Организация пср при ликвидации чс. Организация и проведение пср на реках. Особенности проведение ПСР в лесу и на болоте

Благодарим редакцию газеты "Вперед" ПАО "НЗХК" за предоставление данного материала.

В начале года завод посетил Сергей Обозов, директор по развитию ПСР ГК «Росатом». Что такое ПСР-предприятие, какова внешняя оценка наших стартовых позиций как кандидата на это звание, что нас ждет в ближайшее время, мы выясняли у наших консультантов.

В большом отраслевом конкурсе ПАО «НЗХК» попало в список ПСР-кандидатов на этот год. Очень многие хотели, но не попали.

- Что это за звание, что оно дает?

ПСР-кандидат - это еще не звание, ПСР-предприятие вот это звание. В прошлом году в числе кандидатов было 10 предприятий и 7 из них удостоились звания лидер ПСР. Это другой уровень управления, организации и понимания культуры бережливого производства, постоянных улучшений, динамики по изменению взаимодействия между людьми, производственных привычек и т.д. Там, где большинство инструментов, подходов идеологий ПСР работает и дает свои результаты.

Сначала мы проверяли, как работают конкретные инструменты в отдельно взятых местах. Убедились, что инструменты работают. Потом стали смотреть, как работают смычки инструментов и идеологические подходы. Сначала на цеховом уровне, на уровне проектов, то есть улучшения в конкретных местах. Потом стали рассматривать отдельные потоки, а следом и предприятие в целом. В этом году будет достаточно серьезный прорыв на мегапотоки. Очень важно, что мы перешли на поточное мышление, в меньшей степени мыслим отдельными улучшениями, больше рассматриваем процесс в комплексе как внутри предприятия, так и между заводами.

НЗХК к концу года должен выдержать достаточно сложный экзамен, причем это в меньшей степени экзамен от АО «ПСР». Есть партнёрские проверки, топ-менеджмент будет проводить оценку и сами работники, те, кто участвовал в наших потоках, будут оценивать изменения. То есть это достаточно объективная многосторонняя оценка, в результате которой мы поймем, насколько завод соответствует статусу ПСР-предприятие.

С одной стороны это лестно, а с другой очень ответственно. Однако начинать мы будем не с нуля. Я думаю, что около 80% позитивных идей, которые мы сейчас пытаемся увязать между собой, выстроить в единую поточную логику уже жили на предприятии. Многие специалисты о них уже думали и так или иначе их реализовывали. Наша задача интенсифицировать усилия по внедрению таких позитивных технологических усовершенствований, которые могут дать хорошие результаты в области потоков. Поток, напоминаю, это такие показатели как время протекания процесса, уровень НЗП и, судя по той работе, которую мы сейчас проводим, есть основания ожидать хороших результатов.

То есть, мы не первопроходцы. В прошлом году тоже были кандидаты, которые, в конце концов, выдержали экзамен и получили заветное звание ПСР-лидер. Что их ожидает дальше?

Дальше вступает в права логика ПСР, которая говорит, что нельзя достичь чего-то насовсем. Улучшение - это не есть достижение определенной планки, это некое постоянство в движении к этому улучшению. Поэтому статус ПСР-предприятие будет пересматриваться, и если мы видели хороший результат в 2015 году, а в 2016 году предприятие почивает на лаврах, перестаёт активно двигаться, считает, что жизнь удалась, то статус может быть пересмотрен в обратную сторону. Единожды получив это звание, теперь придется соответствовать ему всегда. Менять мышление, переходить на другой уровень восприятия действительности и подтверждать свой статус осмысленным трудом. По большому счету мы сейчас формируем направление для этого осмысленного труда и помогаем добиться хороших результатов. А потом предприятию уже за счет собственных ресурсов, за счет ПСР-лидеров, которых мы воспитываем в большом количестве, за счет интенсификации усилий двигаться дальше.

- Наше предприятие в этом году кандидат. Что в связи с этим нас ждет?

На предприятии уже проведена колоссальная работа, но не по всем потокам. Мы в этом году будем прилагать усилия к двум потокам (трем направлениям) - производство ТВС ВВЭР-1000 и механическая часть с этим связанная - производство концевых деталей, а также изготовление коммерческого лития. Из трех направлений нашей работы наибольших успехов завод достиг на потоке ТВС ВВЭР-1000.

Я думаю, процентов 80 сотрудников предприятия, так или иначе, работают на эти потоки. И в понимании финансистов они приносят как минимум 70% всей выручки. А значит, мы своим вниманием охватываем практически все предприятие, что важно. Не всегда так можно сделать. Бывают предприятия, где скажем двадцать потоков и тянуть их все одновременно достаточно трудозатратно, а взяв два-три, мы не достигаем большой степени вовлеченности. И если результат мы получим хороший, то в целом на культуру предприятия сильно не повлияем.

- В чем будет заключаться работа специалистов АО «ПСР» на нашем заводе?

Во-первых, мы будем оказывать методическую помощь. Уже несколько специалистов среди нас прошли двухлетнюю стажировку в Японии, и мы обладаем на сегодняшний день одними из самых совершенных методологий. Среди сотрудников АО «ПСР» есть люди, которые досконально знают последовательность изменений, как именно их осуществлять, как делать расчеты, как осуществлять тянущую систему, как рассчитать количество карточек канабан, как провести стандартизированную работу, какой лучше использовать бланк и т.д.

Также завод может рассчитывать на организационную помощь, когда мы выступаем некими катализаторами ускоряющими изменения. За счет пристального внимания, фокусирования, динамики, частоты коммуникаций, совещаний, вопросов, которые мы задаем.

В каком-то смысле мы выступаем коучами и помогаем дойти, додуматься до правильного решения. Задаем в нужное время правильные вопросы и помогаем человеку на них отвечать, то есть структурируем его ответы. Участвуем в отработке гипотез: иногда правильный ответ неочевиден, мы формируем несколько гипотез и вместе их проверяем. Все это помогает осознать, понять и сделать изменения более быстрыми.

Еще вижу помощь в упорядочивании. У вас хороши показатели по подаче ППУ, по защите ПСР-проектов, но это нужно синхронизировать в какой-то логике, которая называется поточная логика. Мы все умеем плавать, но плывем в разных направлениях. Нужна некая сила, которая всех пловцов направила бы в одном направлении. Мы не учим плавать, вы это уже умеете делать. Нужна помощь именно в организации, как сделать изменения направленными. Много разных изменений в разные стороны создают зуд, но не открывают область для прорыва. Поэтому, когда мы держим логику потока, мы помогаем сфокусировать изменения.

Можно сказать, что некоторые консультанты ПСР оказывают еще и психологическую поддержку. Мы прекрасно понимаем людей, которые бояться изменений. Это совершенно естественно для человека, когда он проработал в статичной системе относиться с недоверием к изменениям, избегать их, причем это не зависит от возраста. Когда мы помогаем перейти людям на новые уровни улучшений, понимания развития производства, с ними происходят чудесные метаморфозы. Человек хочет меняться, но это страшно. Например, привычка скрывать проблемы, повсеместно встречается в нашей стране, причем независимо от отрасли. Признаться в том, что есть проблема - очень страшно, особенно когда вокруг человека концентрируются люди, которые не спешат это делать и ему, возможно, придется сделать первый шаг. В этот момент человеку нужна поддержка, обычная житейская, человеческая, дружеская поддержка.

Сотрудники АО «ПСР» это очень дружная команда, мы все распределены по отрасли, но довольно тесно общаемся другу с другом. И у нас есть возможность решения проблем, которые возникают на стыке предприятий. Очень много, например, проблем возникает на стыке ВНИИНМ и НЗХК. Мы имеем желание и возможности сделать улучшения, но как быстро это могут согласовать конструкторы, те, кто ведет технологии. Здесь возникает зона неопределенности, не вполне понятно, чей это вопрос. У нас имеется возможность такие коммуникационные вопросы вытащить на более высокий уровень, междивизиональный и даже отраслевой. Я был свидетелем решения многих проблем таким способом.

В Госкорпорацию входит более 250 заводов. С 2008 года активно взят курс на внедрение ПСР, однако людей, которые могут помочь в реализации принципов ПСР на производственной площадке не так много. Было принято решение сконцентрировать усилия, сделать некоторые прорывные и примерные для отрасли проекты. В частности в 2014 году был взят курс на создание двух модельных линий - КМЗ и МСЗ. В 2015 году выбрано 10 предприятий, на них было сосредоточено все внимание отрасли в рамках ПСР. Эта практика повторяется в 2016 году.

Суть в следующем - есть 10 предприятий, каждое из них закреплено за определенной бригадой под руководством специалистов АО «ПСР». В начале года проводится анализ существующего производства: основные потоки. Для НЗХК - это производство лития и ТВС ВВЭР-1000, в том числе комплектующие, которые делает НЗХК-Инструмент. В начале года будут определены направления - сокращение запасов, сокращение времени протекания процессов, то есть времени с момента получения заказа до получения готовый продукции. В это входит как производственный процесс, мы его называем материальный поток, так и информационный процесс: передача информации, оформление заявки, документации и т.д. На заводе будут сформированы рабочие группы по каждому из переделов, которым будут поставлены четкие задачи по повышению выхода в годное, сокращению запасов и т.д.

- Можете конкретизировать показатели?

По отрасли ставилась глобальная задача повышения производительности на 30% и сокращения времени протекания процессов на 30%. Достичь этого необходимо к апрелю 2017 года. Конкретные показатели по каждому предприятию устанавливаются ежегодно, сейчас мы как раз ждем установки от материнской компании. Но, не дожидаясь их, мы ищем резервы на производственных площадках.

Самый дорогой запас в потоке производства ТВС ВВЭР-1000 - уран. Мы по нему выстраиваем приоритетную линию. Сюда входит изготовление порошков и таблеток, снаряжение твэл, сборка ТВС, отгрузка готовой продукции. На сегодняшний день стоит задача за год сократить запасы урана не менее чем на 25%.

В Госкорпорации недавно прошел семинар-совещание по поточно-производственному планированию, который предполагает переход на управление продуктовыми цепочками. То есть рассматривать не локальное управление себестоимостью и эффективностью производства на одном предприятии, а все предприятия участвующие в производственной цепочке. Определить, на каких режимах должен работать завод, какими партиями должна проводиться передача продукции между предприятиями и т.д.

Помимо прочих благ ПСР-проекты - это хороший способ обменяться опытом. Нам известны практики, внедрение которых может повысить производительность на отдельных участках на 30-50%.

Недавно прошел управляющий совет, где было принято решение о ряде привилегий для предприятий, которые подтвердили статус ПСР-лидера. Я их перечислять не буду, поскольку, на мой взгляд, не столько важны они, сколько возможности решить проблемы, которые ранее решить не удавалось. А для руководства - это возможность развить умение в персонале видеть проблемы и не бояться о них говорить.

Данил ОВЧИННИКОВ

Организация подготовки поисково-спасательных служб к действиям в ЧС. Методика и порядок выработки решения на проведение АСДНР. Последовательность и содержание работы руководителя аварийно-спасательной службы по принятию решения на проведение аварийно-спасательных работ. Основные технологии проведения поисково-спасательных работ.

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ включает:

    оценку обстановки;

    принятие решения на проведение работ;

    постановку задач подчиненным воинским соединениям, частям, аварийно-спасательным формированиям, привлекаемым для ведения АСДНР;

    организацию управления;

    организацию взаимодействия с органами военного командования;

    всестороннее обеспечение действий сил гражданской обороны;

    планирование мероприятий по проведению АСДНР.

Планирование мероприятий по проведению аварийно-спасательных работ на наиболее важных объектах экономики осуществляется заблаговременно и отражается в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, территориальных и местных органов гражданской обороны и на объектах экономики.

В условиях угрозы ЧС, военных действий или вследствие этих действий на основе данных о конкретно сложившейся обстановке по результатам разведки эти планы уточняются, после чего принимается решение на ведение АСДНР.

Оценка обстановки для принятия решения на проведение АСДНР начинается с момента получения от постов наблюдения и разведывательных дозоров информации об обстановке, сложившейся на территории субъекта Российской Федерации, города или объекта после нападения противника.

Кроме того, данные об обстановке могут быть получены от подчиненных органов управления по делам ГОЧС, а также от старших начальников и командиров взаимодействующих сил.

Оценка обстановки включает оценку состояния сил гражданской обороны, очагов поражения, района (участка) предстоящих действий с учетом погодных условий, времени года и суток, а также других факторов, влияющих на выполнение задачи.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, на основе результатов оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей группировки сил гражданской обороны разрабатывают предложения для руководителя гражданской обороны соответствующего уровня на принятие решения по проведению АСДНР.

Решение на ведение АСДНР данным руководителем может быть объявлено в полном объеме или частично путем отдания распоряжений и указаний. В любом случае решение на ведение АСДНР должно включать:

    краткие выводы из оценки обстановки;

    замысел предстоящих действий сил гражданской обороны (направление и участки, объекты сосредоточения основных усилий; построение группировки сил гражданской обороны; способы и последовательность (этапы) выполнения работ);

    задачи подчиненным органам управления и силам гражданской обороны;

    порядок обеспечения действий сил гражданской обороны при выполнении задач;

    организацию управления и взаимодействия в ходе проведения АСДНР.

Решение руководителя гражданской обороны отрабатывается на карте (схеме) с приложением пояснительной записки и необходимой детализацией (таблицы, графики и т.п.) в зависимости от уровня планирования проведения АСДНР и характера работ (обстановки).

Планирование проведения АСДНР осуществляется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, на основе решения руководителя гражданской обороны и завершается утверждением старшим начальником принимаемого решения. В зависимости от уровня планирования решение может отрабатываться либо на карте (схеме), либо текстуально.

Задачи подчиненным ставятся в виде распоряжений, которые отдаются по мере необходимости, при изменении обстановки, выполнении внезапно возникших задач. Распоряжения должны быть предельно краткими и содержать:

    выводы из оценки обстановки;

    задачи подчиненным;

    мероприятия, осуществляемые в интересах данной группировки сил, силами и средствами старшего начальника, а также взаимодействующими силами;

    срок готовности к действию; время начала и завершения работ.

Основные вопросы взаимодействия, определяемые в решении руководителя гражданской обороны на ведение АСДНР, отражаются в плане (плановой таблице) взаимодействия.

В плане (плановой таблице) взаимодействия указываются организация и сигналы взаимодействия при занятии исходных районов, выдвижении в очаги поражения (на участки и объекты работ), проведении работ по спасению людей, оказании помощи пострадавшим, проведении эвакуации пораженных в загородную зону, выполнении других неотложных работ в опасных зонах.

Планирование ведения АСДНР в мирное время в очагах поражения осуществляется заблаговременно по двум основным вариантам: при внезапном нападении противника и при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны.

В условиях внезапного нападения противника порядок ввода сил гражданской обороны в очаг поражения определяется применяемыми противником средствами поражения, конкретной обстановкой и степенью выполнения мероприятий гражданской обороны на момент нападения противника.

Организация ввода сил при внезапном нападении характеризуется острым дефицитом времени на сбор сил гражданской обороны в исходных районах. Руководители гражданской обороны некатегорированных городов и сельских районов на основе задачи, поставленной главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и с учетом конкретных условий обстановки организуют сбор сил и средств гражданской обороны муниципальных образований и выдвижение их к очагам поражения.

Обеспечение ввода возлагается на сохранившиеся воинские части и аварийно-спасательные формирования гражданской обороны категорированных городов, а также силы гражданской обороны.

При планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны группировка сил гражданской обороны для проведения АСДНР после применения обычных средств поражения, как правило, строится в один или два эшелона (в зависимости от обстановки) с выделением резерва. На случай ядерного нападения группировка сил гражданской обороны обычно создается в составе двух эшелонов и резерва.

Основу группировки сил наряду с воинскими частями гражданской обороны составляют аварийно-спасательные формирования организаций, продолжающих работу в категорированных городах. Эти формирования включаются в первый эшелон.

При непосредственной угрозе нападения противника или сразу после него силы первого эшелона прибывают в исходные районы, назначаемые на каждом направлении ввода в очаги поражения.

Второй эшелон, состоящий из сил гражданской обороны ближайших городов и районов, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, выделяемых по планам взаимодействия, формируется в местах (районах) дислокации сил гражданской обороны ближайших городов и районов. Ввод этих сил осуществляется решением руководителя гражданской обороны, на которого возложено руководство проведением спасательных и других неотложных работ на территории, где произошло ЧС. Порядок ввода определяется решением данного руководителя на ввод сил второго эшелона и складывающейся в очагах поражения обстановкой.

Резерв формируется из сил гражданской обороны удаленных районов, его ввод в очаги поражения для проведения АСДНР производится из исходных районов или непосредственно из пунктов постоянной дислокации.

Ввод сил гражданской обороны в очаг массового поражения во всех случаях их применения осуществляется после предварительной оценки обстановки.

Первыми выдвигаются подразделения разведки (разведывательные подразделения воинских частей гражданской обороны) с целью уточнения обстановки и сбора информации на каждом из направлений ввода сил.

Следом за разведкой выдвигаются инженерные, противопожарные формирования, силы проведения дезактивации и другие силы с задачей обеспечения проходов в завалах и восстановления разрушенных участков дорог и мостов, локализации пожаров на маршрутах, прокладки колонных путей, проведения других неотложных работ в целях обеспечения своевременного и беспрепятственного ввода главных сил гражданской обороны в очаг поражения.

Инженерная техника этих формирований и строительные материалы (готовые конструкции) для ремонта и восстановления дорог и мостов могут размещаться заблаговременно за зоной возможных сильных разрушений, вблизи вероятных мест ведения дорожно-восстановительных работ.

За формированиями, обеспечивающими движение сил первого эшелона, выдвигается специальная разведка с задачей получения полной информации об обстановке на маршрутах и в очаге поражения.

Непосредственно за ней следуют медицинские подразделения, предназначенные для первоочередного развертывания и оказания медицинской помощи пораженным.

За ними выдвигаются силы гражданской обороны первых смен, затем - последующие смены первых и вторых эшелонов основных спасательных сил.

В резерве руководителей гражданской обороны категорированных городов должны предусматриваться необходимые силы для обеспечения движения сил гражданской обороны и организации разведки в случае повторных ударов противника.

При образовании опасных зон радиоактивного заражения, зон затоплений, разрушении мостов через водные преграды и возникновении других факторов, затрудняющих быстрый ввод сил гражданской обороны к объектам работ по имеющимся маршрутам или водным путям, для доставки на эти объекты разведывательных подразделений и формирований и проведения АСДНР, вывоза пораженных людей могут использоваться вертолеты.

Основные технологии проведения поисково-спасательных работ

Оценивая обстановку в очагах поражения, необходимо учитывать, что при внезапном нападении пораженные люди могут оказаться всюду: в заваленных защитных сооружениях на предприятиях, на территории жилых районов, в подвалах, укрытиях, в завалах общественных и жилых зданий и т. д. Поэтому АСДНР должны проводиться не только на объектах народного хозяйства, но и в жилых кварталах городов с применением метода сплошного поиска пораженных. В жилых районах АСДНР организуются по участкам работ, ограниченным ясно видимыми ориентирами (реки, железные дороги, незаваливаемые улицы), которые определяются штабами ГО при разработке плана ГО.

При внезапном нападении противника для проведения АСДНР потребуется большое количество сил и средств. Поэтому начальник ГО области принимает меры по привлечению к проведению АСДНР всех сохранившихся сил ГО, а при необходимости созданию новых формирований ГО из населения некатегорированных городов и сельских районов, не подвергшихся удару противника. Однако наиболее реальными силами, которые в первую очередь можно привлечь для проведения АСДНР в условиях внезапного нападения противника, будут воинские части ГО, части и подразделения Вооруженных Сил, выделенные по планам взаимодействия, формирования ГО сельских районов и некатегорированных городов.

Группировка сил ГО для проведения АСДНР, как правило, будет состоять из одного-двух достаточно сильных эшелонов и резерва. В состав резерва обычно входят формирования некатегорированных городов и сельских районов, расположенных в отдаленных местах от возникших очагов поражения.

Задачи подчиненным начальник ГО области ставит лично или через штаб, как правило, в форме распоряжений, если задача ставится отдельным подчиненным, или в форме приказа, когда присутствуют все или большинство подчиненных. По указанию начальника орган управления ГО и ЧС области немедленно доводит задачи подчиненным, оформляет их в виде приказа или распоряжений, наносит на карту и планы городов. О принятом решении и отданных распоряжениях докладывает в орган управления ГО и ЧС республики.

Начальники ГО некатегорированных городов и сельских районов на основе задач, поставленных начальником ГО области, и с учетом конкретных условий обстановки организуют сбор сил и средств ГО в районные (городские) колонны и выдвижение их к очагам поражения. Штабы и службы ГО городов и районов организуют разведку маршрутов выдвижения, комендантскую службу, материальное и техническое обеспечение.

Походный порядок сил ГО, района, города без районного деления на каждом маршруте определяется конкретными условиями обстановки. Первыми обычно выдвигаются силы разведки, за ними ООД. Основу ООД составляют подразделения частей ГО или формирования общего назначения, усиленные формированиями служб ГО, инженерной техникой и средствами механизации работ. За ООД выдвигаются противопожарные формирования, подразделения и формирования охраны общественного порядка, противорадиационной и противохимической защиты, аварийно-технические и другие силы, предназначенные для обеспечения АСДНР. За ними следуют воинские части (подразделения), формирования общего назначения, медицинские и др. Замыкают колонну на маршруте формирования технической службы.

Для удобства управления силами ГО при выдвижении в очаги поражения формирования ГО городов и районов расчленяются на колонны объектов народного хозяйства, а части войск ГО - на колонны батальонов. Исходя из обстановки и состояния маршрутов, дистанция между колоннами батальонов и объектов народного хозяйства устанавливается до 100 м, между ротами, отрядами, командами дистанция может составлять до 50 м, а между машинами - до 25-50 м. При движении по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, в гололедицу, ночью и в других условиях ограниченной видимости, а также при движении на повышенных скоростях и преодолении зараженных участков дистанция между колоннами и машинами увеличивается.

Автомобильные колонны двигаются по дорогам со средней скоростью 30-40 км/ч днем и 25-30 км/ч ночью. Средняя скорость колонн, имеющих автомобили и гусеничные машины, днем 25-30 км/ч, ночью 15-20 км/ч. При движении пешим порядком средняя скорость принимается 4-5 км/ч. Во всех случаях марш должен совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью движения. Для своевременного начала марша и организованного движения формированиям, частям и подразделениям ГО назначаются исходные пункты (рубежи), а через каждые 3-4 часа движения - рубежи (пункты) регулирования движения. Чтобы ускорить выход частей к очагам поражения, назначаются один-два, а по возможности больше маршрутов.

Для обеспечения своевременного прибытия к очагам поражения, ремонта вышедших из строя специальных и транспортных машин в ходе марша организуется техническое обслуживание и техническое замыкание колонн.

При совершении марша на большие расстояния через 1 час после начала движения назначают остановку на 20 минут, а затем через каждые 3-4 часа движения - привалы продолжительностью до 1 часа для отдыха личного состава, проверки состояния машин, проведения их технического обслуживания и ремонта. Привалы выбирают в местах, где имеются условия для защиты от ядерного оружия и источники воды.

Защита формирований от оружия массового поражения при совершении марша достигается следующими мерами: ведением разведки; своевременным оповещением о воздушном нападении противника, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении; умелым использованием средств индивидуальной защиты, защитных свойств техники, транспорта и местности; соблюдением мер безопасности при действиях на зараженной местности; своевременным проведением дозиметрического контроля, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных мероприятий.

На основе докладов о ходе выдвижения сил ГО к очагам поражения и поступающих данных об обстановке начальник ГО области уточняет (ставит) задачи разведке по уточнению обстановки на маршрутах движения, а с выявлением опасных уровней заражения местности, разрушении переправ через водные преграды и т. п. отдает распоряжения на изменение маршрутов ввода сил ГО в очаги поражения, маневр силами и средствами с целью быстрого выхода их в район спасательных работ.

Для организованного ввода сил ГО в очаг ядерного поражения и выхода их на участки (объекты) работ вблизи него назначаются рубежи (районы) развертывания сил ГО. Рубежами могут быть кольцевые дороги вокруг городов, площади, парки, незаваливаемые улицы и др. С рубежей развертывания силы ГО районов, городов по нескольким маршрутам выдвигаются на свои участки (объекты) работ.

На незаваливаемой территории вблизи участков (объектов) выбираются пункты развертывания для подготовки техники и личного состава формирований к проведению АСДНР. Здесь же командиры формирований уточняют задачи и организуют взаимодействие.

У правление ПСР . Важнейшим элементом успешного проведения ПСР в ЧС является управление. Под управлением понимается комплекс мероприятий по организации, координации, руководству и проведению ПСР.

Главная цель управления ПСР - создание условий для эффективной деятельности сил и средств по оперативному проведению всего комплекса ПСР в максимально сжатые сроки, с минимальными затратами и потерями.

Основные задачи управления ПСР:

  • сбор информации, ее анализ и обработка, оценка реальной обстановки, принятие решений, разработка графика работ;
  • постоянный мониторинг ситуации, разработка прогноза и возможных вариантов развития ЧС;
  • оценка реальной обстановки, определение объема, характера и оптимальных вариантов ведения ПСР, оперативное внесение изменений в первоначальный план работ в случае изменения условий и ситуаций в зоне ЧС;
  • определение степени опасности факторов ЧС, установка границ опасных зон;
  • расчет сил и средств для проведения ПСР;
  • постановка задач, доведение их до исполнителей;
  • координация и обеспечение взаимодействия между всеми участниками ПСР;
  • анализ результатов текущей работы, внесение корректив;
  • контроль выполнения заданий;
  • организация завершающего этапа ПСР.

Основные формы управления ПСР:
стратегическое, оперативное, тактическое, нормативное

Управление ПСР должно быть устойчивым и непрерывным.

Управление ПСР начинается в момент получения информации о возникновении ЧС и продолжается до полного завершения работ.

Высшим звеном системы управления ПСР является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС).

Деятельность органов управления базируется на постоянно поступающей информации о ЧС, о ходе выполнения ПСР, об условиях в зоне ЧС. Решения принимаются на основе изучения, анализа, обобщения большого объема поступающей информации с учетом стратегических и тактических задач. После выработки и принятия решения ставится задача спасателям, указывается район проведения ПСР, способы их проведения, условия взаимодействия, состав участников, рабочие группы. Определяется время завершения ПСР.

Для эффективного функционирования системы управления ПСР в ЧС создаются специальные пункты управления, которые оборудуются средствами связи, автоматизации, технического и транспортного обеспечения. Они могут быть стационарными или передвижными. В условиях ЧС пункты управления работают в режиме круглосуточного дежурства.

Полевой штаб органов управления ПСР

Подвижный пункт управления ППУ-41-03

Стационарные пункты управления размещаются, как правило, в административных или общественных зданиях после их дооборудования.

Подвижные пункты управления размещаются на автомобилях, самолетах, вертолетах, плавсредствах, на железнодорожном транспорте.

Пункты управления должны иметь связь между собой, систематически обмениваться текущей информацией, согласовывать и координировать действия.

Общие результаты ПСР зависят от эффективности выполнения отдельных операций, деятельности каждого участника. Одним из основных условий успешного проведения ПСР в ЧС является руководство. Руководство работами включает выработку и принятие решения, выдачу команд, обеспечение условий для их выполнения, контроль, внесение изменений в первоначальный план, поощрение, наказание, отчетность. Руководство всеми силам и средствами, принимающими участие в ПСР, организацию их взаимодействия, обеспечение безопасных условий осуществляет руководитель ПСР. Руководитель принимает окончательное решение. Он несет персональную ответственность за принятое решение.

Руководитель ПСР обязан:

  • получить исчерпывающую информацию о ЧС;
  • определить технологию и разработать план проведения ПСР;
  • обеспечить безопасность спасателей, сохранность техники;
  • организовать жилищно-бытовые условия спасателей;
  • произвести расчет сил и средств для участия в ПСР;
  • провести инструктаж с подчиненными;
  • отдать распоряжение (приказ) подчиненным;

Схема организации системы управления МЧС России

  • постоянно контролировать состояние зоны проведения ПСР, ход выполнения работ, вносить корректировку в первоначальный план в случае изменения ситуации в зоне ЧС;
  • подготовить текущие и заключительный отчет о ПСР.

Главная задача руководителя заключается в создании условий для успешного проведения всего комплекса ПСР. Его опыт, знания, авторитет, личные и профессиональные качества оказывают первостепенное влияние на весь процесс подготовки, проведения и завершения ПСР.

Руководитель наделяется широкими полномочиями, ему предоставлены большие права, на него возложена персональная ответственность за результаты работы, здоровье и безопасность личного состава. Критерием оценки деятельности руководителя являются конечные результаты труда всего коллектива.

Руководителем должен быть штатный сотрудник МЧС России с большим опытом работы и высокой квалификацией. Он должен хорошо знать район проведения ПСР, маршруты движения людей и техники, специфические условия местности, обычаи и законы коренного населения, состав участников ПСР. Он должен быть уверен, что спасатели владеют навыками безопасной эксплуатации оборудования, приспособлений, техники, умеют оценивать реальную обстановку и оперативно принимать решения, обеспечивать безопасность в изменяющихся условиях, знают приемы выживания в ЧС, умеют оказывать первую помощь пострадавшим.

Как правило, работами руководит начальник ПСО, в ряде случаев - лицо, им назначенное. Когда возникает особо крупная ЧС, ею может руководить начальник регионального центра по делам ГО и ЧС, начальник департамента или заместитель Министра МЧС России. В исключительных случаях руководство ПСР берет на себя Министр МЧС России. Нельзя назначать руководителем ПСР человека, который не является профессиональным спасателем.

Руководитель ПСР - ключевая фигура на всех этапах работы: подготовительном, основном, заключительном. Его неправильные действия могут быть причиной несчастных случаев с тяжелым исходом, а неумение работать с людьми, грубость, бескультурье, некомпетентность превращают работу в ад.

Основополагающим принципом руководства ПСР является принцип единоначалия. Это означает подчинение всех участников работы руководителю и неукоснительное выполнение всех его решений. Форма передачи решения на исполнение определяется отдельно в каждом конкретном случае, при этом должны учитываться личные качества подчиненных, уровень значимости задания. Руководитель может (устно или письменно) передавать свое решение подчиненным в виде просьбы: «Прошу Вас»; совета: «Советую Вам»; распоряжения, указания: «Вам поручается выполнить»; требования: «Требую от Вас»; приказа: «Приказываю Вам».

Не должно возникать случаев разночтения отданного распоряжения. Руководитель обязан проверить его выполнение.

Отношения руководителя с подчиненными (стиль руководства) могут быть демократическими, авторитарными, административными.

Демократический стиль руководства предполагает постановку многих вопросов на обсуждение, принятие решения и отдачу приказов только после обсуждения, информирование коллектива (подчиненных) о положении дел, о предстоящей работе, о трудностях, о реальных условиях, частое общение с подчиненными.

Авторитарный стиль руководства предполагает централизацию власти и единоличное решение всех вопросов руководителем, недоверие коллективу, передачу решений в категоричной, приказной форме, нежелание объяснять свои действия, принятие любого решения только на основе собственного мнения.

Административный стиль руководства предполагает сосредоточение всех связей управления в руках руководителя, который единолично принимает решения, строго контролирует действия подчиненных, часто вмешивается в их работу, не оставляет возможностей для инициативы. Это метод прямых приказов, распоряжений, указаний, не допускающий возражений.

Постоянно пользоваться жесткими методами управления при осуществлении руководства ПСР нельзя, поскольку у подчиненных подавляется воля, поведение приобретает исполнительский характер, сознание заторможено, нет условий для проявления инициативы и творчества. Элементы жесткого управления, как временная мера, могут быть использованы при необходимости подчинить всех своей воле. Отсутствие авторитета у руководителя, боязнь проявить решимость, твердость, бескомпромиссность зачастую приводят к нежелательным последствиям с трагическими развязками.

Самой опасной формой руководства ПСР является так называемое «общее руководство». Опыт показывает, что руководители, сторонники этой, формы, при возникновении сложных, а порой и опасных ситуаций не способны реально оценить создавшуюся обстановку, принять правильное решение, дать необходимые команды. Действия таких руководителей нередко приводят к несчастным случаям.

К руководителю ПСР, стилю и методам его руководства предъявляются повышенные требования. Руководитель должен обладать следующими качествами.

  1. Интеллектуальные качества: ум, широта интересов, общая эрудиция, хорошая память, способность постоянно учиться, пополнять свои знания; умение логично излагать свои мысли, внимательность и сосредоточенность, способность выдвигать новые идеи, сообразительность, интуиция.
  2. Деловые качества: способность определять цели и ставить задачи, организаторские способности, профессиональная компетенция, умение видеть перспективы, выделять главные и второстепенные задачи, увлекать людей; личное обаяние, активность, инициативность, хозяйственная хватка, бережливость, умение пользоваться властью, создавать деловую обстановку и безопасные условия труда.
  3. Волевые качества: требовательность, самообладание, выдержка, уравновешенность, сдержанность, уверенность в своих силах, настойчивость, стойкость, решительность, смелость, способность пойти на риск, твердость характера, самостоятельность, способность задавать тон, эмоционально-волевое воздействие на подчиненных, умение признавать свои ошибки.
  4. Морально-этические качества: порядочность, верность слову, единство слова и дела, честность, принципиальность, сознание долга, последовательность, объективность, скромность, чувство такта, вежливость, гибкость, умение вести беседу, способность к компромиссам, доброта, отзывчивость, чуткость, моральная и нравственная чистота.
  5. Качества, характеризующие отношение к жизни, к людям, к подчиненным: чувство ответственности, целеустремленность, увлеченность делом, чувство нового, самокритичность, чувство товарищества, оптимизм, чувство меры, умение вдохновлять личным примером, стремление повышать свой профессиональный уровень, забота о подчиненных, способность к самопожертвованию.

Необходимыми требованиями, предъявляемыми к руководителю ПСР, являются:

  • многолетний практический опыт проведения ПСР, безошибочное владение всем арсеналом технологий, приемов и технических средств, применяемых при ПСР, непоколебимая вера в себя и в свои решения, знание маршрутов передвижения, опасностей, местных погодных условий, традиций и обычаев народов, хорошая физическая подготовка, высокая работоспособность, умение ориентироваться на местности и выживать в условиях внезапно возникших экстремальных ситуаций, самообладание, дисциплинированность, способность предупредить и ликвидировать панику, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, надежность;
  • глубокие теоретические знания, широкий кругозор, постоянное стремление к обучению и повышению профессионального мастерства, умение оперировать большим числом фактических данных, представить все аспекты предстоящей работы, выделить и поставить первоочередные задачи, правильно распределить обязанности, предвидеть возможные варианты развития ЧС, непоколебимая вера в благополучное завершение работ;
  • организаторские способности, авторитет, твердость характера, настойчивость, инициативность, знание современных принципов и методов руководства (управления), умение создавать, формировать, сплачивать, развивать коллектив и эффективные рабочие группы, выбирать помощников, готовить смену, управлять подчиненными и собой, вовремя отменить неправильные приказы, найти подход к каждому участнику ПСР с учетом его индивидуальных особенностей, постоянно заботиться о всех подчиненных, знать их нужды, умение слушать, советоваться, поднимать настроение, использовать власть результативно, тактично, эффективно, смело брать на себя решение трудных, а порой и рискованных задач, поощрять подчиненных за хорошо выполненные задания и объявлять наказания, решительно пресекать склоки, ссоры, враждебность, неприязнь.

Основные обязанности руководителя ПСР:

  • определение необходимого числа участников ПСР;
  • оперативная организация и проведение ПСР для оказания помощи пострадавшим; - создание безопасных условий для проведения ПСР;
  • изучение реальной обстановки, разработка плана проведения ПСР, постановка задач, учет и контроль выполнения работ;
  • координация деятельности всех участников работы;
  • корректировка первоначального плана работ;
  • обеспечение жизнедеятельности спасателей;
  • принятие решения о временном или окончательном прекращении ПСР;
  • подведение результатов работы, оформление отчетных документов.

Производственная система «Росатома» (ПСР) – это культура бережливого производства и система непрерывного совершенствования процессов для обеспечения конкурентного преимущества на мировом уровне.

В основе ПСР лежат пять принципов, которые призывают сотрудников быть внимательными к требованиям заказчика (не только по отношению к конечному потребителю, но и к участку-потребителю, цеху-потребителю и даже последующему оператору); решать проблемы на месте их возникновения; встраивать качество в процесс, не производить брак; выявлять и устранять любые потери (излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения и т.д.); быть примером для коллег.

Эти принципы были сформулированы на базе лучших образцов отечественного и зарубежного опыта, в частности, системы научной организации труда, производства и управления (НОТПиУ) Министерства среднего машиностроения СССР и Toyota Production System японской автомобильной компании «Тойота». Производственная система «Росатома» нацелена на выполнение стратегических целей Госкорпорации, а отраслевые ПСР-проекты направлены на рост производительности, снижение себестоимости и повышение качества продукции. Знание и умение применять инструменты ПСР является обязательным условием для профессионального и карьерного роста сотрудников атомной отрасли.

В начале 2015 года было принято решение о применении системного подхода в развертывании ПСР на предприятиях: декомпозиции целей до уровня начальника участка, оптимизации производства основных продуктов предприятия (производственные потоки), реализации ПСР-проектов, обучении и мотивации сотрудников. К 2017 году контур системного развертывания вырос с 10 до 23 ПСР-предприятий. До 2020 года их будет около 30, их продукция будет формировать около 80% общей себестоимости Росатома.

Согласно концепции развития Производственной системы «Росатом» все предприятия, на которых ведется комплексное развертывание системы, делятся на три уровня: «Лидер ПСР», «Кандидат ПСР» и «Резерв ПСР». Предприятия – «Лидеры ПСР» получают пакет привилегий (приезды бизнес-тренера на предприятие, возможность поездок работников для обмена опытом на зарубежные и российские передовые предприятия, семейные путевки, сертификаты на обучение в Корпоративной академии Росатома, участие в проекте «Дизайн рабочего пространства» и др.).

В настоящее время внедрение ПСР на предприятиях отрасли уже позволило достичь существенной экономии, сокращения товарных запасов на складах и сроков планово-предупредительных ремонтов на российских атомных станциях.


Это поможет вам подключать 3-5 новых партнеров каждый месяц

4) Каждому новому партнеру давайте эту Памятку и Приложение к ней!

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АВР аварийно-восстановительные работы

ACM аварийно-спасательная машина

АСИ аварийно-спасательный инструмент

АСО аварийно-спасательное оборудование

АСР аварийно-спасательные работы

АСФ аварийно-спасательное формирование

АХОВ аварийные химически опасные вещества

ГИБДД Государственная инспекция по безопасно­
сти дорожного движения

ГСМ горюче-смазочные материалы

ГУ ГОЧС Главное управление по делам ГОЧС

ДТП дорожно-транспортное происшествие

ДПС дорожно-патрульная служба

ЕДС единая диспетчерская служба

ОГ оперативная группа

ОД оперативный дежурный

ПДД правила дорожного движения

ПМП первая медицинская помощь

ПСР поисково-спасательные работы

ПСФ поисково-спасательное формирование

РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ТС транспортное средство

ХИС химические источники света

ЦУКС Центр управления в кризисных ситуациях

ЧС чрезвычайная ситуация


ПРЕДИСЛОВИЕ


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСР ПРИ ДТП

Число пострадавших и погибших в ДТП намного превосходит общее количество пострадавших и погиб­ших во всех других ЧС вместе взятых. Значительная часть пострадавших погибает вследствие несвоевременного и неправильного оказания первой помощи. Часто это связано с длительностью времени прохождения сооб­щения о ДТП, прибытия спасательных и медицинских служб на место ДТП, извлечения пострадавших из деформированных ТС, а также с недостаточно эффек­тивной медицинской помощью.

Спасение пострадавших в ДТП во многом зависит от оперативной работы органов управления и от взаимо­действия между силами, привлекаемыми к спасатель­ным работам: разными подразделениями МВД, поисково-спасательными, медицинскими формированиями и возможными в конкретном случае службами обеспече­ния. Большое значение имеют степень подготовленно­сти ПСФ, наличие необходимых средств спасения, при­меняемые спасательные технологии.

В настоящем пособии перечисляются факторы, спо­собствующие успешному проведению ПСР. Рассматри­вается, как должен действовать руководитель ПСР пос­ле получения задачи и по прибытии на место ДТП, что необходимо учитывать при анализе завершенных работ. Приводятся схемы организации работ и технологии их проведения в районе ДТП.


1. Организация ПСР.

2. Подготовленность спасателей.

3. Спасательные технические средства.

4. Экипировка спасателей.

5. Питание, обогрев и отдых спасателей при дли­тельных ПСР.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСР

Она включает:

■ своевременное получение и обработку оперативной информации о ДТП оперативным дежурным (ПСФ, ЦУКС, ЕДС, ГУГОЧС),

■ координацию работы взаимодействующих служб тер­риториальной подсистемы РСЧС,

■ своевременный выезд поисково-спасательного фор­мирования (группы) на место ДТП,

■ кратчайшее время прибытия на место ДТП,

■ организацию руководства ПСР,

■ определение границ зоны ДТП,

■ разбивку зоны ДТП на участки,

■ организацию и проведение работ по стабилизации состояния и деблокированию пострадавших,

немедленное начало ПСР после прибытия на место ДТП,

■ продолжительность ведения ПСР.


При долговременных (более суток) тяжелых ПСР дополнительно:

■ организацию штаба руководства (ОГ штаба) при воз­
никновении вторичных поражающих факторов и
большого объема работ,

Организацию сменной работы в зоне ДТП (при необ­ходимости),

■ определение состава смены ПСФ,

■ распределение техники по зонам (автокранов, инст­рументов, освещения, ограждения и т.д.),

■ организацию системы радиосвязи.

При организации ПСР необходимо определить, где расположатся:

■ границы зоны ДТП, ограждения рабочего места,

■ площадки сбора (сортировки) пострадавших и оказа­ния им медицинской помощи,

■ площадка (место) приема найденных документов и

ценностей,

■ машины аварийно-спасательные и медицинской
помощи,

■ АСИ и снаряжение,

■ площадки складирования фрагментов аварийных ТС. При крупномасштабных ДТП необходимо дополнительно определить:

■ место руководителя (штаба руководства) ПСР,

■ место ОГ взаимодействующих сил,

■ место расположения резерва сил ПСФ,

■ площадки для резерва техники, пути движения автомобилей медицинской и

противопожарной служб, вспомогательной техники,


■ места заправки техники ГСМ,

■ площадки для работы тяжелой техники.



Просмотров