский городской суд (Московская область) - Гражданские и административные

    4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором...

    Решение № 2-108/2019 2-108/2019(2-3128/2018;)~М-2691/2018 2-3128/2018 М-2691/2018 от 28 января 2019 г. по делу № 2-108/2019

    Железнодорожный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Гражданские и административные

    Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который должен соответствовать законодательству...

    Орджоникидзевский районный суд г. Уфы (Республика Башкортостан) - Гражданские и административные

    Туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо. Статьей 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности" установлено, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между...

Нормативно-правовое регулирование услуг в сфере туристской деятельности в Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»;

6. Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142 «О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

7. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»;

8. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»;

10. Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

Введение

24 ноября 1996 года был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ (далее Закон «О туристской деятельности»), который установил принципы, регулирующие на государственном уровне туристскую деятельность; определил механизм государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизацию, сертификацию, права и обязанности туриста, безопасность туризма; закрепил структуру договора по оказанию туристских услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов в сфере туризма.

Отношения по оказанию услуг населению в сфере туристской деятельности урегулированы нормами специального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», далее Закон «О защите прав потребителей», наряду с общими нормами гл. 39 ГК РФ.

В письме от 31 августа 2007 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъяснила, что в вопросе выбора норм, подлежащих применению в области правоотношений по оказанию туристических услуг, приоритет по степени юридической значимости имеют, прежде всего, положения ГК РФ и Закона об основах туристской деятельности, которые не могут противоречить нормам ГК РФ, исходя из смысла п. 2 ст. 3 ГК РФ и ст. 2 Закона об основах туристической деятельности. Положения Закона «О защите прав потребителей» применяются к правоотношениям в сфере туристических услуг в части, не противоречащей нормам ГК РФ и Закона «Об основах туристской деятельности».

1. Условия осуществления туроператорской деятельности.

Единый федеральный реестр туроператоров

В соответствии со ст. 4.1 Закона «О защите прав потребителей» в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение).

Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное Законом «Об основах туристской деятельности».

Финансовое обеспечение не требуется для: организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд; государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

  • полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке - также наименование туроператора на этом языке;

адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

  • сведения об учредителях туроператора;
  • серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;
  • серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;
  • фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее - руководитель туроператора);
  • размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
  • сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
  • адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержащиеся в реестре сведения:

  • об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  • о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти также размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения об объединении туроператоров в сфере выездного туризма (адрес (место нахождения) и почтовый адрес данного объединения, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», способы связи с данным объединением (номера телефонов, факсов, адрес электронной почты и другие сведения).

2. Понятие и признаки туристской услуги

При оказании туристских услуг возникают общественные отношения, предметом которых является туроператорская и турагентская деятельность по организации предоставления туристу комплекса услуг. Сам туристский продукт является «комплексом услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия».

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите прав потребителей исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, пригодную для целей, для которых товар услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги исполнитель обязан передать оказать услугу потребителю, пригодную для использования в соответствии с этими целями.

В соответствии со ст. 779 ГК РФ «Договор возмездного оказания услуг» исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия/осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заключая договор оказания туристических услуг, помните, что цель поездки имеет весьма важное значение, поскольку в зависимости от целей поездки, будут отличаться условия размещения, условия перевозки, условия страхования и т.д.. Например, говоря о деловом туризме, важно уделить внимание условиям размещения туриста, вопросам передвижения, ресторанному обслуживанию, туриста. Напротив, если мы имеем дело с экстремальным туризмом, то первостепенное внимание следует уделить вопросам страхования туриста.

В соответствии со ст. 9 Закона «Об основах туристской деятельности» продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.

В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться:

  • условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта;
  • полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора;
  • условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров;
  • порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта;
  • условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом;
  • взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

3. Договор. Признаки, условия, ответственность, стороны.

Одним из наиболее распространенных и важных институтов гражданского права является, пожалуй, договор возмездного оказания услуг, применяемый в различных сферах жизни и обслуживающий разнообразные имущественные отношения общества в целом.

В соответствии с положениями ст. 10 закона «Об основах туристской деятельности» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Договор оказания туристских услуг является публичным. Во-первых, это выражается в невозможности отказа организатора от заключения такого договора (п. 3 ст. 426 ГК РФ), во-вторых, в случае уклонения туроператора или турагента от заключения договора они могут быть в судебном порядке понуждены заключить договор и возместить другой стороне убытки, возникшие в случае необоснованного уклонения от заключения договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Важный момент состоит в том, что только турист вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключения публичного договора. И последнее, в силу публичности характера туристского договора его условия, не соответствующие п. 2, 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны. Аналогичная норма содержится и в п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей».

Договор заключается в письменной форме (ч. 1 ст. 10 Закона). Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Существенные условия договора, то есть такие условия, без достижения соглашения по которым договор не считается заключенным, перечислены в ст. 10 Закона «О туристской деятельности».

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

  • полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
  • размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
  • сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

общая цена туристского продукта в рублях;

· информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • условия изменения и расторжения договора;
  • сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
  • сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

Существенным изменениям обстоятельств относятся:

· ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;

· невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. При предъявлении претензии к туроператору важно соблюдение досудебного претензионного порядка урегулирования спора. Несоблюдение такого порядка (при предъявлении гражданского иска) является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ).

Срок подачи претензий турагентам законодательно не определен.

Что касается условий ответственности (виды, формы, границы), то условия об ответственности туроператора и турагента в Законе «О туристской деятельности» не разграничены. Закон определяет, право туриста на возмещение убытков, компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом. И что туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (ч. 7 ст. 10 Закона «О туристской деятельности»). Причем, ответственность туроператора наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в т.ч. неоказание либо ненадлежащее оказание туруслуг, входящих в турпродукт, независимо от того, кем оказывались (должны были оказываться) услуги). Турагент же не несет ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристского продукта и исполнения договора о реализации турпродукта, если иное не предусмотрено договором. Напротив, турагент, который действует от своего имени, несет ответственность перед туристом в полной мере на момент заключения договора о реализации турпродукта, за своевременное предоставление необходимой и достоверной информации, позволяющей туристу (с учетом его пожеланий) правильно выбрать турпродукт.

Ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию о товаре определена ст. 12 «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»: если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков; если исполнитель не предоставил покупателю полной и достоверной информации об услуге, то он несет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 29 Закона «О защите прав потребителей», за недостатки услуги, возникшие после ее оказания потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. Также при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации об услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона «О защите прав потребителей».

При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги.

Таким образом, претензии туристов по поводу непредоставления полной и достоверной информации турист вправе предъявить как туроператору, так и турагенту.

В соответствии с положениями Закона «Об основах туристской деятельности» туроператор отвечает перед туристом за действие (бездействие) третьих лиц (если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо), участвующих в сформированном турпродукте, турагент же, напротив, не отвечает перед туристом за действие (бездействие) третьих лиц, участвующих в сформированном турпродукте.

Положениями ст. 14.5 КоАП предусмотрена ответственность туроператора в вопросе реализации туристу турпродукта без оформления турпутевки. Турагент не несет ответственности за подобное деяние, поскольку для него реализация турпродукта не является самостоятельной услугой, оказываемой туристу.

Включение в договор оказания услуг по туристскому обслуживанию положений, ограничивающих или исключающих ответственность исполнителя за действия названных лиц, следует в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей рассматривать в качестве условий, ущемляющих права потребителя». Такие условия признаются недействительными.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей исполнитель освобождается от ответственности в случае нарушения заказчиком установленных правил. На сегодня к правилам, нарушение которых туристом влечет освобождение должника от ответственности, следует отнести несоблюдение туристом перечисленных в ст. 7 Закона «Об основах туристской деятельности» обязанностей.

Оплата оказанных услуг должна производиться в сроки и в порядке, указанные в договоре. Если невозможность оплаты услуг наступила по вине заказчика, то он должен оплатить услугу в полном объеме, поскольку иное не предусмотрено законом или данным договором. Другой порядок оплаты услуги определен законом при условии, что невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые стороны не отвечают. На заказчика так же, если иное не предусмотрено законом или договором, возлагается обязанность возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы по исполнению договора (ст. 15 ГК РФ).

В случае, когда договором предусмотрена предварительная оплата услуг туроператора, неоплата туристом таких услуг в установленный договором срок признается отказом туриста от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Турист вправе в любое время отказаться от договора оказания услуг по туристскому обслуживанию. В этом случае туристу возвращаются все уплаченные им по договору денежные средства. Неявка туриста к месту начала тура рассматривается как невозможность исполнения договора по вине туриста, если иное не предусмотрено договором оказания услуг по туристскому обслуживанию. В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ отказ заказчика (туриста) допускается при условии возмещения исполнителю (туроператору, турагенту) фактически понесенных им расходов. Аналогичная норма содержится в ст. 32 Закона «О защите прав потребителей». Таким образом, подлежат возмещению убытки не в полном объеме, а только реальный ущерб в определенной части.

Турист, отказавшийся от исполнения договора до начала оказания услуги, обязан возместить фактические расходы, которые понес туроператор (турагент) в целях исполнения договора до момента отказа. В случае отказа туриста от исполнения договора в процессе оказания услуги последний возмещает туроператору (турагенту) его фактические расходы, которые он понес до этого момента в целях исполнения той части договора, от которой турист отказался. Часть услуги, которой турист воспользовался, должна оплачиваться им по правилам ст.731 ГКРФ.

Срок исковой давности по иску у туриста к туроператору и турагенту составляет 3 года согласно ст. 196 ГК РФ.

Права и обязанности туриста.

Особенности защиты прав потребителей в процессе реализации ими «права на туризм»

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Некоторые конституционные права граждане РФ вправе реализовать в процессе туристической поездки. Например, право на охрану здоровья, обусловленного ст. 41 Конституции, право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также право на доступ к культурным ценностям, определяемое в ст. 44 Конституции. Одним из первостепенных условий туризма является качество окружающей среды, а также достоверная информация об ее состоянии, обозначенное ст. 42 Конституции. В статье 61 Конституции Российской Федерации определены гарантии защиты и покровительства своим гражданам за ее пределами.

Законом «Об основах туристской деятельности» определены права и обязанности туристов.

Права туриста закреплены в статье 6 Закона «Об основах туристской деятельности:

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

  • необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;
  • свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
  • обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
  • возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

беспрепятственный доступ к средствам связи.

Статья 7 включает в себя обязанности туриста:

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

  • соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
  • сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
  • соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Защита прав потребителей при оказании туристских услуг имеет ряд особенностей:

1. Источником правового регулирования данных отношений являются одновременно Закон «О защите прав потребителей» и Закон «О туристской деятельности»;

2. Обязателен претензионный порядок предъявления требований к качеству туристического продукта. Содержание претензии законодательством не определено (пишется в свободной форме), Однако решение туристической организации и судебных органов зачастую зависит именно от обоснованности претензионных требований;

В случае заключения договора на основе неполной или недостоверной информации - возникает проблема несоответствия воли туриста его волеизъявлению. При возникновении спора решающее значение будет иметь субъективный критерий - предположение об отсутствии у туриста-потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках туруслуги, обеспечение или не обеспечение возможности компетентного ее выбора.

Важно помнить, что законодательством РФ установлен принцип буквального толкования содержащихся в договоре слов и выражений (ч. 1 ст. 431 Гражданского кодекса РФ): потребитель будет вправе требовать предоставления только тех услуг и только в такой форме, как указано в договоре. Одновременно с этим следует учитывать то обстоятельство, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными в силу положений п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей».

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Законодательство к существенным изменениям обстоятельств относит:

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;

  • изменение сроков совершения путешествия;
  • непредвиденный рост транспортных тарифов;
  • невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Ответственность организатора путешествий за ненадлежащую информацию заслуживает отдельного упоминания.

В соответствии со ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе получить от организатора путешествия информацию о самом организаторе путешествия, режиме его работы, оказываемых им услугах. Причем в качестве надлежащей Закон рассматривает информацию, удовлетворяющую и количественному, и качественному критериям: необходимость, достаточная полнота, достоверность, обеспечение возможности правильного выбора.

При этом в соответствии со ст. 401, 1064 ГК РФ бремя доказывания своей невиновности возложено на организатора путешествия (турагента и (или) туроператора). При определении размера компенсации необходимо принимать во внимание ненадлежащее действие (бездействие) турагента либо туроператора, степень (существенность) его несоответствия условиям договора и последствия, которые возникли по вине организатора путешествия (с учетом степени вины).

Таким образом, анализируя вышеописанное, можно сделать вывод, что основаниями ответственности турагента и (или) туроператора, являются:

  • необоснованный отказ от заключения основного договора при наличии заключенного предварительного договора;
  • необоснованный отказ от заключения публичного договора туристического;
  • предоставление туристу ненадлежащей информации о турпродукте;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение туристического договора;
  • виновное причинение морального вреда;
  • причинение вреда личности или имуществу туриста.

Заключение

В случае обнаружения нарушений действующего законодательства потребитель вправе обратиться с письменным заявлением в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания туристских услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62



Просмотров