Оповещение мчс о чрезвычайных ситуациях. Об утверждении положения о системах оповещения населения. Рассчитать коммерческое предложение на проектирование системы оповещения ГО и ЧС

С наступлением лета москвичи стали чаще получать на свои телефоны СМС-сообщения с предупреждениями о неблагоприятных погодных условиях в городе. Как правило, горожан уведомляют о надвигающейся грозе и сильном ветре, а также о концентрации вредных примесей в воздухе. При этом сообщения почему-то получают не все жители столицы (например, в редакции The Village примерно половине сотрудников такие СМС не приходят никогда), да и порой не позволяет понять, о чём именно нас предупреждают. The Village обратился за комментариями в управление МЧС по Москве, а также к сотовым операторам «большой тройки» («Мегафон», МТС и «Билайн»), и спросил у них, как работает система рассылки предупреждений, что именно в этом контексте считается ЧС, а что нет, и можно ли отписаться от этих уведомлений.

МЧС информирует население при непосредственной поддержке операторов сотовой связи. Самостоятельно ведомство рассылкой не занимается. Мы получаем информацию о неблагоприятных погодных явлениях от ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - они предупреждают нас, когда с погодой происходит что-то неожиданное. После этого старший оперативный дежурный Главного управления МЧС России по Москве принимает решение об информировании людей. Далее информация передаётся операторам сотовой связи, которые делают СМС-рассылку или сообщают данные абонентам с помощью технологии Cell Broadcast. С МТС и «Вымпелкомом» мы работаем по Сell Broadcast, а с «Мегафоном», «Скайлинком» и «Теле2» - по СМС.

Отдельной подписки на рассылку и дополнительных настроек телефона не требуется. А транслирование ограничивается только технологическими возможностями оператора по одновременной СМС-рассылке. Согласно имеющейся у нас статистике, в среднем рассылку получают от 250 000 до 1 800 000 абонентов.

Обычно рассылка производится среди всех московских абонентов. Однако при возникновении локального происшествия её можно ограничить определённым радиусом действия. Кстати, технологические возможности МТС и «Вымпелкома» не позволяют осуществлять рассылку только в пределах Москвы, поэтому трансляция распространяется и на Москву, и на Московскую область.

«Мегафон»

МЧС присылает нам запрос на оповещение, в котором сообщает тип чрезвычайной ситуации и на какой территории она действует. Кроме того, ведомство указывает радиус действия в километрах, приводит текст рассылки и рекомендуемую продолжительность оповещения.

После этого мы определяем, какие именно базовые станции расположены в зоне чрезвычайной ситуации, и рассылаем СМС только тем нашим абонентам, которые находятся в зоне работы этих базовых станций. Рассылку информации от МЧС проводит главный оперативный дежурный Единого центра управления сетью «Мегафон».

Соответственно, чтобы получить СМС-оповещение, человек должен находиться в зоне обслуживания базовых станций. Если же абонент за пределами зоны оповещения, ему предупреждение не придёт. Никакой подписки на оповещения нет - мы уведомляем всех, кто находится в зоне обслуживания. Теоретически не получать СМС возможно, если абонент подключит услугу UMS и сам внесёт в чёрный список рассылку от МЧС 112. Но мы так делать не рекомендуем, это неверно с точки зрения безопасности. Предупреждён - значит вооружён.

«Вымпелком» (бренд «Билайн»)

У компании «Вымпелком» с МЧС в некоторых федеральных округах заключены соглашения о рассылке информации о чрезвычайных ситуациях через систему Сell Broadcast, а в некоторых - через СМС.

МЧС передаёт нам информацию о чрезвычайных ситуациях вместе с готовым текстом рассылки, а мы распространяем данные среди абонентов, исходя из технических возможностей нашего СМС-центра. Рассылка приходит абонентам, находящимся в зоне оповещения, в порядке очерёдности поступивших в сеть «Билайн» запросов МЧС.

Система работает следующим образом: МЧС присылает в наш центр мониторинга информацию об угрозе возникновения ЧС, которая содержит географические координаты, заголовок сообщения и его текст. Потом технические системы нашего оператора формируют полный список абонентов в конкретной географической зоне, используя данные системы LBS (location-based service). Она знает, в каких секторах базовых станций обслуживается каждый абонент, и в соответствии с этим формирует список тех, кому придёт оповещение. Отказаться от этой услуги нельзя. Но вряд ли найдутся желающие это сделать. Ведь с помощью рассылки можно избежать ситуаций, опасных для здоровья или даже жизни.

МЧС делает СМС-рассылку при помощи контент-провайдера и системы Сell Broadcast. Она позволяет рассылать сообщения по определённым территориям - например, в зоне чрезвычайной ситуации. Эта информация есть в наших системах, то есть мы рассылаем сообщения тем абонентам, которые находятся в зоне действия нашей базовой станции.

"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), Постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - системы оповещения).

Комиссия по безопасности Мосгордумы намерена инициировать разбирательство, почему 29 мая 2017 года жители Москвы не были оповещены о надвигающемся урагане, жертвами которого стали 16 человек и ещё около 200 получили травмы. Источники Лайфа в МЧС РФ утверждают, что в ведомстве сейчас идёт внутренняя проверка: спасатели пытаются понять, почему не сработала система широковещательных информационных сообщений Cell Broadcast, которая способна без операторов мобильной связи отправлять СМС в потенциально опасные географические точки. Но система дала сбой, поэтому сообщения людям не пришли. Между тем на систему информирования МЧС потратило за последние два года около 15 миллионов рублей.

Можно было бы избежать большого количества жертв, если бы люди знали о том, что на Москву надвигается ураган. Например, москвичка Лариса написала на своей страничке в соцсети, что она пользуется услугами связи сразу трёх операторов, но ни от одного из них СМС-оповещение она не получила.

Кого-нибудь предупреждали СМС о надвигающейся стихии? У меня пять действующих симок трёх операторов: "Мегафон", МТС и "Билайн", не пришло ни одного оповещения! - написала Лариса Денисова на свей странице во "ВКонтакте".

Судя по всему, подавляющее количество москвичей не получили никаких предупреждений о вчерашнем кошмаре. Точнее, так: из моих знакомых нашёлся только один счастливчик. То есть по факту в век информационных технологий, когда у каждого в кармане мобильный телефон, а то и два, МЧС не может наладить банальную рассылку СМС с оповещениями населения, - пишет Денис.

Сейчас городские власти и депутаты Мосгордумы будут выяснять, как такое могло случиться.

Разберёмся, почему СМС-оповещения пришли не каждому пользователю сети на территории города. Хотя это должно было произойти. МЧС заявило оранжевый уровень опасности, но система оповещения действительно сработала не на 100%, - возмущается председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.

По её словам, надо будет выяснить, почему через систему оповещения, а это же не только СМС-уведомления о стихийном бедствии, но и сеть мониторов, расположенных в торговых центрах, на вокзалах, в аэропортах, да и просто на улицах столицы, не были распространены короткие инструкции людям, как себя вести во время стихии.

У МЧС своя правда. Спасатели твердят, что достаточно информировали жителей столичного региона о предстоящем урагане.

Было организовано СМС-информирование, и все операторы получили необходимый текст для рассылки. По радио и телевидению также звучали предупреждения, - утверждает собеседник Лайфа в МЧС РФ.

В Главном управлении МЧС по Москве Лайфу заявили, что сообщение с текстом предупреждения было направлено в "Мегафон", "Билайн" и МТС.

Сотовые операторы от этой истории дистанцируются. В МТС Лайфу рассказали, что МЧС разослало уведомления клиентам компании самостоятельно, без участия самого оператора.

МТС не задействован в этом процессе. МЧС направляет уведомления напрямую нашим абонентам с помощью своей платформы и контент-провайдера. Параметры рассылки также устанавливают в МЧС, - пояснил Лайфу начальник отдела по работе со СМИ в МТС Дмитрий Солодовников.

Представители "Мегафона" признают, что проводили СМС-рассылку по просьбе МЧС РФ.

Одна рассылка прошла по Москве, другая - по Московской области. Рассылки были осуществлены в соответствии с требованиями МЧС относительно зоны и времени действия, - рассказала представитель "Мегафона" Ольга Кузичева, но не уточнила, в какое время рассылались СМС-оповещения.

Мы получили запрос от МЧС на проведение оповещения населения во второй половине дня и сразу же по заложенным координатам начали рассылку по технологии CellBroadCast, - сообщила представитель компании Анна Айбашева.

Сотовые операторы так и не смогли пояснить Лайфу, почему большое число абонентов так и не получили сообщения.

Источники Лайфа в МЧС говорят, что в ведомстве сейчас идёт внутренняя проверка. Инженеры и техники выясняют, как сработала система широковещательных информационных сообщений Cell Broadcast. Именно с её помощью информируется население без привлечения сотовых операторов.

Рассылки абонентам проводятся в соответствии с параметрами, которые определяет МЧС. Именно само ведомство решает, в какое время делать рассылку и каких районов города она должна коснуться. Поэтому сообщения получают только те абоненты, которые именно в это время оказались в опасной зоне.

Для этого и разрабатывалась система Cell Broadcast, - говорит источник Лайфа в столичном управлении спасательного ведомства. - Как операторы могут сами делать такие рассылки на основании запроса МЧС, так и мы сами можем делать это через систему Cell Broadcast, без участия оператора.

Сейчас техники МЧС выясняют, по какой схеме проходили информационные рассылки - через сотовых операторов или спасателей. Возможно, система дала сбой, поэтому не все жители столичного региона получили предупреждения.

Как выяснил Лайф, только в 2016 году столичный главк МЧС потратил около 15 миллионов рублей на системы по информированию и оповещению населения о надвигающихся чрезвычайных ситуациях - ливнях, ураганах, превышении допустимых норм содержания углекислоты в атмосфере и радиационном фоне. В 2017 году расходы ведомства на эти же цели составили чуть больше 2,6 миллиона рублей.

О связи", которые обяжут и самих операторов сообщать абонентам об опасностях природного и техногенного характера.

По данным Следственного комитета, жертвами стихии в столичном регионе стали 16 человек: 11 - в Москве и 5 - в Московской области.

Ранения различной степени тяжести получили 170 человек, из которых 22 ребёнка. 108 человек по-прежнему находятся в медучреждениях Москвы и Подмосковья. Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв распорядились выплатить по одному миллиону рублей семьям погибших при урагане.

Власти Москвы утверждают, что стихия нанесла колоссальный урон городскому хозяйству, который, по предварительным данным, оценивается более чем в один миллиард рублей. Повреждены оказались более 1,9 тысячи машин, кровля более 180 домов, повалено больше трёх тысяч деревьев. Ликвидацией последствий стихии в Москве занимаются более 20 тысяч сотрудников коммунальных служб и МЧС РФ.

Важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф является своевременное оповещение его. Создание автоматизированных систем оповещения - одно из главных мероприятий по защите населения. Первоочередной задачей штабов ГО потенциально-опасных объектов является создание локальных систем оповещения руководящего состава РСЧС и информирование населения, проживающего в районах их размещения.

Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов управления и населения заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны затопления.
Программно-аппаратный комплекс АСО предназначен для организации оповещения и информирования населения территориального, местного и объектового уровней управления РСЧС. Разработан на общих системных принципах автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС и Автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ). Соответствует требованиям нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ. Создавался при научно-методической поддержке ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Комплекс построен на оборудовании АСО, которое включено в табель положенности МЧС РФ и широко применяется в его подразделениях. При создании комплекса в применении к локальным системам оповещения потенциально-опасных объектов прежде всего ставилась задача возможности его двойного применения.
Комплекс и его элементы могут использоваться не только для отработки задач РСЧС, но и для технологических целей, что делает его применение экономически привлекательным. При этом комплекс сопрягается с территориальной АСЦО, построенной как на новом оборудовании комплекса АСО, так и на старом оборудования П-160 – П-164, и может управлять существующими электросиренами и радиотрансляционными узлами предприятий. Основание для создания локальных систем оповещения: Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.94 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» № 177 от 1.03.93 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» №178 от 01.03.93 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.95 г. Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения Гражданской обороны» от 7.12. 1 998 г. № 701/212/803. Чрезвычайные ситуации, возникающие на потенциально-опасных объектах можно классифицировать на две основных группы: Чрезвычайные ситуации, последствия которых выходят за пределы предприятий. Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями и сбоями в технологическом цикле, которые не представляют опасности для населения, но в результате, которых предприятия из-за простоя терпят значительные убытки.

ЛСО решает следующие задачи:
Оповещение и информирование персонала потенциально-опасного объекта (ПОО) и населения, проживающего в районе его размещения, при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации;
Оповещение руководящего состава ПОО, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС, организаций и учреждений, расположенных в 2,5 км зоне возможного заражения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Опыт применения комплекса АСО для построения ЛСО ПОО показал, что новый комплекс имеет следующие преимущества:
Применение системы громкоговорящей связи позволило снять с эксплуатации электросирены и применять данное оборудование одновременно для озвучивания территории предприятия, производственных и административных помещений, а при необходимости и прилегающей территории:
Для оповещения работников предприятия и населения прилегающих территорий по сигналам РСЧС как в режиме сиренного звучания, так и режиме передачи речевой информации;
Для оповещения работников по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Для передачи объявлений различного назначения;
Для трансляции радиопрограмм. При этом зона озвучивания выбирается исходя из необходимости в соответствии с прогнозом возможной обстановки.

Применение системы АСО позволило снять с эксплуатации аппаратуру СЦВ (стоимость оповещения абонента аппаратурой АСО в 35-40 раз ниже, чем аппаратурой СЦВ) и применять данное оборудование методом передачи речевых сообщений по служебным, домашним, сотовым и другим телефонам для оповещения:
Руководителей предприятия и других организаций, работников предприятия, органов КЧС, диспетчерских и оперативных служб, аварийно-спасательных служб по сигналам РСЧС, по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Руководителей и работников предприятия по сигналам мобилизационной готовности;
Работников предприятия для передачи срочных информационных сообщений как в рабочее время по служебным телефонам, так и в не рабочее время по домашним и сотовым телефонам.

Развертывание ЛСО различных ПОО на базе комплекса АСО показало во всех случаях значительный экономический эффект как на стадии развертывания, так и при эксплуатации. Эксплуатация ЛСО на базе комплекса АСО показала:
Высокую гибкость системы, возможность создания множества вариантов оповещения на основе прогноза возможной обстановки, обусловленных принципом работы, в том числе и по коммутируемым каналам связи, сетям передачи данных;
Возможность ее интеграции в АС ОСОДУ;
Возможность ее двойного применения;
Автоматизированное управление процессом оповещения от АСЦО города и области;
Сопряжение с существующей системой оповещения, выполненной на аппаратуре П-164 и П-160 на аппаратном и программном уровнях;
Документирование распоряжений на оповещение органов управления, КЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС;
Высокую оперативность в работе, возможность ее использования для сбора и обмена оперативной информацией;
Возможность оповещения руководящего состава в системах сотовой и транкинговой связи;
Возможность совмещения в одной аппаратуре (система громкоговорящей связи) функций электросиренного озвучивания и звукофикации территорий и объектов;
Небольшие капиталовложения на ее создание (в 30-40 раз меньше по сравнению с П-164);
Низкую стоимость, а в некоторых случаях и отсутствие затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание;
Применение различных каналов связи при построении в зависимости от существующих возможностей, экономической целесообразности;
Размещение аппаратуры на пунктах управления РСЧС. Эксплуатация систем на различных потенциально-опасных объектах показала их высокую эффективность, надежность, гибкость и оперативность при проведении различных вариантов оповещения во время еженедельных проверок и задействовании по назначению в ходе учений и реальных чрезвычайных ситуациях.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить жителей любого населенного пункта от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов.

Подобная схема защиты граждан крайне важна для обеспечения безопасности.

Что стоит понимать под оповещением

Данное определение используется для описания комплекса мер, которые позволяют заблаговременно предупредить жителей о возможных чрезвычайных ситуациях, а также их последствиях. Для этого может использоваться телевизионное и радиовещание, сирены и другие системы информирования граждан.

При этом об опасностях, чрезвычайных ситуациях и потенциальных угрозах подразумевает определенную реакцию со стороны жителей населенного пункта. Как только прозвучал вой сирен, нужно без промедления включить радио или телевизор для того, чтобы услышать обращение штаба по делам гражданской обороны либо же местных органов власти.

Данная информация позволит узнать о том, что именно происходит, каковы масштабы разрушений и ожидаемые последствия. Жители также получат инструкцию относительно дальнейших действий.

С того момента, как прозвучали сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, нужно позаботиться о том, чтобы средства информирования были постоянно включены. При подобных обстоятельствах радиотрансляционные узлы в населенных пунктах, подвергшихся опасности, переводят на режим работы в течение круглых суток.

Получать нужные сведения относительно дальнейших действий крайне важно, поскольку это поможет избежать значительного ущерба и даже сохранить жизнь.

Наиболее распространенные ЧС

Если обратить внимание на статистику чрезвычайных ситуаций, то можно обнаружить, что все они относятся к одной из трех ключевых групп. Речь идет о ЧС техногенного, экологического и природного характера.

Что касается последствий ЧС, для защиты от которых используются средства оповещения населения о чрезвычайных ситуациях,то они могут сводиться к разрушениям следующих видов:

Механических;

Акустических;

Электромагнитных;

Информационных;

Биологических;

Радиационных;

Тепловых;

Химических.

Один из ключевых признаков любого поражения - это его масштаб, для характеристики которого используется определение зоны воздействия конкретного разрушительного фактора.

Оповещение населения о - основы

Итак, от того факта, насколько грамотно будет организована данная о ЧС, зависит уровень потенциальной угрозы жизням граждан. Поэтому ключевым фактором здесь является время.

Именно по этой причине на территории РФ в каждом населенном пункте находится ретрансляторный узел. Интересным является тот факт, что столь крупная ретрансляционная сеть есть только в России. Для того чтобы создать комплексный эффект, установлены областные, краевые и республиканские телевизионные центры, местные и широковещательные радиостанции.

Населения о чрезвычайных ситуациях, помимо использования описанных выше средств, подразумевает также наличие на крупных производствах и зданиях соответствующих сирен, при помощи которых можно извещать население о появившейся угрозе.

При этом непосредственно сам вой сирен с 1988 года означает не воздушную тревогу, а необходимость обратить внимание на экстренную информацию. Другим словами, как только жители услышат сирены, им нужно включить все средства трансляции - радио и телевизоры.

Использование речевой информации

Для того чтобы эффективно отреагировать на различные угрозы, штабы ЧС и ГО, совместно с органами власти, формируют определенные обращения, при помощи которых можно будет дать сжатую и предельно актуальную информацию населению тех городов и регионов, которые подверглись опасности. Для этого изначально моделируются различные возможные ситуации, для каждой из них составляется текст.

Например, в случае химической угрозы организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях будет включать донесение гражданам следующей информации:

Предупреждение об аварии на конкретном предприятии;

Извещение о сути угрозы (утечка какого вещества произошла);

Обозначение направления, в котором двигается облако ядовитых испарений;

Перечисление улиц и районов населенного пункта, попадающих в зону заражения;

включаетинструкции относительно блокировки окон и дверей, а также герметизации квартиры;

Информирование о недопустимости нахождения в подвалах и нижних этажах помещений;

Извещение о том, жители каких районов и домов вынуждены покинуть свои квартиры и рабочие места;

Подобный порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должен быть рассчитан на 5-минутную речь, повторяющуюся несколько раз подряд.

Если же придется иметь дело, скажем, с наводнением, то жителей предупредят о факте угрозы затопления и назовут конкретные места города, которые находятся в зоне поражения. После этого последует информация о том, что необходимо перенести все запасы провизии и нужные вещи на верхний этаж здания или чердак. Жители также получат сведения о том, в каком направлении нужно двигаться в случае эвакуации. О самой необходимости покинуть здания тоже сообщат. Далее последует весь комплекс сопутствующих инструкций.

Как можно заметить, независимо от природы ЧС, схема речевого оповещения остается приблизительно той же.

Если произошла авария на АЭС, то запускается сигнал «радиационная опасность». Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, в частности, риска облучения, должно быть произведено во всех населенных пунктах, которые могут оказаться на пути движения облака с радиоактивными элементами.

За таким сигналом звучит речевая инструкция о необходимости использования ватно-марлевой или тканевой противопылевой повязки, а в случае наличия - респиратора. Если данные средства защиты отсутствуют, то стоит воспользоваться противогазом. Также понадобится подготовить и взять с собой средства индивидуальной медицинской защиты, запас продуктов и все предметы, попадающие в категорию первой необходимости. С этим багажом важно не просто перемещаться, а двигаться в сторону ближайшего Все эти действия станут возможны только в том случае, если будет присутствовать организация своевременного оповещения населения при чрезвычайных ситуациях.

Важные нюансы при организации информирования населения

Прежде всего необходимо обеспечить трансляцию всех актуальных сведений и рекомендаций при помощи доступных средств связи. Но, помимо этого, нужно позаботиться о том, чтобы в 5-минутном обращении содержалась вся необходимая информация, которая позволит сохранить жизнь граждан, оказавшихся в зоне поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуацияхкрайне важно еще и по той причине, что отсутствие конкретных данных и соответствующей реакции местных властей в случае ЧС способно создать условия для возникновения панических настроений. Стоит отметить, что паника потенциально опасна не менее, чем сама угроза.

Более того, информационный блок должен быть понятным. То есть люди, услышав информацию и рекомендации, должны осознать ее без искажений и неверных выводов.

Альтернативное использование инструментов оповещения

Есть ряд угроз, которые не попадают в категорию ЧС. В качестве примера можно привести военную тревогу. В этом случае используется та же сирена, что и при возникновении ЧС, только в сообщении звучит текст об угрозе воздушного или другого вторжения с последующими инструкциями. После привлечения внимания может быть озвучена любая актуальная информация в рамках сложившейся ситуации.

Очевидно, что нынешние способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях имеют определенные преимущества и достоинства. Прежде всего, это возможность быстро привлечь внимание людей в любой точке страны. К тому же подобная система универсальна, поскольку ее можно использовать для любых оповещений, в том числе и в военное время. Еще одно ключевое достоинство - это полноценное и быстрое информирование всех жителей, которые находятся в группе риска. И все это возможно благодаря системам централизованного оповещения, которые базируются на проводном вещании, сетях связи и специальной аппаратуре с электросиренами.

Системы оповещения локального типа

Разбираясь в том, как происходит оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,стоит уделить внимание и этим системам. Они необходимы для оперативного информирования жителей об авариях на химически опасных предприятиях, АЭС, гидроузлах и различных объектах, где риск возникновения катастроф повышен.

При помощи локальных систем можно в короткие сроки оповестить о возникновении угрозы вследствие аварии персонал самого предприятия, а также руководство всех учреждений и организаций, которые находятся в непосредственной близости.

Для оповещения населения, находящегося в зоне потенциального поражения, такие средства информирования также прекрасно подойдут. При этом границы подобных зон фиксируются изначально, что позволяет сразу же определить план эвакуации и необходимую стратегию защиты жителей.

В качестве ключевого преимущества локальных систем можно определить их очевидную оперативность, которая очень важна при возникновении аварий и катастроф. Что касается решения о запуске данной системы, то его принимает дежурный диспетчер. Изначально активируются сирены близлежащего жилого массива и самого объекта в частности. После звука, который привлекает внимание жителей, звучит актуальная информация.

Такая система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должна включаться в максимально короткие сроки. Любое промедление в условиях ЧС может привести к человеческим жертвам.

Кто отвечает за работу системы

Очевидно, что, кроме технической составляющей, важным является человеческий фактор. От квалификации и реакции дежурного персонала напрямую зависит тот факт, насколько эффективной окажется организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях при конкретных обстоятельствах.

Что касается более глобальных организационных моментов, то ими занимаются уже начальники штабов ЧС и ГО, причем независимо от того, какой они имеют ранг. А непосредственной поддержкой связи и ее изначальным обеспечением должны заниматься начальники служб оповещения населенных пунктов (объектов экономики, районов, городов, областей). В их обязанности входит контроль за состоянием воздушных и кабельных линий, а также аппаратуры связи.

Эвакуация

Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях может включать и финальный этап организации защиты населения, а именно - вывоз их с опасной территории.

Более того, эвакуация является одним из основных средств защиты жителей в случае возникновения ЧС. Суть этого комплекса мероприятий сводится к тому, что люди массово переселяются из районов и населенных пунктов, где есть риск получить ущерб здоровью вследствие различных видов угроз (от ЧС до военного вторжения).

Особенно актуальной эвакуация является в том случае, если в регионе не хватает защитных сооружений для размещения в них нужного количества людей. При таких условиях только быстрый и грамотный вывоз/вывод жителей в безопасную область может помочь избежать существенных жертв.

Заключение

Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуацияхявляется важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС.

По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью.



Просмотров