Обязательная сертификация работ по охране труда и добровольная сертификация систем охраны труда. Регулирование охраны труда в коллективном договоре (соглашении) Проведение сертификации работ по охране труда

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 24-04-2002 28 О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (2019) Актуально в 2018 году

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

11. Сертификация работ по охране труда в организациях включает следующие этапы:

подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;

выдачу сертификата безопасности;

инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда.

12. Подача заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения

12.1. Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 3 к настоящим Правилам).

Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации.

12.2. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку на сертификацию работ по охране труда в организации.

12.3. По результатам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с заявкой на проведение сертификации работ по охране труда в организации, орган по сертификации принимает решение по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 4 к настоящим Правилам).

12.4. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации.

При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения сертификации работ по охране труда в организации.

В программе сертификации работ по охране труда в организации устанавливается перечень работ по охране труда, подлежащих проверке, при использовании схемы сертификации 2.1, предусмотренный приложением N 1 к настоящим Правилам, перечень и объем контрольных выборочных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.

12.5. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения сертификации работ по охране труда с указанием причин такого решения.

13. Проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организациях установленным государственным нормативным требованиям охраны труда

13.1. Сертификацию работ по охране труда в организации осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

13.2. Проверку соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.

13.3. Процедура подтверждения соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:

Оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

Оценку деятельности службы охраны труда;

Оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

14. Анализ результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности

14.1. Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности.

14.2. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

15. Выдача сертификата безопасности

15.1. При положительных результатах проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением N 5 к настоящим Правилам, регистрирует его и выдает заявителю.

15.2. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации работ по охране труда в организациях, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.

15.3. При внесении изменений в государственные нормативные требования охраны труда, в организационно - правовую форму юридического лица и других изменениях, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации работ по охране труда в организациях, держатель сертификата безопасности должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.

15.4. Знак соответствия работ по охране труда в организациях наносится на сертификат безопасности. Использование знака соответствия работ по охране труда в организациях в рекламных и печатных изданиях осуществляется согласно положению о знаке соответствия работ по охране труда в организациях.

15.5. Сертификаты безопасности вступают в силу с даты их регистрации в органе по сертификации.

16. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда

16.1. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при сертификации работ по охране труда в организации.

16.2. Результаты инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда оформляются актом, в котором орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, делает заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата безопасности.

16.3. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено. Решение о приостановке, отмене или возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.

16.4. В случае несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, отказа держателя сертификата безопасности от проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата безопасности.

16.5. Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

16.6. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

приостанавливает действие сертификата безопасности;

информирует об этом соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда (государственную экспертизу условий труда), на территории которого находится организация;

устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

проверяет ход выполнения корректирующих мероприятий.

16.7. После выполнения корректирующих мероприятий и при положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата безопасности. Информация о возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.

16.8. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя, Минтруд России и заинтересованных участников сертификации работ по охране труда в организациях.

16.9. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.

16.10. При проведении инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях орган по сертификации действует в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Положение о системе сертификации работ по ОТ в организациях

Замечание 1

Работодатель должен обеспечить сертификацию работ по ОТ в своей организации соответственно федеральному закону «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовому кодексу РФ.

Документ, который удостоверяет соответствие работ по ОТ, проводимых организацией, установленным государственным нормативным требованиям ОТ, носит название сертификата соответствия работ по ОТ (или коротко – сертификата безопасности).

Основная цель ССОТ (системы сертификации работ по ОТ) состоит в содействии последовательному решению проблем создания безопасных и здоровых условий труда, которое основывается на достоверной оценке, а также учете результатов сертификации в условиях экономической заинтересованности руководителей в улучшении условий труда с помощью методов и средств сертификации.

Организацией работ по сертификации работ по ОТ в организациях занимаются:

  • Министерство труда и соцразвития РФ;
  • Государственный комитет РФ по метрологии и стандартизации;
  • различные органы исполнительной власти – федеральные и по труду субъектов РФ.

К объектам сертификации в ССОТ относятся работы по ОТ, которые выполняют организации вне зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм, к которым принадлежит:

  • деятельность работодателя в области обеспечения безопасных условий труда;
  • деятельность службы ОТ;
  • работа по проведению аттестации рабочих мест;
  • проведение инструктажа по ОТ работников и проверка их знаний требований ОТ.

Для сертификации работ по ОТ формируется сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий, которые аккредитованы в установленном порядке.

В состав комиссий органов по сертификации входят эксперты по сертификации, которые аттестованы на право проведения работ по сертификации.

Деятельность ССОТ обеспечивает организационная структура, которая состоит из:

  • Минтруда России;
  • центрального органа ССОТ, который определяется Минтрудом России;
  • аккредитованных органов по сертификации;
  • центральных органов отраслевых подсистем ССОТ;
  • аккредитованных испытательных лабораторий.

Функции органов по сертификации

  • ведут базу нормативных правовых актов, которые необходимы для сертификации работ по ОТ в организациях;
  • проводят сертификацию работ по ОТ в организациях по заявкам заявителей;
  • оформляют и выдают сертификаты безопасности;
  • выполняют инспекцию сертифицированных работ по ОТ;
  • могут приостановить или отменить действия сертификатов безопасности;
  • представляют по требованию заявителя необходимую информацию;
  • ведут банк данных организаций, которые обладают сертификатом безопасности;
  • подготавливают и представляют в центральный орган ССОТ отчетную информацию и другие сведения, необходимые для включения в государственный реестр объектов и участников сертификации работ по ОТ.

Функции испытательных лабораторий

Испытательные лаборатории занимаются:

  • осуществлением оценки параметров опасных и вредных производственных факторов для сертификации работ по ОТ;
  • выдачей протоколов измерений (оценок) для сертификации работ по ОТ.

Правила сертификации работ по ОТ

Правила соответствуют основным положениям закона «Об основах ОТ в РФ», закону «О сертификации продукции и услуг», правилам по проведению сертификации в РФ, правилам сертификации работ и услуг в РФ.

Определение 1

Объекты сертификации – работы по ОТ, которые выполняются организациями независимо от того, к каким организационно-правовым формам и формам собственности они относятся.

Работы по ОТ сертифицируются органами по сертификации, которые выдают сертификаты безопасности.

При проведении сертификации работ по ОТ в организациях осуществляется проверка и оценка соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению ОТ государственным нормативным требованиям ОТ, учитывая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и особенности организации работ по ОТ в отраслях экономики.

Оплачивается работа по сертификации работ по ОТ руководителем организации.

Сертификация работ по ОТ состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявки на проведение сертификации работ по ОТ, ее рассмотрение и принятие решения.
  2. Проверка и оценка соответствия работ по ОТ установленным государственным нормам ОТ.
  3. Анализ полученных результатов, принятие решения о выдаче сертификата безопасности.
  4. Выдача сертификата безопасности.
  5. Инспекцию сертифицированных работ по ОТ.

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регламентирует, что обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

– создание и функционирование системы управления охраной труда;

– применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников (смотрите статьи 24 и 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании");

– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

– режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Ознакомьтесь с положениями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами";

– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Ознакомьтесь с положениями постановления Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";

– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

– проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (смотрите Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");

– в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

– предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

– расследование и учет в установленном законом порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 229.2 ТК РФ);

– санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

– беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законом сроки;

– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");

– ознакомление работников с требованиями охраны труда;

– разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

– наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Сертификация работ по охране труда в организациях ранее проводилась в соответствии с Положением о системе сертификации работ по охране труда в организациях, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года № 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (утратило силу, как мы указали ранее).

Свою деятельность орган по сертификации ранее осуществлял в соответствии с Положением, разработанным на основе Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 77 "Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий" (утратило силу).

Данные документы утратили силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 сентября 2010 года № 779н "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда Российской Федерации и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям" (далее – Приказ № 779н).

При этом установлено, что аттестаты аккредитации, выданные испытательным лабораториям до вступления в силу Приказа № 779н, действуют до окончания их срока действия.

Анализируя данные изменения законодательства, следует сказать, что после издания Приказа № 779н в нашей стране осталась только добровольная система сертификации работ по охране труда.

Конечно, как представляется большинству населения, такие изменения приведут к тому, что работодатели просто не будут прибегать к этой сертификации. Однако это ошибочное мнение, ведь исходя из целей такой сертификации можно говорить, что работодателям "выгодно" обладать достаточной информацией о качестве и законности своих действий по созданию безопасных условий труда во избежание ответственности в данной области.

Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, которые включают в себя:

– деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

– деятельность службы охраны труда;

– работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

– организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается органами сертификации по следующим критериям:

– степени вредности и опасности;

– степени травмобезопасности;

– обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Сертификация работ по охране труда в организациях включает, как правило, следующие этапы:

1) подача заявки на проведение сертификации по охране труда в организациях;

2) проведение проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации;

3) анализ результатов проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;

4) выдача сертификата безопасности (при условии положительного решения).

Страница 1 из 3

ТЕМА 2.11. Сертификация организации работ по охране труда

2.11.1. Цели и задачи сертификации организации работ по охране труда
2.11.2. Основные положения системы сертификации работ по охране труда в организациях
2.11.3. Порядок проведения сертификации

2.11.1. Цели и задачи сертификации организации работ по охране труда

На протяжении жизни нескольких поколений в нашей стране единственными методами оценки соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям – были методы проверки представителями органов государственного надзора и общественного контроля.
Новые (рыночные) условия хозяйствования помимо этих методов потребовали и новых форм оценки соответствия выполняемых работодателем работ по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда. Одной из этих форм (наиболее распространенной) является сертификация (дословно – удостоверение), обязательная или добровольная.
Напомним, что сертификация – это процесс официальной оценки и подтверждения уполномоченным на то органом [сертификации] соответствия объекта сертификации [продуктов производства, технических устройств, процессов, работ, услуг] установленным для данной системы сертификации требованиям, с выдачей сертификата (удостоверения) соответствия.
Сертификация соответствия работ по охране труда (ССОТ) – обязательное мероприятие, выполняемое работодателем в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. Осуществляется она органом по сертификации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Обратим внимание читателя, что до последнего времени объектом оценки соответствия являлись “работы по охране труда в организации”, но после ввода в действие (5 октября 2006 года) новой редакции Трудового кодекса РФ – объектом оценки соответствия стала “организация работ по охране труда”. Как и насколько будут трансформированы действующие подзаконные акты, регламентирующие процессы сертификации в сфере охраны труда, сложно сказать. Несмотря на ясность терминов “работы по охране труда в организации” и “организация работ по охране труда”, они нигде и никем официально не определены.
В целом, сертификация соответствия организации работ по охране труда государственным нормативных требованиям охраны труда является итоговым актом выполнения всей системы мероприятий охраны труда, ее своеобразной оценкой.
Цель сертификации – направить деятельность работодателя на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. По своей сути сертификация работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда.

Сертификация работ по охране труда до определенного момента была обязательной, но уже с 2010 года отменена. Ей на смену пришла добровольная система. Из нашей статьи вы узнаете о процедуре и периодичности проведения, а также о существующих на сегодняшний момент системах добровольной сертификации по охране труда.

Из этой статьи вы узнаете:

Что такое сертификация работ по охране труда в организациях и какими нормативными актами регламентируется

Сертификация работ по охране труда в организации в первую очередь направлена на оптимизацию условий труда для коллектива на предприятии, а также на соблюдение гарантий государства на безопасные условия для трудящихся при выполнении ими работ.

Такая система обеспечивает заинтересованность в ней не только со стороны коллективов, но и со стороны работодателя. Интерес к ней со стороны государства и рабочих коллективов очевиден. Она помогает добиться большего уровня безопасности при производстве работ, снизить производственный травматизм.

Тогда как интерес к системе добровольной сертификации со стороны компаний на первый взгляд не столь очевиден. При первом приближении кажется, что для организаций есть только дополнительные расходы. Однако изучив хорошенько вопрос, можно обнаружить и достаточно существенные плюсы.

Основным законом, регулирующим добровольную сертификацию в РФ, является федеральный закон от 27.12.2002 . В нем приводится понятие добровольной сертификации, а также описывается, кто ее может проводить (ст. 21 № 184-ФЗ). При этом ст. 212 ТК РФ устанавливает обязанность руководителя обеспечивать безопасные условия труда для коллектива.

Для чего проводится сертификация в области охраны труда

Конечно, после отмены обязательной сертификации число работодателей, которые перешли на добровольную систему, значительно уменьшилось. Хотя она позволяет обеспечить стабильную работу предприятия без сбоев.

Добровольная сертификация обеспечивает:

  • , исключение затрат на привлечение новых сотрудников при травматизме постоянных;
  • минимизация несчастных случаев и, как следствие, проверок контролирующих органов;
  • довольный, стабильный коллектив;
  • возможность выхода на международные рынки (при проведении международной сертификации).

К тому же даже инспекторы проверяющих органов относятся к таким предприятиям более лояльно, закрывая глаза на мелкие “шероховатости” в работе.

внимание

В случае наличия сертификата наниматель может рассчитывать на снижение тарифов при страховании работников в фонде и профзаболеваний.

К тарифам могут быть установлены скидки или, наоборот, повышение ставок, в зависимости от условий труда на предприятии.

Такими мерами государство пытается организовать систему, при которой компании тратили бы меньше средств на процедуры сертификации, чем на ликвидацию последствий несчастных случаев.

Объекты сертификации

Объектом сертификации охраны труда выступают не условия труда на конкретном производстве, а меры и этих условий. Надо отметить, что независимо от размеров компании, от ее организационно-правовой формы и формы собственности, сертификация будет производиться аналогично.

Итак, объектом сертификации являются:

  • меры нанимателя по обеспечению безопасных условий труда;
  • мероприятия, проводимые специалистом по охране труда (далее – ОТ);
  • проведение спецоценки рабочих мест по условиям труда;
  • предварительный и периодические , а также экзаменирование работников по требованиям ОТ.

Текущее состояние условий труда определяется органами сертификации на предмет наличия или отсутствия средств индивидуальной защиты, степени вредности (опасности) работы в текущих условиях, а также индексу производственного травматизма.

Периодичность сертификации

Установленный срок действия сертификата составляет 5 лет. Соответственно, из этого вытекает и периодичность.

Нельзя получить сертификат один раз и до конца существования организации.

Такой срок устанавливается Приказом ДС-06/11 от 25.01.2011 г. “Об утверждении Положения о Системе добровольной сертификации в области охраны труда (ДССОТ)”.

Этот период достаточно длительный, и на предприятии могут измениться условия труда. Для отслеживания ситуации сертифицирующий орган проводит ежегодный инспекционный контроль. В результате него могут быть выявлены нарушения, которые потребуется устранить в кратчайшие сроки. В противном случае сертификат может быть отозван.

Системы добровольной сертификации в сфере охраны труда

Обязательная государственная сертификация работ по охране труда в организации отменена в 2010 году. И к настоящему времени появился уже ряд систем сертификации добровольной. Помимо национальных систем, также широко применяются и международные. Они, в основном, используются компаниями, ориентированными на экспорт своей продукции. Какую из систем выбрать – остается на откуп компаний в зависимости от их потребностей.

Каждая из систем имеет свой регистрационный номер в специальном реестре и знак соответствия. Найти его возможно в свободном доступе на сайте Росстандарта (http://www.gost.ru/wps/portal/).

Система ДС “Профессиональная безопасность”

Регистрационный номер: РОСС RU.М982.04ФЖП0.

Сертифицирующая организация: Межрегиональная Ассоциация содействия обеспечению безопасных условий труда "ЭТАЛОН", г. Москва (ОГРН 1047796296536).

Производят сертификацию всего комплекса для ОТ предприятия, а также для компаний, оказывающих услуги по ОТ.

СДСОТ

Регистрационный номер: РОСС RU.И493.04ЕЛ00.

Сертифицирующая организация: СНО «Национальная ассоциация центров охраны труда», г. Москва (ОГРН 1057746566558).

К ним можно обратиться как в случае необходимости общей сертификации ОТ, так и для проведения аттестации рабочих мест. Также проверяют на соответствие различные программы обучения в области ОТ.

ССОТ

Регистрационный номер: РОСС RU.В516.04ЛГ00.

Сертифицирующая организация: ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Росздрава, г. Москва (ОГРН 1027739708358).

Специализируются, в основном, на сертификации отдельных специалистов, а также организаций, оказывающих услуги по ОТ.

ДСОТ

Регистрационный номер: РОСС RU.З1011.04ЖЗН0.

Сертифицирующая организация: ЧОУ "Санкт-Петербургский институт промышленной безопасности и охраны труда", г. Санкт-Петербург (ОГРН 1127800005497).

Объекты сертификации организации те же, что и у ССОТ.

СДС-ОТ

Регистрационный номер: РОСС RU.О1311.04ВЮ03.

Сертифицирующая организация: ЧОУ ДПО "Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства", г. Санкт-Петербург (ОГРН 1027810244087).

Объекты сертификации организации: системы управления охраной труда в организациях.

Порядок проведения добровольной сертификации по ОТ

Последовательность процедур при получении сертификата по охране труда и техники безопасности может отличаться в зависимости от выбранной вами компании. Однако, эти отличия не принципиальны.

Прежде всего, необходимо внимательно отнестись к выбору сертификатора. Не стоит в первую очередь обращать внимание на цену. Она еще не гарантия качества и добросовестности компании.

После выбора компании обязательно должен быть заключен договор. В нем подробно прописываются все меры по сертификации, а также их стоимость.

Необходимо сформировать пакет уже имеющихся документов и подготовить те, которых не хватает. Такой список формируется сертифицирующей организацией.

По завершении анализа положения дел в области охраны труда работодателю направляется перечень . Как правило, предоставляются образцы недостающих документов и пр.

После завершения мероприятий по коррекции собирается новый пакет документов (исправленных, дополненных, недостающих), и подается заявка на проведение сертификации.

Проводится проверка соответствия нормам законодательства, анализ предоставленных документов и возможности выдачи сертификата.

При отсутствии замечаний организация получает сертификат.

Раз в год проходит инспекционный контроль для выявления возможных нарушений в процессе деятельности.

Сертификат по охране труда

По результатам проведенных мероприятий выдается соответствующий сертификат. Данный документ обязательно должен быть зарегистрирован в органе по сертификации. Вступает в силу он как раз в день регистрации, а не в день положительного решения.



Просмотров