Образцы решения практических заданий по дисциплине. Задания по дисциплине «Теория государства и права Практические задания по теории государства и права

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

к государственному экзамену по теории государства и права

для студентов очной формы обучения

ЗАДАНИЕ № 1

вместе с гражданином Н. занимались в 1983 году скупкой и перепродажей валюты с целью наживы. был арестован в этом же году и привлечен к уголовной ответственности по ст. 88 УК РСФСР. скрылся и был арестован только в 1994 году, когда данная статья была исключена из Уголовного кодекса (декриминализирована). Следователь заявил о том, что он намерен возбудить уголовное дело, так как в момент совершения валютных операций данная статья действовала.

Правомерно ли заявление следователя?

ЗАДАНИЕ № 2

«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 3

«Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 6 Конституция РФ).

в) постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления ».

ЗАДАНИЕ № 48

Какой из перечисленных актов является актом официального легального толкования

а) постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 01.01.01 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии»»;

б) постановление Конституционного суда РФ от 6 июля 1999 г. «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и3) Конституции Российской Федерации»;

в) постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 01.01.01 г. № 000 «О толковании норм Закона Нижегородской области «О выборах губернатора Нижегородской области».

ЗАДАНИЕ № 49

Определите вид толкования по объему?

«Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 50

Определите вид толкования по объему?

«Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров» (ст. 110 Конституции РФ)

ЗАДАНИЕ № 51

Определите вид толкования по объему?

«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

ЗАДАНИЕ № 52

Определите вид толкования по объему?

«Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности , несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств » (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 53

Определите элементы состава правоотношения, основанием возникновения которого является договор купли-продажи.

ЗАДАНИЕ № 54

«Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет» (ст. 224 УК РФ).

Определите вид толкования по объему?

Теория государства и права – сложная учебная дисциплина, с которой студенты начинают освоение основных понятий и категорий юриспруденции. С первых занятий у обучаемых может сложиться впечатление о том, что изучаемая ими наука представляет собой непрактичную совокупность знаний о государственно-правовых явлениях. Основные цели настоящего практикума: обосновать практическую применимость изучаемого материала, привлечь внимание и заинтересовать студентов в получении новых фундаментальных знаний.

Сложный процесс формирования юридического образования начинается с приобретения элементарных представлений о праве и государстве. Сделать это интересным и увлекательным позволят различные творческие задания, нестандартные схематические упражнения и деловые игры, представленные в данном разделе. Такой подход, по-нашему мнению, позволит решить одну из актуальных проблем методики преподавания в современном образовании, связанную с умением педагога заинтересовать студентов в получении необходимых знаний.

В практикуме приводятся примеры действующего законодательства, что позволяет ориентировать студентов на необходимость работы с нормативными источниками, понимать их значение, уметь анализировать и применять на практике.

Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Цель занятия

Закрепить знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях по вопросам значения и места теории государства и права в системе наук, а также предмета, функций и методов ее изучения.

Задание № 1. Прокомментируйте слова известных мыслителей:

1.1. "Знать законы – значит воспринимать не их слова, но их содержание" (Византийский император и юрист Юстиниан).

1.2. "Законы изобретены для блага граждан" (Римский юрист Цицерон).

Задание № 2. Приведите пример использования метода правового эксперимента на практике из истории и современности (допустимо моделирование авторской ситуации).

Задание № 3. Составьте схемы:

3.1. "Классификация методов теории государства и права"

3.2. "Функции теории государства и права"

3.3. "Общая система наук"

Задание № 4.

4.1. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Тип № 4 Тип № 5

4.2. Придумайте по два примера к каждому типу соотношения понятий (юридического характера и обыденного).

Задание № 5. Объясните следующие проблемные ситуации:

5.1. Следует ли "отделить" теорию государства от теории права и "передать" теорию государства в состав политической науки (политологии).

5.2. Чем отличаются теория государства и права как наука от соответствующей ей учебной дисциплины?

Задание № 6. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника):

6.1.Закономерность____________________________________________

6.2.Концепция6.3.Парадигма_________________________________________________

6.4.Теория____________________________________________________ 6.5.Система___________________________________________________

6.6.Структура_________________________________________________

6.7.Наука

6.8.Функция__________________________________________________

6.9.Метод_____________________________________________________

6.10.Эксперимент______________________________________________

Олимпиада по теории государства и права для студентов 2 курса СПО

Дорогой друг!

Перед Вами олимпиадная работа по теории государства и права. Вам предлагается выполнить три различных задания. На ее выполнение отводится два часа (120 минут). Прежде чем приступить к работе, внимательно прочитайте задание. При выполнении тестовых заданий используйте общепринятые правила решения: в первую очередь отвечайте на те вопросы, в ответах на которые Вы уверены, к другим вопросам можно будет снова вернуться немного позднее. Необходимо сопоставлять вопросы из разных заданий: формулировки отдельных вопросов могут подсказать Вам ответы на другие вопросы. Любыми дополнительными материалами, включая учебную и специальную литературу, тем более интернет-ресурсами пользоваться запрещено.

Желаем успехов!

I задание – тест. Выберите только один правильный ответ на каждый из представленных вопросов (за каждый правильный ответ-1 балл)

1. Нормы, обязательные для всех жителей государства, - это нормы:

А) права

Б) морали

В) Обычая

Г) традиции

2. К признакам любого государства относится:

А) верховенство права

Б) наличие парламента

В) федеративное устройство

Г) наличие публичной власти

3. Любое государство характеризуется:

А) принципом народовластия

Б) соблюдением прав человека

В) защитой безопасности страны

Г) разделением властей

4. Законодательная власть в РФ принадлежит:

А) Федеральному Собранию

Б) Правительству

В) Президенту

Г) Конституционному Собранию

5. Согласно Конституции РФ Президент РФ является:

А) Председателем Правительства

Б) Председателем Федерального Собрания

В) Верховным главнокомандующим РФ

Г) Главой Государственной пограничной комиссии

6. Органом исполнительной власти в РФ является?

А) Счетная палата РФ

Б) Федеральное Собрание РФ

В) Государственный Совет РФ

Г) Правительство РФ

7. Институтом политической системы является (ются):

А) политические партии

Б) политическая идеология

В) политические отношения

Г)политическая культура

8. Развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий – это:

А) политический режим

Б) политический процесс

В) политический институт

Г) политическая активность

9. Только демократический режим характеризуется:

А) суверенитетом во внешних и внутренних делах

Б) распространением юрисдикции государственной власти на всю территорию

В) общеобязательностью указаний государственной власти

Г) свободной деятельностью различных партий, объединений, движений

10. Верны ли следующие суждения о демократии?

1) На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять государственная власть, опирающаяся на насилие как средство решения всех политических проблем

2) Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

11. Признаком тоталитарного режима является:

А) монополия на власть одной политической партии

Б) борьба за государственную власть

В) наличие аппарата принуждения

Г) нормативная регламентация взаимоотношений граждан с государством

12. Политическая партия:

А) осуществляет связь между обществом и властью

Б) обеспечивает доступность адвокатских услуг

В) управляет хозяйством и обществом

Г) регулирует общественные отношения и поведение граждан

13. Что из перечисленного является источником права?

А) юридические статьи

Б) послание Президента

В) постановление Правительства

Г) исследования ученых

14. Видом ответственности, налагаемой только судом, является:

А) строгий выговор

Б) лишение специального права

В) административный арест

Г) предупреждение

15. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

1) По мере того как развивалось человеческое общество и появлялось государство, регулировать поведение людей стали преимущественно правовые нормы

2) Одним из отличий правовой нормы является то, что она адресована всем жителям государства

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

II задание. Найдите правильное соотношение термина и понятия (за

каждый правильный ответ-2 балла)

16. Найдите в приведенном списке признаки, свойственные любому государству, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1. наличие парламента

2. наличие суверенитета

3. наличие законов

4. наличие публичной власти

5. наличие монарха

6. наличие силовых структур

7. наличие конституции

Ответ: ______

17. Найдите в приведенном ниже списке высшие органы государственной власти РФ и запишите цифры, под которыми они указаны:

1. Конституционный Суд

2. Государственный Совет РФ

3. Федеральное Собрание

4. Общественная палата РФ

5. Правительство РФ

6. «Единая Россия»

Ответ: ________

18. Установите соответствие между признаками политических режимов и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

А) проведение тактики, направленной на предотвращение возникновения оппозиции

Б) наличие в партийной системе политических партий, в том числе и оппозиционных

В) в основе общественного устройства лежит принцип «разрешено то, что не имеет отношения к политике»

Г) ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций

Д) невозможность контроля со стороны общества деятельности репрессированных государственных органов

Е) принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства

1) демократический

19. Установите соответствие между правонарушениями и возникшими в их результате правоотношениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) невыплата гонорара

Б) вмешательство в работу избирательной комиссии

В) неуплата по долговым обязательствам

Г) заведомо ложный вызов пожарной охраны

Д) нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности

1) гражданское право

2) административное право

Ответ:

20. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правонарушение».

А) осознанное деяние

Б) образ мыслей

В) наличие вреда

Г) наличие вины

Д) чувство вины

Е) умысел

Ответ:

21. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Государственная власть опирается на государственный аппарат, юридические ____ (А), материальные ресурсы, механизмы убеждения и принуждения. С юридической точки зрения государственная власть имеет ___ (Б) и возможность подчинять своей воле других людей, издавать властные ___ (В). Исполнительная власть обязана объединять усилия граждан, наводить ___ (Г) и в нормальных, и в экстремальных условиях. Для исполнения обязанностей государственной ___ (Д) необходимы организующие, координирующие и контролирующие органы. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства – это есть организация власти в ___ (Е).

Слова в списке даны в именительном падеже единственного числа. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

    власть

    порядок

    норма

    государство

    распоряжения

    суд

    право

    общество

    правительство

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

III задание. Из приведенных ниже высказываний Вам необходимо

выбрать одно и изложить свою точку зрения по поводу выбранного

высказывания.

22. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). Максимальное количество баллов – 16 баллов), При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса теории государства и права, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Критерии оценки:

1. Уместное и точное владение терминологией и понятийным аппаратом

(4 балла)

2. Аргументированность выводов (4 балла)

3. Соответствие текста теме (4 балла)

4. Оригинальность и самостоятельность аргументации (4 балла)

    «Парламент имеет не больше права запускать руку в мой карман, чем я в его» (Джордж Вашингтон)

    «Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения» (Н.А. Бердяев)

    «Анархия всегда приводит к абсолютизму» (Наполеон Бонапарт)

    «Государственные деятели отличаются от политиков тем, что первые думают о будущем страны, а вторые – о предстоящих выборах» (Уинстон Черчилль)

Ключи к олимпиаде ТГП

1. Предмет теории государства и права.

2. Система теории государства и права.

3. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

4. Функции теории государства и права.

5. Методы теории государства и права.

6. Первобытное общество: органы управления и нормы поведения.

7. Предпосылки, основные этапы и формы возникновения государства и права.

8. Основные теории возникновения государства и права.

9. Проблема типологии государственных и правовых систем.

10. Основные подходы к понятию государства.

11. Определение и признаки государства.

12. Сущность государства.

13. Формы возникновения государств.

14. Проблемы типологии государств.

15. Понятие и виды функций государства.

16. Внутренние функции государства.

17. Внешние функции государства.

18. Формы и методы осуществления функций.

19. Понятие и основные элементы формы государства.

20. Форма правления.

21. Форма государственного устройства.

22. Понятие механизма и аппарата государства.

23. Понятие и определение права.

24. Типы правопонимания.

25. Социальная ценность права.

26. Принципы права.

27. Функции права.

28. Соотношение права и правовой системы.

29. Система социальных норм. Классификации социальных норм.

30. Соотношение права и морали.

31. Право и технические нормы.

32. Право и обычаи.

33. Право и нормы организаций (корпоративные нормы).

34. Понятие и виды источников права.

35. Нормативный правовой акт, его отличия от индивидуальных правовых актов и актов толкования (интерпретационных актов).

36. Координация и субординация источников права.

37. Закон. Виды законов.

38. Подзаконные нормативные акты.

39. Понятие системы права.

40. Отрасли и институты права.

41. Основания деления права на отрасли.

42. Тенденции в развитии системы законодательства.

43. Вступление в силу нормативных правовых актов и утрата ими юридической силы.

44. Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. Обратная сила и переживание закона.

45. Коллизии в праве и принципы их разрешения.

46. Систематизация и кодификация нормативных правовых актов. Формы систематизации.

47. Юридическая техника.

48. Предмет и методы правового регулирования.

49. Понятие нормы права.

50. Структура юридической нормы.

51. Виды юридических норм.

52. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

53. Понятие правоотношения.

54. Виды правоотношений.

55. Состав правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.

56. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

57. Объекты правоотношений.

58. Юридические факты, их виды. Фактический состав.

59. Понятие реализации норм права. Формы реализации.

60. Понятие правовой процедуры и юридического процесса.

61. Применение права.

62. Акты применения права, их виды.

63. Стадии применения права.

64. Понятие и значение толкования.

65. Способы и виды толкования.

66. Пробелы в праве и способы их восполнения. Аналогия закона и аналогия права.

67. Правомерное поведение, виды правомерных действий.

68. Понятие правонарушения, виды правонарушений.

69. Состав правонарушения.

70. Причины правонарушений, пути их преодоления.

71. Понятие юридической ответственности.

72. Соотношение ответственности и иных мер государственного принуждения.

    Номер работы:

    Год сдачи:

    Количество страниц:

    1. Приведите примеры социальных норм 3
    2. Опишите значение норм морали и обычаев для общества. Приведите примеры отрицательных последствий нарушения различных социальных норм - морали, обычаев и т.п. 3
    3.Определите политический режим, форму правления и форму государственного устройства РФ. Подтвердите свои ответы примерами. 4
    4. Примеры реализации политической, идеологической и социологической функций государства РФ. 6
    5. Приведите примеры из практики международного сотрудничества, когда государственные органы РФ реализуют внешние функции государства 7
    6. Уголовный кодекс РФ в Особенной части устанавливает санкции за отдельные виды преступлений. Проявление какой из функций это является - охранительной или регулятивной? 7
    7. Проявление какой из функций права - охранительной или регулятивной - является закрепление в Гражданском кодексе института права собственности? 7
    8. Приведите примеры наступления определенных юридических фактов, которые послужили возникновению, изменению или прекращению правоотношений 8
    9. С какой целью в юриспруденции существует конструкция юридического состава преступления? 8
    10. Охарактеризуйте уголовную ответственность. Перечислите виды уголовного наказания. Выскажите своё мнение об отмене смертной казни в России, аргументируйте свое мнение 8
    11. В чем основное различие уголовной и административной ответственности? Поясните свой ответ и приведите примеры 9
    12. Назовите виды гражданско-правовой ответственности. В каких случаях лицо может быть освобождено от гражданско-правовой ответственности? 10
    13. Дайте краткую характеристику видов ответственности рабочих и служащих 10
    14. Какие права Вы отнесете к личным (гражданским правам)? Приведите примеры 11
    15. Какие права Вы отнесете к политическим? Какие из политических прав Вы использовали? Приведите примеры 12
    16. Какие права Вы отнесете к социально - экономическим? Приведите примеры использования социально - экономических прав в Вашей жизни 12
    17. Охарактеризуйте состояние прав и свобод человека и гражданина в современной России 13
    18. Охарактеризуйте состояние местного самоуправления в населенном пункте, в котором Вы живете, учитесь или работаете 14

    Выдержка из работы:

    Некоторые тезисы из работы по теме Задания по ТГП
    Нормы морали и обычаи регулируют жизнь общества, но несколько другим способом. Не все стороны общественной жизни подлежат правовому регулированию. Например, отношения дружбы и любви между людьми регулируются общепризнанными нормами поведения, на основе которых каждый конкретный человек устанавливает себе рамки поведения, которые могут отклоняться в ту или иную сторону, но модель, образец поведения, одобряемый или порицаемый обществом, остается всегда.
    В качестве примера, можно отметить неодобрительное отношение к человеку, опаздывающему на встречу, свидание со стороны ожидающих его людей.
    Неодобрение и нехорошую деловую характеристику получает предприниматель, игнорирующий правила делового оборота



Просмотров