Оценка сотрудников как процесс оптимизации результативности труда. Особенности кадровой работы на предприятии Пути преодоления «уравниловки»

Одной из задач корпоративного психолога является повышение у работников уверенности в себе и формирование у них адекватной самооценки.

Существует множество подходов к оиределени ю понятия «самооценка«, ее моста и роли вструктуре личности, взаимосвязис другими компонентами, влиянии на эффективность профессиональной деятельности, щюфосснональ- ную адаптацию.

Самооценка - это особое образование самосознания лич ностн, результат самопознания ее эмоционально-ценностного отношения ксебе. Она является важным внутренним рычагом саморегуляции поведения н деятельности индивида.

Самооценка как «отношение к себе*, по мнению Б.Г.Ананьева (1977), наиболее позднее, по сравнению с другими отношениями, образование, вместе с тем именно она завершает формирование характера индивида, определяя его целостность.

P.M.Грановская (1988) относит самооценку к наиболее значимым характеристикам личности и определяет ос как оценку человеком самого себя, своего положения в группе, своего отношения к другим людям, отношения к деятельности. Иными словами под самооценкой понимается система отношений. От самооценки зависит стремление человека к развитию, к самосовершенству, его активность.

Формирование самооценки, по мнению Р.М.Грановской, происходит путем ннтериоризации внешних оценок, которые представляют собой оценки человека другими людьми, во внутренние - как требование человека к самому себе. Формирование и укрепление самооценки происходит постепенно, сопровождаясь усилением способности к утверждению и отстаиванием своих жизненных идеалов.

По мнению Г.С.Никифорова (1996) самооценка представляет собой процесс сравнения какой-либо переменной с образцом, в результате этого субъект приходит к заключению о соответствии, либо несоответствии «объекта* и «эталона». При этом результат самооценивания может быть верным или неверным. Эго за висит как от индивидуально- психологических особенностей человека, так и от внешних факторов. Автор отмечает, что надежность самооценки во многом определяется навыками самоконтроля у лаиногоиндивида.Результатсамооценки.ставшийобъоктом самоконтроля, обеспечивает надежность и объективность такой самооценки.

По данным М.К.Тутушкиной и М.Ю.Ронгинского (1992) в самооценке выражается эмоционально-ценностное отношение к самому себе. С помощью самооценки человек может оценить свои способности, поступки, психологические качества, жизненные цели и пути их достижения, свое место среди других людей.

Так, существует самооценка реальных и потенциальных возможностей личности, требуемых для выполнения определенного вида деятельности; самооценка, в познавательной и поведенческой сферах личности; самооценка отдельных качеств волевых, нравственных, социально-психологических и др. В структуре самооценки выделяют два основных компонента: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент самооценки выполняет познавательную функцию, сравнивая свои достижения с результатами деятельности других людей и устанавливая степень рассогласования этих показателей.

Сформированность когнитивного компонента самооценки обусловлена развитием познавательных процессов у данного индивида. Кроме того, когнитивный компонент самооценки связан с рефлексивными процессами, которые обеспечивают базу и средства для реализации процесса сравнения результатов деятельности, достижений данного человека с достижениями других людей.

Когнитивный компонент самооценки, по мере своего развития, способствует повышению адекватности самооценки.

Эмоциональный компонент самооценки выполняетфункцию своего рода психологической защиты личности и проявляется в отношениях субъекта к своим качествам. Степень выраженности данного компонента в общей структуре самооценки личности обусловлена потребностью индивида в том или ином уровне самооценки. У одних лиц эта потребность будет выше, у других, соответственно, ниже. Эмоциональный компонент самооценки определяется психофизиологическими особенностями, индивидуальнопсихологическими, социально-психологическими и др. Так, например, усилению эмоционального компонента самооценки способствует слабость нервной системы, высокая личностная тревожность, неудовлетворенность человека своим положением в группе. Бесспорно, чем больше места в структуре самооценки занимает эмоциональный компонент, тем менее адекватна самооценка.

Основными характеристиками самооценки являются: уровень, адекватность, устойчивость и динамика.

Под уровнем самооценки понимается ее относительная высота - низкая.

средняя, высокая самооценка. Критерием высоты самооценки, по мнению

С.А.Будасси (1984), является ее близость или, напротив, удаленность относительно внутреннего эталона.

Уровень самооценки у лиц, принадлежащих к какой-либо группе, сравнить непросто, т.к. эталоны, лежащие в основе процесса сравнения, существенно отличаются у лиц, входящих в эту группу. Так, в работе Ю.А.Цагарелли (1981) установлено, что эталоны, обуславливающие формирование самооценки у студентов консерватории, разнятся между собой. У одних студентов такими эталонами являются достижения музыкантов из непосредственного окружения, у других - достижения великих музыкантов. По-видимому, уровень самооценки в этих группах можно сравнить только при наличии единого внешнего эталона.

Адекватность самооценки определяется степенью соответствия результатов деятельности индивида его оценочным суждениям об этих результатах. Показателем адекватности самооценки личностных свойств является степень соответствия мнению человека о себе самом с оценкой его окружающими людьми. Вместе с тем оценка окружающих людей не всегда бывает объективной, а, следовательно, адекватной. Надежность внешней оценки можно несколько увеличить путем использования группы независимых экспертов. Усредненная экспертная оценка тех или иных свойств, поступков, высказываний, результатов работы и т.п. является наиболее (объективной) адекватной. Неадекватная самооценка индивида может быть как завышенной, так н заниженной.

Устойчивость самооценки во многом зависит от того, насколько человек четко представляет себе свои возможности.

Если самооценка неустойчива, то это проявляется в ее резком повышении после успеха и значительном снижении после неудачи. Если самооценка устойчива, тооиа изменяется незначительно в случае возможного успеха или неудачи. Неустойчивая самооценка свидетельствуете несформированности у индивида отношения к себе. Вместе с тем излишняя устойчивость самооценки также нежелательна, так как снижается возможность ее регулятивной функции при изменении жизненных ситуаций.

В профессиональной деятельности самооценка является одним из важнейших механизмов саморегуляции деятельности, одним из факторов, обеспечивающих высокий уровень эффективности и надежности деятельности. В работе Н.Ф. Лукьяновой (1979), посвященной изучению деятельности операторов в экстремальных условиях, было установлено, что неадекватно завышенная самооценка снижает надежность работы человека в экстремальных условиях, обусловливает конфликты в группе. И, напротив, адекватная самооценка способствует успешной деятельности, повышает помехоустойчивость к соревновательному стрессу и стабилизирует эмоциональное состояние во время состязании у спортсменов.

Неадекватная и неустойчивая самооценка снижает надежность деятельности человека и, прежде всего, в нестандартных ситуациях. ПО мнению Г.С.Никифорова (1996) завышенная самооценка (или самоуверенность), неправильная самооценка своих возможностей нередко приводит к принятию человеком поспешных, необдуманных решений, ошибкам, рискованным действиям. Самоуверенность снижает безопасность и надежность деятельности человека. Такие люди не восприимчивы к внешней обратной связи и не склонны анализировать свои действия и поступки.Стиль поведения самоуверенных людей обусловлен определенным несоответствием (разрывом) механизмов самооценки и самоконтроля. У таких лиц, как правило, самоконтроль сформирован недостаточно.

Заниженная самооценка, чрезмерная неуверенность в себе, проявляется в неадекватно заниженной оценке индивидом своих возможностей. Такие люди не могут обеспечить надежность в деятельности, связанной с принятием ответственных решений, в условиях воздействия неблагоприятных факторов, в сложной экстремальной ситуации. Неуверенность в правильности принимаемых решений компенсируется у таких работников повышенны м самоконтролем, избыточными самопроверками. Как завышенная, так и заниженная самооценка, по данным Г.С.Никифорова (1996), обусловлены нарушением баланса между самооценкой н самоконтролем. Только оптимальное соотношение этих психологических феноменов обеспечивает объективную уверенность человека в правильности своих действий и поступков. Уверенный человек отличается решительностью, твердостью, умением принимать оптимальные решения и их реализовывать; он самокритичен, способен адекватнооцениватьсвои промахи и ошибки, искать пути их устранения.

Истоки неадекватной самооценки человека, в частности - заниженной самооценки, нередко кроются в его индивидуальных особенностях, таких как враждебная сверхтревожность и застенчивость, либо в неблагоприятных условиях воспитания данного человека в семье, либо в школе. Так, поданным Н.Самоукиной (1997), если ребенок воспитывается в семье, где один или оба родителя властны, доминантны, авторитарны, то это, как правило, приводит к формированию заниженной самооценки. В неполной семье, когда юноша воспитывается доминантной матерью, в восьми случаях из десяти, он становится инфантильным, зависимым, слабым, неуравновешенным, неуверенным в себе. В последующем этот«маменькин сыночек»может либо остаться на всю жизнь зависимым от матери, либо он должен начать борьбу за собственную самостоятельность и независимость. В обоих случаях такой

юноша нуждается в помощи квалифицированного психолога.

Заниженная самооценка у денушки формируется, как правило, под влиянием отношения к ней отца. Если отецэмоционалыю холоден к дочери, невнимателен к ней, не поддерживает ос, не одобряет ее поведение, то дочь становится скованной, тревожной, застенчивой, неуверенной в себе.

Процесс обучения в школе также весьма значим для формирования самооценки. ормировяние адекватной самооценки во многом зависит от отношения к ученику его первой учительницы и от его места в социометрической структуре класса. Лица, которых «не переносила» их первая учительница и которые оказались «отверженными» в классе, становятся, чаше всего, неуверенными всебо, скованными и «зажатыми». И, напротив, уверенные и активные ребята - это те, кого «любила» их первая учительница, и кто смог стать лидером в классе (Самоукина Н.В., 1997).

Таким образом, неблагополучие в семье, отсутствие родительской любви, недооценка возможностей своего ребенка, негативные высказывания в его адрес, а также изьниы школьного образования, приводят к тому, что в сознании ребенка формируется отрицательная или заниженная самооценка самого себя, ощущение своей никчемности, неполноценности.

Как в детстве, так и в период зрелости лица с заниженной самооценкой отличаются низким жизненным энергетическим тонусом. Они пассивны, медлительны, вялы, сверхтревожны в словах и поступках. Иной внд проявления низкой самооценки - суетливость, многословность, излишняя возбудимость. Все этонаиболее ярко проявляется вновой, необычной для таких людей ситуации, когда они только приспосабливаются к этим условиям.

Н.Самоукнна (1997), наблюдая в школе за учительницами, отличающимися низкой самооценкой, составила их «обобщенный» психологический портрет с типичными внешними проявлениями. Остановимся подробнее на описании внешнего облика такой учительницы. Она выглядит вялой, апатичной, с трудом смотрит в глаза собеседнику, у нее напряженный и нервный голос, одевается она неброско, строго, предпочитает темные тона. Подвержена спадам настроения идепрессиям, избегает конфликтов, боится совершить ошибку, с трудом принимает решение, предпочитает, чтобы все разрешилось «само собой». Склонна жалеть себя, оплакивает свою неудачную жизнь и несбывшиеся мечты. Позволяет другим людям критиковать себя, расстраивать, ранить н унижать. Такие женщины, чаще всего, неудачливы в браке. Они испытывают постоянный страх, что муж их покинет, боятся проявления мужского недовольства, выпрашивают прощения за несу-шествующие «грехи», терпеливо переносят грубость и агрессиюсо стороны мужа, испытывают страх перед проблемами,стараются их «замаскировать».

Согласно данным литературы любовь к себе является основой сложного психологичес кою образования - «Я-концепции *. Эт образован не включает в себя всю совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему егосамооценок. Если человек оценивает свои возможности адекватно тем задачам, которые ставит перед ним жизнь и он сам, то это уверенный в себе человек.

Чувство соответствия своих возможностей тем задачам, которые ставит перед человеком жизнь, либо он сам составляет основу для радости жизни, способности во всем полагаться на самою себя. Уверенный в себе человек знает о своих правах, умеет выразить вовне свои желания, чувства, потребности, переживания так, чтобы не обидеть, не «ущемить» чувства других людей. Он умеет строить свои отношения с другими людьми па равных, умеет обратиться к другому человеку с просьбой, в случае необходимости может вежливо отказать. Неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства, скрывает свои желания и потребности, избегает общения с людьми, ему трудно сказать * нет*. Он постоянно чувствует, что у него недостаточно возможностей, чтобы добиться успеха, испытывает тревогу, беспокойство, страх, чувство вины. Неуверенный в себе человек постоянно находится под влиянием отрицательных чувств и эмоциональных состояний. Житьстакимиощущсниямитяжело, практически невозможно. Это разрушает здоровье человека, его психику и личность. Таким образом, основная проблема неуверенного в себе человека состоит в недостатке самопринятия, любви к себе. Основные словесные выражения таких людей: невозможно, не могу, пытался, ограничения, если только; да, но; трудно, обязан, должен, сомнсиия.

Как было отмечено ранее как заниженная, так и завышенная самооценка неблагоприятно сказывается на жизни человека, его здоровье, отношении с другими людьми, профессиональной карьере. Если самооценка занижена, человек неуверен вевоих силах, у него ограничены жизненные перспективы, он не стремится к полной реализации своих возможностей. Неадекватно завышенная самооценка также неблагоприятно отражается на развитии личности. Она нередко приводит к формированию у человека заносчивости, конфликтности, снижению его нравственных ценностей, развитию высокомерия и иекритичностн (Рувинский Л.И., 1982).

Анализ данных литературы свидетельствует о том, что эффективная деятельность возможна только при наличии адекватной самооценки личности, кото(>ая обеспечит человека способностью объективно оценивать свои качества и возможности, соотносить их с требованиями окружающих людей и общества в целом, умением видеть причины неуспехов и срывов в деятельности и исправлять их, быть самокритичным, адекватно реагировать

на критику еоето()опиокружак>щих(Заха[>онаА.В.,Ап;и>ущопкоТ.Ю., 1980).

Форми|юпапнсядекватной самооценки п; »одпо-чагает участие снециад истов и, прожде іісоїч), исихолоїчш, .шаіоїцихсіч»механизмы, иначе шиможнм ошибки. В профессиональной ДОЯТОЛІ.НОСТИ МЫ нередко СТаЛКИНаоМСЯ с жимедствшіми неправильного формировании лпчікм ти и, її часпнмти, с неадекватной самооценкой. В таких случаях (ючі, идеї уже не оформлюваний адекватной самооценки, а о необходимости коррекции ранее оформ иіюпапной неадекватной самооценки. Вработе А.И.Липкипой ссоаит. (1968) обобщены денные лите|>нтуры по проблеме коррекции неадекватной самооценки. Суіцегтиуют различные приемы, позволяющие скорректщю- вать этот изъян. Выбор того или иного приема обусловлен спецификой самооценки данного индивида. 11а пример учебной деятельности демопстрм- руются специфические приемы кор|м;кции неадекватно за и мшенной и неадекватно заниженной самооценки. Если у человека неадекватно лввышенпая самооценка, то для коррекции могут быть использованы следующие приемы:

Есл и у человека неадекватіюзапижеппал самооценка, тельное коррекции -

организовать учебный процесс таким образом, чтобы чередовались успехи и неудачи в освоении учебного материала. Это позволит учащимся получать более объективную информацию о своих реальных возможностях; -

устранить отрицательную значимость факторов, которые могут поколебать самооценку.

С этой целью можно.1

Ввести факт неуспеха в систему более социально значимой установки;

Переориентировать внимание с одного уровня выполнения деятельности на другой(например, с (іезультата деятельности на пути его достижения);

Добиваться того, чтобы все изменения в самооценке воспринимались индивидом как результат собственных усилий, а не казались навязанными извне.

можно исполь;-обеспечить чел опека возможностью добиваться успеха и «наслаждаться» радостью от итого успеха. Это вызывает прилив положительных.»моций, способствующих повышению уверенности в своих силах;

Давать задания, в которых заведомо «нет неверных решений», что может стать толчком к активизации самостоятельной деятельности.

В том случае, если вструктуре самооценки преобладаетэмоцнональный компонент, который, как было отмечено ранее, также нежелателен в профессиональной деятельности, то такая самооценка корректируется но- друтому. В такой ситуации необходимо, прежде всего, внимание человека сместить с процесса деятельности на себя, а точнее - на собственную самооценку. Для этою следует: -

попытаться устранить эмоциональное подкрепление самооценки; -

направленно переключать внимание субъекта с себя на свою деятельность; -

ставить перед человеком посильные, конкретные, заведомо выполнимые задания; -

подробно анализировать результаты решения задач как успешных, так и неуспешных, и делать это в доброжелательной, спокойной обстановке; -

обеспечить человека возможностью самостоятельной оценки результатов своей деятельности (без внешней оценки).

В работе Л.И.Рувинского и Л.Е.Соловьевой (1982) предлагается использовать следующие приемы и средства формирования самооценки: -

самонаблюдение - наблюдение за своими действиями, поступками, переживаниями; -

самоанализ - анализ проявления своих качеств в поведении и деятельности; -

самоотчет - как итог самоанализа (текущий и результирующий самоотчет); -

самоконтроль * умение сравнивать программу выполняемых действий с ранее заданной; -

сравнение - умение сравнивать свои действия и поступки с действиями и поступками других людей.

Разработанная Ф.Зимбардо (1991) психокоррекциоинан программа приобретения уверенности в себе, па наш взгляд, успешно может быть использована и для коррекции низкой самооценки человека. Так, например, автор предлагает дли формирования уверенности в себе и, соответственно, повышения самооценки: -

не предаваться чувствам вины и стыда, т.к. они не помогут вам добиться успеха; -

искать причины своею поведения во внешних обстоятельствах (социальных, экономических, политических и др.), а не в себе самом; -

никогда не говорить о себе плохо; особенно избегать приписывать отрицательные черты - «глупый», «неспособный», «невезучий», «уродливый», « неисправимый»; -

не позволять другим критиковать вас как личность.

Эта программа содержит в себе описание специальных приемов и тренинговых упражнений, которыесуснехом можно «взятьиа вооружение« практическим психологам, работающим как с детьми, так и со взрослыми людьми.

Для формирования уверенности в себе можно использовать те кон к ротные рекомендации, которые содержаться в монографии Р.Эитони (49). Этн рекомендации направлены на изменение отношения к самому себе, на преодоление страха и беспокойства, на овладение приемами оптимистичною взгляда на жизнь и др.

Американский психотерапевт Д.Бернс (Реан A.A., 1995) предлагает с помощью разработанных им приемов когнитивной терапии улучшать самочувствие человека, повышать его самооценку и работоспособность. Эти приемы, направленные на повышение чувства собственною достоинства, номогаютчеловеку заменитьсамокритичные, нелогичные мыелн, автоматически возникающие в ответ на отрицательные события и размышления, на более объективные и рациональные (самозахцитные). Негативные мысли - «Я-ничто», «Я проклят», «Я ниже других людей», «Я - слюнтяй». Психотераиевт учит людейснизкой самооценкой узнавать и описыватьтакие самокритичные мысли, их причину, формулировать практическое возражение этим мыслям и находить рациональный ответ.

Людям с низкой самооценкой, в случае появления в нх речи таких высказываний как - невозможно, не могу, пытаться, ограничение и т.п., представить себе, что этн высказывания написаны мелом на доске и мысленно стирать их с доски.

Н. Самоукина (1997) разработала сценарий психокоррекнионпмх занятий с учительницами, отличающимися низкой самооценкой, неуверенных вссбе. Эти упражнения базируются на технике нейролингвистическою программирования. В книге представлен сценарий упражнения « Посмотреть насебя глазами полными любви». Эго упражнение направлено на повышение чувства собственного достоинства, принятия самой себя и повышения самооценки. Реализуется данное упражнение в течение пяти этапов «растянутых* во времени. Чаще всего психологу требуется для проведения данной техники три-шесть двух-трех часовых консультаций, насыщенных элементами психотерапевтической работы. Контрольная консультация по итогам основной пснхокоррекционной процедури проводится спустя 5-6 месяцев и направлена на оценку состояния клиентки. По результатам этой консультации психолог принимает решение о продолжении психотерапевтической работы с клиенткой, если итог первого этвпа оказался неутешительным. Для этих целей можно рекомендовать клиентке пройти дополнительный групповой тренинг личностного роста.

Таким образом, анализ литературы позволяет говорить о том, что самооценка, имеющая большое значение в жизни и профессиональной деятельности каждого человека должна направленно формироваться, начиная с раннет детства. Родители и учителя начальной школы должны знать, что, прежде всего, от их правильною отношения к ребенку зависит адекватность его самооценки, как в детстве, так и во взрослой жизни. Неадекватная самооценка, как завышенная, так и заниженная - либо доминирование в ее структуре эмоционального компонента наносят урон человеку вето обыденной жизни, не способствуют профессиональной карьере, губительны в сложных (аварийных) условиях (режимах) ]іаботьі специалистов в аварнйноопасных профессиях. В связи с этим перед практическими психологами стоит задача своевременной диагностики неадекватной самооценки, либо самооценки с преобладанием в ее структуре эмоционального компонента и ее направленного развития и коррекции. Для этих целей существует целый арсенал необходимых приемов и техник. Это можно проводить как в учебной деятельности, так и в том случае, если в ходе психологического консультирования обнаруживаются у клиента проблемы, связанныес неадекватной самооценкой. С цельюоказания помощи клиенту можно использовать психокоррекционную программу приобретения уверенности всебе(ЗимбардоФ., 1991;ЭнтониР., 1994); приемы социально- психологического тренинга; достижения когнитивной терапии; приемы визуализации;техиику нейролингвистического программирования и многое другое.

Оценка персонала

Регулярная оценка производственных компетенций сотрудника - базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования технологий управления персоналом в компании. В процессе оценки персонала проводится инвентаризация бизнес-компетенций, необходимых компании для достижения бизнес-результата. Если у данного сотрудника есть необходимые для данного рабочего места компетенции - он получает соответствующий оклад, если они «подросли», оклад тоже может «подрасти». Если же у сотрудника недостаточно компетенций, то его можно подучить (формируется программа по обучению и развитию) или же заменить (формируется план по найму). Те сотрудники, что «накопили» значительно больше компетенций, чем необходимо на их сегодняшнем рабочем месте, в результате оценки получают наивысшую оценку и становятся кандидатами в кадровый резерв.

Таким образом, благодаря оценке можно планировать обучение и найм персонала, создавать кадровый резерв и объективно изменять оклады сотрудников.

Но самое главное в оценке - это не организационные решения и выводы по сотруднику. Самое главное - это живое общение непосредственного руководителя с сотрудником, то есть специальная беседа, обоснованная фактами производственного поведения, проведенная с учетом корпоративных бизнес-компетенций. Цель этой беседы - сообщить сотруднику, что он делает на работе хорошо, а что плохо. И суть этой беседы - не поставить точки над i, a мотивировать сотрудника на улучшение своего производственного поведения, раскрыть его производственный (личностный и профессиональный) потенциал.

Международные стандарты оценки

В мировой практике управления существуют ключевые стандарты, которые рекомендуется использовать.

1). Компетенции . Оценка персонала проводится с опорой на анализ компетенций сотрудника. Компетенции - это не только навыки и знания сотрудника, но и мотивация на их использование, а если мы говорим об анализе деятельности за отчетный период, - и реальное их использование.

Три группы компетенций используются при оценке сотрудника.

Первая - общекорпоративные ценности, приверженность которым обязательна для всех сотрудников - от уборщицы до директора.

Вторая - специфические навыки и знания, обусловленные данным рабочим местом (грузчика, секретаря и т. д.).

Третья - реальные результаты, которые сотруднику удалось достичь за отчетный период (выполненные задания, производственные показатели и т. д.)

2). Факты производственного поведения - единица анализа производственного поведения сотрудника, а также и инструмент обоснования оценки. Речь идет о непосредственно наблюдаемом фрагменте производственного поведения сотрудника, который можно интерпретировать в терминах одной из бизнес-компетенций.

3). Поведенческие шкалы - (BARS) - шкалы с поведенческими индикаторами, созданные для каждой бизнес-компетенции и позволяющие объективизировать и ускорить оценку и самооценку поведения.

4). Пятибалльная шкала оценки сотрудника в целом и по отдельным компетенциям. А (+2) - выдающееся поведение, В (+1) - выше ожидаемого, С (0) - соответствует ожиданиям, D (-1) - ниже ожидаемого, Е (-2) - неудовлетворительное.

5). Непосредственный руководитель производит основную оценку и беседу по итогам оценки с сотрудником. Тем самым непосредственному руководителю доверяют провести оценку своего подчиненного.

Тройная защита от субъективизма

Особенно волнует сотрудников возможная субъективность оценки. Часто компании пытаются преодолеть субъективность при оценке сотрудника путем увеличения количества экспертов или даже привлечения независимых экспертов. Иногда используются тесты-экзамены, а также «высокие» комиссии, заслушивающие отчеты. На самом деле все это лишь усиливает субъективизм и ирреальность оценок.

Оценка - это прежде всего попытка улучшить реальное производственное поведение сотрудника. Как правило, это поведение (ключевые его аспекты - компетенции) было уже неоднократно продемонстрировано во время отчетного периода, и наиболее точный и объективный наблюдатель и оценщик его - непосредственный руководитель сотрудника. Конечно, бывают индивидуальные особенности руководителей: кто-то завышает оценки, кто-то занижает, кто-то серьезно подходит к оценке, кто-то формально. Для того чтобы снять индивидуальные колебания в оценках и создать тройную защиту от субъективизма, используются специальные методы.

- Самооценка сотрудника

Очень важный эвристический ход в оценке - это обязательная самооценка сотрудника (прежде оценки руководителя и других экспертов). Самооценка сотрудника позволяет ему еще раз проанализировать свою деятельность за отчетный период, подобрать факты, продумать шаги по саморазвитию. Зачастую в процессе самооценки сотрудник еще раз внимательно изучает требования компании к своему поведению, проводит самоанализ и иногда самостоятельно корректирует (улучшает) свое производственное поведение.

Для руководителя самооценка сотрудника - прекрасный способ сэкономить время и сконцентрироваться на анализе расхождений в оценках и обосновании своей точки зрения. Подчеркну, что оценка преследует не диагностическую цель, а коммуникативную - сообщить сотруднику информацию, необходимую для улучшения его производственного поведения в дальнейшем.

- Оценка руководителя

Оценка непосредственного руководителя сотрудника - самый важный момент оценки. Не стоит экономить на инструктаже и обучении руководителей, желательно выделить специальное место, время и консультационную поддержку для того, чтобы они смогли провести оценку своих подчиненных правильно, по всем канонам жанра. Важно, чтобы организация понимала, что объективная оценка своего подчиненного - это важное требовании к любому руководителю.

Заполнение бланка оценки руководителя - это не письменно-формальная процедура. Заполненный руководителем бланк оценки - это конспект его беседы с сотрудником по итогам аттестации. Достаточно трудно объяснить сотруднику причины его увольнения или отказа в повышении оклада, если оценки были проставлены наобум и не обоснованы детально фактами производственного поведения.

Обычно непосредственный руководитель может взять на себя 100% оценки сотрудника, но иногда можно привлечь и дополнительных экспертов.

- Оценка экспертов

Дополнительные эксперты полезны лишь тогда, когда некоторая важная часть производственного поведения не может наблюдаться или анализироваться его непосредственным руководителем. Как правило, в данном случае речь идет о функциональных руководителях или о руководителях проектов. Например, бухгалтер филиала будет оцениваться не только директором филиала, но и главным бухгалтером из штаб-квартиры. Однако надо отметить, что экспертом может выступать лишь тот, кто выступал в качестве внутреннего клиента сотрудника и мог непосредственно наблюдать его производственное, а не демонстрируемое поведение.

Важный момент при использовании нескольких экспертов - это согласование и интеграция оценки. Руководство компании (в лице непосредственного руководителя) должно выступить перед сотрудником с единой оценкой и рекомендациями по развитию. За интеграцию оценок различных экспертов отвечает непосредственный руководитель сотрудника.

Методы, позволяющие защититься от субъективизма при проведении оценки:

1) Поведенческие шкалы . Специально разработанные шкалы с поведенческими индикаторами (BARS) позволяют очень точно подобрать подходящую градацию шкалы для сотрудника, а также значительно снижают затраты на обучение оценщиков (руководителей).

2) Обоснование оценки фактами производственного поведения. Все оценки (особенно те, которые выше или ниже ожидаемого) должны быть обязательно обоснованы фактами производственного поведения сотрудника. Желательно, чтобы эти факты накапливались регулярно в течение всего отчетного периода. Иногда в подразделениях ведут специальный «Дневник подвигов и проступков» или четко фиксируют причины благодарностей и выговоров. Обоснование оценок фактами производственного поведения - единственная защита от произвола сотрудника или руководителя.

3) Квотирование - предварительное (до начала оценки) утверждение распределения итоговых оценок. Например, отличных оценок - не более 20%, выше ожидаемого - не более 30% и т. д. В нашей стране (в частности, на нашем предприятии, по моему мнению) без квотирования провести оценку без формализма просто невозможно. Лишь квотирование позволяет руководителю серьезно задуматься об объективной оценке деятельности сотрудника и приводит к необходимости обоснования оценок фактами производственного поведения.

Методы оценки персонала по их направленности

1). Качественные методы - методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения.

Матричный - один из самых простых и распространенных описательных методов. Его суть заключается в сравнении фактических качеств работников с набором качеств, требуемых занимаемой должностью.

Метод эталона напоминает предыдущий, но сравнивает фактические данные не с положенными по должности навыками и поведением, а с характеристиками наиболее успешных работников данного направления.

Система произвольных характеристик -- тоже распространенный метод. Он предусматривает достаточно свободную (устную или письменную) форму оценки сотрудников. Руководитель или группа руководителей (экспертов) описывают выдающиеся успехи и упущения подчиненных за определенный период их деятельности.

Метод оценки выполнения похож на предыдущий. Экспертами могут быть также руководители, но оценивать они будут не яркие моменты деятельности сотрудника, а всю его работу за определенный период времени.

Метод групповой дискуссии тоже относится к описательным. Он, наверное, наиболее часто используется в отечественной практике. Это беседа группы руководителей или экспертов с работниками относительно их деятельности. Метод групповой дискуссии позволяет по определенным критериям выбрать наиболее активных, самостоятельных, логично рассуждающих людей.

2). Комбинированные методы - в их основу положены как описательный принцип, так и количественные характеристики.

К ним относятся:

· тестирование - оценка работников по степени решения ими заранее подготовленных производственных задач (тестов);

· определение коэффициента интеллектуальности сотрудника (количественных показателей качественного уровня решения заранее подготовленных производственных задач).

Метод суммируемых оценок заключается в определении экспертами частоты проявления ("постоянно", "часто", "иногда", "редко", "никогда") у работников тех или иных качеств и присвоении определенных балльных оценок за тот или иной уровень частоты.

Система заданной группировки работников предусматривает выбор ограниченного числа факторов оценки, распределение работников по этим факторам на четыре группы ("плохой работник", "удовлетворительный работник", "хороший работник", "отличный работник") и последующую замену плохих работников отличными.

3. Количественные методы оценки, в результате применения которых можно определить уровень деловых качеств работников с достаточной степенью объективности.

Метод рангового порядка или система квалификации по порядку: группа руководителей, исходя из определенных критериев оценки, располагает оцениваемых сотрудников по порядку - от самого лучшего до самого худшего. Итоговая оценка определяется суммой порядковых номеров, полученных работником за выполнение поставленных задач.

Метод заданной балльной оценки заключается в присвоении заранее установленных баллов за каждое достижение работника с последующим определением его общего делового уровня в виде набранных очков.

Метод свободной балльной оценки состоит в присвоении руководителем или экспертом определенного количества баллов каждому качеству работника. Общая оценка складывается как сумма баллов или как средний балл.

Система графического профиля заключается в изображении каждого из деловых качеств сотрудника (в баллах) в виде точек на графике.

Перечисленные методы, как правило, позволяют решить лишь отдельные конкретные вопросы оценки потенциальных способностей работников и не позволяют оценить личность во всех ее проявлениях. В связи с этим вполне логично появление в последние годы нового комплексного метода оценки личности работника - метода оценочных центров, синтезировавшего отдельные элементы перечисленных методов и направлений.

Организационные решения по итогам оценки.

В результате оценки весь персонал компании распределяется по пяти категориям сотрудников, в отношении которых и предпринимаются соответствующие управленческие действия.

Выдающееся поведение . Получившие такую оценку обычно получают максимальное повышение оклада в пределах «вилки», рассматриваются как кандидаты в кадровый резерв (на руководящие должности). В отношении этих сотрудников очень важно проводить карьерное планирование.

Поведение выше ожидаемого . Эти сотрудники получают повышение оклада на одну ступень. Составляется план профессионального развития. Возможны горизонтальные перемещения.

Поведение соответствует ожидаемому . Как правило, оклад не повышается, анализируются причины, больший акцент переносится на развитие потенциала сотрудника.

Поведение ниже ожидаемого . В данном случае составляется четкий план по дополнительному обучению сотрудника и назначается дата повторной оценки. Если после переоценки недостатки в производственном поведении сохранятся, то он может быть переведен в следующую (ниже) категорию.

Поведение неудовлетворительно . Эти сотрудники должны быть уволены, так как их производственное поведение (точнее антиповедение) не позволяет компании добиться бизнес-результатов. Как правило, такая оценка проставляется сотруднику тогда, когда уже нет надежды в разумные сроки скорректировать его поведение

Пост-оценочное собеседование

Пост-оценочное собеседование непосредственного руководителя с сотрудником - это кульминация нашего коммуникативного процесса. Обычно это собеседование продолжается от 20 до 60 минут. Руководитель рассказывает, что общего и чем различаются самооценка сотрудника и экспертов, намечаются шаги по улучшению производственного поведения в проблемных зонах.

Особенно важно умение руководителя сообщать «плохие новости» - плохие оценки. Нужно научиться так говорить об ошибках сотрудника, чтобы ему захотелось их исправить.

В процессе собеседования не обсуждаются организационные решения, которые последуют вслед за оценкой. Как правило, эти решения не подлежат обсуждению и производятся автоматически, если аттестационный комитет утвердил оценку.

В завершение беседы сотрудник расписывается в оценочном листе. Важно, чтобы свою оценку сотрудник принял к сведению не формально, а отнесся к ней с пониманием, воспринял как объективную и согласился с указанными в ней выводами.

Из анализа теории оценки персонала и системы аттестации, попытка проведения которой была на нашем предприятии, можно сделать следующие выводы:

Следует предложить руководству менее субъективный подход к оценке персонала, чем предложенный ранее. На мой взгляд, следует включить этап самооценки и оценки сотрудника его непосредственными коллегами.

До проведения оценки персонала описать модели рабочих мест и модели требуемых компетенций, на основании которых будет проходить оценка.

Донести до персонала мысль о «невраждебности» (если так можно выразиться) процесса оценки. Персонал должен осознать, что в первую очередь оценивается потенциал всего предприятия, его конкурентоспособность, что в первую очередь речь идет о повышении уровня подготовки персонала, заинтересованности предприятия в каждом работнике, а не о сокращениях или репрессиях.

Самооценка – это процесс, с помощью которого люди «измеряют» свою эффективность, навыки, способности и другие качества. Компании используют метод самооценки как часть методик по оценке эффективности работы, оценке-360 и даже в процессе отбора.

Вопрос заключается в следующем: могут ли такие виды оценки быть объективными и могут ли они добыть полезную информацию для менеджеров компаний или специалистов HR?

Данная статья затрагивает следующие вопросы:

Факторы, влияющие на точность самооценки,

Способы успешного проведения самооценки,

Проблемы, встречающиеся при ее проведении,

Аспекты проведения и

Предложения решения встречающихся проблем.

Самооценка

Люди оценивают свои навыки, способности и свою эффективность в процессе выполнения повседневных обязанностей. Такие самооценки дают человеку возможность определить качество выполнения им своей работы, заслуживаемый уровень оплаты, необходимое обучение и то, какова его эффективность на общем фоне. Однако такая самооценка не всегда точна и объективна. Исследование, в котором сравнивались оценки с разных сторон (например, со стороны коллег, начальников, подчиненных и со стороны самого оцениваемого), показало, что оценки человека со стороны коллег, начальников и подчиненных практически совпадают, а самооценка имеет существенные отличия. Кроме того, некоторые люди выглядят в своих глазах лучше, чем при оценках со стороны. На самом деле, исследование показало, что те люди, которые наиболее точны в своей самооценке, имеют лучшую эффективность работы и большую вероятность продвижения по службе. А вот те, кто имеют низкую эффективность работы, зачастую и не подозревают об этом.

Факторы, влияющие на точность проведения самооценки

1. Пол! Да, мужчины больше склонны к преувеличению самооценки, женщины же гораздо проще принимают негативную критику.

2. Возраст! Старшие сотрудники и те, кто имеет большим сроком службы, показывают более высокие результаты при самооценке, чем молодые и сотрудники с меньшим стажем работы. От части так происходит потому, что опытные сотрудники нуждаются в обратной связи, ведь… они уже знают все то, что им нужно знать. Но они могут ошибаться.

3. Разум. Более сообразительные люди проводят более точную самооценку; возможно, потому, что они обладают лучшей памятью или больше приспособлены к этому процессу, лучше обрабатывают информацию, которую получают о самих себе.

4. Низкая самооценка. Люди, отличающиеся высокой самооценкой, более склонны подвергать сомнению правильность негативной обратной связи.

5. Прямая обратная связь. Актер-комик всегда знает, как прошло его представление. Библиотекарь, который получает меньше обратной связи, может в меньшей степени оценить свою работу. Любой источник обратной связи, будет это сама работа, коллеги, начальники или клиенты, может помочь человеку повысить точность своей самооценки и ее результатов.

Переоценка

Самой большой проблемой, которая встречается при использовании метода самооценки, является проблема переоценки или снисходительного отношения к себе. Это значит, что люди оценивают себя выше, чем они есть на самом деле. Например, 80% служащих высшего звена включают себя в лучшие10% профессионалов своей категории. Проблемы переоценки:

1. Человек считает, что получает слишком маленькое вознаграждение за свою эффективную работу

2. Человек с трудом принимает негативную или конструктивную обратную связь

3. Человек не видит необходимости для изменения/роста.

Что можно сделать для повышения точности самооценок?

1. Организуйте обратную связь. Многие компании приняли восходящую обратную связь или программу обратной связи – 360 градусов, где менеджеры получают анонимную обратную связь об эффективности своей работы от коллег, подчиненных, клиентов и вышестоящих менеджеров. Многочисленные исследования показали, что такой тип обратной связи минимизирует противоречия между самооценкой и оценкой со стороны других лиц, а также уменьшает возможность переоценки. Кроме того, частое проведение формальных оценок (чаще, чем раз в год) и неформальная обратная связь по эффективности работы также могут оказаться полезными обратными связями.

2. Поощряйте поиск обратной связи. Компании могут имплицитно или эксплицитно поощрять людей искать обратную связь. К примеру, менеджеры могут сначала собирать информацию из разных источников, прежде чем проводить формальную оценку своих подчиненных. Можно снабдить людей различными техниками поиска обратной связи. Топ менеджеры могут подать хороший пример, когда поиск обратной связи включен в составление обратной связи по их личному поведению/эффективности.

3. Организуйте обучение. Иногдапростое предупреждение попыток преувеличения самооценки может дать хороший результат.

4. Предоставляйте нормативную информацию. Позвольте людям видеть, насколько эффективно они работают, какими навыками и способностями обладают по сравнению с другими людьми. Например, на моем курсе занятий в программе MBA я всегда позволял студентам знать все экзаменационные баллы (без имен, разумеется). Таким образом, они получали представление, как их баллы сочетаются с баллами других учащихся. Например, студент набрал 85 баллов за экзамен - это хороший результат, но 13 из 30 студентов набрали 86 и больше. По сравнению с другими 85 получается уже не так отлично.

5. Позвольте людям знать заранее о тех вещах, которые будут оцениваться. Если человек должен будет выполнить программу оценки своей эффективности, то логично сначала ознакомить его с критериями оценки. Таким образом, человек может вести наблюдение за своим поведением в областях, представленных на проверку.

6. Попросите своих сотрудников проводить свои самооценки публично. Люди не станут сильно увлекаться завышением своей самооценки, если будут знать, что другие наблюдают за тем, как они себя оценивают. Возможно, они захотят показать свою скромность или присутствие других людей заставит их быть более объективными и честными, но, тем не менее, завышение самооценки будет пресечено.

7. Располагайте информацией для проверки соответствия результатов самооценки. Например, если человек знает, что его статистика по торговле доступна другим, в своей самооценке он будет придерживаться большей точности.

Использование метода самооценки при оценке эффективности работы

Приблизительно 5% американских компаний используют некоторые виды самооценок как часть процесса оценки эффективности работы своих сотрудников. Например, некоторые правоохранительные органы используют метод самооценки как часть процесса оценки своих сотрудников, так как очень часто они работают в одиночку, и по некоторым критериям никто другой не может оценить их работу. В других компаниях метод самооценки применяется для сбора начальной информации для руководителя, готовящегося к проведению оценки эффективности работы сотрудников. Остальные компании проводят сравнения и обсуждения результатов самооценки сотрудников и оценки тех же сотрудников руководителями.

Три основных способа применения метода самооценки при оценке эффективности работы сотрудников.

1. Оценку проводят и сам сотрудник, и его руководитель. При таком подходе и сам сотрудник, и его/ее руководитель независимо друг от друга проводят оценку эффективности работы и встречаются для их обсуждения. В этом случае проблемы начинаются тогда, когда самооценка сотрудника намного превышает оценку, данную руководителем. Сотрудник может злиться и защищаться при обсуждении. Руководителю полезно просмотреть результаты самооценки сотрудника до обсуждения, чтобы у него была возможность подготовить обоснования своей более низкой оценки. Вот компании, которые посчитали такой вид оценки эффективным: Glendale Savings и Loan в городе Глендэил, Калифорния и Lincoln Electric в городе Кливленд, Огайо.

2. Руководитель и сотрудник проводят совместную оценку. В этом случае руководитель и сотрудник встречаются для совместного оценивания эффективности работы за прошедший период (обычно 6 или 12 месяцев). Затем оба приходят к соглашению как можно формально оценить работу сотрудника по форме. Руководители в компаниях с традиционной иерархией, возможно, посчитают такой подход неприемлемым и ставящим под угрозу данную им власть. Такая система тоже может привести к завышенным оценкам, если руководители не хотят конфликтовать с сотрудниками.

3. Только самооценка. При таком подходе сотрудник в одиночку проводит самооценку, а затем руководитель проверяет ее, вносит изменения и исправления там, где он считает, были допущены неточности. Такая система применяется во многих компаниях, где руководитель во время проверки просит сотрудника провести самооценку. General Electric использовал только метод самооценки для оценки эффективности работы сотрудников с целью их дальнейшего развития, но не для определения размера их вознаграждения или продвижения по службе.

Преимущества включения метода самооценки в процесс оценки эффективности работы

1. Укрепление восприятия сотрудниками проводимой оценки как справедливого процесса.

2. Предоставление инструмента, работающего на повышение коммуникации в оценочном интервью.

3. Освещение различий в мнениях самого сотрудника и проводящего его оценку.

4. Повышает приемлемость проверки за счет создания условий для саморефлексии. Так как сотрудник до обсуждения с руководителем сам должен проанализировать свою эффективность работы.

5. Дает больше перспектив для повышения эффективности работы сотрудника. Руководитель не всегда хорошо осведомлен обо всех аспектах, влияющих на эффективность работы сотрудника. Сотрудник может оказаться более точным некоторых моментах, проводя самооценку, чем руководитель.

Недостатки использования метода самооценки при оценке эффективности работы сотрудников

1. Сотрудник может полагать, что эта его/ее оценка будет вложена в его/ее личное дело. Поэтому он может быть не настроен на то, что мнение руководителя будет иметь большие расхождения с его собственным.

3. Сотрудники могут отказаться проводить самооценку, так как считают, что работа руководителя.

4. Сотрудники могут сознательно завышать свою самооценку, если они думают, что таким образом они могут повлиять на руководителя дать им более высокий оценочный балл.

Предложения по внедрению метода самооценки в процесс оценки эффективности работы

1. Компании с системой совместного управления добиваются лучших результатов. Когда для компании становится приемлемым совместное принятие решений, процесс оценки эффективности работы тоже может осуществляться совместными усилиями. Но традиционные корпоративные культуры со строгой иерархией, в которых руководители наделены большей формальной властью и влиянием, сталкиваются с трудностями при внедрении метода самооценки в процесс оценки эффективности работы.

2. Сотрудникам необходима обратная связь и информация для того, чтобы иметь суждения, основанные на фактах. Если сама работа или руководитель не дают им обратной связи, и они не располагают информацией о том, как работают другие сотрудники, тот у них больше шансов провести неточную самооценку.

3. Неформальные самооценки иногда могут быть более предпочтительны, чем формальные. Просто попросите сотрудников проанализировать свою эффективность и оценить себя – это может оказаться лучшей стратегией, чем формальная оценка в письменном виде.

4. Метод самооценки более подходит для интервью с целью развития сотрудника, чем для оценки с целью пересмотра вознаграждения или продвижения по службе. Преподаватель Гарвардского университета Терри Бир (Terry Beehr), например, считает, что оптимально компания проводит две проверки в год, одни из них полностью преследует цели развития сотрудников, а вторая выявляет объекты продвижения по службе, повышения и понижения. Метод самооценки более подходит для интервью с целью развития сотрудников, ведь на нем обсуждаются сильные и слабые стороны, а также области, требующие обучения/развития.

Использование метода самооценки как части отборочного процесса

Самый лучший совет, который может быть дан относительно использования метода самооценки при отборе, - это не использовать! Метод самооценки не рекомендуется применять в процессе отбора. Многие исследования показали, что в этом контексте не существует никакой связи между самооценкой и эффективностью работы. Например, обнаружено, что самооценка не имеет никакого отношения к результатам центра оценки, оценки эффективности работы коллегами и способностям сотрудника. Кроме того, в некоторых случаях самооценка имеет обратное значение (не валидна) и негативно сказывается на эффективности работы. Одно исследование показало, что люди, которые дали себе наивысшие балы при самооценке, были либо отвергнуты как кандидаты на вакансию администраторами по персоналу, либо сами покинули работодателя прежде, чем закончились сроки их контракта, в отличие от людей, давших себе более скромные результаты. Предполагается, что такая не-валидность может быть связана с тем, что люди со слабо развитой способностью самосовершенствования стараются скрыть это свое качество.

В таком случае, лучше спрашивать кандидатов об основаниях под каждую способность или компетенцию. Например, такие выполненные задания, как успешное проведение переговоров по контракту или письменные отчеты являются лучшим индикатором будущей эффективности, нежели собственная оценка человеком своих способностей по ведению переговоров или письменной речи.

Использование метода самооценки как части системы обратной связи – 360 градусов

25% всех американских компаний используют некоторые виды восходящей обратной связи или обратной связи – 360 градусов, описанной выше. Обычно помимо оценки подчиненных, коллег и начальников, оцениваемого человека просят провести самооценку по форме. Затем ее результаты сравниваются в числах или графиках с результатами, представленными другими людьми. Таким образом, выявляются так называемые «слепые пятна» или области, в которых человек оценивает себя выше, чем его оценивают окружающие. Это дает возможность открыть глаза на некоторые моменты, человек начинает осознавать, что в глазах окружающих он выглядит по-другому, нежели видит себя сам. Метод самооценки в этом случае очень полезен.

1. Будьте осторожны относительно завышение самооценки.

2. Предоставляйте человеку обратную связь/информацию, чтобы он мог проводить более точную самооценку.

3. Используйте метод самооценки для обсуждения вопросов по развитию сотрудника, а не принятия решений по его оцениванию (продвижению по службе/вознаграждению).

4. Не применяйте метод самооценки при оценки навыков кандидата, а также его сильных и слабых сторон.

5. Включите метод самооценки для сравнения результатов в систему обратной связи – 360 градусов.

а) Каковы Ваши сильные стороны?

К числу своих сильных сторон я могу отнести следующие качества:

1. знание продукта;

2. умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с различными типами заказчиков;

3. коммуникабельность;

4. способность убеждать;

5. высокую мобильность.

б) В чем Вам нужно совершенствоваться?

Мне нужно совершенствоваться в области анализа рынка, развития аналитических навыков, работы с новыми заказчиками.

2. План совершенствования

а) Каким образом Вы могли бы улучшить свои результаты в данных областях?

Необходимо больше времени уделять поездкам по закрепленной за мной территории, анализу справочной литературы, посещению выставок и конференций.

б) Какое обучение могло бы Вам в этом помочь?

Курс по исследованию рынка и семинар по методам принятия решений.

Рис. 32. Индивидуальный план развития

Личные цели (индивидуальный план) - это ограниченный набор ключевых для сотрудника задач на аттестационный период. Установление личных целей является элементом системы управления посредством установки целей (МВО в английском сокращении), подробно рассматриваемой в следующем параграфе. Включаемые в личный план цели должны быть конкретными, поддающимися измерению, напряженными и связанными с задачами, стоящими перед организацией в целом и подразделением, в котором работает сотрудник. Для того, чтобы достичь этого, цели, намеченные работником, обсуждаются им с руководителем. Результатом такого обсуждения является согласованный личный план сотрудника, которым он руководствуется в течение аттестационного периода.

Для проведения аттестации многие организации используют сегодня и индивидуальные планы развития, и личные цели. Первое дает возможность спланировать и оценить профессиональное развитие и рост работника, второе устанавливает конкретные профессиональные задачи и предоставляет инструмент оценки их выполнения.

Вне зависимости от того, какой метод планирования использует компания, результатом этого этапа должен стать согласованный с руководителем план действий сотрудника на следующий аттестационный период, включающий в себя сроки и методы оценки его выполнения.

Текущий контроль. В течение всего аттестационного периода руководитель осуществляет контроль за работой сотрудника, в том числе за выполнением индивидуального плана. Для этих целей руководитель может использовать специальную форму регистрации достижений (см. рис. 33), позволяющую более объективно аттестовать сотрудника в конце периода и лучше подготовиться к аттестационному собеседованию.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ

Ф., И., О. сотрудника Шмелев И.Н.

Период аттестации 01.02.2000-01.02.2001

Рис. 33. Форма регистрации достижений

Сотрудник также оценивает свою деятельность в течение всего периода и может использовать ту же форму регистрации достижений, что и руководитель. Такая оценка необходима для внесения корректив в работу в течение аттестационного периода, разработки плана на следующий период, подготовки к аттестационному собеседованию.

Обсуждение работы сотрудника в течение аттестационного периода. В течение аттестационного периода руководитель должен неформально оценивать работу своих подчиненных, выполнение ими индивидуальных планов и должностных инструкций, если это требуется, вносить корректировки в их поведение на рабочем месте, оказывать помощь. Руководитель должен находиться в постоянном контакте со своими работниками, поддерживать с ними оперативную обратную связь, что способствует повышению эффективности их работы и значительно облегчает процесс аттестации, позволяя избежать неприятных сюрпризов и недоразумений.

Аттестация сотрудника. Кульминацией аттестационного процесса является оценка выполнения работником своих должностных обязанностей в течение аттестационного периода. Существует множество способов оценки, используемых современными организациями, некоторые из которых рассматриваются ниже.

Наиболее старым и самым распространенным методом аттестации является методстандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале(см. рис. 34).

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Ф., И., О. сотрудника Фролов А.И. Должность: нач. сектора информатики
Вес Фактор Оценка Комментарий
30% Качество работыАккуратность и тщательность в работе. Соответствие стандартам качества О Полностью профессионально компетентен. Постоянно стремится к совершенствованию методов работы
10% ПланированиеСпособность разрабатывать и реализовывать планы действий, адаптируя их к изменяющимся условиям У Качество планирования нуждается в улучшении. Отсутствуют навыки формального планирования. Планирование на основе здравого смысла на высоком уровне (проект Альфа)
25% ОрганизацияСпособность эффективно использовать ресурсы и время для достижения результатов Х Рационально использует ограниченные ресурсы для достижения целей компании. Ищет нетрадиционные методы повышения эффективности (использование студентов для разработки программного обеспечения)
15% Руководство/ЛидерствоСпособность мотивировать и руководить людьми, устанавливать стандарты, оценивать работу подчиненных и способствовать ее улучшению Х Эффективно руководит 2 подчиненными, устанавливая им сложные задачи и предоставляя необходимую самостоятельность. Недостаточно уверен в проведении формальной оценки сотрудников (конфликт во время аттестации Подберезовиковой)
110% КоммуникацияСпособность эффективно взаимодействовать с людьми, ясно выражаясь в устной и письменной форме НО Испытывает сложности с выражением собственных мыслей в устной и письменной форме, что отрицательно сказывается на взаимодействии с другими подразделениями
110% Отношение к работеОтветственность, способность работать с большой нагрузкой Х Работает, не считаясь со временем, в состоянии выполнять большой объем работы. Не всегда ответственен в выполнении рутинных работ (создание базы данных по закупкам)
Итоговая оценка Х
Итоговая аттестация: П (превосходно) О (отлично) Х (хорошо) НО (ниже ожидаемого) Н (неудовлетворительно)
Комментарии: Алексей Иванович демонстрирует высокое качество работы, основанное на профессиональном мастерстве и прилежании. Он является ценным сотрудником организации, обеспечивающим ее нормальное функционирование. Дальнейшее развитие должно включать мероприятия по совершенствованию навыков планирования и коммуникации.
Нач. отдела Сотрудник Утверждено
И. Смирновский А. Фролов И. Хачатурова
14.03.96 14.03.96 21.03.96

Рис. 34. Форма аттестационного листа

Данный метод отличается простотой, малыми издержками и общедоступностью. Руководителю не требуется ни специальной подготовки, ни значительных затрат времени или других ресурсов. Использование данного метода также обеспечивает единообразие аттестации всех сотрудников.

Однако метод стандартных оценок страдает рядом серьезных недостатков. Во-первых, аттестацию проводит один человек - руководитель, что предполагает высокую степень субъективности и односторонности оценки. Хотя он должен принимать во внимание только профессиональные качества сотрудника, на оценке могут отразиться (и практически всегда отражаются) личные взаимоотношения с подчиненным. Во-вторых, стандартная шкала не учитывает особенностей профессиональной деятельности каждого отдельного работника, что может повлиять на качество оценки.

Чтобы преодолеть эти недостатки, некоторые организации усовершенствовали метод стандартных оценок следующим образом: форма оценки (несколько расширенная и углубленная) заполняется не самим руководителем, а специалистом по управлению человеческими ресурсами, который предварительно проводит детальное собеседование с руководителем, обсуждая работу аттестуемого сотрудника за прошедший период. Заполненная форма представляется на утверждение руководителю, который может внести в нее свои коррективы. При использовании этого метода аттестации повышается степень объективности оценки за счет использования профессионального консультанта в данной области. Также усиливается единообразие оценок внутри организации, поскольку заполнение формы осуществляется одним и тем же человеком.

Работники, как правило, положительно относятся к привлечению специалистов по человеческим ресурсам для заполнения аттестационной формы, видя в этом средство повышения объективности оценки и защиты от произвола руководителя. В то же время и при данном методе не удается полностью преодолеть субъективизм, поскольку источником информации для осуществления оценки по-прежнему служит один человек - непосредственный начальник аттестуемого сотрудника. Дополнительные издержки, связанные с привлечением профессиональной помощи для проведения аттестации, делают данный метод достаточно дорогим и сложным для широкого применения в организации.

Чтобы преодолеть второй недостаток метода стандартных оценок многие организации используют не одну, а несколько стандартных форм, создаваемых с учетом особенностей различных профессиональных групп. Так, в американской транснациональной корпорации используются четыре стандартные формы: одна - для аттестации высших руководителей, вторая - для руководителей среднего звена и специалистов, третья - для бригадиров и техников, четвертая - для рабочих.

Другой подход к аттестации - сравнительные методы. При их использовании руководитель сравнивает работу одного сотрудника своего подразделения с результатами других. При ранжировании руководитель «выстраивает» своих сотрудников в условную цепочку - от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период. При распределении все сотрудники классифицируются по группам - например, 10 % лучших, 10 % худших и т. д. (см. рис. 35).

Сравнительные методы являются очень простым способом аттестации сотрудников. Их легко применять, легко понимать, а их результаты могут быть с успехом использованы для принятия решений в области компенсации. Однако эти методы слишком односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т. д. Кроме того, сравнение сотрудников подразделения между собой является достаточно жесткой формой оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри подразделения, обиды, недоверие к руководителю. Поэтому применение методов сравнительных оценок относительно ограничено.

Рис. 35. Оценка с помощью метода распределения

Одним из наиболее популярных сегодня методов оценки сотрудника, часто применяемых в дополнение к традиционной аттестации, является метод Управления посредством установки целей (английская аббревиатура МВО от Management by Objectives). управление посредством установки целей начинается с совместного (сотрудник и его руководитель) определения ключевых целей сотрудника на определенный период (год или шесть месяцев). Таких целей должно быть немного, они должны отражать наиболее важные задачи деятельности сотрудника на следующий период и быть:

Конкретными, т. е. предметными и специфическими;

Измеримыми, т. е. поддающимися количественной оценке;

Достижимыми, но напряженными (по мнению психологов, наибольшее стимулирующее воздействие на работника оказывает цель, вероятность достижения которой составляет 50 %);

Значимыми, т. е. относящимися к профессиональной деятельности сотрудника и связанными с задачами организации в целом;

Ориентированными во времени, т. е. для каждой цели должен быть определен срок ее исполнения.

По истечении аттестационного периода сотрудник и руководитель оценивают выполнение каждой цели, как правило, в процентах и всего личного плана сотрудника (набора целей). Хотя оценка осуществляется совместно, руководитель обладает решающим голосом при принятии окончательного решения (см. рис. 36).

Личные цели на 2000 год

Ф., И., О. Онопко В. И. Должность директор по кадрам

Вес (%) Цель и срок выполнения Оценка выполнения
50% 1. Добиться сокращения численности сотрудников объединения до 1 220 человек. 01.01.2001 90 % (1 234 сотр.)
10% 2. Сформировать отдел продаж в составе начальника, трех специалистов по продажам, ассистента и провести обучение по программе управления продажами. 15.10.2000 100%
10% 3. Внедрить базу данных «Управление персоналом». 01.07.2000 80%
10% 4. Разработать программу обучения наладчиков высокоточного оборудования. 21.03.2000 120%
15% 5. Провести обзор местного рынка труда и пересмотреть уровень оплаты труда сотрудников объединения. 01.06.2000 110%
5% 6. Овладеть программой «Эксель». 01.02.2000 100%
98%

Сотрудник В. Онопко Руководитель И. Шарский

Рис. 36. Форма оценки выполнения личных целей

В дополнение к простоте, четкости и экономичности, метод управления путем постановки целей обладает еще несколькими достоинствами. Участие сотрудника в определении ключевых целей значительно повышает в его глазах объективность процесса оценки, обеспечивает понимание того, по каким критериям его будут оценивать, а также усиливает мотивацию. Диалог с сотрудником повышает объективность оценки руководителя, усиливает связь индивидуальных целей с задачами организации и подразделения, а также целевую направленность профессиональной деятельности сотрудника. Не случайно многие компании используют МВО для определения величины переменной части вознаграждения сотрудника (по результатам работы).

Основной недостаток данного метода заключается в том, что оцениваются не все аспекты работы сотрудника, а только степень выполнения им ключевых задач, что ограничивает объективность оценки и возможности ее использования для принятия решений о назначении на новую должность, профессиональной подготовке, повышении заработной платы и т. д.

Самооценка - это процесс, в котором индивид оценивает себя по таким показателям, как результативность деятельности, наличие определенных навыков и способностей и других характеристик. Компании используют самооценку как часть системы оценки 360 градусов и учитывают ее при принятии решений.

Вопросы, которые возникают при это, заключаются в том, является ли подобная оценка объективной и может ли она предоставить необходимую информацию менеджерам по человеческим ресурсам.

Процесс самооценки

Индивиды часто проводят самооценку собственных навыков, способностей и результатов деятельность в течение рабочего дня. Подобная самооценка определяет то, как они выполняют собственную работу, как они оценивают причитающееся им вознаграждение, необходимость прохождения дополнительных тренингов и то, как их результаты выглядят на фоне их коллег. Однако данная оценка не является точной и объективной. Исследования показывают что, если сравнить несколько оценок, полученных от разных людей, между собой, то выясниться, что оценки индивида, подвергаемого оценки, о самом себе сильно расходятся с полученными оценками от его коллег. Вдобавок, некоторые индивиды намного лучше в самооценке по сравнению с другими. Однако, исследование показывает, что те, кто проводят точную самооценку, показывают лучшие результаты и более быстрое продвижение по служебной лестнице. С другой стороны, те, кто имеют низкую самооценку, также имеют низкие результаты деятельности.

Факторы, которые способствуют правильной самооценке

  • Будьте женщиной! Мужчины более чаще, чем женщины, поднимают собственную самооценку, в то время, как женщины более открыто принимают негативную обратную связь.
  • Будьте молоды! Более взрослые работники предпочитают завышать самооценку, так как считают, что они не нуждаются в обратной связи и уже достаточно много знают, чтобы их учили.
  • Будьте умны! Более интеллектуальные индивиды дают более точную самооценку, возможно, потому что они имеют лучшую память или лучше интегрируют информацию о самих себе.
  • Имейте невысокое самолюбие! Индивиды с развитым чувством самоуважения не всегда готовы воспринимать негативную обратную связь.
  • Получайте больше прямой обратной связи! Любые источники обратной связи помогут индивиду увеличить точность самооценки.

    Наполнение самооценки

    Самая большая проблема при проведении самооценки связана с ее завышением. Так, индивиды оцениваю себя выше, чем есть на самом деле. Например, среди профессионалов высокого уровня, 80% поместили себя в 10% лучших, среди собственных коллег в рабочей категории. Проблема завышения самооценки лежит в следующих областях:

  • Индивиды убеждены, что их вознаграждения слишком низки.
  • Индивиды с трудом принимают негативную или конструктивную критику.
  • Индивид не видит надобности в собственном изменении или развитии.

    Что может быть сделано для того, чтобы улучшить точность самооценки?

  • Предоставить обратную связь. Большинство компаний предоставляют своим менеджерам анонимную обратную связь от их коллег по результатам оценки 360 градус. Исследования показали, что данная методика позволяет снизить в будущем расхождения между самооценкой и оценками от коллег.
  • Поощрять поиск обратной связи . Топ менеджеры должны способствовать установлению благоприятной атмосферы для обмена обратной связью внутри организации.
  • Организовывать тренинги. Часто предостережение индивидов от завышения самооценки приводит к более точным результатам.
  • Предоставлять нормативные группы. Необходимо позволить индивидам сравнивать свои результаты, способности и навыки с другими.
  • Попросите разрешение индивидов на опубликование результатов по самооценке. Работники менее предрасположены завышать результаты самооценки, если будут знать, что их увидят коллеги.

    Использование самооценки при проведении ассесмента (оценки персонала)

    Существует три основных способа использования самооценки при проведении ассесмента персонала:

  • Руководитель и работник оцениваются вместе. При совместной оценке, и оцениваемый и его начальник независимо заполняют одинаковую форму. После заполнения анкеты они встречаются для того, чтобы сравнить результаты и обсудить возникшие расхождения в оценках.
  • Руководитель и работник проводят совместную оценку . В данном случае, руководитель и работник встречаются для того, чтобы обсудить предыдущие результаты деятельности работника. После этого они приходят к соглашениям относительно того, как работник будет формально оценен в оценочной форме. Данный подход может быть не применим в иерархичных/традиционных структурах.
  • Только самооценка . В данном случае, работник сам заполняет оценочную форму и передает ее руководителю, который бы мог изменить оценки, которые он считает неправильными.

    Преимущества использования самооценки

  • Работники ощущают, что процесс проходит справедливо.
  • Предоставляет инструменты, которые увеличивают коммуникации в процессе оценки.
  • Подчеркивает различия во мнениях между работником и оценивающим.
  • Работники вынуждены анализировать собственные результаты деятельности перед собеседованием с руководителем.
  • Предоставляет больше информации о результатах деятельности работника.

    Недостатки использования самооценки

  • Работник может ожидать, что его оценки будут итоговыми и попадут в его персональный файл.
  • Менеджеры/работники могут подумать, что их авторитет/роль подвергается сомнению.
  • Работники специально могут завышать рейтинги, если будут думать, что это может заставить руководителя поставить более высокие баллы.


  • Просмотров