Основной источник средств к жизни.  семья это что такое семья: определение — педагогика.нэс Для чего необходима семья

Зачем сотрудникам военкомата знать, сколько зарабатывают родственники призывника? Может, им еще и ключ от квартиры принести? Такое ощущение, что эти сведения собираются, чтобы знать потом, сколько можно с родителей содрать во время призыва или сколько запросить за отмазку от армии, - поделилась мама одного из старшеклассников Светлана Егорова.

Не понравились родителям и пункты, предлагающие сообщить о состоянии здоровья призывника и членов его семьи.

Все призывники проходят медицинскую комиссию, почему мы должны писать о состоянии здоровья детей на каких-то листочках, которые потом просмотрит и классный руководитель, и учитель ОБЖ, раздавший анкеты, и еще непонятно кто? - поинтересовалась мама другого старшеклассника.

Подобных жалоб от родителей школьников с ноября прошлого года по март текущего поступило в правозащитную организацию «Правовой фонд» Ульяновска уже более 400! Стоит отметить, что предложенные военкоматом бланки состоят из трех частей: анкета, лист изучения призывника и справка о семье призывника. Вопросы двух последних как раз и провоцируют нелестные высказывания родителей в адрес как военкомата, так и учителей школ.

Эти сведения запрашивались законно, мы уже письменно пояснили это министерству образования Ульяновской области. Министерству обороны надо знать о материальном состоянии семьи призывников, - весьма категорично ответил по телефону ВрИО военного комиссара Ульяновской области Олег Филатов, а затем добавил, - эти анкеты - не декларация о доходах. Кто-то указывает место работы родителей, но не указывает должность и размер заработной платы, хотя желательно заполнять анкеты максимально подробно.

Сотрудники министерства образования Ульяновска ситуацию никак не прокомментировали, но оформили официальный запрос в облвоенкомат о законности раздачи подобных анкет по школам. И вот какой ответ за подписью того же Олега Филатова они получили: «Согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе (приложение №1 к приказу Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г № 400), руководители образовательных учреждений, в которых обучаются граждане, по запросам отделов военного комиссариата, в срок до 1 ноября высылают в их адрес заполненные анкеты на этих граждан. Данные, содержащиеся в анкете, заносятся в лист изучения призывника, который так же заводится на гражданина при проведении с ним мероприятий первоначальной постановки на воинский учет. На последующем этапе проводится непосредственное изучение призывника работниками отдела военного комиссариата как по месту учебы, а также путем вызова его и приглашения родителей в военный комиссариат. Основными методами изучения призывника являются беседа с призывником, с его родителями, с преподавателями образовательных учреждений, в которых он учится. В беседе с родителями, в том числе, уточняется состав и материальное положение семьи, отношения в семье, наличие вредных привычек и другие вопросы».

Из этого ответа следует, что данные в «лист изучения призывника» и «справку о семье призывника» должны заноситься непосредственно работниками военкомата со слов родителей и призывника. Закон, на который сослались сотрудники военкомата, никак не подтверждает законность их действий, но это их не смущает.

Обещали разобраться

В пресс-службе министерства образования Ульяновской области сообщили, что такие анкеты раздавались только в школах города, а не области, а потому этот вопрос закрыт, поскольку его решение не входит в их полномочия. Между тем, в департаменте образования при администрации Ульяновска, который курирует деятельность городских школ, заявили, что о такой проблеме слышат в первый раз, но обещали разобраться в ситуации.

Выдача анкет на руки призывнику запрещена законом, и действия директоров и преподавателей ОБЖ, которые раздавали эти анкеты школьникам, являются противозаконными! - убежден правозащитник, руководитель «Правового фонда» Ульяновска Игорь Корнилов. - Согласно подпункту «б» пункта 9 Инструкции N 400 от 2 октября 2007 года, изданной Министром обороны, военный комиссариат обязан запрашивать до 1 ноября заполненные анкеты на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет от руководителей образовательных учреждений, в которых они обучаются. Согласно пояснениям по заполнению анкеты, категорически недопустимо предлагать гражданину самому заполнять данный документ. «Лист изучения призывника» и «справка о семье призывника» заполняются только сотрудниками военкомата и только со слов родителей, у них есть полномочия получать информацию от соответствующих государственных органов (МВД, ФМС, Пенсионный Фонд и т.д.).

По закону никакой административной ответственности за незаполнение анкет не предусмотрено законом, потому требования учителей ОБЖ и тем более угрозы в данной ситуации совершенно не уместны. Военный комиссариат просто переложил свои обязанности по учету призывников на плечи руководителей учебных заведений, а те в страхе побежали исполнять «приказ». Кроме того, выяснилось, что розданные Ульяновским областным военкоматом бланки и анкеты значительно отличаются от тех, что утверждены Приказом №400. В самом приказе учтено всё: и наличие коммерческой и налоговой тайны, тайны банковских вкладов и врачебной тайны, но для сотрудников облвоенкомата и приказ министра обороны - не приказ.

На данный момент заявление о рассмотрении законности действий областного Ульяновского военкомата и директоров школ, которые заставляли заполнять учеников и их родителей эти анкеты, находится на рассмотрении в военной прокуратуре.

Директор департамента по вопросам общественной безопасности областного правительства Ульяновской области Людмила Крутилина тоже обещала разобраться в ситуации:

Мы связались с военкоматом, решение будет принято в ближайшее время.

Прошло две недели после обещания Крутилиной, но она так ничего и не сделала. Видимо, такой скандал в самый разгар весеннего призыва никому не нужен, а школьники под весенний призыв пока не попадают, так что ситуацию решили отложить в долгий ящик.

Между тем, при мониторинге интернета выяснилось, что такая проблема существует не только в Ульяновске. На форумах призывников молодые люди и их родители из разных городов России задают такие же вопросы и выкладывают копии анкет, розданные военкоматом, причем, судя по датам, вопросы о законности действий военных комиссариатов возникают не первый год:

Мне выдали некую «справку о семье призывника». Там нужно указать всех, с кем я проживаю, где они работают, имеют ли группу инвалидности, размер пенсии. Еще нужно указать материально-имущественное положение семьи. Обязательно ли нужно это заполнять? - написал 22 января 2012 года пользователь Gregor из Самары

Вас никто не заставляет отвечать на все вопросы, можете поставить прочерк, мы так делали, - ответил в подобной теме Василий Тарасов из Комсомольска-на-Амуре в 2011 году.

Зачем военкомату данные о доходах родителей призывника? - поинтересовалась Ульяна Волчкова из Тюмени в 2010 году.

Как видно из сообщений на форумах, в других городах России массовых возмущений родителей по поводу анкет призывников пока нет, они просто ставят прочерки напротив вопросов военкомата. При этом факт, что одинаковые анкеты, составленные без учета закона, стали использоваться военными комиссариатами разных городов России, вызывает подозрения, что Министерство обороны РФ просто закрыло глаза на самоуправство региональных военкоматов.

Семейный бюджет - это план регулирования семейных доходов и расходов, составляемый, как правило, на один месяц.

Существуют два вида семейного бюджета: совместный и раздельный.

Совместный семейный бюджет- это когда все доходы членов семьи складываются в один кошелек и из него тратятся на нужды семьи.

Раздельный- это каждый имеет свой кошелек (счет в банке), каждый распоряжается деньгами по своему усмотрению, общие расходы (еда, проживание, дети) делятся или поровну, или пропорционально уровню заработка членов семьи.

Семейный бюджет базируется на трех важных составляющих: учет,контроль и планирование.

Учет подразумевает под собой подсчет доходов и расходов, ежедневное внесение данных о потраченных суммах в специализированную компьютерную программу.

Контроль необходим во избежание незапланированных трат и для понимания, в какой финансовом положении находится семья в данный момент.

Планирование помогает правильно распределить имеющиеся средства и ожидаемые доходы по всем категориям - питание, проживание, обучение, одежда, транспорт.

Источники доходов семьи

Доходы семьи это денежные средства, которые семья получает от других лиц или организаций.

Источники доходов семьи – это то, от чего или откуда семья получает деньги.

Основные статьи расходов

Первая статья вашего бюджета Накопления (или формирование семейного капитала).

Вторая статья семейного бюджета – Питание

Транспорт- помните, что расходы на транспорт это расходы не только ваших средств, но и вашего времени.

Личные расходы

По этой статье расходов семейного бюджета трудно что-то рекомендовать. Только самому человеку известно насколько и в каких количествах он нуждается в абонементах фитнес-центров, походах в ресторан, билетах в кино и так далее.

Расходы на детей

Когда ящики с игрушками ломятся от избытка – это еще не показатель, что ребенок доволен и счастлив. Куда важнее для него время с родителями. А избыток игрушек можно пустить на семейную благотворительность.

Расходы на коммунальные услуги, хозяйственные нужды, связь и прочее – это более менее постоянные величины. Поэтому они нуждаются в учете, но нет необходимости в их детализации и постоянном контроле.

Личный располагаемый доход

Располагаемый личный доход - это совокупный доход, доступный для непосредственного использования домашними хозяйствами (РЛД).

В основе располагаемого личного дохода лежит национальный доход:

РЛД = НД - прибыли корпораций + дивиденды по акциям частных лиц - налоги (прямые) + трансфертные платежи (социальные выплаты).

Прибыль корпораций, будучи частью национального дохода, распадается на три части:

1.налоги на прибыль корпораций, которые идут в доход государства, – следовательно, эта часть прибыли корпораций не может войти в РЛД;

2. не распределенная прибыль – часть прибыли корпораций, остающаяся в их распоряжении и предназначенная для расширения производства, то есть для прироста инвестиций;

    оставшаяся прибыль может быть выплачена собственникам акций в виде дивидендов. Собственниками акций могут быть частные лица (домашние хозяйства) и фирмы. В располагаемый личный доход входят дивиденды, полученные только частными лицами.

Если не принимать во внимание существование государства, а также пренебречь тем фактом, что корпорации выплачивают домашним хозяйствам в виде дивидендов только часть прибыли, то между национальным доходом и располагаемым личным доходом разницы нет.

Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход– доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение.

Реальный доход - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Доход- есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Сбережения населения

Сбережения – это не используемая на текущее потребление часть дохода.

Сбережения населения занимают особое место среди экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов граждан, государства и организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг. С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни, непосредственно связанным с потреблением, доходами и расходами населения. С другой стороны, сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства. Личные накопления граждан являются предметом деятельности целого ряда финансовых и не финансовых организаций, осуществляющих посреднические функции в движении капитала.

Население делает сбережения: образовать резерв на случай непредвиденных расходов; на покупку дорогостоящих товаров; доход в виде процента; обеспечить чувство независимости (скупости); осуществлять коммерческие операции.

Основными составляющими финансовых активов населения являются:

Вклады и депозиты в банках в рублях и валюте, в том числе на пластиковых картах;

Наличные деньги на руках у населения;

Вложения населения в ценные бумаги; ·запасы средств населения в наличной валюте;

Резерв страховых взносов населения.

Страхова́ние - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

Страхование (страховое дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц(страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов - самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

В личном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователяили застрахованного лица. К личному страхованию относятся:

    Страхование жизни.

    Страхование от несчастных случаев и болезней.

    Медицинское страхование.

В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Имущественное страхование включает:

    Страхование имущества;

    Страхование ответственности;

    Страхование предпринимательских рисков;

    Страхование финансовых рисков.

Страхование имущества включает:

    Страхование имущества предприятий и организаций;

    Страхование имущества граждан;

    Транспортное страхование (средств транспорта и грузов);

    Страхование других видов имущества, кроме перечисленных выше.

В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Деление страхования на отрасли не позволяет выявить те конкретные страховые интересы физических и юридических лиц, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов выделяют из отраслей страхования под отрасли и виды страхования.

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Приведем лишь примеры некоторых, наиболее распространенных видов страхования.

малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психол. отношений. Как социальное явление С. претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм С. обладает относит, самостоятельностью.

На ранних этапах существования человечества - в рамках родо-племенных отношений - С. не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совм. воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная С. как союз супругов, ведущих совместное х-во и воспитывающих собственных детей. Т. о., С. явилась одним из наиб. ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первонач. форм частной собственности. Самой ранней формой С., сохранившейся до наст, времени, была патриархальная С., в к-рой объединялись родственники неск. поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной С. авторитарны, при ведущей роли старшего поколения. Экон. взаимозависимость в патриархальной С. была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможно.

В 20 в. по мере роста благосостояния населения развитых пром. стран получила распространение т. и, нуклеарная С., объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. В массовом масштабе появились неполные С., состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная С., предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экон. и психол. независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии неск. поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.

В совр. условиях существуют С. разных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также С. смешанных форм, когда, напр., совм. проживание неск. поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экон. функции С. отступили на второй план; совр. С. поддерживается не столько необходимостью совм. выживания, сколько психол. мотивами.

С. как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. С. - первый коллектив, к-рый дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В С. юный гражданин получает первые практич. навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с др. людьми, усваивает нормы, к-рые регулируют поведение в разл. ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

На протяжении тысячелетий С. была осн. формой социализации. Вопрос о роли С. в формировании человека привлекал внимание мн. ученых и порождал противоречивые суждения. Антич. философы, в частности Платон, утверждали: все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условий воспитания в С. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и пр. пороки. Философы нового времени не обошли эту проблему, хотя оценивали ее по-разному. Т. Кампанелла, Ш. Фурье, В. Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной). С. и семейного воспитания (эту форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло). Т. Мор и Г. Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и обществ, воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей; при этом общество должно взять на себя максимум забот по воспитанию детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в обществ, дет. учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей. Последняя точка зрения получила нек-рое распространение и в сов. пед. науке: вплоть до нач. 60-х гг. существовало мнение о том, что гос-во должно взять на себя воспитание детей «от люльки до ун-та». Совр. ученые, не преуменьшая роли обществ, воспитания, подвергают критич. пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гармонич. ное развитие ребенка наиб. полно осуществляется при сочетании семейного и обществ, воспитания, а не при их противопоставлении.

Ведущий компонент воспитат. потенциала С. - внутрисемейные отношения, поскольку С. как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естеств. основу С. составляют брачные и родственные связи, к-рые в определенном смысле являются первичными. Помимо них, С. включает в себя хоз.-экон., правовые, нравств., эмоционально-психол. и др. связи. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с нац. и бытовыми отношениями. В преобразованном виде С. аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они выступают первым специфич. образцом обществ, отношений, с к-рыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство обществ, отношений и т. о. создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности др. компонентов воспитат. потенциала С. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной С., а следовательно, ее воспитат. возможностей.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, к-рые делают семейное воспитание наиб. адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиб. полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психол. механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в разл. областях жизни, познает.н. усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравств. основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психич., но и физич. развитие. Психол. наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 мес до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать). Прекращение данного контакта на длит, время нарушает естеств. формирование мн. качеств детей.

Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми в С. создаются как посредством его постоянного взаимодействия с родителями и прародителями, так и посредством тех связей, к-рые она устанавливает с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т. п.). С. не однородная, а дифференци-ров. социальная группа, в ней представлены разл. возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в С. сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значит. ельно облегчает нормальное психич. и нравств. развитие ребенка, позволяет ему наиб. полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации воспитат. учреждений и одностороннего, только женского влияния на психику детей.

Психологи отмечают, что уникальной характеристикой внутрисемейных отношений - супружеских и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключит. воспитат. ценность. Прежде всего потому, что неповторимы интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитат. силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком в процессе подражания и сопереживания нравств. позиций родителей, проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к др. людям, обществ, событиям и т. д. С др. стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения.

В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положит, эмоциях, в к-рых он нуждается с момента рождения. Общение в С. оказывает сильнейшее влияние на дет. психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад С. в эмоционально-нравств. развитие личности становится особенно ощутим в эпоху, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм обществ, жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности». Внутрисемейные отношения, т. о., важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают С. и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравств.-эмоциональный климат С., а следовательно, ее воспитат. возможности.

Степень нравств.-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах С., как демократическая, авторитарная и С. переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравств. и психич. развитие детей. Сравнит, исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демокр. тип С. обладает более высоким воспитат. потенциалом. Установлено, в частности, что в таких С. значит. ельно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких С. обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из С. с более низкой степенью демократизации отношений. Существ, влияние на ребенка оказывает также согласованность либо, наоборот, дезор-ганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу С.). Имеются данные, согласно к-рым неблагополучная С. негативно влияет на познават. деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно к-рой дети, воспитанные в конфликтной С., оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значит. ельно чаще.

Конфликтная атмосфера в С. объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в С. с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в т. ч. и педагогической). и, наоборот, когда в плохо обеспеченных С. у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни пед. знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитат. неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы С Аномалии в пси-хич и нравств. развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих отрицат. явлений, к-рые нередко становятся причиной самой конфликтно-сти либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицат. ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т и). Считается, что конфликтная атмосфера С способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития Волнение матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод Эмоциональное состояние матери остро воспринимают дети любого возраста Особенно чувствительны к взаимоотношениям родителей подростки Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет. с отклонением от нормы В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, к-рые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психич. травмам В С с ненормальными отношениями супругов более чем в 2 раза чаще встречаются дети с аномалиями психики У лиц, воспитывавшихся в С, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность неврологич. реакций

Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, к-рые устанавливаются между родителями и детьми Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер Получено достаточно убедительных доказательств того, что в С с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.н. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В С с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается Мн исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, к-рое характеризуется отрицат. эмоциональной окра-шенностью, ранит.н. ожесточает ребенка Поскольку дет. сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед др людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в С (семейных отношений, структуры и численности С, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания взрослыми Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положит. примера.

Успех сознат воспитат. деятельности взрослых зависит от мн обстоятельств Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции Особая роль принадлежит пед. культуре родителей, к-рая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный воспитанию семейному в большей мере, чем любой иной его форме.

Интимно-эмоциональная сфера семейных отношений и любовь к ребенку - необходимое условие его полового воспитания Особую важность в этой связи приобретает многообразие нравств. чувств, в формировании к-рых С играет определяющую и незаменимую роль, весь опыт неполовой любви и дружбы, к-рый ребенок получает в С, и в первую очередь любовь и уважение к матери Научившись в С уважать мать, ребенок впоследствии, став взрослым, всегда с уважением будет относиться к женщине, материнству, С Только в С рождаются нравств. -эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни,

Супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности В С на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца.

Мужественности С вносит известный вклад в становление психол пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д. В наст. время роли отца и матери взаимодополнимы, хотя частично и сходны Родители, заменяя и дополняя друг друга, выполняют разнообразные воспитат. задачи Взаимодополнение связано прежде всего со спецификой выполнения мужских и женских социальных ролей в С От мужской роли отца обычно ждут энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений и т.н. От женской роли матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты, др нравств. качеств человека Именно мать в первую очередь создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей, вводит их в общение с более широким кругом родственников, приучает к семейным традициям Однако родители - и отец и мать - совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.

Гармонич. ное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в С каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитат. действий Исследования показывают, что ок 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитат. методы своих родителей

Наилучшая позиция, к к-рой следует стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, без переоценки или недооценки его роли Родителям следует относиться к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, без излишнего любопытства или диктаторства, приноравливаясь к уровню его развития, проявляя уважение к его индивидуальности Наилучшим способом воздействия является объяснение, а не навязывание или принуждение Ребенок в такой С знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.

Влияние С на развитие ребенка на разных этапах его не остается одинаковым «Пик» этого влияния приходится на первые годы жизни Это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в обществ. обра-зоват учреждения Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния Более того, С - единственный воспитат. институт, нравств. воздействие к-рого человек испытывает на протяжении всей жизни Поэтому следует говорить не об утрате влияния С на ребенка, а об утрате монопольного влияния С начинает разделять свою воспитат. функцию с др. институтами И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значит. ельнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Лит Макаренко А С, Книга для родителей, M, 1969, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M, 1978, Иваново И, Семья, общество и социа лизация индивида, в кн. Семья как объект филос. и социология исследования Л, 1974, Лаптеноке Д, Семья и духовное развитие личности, Минск, 1977, ХарчевА Г, Мацковский M С, Совр. семья и ее проблемы, M, 1978, Б с с т у ж с в-Л ада И Ф, Семья вчера, сегодня, завтра, M, 1979,

Отличное определение

Неполное определение ↓

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

  • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
  • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
  • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.

Признаки и функции

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.

Функции:

  • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
  • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
  • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
  • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Ресурсы семьи и их виды

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

  • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
  • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
  • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
  • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

  • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
  • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
  • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
  • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
  • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо . В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу , которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

В данной статье будет уделено внимание вопросу о том, для чего нужны множественные источники дохода и каким образом их можно создать.

Одной зарплаты не хватит

В случае если основные источники доходов - только зарплаты то это довольно нестабильное ее финансовое положение. Особенно это актуально, если за окном прослеживается очередной финансовый кризис.

Немаловажное значение этот вопрос приобретает, если эти источники дохода перекрываются вследствие утраты места работы, а семью кормить нужно, да и существуют иные финансовые обязательства (например, банковский кредит). В этом случае поможет вариант заработка еще и в другом месте.

Поэтому в тематической литературе можно встретить трактование такого понятия, как множественные источники дохода. Именно создание таковых будет способствовать формированию настоящей финансовой свободы. Особенно если такие источники формирования доходов будут пассивными. Другими словами, это прибыль, которую получает человек, независимо от того, работает он или отдыхает.

Пассивные источники дохода

Итак, что это такое и по каким критериям они могут быть оценены:

1. Открытие собственного бизнеса. Речь идет о таком виде деятельности, который не требует особого участия в процессе функционирования, однако потребует много внимания на начальном этапе.

2. Доход от сдаваемой в аренду недвижимости. Это может быть личное имущество как в России, так и за ее пределами. Такие источники доходов семьи относятся к достаточно стабильным. На первом этапе целесообразно иметь такую недвижимость за границей.

3. Авторские права - довольно интересные источники дохода, формируемые за счет различных печатных либо аудио-, видеоматериалов, а также изобретений, созданных лично. Источником такого заработка служит получение авторского гонорара.

4. Банковский депозит, являющийся самым распространенным источником дополнительного дохода. Формируется он за счет вложения определенной суммы денег в банк под проценты, которые и относятся к пассивному типу заработка.

В каком порядке лучше формировать доходы

Если на сегодняшний день в семье существует только один вид дохода, то специалисты рекомендуют добавлять другие постепенно.

Множественные источники дохода: их создание

Для успешной реализации своих достижений и наработок с целью получения в будущем необходимо составить определенный алгоритм действий:

Выбирается направление деятельности, в котором планируется создать источник дохода;

Составляется определенный план его формирования;

Внедряется этот план в жизнь.

Другие источники доходов

Помимо пассивных, существуют еще и такие источники доходов, как:

Премия за работу;

Возмещение и компенсация ущерба;

Стипендия;

Алименты.

Доходы и расходы

При условии получения семьей регулярного заработка, у нее есть возможность планирования соответствующего уровня расходов. Однако зачастую, распределяя траты на будущие ежемесячные выплаты, можно обнаружить необходимость в появлении дополнительных платежей. Таким образом, могут появиться дополнительные финансовые планы.

Совсем другое дело, если речь заходит о нерегулярных заработках. В этом случае источники доходов и расходов спланировать сложнее, так как остается неопределенным размер такого среднего семейного бюджета за предыдущий год и момент, касающийся того, какая ожидается минимальная его сумма в месяц.

Важным вопросом для бюджета любой семьи является его планирование в соответствии с минимальным размером источника доходов. А в случае появления излишков уже можно будет их направлять на покрытие дополнительных нужд.

Безопасность источников доходов

В данном случае необходимо еще раз повторить о необходимости наличия в семье, помимо основного источника доходов, еще и дополнительных. Например, если член семьи получает только социальное пособие, то существует вероятность изменений в действующем законодательстве, которое приведет к утрате им статуса гражданина, отвечающего конкретным критериям для получения такого пособия.

Лучший вариант - работают все трудоспособные члены семьи. При этом они должны иметь разные места работы, чтобы в случае каких-либо реорганизаций на предприятии семья не осталась без заработка. Семейный доход находится в зависимости от большого количества факторов, однако эффективное планирование будет способствовать усилению эффекта роста доходов с их распределением между источниками.

Дополнительный источник дохода

Случайные расходы составляют:

Капитальный и текущий ремонт;

Закупку оборудования;

Расходы на обследование и по болезни.

Существуют также так называемые «нежелательные» расходы, состоящие из:

Штрафов и пеней;

Различных компенсаций (например, ремонт жилья залитых водой соседей);

Процентов за неоплаченные в срок обязательства.

Подытоживая изложенный материал в данной статье, необходимо отметить, что составление семейного бюджета является неотъемлемой частью любой "ячейки общества". Только благодаря эффективному планированию сможет на достаточном финансовом уровне существовать и семья.



Просмотров