Общественная формация. По какому признаку выделяются правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты

11.2. Первобытнообщинная формация

Собственно человеческая история начинается с первобытнообщинных обществ. Первобытнообщинные общества (эпоха неолита) существовали в VII-V тыс. до н. э. Таким, например, было общество Чатал-Хююка на западе Малой Азии (примерно 6000 лет до н.э.), базировавшееся на культивировании ячменя и приручении крупного рогатого скота. В древнем Шумере и Египте возникли и развились около 6000 лет назад первые первобытные (родовые и родо-племенные) общины. Первобытнообщинная формация, присущая этим обществам, самая ранняя форма практической формации.

Первобытные общества представляли собой родовые и племенные объединения людей с родовой ментальностью, недавно обузданными инстинктами, с неразвитым сознанием и примитивной деятельностью. Главной функцией рода было воспроизводство людей (продолжение рода): рождение детей, их кормление, защита, воспитание, производство (собирательство, земледелие, скотоводство и т.п.). Среди важнейших условий продолжения рода обеспечение людей материальными благами, защита от других родов, воспитание еще не стали относительно самостоятельными функциями, т.е. не превратились в экономическую, политическую, духовную сферы обществ. Маркс не случайно не включал первобытную формацию в состав экономической.

Первобытнообщинные общества состояли из немноголюдных общин, представляющих собой совокупность домашних хозяйств, объединенных в одно село (или род) . Возникало территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в иерархических (господство и подчинение) отношениях в зависимости от родственной близости к исторически достоверному (или вымышленному) основателю общины. Первобытные общины занимались

земледелием и скотоводством. Основные формы жизнедеятельности (собирательство, скотоводство, земледелие) определяли характер родовых общин.

Родовая община представляла собой синкретическую общественную формацию, в которой основные общественные сферы находились в неразвитом, слитом, функционально меняющемся виде. Можно сказать, что первобытное общество совпадало со своей формацией, а формация была способом первобытнообщинного производства людей. Этот способ общественного производства держался на инстинктах, совместном материальном производстве, родовой власти, первобытной мифологии.

В первобытнообщинной формации, по-видимому, невозможно выделить базисную сферу раз и навсегда: она постоянно менялась в зависимости от конкретной ситуации. Можно предположить, что базисную роль в той или иной мере играли все сферы родового общества вместе. Это показывает, в частности, функциональную незакрепленность базисной сферы за экономической (материальное производство) сферой, что не делает ее единственным фактором формационного самоопределения и интеграции первобытного общества.

Собственность на землю в родовом обществе общинная, каждый дом владеет своей долей. Во главе сельской общины стоит вождь, который вначале избирается, а затем эта должность становится наследственной. В его ведении находятся экономические, военные, политические и религиозные вопросы. В духовную сферу сельской общины входят вождь, шаман и т.п., отправляющие языческие ритуалы. Они выступают носителями религиозно-нравственных норм, культурных предпочтений, принципов социальной справедливости, норм и характера труда.

Исходная сфера первобытнообщинного общества включала в себя людей, обладающих совокупностью первичных биологических потребностей в сытости, тепле, передвижении, продолжении рода, самоутверждении и т.п. Их можно было удовлетворять в благоприятных природных условиях, адекватных им (климат, зерновые культуры, крупный рогатый скот, который можно было приручить и т.п.). Потребление носило в основном коллективный (общинный) или семейный характер, было достаточно скудным и относительно равным, при этом существовало противоречие между действительными и удовлетворяемыми потребностями людей, являвшееся побудительным мотивом жизнедеятельности. Противоречие между абсолютными и действительными потребностями людей в этом обществе еще не возникло.

Структура сельской общины включает вождя, общинную знать (богатеев), свободных общинников, рабов. Социальные роли в сельской общине жестко распределены и не меняются годами. Первобытное общество удовлетворялось двумя основными регуляторами (мотивами) жизни: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих регуляторов хватало, пока сородичи не отличались своими интересами и способностями, а также пока среди сородичей не появились посторонние (пленные, рабы).

Базисом этого общества было общественное производство, в котором демосоциальное, материальное, родовое, мифологическое производства были тесно переплетены в каждом акте, в пространстве и во времени. Не было четкого временного и пространственного разделения на разные сферы общественного производства. Поэтому базисными были кровнородственные отношения, которые определяли все остальные, - трудовые, военные, религиозные.

Естественная (натуральная) производственная деятельность представляла собой процесс первобытного производства и распределения материальных благ общиной. Она включала в себя естественные средства производства (предметы, орудия, условия) и природные способности людей (физическая сила, навыки к определенным действия, волю, элементы сознания и т.п.). Первобытнообщинный способ производства базировался, прежде всего, на "производительной силе самой природы", а не на созданной человеком.

Натуральность (природность) производства определяется как преобладанием природных факторов труда над исторически созданными, так и исключительным предназначением произведенных продуктов для индивидуального потребления. В этой формации непосредственной и исключительной целью производственного базиса является воспроизводство людей. В силу этих обстоятельств Маркс и назвал данный тип хозяйственной деятельности "натуральным".

В первобытнообщинном обществе господствовала личная собственность на средства производства, выражающаяся в умении владеть этими орудиями, но результат труда носил коллективный характер. Личная (и совместная) собственность не является экономической.

Когда предмет не создан трудом, а дан от природы, то собственность на него есть только внеэкономическое присвоение, только волевое отношение собственности .

Таким образом, первобытнообщинный способ производства состоял из естественных производительных сил (природных и человеческих) и коллективных общественных отношений, соответствующих

этим производительным силам. Базис этого общества не являлся экономическим.

Лично-коллективное владение средствами производства приводило к фиксации обычного права на зону или долю ресурсов. Эта собственность носила характер профессиональной, моральной, физической, интеллектуальной власти над средствами производства и людьми. Общественное производство носило здесь не социально-экономический, а властный характер . Субъектом власти над ресурсами являлся коллектив , а также вожди, старейшины и т.п.

Надстроечной (вспомогательной) сферой этой формации была духовная, которая обслуживала и регулировала производство, распределение, потребление материальных благ. Родовые общества были в основном земледельческо-скотоводческими. Существующие нормы и табу, которые контролировались выделившимися из рода вождями, жрецами, военачальниками и т.п., вносили в общественную жизнь порядок. Жрецы создавали и поддерживали религиозные мифы, которые освящали бытовую сферу и придавали общий смысл жизни людей. Главной потребностью этого общества было продолжение рода, поэтому ценности, знания, опыт, связанные с этой сферой (секса, рождения, смерти), занимали ведущее место.

Формационная общность первобытного общества состояла из вождей, старейшин, шаманов, взрослых членов первобытного общества рода - мужчин и женщин. Она была связана общностью мифологических ценностей (идеалов, норм, табу), привычек, традиций, ритуалов. Мотивами тяжелейшего труда - присваивающего, земледельческого, скотоводческого - были фундаментальные потребности людей в пище, одежде, жилище, жертвоприношениях и т.п.

Совершенствование общественного производства на основе совершенствования орудий, организации, общественного разделения труда является важнейшим направлением развития первобытнообщинных

обществ. Технологическую базу первобытнообщинного производства (не ниже поздненеолитической) составляло производство мотыг, копалок, примитивных сох и т.п.

Родовое (деревенское) общество является закрытым для чужих. С одной стороны, это ведет к укоренению своих традиционных (патриархальных) черт, идентификации, противопоставлению себя чужим. С другой стороны, это мешает заимствованию у более развитых родов их достижений и делает уязвимым для других, более развитых в технологическом и организационном отношении родов. Далее, патриархальная деревня является безграмотной и культивирует эту безграмотность. Отсутствие письменности приводило к необходимости заучивания преданий, норм, табу и т.п. И наконец, отсутствие грамотности приводило к самой первой форме общественной иерархии, делению на знающих предания, табу, ритуалы стариков и не знающую все это молодежь. Мудрость старших становилась основой неполитической власти стариков над остальными, консервировала традиционность деревенской жизни.

Семенов Ю.Л. Указ. соч. С. 142).

Происхождение права и государства.

1. Теории происхождения права

Происхождение права наряду с происхождением государства с древнейших времен было предметом изучения и дискуссий.

1.1 Теория примирения (Э. Аннерс, Г. Берман)

Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами.

1.2. Регулятивная теория

Юридические нормы устанавливаются для поддержания единого порядка для всей страны

1.3. Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен)

Право - это вечное явление, созданное Богом

1.4. Теория естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев)

    Существует две системы права - естественное и позитивное:

    естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь)

    позитивное (писаное) право - совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.

1.5. Историческая теория (К. Савиньи, Г. Гуго, Г.Пухта)

Происхождение права - стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль играет обычай.

1.6. Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард)

    Психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

    Все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные).

1.7. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)

Право – воля господствующего класса, возведенная в закон

1.8. Теория правовой специализации (Т. Кашанина)

    Закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира.

    Возникновение права было обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, дифференциация которого приобрела личностный, субъектный характер.

2. Что регулировало общество до появления права?

    Ритуал

    Обряды

    Обычаи

    Табу

Мононормы – это правила поведения людей первобытного общества, выраженные

в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах

Закономерности возникновения права

* Переход к производящей экономике;

* Расслоение общества;

* Создание государства;

Право - система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность

3. Теории происхождения государства

Теории

Древнегреческая теория

Древнеиндийская теория

Древнекитайская теория

Теологическая теория

Теологическая теория в условиях современности

Патерналистская теория

Патриархальная теория I

Патриархальная теория II

Теория Огюста Конта

Теория Герберта Спенсера

Теория Гуго Гроция

Теория Томаса Гоббса

Теория Джона Локка

Теория Жан-Жака Руссо

Теория Евгения Дюринга

Теория Людвига Гумпловича

Теория Карла Каутского

Теория Льва Петражицкого

Теория Николая Коркунова

Теория Тарда

Либертарно-юридическая

Патримониальная теория

Государство по Энгельсу

Государство по Ленину

Основные теории происхождения государства

    теологическая (религиозная, божественная);

    патриархальная (отеческая);

    договорная (естественно-правовая);

    органическая;

    психологическая;

    насилия (внутреннего и внешнего);

    ирригационная;

    экономическая (классовая).

3.1. АНТИЧНОСТЬ. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (ОТЕЧЕСКАЯ)

Аристотель. Конфуций.

«Государство подобно семье, поэтому власть государя над подданными также безусловна,

как власть отца над детьми ».

+

1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;

2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;

3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;

4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

_

1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?

3) Не объясняет жесткость законов.

3.2. СРЕДНИЕ ВЕКА. ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ. Аврелий Августин. Фома Аквинский.

«Любая власть и любое государство имеют божественное происхождение и должны соответствовать вечным христианским нормам».

+

1) Государство появляется с монорелигией;

2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

3) Отражает объективные решения того времени, а именно – первые государства были теократические

_

Является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение

государства.

3.3. НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ДОГОВОРНАЯ (ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ) ТЕОРИЯ.

Спиноза, Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо.

«Государство возникает в результате заключения общественного договора между правителями и подданными, по которому граждане согласны на ограничение части своей свободы,

получая взамен от власти гарантии обеспечения основных и естественных прав».

+

2) Носит демократический характер;

3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства;

4) Опирается на общественную практику

_

1) Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе;

2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление;

3) Договор – это воля людей, значит, он может быть расторгнут;

4) Договор не обладает юридической силой, т. к появился раньше государства.

3.4 . СЕРЕДИНА 19 ВЕКА.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ (КЛАССОВАЯ) ТЕОРИЯ.

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Г.Плеханов.

«Государство образуется как продукт социального неравенства и механизм политического господства одного класса, обладающим собственностью и властью. над другими классами, лишёнными их».

+

1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;

2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;

4) Раскрываются признаки государства.

_

1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;

2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;

3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.

Теория насилия.

К.Каутский, Е. Дюринг, Л. Гумплович, Д. Юм.

« Государство всегда возникает насильственным путём…»

А. ТЕОРИЯ ВНЕШНЕГО НАСИЛИЯ.

+

1) Основана на многих исторических фактах;

2) Результат завоевания отражается во всех сторонах жизни вновь возникшего общества;

3) Государственный аппарат состоит из завоевателей.

_

1) Не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира;

2) По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер;

3) В истории есть примеры, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства;

4) Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь.

Б. ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕГО НАСИЛИЯ.

+

1) У людей имеются разные интересы;

2) Имеет место насилие в обществе;

3) Государство в осуществлении своих функций использует насильственные методы.

_

1) Отстаивание интересов может привести к саморазрушению общества и государства;

2) Люди не могут быть равны биологически;

3) Государство не всегда выражает интересы общества;

4) Если можно создать государство насильственным способом, то его можно и разрушить.

3.5. КОНЕЦ 19 ВЕКА.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Э. Фромм, Л. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд.

«Государство происходит из различия психологических типов личностей правителей-лидеров и подданных-ведомых, поощряемых и ограничиваемых властью».

+

Психологические закономерности важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя.

_

Роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Г.Спенсер, П.Сорокин.

«Государство возникает как естественный механизм обеспечения жизнедеятельности общества наподобие человеческого организма, в котором каждая часть обеспечивает жизненно важные функции».

Достоинство:

    восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

    оригинальность теории.

Недостаток: отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ. К. Витфогель.

Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ.

+

1) Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем действительно были распространены в древних городах-государствах Месопотамии, Египта, Индии, Китая.

2) Не вызывает сомнения связь этих процессов с формированием многотысячного класса, управленцев-чиновников.

_

Ирригационная теория улавливает лишь отдельные связи, отдельные стороны процесса государствообразования и к тому же явно преувеличивает и универсализирует их.

Расовая теория . Авторы : Ж.А. де Гобино, Ф.Ницше

Суть теории: Государство появилось в результате разделения общества на высшие(арийцы)и низшие(славяне, евреи, цыгане и др.) расы. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими.

Минусы теории : Наука не видит связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.

Вариант 1

Выберите один правильный вариант ответа.

1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и

ее независимость во внешней политике называется:

а) политический режим;

б) публичная власть;

в) государственный суверенитет;

г) аппарат власти.

2. Укажите причину происхождения государства с точки зрения Е.

Дюринга и К. Каутского:

а) воля Бога;

б) изменение экономических отношений в первобытном обществе;

в) заключение людьми общественного договора;

г) завоевание одного племени другим, одной части общества

другой.

3. Происхождение государства в результате добровольного соглашения

людей объясняет:

а) ирригационная теория;

б) теория насилия;

в) договорная теория;

г) патриархальная теория.

4. Установите соответствие между фамилиями ученых, философов, политиков и созданными ими теориями происхождения государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Фамилии Теории

1. К. Виттфогель А. Теория насилия

2. Л. Гумплович Б. Договорная теория

3. Дж. Локк В. Ирригационная теория

4. Фома Аквинский Г. Патриархальная теория

5. Р. Фильмер Д. Теологическая теория

5. Теория, объясняющая происхождение государства изменениями

в экономической сфере:

а) ирригационная;

б) классовая (марксистская);

в) договорная;

г) патриархальная.

6. Причиной происхождения государства, по мнению Аристотеля,

явилась:

а) смена экономических отношений;

б) разрастание семьи;

в) необходимость строительства крупных оросительных систем;

г) Божественная воля.

7. Государством является:

а) объединение людей на основе достижения общих интересов;

б) система для поддержания господства одних групп людей над другими;

в) политическая организация общества на определенной территории;

г) верный ответ отсутствует.

8. Государство, как и первобытное общество, характеризует следующий

признак:

а) обязательные платежи (налоги);

б) оборона;

г) правовая система.

9. Признаком государства не является:

а) наличие правовой системы;

б) родовая организация населения;

в) территориальная организация населения;

г) наличие специальных органов, осуществляющих сбор налогов.

Вариант 2

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Для организации и осуществления власти в родовой общине не характерно :

а) принадлежность власти общине;

б) подчинение мерам общественного воздействия;

в) наличие специального аппарата управления.

2. Одним из немецких юристов, который стал основоположником теории, представляющей, что право появилось как продукт творческой деятельности конкретного народа, его «народного духа», был :

а) Л.И. Петражицкий;

б) Ф. Энгельс;

в) Ф. Савиньи;

г) Г. Гегель.

3. К сторонникам школы естественного происхождения права относятся :

а) М. Ковалевский;

б) Вольтер;

в) Ф. Энгельс;

г) С. Пуфендорф.

4. Марксистская и патримониальная теории связывают происхождение права :

а) с выражением духовной общности народа;

б) развитием народного духа;

в) расслоением общества на классы;

г) появлением частной собственности.

5. Первобытнообщинной формации не присущи следующие общественные институты :

а) брак и семья;

б) религия;

в) государство;

г) налоги;

д) аппарат насилия.

6. Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов:

а) ирригационная; 1) Аристотель, Филмер;

б) органическая; 2) Фома Аквинский;

в) материалистическая; 3) К. Виттфогель;

г) патриархальная; 4) Г. Гроций, Д. Локк, Т.Гоббс;

д) религиозная; 5) Г. Спенсер, Г. Прейс, И.К. Блюн- чли;

е) договорная; 6) Л.И. Петражицкий, З. Фрейд;

ж) психологическая; 7) Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский;

з) насилия; 8) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

7. К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит идея возникновения государства, которую можно сформулировать следующим образом:

а) разросшаяся семья – основа государства;

б) государство возникло в результате суммы военно-политических факторов;

в) государство – продукт социально-экономического развития;

г) государство возникло в результате естественного отбора.

8. Характерной чертой экономики первобытного общества является:

а) милитаризация;

б) производящий характер;

в) интенсивный характер;

г) присваивающий характер;

д) огосударствление.

9. Восточный путь возникновения государства связан:

а) с организацией сбора податей и налогов;

б) волей вождя племени;

в) необходимостью проведения массовых общественных работ;

г) организацией вооруженной защиты от внешних угроз.

10. Правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку, обозначается понятием:

а) право;

б) обычай;

в) нравы.

11. Нормативная регуляция первобытного общества характеризуется:

а) преобладанием запретов, неразделенностью прав и обязанностей;

б) отсутствием особого механизма принуждения, отделенного от общества и обеспечивающего исполнение норм;

в) всем вышеперечисленным, включая основную форму закрепления – обычай.

12. Политическими закономерностями возникновения государства являлись:

а) возникновение единобожия, религии, консолидирующей разрозненные общины в единую социальную общность;

б) создание системы учреждений и организаций, осуществляющих руководство обществом; обособление слоя профессионалов-управленцев, наделенных особыми правами и властными полномочиями;

в) формирование патриархальной семьи, трансформация родовой общины в соседскую, социальная дифференциация общества;

г) переход к производящей экономике, индивидуальному характеру трудовой деятельности, появление частной собственности

Вариант 3

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:

а) основатели церкви имели два меча. Один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям, для того чтобы те могли управлять государством и решать споры с другими странами;

б) государство появилось в результате коренных изменений в экономике и самом первобытном обществе. Произошло разделение труда, общество разделилось на классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство;

в) война, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными;

г) государство появилось потому, что у одних людей сильная потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качеством лидеров, правителей, хозяев.

2. Какой концепции происхождения права соответствует каждое из приведенных высказываний:

а) «Право есть произведение государства, а государственная власть есть тот начальный факт, из которого исходят друг за другом нормы права» (Г.Ф. Шершеневич);

б) «Тою же силою, какою творился язык, образовались и мифы народа, и его поэзия, и его право. Как в образовании и строении языка оказывается не личное мышление одного человека, так и создание права принадлежит творчеству всего народа» (А.П. Чебышев-Дмитриев)?

3. Согласны ли вы со следующим утверждением сторонников теории естественного права? Ответ обоснуйте.

«…Природа и разум – едины. Поэтому естественное право не зависит от особенностей того или иного народа… Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то не может и не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно – человеческое».

4. Определите, к критике, какой теории происхождения государства обращено следующее высказывание Г. Еллинека:

«Практические последствия теории… сводятся не к обоснованию, а к разрушению государства. Если государство есть не что иное, как грубая, неразумная сила, – почему бы угнетенным этой силой не сделать попытки сбросить ее с себя, низвергнуть тех, кем осуществляется эта сила, или даже разрушить всю нашу столь прославленную цивилизацию…»

5. Завершите таблицу :

Первобытное общество

Государство

Принадлежность власти

Принцип организации власти

Родственные связи

Социальная структура

Различные по социальным функциям

и интересам группы

Основной общественный регулятор

Правовые нормы

Экономическая основа

Коллективный труд, общественная

собственность и…

6. Восстановите логическую цепь явлений: переход от присваивающего хозяйства к производящему → … → появление прибавочного продукта → …→ распад родовой общины и появление соседской → … → рост социального неравенства и усложнение производственных отношений → …

Одним из путей изучения общества является формационный путь.

Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

Формация

Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис , то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка .

Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом . Он же выделил типы формаций.

Пять типов формаций по К.Марксу

  • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
  • Рабовладельческая формация : средства производства, орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
  • Феодальная формация : средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
  • Капиталистическая формация : средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
  • Коммунистическая формация : характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Временные рамки формации охватывают эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Мнения ученых о точном времени зарождения первобытнообщинной формации расходятся. Одни утверждают, что это произошло 3 млн. лет назад См., напр.: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990. - С. 12. , другие - 2 млн. лет назад См., напр.: Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 18., но верхний предел установлен более точно - 3 тыс. лет до н. э.

Одним из первых принято считать тип человека-умелого (Homo habilis), которому примерно соответствовало историческое время от начала возникновения первобытного общества, ведущего свое развитие от стада, до 40 тыс. лет до н. э. Этот период раннего палеолита именуется дошельским или ашельским. Человек - умелый был назван так за искусные руки, которыми он способен был отбивать из каменной гальки примитивные орудия труда. Отсюда термин ""галечная культура"", т.е. обработка гальки в интересах первобытного человека. Человек-умелый вел животнообразный, инстинктивный образ жизни, со своими сородичами общался звуковыми и жестомимическими коммуникативными сигналами. На уровне дошельского стада полностью отсутствуют какие-либо элементы духовной культуры. Физические характеристики Homo habilis: рост 120 см, вес 40 кг. На смену человеку-умелому пришел в рамках раннего палеолита дошельского и ашельского археологического времени человек - прямоходящий (Homo erectus) - питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек. Характеризуя человека-прямоходящего, следует помнить, что ему соответствовало уже не первобытное стадо, а праобщина, для которой были свойственны элементы совместного непроизводительного труда (собирательство, охота), умение обращаться с огнем, совершенствование примитивных орудий труда, сохранение и усложнение коммуникативных сигналов, доминирование биологических связей. Наиболее развитыми представителями Homo erectus были неандертальцы эпохи среднего палеолита археологического времени Мустье См.: Культурология / Под ред. Г.В.Драч. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 88..

В эпоху верхнего палеолита возникает новый тип человека - Homo sapiens, или человек разумный. Его стоянки были обнаружены в пещерах Франции в местечках с географическими названиями Ориньяк, Солютре, Мадлен. В историю этот период вошел как ориньяко-солютрийская культура. При изучении этого пласта первобытной культуры необходимо подчеркнуть, что человек-разумный в наибольшей степени по своим характеристикам приближается к современному человеку. Обратите внимание на то, что с возникновением разумного человека праобщина сменяется ранней родовой общиной, для которой характерна общественная форма собственности на орудия труда, совместный непроизводительный присваивающий труд - собирательство плодов, ловля рыбы, охота; умение не только пользоваться огнем, но и хранить его; производить более совершенные орудия труда. Природно-биологические связи заменяются дуальной семьей, проявляется элемент оседлости, организуются жилища. Особое внимание следует обратить на то, что наряду с элементами материальной культуры зарождаются ростки духовной: коммуникативные сигналы трансформируются в элементы членораздельной речи, появляются и осознаются первые табу, происходит становление религиозных ритуалов, формируются примитивные тотемистические культуры, возникает праискусство См.: Введение в культурологию / Под ред. В.А. Сапрыкина. - М., 1992. - С. 34-35..

Практически в лоне ранней стадии верхнего палеолита были заложены ключевые основы развития духовной культуры: язык, религия, семья, мораль, искусство, которые впоследствии получили свое развитие и в эпоху мезолита и неолита.

Неолит следует рассматривать как завершающую стадию развития каменного века. Этому времени соответствует поздняя более развитая родовая община. Здесь необходимо сконцентрировать внимание на выявлении того нового, особенного, что было свойственно этому периоду исторического развития данной формации в материальной и духовной сфере. В области материальной, производительной как главный момент следует выделить переход от присваивающего характера труда к производительному: одомашнивание скота, развитие земледелия, совершенствование ремесел, появление элементов натурального обмена. Все это чрезвычайно важно для дальнейшего развития всех форм материальной культуры. Именно в эпоху неолита были заложены основы дальнейшего развития агрокультуры, промышленного производства и торговли.

Что касается семьи, то здесь произошли существенные изменения - возник матриархат. За родом, состоящим из нескольких семей, закрепляется определенная территория, то есть происходит разделение земель между родами, и на них строятся поселения. В духовной жизни развитие членораздельной речи приводит к возникновению и развитию абстрактного мышления. В эпоху матриархата в области морали, искусства и религии особое значение, и это следует отметить, приобретает женское начало См.: Воронова И.Т. Брачные обычаи народов мира: зарождение и развитие // Наука и религия. - 2003. - №8. - С. 45. .

Завершается развитие первобытнообщинной формации и культуры возникновением соответствующей ей прасоседской или соседской общины, в которой труд становится более совершенным и производительным, на смену каменным орудиям приходят первые металлические. Матриархат заменяется духовной жизнью общества (мораль, религия, искусство), зарождаются объективные предпосылки для возникновения классовости и государства.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

  • · наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;
  • · экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода См.: Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995. - С. 67..

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

  • 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
  • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
  • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
  • 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества Там же. - С. 70. .

первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в произ-ве и распределении и социальным равенством членов общества.

Спорен вопрос о ее начале. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн. лет, был временем перехода от биологич. формы движения материи к социальной, т. е. эпохой становления человека и общества. Формирующиеся люди, к к-рым относятся архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы и др. сходные с ними формы) и палеантропы (неандертальцы), жили в формирующемся обществе, к-рое принято именовать первобытным человеч. стадом или праобществом (праобщиной). По археологич. периодизации - это ранний палеолит; примерно на грани раннего и позднего палеолита 35-40 тыс. Лет назад антропосоциологенеа завершился. На смену формирующимся людям пришли готовые люди - неоантропы, Homo sapiens, а праобщество превратилось в сформировавшееся человеч. общество. Одни ученые включают праобщество в П. ф. в качестве первого этапа ее развития. Другие считают объединение праобщества и начального этапа эволюции готового общества в одну единицу историч. развития неоправданным. С их точки зрения общественно-экономической формацией можно считать лишь определенную стадию развития сформировавшегося общества. Соответственно под П. ф. они понимают общество, Каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государства. По археологической периодизации это - поздний палеолит, мезолит, отчасти неолит.

В развитии этого общества отчетливо выделяются две осн. стадии: стадия ранней первобытной общины, или первобытной коммуны, и стадия поздней первобытной общины. На первой стадии люди создавали орудия из камня, кости, рога, дерева, но пищу не производили. Они присваивали ее при помощи орудий. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим. Осн. способами добывания средств к жизни были охота и собирательство, к к-рым позднее присоединилось рыболовство. Уровень развития производит. сил был настолько низок, что обществом создавалось продукта не больше, или не намного больше, чем его необходимо было для обеспечения физич. существования всех его членов, т. е. избыточный продукт был крайне мал. В этих условиях объективной необходимостью было существование безраздельной коллективной собственности на все средства произ-ва и предметы потребления и особенно на пищу. Пища распределялась между всеми членами коллектива независимо от того, участвовали они в ее добывании или не участвовали. Такое распределение обычно именуют уравнительным. Вопреки распространенному представлению, оно не означает распределения продукта между всеми поровну, хотя это и могло иметь место. Суть уравнит. распределения заключается в том, что каждый член коллектива имел право на часть созданного в нем продукта исключительно лишь в силу принадлежности к коллективу. Размер получаемой доли зависел, во-первых, от объема произведенного продукта, во-вторых, от потребностей данного индивида. Взрослые мужчины нуждались в большем количестве нищи, чем, напр., старики и дети, и соответственно получали большие доли продукта. В общем и целом распределение осуществлялось по потребностям. Личной собственности на данном этапе не существовало. Имело место лишь личное пользование, а позднее личное распоряжение вещами, принадлежавшими коллективу. В условиях безраздельного господства коллективной собственности труд членов социального организма носил непосредственнообществ. характер совершенно независимо от того, трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку. Первобытный социальный организм на данной фазе был подлинной коммуной.

Первобытная коммуна первоначально полностью совпадала с материнским родом. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с др. родом. Превращение на грани раннего и позднего палеолита праобщины, в к-рой господствовал промискуитет, в материнскородовую коммуну было одновременно возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными брачными отношениями родов - дуальнородовой организации. В дальнейшем наряду с групповым браком возник парный и вместе с ним - парная семья. С поселением супругов вместе первобытная коммуна перестала совпадать с родом. Но включая теперь в свой состав людей, принадлежавших к неск. родам, каждая община имела в своей основе один определ. род и в этом смысле оставалась родовой. Род в большинстве случаев продолжал быть материнским, но в определ. условиях наряду с материнским мог возникнуть и отцовский род (напр., у австралийцев).

Хотя размеры коллективов на данной фазе П. ф. обычно не превышали неск. десятков человек, каждый из них представлял собой (прежде всего в экономич. отношении) самостоят. социальный организм. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значит. влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единств, регулятором поведения людей была воля коллектива (первобытная мораль), выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в обычаях и традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Обычно неск. коллективов, живших по соседству, образовывали племя.

Развитие производит. сил и возрастание массы избыточного продукта привело в дальнейшем к тому, что уравнит. распределение стало препятствием для дальнейшего развития произ-ва. Возникла объективная необходимость в распределении по труду. С началом перехода к нему П. ф. вступила во вторую фазу своего развития - стадию поздней первобытной общины. Становление трудового способа распределения шло медленно; в течение всей второй фазы наряду с ним продолжал сохраняться и действовать старый - уравнительный. Сфера действия трудового способа распределения первоначально охватывала лишь избыточный продукт. Возникли и получили развитие спец. системы его распределения и обмена, отличные от системы распределения жизнеобеспечивающего продукта, - т. н. престижная экономика. В дальнейшем трудовой способ распределения начал распространяться и на жизнеобеспечивающий продукт. Сокращалась доля продукта, подлежащего уравнит. распределению, происходило сужение круга лиц, внутри к-рого этот принцип продолжал действовать.

Становление трудового способа распределения имело своим неизбежным следствием появление индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как экономич. ячейки и возникновение известного имуществ. неравенства между индивидами и семьями. Возрастают размеры общин. В их состав теперь входят уже нередко сотни людей. Усложняется структура общин, приобретая иерархич. характер. По-видимому, на этой стадии выделяются особые должностные лица (старейшины, вожди). Однако это имеет место не всегда и не везде.

Переход к фазе поздней первобытной общины произошел еще в эпоху господства присваивающего х-ва, но прочная материально-технич. база была подведена под нее только с появлением земледелия и скотоводства. Переход к этой форме х-ва был первым из трех крупнейших переломов в развитии производит. сил человечества - аграрной революцией. Если человек раньше лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, к-рую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль нек-рые природные процессы, он начал ее производить, что создало условия для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное произ-во избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным становление классов и гос-ва.

Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития П. ф. На смену ей пришла эпоха перехода от доклассового общества к классовому, эпоха предклассового общества. Становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Община постепенно трансформировалась в систему все более обособлявшихся Друг от друга домохозяйств, т. е. превращалась из первобытной в сельскую, соседскую. Парная семья трансформировалась в моногамную. Чаще всего этот процесс был опосредован возникновением большой, патриархальной семьи. Началось выделение ремесла, что способствовало развитию товарообмена. Углублялось имуществ. неравенство. Началось формирование частной собственности. Появились различные формы эксплуатации: клиентелла, кабала, рабство. Свободное население все в большей степени расслаивалось на эксплуататорское меньшинство и зависимую от него массу рядовых общинников. Зарождались и обострялись социальные антагонизмы. В значит. степени процесс становления классов и гос-ва ускоряли войны, к-рые велись с целью грабежа и установления даннических отношений. Увеличивались размеры социальных объединений, к-рые теперь могли включать в свой состав тысячи, десятки и даже сотни тысяч людей. Общины все в большей степени из самостоят. социальных единиц превращались в составные части формирующихся гос-в.

Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и егип. цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э. в энеолите (меднокаменном веке). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгеаде (включая Зап. М. Азию), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых классовых обществ относится к числу спорных. Одни сов. ученые считают их рабовладельческими, другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ

первая в истории общественно-экономич. формация, охватывающая время от появления первых людей – питекантропов, до возникновения классового общества. Внутри этого периода выделяются три осн. этапа: 1) эпоха первобытного человеч. стада; 2) эпоха расцвета родового общества; 3) эпоха превращения родового общества в классовое. В последние годы нек-рые исследователи выступили с т. зр., согласно к-рой эпоха первобытного человеч. стада как период становления общества должна противопоставляться всей последующей истории человечества, представляющей собой период развития сформировавшегося человеч. общества (см. Антропогенез, Первобытное человеческое стадо). Соответственно как первую обществ.-экономич. формацию они рассматривают родовое общество. Ленин подчеркивал, что первобытной коммуне предшествовало первобытное стадо (см. Соч., т. 35, с. 93),в то же время как на первую формацию указывал на "первобытный родовой коммунизм" (там же, т. 4, с. 33; т. 29, с. 437). Несомненно, однако, независимо от т. зр., что история первобытного человеч. стада качественно отличается от всей последующей истории доклассового общества. В истории собственно родового общества выделяются две осн. фазы. Первая из них охватывает поздний палеолит, вероятно, весь мезолит и, может быть, начало неолита. Наряду с каменными средствами труда в эту эпоху использовались орудия из кости, рога, дерева. Осн. занятием людей и гл. источником средств существования были охота и рыболовство. Дополнением к ним служило собирательство. Низкий уровень развития производит. сил, при к-ром люди с трудом обеспечивали свое существование, обуславливал определ. организацию обществ. произ-ва. Единств. хозяйств. ячейкой общества в ту эпоху был материнский род. На первом этапе родового общества материнский род был первобытной коммуной, отношения собственности в к-рой были всецело коллективистскими, что определяло коллективный характер произ-ва и потребления. Распределение было уравнительным. В родовой коммуне не было никакой власти, отделенной от коллектива и стоящей над ним, было равноправие всех ее членов – мужчин и женщин. Единств. регулятором поведения членов рода была воля коллектива, родовая мораль, выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в традициях и обычаях. Род был единств. производств. ячейкой общества и соответственно осн. единицей всего социального устройства. Будучи экзогамным коллективом, род не мог существовать изолированно. Его возникновение было одновременно появлением системы, состоявшей из двух взаимнобрачащихся родов, – дуально-родовой организации. Брачные союзы возникли как отношения не между индивидами, взятыми сами по себе, а между коллективами, родами. Первоначально брак был групповым, точнее дуально-родовым, и, вероятно, дислокальным: половые партнеры принадлежали к разным хоз. коллективам и жили раздельно. С распадением первоначальных родов на дочерние дуально-родовая организация превратилась в дуально-фратриальную. Экзогамия рода предполагает его уникотеральность – принадлежность к роду может считаться либо только по матери (материнский род), либо только по отцу (отцовский род). Первоначальный род был материнским. До конца не решенным является вопрос о существовании в ту эпоху племени. Переход от первой фазы родового общества ко второй, характеризующейся вызреванием предпосылок для перехода к классовому обществу, связан с появлением прибавочного продукта. Можно допустить, что в историч. развитии человечества появление прибавочного продукта относится ко времени безраздельного господства охоты и рыболовства. Но прочная основа для регулярного произ-ва прибавочного продукта была заложена лишь с появлением земледелия и скотоводства в середине неолита. Ранее человек при помощи орудий лишь присваивал жизненные средства, к-рые находил в природе в готовом виде. Возникновение земледелия и скотоводства означало, что человек начал производить средства к существованию, начал подчинять и контролировать природные процессы. Появление прибавочного продукта вызвало к жизни обмен, в процессе к-рого естеств. разделение труда между коллективами постепенно превратилось в общественное. Первой формой обществ. разделения труда было, т.о., разделение труда между коллективами. Наряду с коллективной собственностью возникла и получила постепенно развитие и личная, индивидуальная. Принцип уравнит. распределения начал во все большей степени дополняться новым, согласно к-рому непосредств. производитель имел больше прав на продукт своего труда, чем все остальные сородичи. К этой эпохе относится появление парного брака. Первоначально парный брак, как и групповой, носил, по всей вероятности, дислокальный характер. Упрочение хозяйств. и иных связей между супругами привело к их совместному поселению. Появление парного брака и парной семьи означало возникновение между людьми, принадлежавшими к разным родам, новых социальных отношений, причем не коллективных, а индивидуальных, возникновение первой социальной ячейки, состоявшей из индивидов, принадлежащих к разным родам, и поэтому находившейся вне рода. Энгельс связывал появление парной семьи "... с развитием экономических условий жизни,... с разложением древнего коммунизма..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 56) и подчеркивал, что "...различные формы семьи развиваются лишь впоследствии из начавшегося разложения родовых союзов" (Маркс К., там же, т. 23, с. 364, прим.). Как правило, род продолжал оставаться материнским, хотя в определ. условиях возможно было его превращение и в отцовский (австралийцы, папуасы). Но и перестав быть первобытной коммуной, род еще долгое время оставался осн. единицей социального устройства. У него сохранились мн. экономич. функции, не говоря уже о публично-правовых. Появление производств. коллективов, состоявших из представителей разных родов, порождает тенденцию к образованию более или менее широких надродовых, а затем и неродовых объединений. На этой стадии развития несомненно существование племени. Делокализация родов способствует появлению соседских связей, постепенно приобретающих все более важное значение. За второй фазой родового общества следует переходная эпоха превращения родового общества в классовое. Возможность эксплуатации человека человеком возникла с появлением прибавочного продукта. Но она смогла превратиться в действительность лишь тогда, когда начавшееся превращение личной собственности в частную породило стремление к накоплению богатств, дало стимул к индивидуализации произ-ва, что способствовало проникновению обмена внутрь производств. коллективов, вызвало к жизни имуществ. дифференциацию. На этой стадии военнопленных, к-рых раньше либо уничтожали, либо принимали в род, начали обращать в рабов. Возникнув, рабство в огромной степени способствовало становлению частной собственности, индивидуализации произ-ва, развитию обмена. Возникают зачатки обществ. разделения труда между индивидами, семьями. На этой стадии развития осн. экономич. ячейками общества были, как правило, большие семьи, в рамках к-рых парные семьи постепенно превращаются в моногамные. Господство в семье и обществе переходит к мужчине, возникает патриархат. Между большими и малыми семьями крепнут соседские связи – возникает постепенно соседская община. Род на этой стадии столь же постепенно теряет свои экономич. функции и становится лишь надстроечным явлением. Чаще всего он превращается из материнского в отцовский. Известен и такой вариант развития, когда материнский род исчезает, а отцовский не возникает. Его функции выполняет соседская община (эскимосы, нек-рые племена бассейна р. Амазонки). В определ. конкретных условиях формой, в к-рой происходит превращение родового общества в классовое, является матриархат (Ашанти, Дагомея и др.). Эксплуатация рабов сделала возможным быстрое накопление значит. богатств в руках отд. лиц и выделение родовой знати. Авторитет человека все в большей степени начал определяться не его личными достоинствами, а размерами принадлежащего ему богатства. В руках богатых людей оказались посты родовых старшин и племенных вождей. С появлением частной собственности войны, гл. целью к-рых являлся захват рабов и имущества, стали играть огромную роль. Б?льшая часть добычи доставалась родовой знати, что способствовало укреплению ее власти. Т.о., формирование рабовладельч. родовой аристократии неизбежно повлекло за собой начало становления публичной власти, стоящей над обществом. На этой стадии развития рядовые сородичи и соплеменники образовывали аппарат насилия, опираясь на к-рый родовая знать эксплуатировала все новые массы рабов и держала их в повиновении. Становление гос-ва происходило в форме военной демократии. Войны были фактором, ускорившим подготовленный предшествующим развитием процесс возникновения новых социальных образований – союзов племен. Общность практич. деятельности, возникавшая между племенами, входившими в состав союза, была основой консолидации племен в первичную народность (напр., франки, бавары, древляне, поляне и др.). Образование союзов племен, возглавляемых родовой знатью во многом уже политич. объединений, способствовало развитию процесса становления классов и гос-ва. Выделение рабовладельч. верхушки с самого начала сопровождалось обнищанием рядовых членов общества, что выражалось и в появлении наряду с людьми, ведущими самостоятельно хозяйство, лиц, уже потерявших такую возможность, к-рые становятся объектом эксплуатации. Общество окончательно раскалывается на классы, между к-рыми развертывается борьба. Класс эксплуататоров в таких условиях уже не может навязывать свою волю обществу, без особого аппарата принуждения, насилия. С образованием такого аппарата завершается процесс становления гос-ва и тем самым классового общества. Возникновение классового общества у разных народов относится к различным эпохам. В долине Нила и междуречье Тигра и Евфрата оно возникло в эпоху медного века (4–3-е тысячелетия до н.э.), на территории Индии, Китая, в вост. Средиземноморье – в эпоху бронзового века (3–2-е тысячелетия до н.э.), у греков классич. периода, древних римлян и целого ряда др. народов – в эпоху раннего железного века (1-е тысячелетие до н.э.), у германцев, славян и мн. др. этнич. групп – в эпоху среднего железного века (1-е тысячелетие н.э.). Согласно господствующей в марксистской науке т. зр., первой антагонистич. формацией является рабовладельческая, хотя в последнее время нек-рые исследователи-марксисты стали склоняться к т. зр., что в странах Др. Востока существовала особая антагонистич. формация ("азиатская"), отличная от рабовладельческой и исторически ей предшествующая. Многие из народов, у к-рых классовое общество возникло в более позднюю историч. эпоху (1-е и 2-е тысячелетия), перешли к феодализму, минуя рабовладельч. формацию. Часть ученых объясняет это влиянием высокоразвитых классовых обществ, в к-рых рабовладельч. способ произ-ва уже успел к этому времени изжить себя. Другие исследователи прежде всего обращают внимание на то обстоятельство, что у народов, перешедших прямо к феодализму, производит. силы, в связи с более поздним образованием у них классового общества, были значительно больше развиты. В процессе практич. деятельности людьми родового общества было накоплено немало знаний об окружающем мире и о себе, в к-рых, однако, было много неверного, иллюзорного. Возникает религия как порождение определ. ступени обществ. развития. В эту эпоху существовали такие формы религии, как магия, фетишизм, тотемизм и демонизм, одной из разновидностей к-рого был анимизм. Археологич. и этнографич. материал свидетельствует о существовании в это время различного рода охотничьих и иных плясок и танцев, развертывавшихся иногда в настоящие инсценировки, о появлении примитивных музыкальных инструментов. В родовом обществе существовала родовая мораль. Процесс разложения родового строя и превращения его в классовое нашел отражение в обществ. сознании. Последнее приобрело классовый характер. Единая мораль родового общества постепенно исчезла, уступив место классовой морали. С возникновением гос-ва воля класса угнетателей находит свое проявление не только в морали, но и в праве. Лит.: Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса. т. 9, М.–Л., 1941; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Маркс К., Капитал, т. 1, 3, там же, т. 23, 25, ч. 1, 2; Ленин В. И., Рецензия. А. Богданов. Краткий курс экономической науки, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, [Письмо] А. М. Горькому, декабрь 1913 г., там же, т. 35; ?орган Л. Г., Древнее общество, Л., 1935; Вопросы истории доклассового общества, М.–Л., 1936; ?авдоникас В. И., История первобытного общества, ч. 1–2, Л., 1939–47; Чайлд Г., Прогресс и археология, пер. с англ., М., ; Толстов С. П., Военная демократия и проблема "генетической революции", "Проблемы истории докапиталистич. обществ", 1935, No 7–8; его же, Древний Хорезм, М., 1948; его же, Некоторые проблемы всемирной истории в свете данных совр. и историч. этнографии, "Вопр. истории", 1961, No 11; Родовое общество, М., 1951 (Тр. Ин-та этнографии. Нов. серия, т. 14); ?фименко П. П., Первобытное общество, К., 1953; Липс Ю., Происхождение вещей, пер. с нем., М., 1954; Всемирная история, т. 1, М., 1955; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.–Л., 1957; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, М., 1957; Токарев C. A., Происхождение общественных классов на островах Тонга, "Сов. этнография", 1958, No 1; Проблемы истории первобытного общества, М.–Л., 1960 (Тр. Ин-та этнографии. Нов. серия, т. 54); Дикшит C. K., Введение в археологию, пер. с англ., М., 1960; Аверкиева Ю. П., Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев сев.-зап. побережья Сев. Америки, М., 1961 (Тр. Ин-та этнографии. Нов. серия, т. 70); Замятнин С. Н., Очерки по палеолиту, М.–Л., 1961; Семенов Ю. И., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "ВФ", 1959, No 7; его же, Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; его же, О периодизации первобытной истории, "Сов. этнография", 1965, No 5; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; У истоков человечества (Осн. проблемы антропогенеза). [Сб. ст.], М., 1964; Золотарев А. М., Родовой строй и первобытная мифология, ?., 1964; Данилова Л. В., Дискуссия по важной проблеме, "ВФ", 1965, No 2; Childe V. G., Social evolution, L., 1951; White L. ?., The evolution of culture, ?. ?. – , ; Sellnow I., Grundprinzipien einer Periodisierung der Urgeschichte, В., 1961; Social life of early man, ?. ?., 1961; Courses toward urban life, N. Y., 1962. Ю. Семенов. Рязань.



Просмотров