Ольга Цейтлина: "Мы никогда не докажем, был вирус причиной смерти или нет". Теория всего Зачем сирийцы едут в Россию

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: Сегодня гостем нашей программы будет адвокат российского Комитета адвокатов в защиту прав человека Ольга Цейтлина. Ольга Павловна, мне хочется спросить вас прежде всего о том, как вы оцениваете информацию, которая только что прозвучала в обзоре прессы – о том, что Петербург до сих пор не имеет уполномоченного по правам человека, и как вы считаете, будет ли он выбран в этот раз?

Ольга Цейтлина: Сложно сказать, но вот, как сказано в одном из заголовков, это уполномоченный губернатора, по сути дела. Если есть социальный заказ, определенное давление, то он будет избран, а если нет, то можно еще побороться за приоритет неправительственных организаций.

Татьяна Валович: Можно рассчитывать на более независимую фигуру?

Ольга Цейтлина: Да, хотя сложно в данных условиях.

Татьяна Валович: Вы знаете, тема защиты прав человека обсуждается в эти дни в Петербурге, и в свете работы конституционных или, как их называют, уставных судов, нередко создание новых правовых актов сопровождается скрытыми ошибками, что приводит к тому, что тот или иной правовой акт не соответствует Конституции, а следовательно нарушаются права граждан. Для рассмотрения подобных коллизий российской судебной системой предусмотрено создание уставных судов, однако, их формирование в российских регионах идет довольно медленно. Репортаж об этом подготовила наш корреспондент Татьяна Вольтская:

Татьяна Вольтская: Действующий федеральный закон о судебной системе предусматривает создание уставных конституционных судов только как возможность. Лишь в том случае, если норма закона станет обязательной, эти суды появятся везде. А пока они созданы только в 16 субъектах Российской Федерации. За время своего существования конституционные и уставные суды России рассмотрели всего 393 дела. Казалось бы, на всю Россию с начала 90-х годов это скромная цифра. Но уполномоченный представитель президента в Конституционном суде Российской Федерации Михаил Митюков считает ее внушительной, и вообще, создание уставных судов, по его мнению, двигается в нормальном темпе.

Михаил Митюков: Нужно многие проблемы сейчас решать на федеральном уровне, может быть, даже через закон об основах конституционной юстиции или правосудия в Российской Федерации, нужно корректировать Гражданско-процессуальный кодекс в части распределения полномочий между конституционными и уставными судами, и судами общей юрисдикции, и будущими судами административной юстиции, которые предстоит еще создать в стране. Между тем, формирование уставных конституционных судов в регионах идет медленно. Эти суды - обязательное условие реального разделения властей. Именно они способны обеспечить защиту прав граждан. Неудивительно, что частое их создание в субъектах Федерации встречает решительное противодействие местной исполнительной власти. Ольга Гай, советник омбудсмана Астраханской области, где уставного суда до сих пор нет, считает, что формирование этих судов в России в зачаточном состоянии:

Ольга Гай: Насчет того, что все очень хорошо идет, сказать не могу. Я, наверное, один из представителей регионов, где уставный суд не существует. Он не сформировался и не функционирует. У нас в регионе только ставится вопрос о том, необходимо ли создание такого органа. Те субъекты, где это существует, подавляющее число субъектов, где этого нет, а иногда как раз идеи создания таких органов вызывают ярое отторжение. Но даже там, где уставные суды есть, проблема часто заключается в том, что граждане не имеют право туда обращаться. Все это требует скорейшего изменения законодательства, иначе получается, что Конституция гарантирует защиту прав граждан, а судов для обеспечения этой защиты нет.

Татьяна Валович: Ольга Павловна, а как бы вы вообще оценили нынешнее состояние российской судебной системы с точки зрения защиты прав российских граждан?

Ольга Цейтлина: Сложно оценить это состояние, но если в общем сказать, то суды и вообще судопроизводство в России неэффективно. Есть ряд решений Европейского суда против Российской Федерации о том, что этот механизм как таковой защиты прав граждан существует, но его эффективность в общем далека от совершенства. Поэтому если рассматривать уставные суды как определенную ветвь, она не может быть в отрыве от общего судопроизводства, и этой системы, которая очень, так сказать, неэффективна, очень сложно для простого гражданина получить эту судебную защиту. Да, безусловно, низкие госпошлины, и нет определенных стандартов написания заявлений, они могут обратиться. Но сам механизм и процесс подачи заявлений у граждан вызывает очень большие затруднения, и тут им не обойтись, безусловно, без профессионалов, адвокатов, которые помогут им обратиться за судебной защитой. Но они имеют такое право, и в том числе граждане могут обращаться и в Конституционный суд, если их права нарушены и применен закон, который не соответствует Конституции. Конституционный суд - один из таких эффективных и хороших механизмов, которые помогают защищать права человека.

Татьяна Валович: Ольга Павловна, а вот, скажем, по прошествии последних месяцев ваша деятельность - с какими делами преимущественно вам приходилось сталкиваться, какую помощь оказывать гражданам?

Ольга Цейтлина: В последние месяцы основная проблема - гражданство иностранных граждан и лица без гражданства, которые находятся на территории Российской Федерации. В связи с тем, что принято много новых нормативных актов, определяющих права и обязанности иностранных граждан, и граждан Российской Федерации, которые вдруг таковыми перестали признаваться, основное количество обращений - это лица, которые вдруг потеряли свое гражданство. То есть, они признавались гражданами, выполняли все права и обязанности граждан РФ, и им отказывают в обмене паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации, в результате они теряют всю совокупность прав и обязанностей, вот эту устойчивую связь с государством, и они находятся в подвешенном состоянии, и вынуждены претерпевать многочисленные негативные последствия, вплоть до депортации с территории России.

Татьяна Валович: К счастью, принято решение о том, что будет продлен обмен паспортов гражданам, которые еще не сумели обменять их, но скажите пожалуйста, есть ли, доведены ли до как бы паспортно-визовых служб эти законы и нормативные акты, которые были приняты МВД? Насколько я знаю, в Астраханской области милиционеры еще с 1 января заявляли, что они начнут штрафовать граждан, которые не обменяли российские паспорта.

Ольга Цейтлина: Действительно, внесены изменения в федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, и опубликовано постановление правительства о признании действительными до 1 января 2006-го года паспортов гражданина СССР образца 1974-го года. Но в этом постановлении и вообще законе о внесении изменений речь идет только об определенной категории граждан. Основная категория - это те граждане, которые имеют регистрацию по месту жительства в паспорте бывшего СССР. Для этих граждан срок действия паспортов до 2006-го года, значит, они могут обратиться за приобретением гражданства Российской Федерации. Остальные граждане, которые не имеют этой регистрации, - она не является правообразующим фактором, и, как высказывался и Конституционный суд, и Верховный суд России, она не порождает никаких прав и обязанностей. Для этой большой категории граждан, которые не имеют регистрации по месту жительства, а имеют, например, регистрацию по месту пребывания, или вообще не имеют регистрации, для них проблема стоит очень остро, они, безусловно, могут быть оштрафованы, и, наверное, то, что накладывают штрафные санкции - это не только незнание законов, но и нежелание понимать и следовать тем принципам, которые заложены в Конституции, о том, что права человека - это высшая ценность. Это просто нежелание и бездействие. Когда были приняты законы о положении иностранных граждан и о гражданстве, органы паспортно-визовых служб годами бездействовали. Они не принимали заявлений вообще, в результате выстраивались тысячные очереди, запись шла на несколько месяцев вперед, и только сейчас стали принимать заявления по майскому закону о правовом положении иностранных граждан и гражданстве. Сейчас выходят его изменения, опять после их выхода и публикации соответствующие изменения в нормативные акты не вносятся. И опять то же самое: мы сталкиваемся с бездействием или незнанием закона.

Татьяна Валович: Ольга Павловна, на территории Петербурга и Ленинградской области есть определенная категория граждан, которая относится к беженцам из Чечни и вынужденным переселенцам. Если у них нет на сегодняшний момент российского гражданства, и они не имеют прописки, потому что государство не предоставило им до сих пор жилья взамен за утраченное, что им делать? У вас в практике есть такие случаи обращений граждан?

Ольга Цейтлина: Да, у нас очень много обращений граждан, жителей Чеченской Республики, но я сразу хочу сказать, что это российские граждане, так как Чечня - это территория России. И совершенно неправомерно, и даже, я бы сказала, вредно, когда работники паспортно-визовых служб говорят, что у вас в паспорте нет штампа о приобретении российского гражданства. Его и не должно быть, так как Чечня - это территория России, она не отделялась, и поэтому эти граждане имеют всю совокупность прав, как и любой гражданин Российской Федерации. Проблема в том, что им также не обменивают их паспорта, и говорят, что нужно выехать в Чечню, и по месту регистрации, месту жительства, в Чечне обменять паспорта. Зачастую это связано с риском для жизни. К нам обращались лица, которые, совершив такую поездку, просто стали инвалидами и пережили тяжелейший эмоциональный шок, но и та категория граждан, которая имеет статус вынужденных переселенцев, то есть, государством признано, что им опасно, что они подвергаются преследованиям на территории Чечни, безусловно, им должны обменивать паспорта по месту фактического проживания, или по месту регистрации по месту пребывания. Здесь также масса отказов, и благодаря обращениям в суд мы решаем эти проблемы. Есть судебные решения, по которым обязывают органы паспортно-визовых служб обменять паспорта там, где гражданин фактически проживает, если он доказывает, что в Чечню он не может вернуться по состоянию здоровья, в силу каких-то иных причин, или имеет статус вынужденного переселенца. При этом государство признает, что ему опасно подвергаться риску преследования. Но есть и другая проблема: в настоящее время власти отказывают в получении статуса этого вынужденного переселенца. Считают, что нет препятствий к обустройству, то есть, что гражданин прекрасно обустроен, если имеет эту самую пресловутую регистрацию у родственников на двух метрах, либо он должен поехать в то место, откуда он прибыл, как, например, в Чечню, и там, якобы, нет никаких препятствий, ничто не мешает начать мирную жизнь. Хотя, безусловно, в настоящий текущий момент это абсурдно.

Татьяна Валович: Да, безусловно, тем более что ни компенсаций они не получили, ни какой-то поддержки от государства?

Ольга Цейтлина: Да, фактически они не получили компенсаций, но часть граждан эту компенсацию получила, но она настолько мала, и это признано Верховным судом, что на нее нереально приобрести жилье и обустроиться. Поэтому эта компенсация не возмещает реальную утрату. Поэтому эти лица тоже не обустроены, и, приезжая в разрушенную Чечню, они хотят, есть соответствующее постановление правительства, они могут получить компенсацию, если проживают в Чечне, но как она реально будет выплачиваться, и будут ли вернувшиеся туда граждане получать деньги на руки - это большой вопрос, потому что пока к нам обращаются лица, которые ничего не получили: ни компенсации, ни материального возмещения морального вреда, и даже они остаются без паспортов. Задавать вопрос о том, российские ли они граждане – просто смешно.

Татьяна Валович: У нас в эфире слушатель. Слушательница: Я звоню по вопросу собственности. Мы инвестировали в дом. Два года живем в этом доме. Права собственности получили через суд. В настоящее время над частью дома застройщик решил строить жилье в обмен на получение элитной земли в Павловске, чтобы расселить там дом неблагополучный. Мы обращались и к губернатору, и во все органы, всюду получили отписки, что это незаконно, но мер никто не принимает. А ТСЖ наше является карманным и идет на поводу у застройщиков, как нам быть?

Ольга Цейтлина: Я считаю, в данном случае, если вы имеете какую-то переписку и официальные отказы, вам нужно обращаться в суд за защитой своих прав, или о приостановлении строительства, нарушающего права, либо с иском об оспаривании неправомерных действий, если вы считаете, что ваши права нарушены, тем более права собственника, и есть этому доказательства...

Татьяна Валович: У нас есть еще один вопрос от слушателя, здравствуйте, вы в эфире. Слушательница: У меня такой вопрос: у меня сын находится сейчас за границей, и он не может сейчас поменять паспорт, несмотря на то, что он здесь родился, работал, и все. Не будет ли у него проблем, если он в этом году не поменяет паспорт?

Ольга Цейтлина: Надо иметь в виду, что граждане, которые родились на территории Российской Федерации, затем выехали за ее пределы и далее вернулись на территорию Российской Федерации, независимо от времени возвращения, если они не приобрели гражданство иного государства, являются гражданами РФ. Об этом говорит закон о гражданстве, об этом говорит постановление Конституционного суда. Поэтому ваш сын, если он не приобретал гражданства иностранного государства, при возвращении должен получить паспорт российского гражданина.

Татьяна Валович: Тем более, у него наверняка сохранилась регистрация.

Ольга Цейтлина: Но даже если он ее и не имел, если он по рождению гражданин Российской Федерации - никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Если он гражданства не менял, он - гражданин РФ. В этом случае, наверное, стоить обратиться в консульство, заявить о своем желании обменять паспорт, чтобы впоследствии не было санкций в связи с тем, что гражданин не обратился в срок, предусмотренный для обмена паспортов.

Татьяна Валович: У нас еще вопрос от слушателя. Слушательница: Я адвокат из Москвы, и хотела бы сделать небольшое замечание по поводу услышанного – о миграционной политике. Речь шла о том, что миграционное законодательство должно следовать потоку иммигрантов, интересам потока иммигрантов, которые идут с тех территорий, на которых каким-то образом ущемляются их права. Вот они не могут туда вернуться, следовательно, им нужно предоставить все права существовать здесь. Однако на этот вопрос можно посмотреть совершенно с другой стороны. Это тот электорат, который должен вернуться к себе домой, и создать там ситуацию, чтобы у них была нормальная жизнь, а не ехать сюда и устраивать ненормальную жизнь здесь. И если пытаться решить это таким инструментом, как уставные суды, то каждый человек, работающий сейчас в правоохранительной системе, знает, что все структуры в интервале между судом первой инстанции и Верховным судом абсолютно неэффективны. Совершенно аналогична будет ситуация, когда между гражданином и Конституционным судом поставят уставной суд. Граждане будут абсолютно бесправны, и все, что будет - дополнительный доход для адвокатуры, которая будет специализироваться в области прав человека. Это очень доходная статья, и поэтому, безусловно, определенные правозащитные организации стоят на тех позициях, что нужно создавать новые инстанции. Гражданам, я думаю, это ничего не даст, так же, как Мосгорсуд, который в народе называется "Мосгорштамп".

Ольга Цейтлина: Я хотела бы сказать, что, безусловно, существует такое мнение... Особенно по поводу первой части вопроса, что законодательство как раз регулирует потоки миграционные - мы говорим о гражданах, которые уже проживают здесь десятки лет, имеют семьи, детей, можно сказать, защищали нашу страну, жизни отдавали, и они вдруг перестали быть гражданами, росчерком пера их вычеркнули. И говорить о том, что они должны куда-то выехать и потом въехать с какими-то миграционными картами, действительно абсурдно. Поэтому, наверное, и внесены изменения в закон о гражданстве, касающиеся и инвалидов, и ветеранов. Но они не решают проблему в целом, когда есть семьи и дети.

Поток беженцев из Сирии захлестнул Европу: через Венгрию переселенцы направляются в Австрию и Германию. Германское правительство готово принять 35 тысяч беженцев. Более 4 миллионов человек направилось в Турцию, Ливан, Иорданию, Ирак и Египет. По данным Amnesty International, Россия, как, например, Япония или Южная Корея, официально не предоставила мест для переселенцев, однако юридически возможность остаться в стране у сирийцев все-таки есть.

«Бумага» поговорила с Ольгой Цейтлиной - адвокатом, сотрудничающим с правозащитным центром «Мемориал», о том, как на самом деле в России обстоит дело с беженцами из Сирии.

Как они оказываются в Петербурге, почему из-за правовых коллизий ни оставить, ни выслать в зону военного конфликта беженцев нельзя и как нелегальными мигрантами становятся сирийцы, которые давно живут в России, - рассказывает правозащитник.

Ольга Цейтлина

Адвокат-правозащитник из организации «Миграция и право»

Зачем сирийцы едут в Россию

Сирийские беженцы, спасая свои жизни, ищут безопасные страны. Иногда перевозчики их обманывают, говоря, что привезут в Европу, а привозят в Россию - это распространенный случай. Некоторые сами выбирают Россию из-за родственников или знакомых (в Петербурге существует диаспора сирийских беженцев), но это скорее исключение, чем правило. Реальной помощи от властей они не получают, так как в регионе отсутствует центр приема и размещения мигрантов.

Важно знать, что при незаконном нарушении границы от ответственности освобождает только то, что человек обратился за убежищем. Те, с кем работаем мы, в России убежища не просили, а просто попытались выехать из нашей страны.

После вынесения судебного решения людей направили в Центр для выдворения в Красном Селе, оттуда, по закону, их принудительно должны отправить в Сирию, но это недопустимо, потому что у них на родине идет война. При возвращении человек может быть убит, то есть будет нарушено его право на жизнь. Мы не можем принудительно возвращать людей в зону военного конфликта, это противоречит нормам международного права.

При незаконном нарушении границы от ответственности освобождает только то, что человек обратился за убежищем

Наши госорганы не понимают, что люди находятся долгое время незаконно на территории России не потому, что они преступники-злодеи. Иногда беженцы из-за языковых проблем и незнания неправильно формулируют свою просьбу. Они не знают, куда обращаться, каков механизм предоставления убежища, так как фактически никакой информации ни на границе, ни в полиции нет.

Часто они обращаются к полицейским, которые не направляют их в миграционные органы, а сразу оформляют протокол об административном правонарушении либо передают его в органы УФМС. Там автоматически запускается процедура по привлечению их к ответственности и последующему выдворению.

На что могут рассчитывать сирийцы в Петербурге

Официально право на получение временного убежища сроком на год у сирийцев есть, но это не всегда работает, особенно в больших городах - в Москве и Петербурге. Например, в Иваново получить временное убежище оказалось проще. Там это удалось людям, которым в Петербурге отказали даже в запуске процедуры предоставления убежища. В отличие от украинцев, для сирийцев не существует нулевой квоты на предоставление убежища (украинцам не только временное убежище, их документы не принимали вообще со ссылкой на отсутствие квоты на Санкт-Петербург и Ленинградскую область - прим. «Бумаги» ).

Сирийские беженцы чаще приезжают в большие города. К нам за помощью в последние три месяца обратилось более десяти человек. Однако в Петербурге их намного больше, просто в нашу организацию люди обращаются только тогда, когда они уже на процедуре выдворения и не могут получить убежище.

Мы не можем принудительно возвращать людей в зону военного конфликта, это противоречит нормам международного права

Причин для отказа достаточно много. В ряде случаев документы не принимаются, так как человек уже какое-то время незаконно находится на территории Российской Федерации. Если у людей нет действующей визы, регистрации и работы, им отказывают со словами, что они нарушают нормы российского законодательство. Но тут опять возникает противоречие: есть беженцы, которые из-за военной ситуации просто не смогли вернуться в Сирию и продлить визу для учебы, например. Они вынужденно нарушили закон. Их тоже выдворяют, и возникает ситуация, которая называется refugee sur place - «беженцы на месте». Другим отказывают из-за того, что сообщены недостоверные сведения или человек не обратился в срок, хотя он просто мог не знать, когда и куда обращаться.

Российские законы и Европейский суд по правам человека

Несколько попыток выдворить сирийских беженцев из России удалось довести до Европейского суда по правам человека. И только тогда Ленинградский областной суд отменил решение о выдворении некоторых выходцев из Алеппо в зону военного конфликта. Тогда Европейский суд задал важнейший вопрос: учитывалась ли при принятии решения военная ситуация в Сирии. Как правило, этот вопрос судом не обсуждается вовсе ни в случае с сирийскими беженцами, ни в случае переселенцев с Украины. Между тем необходимо учитывать общественно-политическую ситуацию в стране исхода и исследовать вопрос о том, будет ли такое возвращение безопасно для заявителя.

В Иваново получить временное убежище оказалось проще. Там это удалось людям, которым в Петербурге отказали даже в запуске процедуры предоставления убежища

Людей, ожидающих выдворения, помещают в специальные учреждения в Красном Селе. Местные условия содержания также рассматривал Европейский суд по правам человека в рамках дела «Ким против России». В июне 2014 года и ЕСПЧ, и Правительство РФ признали условия содержания бесчеловечными и нарушающими статью 3 Европейской конвенции. Однако с тех пор они фактически не изменились. При этом никаких центров временного размещения беженцев, которые получили право на временное убежище, нет ни в Петербурге, ни в Ленинградской области, ни в Москве.

Как к беженцам относятся в обществе

Сейчас россияне даже к «своим» украинским беженцам настроено негативно, хотя раньше поддержка была. Говорят, зачем эти беженцы нужны нам, у нас своих проблем хватает, они занимают наши рабочие места, вызывают дополнительную нагрузку на инфраструктуру. К сирийским беженцам отношение еще хуже. Это люди совсем другой культуры, религии, могут быть совсем другой внешности и говорят на другом языке. Люди склонны ассоциировать сирийцев с ИГИЛ, подозревать в них террористов. Если люди опасаются беженцев из Украины, то по сирийским беженцам найти какого-нибудь волонтера кажется просто нереальным в Петербурге, да и в России вообще. Кому-то удается найти приют через церкви, но это происходит очень редко. Общество не понимает, зачем сирийским беженцам, да и беженцам вообще предоставлять защиту.

Пока Минюст продолжает регистрировать российские некоммерческие организации как «иностранных агентов» после принятия соответствующего закона, появились еще два законопроекта, угрожающие общественным организациям, которые получают финансирование из «стран агрессоров» или помогают выходцам из этих стран. «Еженедельный бюллетень Европейского совета по делам беженцев и вынужденных эмигрантов» поговорил с Ольгой Цейтлиной , адвокатом и представителем регионального отделения сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал», занимающейся правами мигрантов, о сегодняшней обстановке вокруг некоммерческих организаций (НКО) и помощи беженцам в России. Сеть юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев «Миграция и Право» предоставляет бесплатную юридическую и другую помощь беженцам, людям, ищущим убежища, и мигрантам. Это одно из направлений деятельности общества «Мемориал».

Как закон об «иностранных агентах» влияет на деятельность «Мемориала»?

Правозащитный центр «Мемориал», «Агора», «Женщины Дона», Ассоциация «Голос», «Голос Беслана», Комитет против Пыток, Комитет солдатских матерей Санкт-Петербурга и другие общественные организации, несогласные с политикой властей, были включены в реестр «иностранных агентов» и многие были оштрафованы на суммы от 100 до 300 тысяч рублей (от 1500 до 6000 евро).

На сегодня в реестре уже 47 российских НКО. На всех своих публикациях такие НКО должны указывать, что публикации сделаны «иностранным агентом». За невыполнение этого требования НКО может быть оштрафована, а ее руководители – понести и уголовное наказание.

Закон об иностранных агентах вместе с новыми законопроектами о «нежелательных организациях» и о «введении мер защиты национальной экономики Российской Федерации и ограничении деятельности юридических лиц и граждан стран-агрессоров на территории Российской Федерации» угрожают гражданскому обществу, так как они вводят уголовную ответственность сроком до восьми лет тюремного заключения за работу на организации и граждан «стран-агрессоров», а также за любую помощь им - даже за юридическую или консультационную.

Организации могут считаться «нежелательными», если они получают финансирование из «стран-агрессоров». Российские власти в этом законопроекте считают страны ЕС, США и Японию «агрессорами», то есть странами, которые ввели санкции против Российской Федерации.

Таким образом, новые законопроекты и практики правового принуждения связаны с продолжающимся давлением на гражданское общество, неправительственные организации и гражданских активистов, которые защищают права человека в России.

Какова ситуация с беженцами из Украины?

Российская Федерация приняла людей из Украины и дала им временную защиту. Статус беженца дают небольшому количеству людей, которые во время протестов на Майдане боролись на стороне предыдущего украинского правительства, а также тем, кто организовывал процесс выборов в Луганске и Донецке с целью легитимизации самопровозглашенных республик.

В основном предоставляется временное убежище. Это временная защита, которая дает людям право жить и легально работать на территории Российской Федерации в течение одного года, но не дает права на жилье или финансовую поддержку, поэтому большинство украинцев живут у родственников или сами снимают жилье, сами себя обеспечивают.

Где в России селятся беженцы из Украины?

Предполагается, что украинцы не будут селиться в Крыму (который российские власти считают регионом России), Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, поскольку в этих регионах установлена «нулевая квота» на прием мигрантов, т.е. их вынуждают переезжать в регионы Сибири и на север страны.

Летом 2014 года власти принимали заявления на получение убежища в больших городах от людей, у которых есть прямые родственники первой линии в этих населенных пунктах, но это правило не всегда применяется должным образом.

Например, в августе 2014 года мы работали над случаем женщины-инвалида из Донецкой области, которой не разрешили подавать на убежище в Санкт-Петербурге, хотя ее дочь и зять получили статус временного убежища именно там.

Мы сталкивались со случаями, когда в Москве и Санкт-Петербурге людям не давали доступ к процедуре получения убежища, в 2015 году ситуация ухудшилась. И это несмотря на то, что Федеральная миграционная служба России пояснила: отказ в доступе к этой процедуре определения статуса недопустим. В разных регионах бывают разные основания для отказа в регистрации заявлений на убежище, например в Санкт-Петербурге – отсутствие близких родственников в городе, где подается заявление, или «нулевая квота». Это нарушение Конвенции о статусе беженцев и российского законодательства об убежище.

При этом, хотя нахождение на территории России без регистрации или статуса временного убежища является административным правонарушением, мы не встречали случаев, чтобы беженцев массово задерживали или штрафовали. Но без регистрации или временного убежища люди находятся в стране нелегально, поэтому они не могут работать, получать медицинскую помощь, а их дети не могут пойти в школу.

Был ли кто-то насильно возвращен в Украину?

Мы не думаем, что такое случалось. Мы обжаловали все случаи принудительного возвращения, и обычно людей освобождали. Хотя есть, например, один человек из украинской Горловки, который находится в учреждении для временного содержания иностранных граждан в Санкт-Петербурге с 5 января 2015 года, потому что у него нет регистрации и суд постановил его выдворить. Его заявление на получение убежища, написанное в учреждении в январе 2015, до сих пор не рассмотрено.

Каково в России положение беженцев из Украины, по сравнению с положением беженцев из других стран?

Положение украинских беженцев лучше. Тысячи украинцев получили временное убежище, тогда как у большинства беженцев из других стран нет никакого статуса. Сирийцам, сирийским палестинцам, египетским коптам, например, в Санкт-Петербурге трудно даже попасть на прием в миграционную службу, потому что управления переполнены гражданами Украины. Другим беженцам не удается продлить их годовой временный статус. Мы обратились с этой проблемой к руководству ФМС и получили ответ, что будет выделен отдельный штат для работы с людьми не из Украины, в том числе нуждающихся в переводчике.

В 2013 году 13 сирийцев были задержаны и выдворены на Родину. Мы подавали апелляционные жалобы по многим делам, по некоторым обращались в Европейский Суд по правам человека, и сегодня в учреждениях для иностранных граждан в Санкт-Петербурге содержится всего один гражданин Сирии с целью выдворения, а в целом суды второй инстанции, отменяя решения о выдворении, со ссылками на нормы международного права, указывали, что в связи с войной людей невозможно выдворять в Сирию. Мы рады, что судьи Санкт-Петербурга и Ленинградской области руководствуются в этом вопросе нормами международного права.

Другая системная проблема заключается в том, что люди без гражданства из стран бывшего Советского Союза могут быть задержаны и заключены в учреждение для выдворения на срок до двух лет, если нет страны, куда их возможно выдворить, и прекратить заточение в течение всех двух лет фактически невозможно. Почему людей продолжают удерживать в заключении, хотя реальных перспектив их выдворения нет?

Мы боролись с таким длительным содержанием в заключении людей без гражданства и 17 июля 2014 года выиграли в Европейском Суде по правам человека дело «Ким против Российской Федерации». Но мы знаем, что лиц без гражданства, находящихся в заключении, не освобождают при невозможности выдворения – когда ни одна страна не принимает их на свою территорию и лишение свободы перестает быть оправданным. В Санкт-Петербурге таких было как минимум десять человек. Пятерых недавно отпустили, основываясь на том, что «лишение свободы оправдано только в том случае, если принимаются реальные меры для выдворения и если государство действует с должным усердием». Однако выдворение как наказание для таких лиц не было запрещено. Это значит, что проблема долгого (двухгодичного) заключения с целью выдворения является системной проблемой российского законодательства.

Кроме того, во многих регионах в учреждениях для временного содержания мигрантов условия унизительные и бесчеловечные. Во многих регионах эти учреждения располагаются в бывших камерах или приемниках-распределителях. Они не предназначены и не оборудованы для длительного содержания людей. В таких камерах на одного человека приходится менее чем два квадратных метра площади, нет мест для приема пищи, людям негде гулять, заниматься спортом, нет мест для встреч и так далее. Долгие месяцы и годы их содержат в камерах в ожидании выдворения.

Как влияет деятельность Европейского Суда по правам человека на ситуацию с беженцами в России?

ЕСПЧ – наша единственна надежда. Суд предотвращает выдворение людей в страны, где они рискуют подвергнуться жестокому обращению. Это особенно важно, когда под угрозой выдачи или выдворения оказываются представители наиболее уязвимых групп, в частности – политические и религиозные деятели, люди, преследуемые в связи с этнической принадлежностью. ЕСПЧ помог изменить российскую правоприменительную практику по делам, касающимся экстрадиции в страны СНГ. Надеемся, эта практика станет частью российского правоприменения.

Спасибо за перевод Ренате Мустафиной .



Просмотров