Обязательственное право древнего востока. Основные источники права стран древнего востока. Характерные черты восточной деспотии

Источники права древних государств Месопотамии В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконении было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя-гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире. Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые "реформы" Уруингины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 году до н.э. Основная цель Уруингины - оставить память о себе грядущим поколениям как о радетеле "старых порядков", "старых обычаев", в чем сказалось влияние общинной идеологии. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова. Таким действующим законодательным актом был и дошедший до нас самый значительный правовой документ Месопотамии ¬Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья. Законы включали преамбулу и изложение действующих правовых положений. Главная цель пышных прологов (особенно это характерно для ¬Законов царя Хаммурапи), гласящих о справедливости, великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти. Примечательно и меняющееся содержание этих обоснований, отражающее укрепление государственных порядков, степень могущества того или иного правителя. Несмотря на сходство (иногда текстуальное), совпадение ряда норм, все эти законы не могли не содержать и глубоких расхождений, так как каждый правовой акт отражал реалии своего времени, особенности своего государства и пр. ИНДИЯ К важнейшим источникам права Др. Индии относятся: .дхармашастры ¬- сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм); .артхашастры - трактаты о политике и праве; .обычай (ачара, адачара); .царское узаконение, повеление (эдикт). В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двухстиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение, согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений. Правовое регулирование в период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение. Закрепление кастового строя Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки. КИТАЙ Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI-V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения. Усиление законодательной деятельности в период "Воюющих царств", в V-III вв. до н.э., было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой. Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э. Лишь на рубеже V - IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в III - II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. "Книга законов царства Вэй" была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах. Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлении Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности поземельных.

Правовые системы государств Древнего Востока обладают ря­дом особенностей. Первые письменные памятники права древней­ших цивилизаций (Законы Ману, Законы Хаммурапи) похожи по своим технико-юридическим характеристикам. Источники древневосточного права специфичны. Даже с появлением законов обычное право, основанное на традиции, сохраняло значение важ­нейшего социального регулятора. Первые законы, как правило, являлись письменным изложением обычаев родового строя, кото­рым отныне придавалась обязательная сила. Об этом свидетельству­ют пробелы в законодательстве. Первые законы либо регулировали сферу государственных интересов (например, статус царско-храмо­вого хозяйства или правовое положение лиц, находящихся на го­сударственной службе), либо регламентировали вновь возникав­шие правоотношения, не упорядоченные обычным правом (пра­вовой режим собственности, имущественный или торговый оборот).

Законы долгое время сохраняли нормы обычного права:

Принцип талиона - возмездие соответственно причиненно­му вреду («око за око»);

Кровную месть;

Принцип коллективной ответственности членов семьи или общины за проступок одного.

Хотя с появлением законов некоторые обычаи претерпевают изменения. Например, постепенно кровная месть заменяется ком­позицией, т.е. возмещением материального характера (выкупом). В догосударственный период месть являлась основным способом защиты рода как социально-хозяйственной единицы. С укрепле­нием государственных институтов возникли условия для вытесне­ния мести. Коллективная ответственность была воспринята зако­нодательством для защиты государственных интересов. Так, в Ки­тае за государственные преступления по принципу круговой поруки казнили еще и ближайших родственников по линии отца, матери и жены.

Законы представляли собой собрание судебных решений. Ими должны были руководствоваться судьи при разрешении дел, выхо­дивших за рамки традиционной юстиции. Правовые нормы изла­гались в форме казусов - судебных решений, принятых в частных случаях (по формуле: если... - условие, то... - решение, иначе...). В древневосточном праве отсутствовало отраслевое разделение. Основой систематизации правовых норм являлся принцип быто­вой ассоциативности. Статьи объединялись, исходя из представ­лений о сословном делении общества, патриархальности семейных отношений, представлений о греховности.

Правовые нормы Древнего Востока тесно переплетались с рели­гиозно-этическими нормами. Часто законы содержали правила морального и религиозного свойства: пищевые запреты религиоз­ного характера («нечистая пища»), наказания за преступления про­тив религии (например, смерть за взлом храма). Связь с религией обусловила отсутствие четкой дифференциации преступлений и грехов. Религиозные сборники содержали правовые нормы и мог­ли выступать в качестве авторитетных источников права. Так, в Древней Индии даже сложились две параллельно существующие системы права - государственная (светская) и общинная (религи­озная). Поэтому важнейшим источником права стали сборники ре­лигиозно-нравственных и правовых предписаний - дхармашастры.



В древневосточном праве сложилась система правовых приви­легий, при которой жизнь и достоинство людей расценивалось в зависимости от социальной принадлежности. Поэтому соци­альный статус преступника и потерпевшего определяли степень вины и ответственности. Например, в Древней Индии оскорбле­ние равного или представителя низшей варны наказывалось штра­фом. Аналогичное преступление в отношении высших варн кара­лось телесным наказанием (отрезанием языка или кисти).

Право Древнего Востока диспозитивно - правовые нормы предлагали вариант поведения и предоставляли лицам возмож­ность свободно распоряжаться своими правами и договариваться между собой о взаимных правах и обязанностях. Только в случае отсутствия такой договоренности в действие вступал определен­ный законом вариант поведения. Даже судопроизводство начина­лось с подачи заявления потерпевшей стороной и могло быть пре­кращено на любой стадии при соглашении сторон.

Для права Древнего Востока характерно отсутствие различий между частноправовым нарушением (деликтом) и преступлением. Действовало объективное вменение - любое деяние, причинив­шее вред другому лицу, имуществу или государственным интере­сам, влекло наступление уголовной ответственности.

Необходимо отметить формализм древневосточного права, предполагавший приоритет формы над содержанием. Это выража­лось в строгом следовании торжественным правовым ритуалам и судебным обрядам, в случае их несоблюдения фактически возник­шее отношение не имело юридической силы.

Важной особенностью права Древнего Востока является его сдерживающее воздействие на социальное расслоение. Право всячески защищало свободное население и препятствовало его соци­альной деградации. Государство опасалось обнищания массы об­щинников - налогоплательщиков. Поэтому попавшему в тяжелое положение давались максимальные шансы. Предпринималась по-, пытка зафиксировать проценты по долгам (рост процентов прекра­щался в случае болезни, обучения, несовершеннолетия должника), ограничивалось долговое рабство.

Древневосточное право ограничивало развитие института част­ной собственности. В нем отсутствовали правовые гарантии, кото­рые могли бы способствовать ее процветанию. Верховная собствен­ность на землю принадлежала государству. Земля могла быть пред­метом коммерческого оборота, но частный или коллективный (община) ее владелец распоряжался лишь правом владения, не пре­ходящим в полную частную собственность. Хотя понятие собствен­ности в отличие от пользования сложилось, о чем свидетельствует институт давности пользования, влекущий превращение владения в собственность (например, по Законам Ману давностное владение для движимого имущества составляло 10 лет, для недвижимого - 20 лет). О неразвитости института частной собственности свидетель­ствует и отсутствие института завещания: наследство переходило только по закону ближайшим родственникам.

3. Правовое положение населения по Законам Хаммурапи

Законы вавилонского царя Хаммурапи представляют собой один из первых известных сборников правовых норм. Они были составлены в XVIII в. до н.э. в казуистичной форме (т.е. излагали судебные решения, принятые в частных случаях) на основе обыч­ного права и законов предшествующих правителей.

Социальная структура по Законам Хаммурапи отличается отсут­ствием четких социально-классовых границ. Для Древнего Востока характерно существование переходных социальных категорий, что связано с господством общины и всевластием государства. Право­способность социальных групп и слоев определялась их принад­лежностью к общине и отношением к государственной службе.

Категорию полноправных людей, преобладавших в древне­вавилонском обществе, составляли авилум. Авилум («человек») - свободный общинник, глава патриархальной семьи. Он владел участком общинной земли, обладал имущественными правами и мог рассчитывать на поддержку общины. Правовой статус авилум в основном определялся обычным правом. Однако государство было заинтересовано в сохранении слоя свободных общинников, т.к. авилум являлись основными налогоплательщиками. Поэтому Законы Хаммурапи обеспечивают максимальную правовую защиту полноправного вавилонского населения. За преступления против авилум назначались наиболее тяжелые наказания и «дороже» оце­нивалось их имущество. Законы препятствовали социальной де­градации свободного полноправного населения и устанавливали ограничения долгового рабства. Если авилум вынужден был в обес­печение долга продать или отдать в рабство членов своей семьи, то срок такого рабства ограничивался тремя годами. После чего долговые рабы обретали свободу, а долг считался погашенным. В случае смерти заложника от побоев или дурного обращения кре­дитор нес ответственность. Если погибал сын должника, то казни­ли сына ростовщика; если погибал раб, то выплачивалась денеж­ная компенсация. Кроме того, кредитор терял право на получение долга.

Следующая категория населения по Законам Хаммурапи - мушкенум. Мушкенум («падающий ниц») - неполноправный сво­бодный человек, вышедший из общины, но поступивший в услу­жение в царское хозяйство. Этот промежуточный между полно­правными и рабами слой составляли выходцы из низов местного населения (изгои, бродяги). Возможно, положение мушкенум по­лучали рабы-иноплеменники, посаженные на дворцовую или хра­мовую землю. Он владел неотчуждаемым земельным наделом из царско-храмового фонда на условиях выплаты доли урожая в каз­ну. Поэтому землевладение мушкенум охранялось наряду с царско-храмовой собственностью. Однако личность и имущество муш­кенум в законах оцениваются ниже, чем у авилум.

Выделяется категория воинов - редум, баирум. Их правовое положение подробно регламентируется Законами Хаммурапи, так как государство было заинтересовано в обеспечении прав и опре­делении обязанностей лиц, состоявших на царской службе. Отказ редум, баирум выступить в царский поход карался смертью, даже если взамен они предоставили наемника. Попавший в плен воин подлежал выкупу. Если в доме воина не было необходимых для выкупа средств, то сумму выкупа предоставлял храм поселения или казна. Любые притеснения редума со стороны воинских начальников карались смертью последних: воина нельзя было сдать внаем, отстранить от царской службы, забрать у него царские подарки. За царскую службу воины получали имущество (скот, дом) и земель­ный надел на правах илку (служебное дарение), т.е. такое имуще­ство не подлежало отчуждению, любые сделки с ним считались недействительными. Подаренное царем имущество не могло быть передано в обеспечение долга воина или отдано за выкуп его из плена. Долговые обязательства редум, баирум обеспечивались их собственными доходами. В случае длительного отсутствия воина его имущество передавалось другому человеку, способному нести царскую службу. Однако в течение трех лет за воином сохранялись права на надел, после чего он лишался возможности прав на воз­врат имущества. Исключение составляли случаи, когда воин попа­дал в плен во время царской службы. Возвратившемуся из плена воину имущество возвращалось, но он по-прежнему обязан был служить царю. Надел редум, баирум мог быть передан по наслед­ству только сыну при условии, что наследник в состоянии нести воинскую службу своего отца. Малолетний сын прав на надел не имел, но его матери передавалась третья часть землевладения в пользование. Жене и дочерям воина могло быть передано лишь то имущество, которое воин приобрел самостоятельно.

Законы Хаммурапи выделяют еще одну категорию неполно­правного населения - тамкаров. Они представляли собой торго­вых агентов, состоявших на царской службе с обязанностью отчис­лять в казну часть прибыли от торговых сделок. Тамкары были свя­заны с рынком и помимо царских поручений могли совершать собственные торговые и ростовщические операции.

Внизу социальной лестницы находились рабы - вардум. Раб­ство в Вавилоне носило патриархальный характер, т.е. рабы нахо­дились на положении младших членов семьи. Они имели право на семью и могли обзаводиться имуществом, которое считалось соб­ственностью их хозяина. Законы Хаммурапи рассматривают раба наравне с имуществом, которое могло свободно отчуждаться. На­несение телесных повреждений или убийство раба расценивалось как причинение имущественного ущерба и подлежало соответству­ющему возмещению. В то же время раб лично отвечал за совершен­ные им преступления и к нему применялись самые жестокие меры наказания. Раб даже мог оспаривать в суде свое рабское положе­ние, но в случае проигрыша дела раба сурово наказывали.

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд особенных черт.

Древнейшим способом развития права было акционирование государством сложившихся в процессе длительной совместной жизнедеятельности людей обычаев и традиций, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Поэтому наиболее распространённым источником права являлся правовой обычай. С появлением письменности начинают создаваться своды законов, где закрепляются сложившиеся нормативные системы. Поэтому все древнейшие нормативные акты являются записью обычного права (т.е. правовых обычаев).

До нас дошли отдельные правовые памятники, которые позволяют получить представление о правовых системах древневосточных государств. Самым древним из них являются Законы из Эшнуны (Законы царя Билаламы), которые датируются концом III тыс. до н.э. и сохранились лишь фрагментарно. Законы царя Хаммурапи, созданные в XVIII в. до н.э., сохранились практически полностью, и поэтому являются важнейшим источником для изучения древневосточного права.

К числу правовых памятников этой эпохи относятся и Законы царства Вэй (Древний Китай, II тыс. до н.э.). Законы Ману (Манавадхармашастра), оказавшие огромнейшее влияние на правовую систему Индии, были созданы в период между I - II вв. до н.э. и II в. н.э.

Отличительной чертой права всех древневосточных государств была слабо развитая законодательная техника . Законодатель не формулировал правовые нормы обобщенно, абстрактно, а фиксировал в каждой отдельной статье нормативного акта отдельный типичный жизненный случай - казус. Поэтому право носило казуистический характер.

Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью . Религиозное сознание преобладало над правовым, поэтому правовая норма здесь имела религиозное обоснование. Наиболее выраженный религиозный характер имело право Древней Индии, где, по-существу, религия была возведена в ранг права. Поэтому нарушение религиозной нормы влекло за собой не только религиозные санкции, но и правовые. Показательно, что в тексте Законов Ману мы обнаруживаем такую санкцию, как «после смерти отправление в ад».

В древневосточном праве нельзя обнаружить представлений об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне, в Древнем Китае, или религиозной концепцией миросоздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

Охарактеризуем гражданское право государств Древнего Востока.

Гражданское право, в целом, развивалось значительно медленнее, чем уголовное и процессуальное. Все древнейшие своды законов представляют собой типичные судебники, т.е., по существу, инструкции судьям, как рассматривать типичные случаи судебной практики.

ВЕЩНОЕ право. Институт собственности уже закреплён в законодательстве древневосточных стран, причём в разных формах. Однако неразвитость гражданского права проявляется в преобладании не частной формы собственности, а общинной формы, что является одним из проявлений пережитков родоплеменных отношений. Законодательно закреплены государственная и храмовая формы собственности, защита которых является одной из важнейших задач права. В то же время о развитии частной собственности свидетельствует анализ текстов древнейших правовых памятников, в которых детально закреплены наказания за различные покушения на институт собственности, в том числе и частной. Законодатель различает уже такие институты, как собственность и владение, давность владения, способы приобретения собственности.

ДОГОВОРНОЕ право в странах Древнего Востока развивалось достаточно активно, что являлось следствием развития товарно-денежных отношений. Уже известны большинство видов сделок, в частности: мена, купля-продажа, аренда, ссуда, залог, дарение, хранение, наймы. Государство прибегает к суровым методам обеспечения договорных обязательств. За нарушение договора, как правило, применяется долговая кабала - ответственность личностью должника, т.е. продажа его в рабство или смертная казнь. Таким образом, одним из древнейших принципов договорного права является принцип незыблемости договорных обязательств.

СЕМЕЙНОЕ право носило ярко выраженный патриархальный характер. Прежде всего, это проявлялось в неравенстве прав женщин и мужчинам. Женщина выступала не как субъект гражданских правоотношений, а как его объект. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного права прослеживаются такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин и детей в патриархальной семье. Брак совершался в форме сделки купли-продажи между женихом и семьёй невесты, что и становилось основанием для ограничения прав женщин: она не могла совершать самостоятельно какие-либо гражданские сделки.

Лишь в Древневавилонском обществе положение женщины отличалось сохранении ряда гражданских прав, что было проявлением сохранившихся пережитков матриархата.

НАСЛЕДСТВЕННОЕ право характеризовалось также сохранением патриархальных черт. Наследование осуществлялось по мужской линии. Женщина, как правило, не могла выступать в качестве самостоятельного наследодателя и наследника.

Вообще, особенности права стран Древнего Востока обусловлены историческими условиями его возникновения, культурой и цивилизацией этих стран. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами той цивилизации.

Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств - правового обычая и обычного права. В них, как правило, сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины с ее неравенством членов «большой семьи». Кастовые (освящаемые религией) привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель и другого имущества, прежде составлявшего общинную собственность, жестокие наказания для низших каст и сословий при допущении выкупа или ритуального действия для высших каст и для богатых. /7, с. 56/

Закрепление кастовых привилегий в правовых системах древневосточной цивилизации - это особенность обусловленная тем, что видом социальной дифференциации того общества являлось не деление на рабовладельцев и рабов, а деление на замкнутые касты (варны, сословия и т. п.). Это особенно ярко проявилось в Древней Индии.

Вся общественная жизнь древнего индуса определялась его принадлежностью к варне: профессия, должность, размер получаемого наследства, процент по договору, займу и даже тяжесть наказания. Варна определяла имя человека, одежду, порядок принятия пищи. Принадлежность к той или иной варне устанавливалась рождением, переход из одной варны в другую в принципе был не возможен.

Варно-кастовый строй имел правовую основу: святость и неприкосновенность частной собственности, привилегия высших сословий. Соблюдение основ такого строя обеспечивалось моральными, религиозными и юридическими санкциями, карами: порицание, похвала, радость в загробной жизни или объявление преступником. /8, с. 83, 84/

В странах Древнего Востока право, как и государство, возникло раньше, чем в античном мире, но их развитие шло гораздо медленнее. Но при этом сохранялась преемственность исторически сложившихся правовых обычаев.

Становление государственности требовало все боле прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти, которые были ориентированы прежде всего на защиту собственности, личности знати и ее неприкосновенности, власти высших каст или сословий над низшими, рабовладельца над рабом или наемным работником. Интересам богатых и знати служили нормы о праве наследования и многие другие. Такого рода правовые нормы нашли отражение в широко известных исторических памятниках древнейших государств: Законах царя Хаммурапи, Законах Ману и т. д.

Однако роль права нельзя свести только к закреплению классового (кастового, сословного) господства, хотя на первых ступенях цивилизации разных народов такое закрепление несомненно существовало. Наряду с социально-классовыми различиями и подчинением угнетенной личности господину, нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения страны порядка общественных отношений, для обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, а также для обеспечения единой власти в государстве.

Важным следствием формирования единого для разных племен права на территории возникающего государства явилось то, что с его помощью стало возможным разрешение споров, и благодаря этому преодоление возникающих междоусобиц, имевших зачастую губительные последствия. В древнейших обществах Востока установления общего порядка определялось победой сильнейшего племени, вождь которого узурпировал власть вождей других племен и вводил единый порядок, существенно отличавшийся от родоплеменного.

В Древней Индии основным источником права были и до сих пор остаются в общинном быту религиозные книги - веды (Ригведа), дхармасутры и дхармашастры, создаваемые брахманами. /7, с. 56/

В Древней Индии понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману. /2, с. 21/

Право стран Древнего Востока, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т. п. Тексты носят «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. /6, с. 104/

Формализм в распоряжении недвижимой собственностью - характерная черта правовых систем Древнего Востока. Так, еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с участием свидетелей, в том числе жреца. Такие контракты обычно составлялись в суде. Брак также оформлялся письменно, имел вид договора и предусматривал возврат и раздел имущества в различных случаях соответствующим образом. /8, с. 59/

Право цивилизаций Древнего Востока возникло из правовых обычаев, сформированных культурой и религией народов этих стран. По мнению некоторых авторов господствующая религия создавала духовное единство народа обеспечивающее целостность древних государств.

Религии Древнего Востока сберегали, хранили многие нормы общечеловеческой нравственности, в том числе уважение к достоинству человека, осуждали злобность, зависть, самодовольство, спесивость, безволие, безответственность, мрак ума. Эти понятия зафиксированы в древнейших памятниках права - в Авесте, Артхашастре и Законах Ману. /8, с. 8, 9/

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. /2, с. 25/

В Древней Индии, как и в других раннеклассовых цивилизациях, обычаи, религиозные табу появились гораздо раньше, чем право. Как и везде, религия долгое время являлась исключительным средством обеспечения правил поведения человека. Все известные нам древние источники права Индии представляют собой запись правил поведения человека - дхармы. В это понятие древние индусы вкладывали порой гораздо большее значение, чем просто «закон». Выполнение дхармы обеспечивалось не только юридическими санкциями, но и религиозными, моральными.

Соблюдение дхармы контролировалось священнослужителями и царскими чиновниками, так как дхарма - не только свод правил, обязательный для каждого жителя империи, но и норма права, имеющая силу закона. В Законах Ману, в перечне обязанностей царя, одно из главных мест уделено соблюдению подданными дхармы.

Поведение человека, его поступки должны были соответствовать трем видам социальных норм: Дхармашастре, Артхашастре, законам и актам правителей.

Главными источниками сведений о праве, законах, юриспруденции Древней Индии являются религиозно-нормативные сборники Артхашастра, Законы Ману (II в. до н. э.), авторство которых легенда приписывает прародителю людей. /8, с. 98, 99/

Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение, согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. /2, с. 21, 22/

По форме Законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи Ригведы, Махабхараты, Артхашастры, а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев. И, наконец, в нем нашли отражение взгляды знаменитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, на этику и смысл человеческой жизни. /8, с. 99/

Но тем ни менее, нормы права, предписания этико-морального характера ставят в приниженное, фактически бесправное положение угнетенные сословия, низшие касты и, наоборот, всячески оберегают знать, правящую прослойку: царя, его окружение, высших брахманов, кшатриев, а также чиновников. Законы откровенно фиксируют право привилегий для знати. Жизнь кшатрия приравнена к одной четвертой жизни брахмана, вайшьи - к одной восьмой, шудры - шестнадцатой. Об ответственности брахманов за смерть лиц из отверженных каст вообще нет указаний. /8, с. 107/

В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Известны были в Древней Индии договора аренды, купли-продажи и дарения.

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына. Наследование по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Законы Ману определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их. Законы предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени сознательности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Вместе с тем, при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне.

Законы Ману дают общее представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом и процесс носил состязательный характер. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. /2, с. 22-26/

Законы Ману: общая характеристика

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

ВВЕДЕНИЕ

Важное место в системе юридического образования имеет такая наука , как история государства и права зарубежных стран. Она имеет предметом своего исследования и изучения процесс развития государства в ряде стран Европы, Азии и Африки, а также соответствующих им систем права в исторической последовательности.

Периодизация курса истории государства и права зарубежных стран в различное время производилась по-разному. Наиболее распространенной схемой деления всемирной истории является трехзвенное: древняя, средневековая и новая (новейшая) история. Вполне справедливо будет, если периодизацию истории государства и права зарубежных стран осуществить по этойсхеме.

Следует помнить, что курс истории государства и права вовсе не преследует цель изучения всех когда-либо существовавших древних государств. Достаточно обратиться лишь к типичным для определенной эпохи государствам, оставившим заметный след в общечеловеческой истории, оказавшим влияние на последующее государственно-правовое развитие.

I. Государство и право Древнего Египта

В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало.

Уже на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры в Египте существовало около 40 отдельных областей - "номов", т.е. самостоятельных, малосвязанных друг с другом общин, из которых каждая занимала территорию, достаточную для того, чтобы вести самостоятельное ирригационное хозяйство.

Каждый из номов имел свое божество, свой храм, своих рабов. Последние содержались при храмах в работных домах и историко-правовые источники часто называют их "рабами храма".

Благодаря торговле и морскому грабежу, в северных номах сравнительно быстро возникли торговые центры, такие как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем северные номы объединились и образовали Нижний Египет. Позже объединились и южные номы в Верхний Египет.

История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Позднее царства.

В период т.н. Раннего царства произошло насильственное объединение всего Египта (предположительно в 3200 г. до нашей эры) фараоном Нармером (Менесом). Столицей объединенного Египта стал г. Тенис.

С 3200 г по 2800 г. до нашей эры страной правили цари первых двух династий (1-я и 2-я династии- 48 царей). Но только к началу правления 3-й династии объединение севера и юга приобрело реальный характер.

Период с 2700 г. по 2400г. до нашей эры (3-я и 4-я династии) принято называть Древним царством.

В этот период сложилась централизованная бюрократическая монархия, которая вела войны с соседними странами.

Создается всеегипетская ирригационная система, воздвигаются пирамиды и храмы. После 6-ой-1-ой династии начинается распад Египта.

С фиванской династии начинается период Среднего царства (2160-1750 гг. до нашей эры). Египет снова стал централизованным государством.

В середине 17 века до нашей эры Египет потрясло восстание крестьян и рабов, в результате которого царская власть и его управление было ликвидировано.

Около 1730 г. до нашей эры Египет завоевали гиксоны - воинственные племена с севера, владычество которых продолжалось около 150 лет.

После изгнания гиксонов сложилось Новое царство (18-20 династии), просуществовавшее с 1580 г. по 1100 г. до нашей эры, была восстановлена былая мощь Египта.

Но внутриусобица привела к тому, что в 523 г. Египетское государство было завоевано Персией. В 322 г. до нашей эры он был включен в состав Монархии А. Македонского, а в 30 г. до нашей эры присоединен к Риму в качестве одной из провинций. Иногда этот период 322г. до нашей эры называют Греко-Римским. С X династии царствование становится наследственным.

Общественный строй

Господствующий класс древнеегипетского общества составляет рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определяется 3-мя условиями:

  • древностью рода;
  • величиной землевладения;
  • и занимаемой должностью.

В период Древнего царства светская (комовая) аристократия занимает независимое положение.

В период Среднего царства она упрочивает свои "отцовские" (т.е. наследственные, независимые от правителя) привилегии.

В период Нового царства положение светской аристократии меняется, она вынуждена, с одой стороны, примириться с деспотизмом фараона и его правительства, и выдвижением жречества- с другой.

Бюрократия в Древнем Египте была огромной силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной.

Основная масса сельского населения сохраняет личную свободу, жила в деревнях (сельских общинах).

Возрастает значение рабского труда. Источниками рабов были военнопленные, кабальные договоры.

Государственный строй

Государственный строй в Древнем Египте имел форму деспотии. Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории Египта возглавлял фараон, т. е. царь, монарх, "сын бога". Высшее связующее единство, реализованное в лице фараона, необходимо было для обеспечения проведения гигантских ирригационных работ во все египетском масштабе, осуществления завоевательной политики, эксплуатации общины, сбора податей, даней и повинностей.

Главой правительственного аппарата был визирь (джати). Являясь вторым лицом в государстве после фараона, он не претендовал на божественную власть, но в памятниках именуется правителем всей страны, как Севера, так и Юга.

Функции визиря были сложны и многочисленны:

1. Он глава финансового ведомства. В его ведении находится "золотая палата", которая была государственным казначейством и царской сокровищницей, государственными житницами. Он управлял имениями, принадлежащими дворцу.

2. Он являлся руководителем публичных работ.

3. Важная функция государственного канцлера - это хранение государственной печати. В его кабинете хранились все правительственные и частные акты, регистрировались различные пожалования землей, имуществом и титулами.

4. Он градоправитель столицы. В резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть.

5. Визирь обладал широкими полномочиями в области правосудия. Он возглавлял высшую судебную инстанцию страны - шесть судебных палат ("шесть великих домов").

Кроме визиря источники называют:

  • главного казначея ("заведующего всем, что дает земля, небо, воздух");
  • начальника работ по сооружению и содержанию оросительных систем;
  • сановника, управляющего "домом оружия" (представитель высшей чиновной знати или член царской фамилии).

Вооруженные силы

Широкая завоевательная политика опиралась на вооруженные силы.

Основное ядро армии со времен Древнего Царства составляли профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами набирали ополченцев. Существовала полиция (в т.ч. тайная), пограничная стража, специальные охранные отряды каналов и сооружений, служба охраны фараона и других высших сановников. Комплектовалась армия из населения Египта, а также покоренных стран (Нубия, Ливия).

Право Древнего Египта

Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря.

В VIII веке до нашей эры появился т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)". Но кодекс выходит за пределы хронологической рамки Нового царства и не является типичным для древнеегипетского права.

Что касается правового положения различных категорий населения, то следует выделить деление на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов).

Вещное право

Древний Египет не знает частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону, верховному собственнику. Фактически большая часть земли находилась в общинном владении. Передача земли из одних рук в другие, имевшая место в отдельных случаях, была обставлена сложными формальностями.

Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества.

Семейное право

Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания.

Уголовное право

В области уголовного права кровная месть исчезла, как и денежные выкупы. Наказания, применяемые государством, отличались жестокостью. Применялась смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Сурово карались преступления против веры (колдовство

, убийство животных, почитаемых священными).

Процессуальное право

Суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон, высшая судебная власть принадлежала и визирю. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были т.н. "шесть палат", главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями - кентетами: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и комовые суды. Наряду с государственными судами, существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался "жрецом богини Истины" и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате.

2. Государство и право Древнего Вавилона

Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии "патеси" подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.

Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175-176 З. Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

Государственный строй

Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества.

Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

При царе появляется и другой правитель-наместник - ИСАККУ - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей - шакканакку.

Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

Судебная система

Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.

Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума" - председателей судебных коллегий.

В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а под председательствованием "рабианума" заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.

В больших городах судебные функции выполняли специальные "царские судьи", подчиненные непосредственно царю.

Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

Вооруженные силы

В период раздробленности Двуречья основным видом Вооруженных Сил являлось ополчение крестьян-общинников, которые по призыву правителя прибывали в войска со своим вооружением и снаряжением.

Впервые во всемирной истории аккадский царь Саргон (2316-2261 гг. до нашей эры) создал постоянную армию для выполнения внешних и внутренних задач. Воины, как явствует из законов Хаммурапи, находились на царском содержании, получая за службу земельные наделы с домом, садом, а также скот (ст. 30-36). Это имущество было изъято из гражданского оборота.

Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту.

В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну под условием несения военной службы. В случае малолетства сына 1/3 участка отдавалась матери для воспитания сына.

В случае возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину.

Если плененного воина выкупил купец (тамкар), то после возвращения на родину воин должен был выкупить себя, а если из-за отсутствия средств он не мог этого сделать, то за него платил храм или дворец. Вместе с тем, земельный участок и дом не могли идти в уплату "выкупа".

Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их к царю.

В период военных походов созывалось и ополчение крестьян-общинников.

Основные черты права Древнего Вавилона

Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права - закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.

Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как:

  • объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство;
  • усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы- реформа административного аппарата;
  • упорядочение правосудия в стране.

Законы Хаммурапи

Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия - в Московском музее им. А. С. Пушкина).

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о

найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Вопросы для самопроверки



Просмотров