Общественный строй Византии. Государственный строй в византии Политический строй византийской империи

Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.

Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.

Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа". Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867-1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Константинополя" прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.



Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва-силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными - динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили оба префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.

Право Византии. Общие положения

Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.

Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

В IV--VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные -- в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.

Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.

Государственный строй Византии

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Государственный строй Византии
Рубрика (тематическая категория) Государство

Византийская империя называлась ʼʼромейскимʼʼ государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определœенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и ʼʼнародʼʼ в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или ʼʼсоправителяʼʼ.

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал всœе текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателœем сената. Квестор являлся председателœем Государственного совета͵ ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. всœе византийское чиновничество было разделœено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное делœение. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделœена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй. Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиᴦ.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.

Местный государственный аппарат империи в IV-VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (делœение на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделœена от военной и обладала в данный период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинœении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Οʜᴎ являлись судьями первой инстанции по всœем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.

Государственный строй Византии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государственный строй Византии" 2017, 2018.

Общественно-политический строй Византии имел

свои специфические черты. Процесс разложения ра-

бовладельческих порядков шел в Византии медленно.

Господствующий класс Византии IV-VII вв. был

неоднороден.

Экономические и социальные пози-

ции занимали сенаторские круги и земельная

аристократия. Экономической основой их господ-

ства была крупная частная собственность на зем-

лю рабовладельческого типа. Высокое место в со-

циальной структуре византийского общества

занимала городская муниципальная верхушка круп-

ных городов Империи, особенно столицы - Кон-

стантинополя.

Рабы, находясь на самой низкой ступени общест-

венного развития, входили в отношения социальной

носились прежде всего свободные крестьяне-зем-

левладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного

крестьянства - основная специфическая черта об-

щественного строя Византии.

Свободные крестьяне жили соседскими община-

ми и обладали правом частной собственности на

землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать

и несли разного рода тяжелые имущественные

и личные повинности. Широко использовалась в Ви-

зантии этого периода позднеримская форма экс-

плуатации крестьян - колонат.

В X-XI вв. социальное положение византийских

рабов несколько улучшается. Пресекается обраще-

ние свободных в рабство. В XI-XII вв. усилилась тен-

денция к стиранию граней между рабами и другими

Только к X в. возобладала тенденция к формиро-

^ванию феодальной сеньориальной системы, осно-

Византийское государство IV-VII вв. унаследова-

ло основные ч^рты государственного строя поздней

Римской империи. Во главе государства стоял им-

ператор, наследник власти римских цезарей. Он

обладал всей полнотой законодательной, судебной

и исполнительной власти и являлся верховным по-

кровителем и защитником христианской церкви.

Византийская православная церковь играла огром-

Именно Церковь разработала и освятила официаль-

ную доктрину божественного происхождения импера-

торской власти и проповедовала единение государства

и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию)

с явным приоритетом светской власти.

Ранневизантийская церковь была прямо подчине-

на императору. Власть византийского императора

в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте

полномочий императора она умерялась необходи-

мостью следовать «общим законам» Империи и осо-

бенно отсутствием принципа наследственности пре-

стола. Новый византийский император избирался

сенатом, «народом Константинополя» и армией.

Византийские императоры должны были нередко

делать ставку в своей политике на одну из город-

ских партий («голубые» и «зеленые»).

Другим фактором, сдерживающим самовластие

императора, являлось наличие особого государствен-

ного органа византийской аристократии - констан-

тинопольского сената. Его влияние обеспечивалось

самим составом сената, включавшим практически

всю правящую верхушку господствующего класса

^!/ Византии.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной

власти Византии. Базой централизации и широкой за-

воевательной политики Византии в IX-X вв. послужила

стабилизация экономики на новой феодальной основе.

В VIII в. политические организации и учреждения,

ранее сдерживавшие всевластие византийского импе-

ратора, приходят в упадок или полностью ликвидиру-

С IX в. даже номинальное провозглашение им-

ператора «народом Константинополя» прекращается.

Политическая роль константинопольского сената,

упавшая еще в конце VII в. , окончательно сводится на

не! императорским указом конца IX в. , лишившим се-

нат права участия в законодательстве Империи.

Единственной крупной политической силой в Ви-

зантийском государстве остается православная

ществе повышаются. Она являлась единственным

сдерживающим фактором во времена политической

нестабильности, Византийская церковь предприни-

мала попытки подняться выше светской власти.

Император сохранил право выбирать патриарха из

хами, и низлагать неугодного патриарха. Но императо-

ры практически не пользовались данным правом.

После периода политических потрясений наступило

относительное спокойствие. Укрепление основ импера-

торской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменени-

ем ее атрибутов. За византийскими императорами окон-

чательно утверждаются греческие титулы василевса

(царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал

законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся

верховным судьей и командующим армией и флотом.

Начиная с IX столетия выборность императора сме-

няется его переходом по наследству (принцип леги-

тимности).

ванной на труде зависимого крестьянства от земель-

ных собственников при сохранении контроля со сто-

роны государства.

Медленный характер развития феодальных отноше-

ний определил специфику социального состава гос-

подствующего класса византийского общества на вто-

ром этапе его развития. Эта сила долгое время не

была консолидирована и не складывалась в замкну-

тые сословия. Наследственная вассально-сеньо-

риальная система начинает складываться в Визан-

тии только к XI-XII вв. Незавершенность развития

феодального сеньориального строя обусловила от-

носительную слабость византийской землевладель-

ческой знати. Ведущее место в структуре господствую-

щего класса Византии принадлежало столичной знати

и высшему чиновничеству Империи, соперничающим

с военно-землевладельческой провинциальной

На протяжении данного исторического периода

сохранялись многочисленные различия в правовом

положении отдельных слоев подданных. В Византии

формирование класса зависимого крестьянства за-

тягивалось из-за сохранения пережитков рабовла-

дельческого строя.

Крестьяне эксплуатировались главным образом

в централизованной форме посредством государ-

ственной налоговой системы.

Крупные землевладельцы и военная знать (динаты -

«сильные») захватывают крестьянские земли, подчи-

няют себе сельские общины, добиваются нового при-

крепления крестьян к земле. С XI-XII вв. идет неук-

лонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.

С этого времени основная фигура в византийской

деревне - феодально зависимый парик. Парики не

имели права собственности на землю и были обя-

заны выплачивать господину ренту в натуральной

и денежной формах, а также в форме отработки.

Население страны было пестрым в национальном

составе. По подсчетам историков, его численность

достигала 30-35 млн человек.

Основные черты феодального общественного и государственного строя Западной Европы.

Феодальный строй формировался на развалинах римской империи.

Черты феодализм:

· связь собственности на землю с политической властью.

· органы самоорганизации общества. Сословия: феодалы, духовенство, работники, торговцы.

· корпоративное общество.

· договорное общество.

Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира, но все же не означала регресса в истории государственности. Развал империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов , которые сумели создать свои более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни.

I. В период ранних (варварских) государств , когда формирующийся класс феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся поддержкой крестьян-общинников и церкви, преобладала раннефеодальная монархия .

II. Постепенно в условиях крайней децентрализации единственным способом организации и поддержания гос. власти становится закрепление отношений сюзеренитета-вассалитета – к IX-XIII вв. преобладающей формой правления становится сеньориальная монархия .

III. Экономический подъем XIII-XV вв., связанный с ростом городов и развитием торговли, породил сословную консолидацию общества. Усиливавшаяся королевская власть искала поддержки у населения, что привело к становлению сословно-представительных монархий .

IV. В Позднем Средневековье (XVI-XVII вв.) разложение феодализма и опора власти на бюрократию и военно-политическую силу приводят к становлению абсолютных монархий .

V. Падение же абсолютизма означает уже начало Новой истории.

Особенностью западноевропейской модели средневекового государства:

o последовательной смены форм монархического строя,

o диффузия политической власти, которая переходит от короля к отдельным светским и духовным магнатам, становясь неотъемлемым атрибутом земельной собственности.

o Чрезвычайно сложные и неоднозначные взаимоотношения королевской власти и христианской церкви.

Христианская церковь:

ü «Варварские» короли подносили церкви обширные земельные владения, вследствие чего церковь превратилась в крупного земельного собственника, а земли ее не подлежали дроблению и возврату («мертвая рука»).

ü Однако до XI в. церковь еще находилась под эгидой императоров и королей, а не папского престола. Политические амбиции пап вскоре привели к расколу христианской церкви на греко-православную и римско-католическую, в основе чего лежала борьба за руководство христианским миром и светской властью.

ü Усиливающаяся римско-католическая церковь опиралась на свои земельные владения, религиозные чувства верующих, мощную и централизованную церковную организацию

ü В XI-XIIвв. церковь фактически превращается в общеевропейскую теократическую монархию.

ü Наибольшего могущества она добивается в XIIIв. при папе Иннокентии III, установившего порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы.

ü Они могли прибегать к таким средствам, как наложение интердикта или отлучение от церкви.

ü Создавалась система особых церковных судов – инквизиций, вычищавшей из общества антицерковные настроения и породившей презумпцию виновности.

Города.

Иную роль в формировании политического и правового сознания в Европе сыграли города, ориентировавшиеся на старинные демократические порядки и «мешавшие» феодальным отношениям.

v Они обладали значительным экономическим и политическим потенциалом. Некоторые из них даже приобретали статус городов-государств.

Однако главным институтом по-прежнему считалось государство , так как королевская власть являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом.

36. Понятие рецепции права. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права». Глоссаторы. Комментаторы. Гуманисты.

«Рецепция римского права » - его усвоение средневековым обществом. Этот процесс начинается в XI-XII вв. После образования «варварских» королевств римское право было предано забвению: примитивные варварские общности не нуждались в достижениях античного права. Хотя элементы римского права были сохранены и развиты каноническим правом. Второе рождение римского права происходит в 9 веке в городских республиках Северной Италии и Южной Франции после обнаружения Дигест Юстиниана . Эпоха Возрождения создала условия для восстановления элементов классического римского права (этого требовало развитие общественно-экономических отношений).

Необходимость рецепции:

· Он был вызван экономическим фактором (точные нормы для регулирования имущественных отношений),

· Социальные и духовные потребности общества, нуждавшегося в правовом порядке и стабильности.

· Поддержала и католическая церковь, увидев в нем средство укрепить позиции канонического права.

· Было санкционирована королевской властью, стремящейся к централизации всей общественной и государственной жизни.

Базой для возрождения и развития римского права стали университеты Италии (Болонский университет), Германии (Гайдельбергский университет), Франции (Парижский университет), Испании. Здесь стали преподавать «новое», «Справедливое» право в его связи с философией, религией и моралью. Появляется ряд юридических школ, изучавших римское наследие.

Цель – найти справедливые нормы, которые судьи и юристы-практики могли бы применять в своей деятельности. Целью университетской науки стало создание словаря и методов для поиска справедливых решений.

Обучение занимало 5-7 лет. Для получения образования необходимо было овладеть 7 свободными искусствами: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Обучение строилось на лекциях и диспутах (семинарах).

Глоссы – объяснения правовых текстов. Глоссаторы – объясняющие люди.

Исторически первой школой стала школа глоссаторов , созданная на юридическом факультете Болонского университета (глосса - замечания на полях). Цель глоссаторов – установление первоначального смысла римских законов . Многие разделы кодификации Юстиниана были забыты (например, институт рабства). Школа обработала классическое римское право, разъяснила устаревшие термины, ввела широкие обобщения, провела систематизацию права, были выработаны общие понятия договора, института владения, вещного права. С глоссаторов начинается развитие юридической науки в собственном смысле слова. Однако глоссаторы ограничились только рекомендациями, составленными на основе устаревших Дигест, которые противоречили новому королевскому законодательству.

Последний выдающийся представитель глоссаторов, Аккурций, собрал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников. Этот сборник получил название «Большая Глосса» и в течении нескольких веков рассматривался как образцовое и наиболее авторитетное руководство по римскому праву.

В конце 13 века появляется школа постглоссаторов , которая «очистила» римское право и подвергла его переработке, приспособлению к новым историческим условиям и нуждам практического применения. Они анализировали не тексты, а правовые принципы и институты, многие из которых отсутствовали в классических источниках. Постглоссаторы ввели понятие собственности, обязательства, держания, юридического лица (с его помощью стали разрешаться вопросы взаимных требований учреждений, государства, церкви). Таким образом, возникло новое систематизированное право, основанное на разуме и предназначенное для всеобщего применения.

После зародилось движение постглоссаторов, наиболее выдающимся представителем которых был Бартоло. Они занимались главным образом толкованием правовых понятий и отрывков из кодификации Юстиниана с целью выведения «общего мнения ученых». В своих комментариях они нередко отступали от первоначальных римских правовых конструкций, но провели большую работу по согласованию его с нормами средневекового канонического, городского и обычного права.

Глоссаторы основывались на принципах естественного права, т.е. вырабатывали общие правовые понятия как универсальные, основанные на естественной справедливости.

В начале 16 века возникает гуманистическое направление, которое анализировало римские памятники исторически и филологически. Была выявлена историческая обусловленность правовых институтов, динамика римского права. Таким образом, римское право было положено в основу возникавших национальных правовых систем.

Университеты помогли установить транснациональный характер права . Право стало наукой, а не дисциплиной, обособилось от других дисциплин.

Государственный строй Византии.

Византия – преемница Рима. Основа – восточная часть Римской империи (разделение в конце 3 века и окончательное утверждение в конце 4 века).

3 фактора основали Византию:

o античное политическое мышление

o римское право

o христианская религия Греко-восточной православной церкви.

Идея самодержавной власти и взаимоотношения между церковью и государством восходит к Византии.

Византийское гос-во IV-VIIвв. унаследовало основные черты гос. строя позднеримской империи:

· Во главе стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти, а также являлся верховным покровителем христианской церкви, которая разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви. Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору.

· Власть императора в IV-VIIвв. не была произвольной: она умерялась необходимостью следовать «общим законам» империи и отсутствием принципа наследственности. Новый монарх избирался «народом Константинополя» (политические партии – димы : «синие » - сенаторская аристократия; «зеленые » - торгово-финансовая верхушка) и армией. Самовластие также сдерживалось органом византийской аристократии – константинопольским сенатом , который обсуждал государственные дела и участвовал в избрании нового императора. Поэтому в актах ранневизантийских императоров признавалась необходимость «согласия великого сената и народа».

· С VIIIв. начинается новое укрепление центральной власти, базой которого стала стабилизация экономики на новой феодальной основе. Наивысшего развития Византийское государство достигло во время правления Македонской династии, когда жизнь страны контролировалась с помощью огромного бюрократического аппарата.

o Политические организации, сдерживавшие всевластие императора, ликвидируются.

o Единственной крупной политической силой остается православная церковь: возрастает роль патриарха в общественно-политической жизни Византии, который участвует в борьбе наследников за престол и венчает их на царство. Однако император сохранил право выбирать патриарха из трех предложенных ему кандидатур и низлагать неугодного ему.

o Изменяются атрибуты императорской власти: за ним утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца)

o Однако, несмотря на полное всевластие, власть василевса не была очень прочной: императором делало не рождение, а «божественное избрание», вследствие чего бытовало насильственное устранение монархов.

· По мере развития феодализма между императором и крупными землевладельцами складываются новые сеньориально-вассальные отношения, что приводит к ограничению реальной власти императора.

o В основе огромного чиновничьего аппарата лежала строгая иерархия: 60 титулов.

o Центральное управление сосредотачивалось в Государственном совете (консистории) , функции которого не были четко определены.

o Магистр и квестор дворца осуществляли непосредственное управление делами империи с помощью бюрократического аппарата, роль которого особенно возросла к XI в.

o C IXв. происходит постепенное слияние дворцовых и государственных ведомств, что приводило к частому дублированию функций.

Административное деление вначале было равнозначно позднеримскому (префектуры, диоцезы, провинции). В VIIв. появилась фемная система местного управления. Фемы возникли как военные округа, во главе которых стояли стратеги, объединявшие в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. К 11 в. в связи с развитием феодальных отношений эта система окончательно приходит в упадок.


Похожая информация.


Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.

Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.

Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа". Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867-1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Константинополя" прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва-силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными - динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили оба префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.

Право Византии. Общие положения

Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.

Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

В IV--VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные -- в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.

Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.



Просмотров