Организация проведения закупок по 44 фз. Понятие госзакупок, как принять участие. Кто может принимать участие в госзакупках

Не секрет, что госзаказы – дело весьма прибыльное. Однако отношение к ним у российских поставщиков неоднозначное.

Кто-то считает их серьезным и весьма действенным инструментом для расширения рынка сбыта, а кто-то из-за обилия подводных камней в законодательстве избегает любого взаимодействия с бюджетом.

Государственные закупки – предложения заказов государственными или муниципальными предприятиями на промышленные или продовольственные товары, технику или вооружение, а также работы или услуги.

В мировой практике любая конкурсная форма проведения торгов называется . В российском же законодательстве подобный термин не используется, вместо него используется понятие «размещение заказа».

Согласно Федеральному закону от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ, используется пять видов госзакупок:

  • электронные аукционы – проводятся дистанционно в режиме онлайн на или сайтах-аукционах с помощью лотов, причем все необходимые документы готовятся в ;
  • открытые конкурсы – если в аукционе критерием победы является только цена, то в этом случае победителем становится организация, предложившая как оптимальную стоимость, так и более выгодные сроки выполнения, лучшее качество предлагаемых товаров или услуг и пр. Чаще всего проводятся в случаях, когда сумма контрактов превышает 500 тыс. руб.;
  • запросы котировок – проводятся аналогично конкурсам, но сумма контрактов значительно меньше;
  • закупки у единственного поставщика – по сути, это не торги, а прямые контракты, заключаемые между поставщиком и госзаказчиком;
  • открытые аукционы – в отличие от электронных, публикация заказов производится в средствах массовой информации, последние годы встречаются значительно реже.

Подобные закупки ведутся государством как собственных нужд (при закупках вооружения, медикаментов, оборудования, средств оргтехники и др.), так и в целях бесперебойного обеспечения населения самыми значимыми продуктами питания и резервирования стратегических запасов продовольствия.

В большинстве конкурсов и аукционов имеют права участвовать любые государственные и частные предприятия или . Контракт заключается с предприятием-победителем, выигравшим торги.

Все процедуры по их проведению, а также процесс подписания договоров и контроль за их соблюдением регламентируются законодательно. Контроль их за выполнением возложен на Казначейство и Счетную палату РФ. Закупки для вооружения, а также особо значимые договора контролирует ФСБ.

Поставщики (подрядчики) должны отправить заказчику официальную заявку на участие с указанием приемлемой для них цены заказа. После проведения торгов комиссия рассматривает все поданные заявки и выбирает оптимальный для них вариант.

Проведение государственных закупок может быть:

  • открытым;
  • селективным (заявки имеют права подавать любые кандидаты, но в дальнейших состязаниях участвуют только компании, отобранные заказчиком);
  • закрытым (участники торгов приглашаются только организаторами).

Закупки могут проходить в один или два этапа. При одноэтапных конкурсах или аукционах требования к заказу в течение всего периода торгов не могут изменяться. В ходе двухэтапных продаж условия могут претерпевать некоторые изменения.

Так, после переговоров с возможными поставщиками заявитель имеет право переформулировать некоторые требования к товарам, работам или требуемым услугам.

Существует заблуждение, что госзаказы могут передаваться только крупным компаниям. Однако государственные и муниципальные организации обязаны предоставлять не менее 20% от общего числа заявок субъектам .

Исключение составляют лишь поставки для оборонных нужд.

Материальные затраты при участии в госзакупках

Несмотря на то, что участие в конкурсах чаще всего бесплатное, для качественного проведения торгов иногда стоит разработать собственное предложение. При этом возможны достаточно значительные материальные и временные издержки. Причем при проигрыше подобные затраты не компенсируются.

Участие в электронных и открытых аукционах проще и требует минимального количества затрат. В некоторых случаях взимается небольшой невозвратный взнос, который является подтверждением серьезности намерений.

Однако следует учесть, что при проведении любых видов торгов почти всегда присутствует предложение материально обеспечить свою заявку и заблаговременно оплатить около 5% от начальной цены договора. Для субъектов малого предпринимательства эта сумма не может превышать 2%.

Естественно, указанная сумма после проведения аукциона возвращается. Участник, выигравший конкурс, с помощью договора страхования или перечисления денежных средств на определенный денежный счет обязан обеспечить контракт суммой не менее 30% заявленной стоимости.

Ответственность при госзакупках

Государством определена целая система штрафов за невыполнение условий торгов как для поставщика товаров или услуг, так и для государственного заказчика.

Организация государственных закупок должна проводиться только на принципах равноправия и открытости.

Заказчик не имеет права нарушать установленные законодательно порядок и формы проведения аукционов, изменять сроки опубликования заявок, для открытых торгов скрывать информацию об их условиях и порядке их предоставления, предоставлять полный доступ каждого из участников ко всем данным, вносить неверные сведения об участниках торгов и пр.

Не секрет, что получение выгодных государственных заказов порождает целые коррупционные схемы для обеспечения выигрыша только определенного претендента.

Наиболее распространенными видами махинаций являются:

  • указание завышенных и нереальных объемов работ в заведомо невыполнимые сроки для остальных участников торгов;
  • неверное заявление невыгодных для поставщика сроков оплаты;
  • блокировка участия в тендорах сильных исполнителей;
  • заведомое занижение цены заказа – победитель конкурса в итоге получает компенсацию за счет дальнейшего изменения условий контракта;
  • участие подставных клиентов, имитирующих формальные предложения, невыгодные для заказчика.

Такие системы разрабатываются зачастую при выставлении особо крупных и наиболее выгодных заказов. Обычные же тендеры выиграть более реально.

Законодательные акты 2013 г. и вступающий в силу с января 2015 г. новый закон о госзакупках значительно ужесточили требования к проведению госзакупок.

Мировая практика показывает, что даже в высокоразвитых странах, в таких, к примеру, как Япония или США, пресса регулярно освещает серьезные нарушения, касающихся утверждения госзаказов.

Спрятать же неправомерные действия госчиновников на небольших аукционах, к сожалению, значительно легче.

В России последние годы доступ для малых предприятий к государственным заказам значительно облегчен. Однако по-прежнему эффективность привлечения их к госторгам недостаточна. К большому сожалению, не существует и единой четко отрегулированной системы размещения госзаказов, предназначенных для предприятий малого и среднего бизнеса.

По сегодняшний день законодательно не определены конкретные документы, дающие право называть себя малым предприятием. Таким образом, при подаче заявки следует больше надеяться на удачу, чем на какие-то государственные инструменты регулирования.

В 2014 году, начиная с 1-го отчетного периода, пенсионный фонд осуществил переход на единую форму отчетной документации. О том, как подготовить и сдать отчетность в ПФР без проблем читайте .

Определенную сложность представляет и работа с сайтами-аукционами – не каждая поисковая система может показать заказы, выделенные для малых предприятий, поэтому найти нужный в общем массиве информации порой достаточно проблематично.

Таким образом, несмотря на многочисленные пробелы в законодательстве и недостатке контроля за порядком заключения и проведения торгов при госзакупках, в России вполне реально получить заказ на определенные группы товаров или услуг любому предприятию, в том числе и предпринимателю, владеющему небольшим бизнесом.

Способы закупок - это механизм выбора поставщика для исполнения госконтракта. Этот выбор как конкурентный, так и без конкуренции. Разберемся, чем они отличаются друг от друга и как выбрать правильный.

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участием Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
Двухэтапный Кроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.

Закрытый

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден

Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсные процедуры Аналогичны «бумажным»

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится . В настоящее время их восемь. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый Может устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Запрос котировок Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % и не должен составлять более ста миллионов рублей ().

Запрос предложений

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.
Электронный запрос предложений

Начиная с июля 2019 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2019 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Участие в госзакупках - это способ заработка на продаже товаров, работ или услуг государству. Решились попробовать? Мы составили пошаговую инструкцию, как участвовать в госзакупках, что нужно сделать и с чего начать участие в тендерах госзакупок и электронных торгах.

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — . Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • , если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить .

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью . Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — .

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru . Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.

При помощи сервиса можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения и другое.

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться . Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье . Или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено , участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье . Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • штрафные санкции.

Если нужно внести правки, один раз можно отправить . Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введения

Рост внимания к закупкам для государственных и муниципальных нужд связан прежде всего с необходимостью рационального использования бюджетных средств, создания равных условий доступа к государственным и муниципальным бюджетам поставщикам товаров, исполнителям работ и услуг различной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, повышения прозрачности прохождения средств от государственного и муниципального заказчика непосредственно к поставщикам.

Последние годы характеризуются стабильностью наполнения бюджетов различных уровней, существенным ростом бюджетной массы и, соответственно, увеличением объемов закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Перед заказчиками стоит задача обеспечить удовлетворение государственных и муниципальных потребностей в различных товарах, работах и услугах с наименьшими затратами бюджетных средств. Для ее решения применяются различные способы закупок, основанные на принципах прозрачности, гласности, конкурентной борьбы поставщиков, взаимной ответственности за выполнение взятых обязательств. В этих условиях поставщики товаров, работ и услуг больше заинтересованы выполнить государственный или муниципальный заказ с гарантированной оплатой, чем работать на открытом рынке в условиях все возрастающей конкуренции, отсутствия гарантии продажи своего товара, спроса на работы, услуги и своевременного получения средств за их поставку.

Масштаб и разнообразие закупок с каждым годом растут, потребность в конкретных товарах, работах и услугах при условии соблюдения антимонопольных требований предполагает повышенное внимание к отдельным разделам конкурсных документов. На сегодняшний день значительная часть закупок осуществляется по типовой документации. Порядок и процедуры проведения торгов строго регламентированы Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и зависят в основном от способа размещения заказа. Содержание технического задания в большинстве случаев индивидуально.

1. Порядок разработки конкурсной документации

При подготовке конкурсной документации учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках, антимонопольного законодательства и иные законодательные акты.

Назовем основные из них:

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Согласно ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией. Государственными и муниципальными заказчиками являются соответственно органы государственной власти РФ или субъектов РФ и органы местного самоуправления. Заказчиками могут также выступать органы, уполномоченные на размещение заказов. Они могут быть созданы соответствующими органами власти, а могут и не создаваться. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных (муниципальных) заказчиков устанавливается решением о создании самого уполномоченного органа.

Главная трудность в конкурсах - формулировка лота таким образом, чтобы можно было закупать именно те товары, работы и услуги, которые нужны учреждению, причем соблюдая нормы закона. Проблема состоит в том, что законодательство запрещает указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если указание этих сведений влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа (п. 3 ст. 22 Заказа N 94-ФЗ). Можно только указывать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Исключение составляют случаи, когда невозможно дать характеристику товару, работе, услуге. При этом конкурсная документация может содержать указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Раздел, в котором заказчик описывает предмет размещения заказа (техническое задание), - ключевой в конкурсной документации, документации об аукционе или запросе котировок. В нем согласно п. 2 ст. 22, п. 2 ст. 34, п. 4. ст. 43 Закона N 94-ФЗ отражаются требования, которые устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом:

К качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг;

К их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;

К размерам, упаковке, отгрузке товара;

К результатам работ;

Иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

2. Порядок оформления технического задания

1. Техническое задание оформляется в виде единого документа.

1.2. Техническое задание должно содержать:

1.2.1. Объем заказываемых товаров, работ или услуг в физических величинах.

1.2.2. Функциональные характеристики товара, работ или услуг.

1.2.3. Подробную техническую характеристику товара, работ или услуг.

1.2.4. Показатели оценки качества товара, работ или услуг - гигиенический сертификат, сертификат соответствия, страна-производитель и т.п.

1.2.5. Гарантии на товар, работы или услуги.

1.2.6. Формы и сроки гарантийного обслуживания.

1.2.7. Затраты на обслуживание приобретаемого товара, работ, услуг.

1.2.8. Сроки поставки товара, работ, услуг.

1.2.9. Условия оплаты товара, работ, услуг.

1.2.10. Цена контракта на приобретение товара, работ, услуг.

1.2.11. Иные условия и требования, являющиеся обязательными для данного вида товаров, услуг.

1.2.12. Источник финансирования.

1.2.13. Требования к упаковке.

1.2.14. Порядок приемки товара.

1.2.15. Требования к безопасности.

1.2.16. Требования к результатам работ.

При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

а) функциональные характеристики;

б) расходы на эксплуатацию товара, выполнение работ, оказание услуг;

в) расходы на техническое обслуживание товара;

г) срок предоставления гарантии качества товара, услуг.

Основные позиции, включаемые в техническое задание (п. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ):

Описание товаров, работ, услуг (функциональные характеристики, потребительские свойства);

Требования по качеству (ст. 469 и 721 ГК РФ; законодательство о техническом регулировании);

Комплектация товара;

Уточнение, что товар должен быть новым, ранее не использованным, не эксплуатировавшимся;

Количество товара;

Периодичность и место поставки;

При необходимости - требования к шеф-монтажу, к обучению персонала;

Обеспечение сервисного обслуживания; и т.п.

Естественно, что не все из этих требований обязательны. Выбор показателей и характеристик закупаемого товара остается за заказчиком. Поэтому определять предмет закупки, отражать требования в техническом задании должен специалист, разбирающийся в предмете закупки. Одновременно при определении эксплуатационных характеристик профильному специалисту нелишне ознакомиться с пожеланиями работников, которые будут использовать закупаемый продукт. Например, учесть такие факторы, как удобство и простота в работе и т.п. Сложность составления технического задания в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно такого товара, в каком нуждается заказчик, причем не без нарушений антимонопольного законодательства. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик нельзя "подогнать" под конкретную марку или определенного производителя, поскольку такие действия по нормам Закона о защите конкуренции могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий. Обращаем внимание читателя, что заказчик не может ввести также ограничение по территориальному признаку при закупке товаров, работ, например, установить при закупке горюче-смазочных материалов условие, что АЗС должна находиться на территории данного города или района. Это также будет нарушением антимонопольного законодательства.

государственный муниципальный закупка контракт

3. Типичные ошибки при составлении конкурсной документации

В оформлении закупочной документации нет мелочей. В этом убеждают решения Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных подразделений, принятые по жалобам на действия заказчиков. Среди них:

Заказчики не устанавливают критерии оценки заявок на участие в конкурсе и не определяют порядок оценки и сопоставления заявок участников, что не позволяет сделать процесс оценки заявок объективным;

Заказчики устанавливают в конкурсной документации требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Законом N 94-ФЗ (например, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей и материальных ресурсов и т.д.). Эти сведения могут быть запрошены в качестве не обязательного, но дополнительного критерия для оценки заявки участника конкурса для выявления победителя;

Заказчики устанавливают требование 100%-го выполнения заявки как критерий оценки выполнения контракта.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Конкурсная документация не содержала требований к техническим характеристикам мебели, размерам. Отсутствовали иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемой мебели потребностям заказчика, что противоречит п. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ о размещении заказов. Заказчику было предложено устранить нарушения законодательства о госзаказе в части приведения в соответствие с Законом о размещении заказов извещения о проведении конкурса и конкурсной документации, продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе на 30 дней и разместить извещение и конкурсную документацию в соответствии с требованиями, предъявляемыми Законом N 94-ФЗ, устранить нарушения в выборе критериев оценки заявок и процедуре оценки заявок.

Составление технического задания требует от государственного (муниципального) закупщика четкого знания предмета закупки, умения конкретно изложить свои требования и, не нарушив законодательство, выбрать самого надежного поставщика. Оно регламентирует именно содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания работ. А разбивка этих работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В календарном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий. Стоимость работ определяют на основании сметы, в которой исполнитель обосновывает потребность в установленных сроках для выполнения работы. Потребности представляют как в натуральном, так и (обязательно) в стоимостном выражении. На основании согласованной сметы расходов составляют протокол согласования договорной стоимости.

4. Содержание условий госконтракта

Одна из составляющих конкурсной документации при проведении государственных закупок - это проект государственного контракта, который предполагается подписать по результатам торгов. При подготовке конкурсной документации следует уделять большое внимание условиям контракта.

Нередко в конкурсную документацию вставляют "рыбу" контракта для проформы, а затем начинают перекраивать ее, менять условия. Иногда заказчик, вспоминая, что он забыл вставить в контракт какие-то важные условия, требует, чтобы победитель принял их, при этом не увеличивая цену и не меняя других условий. В противном случае заказчик может предпочесть следующего участника. Либо наоборот, контракт подписывается в таком виде, в котором он указан в конкурсной документации, и затем на этапе его выполнения возникают спорные вопросы. Стороны подписывают дополнительные соглашения по увеличению цены или по снижению объемов работ и т.п.

Все подобные действия нарушают основные принципы конкурсных закупок: принцип единых исходных условий для участников на всех этапах конкурса, принцип недискриминации - равного отношения ко всем участникам, принцип экономической эффективности. Во-первых, изменяя условия контракта, стороны нарушают принцип единых условий для всех участников. Не исключено, что на новых условиях другие участники предложили бы более конкурентоспособную цену заявки. Во-вторых, участник, который победил на первоначальных условиях, подвергается давлению по сравнению с другими, то есть дискриминации. В-третьих, при подписании без конкурса дополнительных соглашений с поставщиком в процессе реализации контракта нарушается принцип конкурентности и, как следствие, принцип экономической эффективности.

Во избежание нежелательных споров и противоречий на этапе реализации государственного контракта организаторы торгов и заказчики должны уже в процессе подготовки конкурсной документации продумать условия будущего государственного контракта таким образом, чтобы они:

Были понятными, лаконичными и непротиворечивыми;

Не накладывали больше рисков и обременении на поставщика/подрядчика, чем на заказчика (это грозит завышением цены участниками или вообще их отказом от подачи заявок);

Соответствовали сложившейся практике и обычаям делового оборота;

Не противоречили законодательству;

Были бы, по возможности, типовыми/унифицированными.

5. Пример государственного контракта на выполнение работ

Государственный контракт

Организация "Х" (наименование организации), именуемая в дальнейшем "Заказчик", в лице руководителя ФИО, действующего на основании Устава, с одной стороны, и организация "У", именуемая в дальнейшем "Подрядчик", в лице ФИО, действующего на основании Устава, с другой стороны, в дальнейшем именуемые "Стороны", в соответствии с решением конкурсной комиссии Заказчика, заключили настоящий Государственный контракт (далее по тексту - Договор) о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя подряд на выполнение следующих работ: капитальный ремонт здания.

1.2. Работа по настоящему контракту выполняется в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием (Приложение N 1), являющимся его неотъемлемой частью.

Работы, не предусмотренные настоящим контрактом, необходимость проведения которых выявлена в процессе выполнения контракта, оформляются дополнительным соглашением.

2. Цена договора и порядок оплаты работ

2.1. Стоимость работ по контракту составляет ххх руб. (прописью), в том числе НДС - ууу руб. (прописью).

Стоимость работ включает в себя стоимость материалов, необходимых для выполнения работ, приобретаемых Подрядчиком.

При исполнении договора в случае выявления потребности в дополнительных работах, не предусмотренных Договором, но связанных с ним, Заказчик вправе по согласованию с Подрядчиком изменить цену договора пропорционально объему дополнительных работ, но не более чем на 5% цены Договора.

2.2. Оплата производится из средств федерального бюджета.

2.3. Заказчик в течение 5 дней с даты подписания настоящего контракта производит выплату Подрядчику аванса в размере 30% от стоимости выполнения работ по контракту, то есть 0 руб. (прописью рублей).

2.4. Окончательный расчет производится после сдачи Подрядчиком и приемки Заказчиком выполненных работ, оформленных актом. Оплата производится Заказчиком в течение 5 дней с даты подписания сторонами актов выполненных работ.

2.5. В случае прекращения работ по соглашению сторон или по вине Заказчика последний обязан возместить Подрядчику фактически произведенные затраты.

3. Права и обязанности сторон

3.1. Подрядчик обязуется:

3.1.1. Выполнить работы, предусмотренные настоящим договором, в полном объеме и с надлежащим качеством в срок.

3.1.2. Обеспечить качество всех работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями.

3.1.3. Нести ответственность перед Заказчиком за ненадлежащее выполнение работ по настоящему контракту субподрядчиками в случае их привлечения.

3.1.4. Обеспечить выполнение в месте выполнения работ необходимых мероприятий по технике безопасности.

3.1.5. При выполнении работ по настоящему контракту не изменять в одностороннем порядке график производства работ в сторону продления сроков их выполнения.

3.1.6. На Подрядчике лежит риск случайного уничтожения или повреждения результата работ до момента сдачи его Заказчику, кроме случаев, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы.

3.1.7. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

Возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

Иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.

3.1.8. В случае возникновения обстоятельств, замедляющих ход работ или делающих дальнейшее продолжение работ невозможным, немедленно поставить об этом в известность Заказчика.

3.1.9. Безвозмездно устранять по требованию Заказчика недостатки и дефекты в работе в течение 10 дней с момента обнаружения в период гарантийного срока. Гарантийный срок на выполненные работы - 3 года.

3.1.10. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в последующих пунктах настоящего контракта.

3.2. Заказчик обязуется:

3.2.1. Оплачивать выполненную работу Подрядчика по мере поступления денежных средств из федерального бюджета и в соответствии с п. 2. Договора.

3.2.2. Принять выполненные работы в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

3.3. Права Заказчика:

3.3.1. Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

3.3.2. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего Договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения Договора и потребовать возмещения убытков.

3.3.3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от настоящего Договора либо устранить недостатки своими силами или поручить устранение недостатков третьему лицу с отнесением расходов на Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

4. Срок выполнения работ

4.1. Срок действия настоящего контракта устанавливается.

4.2. Работы по настоящему контракту должны быть начаты, проведены и завершены в соответствии с графиком производства работ.

5. Выполнение работ

5.1. Для осуществления контроля за ходом выполнения работ Заказчик назначает комиссию, члены которой имеют право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время производства.

5.2. Подрядчик самостоятельно организует производство работ в соответствии со сроками, указанными в разделе 4 настоящего контракта.

5.3. Обеспечение производственного порядка в месте выполнения работ является обязанностью Подрядчика.

5.4. Подрядчик гарантирует, что качество строительных материалов, комплектующих и конструкций, применяемых им для производства работ, будет соответствовать стандартам, техническим условиям и иметь необходимые сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество.

5.5. Подрядчик информирует Заказчика за 1 день до начала приемки отдельных конструкций, скрытых работ по мере их готовности. Готовность принимаемых ответственных конструкций и скрытых работ подтверждается подписанием Заказчиком и Подрядчиком актов промежуточной приемки ответственных конструкций, актов освидетельствования скрытых работ и актов приемки.

Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика или Заказчик не был информирован об этом или информирован с опозданием, то по его требованию Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее.

5.6. В случае если Заказчиком будут обнаружены некачественно выполненные работы, Подрядчик своими силами и без увеличения стоимости строительства обязан в согласованный срок переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

6.2. Срок исполнения обязательств по настоящему контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.

7. Приемка результата выполненных работ

7.1. При завершении работы Подрядчик предоставляет Заказчику акт сдачи-приемки работ.

7.2. Заказчик в течение 3 дней со дня получения акта сдачи-приемки работ обязан направить Подрядчику подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ.

7.3. В случае несоответствия результатов работы техническому заданию сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок. Претензии о проведении доработок должны быть предъявлены Заказчиком в течение 3 дней после получения акта сдачи-приемки работ. Подрядчик обязан произвести необходимые исправления без дополнительной оплаты в пределах контрактной цены.

7.4. Если при приемке работ будет выявлена необходимость проведения доработок или изменения отдельных условий технического задания, по требованию Заказчика эти работы производятся по дополнительному соглашению с указанием срока их выполнения и стоимости.

7.5. В случае досрочного выполнения Подрядчиком работ Заказчик обязуется принять акт сдачи-приемки работ в порядке, установленном настоящим разделом, и произвести оплату.

8. Гарантии

8.1. Подрядчик гарантирует:

Выполнение всех работ в полном объеме и в сроки, определенные условиями настоящего контракта;

Качество выполнения всех работ в соответствии с требованиями Заказчика и действующими нормами;

Своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации результата работ.

8.2. Срок гарантии выполненных работ устанавливается с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ, за исключением случаев преднамеренного повреждения их со стороны третьих лиц, что должен доказать Подрядчик.

Срок гарантии на выполненные работы устанавливается 3 года с даты подписания акта приемки результата работ.

9. Расторжение контракта

9.1. Заказчик вправе потребовать от Подрядчика расторжения контракта в следующих случаях:

Задержки Подрядчиком хода выполнения работ по его вине, когда срок окончания выполнения работ, установленный в контракте, увеличивается более чем на 1 месяц;

Нарушения Подрядчиком условий контракта, ведущего к снижению качества работ;

Отказа Подрядчика исправлять обоснованные недоделки или некачественно сделанные работы.

В этом случае Подрядчик возвращает Заказчику всю сумму, уплаченную Подрядчику за вычетом стоимости работ, принятых Заказчиком, и передает незавершенный результат работ Заказчику по акту.

9.2. При расторжении контракта по соглашению сторон незавершенный результат работ передается Заказчику, который оплачивает Подрядчику стоимость выполненных работ в объеме, определяемом ими совместно.

10. Ответственность сторон

10.1. В случае если Подрядчик отказывается исправлять дефекты, выявленные Заказчиком, Заказчик имеет право:

Не оплачивать выполненные работы;

Предъявлять Подрядчику штрафные санкции в сумме, необходимой для исправления выявленных дефектов.

10.2. Ущерб, нанесенный третьему лицу в результате выполнения работ по вине Подрядчика, компенсируется Подрядчиком.

10.3. В случае полного или частичного невыполнения контракта одной из сторон последняя обязана возместить другой стороне причиненные в результате этого убытки.

10.4. Применение штрафных санкций не освобождает стороны от выполнения принятых обязательств.

11. Прочие условия

11.1. Все изменения и дополнения к настоящему контракту считаются действительными, если они оформлены в письменном виде и подписаны сторонами.

11.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим контрактом, применяются нормы законодательства РФ.

11.3. Настоящий контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

Минимальный срок хранения документов - 3 года (п. 15 ст. 28 Закона N 94-ФЗ). При этом в обязательном порядке хранятся: протоколы, составленные в ходе проведения конкурса; заявки на участие в конкурсе; конкурсная документация; изменения, внесенные в конкурсную документацию; разъяснения конкурсной документации; аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие государственных закупок для государственных и муниципальных нужд. Структура нормативно-правового регулирования таких поставок. Способы определения поставщика путем проведения торгов и без них. Требования к исполнению государственного контракта.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные условия заключения контракта. Анализ конкурентных способов определения поставщиков. Единая информационная система в сфере закупок.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2014

    Система государственных закупок как комплексная система обеспечения государственных (муниципальных) нужд в товарах, услугах и работах. Планирование закупок с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации, правила и порядок их осуществления.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Анализ необходимости применения эффективного служебного контракта в деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений в процессе осуществления закупок. Изучение оснований для привлечения к административной ответственности должностных лиц.

    статья , добавлен 24.02.2015

    Понятие и квалифицирующие признаки государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Порядок заключения контракта, исполнение договорных обязательств по поставке. Проблемы договорных отношений.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2013

    Правовое регулирование подрядных работ, институт государственных закупок в российском праве. Участники муниципальных закупок, порядок формирования и размещения заказа на очередной финансовый год, разработка документации о торгах, муниципальный контракт.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2010

    Нормы, регламентирующие порядок размещения госзаказа и заключения госконтракта на выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Система государственных закупок и заключения государственного контракта в городе Москве.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2012

    Правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов. Участники процесса государственных и муниципальных заказов. Зарубежный опыт информационного обеспечения государственных закупок. Становление электронных государственных закупок в России.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2012

    Понятие государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Развитие российского законодательства по поставке товаров. Форма и порядок заключения госконтрактов и договоров поставки, их особенности.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2012

    Понятие и признаки поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Сущность и существенные условия контракта. Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащие исполнение контракта. Методы размещения государственных и муниципальных заказов.

ВИДЫ ПРОЦЕДУР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И СЛУЧАИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Законодательство, регулирующее порядок осуществления государственных закупок в 2013 году

В 2013 г. на территории Республики Беларусь порядок осуществления государственных закупок регулируется следующими нормативными и правовыми актами :

Законом РБ -З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон);

Указом Президента РБ «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»;

Указом Президента РБ «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»;

Постановлением Совета Министров РБ «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 000) (принято во исполнение требований Закона);

Постановлением Совета Министров РБ «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок»;

Другими нормативными и правовыми актами.

Закрытый конкурс;

Электронный аукцион;

Процедура запроса ценовых предложений;

Процедура закупки из одного источника;

Процедура запроса ценовых предложений - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, победителем которого признается участник, предложивший наименьшую цену предложения.
Процедура запроса ценовых предложений применяется при государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых определяется Советом Министров РБ, в т. ч. товаров (работ, услуг) согласно перечням для применения электронных аукционов и биржевых торгов, а также в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты.
Процедура запроса ценовых предложений не применяется в случае государственной закупки создания новых произведений художественной литературы , фильмов, театральных постановок и концертных программ, других результатов творческой деятельности, организации и проведения выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, других культурных мероприятий, оказания услуг в сфере культуры

Процедура закупки из одного источника - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). Предложение заключить договор 2 и более поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты).
Процедура закупки из одного источника проводится при осуществлении государственных закупок (в т. ч. если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) согласно приложению к Закону.
Заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется количеством частей (лотов).
Приглашение направляется заказчиком (организатором) участнику (участникам) одновременно с проектом договора . Допускается проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участником (участниками)

Государственные закупки товаров осуществляются с применением биржевых торгов в случае определения Советом Министров РБ перечня товаров с учетом положений п.2 ст.41, части второй п.1 ст.49 и п.2 ст.50 Закона.
Биржевые торги при осуществлении государственных закупок проводятся в соответствии с законодательством о товарных биржах с учетом положений ст.51 и ст.1-4, 11, 17, части третьей п.1 и п.2 ст.18, части второй п.1 и пп.2, 3, 5 и 6 ст.25, ст.29, 30, 52-58 Закона.
Государственные закупки товаров с применением биржевых торгов осуществляются на товарных биржах, определяемых Советом Министров РБ


требования к наличию сро

Просмотров