Основной источник средств к жизни. Сколько зарабатывает твой папа? Пассивные источники дохода

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Признаки

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Основные функции

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная . Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая . Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная . Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная . Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Структура

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак ;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная : изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная : наличие только одного родителя;
3) распавшаяся : развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная : низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психол. отношений. Как социальное явление С. претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм С. обладает относит, самостоятельностью.

На ранних этапах существования человечества - в рамках родо-племенных отношений - С. не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совм. воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная С. как союз супругов, ведущих совместное х-во и воспитывающих собственных детей. Т. о., С. явилась одним из наиб. ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первонач. форм частной собственности. Самой ранней формой С., сохранившейся до наст, времени, была патриархальная С., в к-рой объединялись родственники неск. поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной С. авторитарны, при ведущей роли старшего поколения. Экон. взаимозависимость в патриархальной С. была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможно.

В 20 в. по мере роста благосостояния населения развитых пром. стран получила распространение т. и, нуклеарная С., объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. В массовом масштабе появились неполные С., состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная С., предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экон. и психол. независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии неск. поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.

В совр. условиях существуют С. разных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также С. смешанных форм, когда, напр., совм. проживание неск. поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экон. функции С. отступили на второй план; совр. С. поддерживается не столько необходимостью совм. выживания, сколько психол. мотивами.

С. как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. С. - первый коллектив, к-рый дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В С. юный гражданин получает первые практич. навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с др. людьми, усваивает нормы, к-рые регулируют поведение в разл. ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

На протяжении тысячелетий С. была осн. формой социализации. Вопрос о роли С. в формировании человека привлекал внимание мн. ученых и порождал противоречивые суждения. Антич. философы, в частности Платон, утверждали: все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условий воспитания в С. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и пр. пороки. Философы нового времени не обошли эту проблему, хотя оценивали ее по-разному. Т. Кампанелла, Ш. Фурье, В. Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной). С. и семейного воспитания (эту форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло). Т. Мор и Г. Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и обществ, воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей; при этом общество должно взять на себя максимум забот по воспитанию детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в обществ, дет. учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей. Последняя точка зрения получила нек-рое распространение и в сов. пед. науке: вплоть до нач. 60-х гг. существовало мнение о том, что гос-во должно взять на себя воспитание детей «от люльки до ун-та». Совр. ученые, не преуменьшая роли обществ, воспитания, подвергают критич. пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гармонич. ное развитие ребенка наиб. полно осуществляется при сочетании семейного и обществ, воспитания, а не при их противопоставлении.

Ведущий компонент воспитат. потенциала С. - внутрисемейные отношения, поскольку С. как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естеств. основу С. составляют брачные и родственные связи, к-рые в определенном смысле являются первичными. Помимо них, С. включает в себя хоз.-экон., правовые, нравств., эмоционально-психол. и др. связи. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с нац. и бытовыми отношениями. В преобразованном виде С. аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они выступают первым специфич. образцом обществ, отношений, с к-рыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство обществ, отношений и т. о. создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности др. компонентов воспитат. потенциала С. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной С., а следовательно, ее воспитат. возможностей.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, к-рые делают семейное воспитание наиб. адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиб. полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психол. механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в разл. областях жизни, познает.н. усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравств. основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психич., но и физич. развитие. Психол. наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 мес до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать). Прекращение данного контакта на длит, время нарушает естеств. формирование мн. качеств детей.

Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми в С. создаются как посредством его постоянного взаимодействия с родителями и прародителями, так и посредством тех связей, к-рые она устанавливает с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т. п.). С. не однородная, а дифференци-ров. социальная группа, в ней представлены разл. возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в С. сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значит. ельно облегчает нормальное психич. и нравств. развитие ребенка, позволяет ему наиб. полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации воспитат. учреждений и одностороннего, только женского влияния на психику детей.

Психологи отмечают, что уникальной характеристикой внутрисемейных отношений - супружеских и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключит. воспитат. ценность. Прежде всего потому, что неповторимы интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитат. силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком в процессе подражания и сопереживания нравств. позиций родителей, проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к др. людям, обществ, событиям и т. д. С др. стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения.

В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положит, эмоциях, в к-рых он нуждается с момента рождения. Общение в С. оказывает сильнейшее влияние на дет. психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад С. в эмоционально-нравств. развитие личности становится особенно ощутим в эпоху, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм обществ, жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности». Внутрисемейные отношения, т. о., важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают С. и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравств.-эмоциональный климат С., а следовательно, ее воспитат. возможности.

Степень нравств.-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах С., как демократическая, авторитарная и С. переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравств. и психич. развитие детей. Сравнит, исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демокр. тип С. обладает более высоким воспитат. потенциалом. Установлено, в частности, что в таких С. значит. ельно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких С. обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из С. с более низкой степенью демократизации отношений. Существ, влияние на ребенка оказывает также согласованность либо, наоборот, дезор-ганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу С.). Имеются данные, согласно к-рым неблагополучная С. негативно влияет на познават. деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно к-рой дети, воспитанные в конфликтной С., оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значит. ельно чаще.

Конфликтная атмосфера в С. объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в С. с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в т. ч. и педагогической). и, наоборот, когда в плохо обеспеченных С. у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни пед. знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитат. неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы С Аномалии в пси-хич и нравств. развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих отрицат. явлений, к-рые нередко становятся причиной самой конфликтно-сти либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицат. ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т и). Считается, что конфликтная атмосфера С способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития Волнение матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод Эмоциональное состояние матери остро воспринимают дети любого возраста Особенно чувствительны к взаимоотношениям родителей подростки Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет. с отклонением от нормы В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, к-рые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психич. травмам В С с ненормальными отношениями супругов более чем в 2 раза чаще встречаются дети с аномалиями психики У лиц, воспитывавшихся в С, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность неврологич. реакций

Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, к-рые устанавливаются между родителями и детьми Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер Получено достаточно убедительных доказательств того, что в С с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.н. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В С с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается Мн исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, к-рое характеризуется отрицат. эмоциональной окра-шенностью, ранит.н. ожесточает ребенка Поскольку дет. сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед др людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в С (семейных отношений, структуры и численности С, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания взрослыми Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положит. примера.

Успех сознат воспитат. деятельности взрослых зависит от мн обстоятельств Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции Особая роль принадлежит пед. культуре родителей, к-рая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный воспитанию семейному в большей мере, чем любой иной его форме.

Интимно-эмоциональная сфера семейных отношений и любовь к ребенку - необходимое условие его полового воспитания Особую важность в этой связи приобретает многообразие нравств. чувств, в формировании к-рых С играет определяющую и незаменимую роль, весь опыт неполовой любви и дружбы, к-рый ребенок получает в С, и в первую очередь любовь и уважение к матери Научившись в С уважать мать, ребенок впоследствии, став взрослым, всегда с уважением будет относиться к женщине, материнству, С Только в С рождаются нравств. -эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни,

Супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности В С на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца.

Мужественности С вносит известный вклад в становление психол пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д. В наст. время роли отца и матери взаимодополнимы, хотя частично и сходны Родители, заменяя и дополняя друг друга, выполняют разнообразные воспитат. задачи Взаимодополнение связано прежде всего со спецификой выполнения мужских и женских социальных ролей в С От мужской роли отца обычно ждут энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений и т.н. От женской роли матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты, др нравств. качеств человека Именно мать в первую очередь создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей, вводит их в общение с более широким кругом родственников, приучает к семейным традициям Однако родители - и отец и мать - совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.

Гармонич. ное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в С каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитат. действий Исследования показывают, что ок 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитат. методы своих родителей

Наилучшая позиция, к к-рой следует стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, без переоценки или недооценки его роли Родителям следует относиться к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, без излишнего любопытства или диктаторства, приноравливаясь к уровню его развития, проявляя уважение к его индивидуальности Наилучшим способом воздействия является объяснение, а не навязывание или принуждение Ребенок в такой С знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.

Влияние С на развитие ребенка на разных этапах его не остается одинаковым «Пик» этого влияния приходится на первые годы жизни Это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в обществ. обра-зоват учреждения Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния Более того, С - единственный воспитат. институт, нравств. воздействие к-рого человек испытывает на протяжении всей жизни Поэтому следует говорить не об утрате влияния С на ребенка, а об утрате монопольного влияния С начинает разделять свою воспитат. функцию с др. институтами И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значит. ельнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Лит Макаренко А С, Книга для родителей, M, 1969, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M, 1978, Иваново И, Семья, общество и социа лизация индивида, в кн. Семья как объект филос. и социология исследования Л, 1974, Лаптеноке Д, Семья и духовное развитие личности, Минск, 1977, ХарчевА Г, Мацковский M С, Совр. семья и ее проблемы, M, 1978, Б с с т у ж с в-Л ада И Ф, Семья вчера, сегодня, завтра, M, 1979,

Отличное определение

Неполное определение ↓

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

  • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
  • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
  • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.

Признаки и функции

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.

Функции:

  • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
  • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
  • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
  • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Ресурсы семьи и их виды

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

  • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
  • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
  • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
  • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

  • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
  • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
  • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
  • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
  • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо . В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу , которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

Семейный бюджет - это план регулирования семейных доходов и расходов, составляемый, как правило, на один месяц.

Существуют два вида семейного бюджета: совместный и раздельный.

Совместный семейный бюджет- это когда все доходы членов семьи складываются в один кошелек и из него тратятся на нужды семьи.

Раздельный- это каждый имеет свой кошелек (счет в банке), каждый распоряжается деньгами по своему усмотрению, общие расходы (еда, проживание, дети) делятся или поровну, или пропорционально уровню заработка членов семьи.

Семейный бюджет базируется на трех важных составляющих: учет,контроль и планирование.

Учет подразумевает под собой подсчет доходов и расходов, ежедневное внесение данных о потраченных суммах в специализированную компьютерную программу.

Контроль необходим во избежание незапланированных трат и для понимания, в какой финансовом положении находится семья в данный момент.

Планирование помогает правильно распределить имеющиеся средства и ожидаемые доходы по всем категориям - питание, проживание, обучение, одежда, транспорт.

Источники доходов семьи

Доходы семьи это денежные средства, которые семья получает от других лиц или организаций.

Источники доходов семьи – это то, от чего или откуда семья получает деньги.

Основные статьи расходов

Первая статья вашего бюджета Накопления (или формирование семейного капитала).

Вторая статья семейного бюджета – Питание

Транспорт- помните, что расходы на транспорт это расходы не только ваших средств, но и вашего времени.

Личные расходы

По этой статье расходов семейного бюджета трудно что-то рекомендовать. Только самому человеку известно насколько и в каких количествах он нуждается в абонементах фитнес-центров, походах в ресторан, билетах в кино и так далее.

Расходы на детей

Когда ящики с игрушками ломятся от избытка – это еще не показатель, что ребенок доволен и счастлив. Куда важнее для него время с родителями. А избыток игрушек можно пустить на семейную благотворительность.

Расходы на коммунальные услуги, хозяйственные нужды, связь и прочее – это более менее постоянные величины. Поэтому они нуждаются в учете, но нет необходимости в их детализации и постоянном контроле.

Личный располагаемый доход

Располагаемый личный доход - это совокупный доход, доступный для непосредственного использования домашними хозяйствами (РЛД).

В основе располагаемого личного дохода лежит национальный доход:

РЛД = НД - прибыли корпораций + дивиденды по акциям частных лиц - налоги (прямые) + трансфертные платежи (социальные выплаты).

Прибыль корпораций, будучи частью национального дохода, распадается на три части:

1.налоги на прибыль корпораций, которые идут в доход государства, – следовательно, эта часть прибыли корпораций не может войти в РЛД;

2. не распределенная прибыль – часть прибыли корпораций, остающаяся в их распоряжении и предназначенная для расширения производства, то есть для прироста инвестиций;

    оставшаяся прибыль может быть выплачена собственникам акций в виде дивидендов. Собственниками акций могут быть частные лица (домашние хозяйства) и фирмы. В располагаемый личный доход входят дивиденды, полученные только частными лицами.

Если не принимать во внимание существование государства, а также пренебречь тем фактом, что корпорации выплачивают домашним хозяйствам в виде дивидендов только часть прибыли, то между национальным доходом и располагаемым личным доходом разницы нет.

Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход– доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение.

Реальный доход - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Доход- есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Сбережения населения

Сбережения – это не используемая на текущее потребление часть дохода.

Сбережения населения занимают особое место среди экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов граждан, государства и организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг. С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни, непосредственно связанным с потреблением, доходами и расходами населения. С другой стороны, сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства. Личные накопления граждан являются предметом деятельности целого ряда финансовых и не финансовых организаций, осуществляющих посреднические функции в движении капитала.

Население делает сбережения: образовать резерв на случай непредвиденных расходов; на покупку дорогостоящих товаров; доход в виде процента; обеспечить чувство независимости (скупости); осуществлять коммерческие операции.

Основными составляющими финансовых активов населения являются:

Вклады и депозиты в банках в рублях и валюте, в том числе на пластиковых картах;

Наличные деньги на руках у населения;

Вложения населения в ценные бумаги; ·запасы средств населения в наличной валюте;

Резерв страховых взносов населения.

Страхова́ние - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

Страхование (страховое дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц(страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов - самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

В личном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователяили застрахованного лица. К личному страхованию относятся:

    Страхование жизни.

    Страхование от несчастных случаев и болезней.

    Медицинское страхование.

В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Имущественное страхование включает:

    Страхование имущества;

    Страхование ответственности;

    Страхование предпринимательских рисков;

    Страхование финансовых рисков.

Страхование имущества включает:

    Страхование имущества предприятий и организаций;

    Страхование имущества граждан;

    Транспортное страхование (средств транспорта и грузов);

    Страхование других видов имущества, кроме перечисленных выше.

В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Деление страхования на отрасли не позволяет выявить те конкретные страховые интересы физических и юридических лиц, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов выделяют из отраслей страхования под отрасли и виды страхования.

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Приведем лишь примеры некоторых, наиболее распространенных видов страхования.

Основными источниками средств к существованию у населения являются:

  • доход от трудовой деятельности - 38,3% всех источников дохода у городского населения и 22,6 % у сельского;
  • иждивенчество отдельных лиц - 24,2% и 21,3%;
  • различные пенсии - 20,1% и 18,5%;
  • пособия и другие виды гособеспечения - 8,9% и 14,3%;
  • доходы от личного подсобного хозяйства - 4,7% и 21%;
  • иные источники доходов - 4% и 2,2%.

Значительная часть населения располагает не одним источником средств к существованию. И у городского, и у сельского населения во всех, кроме самых младших (до 20 лет) и старших (60 и более лет), возрастных группах основным источником средств к существованию является доход от трудовой деятельности. Наибольшую роль он играет у лиц от 30 до 50 лет. В этом возрасте трудовая деятельность предоставляет средства к существованию почти 3/4 городского населения и 1/2 сельского населения. Личным подсобным хозяйством живет 7-7,5% городского населения и несколько меньше 30% сельского в возрасте старше 30 лет.

Пенсии являются существенным источником средств к существованию у 1/3 горожан 50-60 лет и основным - более, чем у 4/5 лиц старших возрастов. В сельской местности пенсия, как основной источник дохода, стоит на 3-ем месте после доходов от трудовой деятельности и от личного подсобного хозяйства у лиц 50-60 лет, но в более старших возрастах пенсионерами являются уже 7/10 сельских жителей. Наибольшее число

живущих на государственные пособия и на иждивении у отдельных лиц и в городском населении (около 24% и 64 %), и в сельском (38% и 51%) наблюдается среди детей, подростков и учащейся молодежи примерно до 25 лет.

Пространственная дифференциация доли различных источников доходов весьма велика. Москва и городские поселения Ханты-Мансийского автономного округа – Югра являются примерами территорий, где подавляющая часть населения получает доходы из одного источника (в обоих регионах почти у половины жителей это – доход от трудовой деятельности). Примерно 2/5 городских жителей Республики Тыва и Республики Дагестан необходим второй, а в некоторых случаях и третий источник дохода. Обычно второй источник _ это пособия. Сравнительно молодым возрастом населения и высокой его занятостью определяется предельно низкое значение пособий и пенсий в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.

В регионах Центра и отчасти Северо-Запада Европейской части России более, чем 1/4 населения – пенсионеры по возрасту, и почти четверть сельского населения основной доход получает от личного подсобного хозяйства.

Высокий уровень безработицы в ряде регионов . Заметно большее, чем в других регионах, число детей в семьях и ряд других социально-экономических факторов – причина того, что от 1/3 до 2/5 и городского и сельского населения Чеченской Республики и Республики Ингушетия живут на пособия и только 7–12% _ на доходы от формально зафиксированной трудовой деятельности.

Московская область и Чеченская Республика выделяются тем, что в их сельской местности высока доля лиц, живущих на доходы от одного источника. В первом случае – это следствие высокой занятости населения в ведущих и современных отраслях экономики при удовлетворительной оплате труда, во втором – результат неразвитой, неустойчивой экономики и очень ограниченной возможности выбора работы в месте жительства.

Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. о получении дохода от сдачи имущества в аренду сообщили только 0,1 % городских жителей и 0,2% сельских. Никто не указал на него как на основной или важный источник дохода. Даже учитывая, что фактически эти цифры многократно занижены (известно, как много жилья сдается в аренду, особенно в зоне транспортной доступности больших городов и в них самих), очевидно, что в России класс рантье практически не сложился – слишком еще сильны формальные и неформальные препятствия развитию этого способа получения доходов.



Просмотров