Образец сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Знаки препинания при прямой речи Граник знаки препинания как и слова говорят

Знакам препинания отведена роль музыки языка: с их помощью мы произносим фразы с необходимой интонацией и делаем паузы в правильном месте. Однако это еще не все их достоинства. Во многих случаях благодаря пунктуации, человек приходит к пониманию смысла конкретной фразы, или текста в целом. Многоточие, к примеру, принуждает читателя к остановке и размышлению, а посредством тире мысль приобретает динамичность. Особая роль в понимании текста отводится знакам, стоящим в конце предложения.

Знаки препинания способствуют передаче множества

оттенков смысла. Каждому из пунктуационных знаков, расположенных в предложении, свойственно иметь собственное значение.

Например, текст Каверина содержит предложении 17, в конце которого находится восклицательный знак. Данному предложению характерна высокая степень экспрессивности, эмоциональности, а благодаря наличию знака, читатель приходит к выводу, что мальчик с большим трудом разобрался в научной книге. Предложение 33 содержит запятую, предназначенную здесь для обособления вводного слова “итак”. Посредством знака препинания выделяется слово, акцентирующее внимание на логическом выводе, к которому

пришел мальчик во время своих размышлений.

Большое значение придается кавычкам, выступающим тоже в качестве знака препинания. Их применение способствует выделению фразы как чужой, то есть, возможно, повествователь не согласен с ней. Такой функцией кавычки наделены в предложении 27, где герой романа выражает свое несогласие с мнением, что авиация – его очередное несерьезное “новое увлечение”, так как согласно твердому убеждению парня – это дело всей его жизни. Важность пунктуации заключается в том, что из-за ее отсутствия невозможно будет понять смысл текста.


Другие работы по этой теме:

  1. Я согласен с высказыванием современного лингвиста С. И. Львовой о том, что “Пунктуационные знаки препинания имеют свое определенное значение в письменной речи. Как и каждая...
  2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: “Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак...
  3. Слово является одной из главных единиц языка. Словом называют определенные предметы, процессы, действия, описывают их состояние. Все явления и предметы имеют в языке свои наименования....
  4. Термин “синтаксис” используется в качестве названия раздела науки о языке, предназначенного для изучения построения предложений и словосочетаний. Их применяют люди с целью общения между собой....

Сочинения по текстам из сборника И.П.Цыбулько, 2017 год.

Вариант 1.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»…

«Знаки препинания, как и слова, говорят», — утверждает Г.Г. Граник. Действительно, от выбора знаков препинания часто зависит не только пунктуационная текста, но и смысл некоторых входящих в его состав предложений. Чтобы это доказать, рассмотрим примеры из текста В. Каверина.

«Рост! Проклятый рост!» — читаем мы в предложениях 42, 43 и понимаем, что не случайно автор завершает их восклицательным знаком. Герой сильно тревожится и даже сердится, считая недостаточный рост возможной причиной, из-за которой его могут не принять в летную школу. Здесь отсутствуют слова, передающие эмоциональное состояние мальчика. Их роль в этих предложениях взял на себя восклицательный знак.

Обратимся теперь к третьему пункту правил: «Что решено – исполни». Перед нами сложноподчиненное предложение. Мы знаем, что в нем между главной и придаточной частью обычно ставится запятая. Но автор заменил запятую на тире, давая понять читателям характер своего героя. Принял решение – значит, обязательно его выполни. Постановка тире в этом предложении напоминает пунктуацию в бессоюзном сложном предложении: ставится тире, если вторая часть сложного предложения представляет собой следствие, вывод.

Восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, тире, кавычки – эти знаки препинания могут иногда заменить в высказываниях слова. Значит, с мнением известного русского языковеда нельзя не согласиться.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «- Примут, — решительно отвечал я»…

В последнем предложении герой текста В. Каверина, мечтавший о поступлении в летную школу, с решительностью заявляет себе: «Примут». Он уверен в этом, потому что стать летчиком для него – не случайный выбор профессии, а самая заветная мечта. Поставив перед собой цель, он делает все, чтобы достичь ее.

Слово «Вперед!», название корабля известного путешественника Амундсена, стало для героя В. Каверина девизом. Нужно идти только вперед, преодолевая трудности, исполняя все задуманное, — так решил он втайне от всех.

«Что это была за мука!» — говорит он, вспоминая о том, сколько сил и терпения пришлось приложить, чтобы изучить «Теорию самолетостроения». Но, не желая сдаваться, он ежедневно разбирал по частям «воображаемый самолет» и постепенно узнал его, «как свои пять пальцев».

Понимая, что попасть в летную могут только имеющие крепкое здоровье мальчишки, будущий летчик начинал свой день с занятий гимнастикой и холодного обтирания. «А вдруг не примут?» — такое сомнение заставляло его «проверять глаза, уши и сердце». Даже мнение школьного врача казалось недостаточным.

Но огромное желание быть летчиком, сила воли и твердость духа помогали ему бороться с сомнениями. Герой настойчиво шел к своей мечте, поэтому уверен: она обязательно осуществится.

15.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ?..

Самовоспитание – это возможность изменить себя, добиться в жизни того, о чем мечтаешь. Оно помогает достичь больших успехов в учении, в разных областях спорта и искусства и даже стать красивее. Только нельзя сдаваться.

Герой текста В. Каверина служит примером, который подтверждает: умение следовать выработанным для себя правилам приводит человека к желаемой цели. Мучительно трудно было мальчишке читать «Теорию самолетостроения». Но он упорно, заучивая то, что не понимал, изучал самолет до тех пор, пока не узнал его, «как свои пять пальцев». Чтобы быть сильным и выносливым, каждое утро начинал с гимнастики и холодного обтирания. Никто не принуждал его. Наоборот, в школе даже считали, что он «разбрасывается». Но решение во что бы то ни стало стать летчиком, заставляло мальчика настойчиво двигаться к намеченной цели.

Самовоспитание помогает человеку стать лучше, следить за своими поступками и поведением. Например, если я однажды дала себе слово, что больше не буду обманывать родителей, то теперь никогда не позволяю себе делать это. Желание выглядеть привлекательной заставляет меня внимательно относиться к своему внешнему виду.

Воспитывать себя нужно учиться с детства. Впоследствии это помогает быть успешным и порядочным человеком.

Сочинения из коллекции Г.Е.Максимовой

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Г. Граник.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Знаки препинания не зря называют музыкой языка: они помогают нам произносить фразы с нужной интонацией, делать правильные паузы. Но этого мало. Во многих случаях именно пунктуация помогает нам понять смысл фразы и текста в целом. Например, многоточие заставляет нас остановиться и задуматься, а тире придает мысли динамичность.
Важны для понимания и знаки конца предложения. Например, в тексте Каверина в предложении 17 на конце стоит восклицательный знак. Это предложение очень экспрессивное, эмоциональное, благодаря знаку, мы понимаем, что мальчику и в самом деле стоило большого труда разобраться в научной книге.
Имеет большое значение и такой знак препинания, как кавычки. Они позволяют выделить фразу как чужую, возможно, повествователь с ней даже не согласен. К примеру, такую функцию кавычки выполняют в предложении 27. Герой романа не согласен с тем, что авиация - это всего лишь его «новое увлечение» - он считает, что это дело его жизни.
Значит, пунктуация важна и для понимания смысла текста.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «-Примут, - решительно отвечал я».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Мальчик сам себе твердо сказал, что его примут в летную школу. Казалось бы, почему он так уверен в этом? А причина в том, что герой чувствует: авиация - дело его жизни.
Мальчик относится к своей мечте серьезно, поэтому скрывает ее от окружающих. Он говорит, что хранил все в тайне, потому что не хотел, чтобы о нем думали, что у него «новое увлечение». Ему казалось, что решение принято им много лет назад, когда он однажды увидел в небе самолет.
Герой произведения делает все для того, чтобы его мечта осуществилась: он делает специальную гимнастику, закаливается, следит за здоровьем, изучает необходимую литературу. В тексте говорится, что он досконально изучил мотор самолета, а ведь это было нелегко.
Я думаю, мальчик не зря уверен, что поступит в летную школу: его воля и целеустремленность помогут ему.

15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Самовоспитание - это стремление человека сделать самого себя лучше, привить себе полезные черты характера и навыки.
Очень важно, чтобы человек научился воспитывать себя сам, ведь, когда он вырастет, ему уже не будут делать замечания учителя или родители - он должен сам совершенствоваться.
В тексте Каверина мы читаем о мальчике Саньке, который мечтал стать летчиком. Никто его не заставлял, он сам принял решение и неуклонно шел к своей мечте. Санька делал специальную гимнастику, закаливался, изучал специальную литературу. Я читал роман «Два капитана», поэтому знаю, что герою удалось осуществить свою мечту.
Мне вспоминается еще один летчик - Алексей Мересьев, герой книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», основанной на реальных событиях. Герой этой книги потерял ноги, но смог добиться того, чтобы ему снова разрешили летать, и опять ушел на фронт. Ему тоже было очень тяжело, но он выдержал.
Самовоспитание очень важно для каждого человека.

Окт 07 2010

1.Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

2. Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)
3. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

4. А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор , закончив «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
5. При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую».
Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Их значения складывались в течение столетий
Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
Вопросительный з н а к требует ответа. В устной речи ему соответствует особого рода интонация и вопросительные слова.

Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора фрагменты предложения.

Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Т и р е ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

К А В Ы Ч К И нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.В помощь пишущему сочинение «Зачем нужна пунктуация»
Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении () знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении () запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Восклицательный знак очень экспрессивен. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.
Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему о пунктуации и орфографии . Литературные сочинения!

Просмотров